Адаптация в новом коллективе: поведение на новой работе. Инструкция по выживанию в новом коллективе Сколько длится адаптация в новом коллективе

Получить работу, которая бы соответствовала всем вашим критериям и требованиям, от профессионализма и высокой самооценки, до соответствующей зарплаты, в наше время конкуренции, очень трудно.

Поэтому, чтобы легко адаптироваться на новом месте работы и в новом коллективе, необходимо соблюдать несколько важных правил. Ведь не только от ваших профессиональных знаний, но и от поведения и манеры общения с коллегами, зависит то, сколько вы будете работать в престижной компании.

День первый.

Он, как известно – самый трудный. Ваш профессионализм коллеги и начальство оценят в первую неделю. А вот на уровне невербальной информации, ваши будущие коллеги составят свое индивидуальное впечатление о вас, в первые же минуты общения.

Они заметят, как вы одеты, как поздоровались и вошли в офис, обратят внимания на вашу походку, манеру двигаться и знакомиться. Первое впечатление – всегда самое сильное, хоть и не всегда – самое верное. Но второго шанса у вас не будет.

Внешний вид.

Готовясь к собеседованию, вы уже выяснили, есть в компании свой дресс-код, видели, как одеты сотрудники, приблизительно поняли атмосферу отношений и общения. Это поможет вам заранее подготовиться к первому «выходу в свет».

Если в компании – строгий дресс-код и принято одеваться в определенной цветовой гамме, то подготовьте свой костюм, блузку, туфли и сумку, которые гармонично сочетаются друг с другом, заранее.

Не стоит в первый день демонстрировать вещи престижных брендов – достаточно безупречного кроя костюма и дорогой ткани, шелковой или хлопковой корректной блузки, туфель-лодочек на каблуке средней высоты.

Так же неуместно первое появление в офисе в своем дорогом гарнитуре с драгоценными камнями, часами от Картье, декольтированной блузке или топе, с ярким макияжем.

Ваш внешний вид: прическа, маникюр и макияж должны быть безукоризненными, но корректными. Сделайте заранее стрижку и укладку, если волосы короткие или средней длины, длинные волосы можно собрать в «ракушку» или модный узел. поможет вам сделать нейтральный дневной макияж.

Если в офисе принят неформальный стиль одежды, то ваше появление в строгом классическом костюме, сразу же создаст дополнительную дисгармонию в общении. В этом случае лучше составить свой ансамбль из нейтральных вещей: зауженных брюк со стрелками или брюк-чинос, красивого джемпера или блузки спортивного стиля, модных туфель на невысоком каблуке или туфель-oxford.

Если вы молоды, можете выбрать лук в стиле preppy – белую рубашку, спортивный блейзер и чиносы. В качестве компромиссного варианта, для любого возраста от 25 до 40, подойдет ансамбль в модном и

Джинсы, футболки, кроссовки или другую спортивную обувь, если это принято в компании, вы сможете носить потом, когда определите наиболее популярные марки и бренды, предпочитаемые коллегами.

Ваше поведение.

Необходимо, несмотря на естественное волнение, справиться со своими эмоциями. Вы должны вести себя корректно, вежливо, спокойно и уверенно. Чтобы выиграть время, познакомьтесь со своими будущими коллегами. Постарайтесь запомнить имена и отчества, обратите внимание, как принято обращаться друг к другу.

Кто-то представится как «Вадик», а кто-то – как Елена Васильевна. Причем, несмотря на возраст. И вряд ли уместно в первый день работы в новом коллективе со всеми переходить на «ты».

Неформальный стиль общения, если он принят в офисе, вам предложат со временем сами коллеги. Когда знакомитесь или задаете вопросы, смотрите собеседнику в глаза, постарайтесь расслабиться и проявить искренний интерес.

Еще одно важное правило – не принимайте никакого участия в возможном обсуждении коллег между собой. Если в коллективе уже сложились «группировки по интересам», вас будут провоцировать принять определенную позицию по отношению к коллеге, навязать стиль общения и даже – работы.

Не принимайте поспешных решений, и лучше сосредоточьтесь в первый час на «своей территории». Уберите все лишнее со своего рабочего стола, проверьте состояние ноутбука или компьютера, уточните, где размещены другие необходимые рабочие инструменты.

Чтобы наладить контакты с коллегами, можете задать вопросы, связанные с вашими профессиональными обязанностями – ненавязчивое любопытство, связанное с рабочими моментами, допустимое в первые дни, позволит вам выяснить, кто из коллег настроен дружелюбно, а кто – привык работать, четко ограничив круг общения.

Правильная стратегия общения в первый день на новом месте работы – дружелюбие, вежливость, корректность. Чаще улыбайтесь, следите за своими движениями – постарайтесь, чтобы неловких и неуверенных движений было как можно меньше. Ваши коллеги должны понять и ощутить, что вы спокойны и уверены в себе.

Начало трудовых будней – первая неделя.

Обычно, первой недели достаточно для того, чтобы адаптироваться в новом коллективе и на новой работе. Вы уже будете знакомы с теми сотрудниками компании, с которыми вам чаще всего приходится общаться. Узнаете о том, как принято общаться и как одеваться. Решите, как вести себя по отношению к коллегам.

Первое время лучше придерживаться принципа мимикрии – стараться стать похожим на сотрудников, которые уже давно работают в компании, и не выделяться своим стилем одежды или поведения.

Например, если все предпочитают растворимый кофе или чай в пакетах, то пока лучше не заваривать свой любимый ромашковый чай в фарфоровом чайнике. И общаться с коллегами только на нейтральные или профессиональные темы. Лучше вообще никогда не откровенничать с коллегами на работе, а в первое время – особенно.

Если у вас появились серьезные трудности с адаптацией на новом месте, обратитесь с руководству компании с просьбой порекомендовать вам куратора – человека, который быстро, четко и корректно поможет вам определить ваши обязанности и полномочия, объяснит основную стратегию компании, иерархию руководства, принятые правила поведения. И поможет безболезненно и успешно пройти испытательный срок.

Итоги первого месяца работы.

Основная ошибка новичков в новом коллективе – стремление оставаться почти в полном вакууме общения, и никого не допускать за установленные для самого себя, рамки общения.

Но сейчас ценится не только профессионализм, но и коммуникабельность, умение органично и слаженно работать в команде. Поэтому не стремитесь гордо обедать в одиночестве, не игнорируйте неформальное общение в течение дня, если это не вредит работе, не старайтесь создать вокруг себя «стену отчуждения». Даже если вам не повезло с коллегами, необходимо найти компромиссные варианты общения. Ведь для вас важно сохранить престижную работу.

В конце месяца лучше обратиться к начальству и договориться о встрече. О вас уже сложиться определенное мнение как о профессионале. А просьба о встрече охарактеризует вас как открытого, коммуникабельного сотрудника, готового к диалогу, конструктивной критике и дальнейшему сотрудничеству с компанией.

Постарайтесь избежать этих привычек.

Длительное общение нескольких человек друг с другом в замкнутом пространстве – серьезное испытание даже для человека со стальными нервами. Ведь полностью исключить общение с коллегами нельзя, даже максимально сосредоточившись на своей работе.

Все мы разные, со своими привычками и предпочтениями. Но есть привычки, которые раздражают, практически, всех. Если вы будете себя контролировать, то вам удастся свести к минимуму возможное негативное отношение к себе.

Не будьте заносчивым.

Даже если вы – редкий профессионал с неординарными способностями, и начальство уже оценило, какой вы ценный для компании сотрудник, не стоит это открыто демонстрировать коллегам.

Но есть вполне невинные поступки, на которые вы даже внимания не обращаете, но которые создадут вам репутацию высокомерного и заносчивого человека. Например, вы в задумчивости прошли мимо знакомого сотрудника или секретаря директора, и не поздоровались. У вас может быть много причин для такой рассеянности. Но никого не волнуют ваши проблемы, зато волнуют и горячо обсуждаются ваши манеры поведения.

Не сплетничайте и не говорите о личном.

Со временем, когда вы уже пройдете испытательный срок и станете сотрудником «со стажем», вы постепенно узнаете о своих коллегах личную информацию. Вас даже могут специально провоцировать принять участие в обсуждении профессиональных или личных качеств коллег.

Ни в коем случае не поддавайтесь на эти провокации. Обсуждая других, вы, во-первых, невольно раскрываетесь сами. Во-вторых, сплетников всегда избегают, опасаясь стать следующей мишенью. В-третьих, считается, что такие люди – менее профессиональны, даже если это не соответствует действительности.

Так же избегайте говорить с коллегами о личном, и, тем более, о своих проблемах. Не жалуйтесь на жизнь и не нойте. Вы можете найти временное понимание и сочувствие, но эта информация может быть использована против вас, и помешать вашей профессиональной карьере.

Контролируйте свои телефонные звонки.

Во-первых, выберите нейтральные рингтоны, если у ваших близких есть привычка звонить вам часто. Во-вторых установите минимальный режим громкости или режим вибрации – не заставляйте коллег каждый раз вздрагивать, хмуриться, отвлекаться от работы.

И приучите своих родных к тому, что звонок вам в рабочее время – только при чрезвычайных обстоятельствах или во время обеденного перерыва.. Даже в этом случае, разговаривать лучше не в присутствии коллег – зачем посвящать их в вашу личную жизнь.

Поддерживайте коллектив в кризисной ситуации.

Если к вам обратились с просьбой выйти на полдня в ваш законный выходной, или попросили выполнить часть работы за коллегу, ушедшего в отпуск, постарайтесь объективно проанализировать ситуацию.

В любом коллективе периодически возникают непредвиденные обстоятельства. И ваше стремление поддержать коллег, помочь в такой ситуации, ваш корпоративный дух, будет по достоинству оценен.

При этом, чтобы не стать человеком, которому и в дальнейшем будут поручаться дела, которые никто не хочет выполнять, надо научиться деликатно, но твердо говорить «нет», если ситуация повторяется слишком часто. И еще раз обратиться к непосредственному начальнику, с просьбой четко определить ваши обязанности.

Работа в новом коллективе – это всегда стресс и поиск компромиссов. Быстро и легко адаптироваться, вам поможет ваш высокий профессионализм, уверенность в своих силах и способностях, интуиция, здоровый эгоизм и чувство юмора. А так же уважение к своим коллегам.

1. Понятие, виды и методы адаптации ………………………………………3

2. Управление производственной адаптацией……………………………….9

3. Стадии процесса адаптации ………………………………………………17

Заключение…………………………………………………………………...21

Литература ………………………………………………………….……….23

1. Понятие, виды и методы адаптации

Понятие адаптация происходит от лат. adapto - приспособляю. Оно заимствовано из биологии и означает прилаживание, приспособление к окружающей среде. Трудовая адаптация - это социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором личность и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптивно-адаптирующими системами. Поступая на работу, человек активно включается в систему профессиональных и социально-психологических отношений конкретной трудовой организации, усваивает новые для него социальные роли, ценности, нормы, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами организации (трудового коллектива), тем самым, подчиняя свое поведение служебным предписаниям данного предприятия или учреждения.

Однако при поступлении на работу человек уже имеет определенные цели и ценностные ориентации поведения, в соответствии с которыми формирует свои требования к предприятию, а оно, исходя из своих целей и задач, предъявляет свои требования к работнику, к его трудовому поведению. Реализуя свои требования, работник и предприятие взаимодействуют, приспосабливаются друг к другу, в результате чего осуществляется процесс трудовой адаптации. Таким образом, трудовая адаптация - двусторонний процесс между личностью и новой для нее социальной средой.

Адаптированность человека к конкретной трудовой среде проявляется в его реальном поведении, в конкретных показателях трудовой деятельности: эффективности труда; усвоении социальной информации и ее практической реализации; росте всех видов активности; удовлетворенности различными сторонами трудовой деятельности. Профессиональная адаптация может быть первичной - при первоначальном вхождении работника в производственную среду и вторичной.

Она имеет сложную структуру и представляет собой единство профессиональной, социально-психологической, общественно- организационной, культурно-бытовой и психофизической адаптацией. Профессиональная адаптация выражается в определенном уровне овладения профессиональными навыками и умениями, в формировании некоторых профессионально необходимых качеств личности, в развитии устойчивого положительного отношения работника к своей профессии. Проявляется в ознакомлении с профессиональной работой, приобретении навыков профессионального мастерства, сноровки, достаточных для качественного выполнения функциональных обязанностей и творчества в труде.

Определенной формой такой работы является профессиональный отбор.

Профессиональный отбор - это процесс выявления с помощью научно обоснованных методов степени и возможности формирования медицинской, социальной и психофизиологической пригодности человека для выполнения той или иной работы. Применительно к производственному коллективу проблема профотбора состоит в определении профессиональной пригодности как совокупности особенностей человека его способностей и наклонностей, обусловливающих эффективность определенного вида деятельности и удовлетворенность избранной профессией.

Не все люди в одинаковой степени способны освоить ту или иную профессию - одни очень быстро овладевают навыками и достигают профессионального совершенства, у других на это уходят годы. Нередко в процессе затянувшегося обучения теряется интерес к избранной профессии и человек меняет свой вид деятельности. Назначение профотбора - уменьшить потери из-за неудовлетворенности выбранной профессией и отсутствия у работника необходимых способностей и наклонностей.

Уровень профессиональной адаптации диагностируется различными диагностическими методиками. Однако адаптация проходит быстрее и успешнее, если правильно выбрана профессия. На основе результатов наблюдения, опросов, тестирования и т.д. составляется профессиограмма. Также изучаются природные данные, наклонности, социальные, психологические и физиологические проявления человека.

Для управления процессом адаптации и карьерой на предприятии на вновь поступившего молодого работника составляется специальная карта адаптации и профессионального продвижения. Она помогает прослеживать профессиональные и квалификационные изменения работника и управлять процессом наблюдения уровня адаптации.

Профессиональная адаптация рассматривается как составная компонента общей схемы, включающей, как известно, психофизиологический, социально-психологический, организационный и собственно профессиональный аспекты.

Во-вторых, термин профессиональная адаптация используется применительно к назначенному на должность работнику, как привлеченному по внешним источникам найма, так и в порядке внутренней ротации.

В-третьих, объект, которому посвящено содержание настоящего материала, это работник - специалист, рабочий процесс должности которого подразумевает уровень компетенции с требованиями к кандидату как минимум высшего образования.

В-четвертых, принимается допущение, что профессиональная адаптация по времени совпадает с испытательным сроком. Продолжительность адаптационного периода рассматривается в 1-3 месяца.

В-пятых, принимается в качестве аксиомы, что процесс найма заканчивается после исполнения всех процессов и процедур профессиональной адаптации.

Цель психодиагностики – изучить особенности профессиональной адаптации и выявить её уровень.

Задачи диагностической работы – определить сущность, рассмотреть структуру профессиональной адаптации; изучить задачи, средства, проблемы адаптации работника к новым условиям труда. Психодиагностика может рассмотреть объективные и субъективные факторы профессиональной адаптации.

Выделяют четыре вида адаптации:

· Отрицание. Сотрудник выражает активное несогласие с ценностями фирмы, его ожидания находятся в непримиримом противоречии с реальностью. Обычно он увольняется в первые же месяцы.

· Конформизм. Полное принятие ценностей и норм организации, готовность подчиняться правилам игры. Такие работники составляют в коллективе основную массу.

· Мимикрия. Соблюдение второстепенных норм при неприятии основных характерно для потенциальной группы риска, члены которой готовы в любой момент расстаться с фирмой.

· Адаптивный индивидуализм. Он характеризуется согласием с основными нормами и ценностями организации при неприятии второстепенных. Сотрудник сохраняет некую индивидуальность, но по-своему неплохо работает в коллективе.

Различают четыре стороны процесса адаптации сотрудника: профессиональную, психофизиологическую, социально-психологическую, организационную.

Профессиональная адаптация заключается в освоении профессиональных навыков, уяснении специфики работы. Каждый новичок проходит стадию ученичества, форма которого зависит от характера организации и предыдущего опыта работы. На производственных предприятиях практикуется наставничество, когда опытный работник передает знания и навыки молодому сотруднику в процессе делового общения на рабочем месте. Очень распространен инструктаж - наглядная демонстрация приемов и навыков работы. Часто помощники менеджера учатся у старшего товарища технике продаж, манере общения с клиентом; помощницы бухгалтера изучают механизмы финансовых операций, постоянно консультируясь с коллегой. Конечно, если новичок уже имеет опыт работы по данной специальности, то наставничество и инструктаж принимают форму обмена профессиональными знаниями с целью выработать навыки, наиболее приемлемые для достижения целей организации. В современных крупных корпорациях используют такую форму обучения на рабочем месте, как ротация. Она заключается в краткосрочной работе нового сотрудника на разных должностях в разных подразделениях. Это позволяет относительно быстро изучить работу коллектива в целом и приобрести многостороннюю квалификацию.

Психофизиологическая адаптация - приспособление сотрудника к условиям труда и отдыха. Данная форма адаптации наиболее важна для производственных предприятий и организаций, где используется сложная технология и существует опасность получения производственных травм. Условия труда в офисах и торговых фирмах, как правило, стандартны, но новичку требуется некоторое время, чтобы подстроиться под ритм работы, интенсивность психофизических нагрузок. Каждый старается обустроить рабочее место по- своему. Необходимые инструменты, бумаги раскладывают так, чтобы было удобно с ними работать, на стены прикрепляют постеры и календари, в шкафчики убирают предметы туалета и посуду. Психофизиологическая адаптация проходит быстро и безболезненно и определяется главным образом состоянием здоровья и правильной организацией режима труда и отдыха в соответствии с принятыми санитарно-гигиеническими нормами.

Социально-психологическая адаптация предполагает установление межличностных и деловых отношений с сослуживцами, освоение ценностей и групповых норм поведения. Новичок знакомится с расстановкой сил в подразделении, выясняет значимость того или иного сотрудника, включается в состав формальных и неформальных групп.

Социально-психологическая адаптация может оказаться трудной и долговременной. Коллектив встречает новичка настороженно, рассматривает «под микроскопом» каждый его шаг. Поэтому надо запастись терпением (приход нового сотрудника может занимать всеобщее внимание не более нескольких недель), быть по возможности общительным, доброжелательным, демонстрировать готовность выслушивать советы.

Принципиальные цели адаптации можно свести к следующему:

Уменьшение стартовых издержек, так как на первых порах новый работник плохо знает свое рабочее место, он работает менее эффективно и требует дополнительных затрат;

Снижение озабоченности и неопределенности у новых работников; сокращение текучести рабочей силы, поскольку если новички чувствуют себя неуютно на новой работе и ненужными, то могут отреагировать на это увольнением;

Экономия времени руководителя и коллег по работе, поскольку проводимая по программе адаптация помогает экономить время каждого из них;

Развитие позитивного отношения к работе, удовлетворенности работой.

Методами адаптации являются:

Экономические методы ограничиваются предоставлением льгот: для рабочих - это понижение в первые месяцы работы норм выработки, а для управленческих работников и других служащих - более низкие требования.

Организационно-административные методы, связанные с контролем за ходом адаптации любого работника со стороны отдела кадров, как правило, не используются. Работники же отдела кадров пока еще мало уделяют внимания этому вопросу, практически не принимают мер по обеспечению процесса адаптации.

Социально-психологические методы используются непосредственно уже в коллективе линейными руководителями или наставниками. Они основаны на формировании разнообразных связей с коллективом.

2. Управление производственной адаптацией

Выделяют два направления адаптации:

· первичная, то есть приспособление молодых кадров, не имеющих опыта профессиональной деятельности (как правило, в данном случае речь идет о выпускниках учебных заведений);

· вторичная, то есть приспособление работников, имеющих опыт профессиональной деятельности (как правило, меняющих объект деятельности или профессиональную роль, например, при переходе в ранг руководителя).

Необходимо отметить, что процессы как первичной, так и вторичной адаптации похожи друг на друга. Они происходят следующим образом.

Процесс адаптации непосредственно начинается в отделе кадров при приеме и оформлении на работу. Инспектор отдела кадров проводит небольшую беседу, в которой в общих чертах знакомит с организацией, с отделом или цехом, где предстоит работать новичку.

Затем он провожает нового работника на его рабочее место и представляет непосредственно руководителю. Тот, в свою очередь, знакомит новичка с коллективом, с коллегами по работе, с рабочим местом. По своему усмотрению руководитель может прикрепить к новичку наставника из числа более опытных и старших работников.

Как правило, руководитель проводит периодические беседы с новым работником еще в течение месяца, интересуясь о трудностях, которые у него возникают, его успехах, и регулярно делает оценку работы. В некоторых организациях выдаются специальные брошюры (если они имеются) с описанием того или иного вида производства, рабочего места, профессии или должности.

Чтобы сгладить проблемы адаптации, современные компании разрабатывают и применяют методики, направленные на максимально быстрое и эффективное включение нового работника в деловую жизнь фирмы. Создаются структурные подразделения, отвечающие за процессы адаптации, обычно эту функцию выполняют подразделения по обучению персонала.

Опытные работники получают доплату за помощь в приобщении новичков к секретам профессионального мастерства.

Проходят семинары и тренинги, нацеленные на снятие психологических и организационных преград, мешающих полноценно участвовать в работе коллектива. Новички получают неформальные поручения, вовлекающие их в межличностный контакт.

Кадровым службам дается задание выяснять и анализировать причины увольнений, ведь не исключено, что адаптация нового сотрудника будет затруднена какими-то реальными проблемами данного коллектива. Через систему оценки персонала кадровики контролируют ход адаптационных процессов.

Адаптацию нельзя рассматривать как отдельный, изолированный процесс, не связанный с системой управления персоналом на предприятии. Формализованная процедура адаптации строится на основе и является неотъемлемой частью структуры управления предприятия в целом. Так, например, при разработке процедуры адаптации необходимо наличие положений об отделах и должностных инструкций, т. к. на их основе разрабатываются стандарты адаптации и критерии оценки.

Процесс взаимного приспособления сотрудника и организации, основанный на принятии или непринятии первым новых профессиональных и организационных условий работы, должен быть связан как со стратегическим планированием в организации, так и с существующими программами мотивации сотрудников, оценки и развития персонала и, конечно же, со сложившейся корпоративной культурой компании.

Именно недостаточное внимание службы по работе с персоналом к этой функции, отсутствие четко регламентированных процедур по адаптации новых сотрудников влечет за собой неврабатываемость нового сотрудника в коллектив, его уход или увольнение по инициативе администрации. Соответственно эффективность мероприятий по комплектованию организации персоналом снижается, да и эффективность деятельности организации в целом, падает.

Для успешной профессиональной адаптации целесообразно создать и развивать институт наставничества в организации, чтобы новый сотрудник после выхода на работу не был «брошенным».

Наставником, как правило, может выступить либо линейный руководитель, либо опытный сотрудник данного подразделения, положительно зарекомендовавший себя. На наставника возлагается основная часть работы по профессиональной адаптации нового сотрудника.

При этом наставник получает статус руководителя сектора со всеми полномочиями и подчинением начальнику отдела. Это освобождает начальника отдела от лишней нагрузки путем делегирования определенного круга полномочий наставнику, а наставник в свою очередь, получает достаточный инструментарий, для успешного осуществления своих функций.

Для наставников необходимо ввести дополнительные поощрения в случае успешной адаптации «подшефного» в коллективе.

Организации используют целый ряд способов, как официальных, так и неофициальных, для того, чтобы ввести человека в свое общество. Формально, во время найма на работу организация дает человеку информацию о себе с тем, чтобы ожидания кандидата были бы реалистичны. За этим обычно идет обучение специальным трудовым навыкам и собеседование на тему, что считается эффективной работой. Правила, процедуры и наставления со стороны старших по должности представляют собой дополнительные формальные методы адаптации работников в коллективе организации.

Некоторые зарубежные организации, такие как «Ай Би Эм», «Тандем Компьютерз», разработали официальные программы для воспитания нужной им корпоративной культуры в своих организациях. В этих программах указывается, чего же ждет организация от своих служащих, чтобы все они, независимо от своего положения или должности, вели себя соответственно имиджу корпорации.

В ходе неофициального общения, новые работники узнают неписанные правила организации, кто обладает реальной властью, каковы реальные шансы на продвижение по службе и рост вознаграждения, какой уровень производительности считают достаточным коллеги по работе. Нормы, отношение к работе и ценности, принятые в неформальных группах, могут работать либо в поддержку, либо против официальных целей и установок организации.

Если руководитель не прилагает активных усилий для организации адаптации новых подчиненных, последние могут разочароваться из-за несбыточности своих надежд, могут посчитать, что в поведении следует руководствоваться опытом, приобретенным на прежней работе, или прийти к другим неправильным заключениям о своей работе. Руководитель должен также помнить и о том, что кое-что из того, что новички узнают в ходе своей адаптации, может оказаться для них просто шоком.

Зачастую «новичок» приходит на предприятие, а его рабочее место не подготовлено, и никто особенно этим не озабочен. Новичкам либо предоставляют право выплывать самим, возможно, после беглого представления членам коллектива, либо для них организуют стандартный ритуал с привлечением всей организации, не задумываясь, как это соответствует их конкретным потребностям.

Поскольку первое впечатление обычно оставляет глубокий след, такая процедура может оказать длительное отрицательное воздействие на мотивацию и отношение сотрудника к работе, кроме того увеличивается период адаптации, лишь после которого новый сотрудник начнет эффективно работать в Вашем коллективе.

«Опыт» такого рода может зачастую объяснять высокую текучесть кадров в первые недели или месяцы работы и причины, по которым новый сотрудник может испытывать чувство отчуждения и занять негативную позицию по отношению к организации прямо с первого дня работы.

Для предотвращения таких ситуаций необходима продуманная процедура адаптации.

И какое бы название не имела процедура адаптации, значение его неоспоримо в силу еще целого ряда аргументов и фактов, свидетельствующего о важности хорошо подготовленного процесса адаптации:

Статистические данные многих предприятий указывают на особенно высокую долю увольнений за первый месяц работы сотрудника;

Большинство несчастных случаев происходит в первые дни работы, а не тогда, когда работник освоится на новом месте. Значительное количество несчастных случаев приходится на период нахождения людей в состоянии стресса. (Новые сотрудники, которые испытывают неуверенность в массе вещей, скорее всего, будут ощущать стресс). Люди, находящиеся в состоянии стресса, будут ощущать и неудовлетворенность работой. А это низкие производственные показатели или уход с работы.

С другой стороны, если с самого начала уделяется большое значение формированию у новичка чувств, что он является членом Вашей команды, то это положительным образом отразится на деятельности всего коллектива.

Специалисты говорят, что обучение имеет два аспекта – «то, чему обучают» и «то, что постигается при обучении побочно». Если новые сотрудники предоставляются самим себе, то организация не сможет влиять на то, что они случайно узнают, и потеряет возможность сформировать у них положительное отношение к работе и преданность традициям фирмы.

Предоставьте их самим себе и они, конечно же, чему-то будут обучаться, но прежде всего они поймут, что организация либо недостаточно компетентна, либо недостаточно ответственна, либо просто не желает заботиться о новых сотрудниках. В любой организации найдутся «доброжелатели», которые без Вашего участия проведут введение и должность и помогут сформировать у новичка такое отношение к организации, которое Вы бы не одобрили. Это особенно относится к выпускникам ВУЗов, не имеющим опыта и собственного отношения к работе, чтобы противопоставить их навязываемому мнению:

Большое значение имеет осознание того, что работа, которую должны делать новички, вписывается в общее выполнение задач организации. Если он поймет значимость своего вклада, появится желание выполнить работу как можно лучше. Если есть понимание «философии» организации, то мероприятия и административные меры, которые в противном случае могут показаться просто бюрократическими препонами, становятся более понятными.

Выделяют следующие этапы создания эффективной процедуры адаптации:

Во - первых, необходимо выделить факторы, которые влияют на успешную адаптацию новых сотрудников, а также выработать критерии оценки эффективности процедуры адаптации.

Во - вторых, определить круг мероприятий, необходимых, для понимания и успешного принятия сотрудником существующих на предприятии норм и правил.

В - третьих, определить круг лиц, которые будут проводить, и контролировать эти мероприятия, разграничить сферы ответственности различных подразделений, включенных в процесс.

Следует сказать, что в отечественных организациях наблюдается неотработанность механизма управления процессом адаптации.

Этот механизм требует решения трех важнейших проблем:

Структурного закрепления функций управления адаптацией в системе управления организацией;

Налаживания технологии адаптации;

Организации информационного обеспечения адаптации.

Решение проблемы структурного закрепления функции управления адаптацией может проходить по следующим направлениям:

1. Выделение соответствующего подразделения (отдела) в оргструктуре системы управления персоналом. Чаще всего функции по управлению адаптацией входят в состав подразделения по обучению персонала.

2. Направление специалистов, занимающихся управлением адаптацией, в подразделения организации при проведении сокращения, координация их деятельности со стороны службы управления персоналом.

3. Развитие наставничества, которое в последние годы в наших организациях незаслуженно забыто.

В задачи подразделения или специалиста по управлению адаптацией в области организации процесса адаптации входят:

· Организация семинаров, курсов по различным вопросам адаптации; проведение индивидуальных бесед руководителя, наставника с новым сотрудником; интенсивные краткосрочные курсы для руководителей, вновь вступающих в должность;

· Проведение тренинговых занятий или деловых игр.

В управлении персоналом деловая игра используется для подбора кадров и одновременно с этим, для квалификационной оценки и профессиональной подготовки потенциальных и реальных сотрудников, а также для нахождения оптимальных управленческих решений.

Она позволяет успешно решать следующие задачи:

Определять индивидуальные и коллективные способности испытуемых, степень их подготовленности к профессиональным требованиям;

Повышать интерес и вовлеченность в решение организационных задач;

Наглядно представить реальную ситуацию, прочувствовать ее и определить возможные стратегии собственных действий;

Изучить составные части организационной проблемы, выявить важнейшие из них и отработать ее комплексное поэтапное решение в имитационном режиме;

Приобрести навыки решения проблем в условиях максимально приближенных к реальной ситуации.

Деловая игра – это метод, при котором участники игры с помощью проигрывания определенных ролей в свободной от риска ситуации обнаруживают свои значимые для организации черты поведения, с помощью руководителя, друг друга и самостоятельно критически анализируют их, обучаются более эффективному способу поведения и тренируются в его совершенствовании. Роли могут быть самые различные: начальника, руководителя проекта, специалиста, сотрудника, преподавателя и т.д.

На предприятиях деловые игры наиболее часто используются для обучения руководителей правильному ведению собеседования, распределению заданий, обеспечению поддержки сотрудниками коллективного задания, руководству командой и т.д. С их помощью сотрудники повышают свои знания и умения в области принятия самостоятельных решений, своевременного просчитывания их последствий, развития делового общения и т.п.

Деловые игры особенно эффективны при карьерном обучении, когда сотрудник проигрывает комплекс функций, вытекающих из его будущих должностных обязанностей.

Специальные курсы подготовки наставников; использование метода постепенного усложнения выполняемых новичком заданий; выполнение разовых общественных поручений для установления контактов нового работника с коллективом; подготовка замены при ротации кадров.

Информационное обеспечение процесса адаптации заключается в сборе и оценке показателей ее уровня и длительности. Сбор и обработку информации рекомендуется проводить в рамках процедуры текущей деловой оценки персонала. Для отечественных организаций главная проблема информационного обеспечения адаптации состоит в необходимости накопления нормативных показателей уровня и длительности адаптации.

Таким образом, в результате затрат на разработку, внедрение и поддержание эффективной процедуры адаптации, организация должна получить следующий результат:

2. Снижение количества увольнений сотрудников, проходящих испытательный срок, как по инициативе администрации, так и по собственному желанию;

4. Сокращение времени выхода на точку рентабельности для новых сотрудников.

Если в результате адаптационного процесса, организация в кратчайшие сроки получает высоко мотивированных сотрудников, работающих на стабильный результат, то процесс адаптации сотрудников в данной организации действительно эффективен.

3. Стадии процесса адаптации

Условно процесс адаптации можно разделить на четыре этапа.

Этап 1. Оценка уровня подготовленности новичка необходима для разработки наиболее эффективной программы адаптации. Если сотрудник имеет не только специальную подготовку, но и опыт работы в аналогичных подразделениях других компаний, период его адаптации будет минимальным. Однако следует помнить, что даже в этих случаях в организации возможны; непривычные для него варианты решения уже известных ему задач. Поскольку организационная структура зависит от ряда параметров, таких, как технология деятельности, внешняя инфраструктура и персонал, новичок неизбежно попадает в какой-то степени в незнакомую ему ситуацию. Адаптация должна предполагать как знакомство с производственными особенностями организации, так и включение в коммуникативные сети, знакомство с персоналом, корпоративными особенностями коммуникации, правилами поведения, т. д.

Этап 2. Введение в должность - практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. К этой работе привлекаются как непосредственные руководители новичков, так и начальник кадров.

Часто в ходе проведения программы введения в должность затрагиваются следующие вопросы:

1. Общее представление о компании:

Цели, приоритеты, проблемы;

Традиции, нормы, стандарты;

Продукция и ее потребители, стадии доведения продукции до потребителя;

Разнообразие видов деятельности;

Организация, структура, связи компании;

Информация о руководителях.

2. Политика организации:

Принципы кадровой политики;

Принципы подбора персонала;

Направления профессиональной подготовки и повышения квалификации;

Правила пользования телефоном внутри предприятия;

Правила использования различных режимов рабочего времени;

Правила охраны коммерческой тайны и технической документации.

После прохождения общей программы может быть проведена специальная программа, осуществляемая как в формах специальных бесед с сотрудниками того подразделения, которое пришел новичок, так и собеседований с руководителем (непосредственным и вышестоящим).

Обычно в специальной программе затрагиваются следующие вопросы:

1. Функции подразделения:

Цели и приоритеты, организация и структура;

Направления деятельности;

Взаимоотношения с другими подразделениями;

Взаимоотношения внутри подразделения.

2. Рабочие обязанности и ответственность:

Детальное описание текущей работы и ожидаемых результатов;

Разъяснение важности данной работы, как она соотносится с другими в подразделении и на предприятии в целом;

Нормативы качества выполнения работы и основы оценки исполнения;

Длительность рабочего дня и расписание;

Дополнительные ожидания (например, замена отсутствующего работника).

3. Процедуры, правила, предписания:

Правила, характерные только для данного вида работы данного подразделения;

Отношения с работниками, не принадлежащими к данному подразделению;

Правила поведения на рабочем месте;

Контроль за нарушениями;

Перерывы (перекуры, обед);

Контроль и оценка исполнения.

Процесс введения в должность важный не только для начинающих работников, но и для давно работающих сотрудников, которые переводятся на другое место работы и вынуждены вследствие этого переучиваться. Иногда же имеется тенденции обращать большее внимание на содержание мероприятий, связанных с введением в должность, а не на сам процесс. То есть, если не продумать эффективные средства подачи информации, то она окажется бесполезной для новичка. С другой стороны важно помнить, что руководитель не может ограничиться одной только выдачей задания, он обязан убедиться, что задании понятно сотруднику и правильно выполняется.

Для планирования процедуры введения в должность полезным может оказаться список контрольных вопросов, отражающий содержательную сторону процесса. Такой список может включать основные этапы процесса введения в должность с тон или иной степенью детализации в зависимости от категории сотрудников, для кого он предназначен. Обязанности по проведению отдельных мероприятий можно распределить между опытными сотрудниками отдела.

Этап 3. Действенная адаптация. Этот этап состоит в собственно приспособлении новичка к своему статусу и значительной степени обусловливается его включением в межличностные отношения с коллегами. В рамках данного этапа необходимо дать новичку возможность активно действовать в различных сферах, проверяя на себе и апробируя полученные знания об организации. Важно в рамках этого этапа оказывать максимальную поддержку новому сотруднику, регулярно вместе с ним проводить оценку эффективности деятельности и особенностей взаимодействия с коллегами.

Этап 4. Функционирование. Этим этапом завершается процесс адаптации, он характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе. Как правило, при спонтанном развитии процесса адаптации этот этап наступает после 2 месяцев работы. Если же процесс адаптации регулировать, то этап эффективного функционирования может наступить уже через несколько недель. Такое сокращение адаптационного периода способно принести весомую финансовую выгоду.

Заключение

В этой работе мы рассмотрели понятие адаптации, ее виды и методы; этапы и управление производственной адаптации.

На сегодняшний момент современные компании, поняв нужность адаптации, разрабатывают и применяют методики, направленные на максимально быстрое и эффективное включение нового работника в деловую жизнь фирмы. Создаются структурные подразделения, отвечающие за процессы адаптации (отдел кадров, менеджеры по персоналу, психологи оргконсультанты).

Важным моментом в улучшении процесса адаптации являются проведения тренингов и семинаров (сплочение коллектива, разрешение конфликтных ситуаций, улучшение адаптации новичка в коллективе), индивидуальные психологические консультации сотрудников и руководителей, развитие наставничества.

Повышенное внимание к адаптации сотрудников объясняется стремлением компаний повысить конкурентоспособность за счет создания команд единомышленников, объединенных ценностями организации и корпоративной этикой.

Если руководство будет заниматься развитием у себя в организации эффективной процедуры адаптации, то они получат следующий результат:

1. Снижение издержек по поиску нового персонала;

2. Сокращение текучести кадров;

3. Формирование кадрового резерва (наставничество - это возможность для опытного сотрудника приобрести опыт руководства);

4. Сокращение времени выхода на точку рентабельности для новых сотрудников;

5. Развитие позитивного отношения новичка к работе и организации;

6. Снижение конфликтных ситуаций в коллективах.

Пренебрежение адаптацией новых сотрудников автоматически приводит к снижению этих результатов.

Литература:

1. Психология менеджмента: Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2004. - 639 с.

2. Карпов А.В.Психология менеджмента: Учеб. пособие. - М.: Гардарики,2005. - 584 с.

3. Журнал прикладной психологии/ «Оценка персонала», № 3, М., 1998.

4. Журнал «Управление персоналом»/ «Служба персонала: мифы и реалии», № 11, М., 2000.

5. Возможности применения экспертной оценки в управлении персоналом в торговле. // Менеджмент в России и за рубежом. 1998, №3.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Для многих первые дни, недели на новой работе - это сильнейший стресс. Новый коллектив, другие требования, иные деловые отношения, тонны неизвестной информации. При этом нужно стараться не допускать глупых ошибок и показать себя с лучшей стороны. К такому мозговому штурму целесообразно готовится заранее. Поэтому рассмотрим понятие "адаптация на рабочем месте" с нескольких ракурсов.

Что такое адаптация

Адаптацией на новом рабочем месте называется период ознакомления сотрудника с неизвестной доселе деятельностью, организацией, коллективом, регуляция своего поведения согласно непривычным требованиям.

По статистике, большинство вновь принятых сотрудников покидают место работы именно в это время. Причины: сложности процесса адаптации, несоответствие реальной обстановки своим ожиданиям.

Чтобы адаптация нового сотрудника прошла успешно и безболезненно, она должна быть двусторонним процессом. Кадровый отдел, руководство, коллеги должны всячески содействовать "вливанию" новичка в их организацию, коллектив. В зависимости от оказанной поддержки, помощи, адаптация на рабочем месте может протекать различными путями:

  1. Сохранение индивидуализма - новый работник не отрицает главные ценности компании, но игнорирует второстепенные (например, корпоративные традиции, праздники), старается держаться несколько обособленно.
  2. Мимикрия - сотрудник, напротив, поддерживает второстепенные ценности, а главные отрицает, скрывая это от коллектива. Такие новички часто уходят с нового места работы.
  3. Отрицание - сотрудник не скрывает своей неприязни к существующим в компании распорядкам. Их он и назовет поводом своего скорейшего увольнения.
  4. Конформизм - работник искренне принимает новые правила, ценности, обязанности, благополучно становится "винтиком системы".

Ступени адаптации

Разберемся, какие этапы адаптации на новом рабочем месте проходит сотрудник:

  1. Внешняя переориентация. На ней человеку трудно принять новые ценности и распорядки, он болезненно воспринимает то, к чему не привык, с чем не согласен. Однако при этом стремится скрыть эти негативные эмоции.
  2. Постепенное взаимное признание работника коллективом и наоборот.
  3. Восприятие ценностей команды без включения их в свою систему ценностей.
  4. Постепенное принятие новых прав и обязанностей, корпоративной культуры, а также перестраивание своей личности, поведения под новые условия.
  5. Гармоничное слияние личности с коллективом.

Сбой на какой-либо из этих стадий часто становится поводом к увольнению по собственному желанию.

Части адаптации

Адаптация на рабочем месте делится на две части: первичная и вторичная. Первая - это появление в коллективе нового работника. Ее цели:

  • скорейшее вливание новичка в работу;
  • перераспределение рабочих обязанностей;
  • полное замещение ушедшего работника;
  • социализация в коллективе;
  • профессиональная ориентация.

Вторичная адаптация на рабочем месте настигает сотрудника при повышении, переобучении, переводе в другой отдел, цех и т. д. Цели этого периода:

  • стабилизация коллективного климата;
  • достижение полного соответствия требованиям к новой должности;
  • адаптация к новому статусу;
  • изменение своей роли в коллективе.

Приемы адаптирующегося человека

Говоря про способы адаптации на рабочем месте, нельзя не упомянуть бессознательные приемы, которые психологи выявляют у человека, который привыкает к новому коллективу:

  1. "Встречают по одежке". Первое, на что обращает внимание новичок, - это внешность, одежда, поведение будущих коллег. Такая поверхностная оценка на начальном этапе помогает выстроить представление о личности и деловых качествах каждого члена нового коллектива.
  2. Стратификация. Новый сотрудник разделяет коллег на мини-группы: карьеристы, помощники, неформальные лидеры, чудаки, юмористы, первые леди, изгои и т. д. Он начинает оценивать их благосостояние, умение держать себя в коллективе, выстраивать отношения с начальством, степень расположенности к себе. На основе этого новый член начинает выстраивать с каждым соответствующую коммуникацию.
  3. Групповая идентификация. На этой стадии сотрудник выбирает для себя одну из определенных им стратегий и начинает выстраивать свою поведение согласно своему статусу. Принадлежность к определенной группке создает ощущение защищенности, человек начинает понемногу чувствовать себя в новом коллективе своим.
  4. Межгрупповая дискриминация. Сотрудник возвеличивает "свою" группу над иными, снисходительно относится к другим, всегда находит плюсы своего выбора.

Виды адаптации на рабочем месте

Весь процесс адаптации разделяется на четыре группы:

  • психофизиологический;
  • профессиональный (ознакомление с профессией);
  • социально-психологический (знакомство с коллективом);
  • организационный (ознакомление с самой компанией).

Более детальный их разбор:

  1. Организационная адаптация. Успешная деятельность на новом рабочем месте возможна лишь тогда, когда человек досконально знает все о своей компании: историю, задачи, цели, перспективы развития, ее достижения и неприятные моменты истории. Важно иметь представление о ее структуре, управленцах, ответы на жизненные вопросы: "Где находится отдел кадров, столовая, служебная парковка?", "Где получить табуляграмму?", "К кому обратиться с вопросами по трудовой деятельности?" и т. д. Обязанность работодателя - донести до новичка всю эту информацию в сжатом и структурированном виде, а последнего - постараться это в короткий срок "переварить".
  2. Социально-психологическая адаптация персонала на рабочем месте. Плотное знакомство с коллективом, нормами корпоративной культуры, установление межличностной и деловой коммуникации, вливание в неформальные группы. Новичок не только знакомится с новыми нормами поведения, он должен уже начать следовать им, в то время как коллектив относится к нему настороженно, оценивает его, составляет мнение. Поэтому для большинства эта адаптация является самой трудной.
  3. Профессиональная адаптация на рабочем месте. Восполнение пробелов в знаниях, переобучение, знакомство с новыми стандартами работы, ее спецификой. Для облегчения этого вида привыкания во многих организациях практикуются ротации, наставничество, инструктажи, "ученический" период.
  4. Психофизическая адаптация сотрудников на рабочем месте. Это перестраивание своего организма, привычек к новому режиму труда и отдыха - сменный рабочий график, командировки, ненормированный рабочий день, "домашний офис". Сюда же относится приспосабливание к новому рабочему месту, комнатам отдыха и гигиены, к непривычному маршруту на работу.

Продолжительность адаптационного периода

Период адаптации на рабочем месте не имеет каких-либо четко обозначенных границ: кто-то умудряется гармонично влиться в коллектив за пару недель, кому-то нужны несколько месяцев или даже пара лет. Оптимальным периодом при этом считаются три месяца - продолжительность испытательного срока.

Об окончании периода адаптации говорят следующие характеристики работника:

  • справляется со всеми поставленными перед ним рабочими задачами, в т. ч. и нестандартными;
  • несет за свои действия ответственность;
  • хорошо знает структуру компании, ориентируется в среде управленцев и коллег, находится с ними в неконфликтных отношениях;
  • успешно овладел необходимыми для работы видами техники, оборудования, компьютерных программ и т. д.;
  • знает систему наказаний и поощрений компании;
  • соблюдает нормы корпоративной культуры;
  • входит в одну из неформальных групп коллектива.

Введение в должность

Как уже говорилось, адаптация сотрудника на новом рабочем месте - это двусторонний процесс. В успешной и развивающейся компании новичку не устроят "курс молодого бойца", а сделают все возможное для его плавного и безболезненного вхождения в коллектив, привыкания к рабочему месту. Обычно для этого составляется программа введения в должность. Она варьируется в зависимости от следующих условий:

  • особенностей труда новичка;
  • его статуса и уровня ответственности;
  • коллектива, куда он попадет;
  • личностных особенностей будущего работника, выявленных на собеседовании.

Участвуют в программе следующие лица:

  • непосредственные руководители;
  • коллеги, которые могут стать непосредственными наставниками;
  • работники из других отделов, с которыми будет тесно связана деятельность новичка;
  • кадровый отдел.

Программа включает в себя три больших этапа.

Перед приходом работника

Чтобы адаптация на новом рабочем месте прошла быстро и успешно, перед первым рабочим днем:

  1. Проверяется актуальность должностной инструкции.
  2. Назначается неофициальный "патрон" новичка.
  3. Подготавливается его рабочее место.
  4. Будущий коллектив оповещается о прибавлении в составе.
  5. Формируются все необходимые информационные файлы, пропуска, распорядительные документы.
  6. Совершается звонок будущему сотруднику - узнать о его готовности к выходу на работу.

Первый рабочий день

В этот период программа предлагает коллективу предпринять следующее:

  1. Разобрать с новичком его должностные обязанности.
  2. Подробно ознакомить его с внутренним трудовым распорядком.
  3. Рассказать о корпоративных традициях, правилах, частных моментах.
  4. Ознакомить со структурой организации.
  5. Провести необходимые инструктажи: техника безопасности, оказание первой помощи, пожарная безопасность и т. д.
  6. Представить список всех возможных коммуникаций, контакты, которые ему могут понадобиться.
  7. Представление правил дресс-кода.
  8. Знакомство новичка с непосредственными руководителями, коллегами.
  9. Экскурсия по месту труда: показать столовые, уборные, места отдыха и т. д.

Остальной адаптационный период

В это время проводятся такие процедуры, как:

  1. Ознакомление с правилами отчетности.
  2. Демонстрация требований к труду, его результатам.
  3. Знакомство с административно-хозяйственной системой организации.
  4. Разработка индивидуальной системы переподготовки нового сотрудника.
  5. Ознакомление со спецификой его работы, нюансами, которые ему необходимо знать.

Методы для успешной адаптации

Чтобы адаптация на рабочем месте новичка прошла в ускоренном темпе, многие корпорации используют следующие методы:

  1. Неформальное сопровождение - приставление к новому сотруднику наставника, "патрона".
  2. Проведение мероприятий - в честь прихода нового работника организуется корпоратив, где в непринужденной атмосфере его знакомят с нормами, правилами, этикетом в организации.
  3. Корпоративный PR - разрабатывается универсальный справочник, содержащий ответы на все вопросы новичков.
  4. Командный тренинг - мероприятие проводится, если сотруднику не удается влиться в коллектив. На нем высказываются мнения обоих сторон, претензии; пытаются установить диалог.
  5. Инструктаж - работник знакомится с новыми требованием под чутким руководством коллег, которые отвечают на все его вопросы.
  6. Личный кабинет, личная почта - на эти адреса новичку приходят письма-инструкции, помогающие ему постепенно разобраться в окружающей обстановке.

Содействие адаптации

Многие успешные корпорации сегодня уделяют большое внимание адаптации нового сотрудника в своем коллективе. Это происходит в силу ряда причин:

  • чем короче адаптационный период, тем больше отдачи от труда работника;
  • негативные отзывы бывших работников, ушедших из-за ряда сложностей в период адаптации, - серьезный удар по имиджу компании;
  • наставничество помогает повысить творческий потенциал давно работающих сотрудников;
  • при увольнении работника и поиска ему замены компания вновь потратит средства на рекрутство, обучение;
  • детально разработанная и эффективная программа адаптации - плюс в борьбе конкурентами;
  • дружественное отношение нового коллектива - одна из главных причин раскрытия потенциала новичка.

Адаптация на новом рабочем месте - самый сложный и важный в трудовой деятельности. Работнику на этом этапе важно быстро и успешно освоиться в незнакомом коллективе, на новом рабочем месте, а компании - всячески этому содействовать, а не препятствовать.

Начнем с понимания того, что такое «адаптация». Любое изменение в жизни требует времени, для того чтобы к этому новшеству привыкнуть. Некоторые люди обожают все новое: новые занятия, места, людей, вкусы, города, страны и они легко принимают все новое. Для других малейшее изменение привычного уклада жизни вызывает большой стресс и им требуется большее время на адаптацию – принятие новшеств в жизни. Из этого следует, что все зависит от того, как вы к этому относитесь.

Человек существо социальное. Начиная с рождения, мы входим в разные новые коллективы: семья, друзья, одноклассники, соседи, коллеги и т.д. И каждый коллектив – это целостный организм, живущий по установленным правилам. Каждый человек занимает определенное место в сложившемся коллективе, связанное с его социальным статусом.

Есть несколько правил, придерживаясь которых, вы сможете быстрее освоиться в новом коллективе.

    Постарайтесь произвести приятное первое впечатление. Есть механизм стереотипизации при восприятии других людей. К примеру, если человек, к которому вы хорошо относитесь, совершает что-то плохое, вы это списываете на неприятную случайность. Если такую же глупость совершает человек, к которому вы плохо относитесь, это лишь подтверждает вашу негативную оценку его личности. Ваш имидж формируется при первой встрече. Очень важна оценка, которая складывается с первого взгляда. И первое, что увидят незнакомые люди – это ваша внешность, а не богатый внутренний мир. Постарайтесь соответствовать той социальной группе, в которой вы собираетесь работать. Ведь внешний вид офисного работника отличается от спецодежды администратора спортивного клуба или рабочего. Вы можете быть очень ярким и разносторонним человеком, но оценивают люди при первой встрече только по двум шкалам: 1- хороший, «свой», интересный, приятный человек; 2 – плохой человек, можно ожидать все, что угодно плохого. Если вас сразу идентифицируют, как человека своего круга, то будут, лучше к вам относится. Сначала вы работаете на имидж, потом имидж работает на вас.

    Вам нужно изучить «устав» нового коллектива, то есть узнать, какие установлены порядки и в сфере трудовых отношений и в сфере неформального общения. И постараться принять эти нормы, если они вам подходят и, если вы планируете надолго задержаться на этой работе. В каждом коллективе есть свои устоявшиеся традиции, определенные ритуалы и нормы общения по горизонтали – с теми, с кем у вас одинаковый статус и по вертикали – с руководством и подчиненными. Не избегайте общения с коллегами и постепенно вам нужно включиться в существующие каналы общения: группа в WhatsApp или внутренний чат. Примите внутрикорпоративную этику. К примеру, если в новом коллективе принято при виде начальства приседать, одновременно раздвигая руки в стороны и произнося: «ку» — как бы вам это не казалось абсурдным, вам придется овладеть этим нехитрым приветствием, чтобы влиться в коллектив, если конечно это именно та работа, о которой вы мечтали. Общаясь с начальством, будьте корректны, сдержаны, аргументированы и покажите, что вы ответственны и добросовестны.

    Испытательный срок нужен не только для того, чтобы вы максимально проявили свои профессиональные способности, но и проявили себя в межличностных отношениях. Даже если вы супер профессионал, но не умеете ладить с людьми, то вам будет сложно войти в коллектив, соответственно и трудиться в нем. Считается, что более эффективно работает тот коллектив, где сложился благоприятный социально-психологический климат, то есть, где люди доброжелательны друг к другу и мало конфликтуют. Часто человек может замкнуться в себе в незнакомом коллективе, ожидая «моббинга» — психологического давления и травли новичков, «офисная дедовщина». Постарайтесь быть открытыми для контактов – легко общайтесь со всеми (без панибратства, сарказма и навязчивости), интересуйтесь своими коллегами – постарайтесь больше узнавать о них (не сплетни, а общие интересы и увлечения). Проявляйте себя, как человек, на которого можно положиться; как интересный собеседник, который уважительно ко всем относится; как человек конструктивный в конфликтных ситуациях, то есть не создает сам конфликтов и старается их адекватно разрешать. Но в то же время умейте отстаивать свою точку зрения, вежливо и твердо говорить «нет» в тех ситуациях, когда не можете выполнить просьбу по объективным причинам и, когда это не относится к вашим должностным обязанностям. К примеру, сбегать за пивом для коллег по какому-то случаю.

    Не бойтесь просить помощи, поддержки, обучения новым навыкам и хитростям, да и просто советов у более опытных коллег. Это поможет вам быстрее обучиться новой работе. Даже если вы работали по этой специальности в каждой организации есть своя специфика. Работа методом «тыка» в гордом одиночестве, конечно может принести результаты, но гораздо медленнее, чем при помощи других людей. Кроме того, некоторые люди с большим стажем работы, длительное время посвятившие себя данной организации могут с радостью откликнуться, так как вы дадите им почувствовать их значимость и ценность.

    Старайтесь быть оптимистом, смотрите на все с юмором и уверенностью в себе. То есть не ищите везде подвох, дурные намерения, козни, заговоры и плохой настрой других. Знайте, что можно напиться и стаканом наполовину заполненным водой. Верьте в лучшее, но будьте готовы и к неприятностям. Нет ничего идеального, в любом коллективе могут быть разногласия, непонимания, споры, конфликты, сплетни, усмешки за спиной и т.п. Не придавайте этому большее значение, чем они того заслуживают. Обиды и разочарования наступают тогда, когда вы слишком многого ждете, а получаете гораздо меньше. Не ждите, что все будут вас любить, а начальник будет вас целовать при каждой встрече. Не бойтесь совершать ошибки. Ведь не ошибается тот, кто ничего не делает. Учитесь на своих и чужих ошибках. Анализируйте причины своих неудач и старайтесь в дальнейшем улучшать свои результаты. Не думайте, что благодаря тому, что вы такой замечательный человек, вам не придется много трудиться и вы будете получать зарплату особенно не напрягаясь. Первое время вам придется потрудиться вдвойне, так как мы тратим больше энергии, когда занимаемся чем-то новым, не совсем понятным и привычным. Когда вы уже освоитесь и ваша работа будет доведена до автоматизма, тогда можно говорить, что вы адаптировались к вашей работе.

Если вы будете следовать этим рекомендациям, то возможно, ваша адаптация в новом коллективе пройдет менее болезненно и скорее.

Адаптационный процесс включает 3 периода:

1. Период острой адаптации (длится 1-2 месяца). Обычно он связан с чувством тревоги, беспокойства, неуверенности в себе, ощущением, что Вы ошиблись или ошиблись в Вас. Новая работа многим кажется совсем не такой, какой она представлялась. Производственные задачи вызывают много вопросов, но человек не хочет выглядеть некомпетентным, пытается решить их самостоятельно, часто неудачно. Идет постоянное сравнение того, что есть, с тем, что было в пользу последнего. Чем более неуверенным и одиноким ощущает себя человек, тем труднее ему быть самим собой. Человек переживает глубокое психологическое напряжение. Этот период заканчивается тогда, когда возникнет ощущение, что Вы справляетесь с порученной работой и что ситуация на работе предсказуема, что среди коллег есть те, кто рады видеть Вас на рабочем месте и Вам доверяют как специалисту.

2. Период оптимизма (спустя 3-4 месяца со времени трудоустройства). Он характеризуется тем, что напряжение первых дней уходит и, успокоившись, человек думает, что он стал «своим» в коллективе и все задачи, связанные с должностными обязанностями, без усилий может выполнить. Наступает расслабление и вот тут-то очень часто совершаются ошибки, связанные и с профессиональными задачами, и с тонкостями взаимоотношений. Человек что-то делает не так, потому что постигает в первый период адаптации лишь самые общие, формальные стороны, касающиеся его работы и новых коллег. В этот период человек чувствует себя непонятым, а если ему указывают на какие-то недочеты в работе или возникают трудности в отношениях, то испытывает обиду, несправедливость обвинений, человеку кажется, что он попал «не туда», что его недооценивают. Иногда это приводит к глубокому кризису, за которым следует увольнение. Если же человек умеет анализировать, признавать свои ошибки, отодвигать эмоции, он преодолевает этот кризис и становится более компетентным в выстраивании отношений и реализации своего профессионального опыта.

3. Период вторичной адаптации (спустя 6 месяцев после трудоустройства). Человек усваивает все правила и традиции, принятые в данной организации, успешно реализует себя как специалист, становится полноправным членом коллектива. По сути это уже не адаптация, а закрепление на рабочем месте.

Каждый человек по-своему переносит адаптационный период: кто-то легко включается в новую деятельность, для кого-то это время большого напряжения. То, как пройдет адаптационный период, зависит от многих факторов: от психологических особенностей личности, от отношения новых коллег, от условий труда, интенсивности нагрузок и т.д. В любом случае каждый, кому пришлось столкнуться с необходимостью перемены работы, должен понимать, что с ним происходит и быть готовым успешно пройти этот непростой период жизни.

Желаю вам успешной адаптации! Новая работа – это новый этап саморазвития!

Как быстро адаптироваться в новом коллективе

Понятие об адаптации

Под адаптацией в широком смысле понимается процесс приспособления организма к новым для него условиям функционирования. Это явление естественно для живых систем. Еще сравнительно недавно адаптация связывалась исключительно с физиологическими механизмами приспособления. Всем известны факты адаптации зрения при переходе из темного помещения на светлую улицу. Некоторое время мы испытываем затруднения в зрительной ориентации, постепенно они уменьшаются и, наконец, исчезают вовсе. Можно говорить об адаптации слуха в момент перехода из тихого помещения в цех с сильными производственными шумами. Сначала мы как бы перестанем слышать, напрягаем слух. Но проходит пять-семь минут, и мы начинаем почти нормально различать звуки.

В начале каждого рабочего дня у нас происходит адаптация к выполняемым трудовым обязанностям. Период врабатываемости, продолжающийся порой до половины часа, - это и есть период нашей адаптации к содержанию и режиму труда. Происходит настройка, сопряжение наших психических, физиологических и анатомических систем, приспособление их к орудиям, объектам труда.

Из этих примеров видно, что адаптация поддается управлению и нуждается в нем. В еще большей степени управление необходимо при адаптации на деятельностном и конативном (поведенческом) уровнях, когда человек осваивает сложно организованную, динамическую среду (современное предприятие, рабочее место, трудовой коллектив).

В адаптацию на этом уровне включены сложные системы регуляции поведения и деятельности. Среди них системы ориентации, ценностные и мотивационные, когнитивные. Более того, каждая из этих систем участвует в процессе адаптации не изолированно, а во взаимодействии с другими. В результате образуются метасистемы и усиливается значимость активного начала в адаптационных процессах на этом уровне, а также социальная сущность, социальное ядро, определяющее эффективность протекания адаптационного процесса.

Здесь необходимо обратить внимание на то, что адаптация на уровне сложных систем регуляции поведения носит более активный характер, чем адаптация на уровне сенсорной системы. Человек при этом виде адаптации не может позволить себе бездействие в новых условиях (среде). Он активно изучает, влияет на нее, пытается изменить, с тем чтобы ускорить течение адаптационных процессов. Высокая активность поведения в процессе адаптации создает благоприятные условия для управления ею извне, включения внешних сил для оказания рационального влияния на деятельность человека.

С определенной степенью условности сложная поведенческо -деятельностная адаптация разделяется на следующие виды: профессиональная, организационная, социально-психологическая. Все эти виды тесно связаны между собой, осуществляются одновременно, хотя и различаются по оптимальным срокам. Но все же каждый из указанных видов адаптации связан с освоением преимущественно какой-то одной стороны внешней среды.

Адаптация персонала при приеме на работу

В группу психологических методов работы с кадрами включаются методы, обеспечивающие адаптацию работника к конкретной производственной организации. Порой считается, что первоначальный период работы с кадрами ограничивается оформлением документов, ознакомлением с техникой безопасности, режимами работы, с рабочим местом, навыками владения средствами и предметами труда. Исполнив все названное, согласно этой точке зрения, человек считается введенным во все обстоятельства производственного процесса и жизни трудового коллектива. К нему начинают относиться так же, как и к проработавшим год и более работникам.

Между тем все указанные выше ознакомительные процедуры недостаточны для включения работника в деятельность и коллектив. Они могут рассматриваться только как предварительные процедуры вербального ознакомления. Если ограничиться только этими процедурами, то вновь принятый на работу человек фактически будет предоставлен самому себе, будет обречен на эмпирическое овладение всеми производственными и социальными особенностями предприятия.

Определяющая задача производственной адаптации - обеспечение принимаемого сведениями о будущей профессии, о заводе, цехе, коллективе, его задачах, перспективах и об основных требованиях к вновь пришедшему. Для примера дадим краткую характеристику наиболее важных этапов процесса приема на работу нового рабочего или служащего.

1. Новый работник приглашается на предприятие до начала смены. Его встречает сотрудник отдела кадров (психолог предприятия), объясняет, как заполнить анкету, и оставляет одного. Нельзя забывать, что отдел кадров по внешнему виду и деловой атмосфере - визитная карточка предприятия.

2. Работник отдела кадров просматривает правильность заполнения анкеты, в неформальной беседе узнает о прежней работе, интересах, трудностях, семье, трудовых, личных планах новичка и т.д. Интересуется, почему принято решение поступить именно на это предприятие, когда впервые о нем услышал, что понравилось, что не понравилось и т.п. С течением времени на предприятии может быть накоплена информация о своей репутации, влиянии в обществе и др.

3. Психолог (работник отдела кадров) знакомит поступающего с коллективом предприятия, производственным участком, на котором он будет работать. Далее объясняется, какие производственные, культурные и общественные традиции имеет данное предприятие, рассказывается о будущем заработке, правах и обязанностях, о том, к кому он может обращаться за помощью и т.д. Особое значение придается раскрытию перспектив развития предприятия, мобилизующее значение которых часто недооценивается.

5. В течение недели сотрудник отдела кадров проводит вторую беседу о плане повышения квалификации новичка. Одновременно выясняются проблемы, возникающие при его включении в производственный процесс, принимаются необходимые меры для их решения.

6. В течение двух месяцев после поступления нового сотрудника его должен принять директор предприятия или заместитель. В этой итоговой беседе следует ответить на вопросы, связанные с условиями работы, возможностями повысить квалификацию, улучшить жилищные условия, повысить образование и т.п.

Приведенная схема, естественно, ориентировочна. Но она существенно изменяет функции отдела кадров при приеме, больше внимания уделяет социально-психологическим вопросам.

Современные предприятия, используемая на них техника, технологические процессы, организационные основы, социально -психологические структуры сложны и, несмотря на определенную стандартизацию, многовариантны. Эти особенности позволяют работнику не испытывать затруднений при контактах, использовании техники, управлении ею. Возникнув, эти затруднения начинают оказывать активное влияние на психику человека. Сначала они создают трудности в деятельности когнитивной сферы, а вслед за этим в конативной, эмотивной и связанной тесно с ней мотивационной. Проявляются они первоначально как трудности в выполнении прямых трудовых обязанностей, затем как психические состояния растерянности, подавленности, затем - общей неудовлетворенности, формирования на ее базе отрицательного отношения к работе, руководству, коллективу и, наконец, приводят к решению перейти работать на другое предприятие.

Социально-организационная адаптация

Социально-организационная адаптация включает в себя следующие аспекты: административно-правовой, социально -экономический, управленческий, творческий.

Административно-правовой аспект связан с овладением знаниями о целях и функциях различного рода органов управления и обеспечением работы современного предприятия. С первого дня пребывания на предприятии работнику приходится взаимодействовать со многими службами и организациями: отделом кадров, профсоюзной организацией, с представителями администрации и т.д. У каждого из этих органов свои цели и методы работы, свойственные ему права и обязанности. Каждый из этих органов может оказать существенное позитивное влияние на формирование отношения работника к предприятию, его руководству и коллективу. Важнейшее условие такого влияния - доступность к нему адаптанта, разъяснение целей и задач органа или организации, внимательное отношение к нуждам адаптанта.

Для нормального течения адаптации необходимо предусмотреть прием новичка или группы новичков директором предприятия или его заместителями. Этот прием лучше всего осуществлять после двухмесячной работы адаптанта на предприятии. Опыт показывает, что в течение этого времени у него накапливаются необходимые знания о предприятии, появляются проблемы, сложности и в работе, и в отношениях. Все это позволит обеспечить конструктивность беседы руководителя с адаптантом.

Важный аспект адаптации - включение адаптанта в работу общественных организаций. Нельзя оставлять вновь поступивших без общественного поручения. Общественная работа способствует активизации адаптационных процессов.

Адаптации способствует постоянное информирование работника о порядке работы организаций, основных вопросах, которые они решают, о перспективных планах работы и т.п.

Социально-экономический аспект адаптации связан с овладением адаптантом сферами социальной и экономической активности. Сюда можно отнести включение в различного рода движения, связанные с интенсификацией производства, экономией ресурсов и повышением качества работы предприятия, экономические стимулы, нормы и расценки. Без их освоения, включения в сферу регулирования деятельности и поведения работников невозможно рассчитывать на возрастание их трудовой активности.

Социально-экономическая адаптация предполагает организацию специальной системы обучения. Важнейшую ее часть составляет экономическая учеба. В ее русле следует специально предусмотреть курс экономики данного предприятия. В этом экономическом курсе должны быть сообщены формы соревнования, моральные и материальные стимулы, порядок нормирования и пересмотра норм, начисление заработной платы, начисление премий и т.п. Эти знания имеют для работника не меньшее значение, чем знания о выполнении профессиональных обязанностей, так как они показывают и его экономическое положение, и те отношения с предприятием, на которые он может рассчитывать при честной и качественной работе.

Управленческий аспект социально-организационной адаптации связан со становлением работника как субъекта управления. Активность участия в управлении связана прежде всего с субъективным фактором, частью которого выступают личностные особенности работников, которые должны стать объектом влияния и направленного формирования в период социально-организационной адаптации.

Своеобразие личностных качеств может повлиять прежде всего на длительность формирования работника как субъекта управления. Например, замедлить развитие активности в управлении могут некоторые установки личности, такие, как установка на невмешательство, установка на самого себя как человека маленького, некомпетентного в управлении, как на человека нового в коллективе, а следовательно, не имеющего морального основания для оказания активного влияния на его дела и т.д. Эти установки как мотивы поведения актуализируются главным образом в начальный период работы.

Адаптация к социальной роли субъекта управления должна включать следующее.

1. Ознакомление с органами управления, порядком их работы, основными вопросами, которыми они заняты в текущий момент. Эта работа должна осуществляться представителем профсоюзной организации, прежде всего активистами из числа рядовых работников. Эту сторону не нужно упускать из виду. Речь идет об участии в органах управления, таких как советы трудовых коллективов, рабочие собрания, комиссии по контролю деятельности администрации и т.д. Они в основном сформированы из числа рядовых тружеников, следовательно, и ознакомление с работой этих органов лучше всего поручить представителю этой среды.

2. В процессе адаптации участие в управлении следует начинать с разовых поручений. Объясняется это следующими обстоятельствами. Чтобы выполнять постоянное поручение в органе управления, необходимо быть хорошо осведомленным обо всех сторонах производственной и социальной жизни коллектива. Такой осведомленности у адаптанта быть не может. Следовательно, принимаемые им решения могут быть некомпетентными. Разовые поручения, да еще в составе группы, при содействии группы, напротив, помогут выработать соответствующие умения и знания.

3. Содействие в подготовке первого выступления на рабочем собрании или совещании коллективного органа управления. В процессе адаптации момент важный. Выступление всегда вызывает большую напряженность, порой растерянность. Первое выступление, да еще в качестве субъекта управления, еще более осложняет управление своими мыслями и поступками. В то же время от успеха этого выступления зависит дальнейшее формирование адаптанта как субъекта управления. Содействие в подготовке выступления должно состоять в формировании психологической готовности к выступлению, т.е. в овладении значимым для жизни коллектива фактом, а также позитивного или, напротив, негативного отношения к этому факту. Отношение к факту и должно быть основой содержания выступления.

Творческий аспект социально-организационной адаптации связан с бытом и отдыхом. Понятно, что состояние этой сферы может серьезно повлиять на формирование отношения работника к предприятию и на отношения с коллективом. В качестве объектов адаптации в этой сфере выступают спортивные и самодеятельные коллективы, службы обеспечения быта и отдыха. У современного крупного предприятия это развитая сеть, выполняющая восстановительную функцию, следовательно от того, как скоро эти объекты будут включены в активное пользование адаптантом, зависит полноценность использования им свободного времени.

Определяющее значение в осуществлении этого аспекта адаптации имеет первичный коллектив, в котором работает адаптант. Именно на примере жизни и деятельности первичного коллектива он знакомится с жизнью и деятельностью спортивных и самодеятельных коллективов, с порядком работы и набором услуг, предлагаемых бытовыми организациями, аккредитованными при предприятии, первичный же коллектив нередко влияет и на выбор занятий в свободное время. Этот аспект адаптации тесно связан с социально-психологической адаптацией.

Социально-психологическая адаптация

Этот вид адаптации связан с вхождением нового работника в первичный коллектив. В условиях этого коллектива протекает деятельность человека, через него осуществляются отношения с другими коллективами, в нем он формируется как субъект деятельности и управления. Трудно переоценить значение первичного коллектива в жизни и деятельности человека, но одновременно следует отметить и тот факт, что адаптация к первичному коллективу значительно сложнее, длится дольше, чем социально-организационная адаптация.

Связано это с тем, что на социально-психологическую адаптацию наиболее сильное влияние оказывает индивидуальность личности, следовательно, сугубо личные привычки и умения строить свое поведение. Трудность социально-психологической адаптации связана и с другими фактами. Как уже отмечалось, первичный коллектив - это среда, непосредственно окружающая человека: среда труда, общения, быта. По значимости и своим функциям она напоминает семью. Как правило, семейные отношения складываются в течение длительного времени, при этом они заранее предопределены хорошо разработанными представлениями о роли членов семьи. В первичном коллективе эти роли заранее не определены. Более того, сам выбор социальных и профессиональных ролей включен в адаптационный процесс и связан с желаниями и возможностями самой личности.

В настоящее время определенно обозначилась тенденция возрастания значения первичного коллектива как основной производственной ячейки (достаточно сослаться на положительный опыт коллективной организации труда). Это в еще большей мере повышает значимость управления социально-психологической адаптацией. Наблюдения свидетельствуют о том, что если социально -психологическая адаптация не завершена, то отношения между членами коллектива деформируются, что отрицательно влияет на совместное выполнение производственных заданий, активность в управлении, добросовестность труда и т.п.

Кроме того, социально-психологически адаптированный работник - это работник, устойчиво закрепленный в коллективе. Именно социально-психологическая дезадаптация лежит в основе явления текучести среди молодых рабочих, а также лиц, склонных к поспешным решениям по поводу смены места работы. Таким образом, социально -психологическая адаптация занимает важное место среди факторов, влияющих на устойчивость трудового коллектива.

Управлением социально-психологической адаптацией в равной мере заняты и руководитель первичного коллектива, и сам первичный коллектив, причем именно первичный коллектив оказывает наиболее сильное социально-психологическое влияние на адаптанта.

Среди качеств коллектива, выполняющих роль регуляторов адаптационного процесса, следует отметить морально-психологический климат, идейную общность, сплоченность вокруг общественно значимых целей, взаимную требовательность и ответственность, взаимопомощь.

Морально-психологический климат и адаптация

Морально-психологический климат определяет настроение коллектива и, следовательно, отношение к адаптанту. Настроение определяет форму, в которой происходит воздействие на личность. В первое время пребывания адаптанта в коллективе от формы взаимоотношений зависит многое. В последующем некоторое пренебрежение формой может быть прощено, не замечено, но в первое время пребывания в коллективе новички особенно чувствительны к форме общения, отношений, воздействий со стороны кадровых работников и руководства.

В первичном коллективе, который характеризуется неблагоприятным морально-психологическим климатом, адаптант будет в первую очередь испытывать эмоциональный дискомфорт, при отсутствии взаимопомощи - затруднения в выработке умений коллективного труда, при отсутствии взаимной требовательности и ответственности - затруднения в формировании коллективистских установок, при разобщенности целей деятельности - затруднения в формировании ценностных ориентаций, связанных с представлениями о месте коллектива в реализации личных планов, и т.п.

Может возникнуть и другая ситуация, при которой осуществляется социально-психологическая адаптация личности к коллективу, характеризующемуся более развитыми свойствами и качествами. Здесь тоже возникают трудности, которые можно назвать именно трудностями роста, трудности интенсивного развития у личности свойств и качеств, оптимально соответствующих работе в коллективе. В первое время адаптант может специально обострить отношения с коллективом, пойти на конфликт. Чаще всего для этого используются в общем-то мелкие нарушения традиций или неформального порядка жизни коллектива. В этих случаях необходимо проявить терпение, но в то же время настойчиво добиваться выполнения всех правил жизни коллектива. Роль руководителя в таких условиях состоит в том, чтобы сдержать действия и поступки эмоционально неуравновешенных членов коллектива. Если в отношениях с адаптантом возьмут верх их настроения, то процесс социально-психологической адаптации или будет сорван полностью, или сильно затянется.

В регулировании социально-психологической адаптации, особенно в осложненных случаях, позитивную роль играет наставничество . Наставник играет роль связующего звена между адаптантом и коллективом. С одной стороны, наставник доводит до сведения адаптанта требования коллектива, определяет порядок их выполнения, обучает их выполнению, с другой - он включает адаптанта в отношения с коллективом.

Читайте также: