Специальная подготовка контролёров-распорядителей. Должностная инструкция контролера-распорядителя по гостевому обслуживанию (ПС «Контролер-распорядитель») Подготовка контролеров распорядителей

В рамках реализации п.12.2 ст. 16 «Права и обязанности общероссийских спортивных федераций», п. 4.1 ст. 16.1 «Права и обязанности региональных спортивных федераций», п.7.1 ст. 20 «Организация и проведение физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий» Федерального закона №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 г. в части специальной подготовки контролёров-распорядителей организациями, осуществляющими специальную подготовку контролёров-распорядителей и (или) выдачу и учёт удостоверений контролёров-распорядителей, являются общероссийские спортивные федерации, региональные спортивные федерации, профессиональные спортивные лиги, а также иные организации, действующие на основании договора с общероссийскими спортивными федерациями.

В рамках приказа Министерства спорта Российской Федерации №997 «Об утверждении требований к организациям, осуществляющим специальную подготовку контролёров-распорядителей и (или) выдачу и учёт удостоверений контролеров-распорядителей» от 30.10.2015 г. Российский футбольный союз может делегировать право осуществлять специальную подготовку контролёров-распорядителей и (или) выдачу и учёт удостоверений контролёров-распорядителей футбольным клубам, стадионам или подрядным организациям, обеспечивающим охрану общественного порядка и безопасности при проведении спортивных мероприятий (далее – Организация/Организации).

Для заключения договора о делегировании права на осуществление специальной подготовки контролёров-распорядителей и (или) выдачи и учёта удостоверений контролёров-распорядителей (далее – Договор), Организациям необходимо обратиться в Российский футбольный союз с соответствующим запросом и предоставить документы, подтверждающие соответствие Организации требованиям приказа Министерства спорта Российской Федерации №997 «Об утверждении требований к организациям, осуществляющим специальную подготовку контролёров-распорядителей и (или) выдачу и учёт удостоверений контролёров удостоверений» от 30.10.2015 г.:

Устав Организации;

Документы, подтверждающие наличие в Организации штатных специалистов или специалистов, с которыми заключен гражданско-правовой договор, для осуществления специальной подготовки контролёров-распорядителей по разделам и темам Программы, квалификация которых соответствует требованиям, предусмотренным в таблице;

№ п/п

Наименование раздела Программы

Требования к квалификации специалистов

Нормативно-правовое регулирование обеспечения безопасности и охраны общественного порядка

Высшее образование (специалитет, магистратура) или среднее профессиональное образование по направлению «Юриспруденция» и стаж работы по специальности не менее 2 лет

Психологическая подготовка

Высшее образование (специалитет, магистратура) или среднее профессиональное образование по направлению «Психология» и стаж работы по специальности не менее 2 лет

Основы взаимодействия со специальными службами

Специализированная подготовка

Высшее образование (специалитет, магистратура) и стаж работы по специальности не менее 2 лет

Подтверждение наличия сайта Организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обеспечение размещения на нем следующей информации:

· устава Организации;

· требований, предъявляемым к кандидатам в контролёры-распорядители;

· программы специальной подготовки контролёров-распорядителей;

· процедуры прохождения специальной подготовки контролёров-распорядителей;

· процедуры выдачи и учета удостоверений контролёров-распорядителей.

После оформления соответствующего запроса и предоставления необходимых документов Российский футбольный союз рассматривает возможность заключения с Организацией договора о делегировании права на осуществление специальной подготовки контролёров-распорядителей и (или) выдачи и учёта удостоверений контролёров-распорядителей. В данном договоре указан порядок осуществления специальной подготовки контролёров-распорядителей, порядок выдачи и учёта удостоверений контролёров-распорядителей, предоставления необходимой отчётности, а также ответственность сторон. Принимая во внимание, что целью специальной подготовки контролёров-распорядителей является обеспечение общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований по футболу, Российский футбольный союз при рассмотрении возможности заключения договора о делегировании права на осуществление специальной подготовки контролёров-распорядителей оставляет за собой право запрашивать у организаций дополнительные документы.

По всем вопросам, связанным со специальной подготовкой контролёров-распорядителей, Вы можете обратиться в отдел обеспечения безопасности соревнований.

В соответствии с частью 7.1 статьи 20 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 50, ст. 6242; 2010, № 19, ст. 2290; 2012, № 53 (ч. I), ст. 7582; 2013, № 23, ст. 2866; № 30 (ч. I), ст. 4025; 2015, № 1 (ч. I) ст. 43; № 27, ст. 3995) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые к содержанию программы специальной подготовки контролеров-распорядителей.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра спорта Российской Федерации П.А. Колобкова.

Министр В.Л. Мутко

Регистрационный № 40361

Требования
к содержанию программы специальной подготовки контролеров-распорядителей
(утв. Министерства спорта РФ от 30 октября 2015 г. № 998)

I. Общие положения

1. Настоящие требования к содержанию программы специальной подготовки контролеров-распорядителей (далее - Требования), разработаны в соответствии с частью 7.1 статьи 20 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 50, ст. 6242; 2010, № 19, ст. 2290; 2012, № 53 (ч. I), ст. 7582; 2013, № 23, ст. 2866; № 30 (ч. I), ст. 4025; 2015, № 1 (ч. I), ст. 43; № 27, ст. 3995) (далее - Федеральный закон № 329-ФЗ).

2. Программа специальной подготовки контролеров-распорядителей (далее - Программа) должна содержать разделы, предусмотренные Требований, включающие их тематические планы, определяющие последовательность прохождения специальной подготовки.

3. К Программе прилагается пояснительная записка, включающая:

назначение Программы;

цели и задачи специальной подготовки;

перечень основных умений и навыков, приобретаемых контролерами-распорядителями при прохождении специальной подготовки;

перечень учебных пособий и технических средств, необходимых для прохождения специальной подготовки контролеров-распорядителей.

4. Программа направлена на приобретение необходимых умений и навыков в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований.

5. Общероссийские спортивные федерации разрабатывают и утверждают Программу с учетом Требований, особенностей проведения официальных спортивных соревнований (далее - соревнование) по соответствующему виду (видам) спорта на различных объектах спорта или в местах проведения соревнований.

II. Требования к содержанию разделов Программы

№ п/п Наименование разделов Программы Количество часов
всего в том числе:
Теоретическая подготовка Практическая подготовка
1 Нормативно-правовое регулирование обеспечения безопасности и охраны общественного порядка 2 2
2 Психологическая подготовка 4 2 2
3 Основы взаимодействия со специальными службами 7 3 4
4 Специализированная подготовка 10 4 6
5 Итоговая аттестация 1 0,5 0,5
Итого 24 11,5 12,5

7. Тематический план Программы «Нормативно-правовое регулирование обеспечения безопасности и охраны общественного порядка» включает прохождение специальной подготовки по следующим темам:

7.1. Теоретическая подготовка:

нормативно-правовое регулирование обеспечения безопасности и общественного порядка при проведении официальных спортивных соревнований;

организация и проведение физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий согласно статье 20 Федерального закона № 329-ФЗ;

положения статей 2.1, 2.2, 2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, (ч. I), ст. 1);

административная ответственность за совершение правонарушений, предусмотренная статьями 20.1, 20.2.2, частью 1 статьи 20.3, статьями 20.20, 20.21, 20.22, 20.31, 20.32 КоАП (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, (ч. I), ст. 1; 2003, № 50, ст. 4847; 2007, № 26, ст. 3089; 2012, № 24, ст. 3082; 2013, № 51, ст. 6685; № 30 (ч. I), ст. 4025; 2014, № 30 (ч. I), ст. 4259; № 45, ст. 6142; 2015, № 6, ст. 885; № 29 (ч. I), ст. 4356; № 27, 3995);

постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. № 1156 «Об утверждении Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 51, ст. 6866; 2014, № 6, ст. 581);

постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. № 353 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 18 (ч. IV), ст. 2194);

права и обязанности контролеров-распорядителей при проведении официальных спортивных соревнований, предусмотренные статьей 20.2 Федерального закона № 329-Ф3 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 50, ст. 6242; 2013, № 30 (ч. I), ст. 4025).

8. Тематический план Программы «Психологическая подготовка», включает прохождение специальной подготовки по следующим темам:

8.1. Ключевые компетенции контролеров-распорядителей, стресс-менеджмент:

8.1.1. Теоретическая подготовка:

коммуникация и влияние: навыки активного слушания, навыки влияния и работы с возражениями;

лидерские качества: критичность к результату, ответственность за курируемый участок, решительность, настойчивость в решении сложных ситуаций;

психологические аспекты наблюдения, визуальная диагностика объектов наблюдения;

психологические особенности проверки входных билетов или документов, их заменяющих, допуска зрителей на объекты спорта и места проведения соревнований.

8.2. Особенности поведения зрителей на соревнованиях.

8.2.1. Теоретическая подготовка:

поведение контролеров-распорядителей в экстремальных и конфликтных ситуациях;

психология толпы, особенности эмоционального состояния в толпе;

способы избежать нежелательного психологического воздействия толпы;

основы рационализации и меры по предотвращению асоциального поведения болельщика;

снижение напряженности в среде болельщиков;

опыт других стран по предотвращению асоциального поведения болельщиков.

8.3. Практическая подготовка:

просмотр и обсуждение видеоматериалов по поведению толпы;

моделирование конфликтных ситуаций, проигрывание и обсуждение.

9. Тематический план Программы «Основы взаимодействия со специальными службами» включает прохождение специальной подготовки по следующим темам:

9.1. Действия контролеров-распорядителей до оказания медицинской помощи:

9.1.1. Теоретическая подготовка:

организационно-правовые аспекты оказания первой помощи. Оказание первой психологической помощи пострадавшим;

допустимые виды помощи пострадавшим. Осмотр места происшествия. Вызов скорой медицинской помощи.

9.2. Основы пожарной безопасности, действия контролеров-распорядителей при чрезвычайных ситуациях:

9.2.1. Теоретическая подготовка:

порядок взаимодействия с сотрудниками Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

права и обязанности граждан в области пожарной безопасности, предусмотренных статьей 34 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3649; 2004, № 35, ст. 3607);

виды пиротехнических изделий, способы их тушения, а также принятие посильных мер по спасению людей, имущества и тушению пожаров;

основные виды средств пожаротушения, их назначение, устройство, места их размещения и техника безопасности при работе с ними.

9.2.2. Практическая подготовка:

алгоритм действий контролеров-распорядителей при чрезвычайных ситуациях;

техника работы с огнетушителями, техника тушения и (или) обезвреживания пиротехнических изделий.

9.3. Взаимодействие с сотрудниками правоохранительных органов:

9.3.1. Теоретическая подготовка:

организационно-правовые аспекты взаимодействия с сотрудниками правоохранительных органов.

9.3.2. Практическая подготовка:

осуществление взаимодействия контролеров-распорядителей с сотрудниками правоохранительных органов.

10. Тематический план Программы «Специализированная подготовка» включает прохождение специальной подготовки по следующим темам:

10.1. Основы логистики различных объектов спорта и мест проведения соревнований:

10.1.1. Теоретическая подготовка:

основы знаний об особенностях проведения соревнований по видам спорта;

основы логистики различных объектов спорта или мест проведения соревнований;

зоны доступа, основные принципы разделения мест нахождения зрителей по зонам доступа с учетом особенностей расположения зон по видам спорта, расположение специальных служб.

10.2. Функциональные обязанности контролеров-распорядителей, с учетом особенностей вида спорта:

10.2.1. Теоретическая подготовка:

особенности организации работы при проведении соревнований на объектах спорта и в местах проведениях соревнований;

организация и осуществление работы при подготовке, во время проведения и после окончания соревнований;

тактика и методы обеспечения порядка на объектах спорта и в местах проведения соревнований;

процедура прохода на объекты спорта и к местам проведения соревнований;

процедура проведения личного осмотра граждан и осмотра находящихся при них вещей при входе на объекты спорта и к местам проведения соревнований;

выявление поддельных входных билетов;

выявление поддельных документов, заменяющих входные билеты;

требования к разрешенным средствам поддержки;

особенности работы с различными объединениями зрителей (особо важные персоны, семьи спортсменов, болельщики, активные болельщики, фан-движения, организованные группы болельщиков);

работа со зрителями, сервис на объекте спорта или месте проведения соревнований, обмен информацией со зрителями, обращения болельщиков, обратная связь;

особенности работы с маломобильными группами населения;

система контроля управления доступом: работа с турникетами, порядок прохода по разрешительным документам, алгоритм действий контролеров-распорядителей в случае сбоя работы пропускной системы и отказе оборудования, рабочее место контролера-распорядителя;

назначение, виды устройств, тактико-технические характеристики средств связи, организация работы и порядок использования основных видов связи.

10.2.2. Практическая подготовка:

проведение осмотра зоны ответственности до начала времени пропуска зрителей;

проведение личного осмотра граждан и осмотра находящихся при них вещей;

организация движения зрителей после окончания соревнований;

технические средства проведения осмотра (стационарные металлодетекторы, мобильные металлообнаружители);

алгоритм взаимодействия со старшим контролером-распорядителем, сектора, трибуны, зоны;

действия контролеров-распорядителей:

в случае отказа граждан подвергнуться личному осмотру при входе на объект спорта или место проведения официального спортивного соревнования;

при наличии оснований в отказе гражданам в допуске на объект спорта или место проведения официального спортивного соревнования;

при обнаружении предметов, запрещенных для проноса на объекты спорта или места проведения соревнований;

при выявлении поддельных входных билетов или поддельных документов, заменяющих входные билеты;

при обнаружении подозрительных предметов;

при несанкционированном проникновении зрителей в зоны, необозначенные во входном билете или документе его заменяющем;

при нарушении общественного порядка;

при сопровождении официальных лиц;

при сопровождении правонарушителей;

при эвакуации зрителей;

при сбоях в работе пропускной системы и отказе оборудования;

при скоплении большого числа зрителей на входах на объекты спорта или места проведения соревнований, трибуну, сектор или зону;

при возникновении беспорядков в зоне пропуска на объекты спорта или места проведения соревнований.

Обзор документа

Для обеспечения общественного порядка и безопасности при проведении официальных спортивных соревнований организаторы соревнований и (или) собственники, пользователи объектов спорта могут привлекать контролеров-распорядителей. Установлены требования к содержанию программы специальной подготовки контролеров.

Программа разрабатывается и утверждается общероссийской спортивной федерацией. Она включает теоретическую и практическую подготовку по следующим разделам: нормативно-правовое регулирование обеспечения безопасности и охраны общественного порядка; психологическая подготовка; основы взаимодействия со спецслужбами; специализированная подготовка. Также предусмотрена итоговая аттестация.

В соответствии с ФЗ-192 от 23 июля 2013 года начиная с 20 января 2014 года введено новое понятие: контролер - распорядитель (по терминологии FIFA- стюард).

Под контролером-распорядителем понимается физическое лицо, которое прошло специальную подготовку в порядке, определяемом Минспорта России, и которое привлекается на договорной основе для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности (см.п.3. 4 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).

Контролерам -распорядителям этим же законом предоставлены весьма широкие полномочия: начиная от осуществления совместно с сотрудником ОВД (полиции) личного досмотра граждан и осмотра находящихся при нем вещей, до пресечения неправомерных действий зрителей и др. .

Полномочия, конечно еще не те, что у полицейских, но и уже не те, что охранников (ст.20.2. ФЗ-329, ознакомиться >).

Соответственно полномочиям в законе прописаны также и обязанности. Одним словом в обиход вводится совершенно новая фигура со статусом . Ясно, что это еще и не полиция, но явно уже и не частный охранник. Хотя и волонтером не назовешь (так как контролер-распорядитель работает по договору, то есть за плату). Только не совсем понятно, зачем было огород городить, если с этой задачей могли бы успешно справиться частные охранники ЧОО? Возможно в угоду требованиям FIFA?

Так кто же это такие контролеры - распорядители?

А по предварительным расчетам их численность на период проведения ЧМ-2018 может составить до 10 000 человек! Да и денег это вовлечение в охранные функции трудоспосбных и здоровых людей будет стоить немалых. Мы решили критически посмотреть на порядок специальной подготовки контролеров- распорядителей и требования к ним.

Приказом Минспорта России от 14 апреля 2014 года №234 (ознакомиться >) утвержден Порядок прохождения специальной подготовки контролеров-распорядителей для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении официального спортивного соревнования (далее- Порядок).

Данный документ имеет весьма важное практическое значение. От качества специальной подготовки и эффективности деятельности контролеров- распорядителей во многом будет зависеть порядок и уровень безопасности на стадионах.

Вместе с тем, в ходе анализа и практического изучения указанного Порядка у наших читателей и экспертов возникли вопросы и претензии к его содержанию.

1. В пункте 2 Порядка сказано, что специальную подготовку контролеров -распорядителей осуществляют общероссийские спортивные федерации и региональные спортивные федерации.

Какие конкретно федерации осуществляют и планируют осуществлять самостоятельно такую подготовку и имеют ли они соответствующие лицензии на образовательную деятельность?

2. Пунктом 3 Порядка предусмотрена возможность специальной подготовки контролеров- распорядителей « путем обращения в организации, осуществляющие подготовку контролеров- распорядителей и (или) оказывающих услуги по обеспечению порядка в местах проведения массовых мероприятий.

Какие в данном случае организации имеются ввиду? И о каких конкретно услугах по обеспечению порядка (какого?) идет речь в Порядке?

3. В пункте 4 Порядка упоминается программа специальной подготовки, которая включает в себя теоретическое обучение, практическое обучение, стажировки (п.7 б), прохождение проверки (итоговой аттестации, квалификационного экзамена- п.7в и п.8). Данная программа утверждается организацией, осуществляющей специальную подготовку.

Какова общая продолжительность специальной подготовки контролеров-распорядителей и отдельно по каждому виду специальной подготовки, стажировки, квалификационного экзамена, итоговой аттестации?

4. Здесь же и в п.7в Поядка регламентируется получение соответствующего документа, подтверждающего прохождение специальной подготовки контролеров- распорядителей. В п. 9 Порядка предусмотрена выдача удостоверение контролера- распорядителя, а в п. 12 Порядка — получение дубликатов этих документов в случае утраты оригиналов.


Какова форма документа, подтверждающего прохождение специальной подготовки контролера-распорядителя, а также удостоверения контролера- распорядителя, сроки их действия?


Какой порядок подтверждения квалификации, ее повышения, переподготовки контролеров-распорядителей.


Бедет ли вестись реестр контролеров- распорядителей, чтобы избежать фальсификаций и подделок?


Выдача дубликатов осуществляется на планой или бесплатной основе?

5. В пункте 10 Порядка говорится, что граждане, получившие документ, подтверждающий прохождение специальной подготовки контролеров- распорядителей, а также удостоверение контролера- распорядителя, имеют право привлекаться на договорной основе для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении официального спортивного соревнования по всем видам спорта.

Читайте также: