Система защиты безработных граждан представляет собой комплекс экономических, организационных и правовых форм и способов. Гарантии законности: понятие и виды Предупреждение чрезвычайных ситуаций

Экономический механизм функционирования предприятия представляет собой совокупность организационных и экономических форм и методов воздействия на хозяйственно-финансовую деятельность для достижения поставленных целей, обеспечения устойчивого эффективного развития.

Побудительным мотивом деятельности людей и организаций в условиях рыночной экономики является экономический интерес, который находит выражение в экономической выгоде, принимающей различные формы. Для собственника, предпринимателя выгода состоит в наращивании рыночной стоимости предприятия, получении прибыли, для работника - в своевременной и обоснованной оплате труда, для членов некоммерческих организаций - в удовлетворении потребностей в благах, получение которых является целью создания этих организаций. Экономический механизм функционирования предприятия должен обеспечивать сочетание интересов всех участников хозяйственной деятельности - собственников, руководителей предприятий, работников.

Экономический механизм функционирования предприятия должен быть ориентирован на достижение стратегических целей развития. Основной целью любого предприятия является обеспечение устойчивого развития, усиление конкурентных позиций на рынке. Исходя из этой цели, механизм функционирования предприятия должен способствовать решению следующих задач:

  • формирование условий для наиболее полного удовлетворения спроса покупателей на свою продукцию (услуги) в рамках выбранного сегмента рынка. Для решения этой задачи необходимы изучение рынка, разработка эффективной товарной и ценовой политики;
  • обеспечение экономичности хозяйственно-финансовой деятельности. Эта задача решается на основе минимизации затрат трудовых, материальных, финансовых ресурсов на организацию производственных процессов, на осуществление коммерческих операций, выполнение функций управления предприятием;
  • максимизация суммы прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и обеспечение эффективного ее использования. Эта задача решается на основе наращивания объемов деятельности предприятия через проведение эффективной ценовой и амортизационной политики, налогового планирования, оптимизации соотношения капитализируемой и потребляемой частей прибыли;
  • минимизация уровня хозяйственных рисков, связанных с деятельностью предприятия. Для решения этой задачи необходимо эффективное управление коммерческими, финансовыми, инвестиционными и другими рисками. Минимизация рисков обеспечивает стабильность развития и предсказуемость результатов деятельности;
  • обеспечение постоянного возрастания рыночной стоимости предприятия. Эта задача реализуется на основе высокой инвестиционной активности, способности предприятия эффективно аккумулировать собственные финансовые ресурсы для обеспечения прироста активов во всех их формах, повышения финансовой устойчивости предприятия. На возрастание рыночной стоимости предприятия влияют завоеванные позиции на рынке, деловая репутация, квалификация персонала, технологии ведения хозяйственной деятельности и управления.

Сущность экономического механизма функционирования предприятия определяется составляющими его звеньями, структурными элементами. В составе экономического механизма функционирования выделяют следующие основные звенья, представленные на рисунке 6.1.

Рисунок 6.1 - Звенья экономического механизма функционирования

предприятия

Механизм рыночного регулирования деятельности предприятия. Этот механизм отчетливо проявляется на рынке товаров и услуг в разрезе отдельных его сегментов. Спрос и предложение обусловливают формирование цен на товары, определяют для предприятий возможности нахождения новой рыночной ниши или расширения объемов деятельности в рамках действующего сегмента рынка. Под влиянием конъюнктуры рынка формируется система хозяйственных связей с поставщиками сырья и покупателями готовой продукции. Кроме того, деятельность предприятий связана с проявлением рыночного механизма регулирования на финансовом рынке, рынке факторов производства, рынке труда. Так, спрос и предложение на финансовом рынке влияют на формирование ставки процента, определяют доступность кредитных ресурсов, выявляют среднюю норму доходности капитала. Спрос и предложение на рынке труда влияют на формирование заработной платы работников.

Рыночный механизм побуждает предприятия руководствоваться коммерческим расчетом в принятии управленческих решений. Коммерческий расчет - это совокупность принципов обоснования экономической целесообразности отдельных операций и всего предпринимательского дела (создания предприятия, приобретения оборудования, совершения сделки). Основные принципы коммерческого расчета - окупаемость затрат, рентабельность, сохранение своего места на рынке, обеспечение конкурентоспособности предприятия.

Механизм государственного регулирования деятельности предприятия. Задачами государственного регулирования деятельности предприятий являются:

  • обеспечение баланса интересов хозяйствующих субъектов;
  • регламентация прав и обязанностей участников рынка;
  • правовая защита имущественных отношений предприятий;
  • формирование конкурентной среды, разработка антимонопольной политики;
  • стимулирование деловой активности предприятий;
  • эффективный контроль соблюдения предприятиями требований законов, нормативных актов.

Государственное регулирование деятельности предприятий осуществляется разнообразными методами:

  • правовыми - через создание законодательной, нормативной базы, регулирующей деятельность предприятий;
  • финансово-экономическими - посредством использования системы налогов, льгот, дотаций, кредитной политики, таможенной политики, разработки государственных программ стимулирования развития отдельных отраслей и видов деятельности и др.;
  • социальными - на основе защиты прав работников предприятий, обеспечения гарантий в области социально-трудовых отношений, регулирования занятости, оплаты труда, а также на основе системы технического регулирования, стандартизации, сертификации товаров и услуг в целях защиты прав потребителей.

В системе законов основу составляет Конституция РФ, которая закрепляет права граждан и регулирует отношения собственности. Особое место в законодательстве занимают ГК РФ, НК РФ, ТК РФ, являющиеся исходной базой для формирования отдельных законов и нормативных актов в области регулирования различных аспектов деятельности предприятий. Следующий уровень - законы РФ, касающиеся вопросов функционирования предприятий различных организационно-правовых форм, регулирования отдельных видов деятельности предприятий, их экономических отношений (например, «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О защите прав потребителей», «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», «О техническом регулировании», «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и др.). На основе законов Президентом РФ и Правительством РФ издаются правовые акты в области финансовой, банковской, внешнеэкономической, таможенной, инвестиционной деятельности, в области регулирования налогообложения, ценообразования и др.

Практическая реализация государственного регулирования деятельности предприятий осуществляется через федеральные и территориальные исполнительные органы: Министерство экономического развития РФ, Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство финансов РФ и другие органы государственного управления в пределах их компетенции.

Принятие управленческих решений на предприятии происходит в рамках действующих государственных законов и других нормативно-правовых актов с учетом региональных аспектов регулирования отдельных видов деятельности.

Внутренний механизм управления деятельностью предприятия. Этот механизм формируется в рамках самого предприятия и включает следующие основные элементы:

  • выбор организационно-правовой формы предприятия;
  • построение организационной структуры предприятия;
  • построение системы внутреннего регулирования хозяйственно-финансовой деятельности;
  • планирование;
  • ценообразование;
  • управление качеством;
  • экономическое стимулирование труда;
  • инновационную деятельность;
  • инвестиционную деятельность;
  • организацию контроля управленческих решений;
  • использование форм внешней поддержки хозяйственнофинансовой деятельности.

Выбор организационно-правовой формы имеет большое значение при создании предприятия. Этот выбор определяется рядом общих и индивидуальных факторов. Такими факторами являются: намечаемые объемы хозяйственной деятельности и темпы развития предприятия в перспективе, капиталоемкость того или иного вида деятельности на конкретном рынке, возможность получения предприятием налоговых и иных льгот, имеющийся стартовый капитал, предполагаемые способы мобилизации дополнительных финансовых ресурсов, отношение предпринимателя к высоким хозяйственным и финансовым рискам и др.

Построение организационной структуры предприятия. Организационная структура - это состав и соотношение входящих в состав предприятия структурных подразделений, выделяемых по критериям производственных, организационных и управленческих процессов. Организационная структура предприятия включает производственную и организационную структуру управления, устанавливает взаимосвязи между ними. Построение организационной структуры управления должно обеспечивать гибкость и быстроту принятия и осуществления решений, эффективную работу всего предприятия.

Построение системы внутреннего регулирования деятельности предприятия на основе создания регламентирующих документов. Так, многие аспекты управления деятельностью предприятия регламентируются его уставом, положениями о структурных подразделениях. Регулирующий характер носит принятая предприятием учетная политика, утвержденная система внутренних нормативов и требований к организации отдельных хозяйственных процессов. Наличие внутреннего механизма регулирования отдельных сторон деятельности предприятия способствует повышению эффективности управления.

Планирование - основная функция управления предприятием. В современных условиях предприятия самостоятельно ставят перед собой цели, определяют виды, объемы хозяйственной деятельности. Планирование позволяет выработать стратегию и тактику поведения предприятия на рынке, обеспечить эффективное использование материальных, трудовых, финансовых ресурсов, технологий, земли.

Ценообразование на предприятии осуществляется под влиянием рынка, спроса и предложения. Однако чисто конкурентных рынков очень мало, в большинстве случаев имеет место монополистическая конкуренция. Поэтому предприятия вырабатывают ценовую политику. Цена должна стимулировать продажи.

Высокие цены тормозят наращивание объемов производства, затрудняют реализацию отдельных товаров, низкие - могут привести к убыткам. Правильно выбранная политика цен обеспечивает развитие хозяйственной деятельности и укрепление конкурентоспособности предприятия.

Управление качеством предполагает постоянный, планомерный процесс воздействия на факторы и условия, обеспечивающие высокое качество работы предприятия -- качество товаров, услуг, организационных процессов, качество работы персонала. Особое значение в условиях конкуренции имеет качество продукции, выполнения работ, оказания услуг. Качество продукции - это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Достижение высокого качества продукции базируется на качестве используемых ресурсов, технологий производства и управления.

Экономическое стимулирование труда - важный элемент управления эффективностью работы. Предприятия самостоятельно выбирают формы и системы оплаты труда, устанавливают размеры должностных окладов, расценки оплаты труда, показатели и размеры премирования. При этом решается задача мотивации труда, повышения его производительности, гармонизации интересов собственников предприятия, управленческого персонала и работников.

Инновационная деятельность -это деятельность, направленная на поиск и реализацию инноваций в целях совершенствования продукции предприятия, организации и технологии производства, управления. В современной экономике инновации становятся основополагающим фактором экономического роста, лучшим средством укрепления конкурентоспособности предприятия. В связи с этим в механизме хозяйствования на предприятии инновационной составляющей принадлежит особая роль. Инновации способны изменить не только научнотехнологический уровень хозяйствования, качество работы, но и организацию, управление предприятием, мотивацию труда.

Инвестиционная деятельность -- это процесс вложения средств в новые проекты и совокупность действий по их реализации. Инвестиционная деятельность предприятия обусловлена необходимостью обновления материально-технической базы, наращивания объемов производства, улучшения качества продукции, освоения новых видов продукции, новых направлений бизнеса. Вырабатывая инвестиционную политику, предприятие решает не только текущие, но и перспективные задачи повышения результативности деятельности, повышения конкурентоспособности.

Организация контроля управленческих решений имеет особое значение в составе внутреннего механизма управления деятельностью предприятия, так как именно контроль в значительной степени определяет эффективность всей системы управления. Система контроля базируется на мониторинге хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и тесно связана с анализом, управленческим учетом, текущим планированием. Контроль позволяет своевременно обнаруживать отклонения от плановых показателей, выявлять неиспользованные резервы улучшения работы, предупреждать возможные диспропорции в развитии предприятия.

Использование форм внешней поддержки хозяйственнофинансовой деятельности часто необходимо для достижения предприятием стратегических и текущих целей развития. Внешняя поддержка включает: государственные и другие внешние формы финансирования или предоставления льгот предприятию (например, в рамках государственных и региональных программ поддержки малого предпринимательства), кредитование, лизинг, страхование и др.

Все звенья и элементы механизма функционирования предприятия тесно связаны межу собой и влияют друг на друга. Так, внутренний механизм управления деятельностью предприятия строится с учетом рыночных условий и действующего государственного регулирования. Планирование деятельности предприятия связано с ценообразованием, инновационной деятельностью, использованием механизмов внешней поддержки, организацией контроля, стимулированием труда.

Экономический механизм должен постоянно совершенствоваться, изменяться под влиянием меняющихся условий внешней среды и изменений в деятельности самого предприятия.

Проект реализован Автономной некоммерческой организациейНациональный институт системных исследований проблем предпринимательства ” по заказу Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Правительства Москвы.

Руководители проекта: Буев В.В., Шеховцов А.О.

Научный руководитель проекта: Шеховцов А.О.

1. Создание специально уполномоченного органа

1.1. Общие положения деятельности специально уполномоченного органа

1.2. Основные задачи специально уполномоченного органа

1.3. Функции специально уполномоченного органа

1.4. Права специально уполномоченного органа

1.5. Руководство и структура специально уполномоченного органа

1.6. Имущество специально уполномоченного органа

1.7. Реорганизация и ликвидация специально уполномоченного органа

1.8. Координационный совет при специально уполномоченном органе

2. Предложения по внесению изменений в федеральное и городское законодательство, регулирующее вопросы ответственности в сфере производства и оборота пищевых продуктов

2.1. Анализ федерального законодательства

2.1.1. Введение

2.1.2. Предложения по изменению мер ответственности за некоторые правонарушения в области производства и оборота пищевых продуктов

2.1.3. Предложения по введению новых составов правонарушений

2.1.4. Предложения по внесению изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, связанных с процедурой исполнения наказаний

2.1.5. Заключение

2.2. Анализ законодательства города Москвы

2.2.4. Заключение

2.3. Дифференциация нарушений обязательных требований

3. Разработка механизма стимулирования системы страхования профессиональной ответственности предпринимателей

3.1. Используемые понятия

3.2. Что страхуется

3.3. Добровольное и обязательное страхование

3.4. Обязательное страхование гражданской (профессиональной) ответственности предпринимателей на потребительском рынке

3.4.1. Общие положения

3.4.2. Договор обязательного страхования

3.4.3. Страховая сумма, страховые тарифы

3.4.4. Взаимоотношения страховщика, страхователя и потерпевших

3.4.5. Страховщики

3.4.6. Федеральный гарантийный фонд

3.4.7. Прочие положения

3.5. Страхование профессиональной ответственности саморегулируемых организаций предпринимателей добросовестных предпринимателей

3.6. Взаимное страхование

3.6.1. Общие положения

3.6.2. Сроки взаимного страхования

3.6.3. Обязательное взаимное страхование

3.6.4. Общества взаимного страхования

3.6.5. Договор взаимного страхования

3.6.6. Государственное регулирование взаимного страхования

3.6.7. Саморегулирование участников взаимного страхования

3.7. Заключение (краткие выводы)

4. Системы выдачи предпринимателям “Декларации о доверии”

4.1. Общие положения и цели внедрения “Декларации о доверии”

4.2. Участники системы выдачи Декларации

4.3. Перечень контрольно-надзорных органов, участвующих в Системе выдачи Декларации на территории г. Москвы.

4.4. Координирующий орган системы выдачи Декларации

4.5. Порядок выдачи Декларации

4.6. Срок действия Декларации

4.7. Статус держателя Декларации

4.8 Порядок проведения проверок держателей Декларации. Приостановка, возобновления действия и отзыв Декларации

4.9. Ответственность держателей Декларации за нарушение Декларации

5. Порядок создания и организации деятельности саморегулируемых организаций добросовестных предпринимателей

5.1. Необходимость создания саморегулируемых организаций добросовестных предпринимателей в целях повышения качества и безопасности производимой и реализуемой продукции

5.2. Основные понятия

5.3. Основные цели и функции саморегулируемых организаций добросовестных предпринимателей

5.4. Порядок создания и реорганизации и ликвидации саморегулируемых организаций добросовестных предпринимателей

5.4.1. Принципы создания и деятельности саморегулируемых организаций

5.4.2. Учредительные документы саморегулируемой организации

5.4.3 Реорганизация саморегулируемые организации

5.4.4 Порядок ликвидации саморегулируемые организации

5.5. Организационная структура саморегулируемых организаций добросовестных предпринимателей

5.5.1. Общее собрание членов саморегулируемой организации

5.5.2. Полномочия общего собрания членов саморегулируемой организации

5.5.3. Совет директоров саморегулируемой организации

5.5.4. Полномочия совета директоров

5.5.5. Председатель совета директоров саморегулируемой организации

5.5.6. Исполнительный орган саморегулируемой организации

5.5.7. Орган контроля за деятельностью членов саморегулируемой организации

5.5.8. Органы по разрешению споров саморегулируемой организации

5.5.9. Порядок приема членов в организацию саморегулирования

5.5.10. Прекращение членства в саморегулируемой организации

5.6. Права и обязанности членов саморегулируемых организаций

5.7. Порядок аттестации саморегулируемых организаций добросовестных предпринимателей

5.8. Порядок регулирования проверок саморегулируемых организаций добросовестных предпринимателей

5.9. Возможности страхования профессиональной ответственности членов саморегулируемой организации

5.10. Условия приостановления аттестации или снятия статуса “саморегулируемой застрахованной” организации

5.11. Порядок получения саморегулируемой организацией “Декларации о доверии”

6. Создание информационного центра в целях повышения качества пищевой продукции, производимой на территории города Москвы и улучшения контроля за качеством

6.1. Обоснование необходимости создания информационного центра

6.2. Цели и задачи создания Информационного центра. Направления решения задач

6.3. Структура и функции Информационного центра

6.4.1. Создание и поддержание информационной системы общегородской дислокации предприятий

6.4.2. Создание и поддержание информационной системы о деятельности всех предприятий, вовлеченных в производство и реализацию продуктов питания на территории города Москвы

6.4.3. Создание и поддержание информационной системы о нормах, правилах и требованиях, предъявляемых к предприятиям

6.4.4. Создание и поддержание информационной системы, содержащей сведения о размещении государственных и муниципальных заказов, порядке проведения и условиях участия в конкурсах на их получение

7. Меры по обеспечению доступности современного технологического оборудования для перерабатывающих предприятий

7.1. Необходимость реализации мер по обеспечению доступности современного технологического оборудования для перерабатывающих предприятий

7.2. Внедрение механизмов лизинга

7.3. Механизм создания “Лизинговой биржи”

8. Создание центров подготовки и аттестации кадров в сфере производства и оборота пищевых продуктов

8.1. Необходимость создания Центров подготовки и аттестации кадров в сфере производства и оборота пищевых продуктов

8.2. Порядок создания и аттестации центров подготовки кадров в сфере производства и оборота пищевых продуктов

8.3. Организационная структура центров подготовки кадров в сфере производства и оборота пищевых продуктов

8.4. Механизм функционирования центров подготовки кадров в сфере производства и оборота пищевых продуктов

Приложения

Приложение №1

Приложение №2

Введение. Необходимость разработки и структура программы

Создание правовых, организационных, экономических и других необходимых условий производителям для выпуска продукции (товаров), оказания услуг высокого качества являются постоянной заботой государства. При этом методы и способы, степень участия государства в регулировании этого процесса не являются неизменными, отражая характер экономики. Решение этой задачи достигается путем улучшения качества материалов, совершенствования технологии производства, а также производственного и государственного контроля качества и безопасности выпускаемой продукции.

Немаловажная роль при этом отводится правовым средствам обеспечения надлежащего качества продукции путем установления различных мер экономического и морального поощрения, порядка нормирования государственных требований к качеству выпускаемой продукции, осуществления государственного контроля за соблюдением государственных требований, установления эффективных мер ответственности должностных лиц и самих организаций, производящих или реализующих продукцию.

В настоящее время ситуацию в области обеспечения качества производимой и реализуемой продукции нельзя оценить однозначно. Несмотря на то, что существуют позитивные тенденции, остается достаточно много проблем. Решение этих проблем требует реализации комплексных мер организационного, правового, экономического характера, которой невозможно добиться без тесной координации всех вовлеченных в этот процесс сторон.

Проблема повышения качества продукции разделяется на 2 основные составляющие: проблема повышения контроля за качеством и проблема внедрения различных экономических механизмов, способных стимулировать процесс повышения качества производимой и реализуемой продукции.

При этом меры, направленные на повышение качества производимой и реализуемой продукции, должны содержать также информационную поддержку уполномоченных органов и предпринимателей и кадровое обеспечение субъектов предпринимательства.

В рамках данной программы предполагается реализация следующих мер, направленных на повышение качества продукции, производимой и реализуемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории города Москвы:

Организационного характера. Включают создание специально уполномоченного органа, обеспечивающего проведение государственной политики в области повышения качества продукции, вырабатываемой и реализуемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории города Москвы. Предлагается сформировать при этом органе Координационный совет, в который войдут представители всех органов, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность на территории г. Москвы (федеральных и городских), а также других органов, участие которых в Координационном совете необходимо для реализации координированной политики, направленной на повышение качества продукции, вырабатываемой и реализуемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории города Москвы.

Правового характера. Включают разработку предложений по внесению изменений в федеральное и городское законодательство, регулирующее вопросы ответственности в сфере производства и оборота пищевых продуктов.

Экономически – организационного характера. Включают: разработку механизма стимулирования системы страхования профессиональной ответственности предпринимателей; разработку системы выдачи предпринимателям “Декларации о доверии”; разработку порядка создания и организации деятельности саморегулируемых организаций добросовестных предпринимателей.

Финансовой и имущественной поддержки. Включают разработку комплекса мер по обеспечению доступности современного технологического оборудования для перерабатывающих предприятий.

Информационной поддержки. Включают создание информационного центра в целях повышения качества пищевой продукции, производимой на территории города Москвы и улучшения контроля за качеством.

Кадрового обеспечения. Включают создание центров подготовки и аттестации кадров в сфере производства и оборота пищевой продукции.

Любое управленческое решение связано с экономическими, организационными, социальными, правовыми и технологическими интересами организации, которые учитываются в комплексе при принятии управленческих решений.

Экономическая сущность УР чаще всего является доминирующей, т.к. для любого предприятия или организации получение прибыли является основной целью. Учитывая то, что любое управленческое решение имеет себестоимость, экономия финансовых средств и любых других материальных ресурсов на разработку УР приветствуются, а излишние непредполагаемые траты отвергаются. Эффективные и качественные решения должны принести предприятию доход, ошибочные приводят к убыткам.

Организационная сущность управленческого решения состоит в том, что для разработки и реализации УР предприятиедолжно иметь соответствующие возможности, такие как:

· необходимый профессиональный квалифицированный персонал;

· инструкции и положения, регламентирующие полномочия, права, обязанности и ответственности работников;

· требуемые ресурсы, в том числе и информационные;

· техников и технологии соответствующие требованиям сегодняшнего дня;

· систему контроля;

· возможности постоянной координации их работы.

Возможности для организации процесса разработки и реализации решения настолько важны, что отсутствие одного из условий может повлечь за собой невозможность его разработки или невозможность оптимальности его реализации.

Социальная сущность заложена в механизме управления персоналом. Деятельность всех участников процесса должна быть согласована, при этом учтены интересы и потребности, представлены мотивы и стимулы, определены ценностные ориентации, исключены опасения и тревоги. Цель управленческого решения определяет социальную сущность. Выявляются приоритетные установки коллектива, такие как создание удобной рабочей обстановки и комфортных психологических отношений, всестороннее профессиональное, образовательное и культурное развитие личности, демократическое управление в коллективе.

Правовая сущность проявляется в создании правового поля, в котором осуществляется управление. Строгое соблюдение законодательных актов, обязательств, уставных документов компании или предприятия дадут возможность управлять без нарушения и ущерба для производства. Незнание законодательства не освобождает нарушителя от ответственности. В случае отмены уже разработанного решения компания может понести большие потери. Для снижения правового риска многие компании проходят правовую экспертизу. Специально для самостоятельной оценки правовых актов созданы современные информационно- правовые программы «Гарант», «Консультант Плюс», которые помогают руководителям в их управленческой деятельности.

Технологическая сущность проявляется в обеспечении необходимыми техническими, информационными и технологическими материалами и ресурсами. Планируя разработку и реализацию УР, руководитель формирует технологическую основу.

Лекция 1.

Тема 1 :ПРЕЛПРИЯТИЕ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В1: Совершенствование организации производственной деятельности предприятия

Организационная деятельность предприятия охватывает комп­лекс задач организационного, технического и экономического характера, предусматривает выбор и обоснование производствен­ной структуры предприятия, организационных форм и экономи­ческих методов ведения производства, В процессе организационной деятельности устанавливаются необходимые производствен­ные связи и создаются условия, обеспечивающие взаимодействие на экономической основе всех элементов производственного про­цесса и внутренних подразделений. Производственная деятель­ность работников организуется на основе разделения труда, обя­занностей в рамках определенной иерархической структуры. Ра­циональная организация производственной деятельности предпри­ятия обеспечивает координацию и оптимизацию во времени и в пространстве всех ресурсов производства, влияние организацион­ных факторов для достижения целей предприятия - удовлетво­рения запросов потребителей, обеспечения превосходства и кон­курентоспособности предприятия и в конечном итоге экономи­ческого роста.

Совершенствование организации производственной деятельно­сти предприятий - одно из важнейших направлений реформиро­вания предприятий.

При организации производственных процессов люди, орудия и предметы труда объединяются для обеспечения рационального сочетания во времени и в пространстве основных, вспомогатель­ных и обслуживающих процессов. Основой являются принципы рациональной организации производственного процесса. Части производственного процесса сочетаются н пространстве и виде производственной структуры, которая нуждается в изменениях. Она должна быть динамичной в зависимости от изменяющихся условий производственной деятельности. Главные факторы раз­вития производственных структур - оптимизация количества и размеров производственных подразделений предприятия; обеспе­чение рационального соотношения между основными, вспомога­тельными и обслуживающими подразделениями; повышение тех­нического уровня производства.

Для обеспечения рационального взаимодействия всех эле­ментов производственного процесса и упорядочения выполня­емых работ во времени и в пространстве необходимо формирова­ние производственного цикла изделия. Сокращение длительнос­ти производственного цикла достигается путем уменьшения вре­мени рабочего периода и перерывов в производственном процес­се, что, в свою очередь, обусловлено совершенствованием тех­ники и технологии, повышением уровня организации производ­ства.

В условиях перехода к рыночным отношениям, требующим гибкого реагирования на изменения спроса потребителей на тот или иной вид продукции, возрастает роль оперативного управле­ния производством, основные недостатки которого обусловлены несоответствием пропускной способности оборудования по участ­кам и цехам, появлением "узких мест", внеплановыми простоями оборудования; недостатками в орга­низации производства, труда, планирования; перебоями в мате­риально-техническом снабжении; низким уровнем трудовой и про­изводственной дисциплины.

2 этап

Решение проблем оперативного управления производством (ОУП) связано с выполнением всего комплекса работ по каждо­му из элементов ОУП. По оперативно-календарному планированию производства - это дифференциация и доведение контрольных заданий до непосредственных исполнителей; согласование рабо­ты цехов, участков предприятия и обоснование их потребности в ресурсах (материалах, комплектующих изделиях, оборудовании, инструменте); формирование согласованных планов деятельности участков, бригад, индивидуальных рабочих по выпуску заготовок, деталей изделий. По оперативному учету (контролю) состояния производства - это обеспечение достоверной, своевременной

информации; учет движения деталей, сборочных единиц по тех­нологическому маршруту (по цехам, участкам, рабочим местам), движения материалов и комплектующих изделий на складах пред­приятия; организация складирования и учет готовых деталей и сборочных единиц; учет реализации продукции и выполнения пла­на поставок по договорам. Анализ хода производства предусмат­ривает определение отклонения выполнения заданий по количе­ству и срокам выпуска заготовок, деталей, изделий; выявление дефицита материалов, комплектующих, причин и виновников простоев производства. Оперативное регулиро­вание и координация производства предполагает принятие мер по предупреждению и устранению отклонений от плана и простоев в ходе производства; координацию текущей работы взаимосвязан­ных звеньев производства; руководство подготовкой необходимых ресурсов для выполнения календарных графиков производства и сменно-суточных заданий.

Высокоэффективные предприятия - это предприятия, способ­ные к нововведениям, к развитию. Разработка и освоение про­изводства новой продукции предполагают осуществление совокуп­ности процессов научного, технического и организационно-эко­номического характера. При этом ставятся основные цели - со­здание новых изделий заданного технического уровня и качества; сокращение затрат и продолжительности цикла создания, произ­водства и освоения новых изделий. Основная проблема, требую­щая решения, - чрезвычайно высокая длительность цикла под­готовки производства и освоения выпуска новых видов продук­ции. Основные меры по сокращению времени подготовки произ­водства - уменьшение времени рабочего периода за счет прове­дения мероприятий по снижению трудовых затрат; сокращение времени перерывов в процессе подготовки производства, внедре­ние параллельно-совмещенного метода организации работ. Уско­рению освоения новых изделий способствует участие разработчи­ков, производителей и потребителей в работах по проектирова­нию и производству новых изделий, готовность производства к освоению, способность его быстро перестраиваться на выпуск новых изделий с минимальными потерями времени и средств, координация работ по подготовке производства.

Развитие инновационной деятельности осуществляется по сле­дующим направлениям:

Организация экспертиз, внедрение и тиражирование изоб­ретений, ноу-хау, научно-технических разработок, научных произведений, открытий, промышленных образцов, товарных зна­ков, создание опытных образцов, проведение опытных испыта­ний, создание новых образцов техники, технологии и научно-тех­нической документации, подготовка производства;

Проведение научно-исследовательских, проектных, опытно-конструкторских, маркетинговых исследований с целью создания образцов новой техники и технологий;

Патентно-лицензионная деятельность.

Рациональная организация инновационной деятельности пред­полагает выбор оптимальной организационной формы: научные учреждения, конструкторская организация, бюро рационализации и изобретательства, проблемные комиссии, временные коллек­тивы, научные союзы и фонды, в том числе инвестиционные ассоциации, консорциумы; малые инновационные предприятия; технопарковые структуры; программно-целевая и технопарковая организация инновационной деятельности на малых предприятиях.

Эффективность изготовления и выпуска конкурентоспособной продукции с минимальными затратами и бесперебойная произ­водственно-хозяйственная деятельность предприятия обеспечива­ются не только рациональной организацией технологических про­цессов, но и высоким уровнем технического обслуживания ос­новного производства и всех подразделений производственной инфраструктуры.

Инфраструктура предприятия - это комплекс подразделений и служб, главная задача которых сводится к обеспечению нор­мального функционирования (без перерывов и остановок) основ­ного производства и всех сфер деятельности предприятии.

Для большинства предприятий подразделениями вспомогатель­ных производств и всей системы технического обслуживания яв­ляются ремонтное, инструментальное, энергетическое, транспорт­ное, складское и тарное хозяйства.

Система технического обслуживания предприятия должна со­ответствовать следующим требованиям: обеспечивать условия вы­пуска конкурентоспособной продукции при минимальных затра­тах; осуществлять технико-экономическую и организационную регламентацию процессов обслуживания; носить профилактичес­кий характер; обеспечивать гибкость, преемственность и мини­мальную перестройку при переходе основного производства на выпуск новой продукции.

Таким образом, вспомогательные хозяйства требуют высокой организации, адекватной уровню организации основного произ­водства.

Недооценка роли технического обслуживания, недостатки в его организации привели к возникновению ряда проблем. Велики нерациональные затраты предприятий, связанные с осуществле­нием всего комплекса работ но техническому обслуживанию са­мим предприятием. Значительны затраты ручного труда и стои­мость продукции подразделений производственной инфраструкту­ры. Продукция и услуги низкого качества. Наблюдается разрыв в техническом и организационном уровнях основного и вспомо­гательного производств, высока численность вспомогательных ра­ботников, недостаточен их квалификационный уровень. Суще­ственны недостатки в нормировании, планировании деятельнос­ти подразделений производственной инфраструктуры. Нерацио­нальная организация деятельности вспомогательного производства является одной из причин недостатка запасных частей в произ­водстве, выполнения вспомогательными цехами работ основного производства.

Улучшение деятельности подразделений производственной ин­фраструктуры связано с выполнением части работ сторонними организациями; централизацией и концентрацией однородных процессов обслуживания и их специализацией, что создает усло­вия для использования прогрессивного оборудования, научных методов организации производства и труда, высокопроизводитель­ной технологии. Необходимы механизация и автоматизация тех­нологических процессов, рационализация управления, улучшение нормативной базы, обоснованное планирование численности ра­ботников, разработка и внедрение технически обоснованных норм времени и мероприятий по научной организации труда, исполь­зование стимулирующих систем оплаты труда, создание комплекс­ной технологии, централизованное производство запасных частей.

Рациональная организация работы вспомогательных произ­водств - важнейшее условие стабилизации основного производства, наращивания объема выпуска продукции. Для устранения вышеназванных недостатков необходимо изучение и внедрение основных теоретических положений и практического опыта рацио­нальной организации производственной деятельности предприя­тия.

Вопрос 2: Организационно-правовые формы предприятий

В экономике страны разнообразие предприятий велико. Отли­чаются они друг от друга, во-первых, размерами. В качестве по­казателей размера предприятия обычно используются количест­во работающих на нем людей; количество выпускаемой продук­ции или оказываемых услуг; размер капитала. Во-вторых, пред­приятия отличаются разнообразием видов продукции, которые они производят, или услуг, которые они оказывают. В-третьих, предприятия отличаются способами владения собственностью.

Однако наиболее важным признаком классификации хозяй­ствующего субъекта в условиях рыночной экономики является деление хозяйствующих субъектов по признаку организационно-правовых форм предприятий.

Проводимая в стране экономическая реформа невозможна без соответствующих организационно-правовых структур, которые регламентируются государством через Гражданский кодекс и спе­циальные законы.

В гражданском кодексе введены такие понятия, как «коммерческая органи­зация» и «некоммерческая организация». Коммерческая органи­зация преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Некоммерческая организация данной цели не преследует и если получает прибыль, то последняя не распре­деляется между участниками предприятия.

Предпринимательской деятельностью, согласно российскому законодательству (в частности, Гражданскому кодексу РФ), при­знается деятельность, отвечающая таким признакам, как:

самостоятельность осуществления деятельности предпринима­телем на свой риск;

направленность деятельности на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выпол­нения работ или оказания услуг;

обязательная регистрация лица, осуществляющего деятельность в качестве предпринимателя, в установленном законодательством порядке.

Предпринимательская деятельность, по российскому законо­дательству, может осуществляться:

с образованием юридического лица - коммерческой органи­зации;

без образования юридического лица - индивидуальное пред­принимательство.

Формы предпринимательства разнообразны и характерны как для юридических, так и для физических лиц. Различают инди­видуальные, коллективные и корпоративные формы предприни­мательства.

Если гражданин зарегистрирован как предприниматель без об­разования юридическою лица, то он считается индивидуальным предпринимателем с момента его государственной регистрации в данном качестве. При этом если предпринимательская деятель­ность осуществляется без привлечения наемною труда, то это счи­тается индивидуальной трудовой деятельностью.

Если гражданин нанимает кого-либо для занятия избранным им видом деятельности, то это рассматривается как образование предприятия.

Индивидуальное предпринимательство связано с единоличным владением имуществом с целью получения личного дохода или прибыли.

Предприниматели-индивидуалы, выступая на рынке наравне с юридическими лицами, имеют право заниматься производ­ством, оказанием услуг, осуществлять торговую, торгово-закупоч­ную, инновационную, консультационную и иную хозяйственную деятельность, не запрещенную законодательством.

Предприниматель может иметь счет в банке, свой товарный знак, пользоваться банковским кредитом. Для достижения основ­ной цели всякого предпринимательства - получения прибыли предприниматель-индивидуал вправе заключать гражданско-пра­вовые договоры на совершение различных сделок и привлекать ра­ботников по трудовым договорам. Эта форма предприниматель­ской деятельности связана с самым простым финансовым и на­логовым учетом.

Индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет и от своего имени, лично занимается уп­равлением бизнеса и несет личную ответственность, самостоятель­но принимает решения и несет риск потерь в случае банкротства. Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удов­летворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан не­состоятельным (банкротом) по решению суда.

Преимущества индивидуального предпринимательства следую­щие:

Минимальная регламентированность со стороны государства;

Упрощенный порядок регистрации, ведения налогового и бухгалтерского учета и отчетности;

Клиенты лично известны предпринимателю и, следователь­но, он может быстро реагировать на изменения их потребностей и вкусов;

Гибкость и оперативность в принятии решений;

Наличие стимула для напряженной работы (работает на себя). К недостаткам индивидуального предпринимательства относят:

Полную имущественную (субсидиарную) ответственность предпринимателя;

Ограниченность масштабов бизнеса рамками капитала (ли­митирован личными средствами и возможностями займов);

Слабая конкурентоспособность, сильная зависимость от внешней среды.

Основными субъектами предпринимательской деятельности являются юридические лица. Юридическое лицо - организация, характеризующаяся следующими признаками:

Имеет обособленное имущество (в собственности, в хозяй­ственном ведении, в оперативном управлении);

Отвечает имуществом по своим обязательствам;

Может от своего имени приобретать имущественные и лич­ные неимущественные права;

Может нести обязанности;

Может быть истцом и ответчиком в суде;

Имеет самостоятельный баланс или смету.

Всякая организация, чтобы быть признанной юридическим лицом, помимо формальных критериев (таких как обязательная регистрация учредительных документов) должна обладать в сово­купности вышеназванными характеристиками.

Переход от государственной к рыночной организации эконо­мики означает, что основным отличительным признаком юриди­ческого лица вместо организационного единства (определенным образом организованного коллектива) становится обособленное "персонифицированное" имущество.

Хозяйствует, конечно, не имущество, а люди, но именно на­личие имущества позволяет, во-первых, уменьшить предприни­мательский риск коммерсантов, создавших предприятие, поскольку не они, а юридическое лицо отвечает по долгам предприятия; во-вторых, гарантирует удовлетворение возможных требований кредиторов.

Имущество может принадлежать юридическому лицу на праве собственности или на ограниченном вещном праве - хозяйствен­ного ведения или оперативного управления. Это означает, что предприятие не может теперь функционировать исключительно на базе имущества, полученного по договору аренды, имуществен­ному найму или на основе заемных средств. Обязательны вклады учредителей юридических лиц в его уставный капитал (уставный фонд, складочный капитал).

Предприятие, имеющее имущество в собственности, отвечает им по обязательствам.

Юридическое лицо вправе от своего имени заключать догово­ры (купли-продажи, поставки, перевозки, займа, аренды, под­ряда и др.).

Филиалы и представительства, наделяемые имуществом юри­дических лиц, создавших их, имеют баланс и субсчет в банке, но не вправе заключать договоры от своего имени. Руководители филиалов и представительств действуют исключительно от имени и по доверенности создавших их юридических лиц.

В зависимости от целей деятельности, юридические лица под­разделяются на коммерческие и некоммерческие. Целью дея­тельности коммерческих предприятий является извлечение прибы­ли, некоммерческих - достижение социальных результатов, осу­ществление благотворительной деятельности, управленческих, культурных, образовательных функций и т.п. Некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельно­стью в рамках достижения уставных целей.

Предпринимательская деятельность осуществляется в опреде­ленной организационной форме. Под организационно-правовой формой подразумевается комплекс юридических, правовых, хо­зяйственных, экономических норм, определяющих характер, ус­ловия, способы формирования отношений между собственника­ми коммерческих организаций, а также между коммерческими организациями и другими, внешними по отношению к ней субъ­ектами хозяйственной деятельности и органами государственной власти.

Участие российского государства в хозяйствующих субъектах является одним из способов реализации государством в лице Пра­вительства РФ и региональных администраций, а также местны­ми органами власти правомочий собственника имущества в целях пополнения соответствующего бюджета, решения иных - общих для страны, региона, территорий - экономических и социальных задач.

В настоящее время можно говорить о основной фор­м участия в хозяйствующих субъектах: создание унитарного предприятия , имущество которого при­надлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Организационно-правовая форма унитарного предприятия сво­им возникновением и становлением обязана особенности совет­ского хозяйственного оборота. Появление в хозяйственном обо­роте юридических лиц - не собственников было вызвано тем, что государство как фактически монопольный собственник иму­щества и средств производства не могло эффективно хозяйство­вать с ними непосредственно. Поэтому государство создало пред­приятия, сохранив за собой право собственности на их имущество и наделив их особыми вещными правами- право хозяйственного ведения или правом оперативного управления.

Различие прав хозяйственного ведения и оперативного управ­ления состоит в содержании и объеме правомочий, которые пред­приятия получают от собственника на закрепленное за ними иму­щество. Право хозяйственного ведения является более широким, нежели право оперативного управления, которое связано с возможностью дополнительной (субсидиарной) ответственности соб­ственника-учредителя.

Унитарное предприятие - это государственное или муници­пальное предприятие, не наделенное правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество. Унитарные пред­приятия принадлежат собственнику-учредителю целиком, без де­ления их имущества (или его части) на какие-либо вклады (паи, доли), в том числе между работниками. Имущество неделимо, что прямо подчеркивается термином "унитарное" в переводе с латинского - единство.

Собственник унитарного предприятия (в лице соответствующего органа уполномоченного распорядителя имуществом) в целях эко­номического стимулирования членов трудового коллектива может создавать разного рода "фонды участия в прибылях". В этом слу­чае работники приобретают право собственности на денежные средства или иное имущество, полученное ими из этих фондов в соответствии с правилами их распределения.

Обязательное условие создания унитарного предприятия - на­личие у него уставного фонда. Размер и порядок его образова­ния отражаются в уставе, который является единственным учре­дительным документом.

В отличие от большинства других коммерческих организаций, унитарное предприятие имеет целевую правоспособность, а не общую. Объем и характер этой правоспособности должны быть прямо определены в уставе собственником-учредителем.

По своим обязательствам перед третьими лицами (контраген­тами) унитарное предприятие отвечает всем принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом. Гражданский кодекс защищает права унитарного предприятия как обладателя ограниченных вещных прав на за­крепленное за ним имущество и от посягательств третьих лиц, и от учредителя-собственника.

В процессе осуществления государственной экономической политики в силу различных причин возможен переход унитарно­го предприятия от одного публичного собственника к другому, т.е. смена собственника.

Небольшое количество государственных предприятий, находя­щихся в федеральной собственности и работающих под жестким контролем государства, имеют статус казенных предприятий. Не­обходимость создания подобного рода коммерческих юридических лиц обусловлена наличием организаций, действующих в качестве производственных, от имени государства в целом. К числу таких предприятий относятся государственные производственные объ­единения, предприятия связи, некоторые оборонные предприятия и т.д.

В имущественном отношении положение казенного предпри­ятия отчасти сходно с положением государственного (госбюджетного) учреждения. Но имеются существенные различия: учреж­дение финансируется собственником по смете, а казенное пред­приятие имеет самостоятельный баланс и само получает доходы от результатов своей деятельности.

Источниками формирования имущества и финансовых средств казенных предприятий являются:

Имущество, переданное ему по решению Правительства РФ для ведения основных видов деятельности;

Денежные и иные средства, полученные от реализации про­дукции (работ, услуг), произведенной в соответствии с государ­ственным заказом;

Средства, выделенные из федерального бюджета и (или) федеральных внебюджетных фондов;

Часть доходов, получаемых в результате ведения самостоя­тельной хозяйственной деятельности (в уставе конкретного заво­да указывается, какая именно часть доходов).

Темы докладов:

    Производственный кооператив

    Хозяйственные товарищества

    Хозяйственные общества

    Финансово-промышленные группы, холдинговые компании, некоммерческие организации


Курсовая работа >> Ботаника и сельское хоз-во

Их использование...21 3. Организация производства молока 3.1. Место отрасли в экономике хозяйства………………………………….....23 3.2 Анализ валового... многом зависит от организации производства и управления. Кризисное состояние нашей экономики сопровождается снижением...

Экономические формы и способы защиты заключаются в разработке инвестиционных программ занятости населения, в использовании рычагов налогово-кредитного регулирования по поддержанию предприятий, сохраняющих ранее созданные рабочие места, поддержке предприятий, создающих рабочие места для лиц неконкурентоспособных на рынке труда, разработке системы материальных компенсаций в случае безработицы.

В России с июня 1992 г. государственным регулированием рынка рабочей силы занимается Министерство труда и социального развития Российской Федерации.

Кроме государственной службы занятости существуют еще и негосударственные, коммерческие службы по трудоустройству. Чаще всего эти службы характеризуются направленностью своей деятельности на определенные слои населения, например молодежь, демобилизованных из вооруженных сил и т.п.

Эффективность организационных мер социальной защиты безработных зависит от развитости инфраструктуры рынка рабочей силы, которая предполагает наличие институциональных структур для организации взаимодействия работодателей и наемных работников по защите коллективных интересов тех и других. Такими организациями могут быть профсоюзы, ассоциации предпринимателей, союзы арендаторов, а также организации государственного посредничества в вопросах социального партнерства. Включение специальных органов в систему отношений субъектов рынка рабочей силы призвано обеспечить снятие противоречий между ними, организовывать и регулировать политику занятости с помощью разнообразных экономических инструментов и правовых норм.

К правовым формам защиты относятся ряд законодательных актов, направленных на регулирование занятости населения. Это, прежде всего, Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», который действует в настоящее время с изменениями и дополнениями. Этими документами устанавливаются государственные гарантии права на труд, основные принципы государственной политики в области занятости, порядок регулирования и организации занятости населения, принципы компенсационных выплат при потере работы.

Государство предоставляет постоянно проживающим на его территории гражданам в соответствии с Конституцией РФ и КЗоТ РФ следующие гарантии в области занятости:

Свободу выбора вида занятости, в том числе работы с разными режимами труда;

Бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве со стороны ФСЗ;

В соответствии с заранее поданными заявками предприятий, учреждений, организаций обеспечение выпускникам учебных заведений подходящей работы;

Бесплатное обучение новой профессии (специальности), повышение квалификации в системе службы занятости или по ее направлению в иных учебных учреждениях с выплатой стипендии;

Компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность по предложению службы занятости;

Возможность заключения срочных договоров (контрактов) на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных или иных особенностей граждан;

Правовую защиту от необоснованного увольнения (КЗоТ РФ ст. 40, ФЗ «О занятости населения», ст. 12).

Закон РФ «О занятости населения в РФ» от 19 апреля 1991 г. (с дополнениями и изменениями от 15 июля 1992г. и 20 апреля 1996 г.) закрепил в ст. 5 типовые принципы государственной политики в области содействия занятости:

Обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ в реализации прав на добровольный труд и свободный выбор занятости;

Развитие трудовых ресурсов;

Предупреждение массовой и сокращение длительной (более года) безработицы;

Поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

Обеспечение социальной защиты в области занятости;

Создание специальных мер для граждан, испытывающих трудности в поисках работы, т.е. помощь особо нуждающимся в трудоустройстве;

Сочетание местных мер с централизованными в области занятости;

Поощрение работодателей, создающих рабочие места.

Законом РФ о занятости (ст. 2) определены критерии занятости. В соответствии с ними занятыми считаются граждане:

Работающие по трудовому договору, имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая временные, сезонные работы;

Самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе ИТД (включая фермеров, творческих работников), предприниматели, а также члены производственных кооперативов. Иногда возникают сложности при отнесении к числу занятых членов семей фермеров. Если фермерское предприятие зарегистрировано как семейное, принадлежащее членам семьи на основе права общей долевой собственности, то членов семьи фермера следует относить к занятым. Если же зарегистрировано ИТД одного из членов семьи, то считать других членов семьи занятыми нет основания;

Избранные, утвержденные или назначенные на оплачиваемую должность в органах законодательной и исполнительной власти, а также в общественных организациях различного типа;

Военнослужащие любых родов войск, служащие в органах БД;

Трудоспособные учащиеся любых очных заведений, включая обучение по направлению СЗН;

Временно отсутствующие на работе (отпуск, болезнь, переподготовка и т.д.).

Понятие «занятые граждане» является более широким по сравнению с понятием «работники». Работники – это один из видов занятых.

Поскольку принуждение к труду запрещено, то незанятость гражданина не может служить основанием для правовой ответственности. Реализовать свое право на труд в каком-либо виде занятости или не реализовывать его вообще, решает свободно только сам гражданин.

Если нужда не заставляет, человек может не связывать себя с выполнением оплачиваемой работы, а заниматься воспитанием детей, домашним хозяйством, общественной деятельностью.

Исключение делается для случаев, установленных законодательством. Это могут быть предусмотренные УК наказания за преступления в виде исправительных работ, которые назначаются на срок от одного месяца до одного года и отбываются в соответствии с приговором суда, либо по месту работы осужденного, либо в иных местах, определяемых органами, ведающими применением исправительных работ. Из заработка осужденного производится удержание в размере, установленном судом (в пределах от 5 до 20 % заработка).

Таким образом, безработные являются вынужденно незанятыми, поскольку по стандарту МОТ к безработным относятся трудоспособные лица в возрасте от 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период соответствовали трем критериям:

а) не имели работы (доходного занятия);

б) занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи и т. д. или предпринимали шаги к организации собственного дела;

в) были готовы приступить к работе.

По методологии МОТ, при отнесении к безработным должны быть соблюдены все три категории.

Учащиеся, студенты, пенсионеры, инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимаются поиском работы и готовы приступить к ней.

Зарегистрированные органами ГСЗ безработные граждане имеют право на льготы и компенсации, установленные законом для лиц, не имеющих работы (доходного занятия).

Читайте также: