Хозяйственная деятельность и быт кавказа. Хозяйственная специализация района

1. Перечислите все отрасли сельскохозяйствен-ной специализации Европейского Юга. Что явилось основой их развития?

Район занимает в России лидирующие позиции по валовому сбору подсолнечника (46%), сахарной свеклы (25%), плодов и ягод (20%), валовому сбору зерна (24%), а также по по-головью овец и коз (35%). Почти вся продукция сельского хозяйства перераба-тывается на месте. В ряде случаев мощ-ности предприятий пищевой промышлен-ности так велики, что позволяют исполь-зовать не только местное сырье, например сахарная промышленность перерабатыва-ет импортный сахар-сырец.

Основой развития этих отраслей сель-ского хозяйства явились благоприятные агроклиматические условия. Большие суммы активных температур (т. е. средне-суточных температур выше +10 С, когда идет наиболее активное развитие расте-ний), достаточное количество влаги или благоприятные условия для искусствен-ного орошения.

2. Приведите примеры продукции пищевой про-мышленности Северного Кавказа, которую вы поку-пали, использовали или видели в продаже.

Регион дает стране значи-тельную часть сахарной свеклы, риса, зер-на, овощей, плодов и ягод, подсолнечника и пр. Это позволяет предположить, что ва-ша семья использует подсолнечное масло, произведенное в данном регионе, а также кубанский рис, ростовские яблоки и др.

3. Какой другой район России из уже изученных вами похож по своей специализации на Северный Кавказ?

По сельскохозяйственной специализа-ции схожи между собой три житницы России — Центрально-Черноземный, По-волжский и Северо-Кавказский районы. Но в отраслевой структуре Северного Кавказа доля пищевой промышленности существенно выше (37%). Сравнение районов по таблице 2 приложения учебни-ка покажет, что Северный Кавказ выде-ляется, как и Центрально-Черноземный, развитием электроэнергетики (благодаря атомным электростанциям).

4. Сказываются ли на хозяйственной деятельности района контрасты природных условий? Приведите примеры. Материал с сайта

Ответить на этот вопрос вам поможет социально-экономическая карта. На Се-верном Кавказе выделяются 11 сельско-хозяйственных районов (для сравнения: в Центральной России, на Европейском Севере и Дальнем Востоке — 5, в По-волжье — 8). Безусловно, такое разнооб-разие обусловлено контрастами природ-ных условий. Чайные плантации и овоще-водство в субтропиках граничат с горны-ми районами овцеводства и скотоводства, с очагами земледелия. Рисовые поля в дельте Кубани расположены относительно недалеко от районов пастбищного овце-водства и табунного скотоводства в полу-пустынных ландшафтах.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • северный кавказ Э.Т.П
  • благоприятные условия северного кавказа
  • iessay география алексеева хозяйство северного кавказа
  • хозяйство северного кавказа таблица
  • перечислите отрасли сельскохозяйственной специализации Северного Кавказа.Что явилось основой их развития?

Хозяйственная деятельность человека в предгорной и горной части Краснодарского края.

В предгорьях и горах Северо-Западного Кавказа с давних пор проживали многочисленные племена адыгов. Воздействие человека на природу предгорий.

Добыча полезных ископаемых

Энергия горных рек

Эрозия – размыв или смыв текущей водой горных пород и почв, в результате чего возникают линейно вытянутые полые формы рельефа: долины, овраги, балки и др. Природные комплексы предгорий постепенно приобретают характерные черты, связанные с присутствием человека: хозяйственные постройки, автомобильные и железнодорожные магистрали, засеянные поля. Леса предгорий. Особенности хозяйственной деятельности людей в горной части Краснодарского края.

Горы Кавказа. Вид с Красной поляны.

Хозяйственная деятельность людей затронула и эти труднодоступные места. В целях добычи древесины уничтожаются многие ценные породы деревьев. Имеют место и случаи браконьерства. Интенсивный выпас скота значительно уменьшает продуктивность высокогорных лугов. Чтобы сохранить растительный покров, в некоторых местах запрещается выпасать скот в течение определённого времени. К сожалению, восстановление луговых комплексов идёт довольно медленно.

Кавказский Биосферный заповедник, край кристального горного воздуха и красивейших альпийских лугов.

Субальпийские луга. Бузульник полустреловидный .

Горы – прекрасное место для отдыха людей. Рафтинг – вид водного спорта: спуск по горным или порожистым рекам на плотах или лодках с вёслами. Альпинизм и скалолазание на Кавказе. Однако природа гор часто страдает от непродуманных действий человека.

Лесные пожары

Кострища

Погубленные деревья

Вытоптанные травы

горы мусора

Есть такое понятие – предельно допустимая нагрузка на природный комплекс, при которой природные компоненты ещё способны восстанавливаться самостоятельно. Однако довольно часто человек переступает эту грань, и тогда последствия его деятельности становятся необратимыми. Карстовые колодца – вертикальные полсти, образованные в результате растворения горных пород природными водами. Кавказские горы богаты полезными ископаемыми. При добычи нефти происходит загрязнение нефтепродуктами окружающей среды. Разработка месторождений мергеля в районе Новороссийска ухудшила состояние подземных и поверхностных вод, лишились привычных мест обитания некоторые животные, пострадали и растения.

Чтобы не нарушать сложных взаимодействий в природе, необходимо бережно относиться к её богатствам. Это наш долг.

Деятельность человека в горах

В Скалистых горах в связи с прокладкой автодорог и обеспечением современными бытовыми удобствами условия жизни человека на высотах до 3050 м неуклонно улучшаются.

Здесь во многих поселениях, расположенных на высотах от 2150 до 2750 м, количество летних домов существенно превышает число домов постоянных жителей. Горы спасают от летней жары. Наглядным примером такого убежища служит город Багио, летняя столица Филиппин, который получил название «город на тысяче холмов». Он находится всего в 209 км к северу от Манилы на высоте около 1460 м.

В начале XX в. филиппинское правительство построило там правительственные здания, жилые дома для служащих и больницу, поскольку в самой Маниле летом трудно было наладить эффективную работу правительственного аппарата из-за сильной жары и высокой влажности. Эксперимент создания летней столицы в Багио оказался весьма успешным.

Земледелие
В целом такие особенности рельефа, как крутые склоны и узкие долины, ограничивают возможности развития земледелия в горах умеренного пояса Северной Америки. Там в небольших фермерских хозяйствах в основном выращивают кукурузу, бобы, ячмень, картофель и местами табак, а также яблоки, груши, персики, вишню и ягодные кустарники. В очень теплых климатических условиях к этому перечню добавляются бананы, инжир, кофе, маслины, миндаль и орех пекан. На севере умеренного пояса Северного полушария и на юге южного умеренного пояса вегетационный период слишком короток для вызревания большинства сельскохозяйственных культур и обычны поздние весенние и ранние осенние заморозки. В горах широко распространено пастбищное животноводство. Там, где обильны летние осадки, прекрасно растут травы. В Швейцарских Альпах летом целые семьи переселяются со своими небольшими стадами коров или коз в высокогорные долины, где занимаются сыроварением и изготавливают масло. В Скалистых горах США каждое лето с равнин в горы перегоняют большие стада коров и овец, где они нагуливают вес на тучных лугах.

Лесозаготовки – одна из важнейших отраслей хозяйства в горных районах земного шара, занимающая второе место после пастбищного животноводства. Некоторые горы лишены растительного покрова из-за недостатка осадков, но в умеренных и тропических зонах большинство гор покрыто (или прежде было покрыто) густыми лесами. Разнообразие древесных пород очень велико. Тропические горные леса дают ценную древесину лиственных пород (красное, розовое и эбеновое дерево, тик).

Жизнь и хозяйственная деятельность человека в горах. мини сочинение

Ответы:

Жизнь и хозяйствование в горах определяются разнообразием природных условий, присущих горным регионам. Хотя Россия и равнинная страна, влияние гор на хозяйство и жизнь людей в ней очень велико.

Это неудивительно, поскольку почти половина субъектов Российской Федерации имеет на своей территории горы. Жизнь человека в горах протекает в сложных, порой экстремальных условиях. Это связано со значительными абсолютными высотами, сложным рельефом и климатом. Поэтому горы отличает более слабая освоенность территории по сравнению с равнинами. Горам присуща своеобразная барьерная роль. Она проявляется как в природе, так и в жизни людей. Горы создают естественную преграду не только на пути рек и воздушных масс. Они препятсвуют и перемещению людей, затрудняя их проникновение в новые районы, контакты между носителями горных и равнинных территорий. Но по мере роста технических возможностей человека, развития современных средств эта особенность гор ослабевает.

Здравствуйте ребята, уважаемые гости. Садитесь.

Работать на уроке нужно

Совместно, весело и дружно

Не лениться, не зевать,

Чтоб со всеми успевать!

Все готовы с нами в путь

Только знания не забудь

Будь внимателен и смел

Чтоб везде ты сам поспел

Путь начнем мы с повторения

Все готовы отвечать

Ну с чего бы нам начать,

Объясните для примера,

Что такое литосфера?

Сегодня мы завершаем изучение твердой оболочки нашей планеты – литосферы.

— Какую большую тему географическую тему мы изучили на прошлом уроке?

…………….

Что такое рельеф? Какие формы рельефа вы знаете?

Как горы подразделяются по высоте?

Как они изображены на карте?

Какие часть гор вы можете назвать?

Какие у гор и холмов могут быть вершины по строению?

Самые длинные горы мира?

Самые высокие горы мира?

(Работа по карте у доски и в атласах)

Фрагмент фильма 2 мин.

(Звучит музыка, фрагмент фильма «Горы»)

Здесь мало участков для посевов, но много пастбищ и чистый горный воздух. Добывают различные руды. Горные массивы занимают треть площади всей суши нашей планеты. Испокон веков они вызывали у человека своими размерами чувство суеверного страха. Нередко пищей для суеверий служили в высшей степени загадочные явления, время от времени случающиеся в высокогорьях. Здесь наблюдались призрачные видения, блуждающие огни, исполинские тени от невидимых великанов. Некоторые люди находили в горах морские раковины. Здесь происходили жуткие катастрофы- землетрясения, обвалы, сели, лавины. Сами горы считались творениями сказочных гигантов.

Горы завораживают и притягивают человека. В. Высоцкий написал «Лучше гор могут быть только горы, на которых никто не бывал».

— Чтобы узнать длину, высоту гор, какими горными породами они сложены Человек должен их изучать, исследовать

Определим тему урока? Что сегодня мы будем изучать?

Тема урока «Человек и горы»

Определим цель урока.

Перед вами инструктивные карточки, где вам предложены несколько целей на выбор, выберите одну подходящую для нашего урока.

Итак, цель нашего урока:

Выявление значения гор для человека

Исходя из данной цели, какие задачи будем решать на уроке ……………..

Расставьте по порядку все предложенные задачи урока.

Это и будет наш план урока

Выполнение 1 задачи инструкции

Подведение итогов по 1 заданию

2 задание. Работа с картой по инструкции

Под землей их добывают,

Приложив немалый труд.

Уголь среди них бывает,

Нефть и газ, и много руд.

Анализ карты

Какие гор. Породы образуются в современную эпоху? Как они образуются?

Какими пол. ископаемыми богаты горы Анды, г. Кордильеры?

На каком материке мало пол.

ископаемых? Почему?

Железные руды в нашей стране чаще встречаются в каких горах? (УраЛ, кавказ)

Как и для чего используют полезные ископаемые?

Современный человек использует добытые в земной коре полезные ископаемые во всех сферах жизнедеятельности, изготавливая из них топливо, металлы, удобрения, витамины, синтетические ткани, инструменты, машины и др.

– Какую проблему мы будем решать на уроке? (как человек влияет на горы, выявление проблем возникающих при деятельности человека)

Прежде, чем перейти к следующей задаче проведем физкультминутку.

Вернемся ко 2 задаче: Проанализировать и выявить жизнь и деятельность человека в горах.

Заполняем 1 графу таблицы

3 задача нашего урока Проблемы, возникающие при деятельности человека

Заполняем 2 графу таблицы

Оцениваем себя и соседа

Выполнены нами поставленные задачи урока?

Какую работу мы сегодня выполняли?

Чему научились?

Кто или что вам помогало справиться?

Кто доволен сегодня своей работой?

ГЛАВА ПЕРВАЯ

ПОЯВЛЕНИЕ МОЛОКАНСКИХ ОБЩИН НА КАВКАЗЕ

1.1. Правовое положение русских сектантов в

Российской Империи

1.2. Государственная политика Российской Империи в отношении русских переселенцев-молокан на Кавказе в первой половине XIX - начале XX вв.

1.3. Взаимоотношения молокан с государственной властью

ГЛАВА ВТОРАЯ.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МОЛОКАНСКИХ ОБЩИН НА КАВКАЗЕ В XIX - XX

2.1. Традиции и инновации в хозяйстве молокан Кавказа конец XIX - начало XX в)

2.2. Особенности хозяйственной деятельности и быта русского населения Карсской области

2.3. Хозяйственная и общественная жизнь молоканских общин в советское время

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

ЭВОЛЮЦИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ.

3.1 Культура жизнеобеспечения молокан

3.2 Община и духовная культура молокан

3.3 Семья и семейные обряды Заключение

Примечания

Список источников и литературы

Рекомендованный список диссертаций

  • История протестантских общин на Северном Кавказе: возникновение, становление и развитие: вт. пол. XIX - нач. XXI в. : на примере Республики Дагестан 2008 год, кандидат исторических наук Халидова, Ольга Борисовна

  • Формирование и эволюция религиозного течения духоборцев в России во второй половине XVIII - начале XX вв.: традиционализм и модернизационные аспекты 2010 год, кандидат исторических наук Дегтеренко, Людмила Николаевна

  • Протестанты на Кавказе в XIX в. 2002 год, кандидат исторических наук Васильева, Елена Юрьевна

  • Сельскохозяйственные религиозные трудовые коллективы в 1917-1930-е гг.: на материалах европейской части РСФСР 2004 год, доктор исторических наук Редькина, Ольга Юрьевна

  • Движение иудействующих в России: XVIII - начало XX вв. 2007 год, кандидат философских наук Хижая, Татьяна Игоревна

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

  • Государство, церковь и сектантство в России во второй половине XIX - начале XX вв.: на примере Южного Урала и Приуралья 2011 год, кандидат исторических наук Кориков, Даниил Геннадьевич

  • Конфессиональная политика Российской империи и ее реализация на Северо-Западном Кавказе в 1861 - 1917 гг. 2005 год, кандидат исторических наук Кумпан, Екатерина Николаевна

  • Мистическое сектанство в Среднем Поволжье в XIX - первой половине XX вв. 2006 год, кандидат исторических наук Берман, Андрей Геннадьевич

  • 2004 год, кандидат исторических наук Крюков, Анатолий Владимирович

  • Государственно-конфессиональные отношения на Северном Кавказе в конце XVIII - начале XX вв. 2013 год, доктор исторических наук Кулиев, Фарман Мурувват оглы

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Самарина, Ольга Ивановна

Заключение.

С момента своего возникновения молоканские общины постоянно находились под строгим наблюдением со стороны государственной власти, их вероучение было отнесено в ранг гонимых религий. На основании изучения Российского законодательства XIX - начала XX в.в., обнаруживается имевшееся существенное ущемление прав представителей молоканской секты.

Изучив историю возникновения и хозяйственной деятельности молоканских общин на Кавказе, можно сделать следующие выводы.

1. После вхождения Кавказа в состав России государство становится заинтересованным в переселении сюда русского населения. Колонизационным материалом стали и представители различных сект. Такая политика позволяла государству одновременно решать несколько проблем: 1) изоляцию православного населения от представителей «вредных учений», которые после переселения считались уже верными подданными государства; 2) снижение остроты малоземелья в центре страны; 3) прочное закрепление за Россией новых территорий. Расширение прав для кавказских поселенцев исключало молокан из категории гонимых людей и приравнивало к той части русского населения, которая должна была стать оплотом Российской империи на её окраинах. Это привело к тому, что огромное число молокан стало добровольно хлопотать о переселении на Кавказ. Однако предоставляемые льготы касались лишь тех, кто переселялся с ведома или по указанию правительства. Результатом такой политики стало широкое хозяйственное освоение данной территории. В 70-х годах XIX века миграционная политика начинает меняться. Теперь сектанты переселяются лишь на вновь отвоеванные, ещё не паханые земли Карской области. Часть молокан отправляются на американский континент. В Закавказье начинаются переселения православного населения, но уже при более жестких условиях, чем это было в 30 - 40-х годах XIX века.

2. Несмотря на различные гонения со стороны государственной власти, молокане на протяжении всего своего существования были верными подданными государства. Руководствуясь Священным Писанием, они призывали всегда уважать и почитать «земную» власть, всегда подчеркивали свою верность и уважение престолу. Впоследствии они также беспрекословно принимают власть Временного правительства, Советскую и даже турецкую власть. Молокане всегда были далеки от политики, поэтому покорялись любой власти, как данной Богом.

3. Молокане внесли огромный вклад в развитие экономики Кавказа. Они привезли свою хозяйственную культуру, которая позволила им за довольно короткий промежуток времени достигнуть больших результатов. В хозяйстве русских поселенцев были представлены такие отрасли сельского хозяйства как земледелие, скотоводство, огородничество (оно которое было на данной территории новшеством), пчеловодство, птицеводство. На территории турецкого государства молокане оказались в экономической изоляции. До начала 60 -х годов XX в. они продолжали выполнять все сельхозработы при помощи скота. При этом необходимо отметить, что проживание на иноэтнической земле позволило молоканам сохранить свою культуру, традиции и обряды в том виде, в каком они их привезли в Турцию в конце XIX - начале XX веков. В новых условиях переселенцы смогли сохранить привычный образ жизни. Основой хозяйственной жизни крестьян продолжало оставаться земледельче-ско-скотоводческое хозяйство.

4. Особую роль при освоении новых территорий сыграло отношение молокан к труду. Причем, необходимо отметь наличие культа труда, играющего роль Божественной Благодати. Осуждение праздного образа жизни и преклонение перед трудом является одной из причин быстрой адаптации молокан в различных иноэтнических и климатических условиях. Труд является неотъемлемой частью их образа жизни, главным критерием оценки человека в обществе. Он сочетал в себе религиозную, нравственную и практическую ценность. Особое отношение к труду вызвано и особенностью менталитета молокан («мало пить и много работать»). Отсутствие спиртного в обрядовой деятельности вылилось в осуждении пьянства как греховного явления.

5. Огромное влияние на религиозные традиции и общественную жизнь молокан оказало советское государство. Большие изменения в привычный для молоканских общин образ жизни принесла антирелигиозная направленность деятельности государства, в особенности по отношению к молодежным организациям, что не позволило сохранить преемственность культуры. Основным способом сохранения традиционного образа жизни в 20-30-х гг. XX вв. было слияние общин с колхозами. В такой общине в советское время сохранились многие основные молоканские принципы хозяйствования, в то время как свои религиозные функции она практически утратила. Постепенно молокане восприняли общую советскую идеологию. В настоящее время наблюдается стремление к возрождению молоканских традиций. Однако этот процесс затруднен тем, что представители разных общин практически не поддерживают между собой связь.

6. Определяющим фактором молоканского менталитета является религия. В повседневной жизни молокан она играет огромную роль, и наложила отпечаток на все её стороны: одежду, пищу, жилище, взаимоотношения и т.д. Большое значение играет религиозная этика молокан. Именно через религию проявляется ценностная ориентация молокан. При этом необходимо отметить, что у молокан нет разграничений между светской и религиозной жизнью.

7. В молоканской материальной культуре переплелись элементы русской традиционной культуры, поставленные в рамки Ветхозаветных запретов и традиций (запреты изображения людей и потребления в пищу свинины, особое отношение к обрядовой пище, идея единства религиозного и нормативного законодательства) и элементы культуры кавказских народов, преимущественно тюрок, что прослеживается в пище (традиции употребления чая до еды, кеты, сыра), обуви и головных уборов. Эволюции материальной культуры у молокан, переселившихся в Карскую область, практически не было. Поэтому наблюдается процесс консервации культурных форм в Турции, а потом (при переезде в СССР) сохранение этого культурного комплекса у «кареских» молокан как средства собственной индетификации. Развитие материальной культуры молокан, проживающих на территории СССР протекало в рамках общей советской культуры. Поэтому в настоящее время общины «карсских» и «советских» молокан значительно отличаются в культурно-бытовом отношении.

8. Молоканская община в отличие от поземельной русской общины не сдерживала хозяйственную инициативу, так как не практиковала уравнительное землепользование с переделом угодий. В то время как в результате коллективизации поземельная община исчезает, молоканская община сохраняется до настоящего времени. Она играет огромную роль в обрядовой жизни молокан: активно участвует в воспитании детей, благословляет человека на брак, молится о его душе после смерти и т.д. Необходимо отметить огромную роль, которую и сейчас играет взаимопомощь внутри общины.

9. Для молоканской семьи характерны строгие патриархальные традиции. Здесь также наблюдается огромная роль религии. Семья представлена тремя поколениями. В отличие от традиционной православной семьи во главе которой всегда стоял кормилец - тот, кто материально её обеспечивал, у молокан главой семьи считается только старший мужчина, выполняющий функции духовного наставника и обладающий огромным авторитетом в семье независимо от его экономической роли в ней. Для современной молоканской семьи характерно, как и в XIX - XX вв. особое уважение к старшим, строгость в воспитании в семье, что обеспечивается контролем общины за семейной жизнью её членов.

10. В обрядовой жизни молокан наблюдается слияние традиций первых христианских общин, русских обычаев Центральной России и Кавказа. Календарные праздники некоторые молокане («прыгуны») отмечают по Ветхому Завету по примеру первых христиан, остальные по православному. В отличие от свадьбы русских крестьян Ставрополья, где наблюдается смешение русских и украинских традиций (можно говорить о преобладании последних), современная молоканская свадьба сохранила древние русские традиции центральных областей России. В тоже время на похоронный обряд молокан повлияли и некоторые кавказские элементы.

Таким образом, молоканские общины, появившиеся на Кавказе в начале XIX века, представляют собой уникальное явление. Вследствие своей замкнутости они сохранили своеобразный образ жизни и культуры, изучение которой представляет интерес не только с точки зрения академической науки, но и с практической целью реконструкции и восстановления многих традиций и обычаев русского этноса. Организуя свой быт и хозяйство в условиях иноэтнического окружения, молоканские общины стали своеобразными культурно-конфессиональными общностями, которые и сейчас отличаются от окружающего их населения Северо-Кавказских селений.

В последнее время в нашей стране наблюдается новый подъем религиозности, сопровождающийся повышением интереса общества к истории религиозных течений и организаций, в том числе и молоканству. Русское сектантство является составной частью русской истории. На протяжении своей истории практически каждое четвертое поколение в молоканских общинах вынуждено было менять свое место жительства, попадая нередко в иноэтни-ческое окружение. При этом из одного места в другое они перевозили и русскую культуру, традиции, стараясь сохранить их без изменений. Даже сейчас, изучая быт, обычаи и традиции молокан можно нарисовать картину жизни русского населения в XIX - начале XX века.

Введение.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Самарина, Ольга Ивановна, 2004 год

1. Российский государственный исторический архив (РГИА)

2. Ф.1285 Департамент государственного хозяйства МВД;

3. Ф. 1284- Департамент общих дел МВД;

4. Ф. 1285 Департамент государственного хозяйства МВД;

5. Ф. 379 Департамент государственных имуществ;

6. Ф. 383 -1 Департамент министерства государственных имуществ;

7. Ф. 384 II Департамент министерства государственных имуществ;

8. Ф. 381 Канцелярии министра земледелия;

9. Ф.515 Главное управление уделов;1. Ф.796 Канцелярия Синода;

10. Ф. 797 Канцелярия обер-прокурора Синода;

11. Ф. 815 Александро-Невская лавра;

12. Ф.821- Департамент духовных дел иностранных исповеданий; Ф. 1268 Кавказский комитет; Ф. 1263 -Комитет министров.

13. Государственный архив ставропольского края (ГАСК) Ф. 101- Канцелярия гражданского губернатора;

14. Ф. 135 Ставропольская духовная консистория;

15. Ф. 439 Ставропольский епархиальный миссионерский совет;

16. Ф.Р. 5171 Фонд уполномоченного по делам религии при Совете Министров

17. СССР по Ставропольскому краю;

18. Ф.Р.5172 Фонд уполномоченного Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР по Ставропольскому краю.1.. Опубликованные документы и статистика.

19. Акты, собранные кавказской археографической комиссией (АКАК) / под ред. Берже А. т. I XII. - Тифлис, 1866 - 1888.

20. Архив Государственного Совета. T.I. Совет в царствовании императрицы Екатерины II. СПб. Б.г.

21. Всероссийская сельскохозяйственная перепись 1920 года. Ставрополь. 1912.

22. История Русской православной церкви в документах региональных архивов России. М., 1993.

23. Материалы для изучения экономического быта государственных крестьян Закавказского края тт.1 VII. - Тифлис, 1885-1887.

24. Материалы для торгово-промышленной статистики. Свод данных о фабрично-заводской промышленности в России за 1893. Ставрополь, 1896.

25. Обзор Ставропольской губернии. Ставрополь, 1879-1915.

26. Отчет Ставропольского губернатора за 1880 г. Ставрополь, 1881.

27. Ю.Памятная книжка ставропольской губернии на 1893 г. Ставрополь, 1893.

28. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи. М., 1897.

29. Полное собрание законов Российской империи (издание 2). С-Пб, 1832 -1884.

30. Положение о заселении предгорной западной части кавказского хребта кубанскими казаками и другими переселенцами из России. Екатеринодар, 1899.

31. Сборник документов по истории старообрядчества. Т. 1. М., 1864.

32. Сборник сведений о Северном Кавказе. 1906-1920. ТТ. 1-12.

33. Сборник статистических сведений о Ставропольской губернии. 1893,1919.

34. Сборник статистических сведений ставропольской губернии.1. Ставрополь, 1868.

35. Сельскохозяйственный обзор по Закавказью за 1910 1913 годы. -Тифлис, 1911 - 1914.

36. Собрание постановлений по части раскола (СППЧР) кн. II. СПб., 1860.

37. Ставропольская ученая архивная комиссия. Труды. Ставрополь, 1911 -1916. Вып., 1,4,6,8.

38. Ставропольский край в цифрах: краткий статистический сборник. Ставрополь, 1998.1.I. Нарративные источники.

39. Работы миссионеров и деятелей православной церкви.

40. Акт коллегиального собеседования с раскольниками старообрядцами в станице Прочнокопской. Кубанской области. - Ставрополь, 1904.

41. Беседы к глаголиемому старообрядцу митрополита московского Филарета. Б.м., Б.г.

42. Василихин Т. Очерк старообрядчества в станице Калиновской Терской области с 1840-1880. Ставрополь, 1881.

43. Всеподданнейшая докладная записка обер-прокурора Святейшего Синода Толстого Д. о деятельности православного духовного ведомства с июня 1865 по январь 1866. СПб., 1866.

44. Записки Кавказского отдела императорского русского географического общества (Записки КОИРГО). Тифлис, 1852-1880.

45. Ивановский Н.А. Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола, с присовокуплением сведений о сектах рационалистических и мистических. Казань, 1892. Ч. 2. Ч.З.

46. Известия Кавказского отдела императорского русского географического общества (Известия КОИРГО). Тифлис, 1872 - 1910.

47. Извлечение из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода Толстого Д. о деятельности православного духовного ведомства за 1870.-СПб., 1871.

48. Извлечение из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода Толстого Д. о деятельности православного духовного ведомства за 1878. -СПб., 1879.31 .Миссионерство, секта и раскол. // Миссионерское обозрение. 1899. №9.

49. Михайлов Н.Т. Справочник по Ставропольской епархии. Екатеринодар, 1910.

50. Никольский С. Отчет противосектантского миссионера за вторую половину 1896 года. Ставрополь, 1897.

51. Никольский С. Сведения о состоянии миссии в ставропольской епархии в 1907 году. Ставрополь, 1908.

52. Отчет о деятельности Андреевско-Владимирского братства за 1896. -Ставрополь, 1897.

53. Зб.Отчет о съезде духовных христиан в с. Разсказово в день 300-летнего юбилея царствования дома Романовых. // Духовный христианин. 1913. №2.

54. Свод материалов для изучения экономического быта государственных крестьян Закавказского края. Тифлис, 1887 - 1888. ТТ. I - V.

55. Состояние миссионерской деятельности в епархии и участие в ней Андреево-Владимирского братства. // Ставропольские епархиальные ведомости. 1898. №10.;1902. №7.

56. Толстой Д. Докладная записка о деятельности православного духовного ведомства. 1865 1878. - СПб., 1868 - 1879.

58. Анфимов Н.М. Краткая история духовных христиан. Тифлис. 1910.

59. Анфимов. Н.М. Изложение догматов духовных христиан молокан. Б.М., 1912.

60. Анфимов. Н.М. Толкование на книгу «Песнь Соломона». Тифлис, 1910.

61. Бодянский A.M. По вопросу «о крещении». // Молоканский вестник. 1906, №4/5. С.43.

62. Дух и жизнь. Книга Солнца. Лос-Анджелес, 1928.

63. Ильин С.Е. Моя закавказская Россия. М., 1998.

64. Кудинов. Н.Ф., Духовные христиане. Молокане. Владикавказ, 1913.

65. Шельпякова В.К. Не бойся, верую! СПб., 1995.

66. Ясевич- Бородавская В.И. Борьба за веру. СПб, 1912.

67. Этнографические описания и публицистика.

68. Богданов В.Ф. Народ, хранимый Господом. \\ Духовный Христианин.1908, №8

69. Болотин А. Впечатление посетившего юбилейное торжество 4 сентября 1905 года. // Молоканский вестник. 1906. №4/5. С. 7.

70. Бунятов Г. Быт русских крестьян Лорийского участка, Борчалинского уезда, Тифлисской губернии. / СМОМПК. Тифлис, 1902. Вып. 31.

71. Бунятов Г. Заработки русских поселенцев Борчалинского уезда. // Кавказское сельское хозяйство. 1898. 23 июля. С. 476.

72. Бунятов. Г. Хозяйственный быт русских поселенцев Борчалинского уезда Тифлисской губернии. // Кавказское сельское хозяйство. 1896. 2 мая.

73. Вермишев Х.А. Земледелие у государственных крестьян Закавказского края. // СМИЭБГКЗК. Тифлис, 1888. T.IV.4.1.

74. Девицкий В. Каникулярная поездка по Эриванской губернии и Карсской области./ СМОМПК Тифлис, 1896. Вып. 21.

75. Епидинский М. Кавказские раскольники-старообрядцы. И Странник. 1864.4.

76. Жабин И. Селение Привольное Бакинской губернии Ленкоранского уезда.//СМОМПК.-Тифлис, 1900. Вып.27.

77. Жабин И. Хозяйственный быт села Привольного. // Кавказское сельское хозяйство. 1897. 1 сентября. №2.59.3айцев И. Из личных наблюдений над жизнью закавказских сектантов. // Миссионерское обозрение 1899. июнь.

78. Из современного раскольничьего быта. // Странник. 1877. №7.

79. К. С-А. Русские раскольники, поселенные в Бакинской губернии. // Кавказ. 1868. №9-10.

80. Калашев Н. Селение Ивановка. / СМОМПК. Тифлис, 1892, Вып. 13, Отд.Н.630 русских переселенцах в Закавказском крае. // Кавказ. 1850. 22 апреля.

81. Петров И.Е. Селения Ново Саратовка и Ново - Ивановка Елисаветпольского уезда. // Известия КОИРГО. - Тифлис, 1909. Т. 19. №3.

82. Русские раскольники, переселенные в Бакинской губернии. // Кавказ.1868. №9-10.

83. Садовский К. Краткие заметки о Карсской области. / СМОМПК. Тифлис, 1883. Вып. III.

84. Сегаль JI. Русские поселяне в Елисаветпольской губернии. // Кавказ. 1890. №40- 43. 13-16 февраля.

85. Степанов П.Ф. Заметка о Карской области. / ИКОИРГО. Тифлис, 18821883. Вып. "/2

86. Тикунов В.В.Свадьба в слободке. //Млечный путь. 1996. №1.

87. Фильберт А. Предисловие к статье «Несколько слов о молоканах Таврических губернии» // Отечественные записки. 1870. №6.

88. Шамаро А. У последних прыгунов. // Наука и религия. 1964. № 9.

89. Янович Ф.С. Очерки Карсской области. / СМОМПК. Тифлис, 1904. Вып. 34.1.. Монографии и статьи

90. Акопян A.M. Государственные крестьяне Каской области.(1878 1914). -Ереван, 1980.

91. Актуальные темы изучения истории религии и атеизма. -Л., 1981.

92. Альфа Омега. Христианские и европейские праздники, их языческое происхождение и история. - JI. 1925.

93. Андреев. В.В. Раскол и его значение в народной русской истории. Пг. 1870.

94. Аникеев А. А. Ушмаева К.А. Методика и организация исторического исследования. Пятигорск, 2004.

95. Аникеев А.А. Проблемы методологии истории. Ставрополь, 1995.

96. Аргутинский-Долгоруков A.M. Борчалинский уезд Тифлисской губернии в экономическом и коммерческом отношения. / Район Тифлисско-Карсско-Эриванской железной дороги в экономическом и коммерческом отношениях. Тифлис, 1897.

97. Арсеньев. К.К. Свобода совести и веротерпимость. -СПб., 1905.

98. Бакинская община духовных христиан. Баку, 1915.

99. Бакланов И.С. философские науки и научно-информационной деятельности. Ставрополь, 2002.

100. Балалаева Н.И. О переселении молокан в Амурскую область. /Ученые записки Хабаровского государственного пединститута, Т. 16. Хабаровск, 1968.

101. Белов А.В. Секты, сектантство, сектанты. М., 1978.

102. Белозеров B.C. Современные миграционные процессы на Ставрополье. // Вестник Ставропольского государственного университета. Вып. 4. -Ставрополь, 1996.

103. Бентковский И. Заселение черномории с 1725-1825. Б.м., Б.г.

104. Богданова Н.Г. Аграрные отношения в Азербайджане в 1870 1917. // Исторические записки. 1941. Т. 12.

105. Богословский А. Сборник Законов о расколе. Извлечение из свода законов статей, относящихся к расколу. М.,1881.

106. Болонев Ф.Ф. Из опыта этнографического изучения русского населения Сибири // Русские Сибири: культура, обычаи, обряды. Новосибирск, 1998.

107. Бонч-Бруевич В.Д. Избранные атеистические произведения. М., 1973.

108. Бонч-Бруевич В.Д. Избранные сочинения. В 3-хт. T.I. О религии, религиозном сектантстве и церкви. М.,1959.

109. Бочкарёв В.П. Карсская область. Район Тифлисско-карсско-эриванской железной дороги в экономическом и коммерческом отношениях. -Тифлис, 1887.

110. Брусникин Е.М. Переселенческая политика царизма в конце XIX века. // Вопросы истории. 1965. № 1.

111. Буганов В.И., Богданов А.П. Бунтари и правдоискатели в русской православной церкви. М., 1991.

112. Бутенко В.А. Краткий очерк истории русской торговли в связи с историей промышленности. М. 1910.

113. В.А. Наше законодательство о раскольничьих браках. // Вестник Европы. 1875. №2.

114. Ван-Гален. Записки. // Исторический вестник. СПб., 1884. Т. 16.

115. Варадинов Н. История МВД. СПб., 1863. Т. 8.

116. Вардугин Т.А. Русская одежда: история народного костюма от скифских до советских времен. Саратов, 2001.

117. Введенский А. Действующие законоположения касательно старообрядцев и сектантов. Одесса, 1912.

118. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

119. Вебер М. Протестантизм и капитализм. / Религия и общество. 4.2. -М.1994.

120. Великая Н.Н. К истории взаимоотношений народов восточного Предкавказья в XVIII XIX вв. - Армавир, 2001.

121. Вишневский А.Г. Распад СССР: Этнические миграции и проблема диаспор. // Общественные науки и современность. 2000. №3.

122. Влияние социалистического образа жизни на идеологию «духовного христианства». / Вопросы научного атеизма. М. 1979. Вып. 24.

123. Гагарин С.П. Всеобщий географический и статистический словарь. М. 1843.

124. Гарковенко Ф.И. О религии. М., 1963.

125. Гарковенко Ф.И. Что такое религиозное сектантство. М., 1961.

126. Гольцев В.А. Законодательство и право в России XVIII века. СПб., 1896.

127. Гордиенко Н.С., Комаров. П.М. Обреченные: о русских эмигрантах псевдоцеркви. Л., 1988.

128. Горчаков М.И. Церковное право. Краткий курс лекций. СПб., 1909.

129. Громыко Т.Т. Этнографическое изучение религиозности народа. // Этнографическое обозрение. 1995. №5.

130. Гугушвили П.В. Развитие сельского хозяйства в Грузии и Закавказье в XIX XX веках. - Тбилиси, 1968.

131. Девятова С.В. Христианская теология и духовная культура современного общества. // Социально-гуманитарные знания. 2002. №4.

132. Дингелыитедт Н. Закавказские сектанты в их семейном и религиозном быту. СПб., 1885.

133. Долженко И.В. Хозяйственный быт русских крестьян Восточной Армении. Ереван, 1985.

134. Долотов А. Церковь и сектантство в Сибири. Новосибирск, 1930.

135. Дробжев М.И. Зло и грех в русской религиозной антропологии. // Философские науки. 2003. №6.

136. Дружинин В. Молокане. Л., 1930.

137. Духоборцы и молокане в Закавказье. М., 1992.

138. Е.Р. Русский раскол и законодательство. // Вестник Европы. 1880. №4.

139. Евецкий О. Статистическое описание закавказского края. СПб., 1835.

140. Ефимова Л.В. Костюм в России XVI начала XX века. - М.,2000.

141. Ефимова Л.В. Алешина Т.С. Саморнин С.Ю. Костюм в России XV -начале XX в. М., 2000.

142. Ефимова Л.В. Болгородская P.M. Русская вышивка и кружево. М. 1985.

143. Завриев Д.С. К новейшей истории северо-восточных вилайетов Турции. Тбилиси, 1947.

144. Законопроект о старообрядческих общинах в Государственной Думе. -М. 1909.

145. Записка Леонтия Магницкого по делу Тверитинова. / Памятники древней письменности. СПб, 1882,

146. Зелинский Ф. Ф. Соперники христианства. М. 1996.

147. Зноско-Боровиковский М. Православие, римо-католичество, протестантизм и сектантство. Загорск, 1991.

148. Зорин В.Ю. К вопросу об этноконфессиональном компоненте внутренней политике России в начале XX века. // Отечественная история. 2003. №5.

149. Ивановский Н.А. О численности раскольников. // Православный собеседник. 1867. II

150. Инникова С.А. Секты духоборцев и молокан: из прошлого в будущее. // Исторический вестник. 1991. №1.

151. Искринский М. Сектантство в районах сплошной коллективизации. (Ессентукский и Прохладненский районы Северо-Кавказского края). / Критика религиозного сектантства. М., 1974.

152. Исмаил-Заде Д.И. Русское крестьянство в Закавказье. (30-е годы XIX века начало XX века). - М., 1982.

153. Исмаил-Заде. Д.И. Из истории переселения российского крестьянства на Кавказ в конце XIX начале XX в. // Исторические записки. - М., 1977. Т. 99.

154. Исмаилов М.А. Капитализм в сельском хозяйстве Азербайджана на исходе XIX начале XX веков. - Баку, 1964.

155. История народов Северного Кавказа (конец XVIII 1917г.) В 2-хт. - М., 1988.

156. История Ставропольского края от древнейших времен до 19 П.Ставрополь, 1996.

157. Кавказский календарь. 1849 1860.

158. Карский областной съезд духовных христиан. Б.м. 1908.

159. Карташев. А.В. Очерки по истории Русской церкви. М., 1993. Т. 1-2.

160. Каушанский П. JI. Идеология и деятельность христианских сект. -Кемерово, 1965.

161. Керимов М. Борьба советской республики за прочный мир и добрососедские отношения с Турцией 1920 1922. - М.,1953.

162. Керов В.В. Конфессионально-этическая мотивация хозяйствования староверов в XVIII XIX веках. // Отечественная история 2001. №4.

163. Клибанов А.И. Из мира религиозного сектантства. Встречи. Беседы. Наблюдения. М., 1974.

164. Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России (60-е годы XIX века- 1917 год). М., 1965.

165. Клибанов А.И. Проблемы изучения и критика религиозного сектантства. -М. 1971.

166. Клибанов А.И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М. 1973.

167. Клибанов А.И. Религиозное сектантство и современность. -М.,1969.

168. Клибанов. А.И. Религиозное сектантство в наши дни. М., 1964

169. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987.

170. Козлов В.И., Комарова О.Д., Степанов В.В., Ямсков А.Н. Проблемы адаптации русских старожилов в Азербайджане (середина XIX XX в.) // Советская этнография. 1988. №6.

171. Козлова К.И. Из опыта изучения молокан Армении. / Конкретные исследования современных религиозных верований. М., 1967.

172. Козлова К.И. Изменения в религиозной жизни и деятельности молоканских общин. / Вопросы научного атеизма. М., 1966. Вып. 2.

173. Козлова Н.В. Купцы-старообрядцы. // Отечественная история. 1999. №4.

174. Колосов В.А., Галкина Т.А., Криндач А.Д. Территориальная идентичность и межэтнические отношения на примере восточных районов Ставропольского края. // Полис. 2000. №6.

175. Комаров. Ю.С. Общество и личность в православной философии. Казань, 1986.

176. Костомаров Н. Воспоминания о молоканах. // Отечественные записки. 1868. Т. 183. №3. март.

177. Край наш Ставрополье. Очерки истории. Ставрополь, 1999.

178. Красинец Е.С., Кубишин Е., Тюрюканова Е. Нелегальная миграция в России. М. 2000.

179. Кризис христианского сектантства и особенности его проявления вразличных регионах страны. / Вопросы научного атеизма. М.,1979. Вып. 24.

180. Критика современных немарксистких концепций философии науки. - М., 1987.

181. Крывелев И.А. История религий. В 2т. М. 1988.

182. Крюков А.В. Секта молокан на Кубани (60 -е годы XIX века начало XX в) // Историческая наука на Кубани накануне третьего тысячелетия: Сб. статей. Краснодар, 2000.

183. Крюкова С.С. Брачные традиции крестьян южно-русских губерний во второй половине XIX века. // Этнографическое обозрение. 1992. №4.

184. Кубанский сборник. 1883 1915. ТТ. 1-20.

185. Кузнецова С. Крах турецкой интервенции в Закавказье в 1920-1921г. // Вопросы истории. 1951. №9

186. Куркова Ю.В. Земельно-распределительная деятельность крестьянской общины на рубеже XIX XX веков. // Отечественная история. 2003. №1.

188. Лешан В.Е. К социально-психологическому портрету верующего сектанта. / Вопросы научного атеизма Вып. 34. М., 1986.

189. Ливанов Ф.В. Раскольники и острожники. М.,1872-1873. в 4 т.

190. Лившиц Г.М. Очерки по истории атеизма в СССР: 20-30-е годы. -Минск, 1985.

191. Лукач Д. Повседневная жизнь, частный индивид и религиозная потребность. / Религия и общество. М.1994. 4.1.

192. Малахова И.Н. Новые тенденции в идеологии и деятельности христианского сектантства. М., 1980.

193. Малахова И.А. Анатомия религиозной веры. М., 1980.

194. Малахова И.А. Духовные христиане. М., 1970.

195. Малахова И.А. О современных молоканах. М.,1968.

196. Малютин Ф. Извлечение из свода законов Российской Империи узаконений, относящихся до духовного ведомства православного исповедания. СПб. 1853.

197. Масалов В.А. Религиозное сектантство и современность. Краснодар. 1974.

198. Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях XIX начала XX в. - М., 1984.

199. Матвеев В.А. Переселение горцев в Турцию: неучтенные детали трагедии и подлинные интересы России на Кавказе. // Научная мысль Кавказа.1999. №4.

200. Мельгунов. С. Церковь и государство в России. М., 1907.

201. Мельников П.И. (Андрей Печерский). Письма о расколе / Собрание сочинений: В 8 т. Т. 8. М., 1976.

202. Мельников П.И. Раскольничьи секты в России. // Исторический вестник. 1885. №7.

203. Мельников. П.И. Счисление раскольников. // Русский вестник. 1868. №2.

204. Миловидов В.Ф. Современное старообрядчество. М., 1979.

205. Миловидов В.Ф. Старообрядчество в прошлом и настоящем. М., 1963.

206. Милого лова И.Н. Распределение хозяйственных функций в пореформенной крестьянской семье. // Советская этнография. 1991. №2.

207. Морозов И. Молокане. М., 1931.

208. Морозов М.Сектантские колхозы. М.,1931.

209. Москаленко А.Т. Идеология и деятельность христианских сект. -Новосибирск, 1978.

210. Мочалов. В.Д. Крестьянское хозяйство в Закавказье к концу XIX века. -М., 1958.

211. Мчедлов М. Религиозная ситуация в России: реалии, противоречия, прогнозы. // Свободная мысль, 1993 .№5.

212. Н.Д. Прыгуны. (Материалу к истории обрусения закавказского края). // Отечественные записки. 1878. Т. 240. № 9. С. 409.

213. Народы Мира. Этнографические очерки. Т. 1. Народы Кавказа. -М., 1960 199. Настольная книга атеиста. М., 1987.

214. Невская Т.А., Чекменев С.А. Ставропольские крестьяне. Очерки хозяйства, культуры и быта. Минеральные Воды, 1994.

215. Некоторые вопросы социально-экономического развития юго-восточной России. Ставрополь, 1970.

216. Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1983.

217. Новые тенденции в идеологии и деятельности христианского сектантства. М., 1980.

218. Остромысленский Е.А. Молоканская секта. Орел, 1881.

219. Парвицкий А.В. Численный состав государственных крестьян. //МДИЭБГКЗК Т.П. 4.3.

220. Покровский М.Н. Государство Романовых и раскол. / Избранные произведения. М., 1967.

221. Попов. К. Вожаки сектантов. (Очерк из жизни молокан.) СПб., 1911

222. Проблемы изучения материальной культуры русского населения Сибири / Отв. ред. В.А. Александров. М., 1974

223. Прозрителев. Г. К истории раскола и сектантства на Кавказе. -Ставрополь, 1911.

224. Прокопец О.Н. Культура духоборов и молокан как новое художественное явление в тульском крае. Тула, 2000.

225. Пругавин А.С. Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством. М., 1905.

226. Пругавин А.С. Раскол сектантство. Материалы для изучения религиозных и бытовых движений русского народа. - М., 1887.

227. Пругавин А.С. Раскол вверху. Очерки религиозных исканий в привилегированной среде. СПб, 1909.

228. Пругавин А.С. Раскол и сектантство в русской народной жизни. М., 1905.

229. Пругавин А.С. Старообрядчество во второй половине XIX века. Очерк из новейшей истории раскола. М., 1904.

230. Пругавин. А.С. Религиозные отщепенцы. Очерки современного сектантства. М., 1906.

231. Путинцев Ф. Политическая роль и тактика сект. М., 1935.

232. Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. -М.1990.

233. Раскол и раскольничьи секты в России. // Нива. 1871. №35, 38, 49.

235. Религии народов современной России. М., 1999.

236. Религиозная обрядность: содержание, эволюция, оценки. Киев, 1988.

237. Религия и общество. Хрестоматия. В 2 ч. М. 1994.

238. Религия и общество: очерки религиозной жизни современной Росси. М., 2002.

239. Римский С.В. Церковная реформа 60 70-х годов XIX века. // Отечественная история. 1995. №2.

240. Рожков А.Ю. Народное сопротивление в антирелигиозной политике советской власти на юго-востоке России. (1918-1929) // Голос минувшего. 1997. №2.

241. Розин. Социальная оценка богатства и её связь с концепцией социального действия. // ОНС. 2004. №3.

242. Россия перед вторым пришествием: материалы к очерку русской эсхатологии. М. 1993. -381.

243. Рощин М. Старообрядчество и труд. // Грани. 1994. №173. С. 237-245.

244. Рубакин Н.А. Россия в цифрах: страна, народ, сословия, классы. -СПб., 1912.

245. Рункевич С.Г. История русской церкви под управлением Святейшего Синода. СПб., 1900. Т. I.

246. Русские старожилы Азербайджана. М., 1990. Ч. I

247. Русские старожилы Закавказья. Молокане и духоборцы. М., 1995.

248. Рындзюнский П.Г. Антицерковное движение в Тамбовском крае в 60-х годах XVIII века. / Вопросы истории религии и атеизма. М.,1954. Т.П.

249. Рязанцев С.В. Демографическая ситуация на Северном Кавказе. // Социологические исследования. 2002. №1.

250. Сабиров. В.Ш. Проблема добра и зла в христианской этике. Человек. 2001. №6.

251. Садовский А. Исторические сведения о молоканской секте. // Ставропольские епархиальные ведомости. 1893. №1.

252. Сафонова Н.А. Реакционность мистических идей современного христианского сектантства. Львов, 1975.

253. Светлова. Н. Тройня Абакумовых восемь месяцев спустя. // Ставропольские губернские ведомости. 2004. №88. 15 мая.

254. Сень Д.В. «Войско Кубанское Игнатово Кавказское»: исторические пути казаков-некрасовцев (1708-1920). Краснодар. 2002.

255. Силаев Н.Ю. Миграционная политика не Северном Кавказе. Во второй половине XIX века: практика и результаты. //Вестник московского университета. 2022.Серия 8. История. №3.

256. Скворцов Д.И. Современное русское сектантство. М. 1905.

257. Смирнов М. Очерк хозяйственной деятельности Ставропольской губернии к концу XIX века. Ставрополь, 1913.

258. Собриевский А.С. Статистика вообще. На Северном Кавказе и в Ставрополе в частности. Ставрополь, 1905.

259. Супоницкая И.М. Успех и удача: отношение к труду в американском и российском обществе. // Вопросы философии. 2003. №5.

260. Твалчрелидзе А. Ставропольская губерния в статистическом, географическом, историческом и сельскохозяйственном отношениях. -Ставрополь, 1991.

261. Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. -Новосибирск, 1992.

262. Традиционное жилище народов России: XIX начало XX в. - М., 1997.

263. Трельч Э. Церковь и секта. / Религия и общество. М., 1994. 4.1.

264. Трифон. (Туркестанов) Древнехристианские и оптинские старцы. М.,1996.

265. Трут В.П. Весомый вклад в дальнейшее развитие исторических и фольклорно- этнографических исследований Северо-Кавказского региона. // Голос минувшего 2003. №1-2.

266. Успенский Г.И. Мелочи путевых воспоминаний. / Полное собрание сочинений, М., 1949. Т.8.

267. ФеДоренко Ф. И. Секты, их вера и дела. М., 1965.

268. Фурсова Е.Ф. Традиционная одежда русских крестьян-старожилов Верхнего Приобья (конец XIX начало XX вв.). - Новосибирск, 1997.

269. Хохлова Т.А. Старообрядчество и развитие рыночного уклада в России. // Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика. 1998. №2.

270. Христианская этика труда. М., 1994.

271. Чернышов B.C. Традиции, обряды в системеформирования иджеалов личности. Киев. 1986.

272. Шаров С. Языческие корни европейского сектантства. // Москва. 1999. №4. С. 207-222.

273. Шахназаров O.JI. Старообрядчество и большевизм // Вопросы истории. 2002. №4.

274. Элиаде М., Кулиано И. Словарь религиозных обрядов и верований. М.,1997.-412с.

275. Эллис Л. Русская православная церковь: согласия и инакомыслие. Лондон. 1990.

276. Энциклопедический словарь. Изд. Брокгауза Ф.А. и Эфрона И.А., СПб., 1899. Т. XXVI.

277. Эпштейн М. Новое сектантство: типы религиозно-философских умонастроений в России (70-80 гг. XX в) М., 1994.

278. Эткина А. Хлысты: секты, литература и революция. М., 1998.

280. Юзов И. Русские диссиденты, духоборы, староверы и духовные христиане. СПб., 1881.

281. Юшкевич П. Новые веяния. СПб., 1910.

282. Яковлев Е, Зейналов О. Хлеб Богары. Баку, 1976.1. V. Иностранная литература

283. W.B. Moore/ Molokan Oral tradition legends and Memorates of an Ethnic sect/ // Folklore studies: 28/ University of California press berkey and Los Angeles 1973.

284. Monoff G.W., Valov J.P. A stroll through Russian town. Б.м, Б.г.1. VI. Авторефераты

285. Айтян А.Х. Русские переселенцы в Восточной Армении (40 годы XIX -1921). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Ереван, 1975.

286. Буб М.Д. Социально-экономические отношения и классовая борьба на Западном Кавказе. (1867-1917). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. Тбилиси, 1986.

287. Великая Н.Н. Политические, социально-экономические, этнокультурные процессы в Восточном Предкавказья. (XVIII XIX вв.). Автореферат на соискание ученой степени доктора исторических наук. -Ставрополь, 2001.

288. Долженко И.В. Хозяйство и общины русских крестьян в Армении в пореформенный период. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 1976.

289. Иванов К.Ю. Старообрядчество юга Западной Сибири второй половины XIX начала XX вв. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - Кемерово, 2001.

290. Колосовская Т.А. Государственно-конфессиональные отношения на Ставрополье в конце XIX первой трети XX вв: историко-правовой аспект. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидат исторических наук. Ставрополь, 2002.

291. Малахова И.А. Эволюция «духовного христианства» в СССР. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М.,1970.

292. Мельникова И.И. Духовная культура Ставрополья XIX ХХвв.(на примере фольклорных традиций). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. -Ставрополь, 2004

293. Раздольский С.А. Миссионерская деятельность русской православной церкви на Северном Кавказе в XIX начале XX века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - Краснодар, 1997.

294. Служак О.Ю. Миграционные процессы на Ставрополье во второй половине XX века: историко-культурный аспект. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. -Ставрополь, 2004.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Северный Кавказ - огромная территория, которая начинается от Нижнего Дона. Она занимает часть Русской платформы и заканчивается Большим Кавказским хребтом. Полезные ископаемые, минеральные воды, развитое сельское хозяйство - красив и многообразен Северный Кавказ. Природа, благодаря морям и выразительному ландшафту, неповторима. Обилие света, тепла, чередование засушливых и увлажненных районов обеспечивает разнообразие флоры и фауны.

Ландшафт Северного Кавказа

На территории Северного Кавказа находятся Краснодарский и Ставропольский край, Ростовская область и Кабардино-Балкария, Северная Осетия и Дагестан, Чечня и Ингушетия. Величественные горы, бескрайние степи, полупустыни, леса делают этот край таким интересным для туризма.

Целую систему горных хребтов представляет собой Северный Кавказ. Природаего меняется вместе с высотой над уровнем моря. Ландшафт территории делится на 3 зоны:

  1. Горная.
  2. Предгорная.
  3. Степная (равнинная).

Северные границы района простираются между реками Кубань и Терек. Там находится Южнее начинается предгорная область, которая заканчивается множественными хребтами.

На климат влияет обилие гор и близость морей - Черного, Азовского, Каспийского. которые можно обнаружить на Северном Кавказе, содержат бром, радий, йод, калий.

Горы Северного Кавказа

От ледяных северных районов до жарких южных областей раскинулась Кавказ -самые высокие горы страны. Они образовались в период

Система считается молодым горным сооружением, так же, как Апеннины, Карпаты, Альпы, Пиренеи, Гималаи. Альпийская складчатость - последняя эпоха тектогенеза. Она привела к многочисленным горным сооружениям. Названа так в честь Альп, где процесс принял наиболее типичное проявление.

Территория Северного Кавказа представлена горами Эльбрус, Казбек, Скалистым и Пастбищным хребтом, Крестовым перевалом. И это только малая, самая известная часть склонов и холмов.

Наиболее высокие вершины Северного Кавказа - это Казбек, высокая точка которого находится на отметке 5033 м. И потухший вулкан Эльбрус - 5642 м.

Благодаря непростому геологическому развитию, территория и природа гор Кавказатак богата месторождениями газа, нефти. Там происходит добыча полезных ископаемых - ртути, меди, вольфрама, полиметаллических руд.

Скопление минеральных источников, разных по своему химическому составу и температуре, можно найти на этой территории. Необычайная полезность вод привела к вопросу о создании курортных зон. Широко известны своими источниками и санаториями Железноводск, Пятигорск, Кисловодск.

Природа Северного Кавказа делится на увлажненные и засушливые области. Основным источником осадков является Атлантический океан. Именно поэтому предгорные области западной части достаточно увлажнены. В то время как восточная область подвержена черным (пыльным) бурям, суховеям, засухе.

Особенности природы Северного Кавказазаключаются в разнообразии воздушных масс. Во все сезоны на территорию может проникнуть холодный сухой поток Арктики, влажный - Атлантики, тропический - Средиземноморья. Воздушные массы, сменяя друг друга, несут разнообразие погодных условий.

На территории Северного Кавказа существует и местный ветер - фён. Холодный горный воздух, опускаясь вниз, постепенно нагревается. Достигает земли уже горячий поток. Так образуется ветер фен.

Часто холодные воздушные массы проникают через огибают его с восточной и западной стороны. Тогда на территории воцаряется циклон, губительный для теплолюбивой флоры.

Климат

Северный Кавказ находится на самой границе умеренного и субтропического пояса. Это придает климату мягкость и теплоту. Короткая зима, которая длится около двух месяцев, продолжительное лето - до 5,5 месяца. Обилие солнечного света на этой территории обусловлено одинаковым расстоянием от экватора и полюса. Поэтому природа Кавказа отличается буйством и яркостью красок.

В горах выпадает большое количество осадков. Это связано с тем, что воздушные массы, задерживаясь на склонах и поднимаясь вверх, охлаждаются, отдают влагу. Поэтому климат горных областей отличается от предгорий и равнин. За зиму слой снега накапливается до 5 см. На северных склонах начинается граница вечных льдов.

На высоте 4000 м даже в самое жаркое лето плюсовых температур практически не бывает. Зимой же возможен сход снежных лавин от любого резкого звука, неудачного движения.

Горные реки, бурные и холодные, берут свое начало во время таяния снегов, ледников. Поэтому паводки так интенсивны весной и практически пересыхают осенью, когда температура невысока. Таяние снегов зимой прекращается, и бурные горные ручьи мелеют.

Две самые крупные реки Северного Кавказа - Терек и Кубань - дарят территории многочисленные притоки. Благодаря им плодородные черноземные почвы богаты на урожай.

Сады, виноградники, чайные плантации, ягодники плавно переходят в засушливую зону. Таковы особенности природы Кавказа. Холод гор сменяется теплом равнин и предгорий, чернозем переходит в каштановые почвы.

Минеральные воды

Следует знать, что особенности Северного Кавказа - это целый комплекс факторов. К ним относится расстояние от морей, океанов. Характер рельефа, ландшафта. Расстояние от экватора и полюса. Направление воздушных масс, обилие осадков.

Так сложилось, что природа Кавказаразнообразна. Тут присутствуют плодородные земли и засушливые районы. Горные луга и сосновые леса. Сухие степи и полноводные реки. Богатство природных ресурсов, наличие минеральных вод делает этот район привлекательным для промышленности и туризма.

Описание природы Кавказазамечательно тем, что более 70 целебных источников можно обнаружить на его территории. Это холодные, теплые, горячие минеральные воды. Они различны по своему составу, что помогает в профилактике и лечении болезней:

  • желудочно-кишечного тракта;
  • кожи;
  • системы кровообращения;
  • нервной системы.

Самые известные сероводородные воды находятся в городе Сочи. Железистые источники - в Железноводске. Сероводородные, радоновые - в Пятигорске. Углекислые - в Кисловодске, Ессентуках.

Флора

Растительный покров территории так же многообразен, как и дикая природа России. Кавказ разделен на горные, предгорные, равнинные зоны. В зависимости от этого меняется и растительный покров области. Он обусловлен климатическими условиями, почвой, осадками.

Горные луга - пышные альпийские, сенокосные угодья. Заросли рододендрона придают красочность разнотравью. Там можно встретить можжевельник, стелющийся кустарник, которые приспособлены к подснежному образу жизни. На смену им спешат широколиственные леса, где растут дуб, бук, каштан, граб.

Лугово-болотная растительность чередуется с засушливыми полупустынными районами. Они заполнены искусственными насаждениями - маками, ирисами, тюльпанами, рощами из белой акации и дуба.

Черноплодные земли представлены обширными ягодниками, виноградниками. Природа Кавказаблагоприятна для плодовых деревьев, кустарников - груши, алычи, боярышника, терна, кизила.

Фауна

Степи заселены такими животными, как суслик, тушканчик, заяц-русак, степной хорек, лисица, волк. Ими богата и дикая природа России. Кавказ, его полупустынные области, благоприятны для ушастого ежа, песчанки гребенщиковой и полуденной, земляного зайчика и лисицы-корсак. Встречаются сайгаки (степные антилопы). В лесных массивах обитают косуля, бурый медведь, зубр.

Природа Кавказа отличается большим количеством рептилий. Влажный и теплый климат - отличное условие для их выживания, размножения. Это степная гадюка и удав, полоз и ящерицы.

В можно обнаружить кабана, камышового кота, шакалов. Встречаются водоплавающие птицы, а также орел, коршун, пустельга, жаворонок, дрофа, лунь, журавль.

Полезные ископаемые

Крупными месторождениями нефти и газа богата природа Кавказа.Промышленное значение имеют залежи каменного и бурого угля, медные и марганцевые руды, асбест, каменная соль.

Исследования почвы показали, что все необходимые для народного хозяйства металлы можно обнаружить на Северном Кавказе. Это месторождения:

  • цинка;
  • меди;
  • хрома;
  • алюминия;
  • мышьяка;
  • свинца;
  • железа.

В последнее время широкую популярность приобрели разработки строительного камня. Особенно ценится прочная туфовая лава и кровельный сланец. Для строительства зданий применяют местный неогеновый известняк. Северный Кавказ славен своими месторождениями гранита, мрамора, базальта. Выявлены месторождения золота и серебра.

Заключение

Основные особенности природы Северного Кавказа заключаются в ее многообразии. Сочетание ледниковых гор с черноплодными низинами, альпийских лугов с полупустынями. Обильные осадки западной территории переходят в суховеи восточных районов.

Циклоны, теплые и холодные фронты воздуха формируют особенность Северного Кавказа. Потоки с Атлантического океана и Средиземного моря несут влажность. Сухие воздушные массы из Средней Азии и Ирана обдают горячим ветром.

Чистый, прозрачный воздух, насыщенный ультрафиолетом дарит долголетие своим многонациональным обитателям. Теплые, короткие зимы, высокий уровень аграрного сектора привлекает путешественников. Целебные источники, залежи природных ископаемых делают этот район заманчивым для системы здравоохранения и промышленности.

Разноуровневый ландшафт, многочисленные реки - природная красота края поражает своим великолепием. Исторические и культурные достопримечательности придают энергетический импульс этой плодородной территории.

В естественноисторическом и хозяйственном отношении СКЭР неоднороден. Наиболее промышленно развита северная часть (Ростовская обл.), включающая восточное крыло Донбасса, где концентрируются добыча угля, энергетика, чёрная металлургия, химия, металлоёмкие отрасли машиностроения; дополняют их отрасли лёгкой промышленности, сельское хозяйство специализируется на производстве пшеницы, подсолнечника и животноводстве молочного и мясного направлений.

В причерноморской части наиболее ярко выражены курортная специализация, производство винограда, чая, табака, овощей, фруктов, также молочное животноводство. В центральной части – это зерновое хозяйство с животноводством, горнодобывающей и перерабатывающей промышленностью; население и промышленность сосредоточены в основном в предгорной части.

Основные сферы экономики Северного Кавказа - это:

Сельское хозяйство;

Туризм и санаторно-курортная индустрия;

Нефтедобыча и нефтепереработка;

Горная промышленность;

Машиностроение.

Северный Кавказ - крупнейшая сельскохозяйственная база страны. На равнинах почвы плодородные: черноземные; аллювиальные. Выращиваются следующие культуры:

Зерновые: пшеница; кукуруза; рис;

Технические: сахарная свекла; табак; подсолнечник и др.;

Овощи и фрукты.

Особо район славится виноградарством. В Краснодарском крае выращивают знаменитый краснодарский чай, который считается вторым в мире по качеству после цейлонского.

Животноводство, как и земледелие, многоотраслевое. В районе преобладает крупное мясо-молочное животноводство и свиноводство.

Существенная проблема сельского хозяйства региона - обезвоженность, регулярные засухи. Необходимо искусственное орошение полей, строительство каналови искусственных водоемов.

Туризм - один из главных источников дохода района. Имеется три крупных туристических региона:

-Черноморское побережье Кавказа с уникальным для России субтропическим климатом; Сочи; Адлер; Дагомыс; Геленджик;

-район Кавказских Минеральных Вод - крупнейший санаторно - курортный центр. Большинство санаториев расположено в города - Минеральные Воды, Пятигорске и др.;

-предгорья Северного Кавказа - центр альпинизма и горного туризма. Крупнейшие центры: район вокруг горы Эльбрус; Архыз.

За последнее десятилетие туристический поток в данный курортно-санаторный регион снизился. Причиной этого стали региональные конфликты:

Грузино-абхазский;

Военные действия и вооруженные столкновения в Чечне;

Массовые теракты (крупнейшие - Буденновск (1995г.), Кизляр (1996г.); Каспийск (1999г.); Магас (2004г.) Беслан (2004г.);

Нестабильная обстановка в ряде республик Северного Кавказа.

Цветная металлургия представлена в Северной Осетии (Садонское месторождение)и Кабардино-Балкарии (Тырныаузское). В регионе также добывается соль и иные минералы.

Город Ростов-на-Дону .- крупнейший индустриальный центр. Крупнейший лидер машиностроения - ростовский завод "Ростсельмаш", выпускающий комбайны и иную сельскохозяйст­венную технику.

Нефтяные запасы региона сосредоточены преимущественно на территории Чеченской республики. Источники нефти находятся прямо на поверхности ("нефтяные лужи"). Грозненская нефть славится тем, что из нее получается высококачественный бензин. В 1980-е гг. в Чечне успешно развивалась нефтеперерабатывающая промышленность, в настоящее время данный вид деятельности активно восстанавливается.

В советское время протяжённость сети трубопроводов примерно вдвое превышала сеть железных дорог. Главный, или Водораздельный, хребет пересекают Военно-Сухумская дорога (на высоте 2816м ), Военно-Осетинская дорога (на высоте 282м ) и Военно-Грузинская дорога (на высоте 2388м ). Развит воздушный транспорт. Длина судоходных речных путей - 1,6 тыс. км. Важнейшее звено единой транспортной сети - Волго-Донской канал, для усиления которого ведутся работы по шлюзованию нижнего Дона, построен Николаевский комплексный гидроузел.

Читайте также: