Составить планирование развития учебного учреждения. Общие требования к планированию работы профессионального образовательного учреждения

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Тема:

Планирование образовательного процесса

в дошкольном образовательном учреждении

Введение………………………………………………………………………2

ДОУ.

1.1 Планирование как функция управления и компонент профессионально-педагогической деятельности…………………………………………………………5

1.2 Специфика образовательного процесса в ДОУ……………………………13

1.3 Особенности планирования образовательного процесса в ДОУ. ………..19

Выводы по 1 главе……………………………………………………………….31

Глава 2. Состояние образовательного процесса в МДОУ №14 «Ромашка» г. Кумертау

2.1. Анализ состояния планирования образовательного процесса в ДОУ……32

Выводы по 2 главе……………………………………………………………....40

Заключение………………………………………………………………………...41

Список литературы. …………………………………………………………….43

Приложение……………………………………………………………………..46

Введение

Актуальность темы.

В условиях нестабильности современного мира, кризиса системы общественного дошкольного образования в России руководителю детским садом очень важно принять адекватные оперативные меры по сохранению и развитию вверенного ему учреждения.

Планирование - ключевая управленческая функция, полноценная реализация которой - один из главных факторов, обеспечивающих эффективность деятельности руководителя. Именно поэтому необычайно актуальными становятся вопросы обучения руководителей детских садов навыкам научного планирования своей деятельности и эффективной ее организации. Планирование позволяет устранить неопределенность, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться эффективного экономического функционирования и облегчить управленческий контроль.

При грамотном планировании появляется возможность прогнозировать результаты деятельности каждого конкретного сотрудника, что облегчает достижение общих целей и задач. Исследования в области управления подтверждают прямую зависимость между умением планировать и успешностью деятельности руководителя в целом.

Сущность планирования - направить деятельность ДОУ на выработку решений, направленных на адаптацию детского сада к постоянно изменяющимся условиям, нейтрализацию факторов, отрицательно влияющих на всю систему дошкольного образования в целом.

В психологическом аспекте основой планирования является преодоление руководителем стереотипов мышления: смена установки с «глобального» (абстрактного) планирования к стратегии составления нескольких вариантов сценария будущего, от модели директивного планирования к вероятностным моделям развития.

Анализ нормативных документов по дошкольному образованию, изучение опыта управления дошкольным учреждением позволяют сделать вывод о необходимости совершенствования образовательного процесса и управления им в новых условиях. Анализ работ К.Ю.Белой, Л.В.Поздняк, А.Н.Троян показал, что проблема содержания и реализации функции планирования образовательного процесса не являлась до настоящего времени объектом специального исследования, хотя некоторые ее аспекты и были рассмотрены в связи с изучением организационно-педагогической деятельности заведующих дошкольными учреждениями.

Анализ работ Ю.А.Конаржевского, М.М.Поташника, А.М.Моисеева, П.И.Третьякова, Е.А.Ямбурга и других по управлению образовательным учреждением показал, что основное внимание ученых направлено на изучение проблем управления образовательным процессом в современной школе. Предложенные в них технологии развития инновационной школы, безусловно, не могут быть в полной мере использованы в управлении развитием дошкольного учреждения в силу его специфичности.

Таким образом, проблема планирования образовательного процесса в ДОУ как начального звена системы образования в настоящее время является недостаточно разработанной. Практическая значимость этой проблемы и научная неразработанность делают ее актуальной.

Объект исследования: процесс управления дошкольным образовательным учреждением.

Предмет исследования: планирование образовательного процесса как функция управления ДОУ.

Гипотеза исследования : Процесс управления ДОУ будет эффективным при условии планомерного использования сил, средств, времени, людских ресурсов для достижения оптимального результата.

Цель работы : изучить особенности планирования образовательного процесса в ДОУ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблемам управления современным дошкольным образовательным учреждением.

2. Раскрыть особенности планирования образовательного процесса в ДОУ.

3.Провести анализ состояния планирования в базовом детском саду.

Методы исследования : методы теоретического исследования (работа с литературой, анализ, обобщение), методы эмпирического исследования (изучение плана работы базового детского сада, анализ планирования и разработка методических рекомендаций).

Практическая значимость исследования:

Исследование может представлять интерес для заведующих и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, а также студентов педагогических учебных заведений.

Структура исследования: работа состоит из введения, 1-ой теоретической главы, 2 главы – практической, заключения, списка литературы, представленного 32 источниками, приложения.

Глава 1. Теоретические основы планирования образовательного процесса в ДОУ

1.1 Планирование как функция управления и компонент профессионально - педагогической деятельности

Современная педагогическая наука стремится осмыслить целостный педагогический процесс с позиции управленческой науки. Управление - явление объективно обусловленное, вызванное к жизни закономерностями и взаимосвязями функционирования систем. Что же такое управление?

В энциклопедическом словаре приводится следующее определение: «Управление - это функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программы и целей». При этом в зависимости от природы объекта различают:

а) биологическое,

б) техническое,

в) социальное управления.

Разновидностью социального управления является управление педагогическими системами. Обратимся к специфике управления в обществе.

Социальное управление всегда связано с людьми и осуществляется на основе общественных закономерностей. Оно, разумеется, имеет много общего с управлением в технических, биологических системах, с управлением различными природными процессами, но оно никогда не смешивается с ними, не подменяет их закономерности и всегда сохраняет свою сущность. В управлениив обществе именно люди посредством определенных организационных норм, стимулов и т. п. управляют своими общественными отношениями, поведением и деятельностью. Здесь и субъектом и объектом управления выступает человек во всем комплексе его устремлений, человек активный, целеустремленный, со своими потребностями, интересами, целями и волей. Социальное управление состоит в направляющем, организующем, регулирующем воздействии на общественные процессы.

Учитывая изложенное, можно сказать, что управление в обществе представляет собой целеполагающее, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную, групповую жизнедеятельность .

Управление отличается от общественной саморегуляции, которая может быть стихийной, происходить хаотически, случайно, возникать вследствие бесконечного столкновения интересов, которые все же создают какую-то результирующую.

Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта, управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.

Управление педагогическими системами (как разновидность социального управления) представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей .

Основная цель управления : эффективное и планомерное использование сил, средств, времени, людских ресурсов для достижения оптимального результата.

Из целей вытекают задачи управления , которые решаются в комплексе и определяют технологию достижения целей. Задача - это работа или часть работы (операции, процедуры), которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.

Сущность управления выражается через его функции (от лат. functio - исполнение), в которых определен круг деятельности, ее содержание, ее виды, назначение, роль. Другими словами, процесс управления - это последовательное выполнение определенных видов деятельности (функции).

Функция - вид деятельности, основанный на разделении и кооперации управленческого труда, характеризующийся разновидностью, определенностью, сложностью и стабильностью..

Впервые функции управления были выделены А.Файолем в XX в. (планирование, организация, координация, распорядительство и контроль). В дальнейшем набор функций управления дополнялся, расширялся и уточнялся.

В 1922 г. издан фундаментальный труд М.Х. Мескона, М.Альберта и Ф.Хедоури «Основы менеджмента». Менеджмент представляет собой теорию и практику управления в социальных организациях, т.е. в организациях людей. Возникли новые области научного знания: «менеджмент в строительстве», «менеджмент в образовании» и т.д.

В науке об управлении используется две дефиниции «действие» и «результат». Действие - определенные операции. Оно является средством для достижения какой-то цели. Результат - конечный итог, ради которого и проходили операции.
Управление в образовании - умение планировать результат, целенаправленно регулировать сам процесс воспитания и обучения, выбирать такие операции, которые обеспечивали бы при наименьшей затрате сил, времени и средств эффективное выполнение поставленных целей и задач. При управлении Оуч разрабатываются различные документы, например, планы. При разработке плана необходимо предусмотреть большой комплекс мероприятий по улучшению всей постановки дела воспитания, обучения и образования. Рассмотрим содержание различных планов.
Обоснованный конкретный план - один из показателей научной организации и управления Оуч. План должен быть кратким, четким и ясным. По форме планирование (подготовительный этап каждого управленческого цикла) может быть текстовым, графическим и смешанным. В любом случае в Оуч должно существовать календарное планирование, т.е. все мероприятия должны располагаться по определенным временным интервалам (например, для общеобразовательного учреждения по четвертям, месяцам, неделям отдельным числам). Каждое Оуч планирует свою работу, исходя из региональных условий и возможностей. При этом каждый план должен быть педагогически целесообразным, иметь единое направление, представлять систему мероприятий по выполнению поставленных задач.
В практике работы Оуч имеют место следующие виды планирования:
— перспективный план работы на 3-5 лет;
— план учебно-воспитательной работы (годовой);
— графический план организационной, методической и внеучебной работы (на семестр, четверть) (выписка из годового плана);
— план-график контроля педагогического процесса (на семестр, четверть);
— планы общественных организаций.
Сроки планирования определяются его целями. Перспективное планирование должно соответствовать социальным потребностям; годовое - цикл управления, т.е. с 1-го сентября по 1-е сентября, включая летнюю работу и подготовку Оуч к новому учебному году.
Рекомендации о структуре и содержании предлагаемых планов являются примерными, их нужно конкретизировать с учетом особенностей, традиций и творческих поисков отдельных образовательных учреждений.
Перспективный план развития Оуч предусматривает направления его деятельности с учетом работы региональных органов власти. Этот план не должен быть слишком детальным. Его задача - наметить важнейшие ориентиры функционирования и развития Оуч на определенный период. Перспективный план включает:
1. Рост контингента обучающихся по годам, количество групп (классов), примерное финансирование;
2. Потребность в педагогах разной квалификации.
3. Перспективный график повышения квалификации педагогов. Оно может осуществляться через курсы институтов подготовки и переподготовки кадров и различных семинаров.
4. Строительно-ремонтные работы, оборудование кабинетов, приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, книг, учебных пособий, хозяйственных и канцелярских материалов и др.
5. Финансовую, коммерческую деятельность.
План учебно-воспитательной работы Оуч на учебный год включает следующие вопросы:
1. Введение: а) региональные особенности и условия работы Оуч; б) краткий анализ итогов работы Оуч за прошлый учебный год; в) основные задачи Оуч на новый учебный год.
2. Выполнение закона «Об образовании».
3. Организация работы с кадрами: а) расстановка кадров и распределение обязанностей; б) основные научно-практические темы, над которыми работает коллектив; в) повышение квалификации и методическая работа; г) изучение и распространение передового опыта; д) научно-педагогическая информация в образовательном учреждении.
4. Руководство педагогическим процессом: а) организация его; б) внеаудиторная учебно-воспитательная работа в образовательном учреждении.
5. Педагогический контроль образовательного процесса.
6. Работа с шефами, общественностью.
7. Укрепление материально-технической базы в Оуч и организационно-хозяйственная работа.
На основе плана учебно-воспитательной работы в Оуч составляется календарный план организационной, методической и внеаудиторной работы на текущий семестр (четверть). Он включает разделы: ученый совет (педсовет); заседания методических комиссий (объединений); профсоюзные собрания и производственные совещания; совещания (ректорат) при ректоре (директоре); заседание местного комитета; собрание студентов (родительские собрания); вечера отдыха; спортивные соревнования; редакционно-издательская работа (газеты, издания и т.д.); работа научных обществ, клубов, организация выставок и олимпиад.
Такой план позволяет избежать дублирования, дает возможность заранее определить, в какое время и на каких вопросах следует сконцентрировать внимание, а также помогает спланировать работу педагогических кадров.

побуждение - А что еще заметили, какие особенности строе- - Колючки вместо листьев (вторая решающая

к гипотезе ния указывают на то, что верблюжья колючка при- гипотеза)

побуждение способилась к выживанию? - Давайте проверим гипотезу. Почему колючки? - Меньше испаряют влаги.

к проверке - Итак, сделаем вывод о втором приспособлении. (аргумент)

опорный - Согласна (вывешивает на доску «колючки, мел- - Еще одно приспособление - колючки вместо

сигнал кие листья»). листьев для уменьшения испарения.

материал для - Два приспособления определили, но это еще не все. каждая группа работает с текстом об одном

выдвижения Даю задание по группам. Каждая прочитает текст и из приспособлений:

гипотез попробует высказать свои предположения относи- Утолщенные листья и стебли.

тельно приспособляемости растений пустыни. Быстрый рост весной.

побуждение Листопад или веткопад.

к гипотезе - Заслушаем группы. Какие появились гипотезы?

опорный фиксирует выступления групп на доске каждая группа высказывает соответствующую тексту гипотезу

сигнал - Сделайте вывод о приспособлениях растений делают вывод (открытие нового знания)

вывод пустыни.

Основные выводы статьи

1. Проблемно-диалогическое обучение - это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем.

2. Технология проблемно-диалогического обучения представляет собой детальное описание диалогических методов постановки проблемы и поиска решения. Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности при сохранении здоровья учащихся.

3. Технология проблемно-диалогического обучения является общепедагогической, т.е. реализуемой

на любом предметном содержании и любой образовательной ступени. В то же время существует определенная предметная специфика данной технологии, наиболее ярко выраженная у побуждающего диалога.

Литература

1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. М., АПКиПРО, 2002. 168 с.

2. Мельникова Е.Л. Технология проблемно-диалогического обучения // Образовательная система «Школа-2100». Сборник программ. М., 2004. С.75-90.

3. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения // Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. Выпуск 3. М., Баласс, 1999. С.85-93.

Табарданова Татьяна Борисовна,

к.п.н, ст. научный сотрудник Ульяновский ИПК и ПРО

ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО Учреждения

Качество планирования во многом определяет уровень руководства образовательным учреждением. Перед руководителями образовательного учреждения в процессе планирования возникают следующие вопросы, от правильности ответов на которые зависит эффективность как процесса планирования в целом, так и его продукта - собственно плана:

Какие этапы выделяют в процессе планирования? - Каковы требования к плану работы организации?

Что представляет из себя система планов в образовательных учреждениях?

Какие существуют формы планирования?

Именно на эти и некоторые другие вопросы мы попытаемся дать ответ в этом параграфе.

Целеполагающая деятельность руководителя образовательного учреждения, как было сказано выше, предполагает и определение средств реализации целей. Задача руководителя и возглавляемого им коллектива - выбрать из множества средств такие, которые наиболее рационально приведут к реализации целей. В свою очередь, цели операционного уровня служат своеобразными «точками контроля» за движе-

Теория инновационной деятельности

нием организации к целям оперативного и официального уровней.

Цель является объединяющим понятием плана деятельности, реализуемой коллективом образовательного учреждения.

Во всем мире планирование является основным содержанием деятельности управленца. Рассмотрим некоторые трактовки термина «планирование», встречающиеся в управленческой и педагогической литературе. Так, З.П. Румянцева в учебном пособии «Менеджмент организации» придерживается той точки зрения, что планирование - это стадия процесса управления, на которой определяются цели деятельности, необходимые для этого средства, а также разрабатываются методы, наиболее эффективные в конкретных условиях.

Сущность планирования, по В.П. Симонову, заключается в определении основных видов деятельности и мероприятий, конкретных исполнителей и сроков выполнения работ.

Цель планирования в образовательном учреждении заключается в выработке единства действий всех субъектов деятельности - административного персонала и педагогического коллектива, с одной стороны, и коллектива обучающихся - с другой.

Принимая эти определения в качестве базовых, мы выделяем следующие, три основных компонента плана:

Цели, которые должны быть достигнуты, при формулировке которых необходимо учитывать все свойства и характерные особенности целей организации;

Действия, которые необходимо предпринять для достижения целей;

Ресурсы (средства), необходимые для осуществления этих действий.

Этапы планирования

1. Выявление потребностей развития организации на основе анализа источников изменений (внешних и внутренних).

2. Выявление проблем (технологической основы целеполагания.

3. Формулирование целей с учетом их характерных признаков.

4. Генерация вариантов реализации целей и их оценка (выявление как можно большего числа альтернативных вариантов действий, оценка каждого из вариантов, выбор оптимального).

5. Определение действий (что нужно сделать для того, чтобы реализовать выбранный вариант).

Таблица 1

Особенности традиционного и стратегического планирования

№ п/п Типы планирования

Традиционное Стратегическое

1 Отсутствие вариативности Планирование альтернативных вариантов развития

2 Организация планирования «сверху вниз». Отсутствие мотивирующего характера плана Организация планирования «снизу вверх». Мотивирующий характер плана

3 Непереформулирование целей Непрерывное переформулирование целей (в пределах миссии)

4 Ориентация на однажды намеченный результат, а не на процесс Определение конкретных промежуточных рубежей. Мониторинг

5 Соотношение планов в большей степени с материальными ресурсами Соотношение планов в большей степени с человеческими ресурсами

6 Ориентация на внутренние ресурсы организации Учет как внутренних, так и внешних ресурсов

6. Ранжирование действий (какая последовательность выполнения действий оптимальнее).

7. Определение необходимых ресурсов (какие ресурсы понадобятся для реализации плана).

8. Пересмотр плана (приведет ли данный план к требуемым результатам? Если ответ отрицательный, необходимо вернуться к этапам 4, 5 или даже к 3-му).

9. Подготовка плана действий и определение сроков их реализации (кто, что, в какие сроки должен будет сделать).

10. Контроль за осуществлением плана, коррекция плана в случае необходимости.

Для того чтобы план работы организации эффективно выполнял свои функции, он должен отвечать следующим требованиям:

Полнота состава действий (содержать все необходимые и достаточные для достижения поставленных целей действия);

Целостность, скоордивированность (все необходимые связи между действиями должны быть установлены и согласованы по содержанию и срокам);

Сбалансированность по всем ресурсам (кадровым, финансовым и др.);

Контролируемость (определяется операциональ-ностью промежуточных целей);

Чувствительность к сбоям.

Остановимся подробнее на анализе некоторых из этих требований.

Основные недостатки традиционного планирования заключаются в том, что в нем, как правило, не обеспечивается полнота состава действий, необходимых для достижения целей, не фиксируются связи между мероприятиями, без которых план представляет собой некоторую «эклектику» мероприятий. Как правило, это происходит в случае пропуска или некачественной реализации 4, 5 и 6-го этапов планирования.

Особо следует остановиться на проблеме согласования мероприятий по содержанию и срокам. Конечно, если действий, необходимых для достижения данной цели, немного и их выполнение, не требует координации с действиями по достижению других целей, то согласование сроков не представляет труда. В других же случаях необходимо использовать специальные средства для согласования сроков выполнения действий. Многие авторы пособий по управлению рекомендуют в данном случае пользоваться ленточной диаграммой (графиком) Гантта, условный пример которой мы приводим на рис. 1.

Строить диаграмму необходимо с заключительного действия (мероприятия), двигаясь справа налево.

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/1

Теория инновационной деятельности

Вначале нужно зафиксировать момент времени, когда должно быть закончено достижение цели, т.е. выполнены все действия; затем определить продолжительность действия, заключающего процесс решения поставленной задачи (действие 5 на рис. 1), и момент его начала и окончания заключительного действия надо нанести на диаграмму и соединить прямой линией, показывающей п родолжительность действия. Затем определить, какие действия должны быть закончены к моменту начала отобранного на диаграмме последнего действия. Для этих действий уже оп ределяются их продолжительность, момент начала, и наносятся на диаграмму (рис. 1, действие 4). Затем все повторяется вновь для действий, только что нанесенных на диагра мму.

После первого заполнения может оказаться, что мероприятия не умещаются в гр аницах времени, отводим ого на решение задачи, т.е. в предусматриваемые сроки задача не может быть р ешена. Тогда необходимо либо изменять общие сроки начала и окончания данной задачи, либо умень шать продолжительность к аких-либо действий.

Из графика Гантта видно, что если при реализации плана какое-то действие (мероприятие) в указанное время не начало сь, то сбои пойдут по всей цепочке слева направо, т.е. к предполагаемому сроку задача не будет решена.

Итак, четкое представление о связях между дей-ст виями позволит сделать управление прогностичным, своевременно корректировать действия, а не просто фиксировать «отрицательный результат».

Не менее важным требованием, особенно в настоящее время, является требование сбалансированности по всем ресурсам, т. к. всякое планируемое действие должно быть соотнесено с имеющимися ресурсами. Первая прикидка и оценка необходимых ресурсов осуществляется еще на ранних этапах планирования, например, при оценке различных вариантов действий. Данный ресурсный анализ, вероятно, следует проводить, отвечая на вопрос, что мы имеем для реализации определённых целей? Однако только после уточнения, упорядочения действий необходимо провести более точный, подробный ресурсный анализ, отвечая на вопрос, что мы должны предпринять, чтобы создать условия, необходимые для реализации плана.

М.М. Поташник выделяет следующие условия, или группы условий (ресурсов), которые должны стать объектом анализа руководителя и возглавляемого им коллектива:

Организационные - приведение в соответствие организационной структуры учреждения с новыми целевыми установками. Руководитель должен быть уверен, что в его организации есть структуры (подразделения), которые возьмут на себя ответственность по реализации определенной цели. Обеспечение организационных ресурсов - это создание новых структур -(месяцы) органов, советов, комиссий, лабораторий, центров, временных творческих коллективов или постоянно действующих научнометодических подразделений;

Кадровые - повышение профессионального мастерства членов организации в связи с усложненными целями деятельности коллектива. Обеспечение кадровых ресурсов - это управление персоналом - организация системы методической работы; повышение квалификации; изучение, обобщение передового педагогического опыта, аттестация педагогических кадров; переподготовка специалистов;

Научно-методические - разработка концептуальных основ развития учреждения, создание методикодидактических блоков;

Финансовые - это и деньги, которые нужны для финансирования решения задачи, и действия, которые нужно совершить, чтобы это финансирование иметь; это и ответ на вопрос, какова цена задачи, и ответ на вопрос, каковы пути, средства, источники финансирования новых программ;

Мотивационные - это действия, призванные сформировать заинтересованность исполнителей в достижения новых целей. Это конкретные приемы стимулирования и мотивации работников, согласно анализу их ведущих потребностей и возможностям организации. К сожалению, реализация этих условий часто носит стихийный характер;

Нормативно-правовые - это подготовка документов регламе нтирующего характера (уставов, положений, решени й, приказов и т.п.).

Чувствительность же плана к сбоям определяется многими факторами.

Во-первых, наличием в плане вышеупомянутых промежуточных операционных целей, которые будут являться определенными стандартами, (параметрами) в процессе осуществления управленческого контроля. Только сравнив измеренные результаты со стандартами, руководитель может принять решение о необходимости корректирующих действий, не допуская тем самым «отрицательного результата», создавая основу для прогнозирования, оценки деятельности и планирования.

Во-вторых, планированием альтернативных вариантов развития организации, что пока еще не находит достойного места в нашем традиционном планировании.

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/1

Теория инновационной деятельности

В связи с этим нельзя не затронуть понятие «стратегическое планирование», которое не имеет никакого отношения к срокам планирования, а отличается от нашего традиционного (долгосрочного) определенными показателями.

Реализация принципов стратегического планирования сделает план не только чувствительным к сбоям, но и придаст ему устойчивость.

Система планов

в образовательных учреждениях

Выработка стратегии организаций - не самоцель стратегического планирования. Эта сложная и трудоемкая работа приобретает смысл в том случае, если стратегия в дальнейшем реализуется. Для того чтобы контролировать процесс реализации стратегии и быть уверенными в достижении поставленных целей, руководитель вместе с членами организации разрабатывают планы, программы, проекты, мотивируют процесс, т.е. управляют им.

Результатом функционирования системы стратегического планирования является совокупность взаимосвязанных плановых документов, в которых отражены принятые стратегические решения и распределение ресурсов.

Основная предпосылка, лежащая в основе структуризации системы планов, отражает вывод теории управления - «закона необходимого разнообра-

зия», согласно которому сложная система требует сложного управляющего механизма, т.е. система планов должна быть примерно такой же сложной, как сама организация.

Как показывает практика, в современном образовательном учреждении разрабатываются три уровня взаимосвязанных планов (см. рис. 2).

Рассмотрим характерные особенности каждой разновидности планов, реализуемых в образовательных учреждениях. Стратегические планы имеют следующие особенности:

Субъективны по своей природе и основаны на предположениях, мнениях, прогнозах и предсказаниях, сопряжены с некоторой степенью неопределенности и риска;

Являются вершиной системы планов, т. к. характеризуют основное назначение организации (миссию), ее цели и стратегии;

Служат ориентиром для всех прочих планов;

Каждый стратегический план обязательно подкрепляется комплексом планов тактического уровня.

К стратегическому уровню планирования относится и весьма распространенная сегодня в российских образовательных учреждениях программа развития.

Тактические планы характеризуются следующим:

Служат основным инструментом реализации стратегических планов;

Разрабатываются в полном соответствии со стратегическими планами, «в их развитии»;

Рис. 2. Система планов образовательного учреждения

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/1

Теория инновационной деятельности

При их разработке реализуется принцип «кто должен выполнять планы, тот их и разрабатывает» (особенно важно учитывать эту характеристику при разработке плана работы на текущий учебный год, вовлекая в процесс планирования всех членов коллектива, а не «спускать план сверху»);

Рассчитаны, как правило, на более короткий период времени, чем стратегические планы, поэтому результаты их реализации проявляются сравнительно быстро и возможно скорое принятие мер по выявленным отклонениям;

Если стратегические планы направлены на реализацию официальных и оперативных целей, то тактическое планирование основано на целях второго (оперативного) и третьего (операционного) уровней организационных целей.

Оперативные планы имеют следующие характеристики:

Служат основным инструментом реализации планов тактического уровня;

Направлены на реализацию операционных целей;

Максимально детализированы, соотнесены с конкретным сроком реализации;

Разрабатываются конкретными исполнителями.

Формы планирования

Известно, что главное в планах работы всех учреждений - их содержание. Однако, чтобы стать действительно рабочим документом, план должен быть разработан в удобной для пользователя форме.

В менеджменте чаще всего рассматривают графическое и программно-целевое планирование.

В основу технологии графического планирования заложен комплексный подход, включающий следующие три этапа:

Первый. Планирование ежемесячно повторяемых мероприятий (дел), определяемых спецификой функционирования школы (дошкольного учреждения, учреждения дополнительного образования), как образовательного учреждения и особенностями каждого месяца учебного года.

Второй. Помесячно спланированные мероприятия дополняются сложившимися традициями образовательного учреждения, сформированными годами деятельности и отражающими её индивидуальность и неповторимость.

Третий. Разработка новой системы мер под те цели, которые определены на основе анализа деятельности учреждения за предыдущий год.

Такая технология позволяет ежегодно обновлять содержание плана лишь на 1/3 планируемого, что экономит время его разработчиков и особо концентрирует их внимание на развивающих учреждение новых мероприятиях, реализующих новые цели. Так обеспечивается развитие традиций учреждения, преемственность в системе мер.

Преимущества графического планирования следующие:

Наглядность, т.к. на шкале времени четко просматривается содержание основных разделов плани-

рования; удобны для обозрения на стенде и на рабочем столе;

Сбалансированность, т.к. исключает дублирование мероприятий по срокам и исполнителям;

Оптимальность, т.к. не допускает перегрузки плана;

Системность, т.к. позволяет разрабатывать годовой план на основе месячного и недельного планирования.

Другой формой является программно-целевое планирование, суть которого в разработке и реализации комплексно-целевых программ.

Исходный принцип программно-целевого планирования - четкая формулировка целей на основе анализа деятельности учреждения за прошлый период, выявление проблем, потребностей в изменениях.

Ядро плана - цель, программно-целевое же планирование - это:

Глубокий анализ состояния системы;

Формулировка генеральной цели (миссии);

Декомпозиция цели (генеральная цель может распадаться на несколько уровней, причем чем он ниже, тем конкретнее его цели;

Качественная и количественная (по возможности корректно) определенность целевых нормативов и показателей;

Выход на мероприятийный уровень (формулировка целей в форме конкретных задач).

Итак, вначале строится дерево целей, а затем под каждую цель - конкретная программа. Некоторые мероприятия направлены на достижение нескольких целей (задач), причем в ряде случаев, выходящих за рамки программы.

Под каждую программу формируется состав исполнителей, определяются этапы ее выполнения, выбираются оптимальный путь и средства решения программных задач, назначаются сроки исполнения и меры (формы) контроля.

Процесс составления и реализации такой программы по форме может опираться на документ, который по содержанию требует ответа на следующие 6 вопросов, объединенных в 3 категориальные пары:

1) Субъект - объект. (Кто? Что?).

Кто отвечает за достижение данной цели?

Что представляет собой эта цель?

2) Пространство - время (Где? Когда?).

Где и когда, что именно должно быть сделано?

3) Количество - качество (Сколько? Как?).

Сколько ресурсов потребуется на выполнение данной работы? Как именно это будет сделано?

Программно-целевое планирование может быть оформлено в виде таблицы (см. образец):

Гене- раль- ная цель Условия ее реализации Цели 2-го уровня (оперативные) Факторы, способствующие их достижению Цели 3-го уровня (операционные) Си- стема мер

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/1

Теория инновационной деятельности

Программно-целевое планирование будет эффективным при реализации технологии американского менеджмента «Управление по целям», в основу которой положен приоритет целеобразования в структуре управленческой деятельности. Процесс управления рассматривается при этом следующим образом (см. табл. 2):

Таблица 2

Процесс управления по целям

Основные элементы Основные цели

Постановка целей 1. Сформулируйте долгосрочные цели и стратегические планы 2. Сформулируйте конкретные задачи всей организации 3. Определите задачи подразделений 4. Определите задачи каждого работника

Планирование мероприятий 5. Разработайте план мероприятий

Самоконтроль 6. Внедрите и осуществите корректирующие действия

Необходимо отметить еще один критерий эффективности как программно-целевого планирования, так и технологии «управление по целям», совместное определение целей руководителем и конкретным, исполнителем, ибо цели, поставленные руководителем, часто не становятся целью исполнителя.

В.И. Зверева выделяет следующие общие черты всех программ, независимо от их содержания и формы:

Направленность на цель, конечный результат, подчинение всех мероприятий и действий, осуществляемых в рамках программы, конечной цели, конечному результату;

Наличие в программе системы показателей, которые могут иметь и количественный, и качественный характер;

Объединение в определенных организационных рамках под общим управлением всех подразделений, исполнителей от начала до окончания работ;

Четкое определение функций и ответственности, выраженное в конкретике дел, сроков их реализации и определение ответственных исполнителей;

Включение программ в перспективное (стратегическое) планирование;

Гибкая система управления, максимально отвечающая особенностям программы и максимально приближенная к исполнителям.

Процесс совершенствования планирования в образовательных учреждениях невозможен без постоянной аналитической деятельности руководителя и членов коллектива, направленной на оценку качества системы планов. Поэтому необходимо назвать некоторые критерии оптимальности планов образовательного учреждения, в т.ч. следующие:

Значимость целей и задач, определенных на предстоящий период работы организации (подразделения);

Аналитичность построения плана;

Единство целей планируемой работы и средств их достижения;

Реальность выполнимости плана;

Оптимальность выбранной формы планирования;

Степень вовлеченности членов коллектива в процесс планирования (мотивированность плана).

Вопросы и задания

Насколько точно все эти этапы планирования согласуются с вашим личным управленческим опытом?

Какие этапы планирования не находят места в процессе планирования в вашей организации?

Спрогнозируйте возможные последствия игнорирования того или иного этапа.

Проанализируйте свои действия при проведении ресурсного анализа. Какие его компоненты являются постоянным объектом вашего внимания?

В соответствии с перечисленными критериями проанализируйте годовой план работы вашего учреждения (тактический уровень планирования) по следующим вопросам:

1) Какую форму плана вы используете (графическая, программно-целевая, текстовая) и в чем вы видите ее преимущество для работы?

2) Дается ли в плане анализ итогов работы учреждения за прошедший учебный год, вскрывает ли он причинно-следственные связи успехов и неудач?

3) Насколько основные цели годового плана вытекают из анализа работы учреждения (подразделения) за прошедший год?

4) Есть ли в разделах плана конкретный набор мероприятий, благодаря осуществлению которых должны быть достигнуты намеченные цели?

5) Определены ли методы и формы оперативного контроля за выполнением плана?

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/1

Теория инновационной деятельности

Заключение

1) Осознание менеджером организационной культуры, доминирующей в образовательном учреждении, поможет определить оптимальную стратегию управленческого поведения в той или иной ситуации.

2) Организационная культура - это совокупность осознанных и неосознанных представлений сотрудников о способе деятельности, набор привычек, писаных и неписаных норм поведения, запретов, ценностей, ожиданий, проявляющихся и действующих в учреждении.

3) В состав организационной культуры входят символы и герои учреждения, ритуалы и церемонии, язык учреждения, разделяемые убеждения и ожидания, профессиональные и общечеловеческие ценности.

4) Общепринятая сегодня в мире типология организационных культур включает ролевую культуру, культуру «ордена», культуры деятельности и индивидуальности. В реальных образовательных учреждениях различные типы культур сосуществуют.

5) Управленческое поведение менеджера в образовательном учреждении детерминируют следующие «культурные» факторы:

Показатели социокультурной специфики (властная дистанция, индекс тревожности, динамизм изменений, отношение к ценностям, к людям, к самому себе и др.);

Доминирующая в образовательном учреждении организационная культура и способ ее существования (субкультуры успехов, неудач, конфронтации, личностного развития);

Представление менеджера об образовательном учреждении как объекте управления, сориентированном на внешние цели или живущем по законам саморазвития;

Базовая «гипотеза» менеджера о личностных особенностях людей, работающих в учреждении (экономически ориентированная, социально ориентированная, самоактуализирующаяся, сложная личность).

6) Важнейшими компонентами профессиональной подготовки менеджера образования являются умения целеполагания и планирования.

Целеполагание - это процесс формирования цели, осуществляемый на основе анализа обстановки; выявления ценностей и интересов, подлежащих удовлетворению;

Цель - это конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то и конкретно количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, которого

образовательное учреждение может реально достичь к определенному моменту времени.

Цели образовательных учреждений разнородны, причем базовыми являются официальные, отражающие заказ и миссию учреждения; оперативные, определяющие направления деятельности учреждения; операционные, раскрывающие конкретные мероприятия (программу действий).

Технология целеполагания - это законосообразная, логически обусловленная последовательность этапов и действий, включающая выяснение потребностей и проблем на основе анализа и синтеза информации о прошлом и настоящем учреждения; анализ возможностей; принятие решения о том, что необходимо; выбор; уточнение цели; установление временных границ; контроль своих достижений.

Цель является объединяющим понятием плана деятельности, реализуемой образовательным учреждением, причем основными компонентами плана считаются цели, которые должны быть достигнуты; действия, необходимые для достижения цели; ресурсы и средства, требуемые для осуществления действий.

7) Сущность планирования заключается в определении основных видов деятельности и мероприятий, конкретных исполнителей и сроков выполнения работ. Инвариантная схема планирования включает следующие этапы:

Выявление потребностей развития учреждения на основе анализа источников изменений;

Уточнение проблем;

Формулирование целей;

Генерация вариантов реализации целей и их оценка;

Определение действий;

Ранжирование действий;

Нахождение необходимых ресурсов;

Пересмотр плана;

Подготовка плана действий и определение сроков выполнения работ;

Контроль за осуществлением плана и его коррекция в случае необходимости.

8) Современные сложные условия нестабильности в российской системе образования обусловливают отказ от традиционных схем и переход к стратегическому планированию, отличающемуся планированием альтернативных вариантов развития, мотивирующим действием плана, организацией планирования «снизу вверх», мониторингом, учетом как внешних, так и внутренних, особенно человеческих, ресурсов.

Все это обеспечивает инновационный менеджмент.

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/1

Теория инновационной деятельности

Приложение 2

Обобщенная структурно-содержательная схема программы развития общеобразовательного учреждения

№ п/п Инвариантные компоненты программы развития Состав инвариантных компонентов программы развития Содержание и формы представления инвариантных компонентов программы развития

1 Аналитическая часть Проблемно-ориентированный анализ состояния образования в образовательном учреждении и выбор оснований для развития: - описание фактического состояния образования; - выявление позитивных достижений (т.е. базы новых преобразований); - выявление затруднений, проблем и анализ их причин (т.е. установление поля «ближайшего развития» образования); - характеристика требований социума; - описание возможных перспектив; Обобщенная информация о фактическом состоянии образования. - История становления учреждения (кратко). - Состояние материальнотехнической базы учреждения. - Характеристика окружающего социума. Сведения об обучающихся: - число учащихся; - распределение учащихся по полу, социальному составу, здоровью, успешности в обучении по развитию. - Организационно-педагогическое строение образовательного учреждения: - количество смен и режим работы учреждения; - количество классов по ступеням образования и параллелям; - образовательно-профильная направленность классов. Сведения о педагогах учреждения: - число педагогов; - количество учителей по учебным предметам (образовательным областям); - квалификационный состав педагогов (по кафедрам или МО); - распределение педагогов по возрасту, полу, уровням профессиональнопедагогической подготовленности. Краткая характеристика позитивных достижений образовательного учреждения - Достижения в освоении учащимися государственных образовательных стандартов и учебных программ: - распределение учащихся начальной, основной, полной школы по образовательным уровням (обязательный, продвинутый, повышенный); - средняя успеваемость; - эффективность участия в олимпиадах и других конкурсах; - результативность поступления учащихся в вузы. - Укрепление и развитие материально-технической базы. Достижения в педагогической деятельности: - темы и опыт работы, обобщенные за последние 5 лет; - позитивные изменения в методической работе; - достижения в инновационно-поисковой деятельности; - успехи во внеурочной воспитательной работе. Краткая характеристика затруднений и нерешенных проблем - Факторы, препятствующие полноценному освоению учащимися государственных образовательных стандартов и учебных программ. - Профессиональные затруднения педагогов. - Неразвитость материально-технической базы. - Слабость дидактико-технологического оснащения (учебники, программы, пособия, программные средства и т. п.). - Неэффективность управления. - Неоптимальность организационно-педагогической структуры учреждения. Характеристика требований социума: - к работающим педагогам (кто должен учить?); - к обучающимся (кто должен учиться?); - к содержанию образования; - к технологиям обучения и воспитания; - к результатам образования; - к условиям жизнедеятельности в учреждении; - к выпускникам учреждения.

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/1

Теория инновационной деятельности

2 Концептуально- прогностическая часть Описание образа «желаемого» будущего состояния образовательного учреждения и характеристика вариантов развития Содержание описания: - тип и статус учреждения; - цели и задачи, решаемые учреждением; - организационно-педагогическая структура и система управления учреждения; - содержание и организация образовательного процесса; - учебные планы учреждения; - основные этапы и содержание инновационно-поисковой деятельности; - характеристика предполагаемых изменений: в содержании и технологиях образования; - в режиме функционирования учреждения; - в условиях деятельности педагогов и учащихся; в системе управления; - в результатах образовательного процесса. Формы представления: - развернутое текстовое описание; - положение о проектируемом образовательном учреждении; - концепция опытно-поисковой деятельности учреждения.

3 Ресурсное обеспечение программы развития Перечень факторов, обеспечивающих реализацию предполагаемых инновационных изменений Подробные расчеты и обоснования кадровой, материально-технической, финансовой, научной, информационной, дидактико-технологической поддержки инновационных изменений. Может быть представлено в виде «пакета», включающего сметы расходов; изменения в штатном расписании, перечни необходимого оборудования, списки дидактико-технологических материалов и др.

4 Процессуально-технологиче ская часть Описание состава и структуры действий исполнителей программы Подробный план действий по реализации программы развития. Схема представления может быть следующей: направления преобразований, содержание действий, сроки выполнения, ответственные.

5 Контрольно-экспертная часть Перечень способов контроля за ходом реализации программы Детальное планирование содержания и форм контроля, определение сроков и периодичности представления отчетности. Может быть представлено следующими документами: - циклограммами годовой работы руководителей учреждения, включающими контрольно-экспертные действия; - графическим планом работы управленческих звеньев учреждения; - матрицей контрольно-экспертных действий; направления контроля и экспертизы; сроки и содержание отчетности.

Л.Г. Петерсон, М.А. Кубышева

концепция профессиональной подготовки педагогических кадров к реализации деятельностного метода обучения

В последние годы в практической деятельности школ и ДОУ возникло противоречие между спросом на кадры, способные реализовать современные образовательные цели, и предложением со стороны специализированных образовательных учреждений среднего и высшего педагогического образования. Ежегодно в школы приходят молодые специалисты из педагогических вузов и колледжей, не подготовленные к работе в условиях современной школы. Поэтому зачастую, для того чтобы самореализоваться в современных условиях рынка образовательных услуг, они нуждаются в переподготовке непосредственно после выпускных квалификационных экзаменов в педкол-

леджах, пединститутах и педуниверситетах, что приводит к перерасходу временных и финансовых ресурсов, снижает качество образования.

Исследования, проведенные Ассоциацией «Школа 2000...», показали, что основной причиной указанного противоречия является стремление управленцев педагогических колледжей реализовать современные образовательные цели в рамках традиционной системы организации учебного процесса. Однако требования, предъявляемые к молодому специалисту рынком труда, сегодня кардинально изменились. Как отмечено в документах Правительства Российской Федерации, «в условиях стремительного развития и расширения

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/1

В настоящее время, характеризуемое модернизацией различных сфер жизнедеятельности общества, особую актуальность приобретает проблема развития образовательных учреждений с учетом изменений внешней среды. Проблема планирования и прогнозирования деятельности образовательной организации возникает перед руководителем особенно остро в условиях диверсификации их деятельности. Для грамотного и эффективного планирования финансово-хозяйственной и образовательной деятельности школы руководителю необходимо обладать объемной, конкретной и классифицированной информацией о состоянии и процессах изменения внешней среды образовательного учреждения; выявлять существенные факторы прямого и косвенного воздействия, влияющие на организацию образовательного процесса; владеть приемами и методами планирования. Недостаточно полный учет изменений внешней среды может приводить к неэффективным управленческим решениям. В реальной практике управления образовательной организацией планирование и прогнозирование, происходит, как правило, с опорой на опыт и интуицию руководителя школы. Планирование - это функция процесса управления, при реализации которой определяются цели деятельности, необходимые для этого средства, разрабатываются методы, наиболее эффективные в данных условиях, а также устанавливаются конкретные сроки и исполнители. Очень часто планирование рассматривается как выбор из множества альтернативных вариантов тех задач, стратегий, политик, процедур и программ, которые в наибольшей мере направлены на достижение целей организации. Часто акцентируют внимание на том, что планирование связано не только с выбором, но и с упорядочением задач, а также на том, что планирование представляет собой непрерывный процесс изучения новых путей и методов совершенствования деятельности организации за счет выявленных возможностей, условий и факторов. Следовательно, планы не должны иметь директивного характера, а должны меняться в соответствии с конкретной ситуацией. Планирование основано на соединении целей организации и ее подразделений со средствами для их достижения. Вместе с тем планирование косвенно является инструментом контроля, так как оно не только устанавливает цели, нормативы и эталоны деятельности, но и определяет границы отклонений от норм, нарушение которых обусловливает принятие координирующих решений. Управление в образовании - умение планировать результат, целенаправленно регулировать сам процесс воспитания и обучения, выбирать такие операции, которые обеспечивали бы при наименьшей затрате сил, времени и средств эффективное выполнение поставленных целей и задач. При управлении образовательным учреждением разрабатываются различные документы, например, планы. При разработке плана необходимо предусмотреть большой комплекс мероприятий по улучшению всей постановки дела воспитания, обучения и образования. Функциональное назначение планирования текущей деятельности и перспективного социально-экономического развития государственного (федерального, регионального), муниципального бюджетного образовательного учреждения выражается комплексом организационно-экономических мер, направленных на объективизацию устанавливаемого экономического результата деятельности образовательного учреждения как суммы стоимостных величин выполняемого в течение каждого года государственного или муниципального задания по предоставлению образовательных услуг определённому по численности кругу потребителей и стоимости образовательных услуг, оказываемых сверх установленного государственного, муниципального задания и других услуг, выполненных работ, не являющихся основными видами деятельности, но указанными в учредительных документах бюджетного образовательного учреждения. В практике работы образовательного учреждения имеют место следующие виды планирования: 1) перспективный план работы на 3-5 лет; 2) план учебно-воспитательной работы (годовой); 3) графический план организационной, методической и внеучебной работы (на семестр, четверть) (выписка из годового плана); 4) план-график контроля педагогического процесса (на семестр, четверть); 5) планы общественных мероприятий. Сроки планирования определяются его целями. Перспективное планирование должно соответствовать социальным потребностям; годовое - цикл управления, т.е. с 1-го сентября по 31-е августа, включая летнюю работу и подготовку образовательного учреждения к новому учебному году. Рекомендации о структуре и содержании предлагаемых планов являются примерными, их нужно конкретизировать с учетом особенностей, традиций и творческих поисков отдельных образовательных учреждений. Исследование процессов планирования и прогнозирования деятельности образовательной организации выполнено на примере МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» муниципального образования Ясненский городской округ, реализующей общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительного образования детей и взрослых. В таблице 1 представлены перечень и характеристика разрабатываемых планов образовательной организации. Таблица 1 - Характеристика разрабатываемых планов в МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» муниципального образования Ясненский городской округ Наименование разрабатываемых планов Краткое содержание плана 1 2 Прогнозирование Муниципальное задание - объем оказываемой муниципальной услуги; - объем финансового обеспечения муниципального задания; - порядок контроля за исполнением муниципального задания Финансово-хозяйственная деятельность План финансово-хозяйственной деятельности - сведения о деятельности ОУ; - виды деятельности ОУ; - показатели финансового состояния ОУ; - объем поступлений и выплат ОУ Планирование учебной деятельности Учебный план - требования к процессу обучения по ступеням; - характеристика специфики и обязательной части учебных планов по ступеням обучения; - особенности образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями; - перечень курсов внеурочной деятельности; - связь учебного плана и внеурочной деятельности; - предпрофильная подготовка; - педагогическое обоснование содержания учебного плана Графики проведения контрольных работ предметы, классы, даты и формы контрольных мероприятий План методической работы ОУ - работа по повышению педагогического мастерства; - планирование работы с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к обучению; - утверждение рабочих программ по предметам; - работа учителей по методическим темам самообразования; - итоги мониторинга; - взаимопосещение уроков, кружков, внеклассных мероприятий по предметам; - участие в школьных педсоветах, методических семинарах; - предметные олимпиады, конкурсы и т.д. Планирование воспитательной работы План воспитательной работы ОУ - правовое воспитание и культура безопасности; - нравственное и духовное воспитание; - социально-культурное и медиакультурное воспитание; - культурнотворческое и эстетическое воспитание; - гражданско-патриотическое воспитание; - здоровьесберегающее воспитание; - воспитание семейных ценностей; - воспитание положительного отношения к труду и творчеству; - интеллектуальное воспитание; - формирование коммуникационной культуры; - экологическое воспитание План воспитательной работы класса - создание условий для всестороннего развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию; - поддержка и укрепление школьных традиций, способствующих созданию школьного коллектива и украшающих его жизнь; - формирование в школьном коллективе детей и взрослых уважительного отношения к правам друг друга; - создание системы психолого-педагогической помощи учащимся школы и родителям; - создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, стремления к здоровому образу жизни; - развитие познавательного интереса и повышение интеллектуального уровня учащихся; - усиление роли семьи в воспитании детей и привлекать родителей к организации учебно-воспитательного процесса в школе. План внутришкольного контроля воспитательной деятельности - сроки контроля; - тема контроля; - цель контроля; - объект контроля; - виды и формы контроля; - методы контроля; - исполнители; - способы подведения итогов План работы школьного Ученического Самоуправления мероприятия, класс, ответственные, даты проведения Гражданско-патриотическое воспитание План работы по граждан-ско-патриотическому воспитанию мероприятия, класс, ответственные, даты проведения План проведения акции «Долг» мероприятия, класс, ответственные, даты проведения План проведения дня пожилых людей мероприятия, класс, ответственные, даты проведения План по гражданско-патриотическому воспитанию к 71 годовщине Великой отечественной войны мероприятия, класс, ответственные, даты проведения Прочая деятельность Перспективный план повышения квалификации педагогов ФИО педагога, должность, образование, категория и дата присвоения, срок окончания аттестации План работы Совета Учреждения Дата, мероприятие, ответственные лица План работы общешкольного родительского комитета Дата, мероприятие План работы школьного спортивного клуба мероприятия, ответственные, даты проведения и результаты Прогнозирование деятельности МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» муниципаль-ного образования Ясненский городской округ осуществляется Администрацией МО Ясненский городской округ Оренбургской области. В рамках муниципального задания на учебный год указывается объем оказываемой муниципальной услуги; объем финансового обеспечения муниципального задания, с разбивкой по месяцам; а также порядок контроля за исполнением муниципального задания. Планирование учебной деятельности включает учебный план, графики проведения контрольных работ. Нормативными документами, на которые опираются планы по учебной деятельности являются: - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); - ФГОС; - ежегодные приказы субъекта федерации о проведении региональных экзаменов; - Постановление Администрации МО Ясненский городской округ № 1182-п от 20 декабря 2010 г.; - Устав ОУ; - локальные акты ОУ; - приказы директора В рамках планирования воспитательной работы разрабатываются МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» муниципального образования Ясненский городской округ разрабатываются план воспитательной работы, план внутришкольного контроля воспитательной деятельности; план воспитательной работы класса; план работы школьного Ученического Самоуправления. В плане воспитательной работы определены цель и задачи. Целью воспитательной работы МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» является воспитание духовно-нравственной, свободной, обладающей высоким уровнем самосознания, развитым интеллектом, ведущей здоровый образ жизни и творческой личности школьника. В плане определены следующие задачи воспитательной работы: - Развитие общей культуры школьников через традиционные мероприятия школы. - Выявление и работа с одаренными детьми. - Выявление и развитие творческих способностей обучающихся путем создания творческой атмосферы через организацию кружков, спортивных секций; совместной творческой деятельности учителей, учеников и родителей. - Создание условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей. - Повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума. - Укрепление связи семья-школа. В рамках гражданско-патриотического воспитания разработаны план работы по гражданско-патриотическому воспитанию план проведения акции «Долг»; план проведения дня пожилых людей; План по гражданско-патриотическому воспитанию к 71 годовщине Великой отечественной войны. В соответствии с Программой патриотического воспитания в школе № 3 «Я-гражданин России» 2016-2020 гг., а также для дальнейшего развития и совершенствования системы патриотического воспитания учащихся намечены следующие цели и задачи на 2016 -2017 гг. Определена цель патриотического воспитания - воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу. Выработаны задачи патриотического воспитания: 1) Становление многостороннего развитого гражданина России в эстетическом, культурном, нравственном и физическом отношениях: - способствовать получению и расширению знаний учащихся о России: ее истории, традициях, культуре, праве и т.д.; - воспитывать у учащихся чувство патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений; - воспитывать у учащихся любовь к своему родному городу как к малой родине; - воспитывать у учащихся активную жизненную позицию; - воспитывать у учащихся интернациональные чувства. 2) продолжение создания системы патриотического воспитания: - привлечение к участию в патриотическом воспитании общественных организаций, родителей, отдельных граждан; - повышение качества патриотического воспитания. В состав мероприятий по патриотического воспитания включены месячник гражданской защиты; акция «Милосердие»; памятные даты сентября; месячник работы с допризывной молодежью; участие в районной спартакиаде допризывной молодежи; месячник правовых знаний; месячник по гражданско-патриотической работе; акция «Я гражданин России»; месячник оборонно-массовой и спортивной работы; участие в районных военно-спортивных соревнованиях «Зарничка»; мероприятия, посвященные 56-летию полета в космос Ю.АВ. Гагарина; парад Победы; день памяти и скорби и пр. Так же в образовательном учреждении разработаны планы план финансово-хозяйственной деятельности; перспективный план повышения квалификации педагогов; план работы Совета Учреждения, план работы общешкольного родительского комитета, план работы школьного спортивного клуба. В рамках данных планов определены даты, мероприятия и ответственные лица. Проведя анализ процессов планирования образовательного учреждения нами выявлено, что практически все разрабатываемые планы составляются на учебный год. На более длительный период составляется лишь перспективный план повышения квалификации педагогов, составляемый на 5 лет. Перспективный план развития образовательного учреждения не составляется, что не позволяет изучать и анализировать возможности развития организации. Недостатком является и то, что в рамках внутришкольных контрольных мероприятий разрабатывается лишь контроль воспитательной деятельности, отсутствует план внутришкольного контроля учебного процесса. Для повышения эффективности деятельности образовательному учреждению рекомендуется составлять не только тактические годовые планы, но и перспективный план развития школы на 5 лет.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Любая деятельность человека (или учреждения) начинается с планирования, от которого зависит не только осуществление целей деятельности, но и качество, эффективность затраченных усилий. Планы и их составление относится к одному из основополагающих компонентов управления учреждением. Благодаря планам, а точнее планированию, можно обеспечить эффективное функционирование, устранить угрозы, избежать неопределенности будущего. Для современной системы дополнительного образования детей актуальной является ориентация на социальное партнерство и открытость в решении вопросов планирования, т.к. при поддержке Правительства и Комитета по образованию, а также социальных партнеров, учреждение дополнительного образования может привлечь необходимые ресурсы для своего дальнейшего развития. Видение будущего указывает направление и источник энергии, чтобы двигаться в этом направлении Образ действий, которого придерживается учреждение, преследуя свои долгосрочные цели, называют стратегией (Роберт Грант «Современный стратегический анализ», СПб.: Питер, с.). Понятие «стратегия» в образовании неразрывно связано с инновационными процессами, т.е. практической реализацией качественно новых направлений и решений. Формирование и конкретизация целей развития учреждения и его структурных подразделений составляют сущность одной из важных функций управления функции планирования. Планирование также предполагает определение средств достижения цели, сроков и последовательности реализации, выявления и распределения ресурсов. 1

2 Задачи планирования: 1. Обеспечение целенаправленного развития учреждения в целом и всех его структурных подразделений. 2. Перспективная ориентация и ранее распознавание проблем развития. 3. Координация деятельности структурных подразделений и работников учреждения. Координация осуществляется как предварительное согласование действий при подготовке планов. 4. Создание базы для объективного контроля. Наличие планов позволяет производить объективную оценку деятельности учреждения путем сравнения фактических значений с запланированными. 5. Мотивация трудовой активности работающих. 6. Информационное обеспечение работников учреждения. Планы содержат важную информацию о целях, прогнозах, сроках, ресурсных и административных условиях проведения работ. Стадии планирования. 1. Разработка общих целей, задач и предложений по развитию. 2. Детализация и уточнение планов 3. Согласование и корректировка планов 4. Утверждение планов 5. Доведение планов до исполнителей (в части, касающейся их работы) 6. Реализация планов и их корректировка в ходе выполнения работ (при необходимости). Результатом процесса планирования является система взаимосвязанных плановых документов планов. План основа деятельности учреждения. Он содержит указания кому, какую задачу и в какое время решать, какие ресурсы нужно выделить на решение этой задачи. 2

3 Классификация планов: Уровень Предмет Содержание Цель планирования планирования планирования планирования План учреждения в целом План подразделения План реализации проекта План работы отдельного исполнителя Учебный план Финансовый план План мероприятий Планы сотрудничества с социальными партнерами План повышения квалификации и т.д. Календарное планирование Ресурсное планирование Тематическое планирование Стратегическое Оперативное Стратегическое планирование заключается в определении миссии учреждения на каждом этапе его развития. Ориентировано на период 5 и более лет. Разработка стратегических решений, предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе и быструю адаптацию к изменяющимся особенностям внешней социокультурной среды. Оперативное планирование поиск и согласование наиболее эффективных путей и средств реализации принятой стратегии развития учреждения. Может быть ориентировано на год, полугодие, месяц. Определяет, какие мероприятия и краткосрочные проекты будут реализованы 3

4 в учреждении. Особое значение для учреждения имеет краткосрочный финансовый план. Он позволяет анализировать и контролировать способность организации платить по счетам прошлых, настоящих и будущих периодов, позволяет предвидеть проблемы и изыскивать дополнительные средства. В практике большинства региональных учреждений дополнительного образования детей наблюдается доминирование задач оперативного планирования и ориентация только на достижение целей и задач краткосрочного периода развития образовательного учреждения. Характерные недостатки планирования: - сосредоточенность на решении преимущественно внутренних задач учреждения; - отсутствие четкой системы принятия управленческих решений на опережение, на долгосрочное планирование; - недостаточное внимание социальному заказу общества. Приступая к стратегическому планированию, целесообразно изучить нормативно-правовую базу. Эту деятельность регулирует действующий Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (Этот закон устанавливает правовые основы стратегического планирования, координации государственного и муниципального стратегического управления, и бюджетной политики, полномочия органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования. Стратегическое планирование строится на нормативно-правовой базе: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от N 273-ФЗ); Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от; 4

5 Указ Президента Российской Федерации «О Национальной стратегии действий в интересах детей на годы» от года; Концепция развития дополнительного образования (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р); Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на годы (Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от); «О государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие образования в Санкт-Петербурге» на годы» (Постановление Правительства Санкт-Петербурга от); «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года 1008; «О программе развития государственной образовательной организации». Информационное письмо Комитета по образованию от /1300. Стратегический план образовательного учреждения должен обосновываться мониторинговыми исследованиями и фактическими данными о развитии системы образования в городе, регионе, о существующей конкуренции среди различных видов учреждений дополнительного образования в отношении предоставления обучающимся вариативных дополнительных услуг. Особенность стратегического плана целостность в сочетании с достаточной гибкостью, дающей возможность модификации или переориентации деятельности учреждения. Для эффективного стратегического планирования руководитель учреждения должен предпринять ряд мер: 5

6 1. Смоделировать ситуацию т.е. понять закономерности взаимодействия потребностей и социального заказа населения, изучение деятельности явных конкурентов учреждения. Таким образом, важнейшей частью стратегического планирования является анализ. 2. Определить необходимость стратегических изменений. Предполагает готовность реагировать на тенденции, возникающие в системе дополнительного образования, действовать в непредвиденных обстоятельствах, находить возможности для повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. 3. Разработать стратегию локальных и системных изменений. 4. Использовать надежные методы в ходе непредвиденных изменений. 5. Воплощать стратегию в реальную педагогическую практику. Функции стратегического планирования: 1. Распределение ресурсов: планирование, распределение материальнотехнических, финансовых, трудовых, информационных ресурсов и др. 2. Адаптация к внешней среде приспособление к изменениям социального запроса населения на дополнительные образовательные услуги. Эффективность управления будет высока в том случае, если конкурентные преимущества учреждения будут учтены заранее, т.е. четко спланированы. В этом отношении стратегическое планирование обеспечивает благоприятные организационно-педагогические, научно-методические условия для опережения социального запроса населения на дополнительные услуги путем введения в образовательный процесс новых образовательных направлений, предметных областей и т.п. 3. Координация и регулирование согласование усилий всех подразделений для достижения целей, предусмотренных стратегическим планом. 4. Организационные изменения проведение организационнопедагогических, научно-методических преобразований в учреждении: 6

7 перераспределение функций управления, полномочий администрации, создание системы стимулирования и пр. Цели стратегического планирования обеспечиваются за счет высокого профессионализма и творчества педагогических работников, тесной связи учреждения с внешней средой, вариативных дополнительных услуг, реализации текущих планов. Срыв реализации стратегического плана может произойти из-за непредвиденных изменений в социальной среде, неверно проведенного проблемно-диагностического анализа, административных ошибок, связанных с недостаточной реализацией кадрового потенциала. Успешной реализации стратегических планов способствует соблюдение следующих требований. - стратегический план должен быть четко структурирован, доведен до педагогических работников; - план должен быть обеспечен всеми необходимыми ресурсами. 7


Кафедра организации здравоохранения и общественного здоровья Функции управления Функция управления Это вид управленческой деятельности, характеризующийся обособленным комплексом задач и осуществляемым

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке разработки и утверждения программы развития I. Общие положения 1.1. Положение о порядке разработки и утверждения программы развития (далее - Положение) Государственного бюджетного дошкольного

Понятие и этапы стратегического планирования Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое

NovaInfo.Ru - 66, 2017 г. Экономические науки 1 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТАВДИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ» Фуфачёва Дарья Михайловна

ИННОВАЦИОННЫЙ ТИП РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СИСТЕМ И ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В.А. Шереметьев В экономической теории выделяется два основных типа развития хозяйственных систем экстенсивный и интенсивный.

О. В. Кожевина Доктор экономических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» А. А. Тонжеракова Зав. организационно-аналитическим отделом БУ РА «Республиканский центр оценки качества

СОДЕРЖАНИЕ 1.Пояснительная записка 2.Паспорт Программы развития 3.Нормативно-правовая и информационная основа Программы развития 4. Информационная справка о МБОУ «Вурнарская СОШ 2» 5. Проблемно-ориентированный

Департамент образования администрации г. Арзамаса Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа 16 с углубленным изучением отдельных предметов» Согласовано Утверждаю С.Н. Шевелев

2 ПОЛОЖЕНИЕ о порядке разработки и утверждения программы развития I. Общие положения 1.1. Положение о порядке разработки и утверждения программы развития (далее - Положение) Государственного бюджетного

Экономика предпринимательства, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, ОТРАСЛЯМИ, КОМПЛЕКСАМИ Маслюкова Екатерина

Внедрение и распространение результатов педагогического опыта, инноваций, научно-исследовательской работе, опытно-экспериментальной и других видов творческой деятельности; ориентация педагогов на кооперацию,

Лекция 6 Тема: Выработка и реализация управленческих решений в органах внутренних дел Вопросы 1. Понятие и виды управленческих решений. 2. Разработка и принятие управленческих решений в органах внутренних

АДМИНИСТРАЦИЯ МОСКОВСКОГО РАЙОН1\ САНКТ -ПЕТЕРБУРГ А ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД Х!! 15 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ -ПЕТЕРБУРГА ПРИНЯТО

НИИ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Проблемы реализации Федерального закона от 28 июня 2014 г. 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» 1 СОДЕРЖАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ

1.10. Программа развития Учреждения утверждается после ее согласования с учредителем в соответствии с Порядком проведения процедуры согласования программ развития муниципальных образовательных учреждений

СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ Карасёв Р.А. ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры» Орёл, Россия THE ESSENCE AND PRINCIPLES OF PLANNING OF THE ORGANIZATION Karasev

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АДМИНИСТРАЦИЯ КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ г. ИРКУТСКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МБУДО «Станция детского технического творчества» г. Оренбурга на 2014-2017 год Паспорт программы развития МБУДО «СДТТ» г. Оренбурга Настоящая Программа определяет концепцию развития

УДК 658.14/17 О.А. Шапорова, Е.А. Тюхова, И.И. Власенко МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТОРГОВЛИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РЫНКА В статье рассматривается порядок внедрения на предприятиях

Программа развития Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Дома детского творчества Выборгского района Санкт-Петербурга "Юность" на 2016-2020 годы. Программа

УТВЕРЖДЕНО приказом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы 46 с углубленным изучением отдельных предметов 410 от 13.11.2014г. Положение о структуре

ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ П Р И К А З 21.12.2016г. 51-13-09/179-О г. Воронеж Об утверждении методических рекомендаций по разработке стратегии социально-экономического развития

Приложение 7 к постановлению Администрации (исполнительно-распорядительного органа) городского от 27.12.2013 542 МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД БАЛАБАНОВО» «КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация к образовательной программе повышения квалификации «Стратегический менеджмент образовательной организации» Программа рассчитана на руководителей общеобразовательных учреждений, административно-управленческий

КОТЕЛЬНИКОВСКИЙ РАЙОННЫЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ РЕШЕНИЕ от «27» ноября 2015 года 22/141 Об утверждении положения «О стратегическом планировании в Котельниковском муниципальном районе

УДК: 373.2 РИММА ЮРЬЕВНА БЕЛОУСОВА, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой управления дошкольным образованием, ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», г. Нижний Новгород,

УДК 658.562 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА: ПОНЯТИЕ, РОЛЬ, ОСОБЕННОСТИ Е. В. Родайкина, магистрант кафедры экономики Саранского кооперативного института (филиала) автономной некоммерческой образовательной

Стратегическое планирование: проблемы и перспективы Р.КУНАКБАЕВ Стратегическое планирование: проблемы и перспективы Значение стратегического управления и стратегического планирования для развития общества.

Министерство образования и науки Российской Федерации ЧОУ ВПО «Камский институт» «ПРИНЯТО» Решением Ученого совета ЧОУ ВПО КИ От «01» 10 2013г. Протокол _2_ «УТВЕРЖДАЮ» Ректор К.ф.н., доцент Р.В.Дараселия

Некрасов Артем Эдуардович, студент Липецкого филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Липецк [email protected] Маркетинг

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности) код А Обобщенные трудовые функции наименование Управление организацией и ее

1 Программа формирования и подготовки резерва в 2011-2013 годах (утверждена постановлением от 13.07.2011 1436) I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование программы Программа формирования и подготовки резерва в

ПРОБЛЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 2006 И.В. Ильина, С.Н. Белова И.В. Ильина кандидат педагогических наук, доцент каф. управления

1. Общие положения 1.1. Положение о внутренней системе оценки качества образования в «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» (далее положение) определяет цели, задачи, принципы

Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ», нормативными актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛИМАНСКИЙ РАЙОН» от 21.11.2016 593 Об утверждении Порядка разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации Стратегии социальноэкономического

СУЩНОСТЬ КОНЦЕПЦИИ СИСТЕМНОГО УПРАВЛЕНИЯ Сергей Фалько, исполнительный директор Некоммерческого партнерства «Объединение Контроллеров», профессор, д.э.н. Динамичные изменения внешней среды усложняют системы

158 Разработка предприятия в условиях развития инновационной 2009 Е.Л. Смольянова, С.В. Шапошникова Приведены понятие и содержание, выделены особенности ее построения. Рекомендованы требования к формированию

Раздел V. Механизмы реализации Плана Реализация Плана предусматривает использование всех средств и методов государственного воздействия: нормативно-правового регулирования, административных мер, прямых

Общие положения Настоящее положение разработано на основе следующих документов: - Конвенция о правах ребенка. - Концепции модернизации Российского образования. - Федерального Закона «Об образовании в Российской

Планирование и организация деятельности МКСО основные аспекты эффективности внешнего муниципального финансового контроля Генералова Ольга Николаевна Председатель контрольно-счетной палаты г. Улан-Удэ,

Волошина А.А. студент Института управления НИУ «БелГУ» Россия, г. Белгород Научный руководитель: Селюков М.В., к.э.н., доцент Института управления НИУ «БелГУ» России, г. Белгород РАЗВИТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО

МКОУ «Трусовская средняя общеобразовательная школа» Курьинского района Алтайского края Программа стажерской практики «Участие родительской общественности в управлении качеством образования в условиях малокомплектной

О реализации Указа Президента Российской Федерации от 11 августа 2016 года 403 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016-2018 годы» и о формировании

Отдел политики занятости и развития рынка труда управления по занятости населения Задачи отдела: 1. Содействие совершенствованию региональной системы управления качеством рабочей силы. 2. Формирование

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад 60 (ГБД 60) Приморского района Санкт-Петербурга Принято: Общим собранием ТК Протокол от 20 г. Утверждаю:

2.3. Кадры для «новой» экономики Текущая ситуация и ключевые вызовы Одним из ключевых факторов конкурентоспособности территории и перспектив ее будущего развития являются обеспеченность и качество человеческого

М. И. Яковлева (Ленинградская область) ИНТЕГРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ В статье рассматриваются основные проблемы управления качеством образования на региональном

Проект МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ по разработке стратегической программы исследований и разработок технологической платформы 1. Общие положения 1.1. Настоящие методические материалы разработаны в соответствии

Его и ания УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СПО РО «ЗимПК». Чухн о 014 г. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ЗИМОВНИКОВСКИЙ

ПАСПОРТ ДОКУМЕНТА 1. Название документа Концепция социального сотрудничества с работодателями на период 2016 2019 гг. 2. Образовательное Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Е ВРАЗИЙСКАЯ ВЫСШАЯ БИЗНЕС-ШКОЛА Т Е М Ы В Ы П У С К Н Ы Х К В А Л И Ф И К А Ц И О Н Н Ы Х Р А Б О Т Утверждено 27.12.2013г Согласовано Ученым советом Протокол 11 от 27.12.2013г. СПИСОК ТЕМ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ

Всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием) «Актуальные проблемы экологии и природопользования» 18-20 апреля 2012 г. Экологический факультет РУДН г. Москва. Сборник научных

Приложение 2 к приказу от 2014 г. УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Жаворонковской средней общеобразовательной школы Г.Н. Тараскина ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ответственного

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 1287" (ГБОУ ШКОЛА 1287) П А С П О Р Т развития

Утверждаю Директор МКОУ «Вязовская НШ» Ларионова О.Н. Приказ 1-137 от 30.11.2016 Положение о внутренней системе оценки качества начального общего образования 1. Общие положения 1.1. В настоящем положении

Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных Городской центр развития дополнительного образования Актуальные документы в деятельности педагога дополнительного образования Алла Ивановна Колганова,

2 1.3. Разработка и совершенствование нормативной базы в работе организационной структуры. 1.4. Совершенствование работы интернет портала ТП «Т и ЛП». 2.1. Рассмотрение запланированных работ по проектам

Читайте также: