Стратегия в туризме. Стратегия развития туристического предприятия

В современной литературе разработано множество трактовок термина «туризм». Источники трактовок базируются на характеристических признаках с возможностью их объединения в несколько групп:

Туризм как временные передвижения людей, нахождение их вне привычной среды обитания, временное нахождение их на объекте, обладающим туристским интересом;

Туризм как сложная система социально-экономических отношений, в основе которой заложен многоотраслевой производственный комплекс, называемый туристской индустрией;

Туризм как часть рыночной экономики, где взаимодействуют разнообразные предприятия хозяйственного комплекса ориентированные на предложении продукта, удовлетворяющего туристский интерес;

Туризм как временные отбытия граждан и лиц без гражданства в свободное время с постоянного места жительства в познавательных, оздоровительных, спортивных, профессиональных, деловых, религиозных, образовательных и прочих целях.

Следовательно, туризм оказывает значительное влияние на экономику региона, в котором он получил развитие. Выделяют три главные направления влияния туризма на жизнь социума: гуманитарное, экономическое, социальное.

В экономическом отношении туризм определяется двумя аспектами:

Как экономический комплекс, на развитие которого в значительной мере влияют мировые хозяйственные связи, процессы и отношения;

Как важный катализатор роста экономики. При этом качестве туризм рассматривается как канал перераспределения валового внутреннего продукта.

В современном мире туризм обладает следующими чертами:

Имеет выраженную форму индустрии;

Выражается в виде услуг, не имеющих свойств накопления и транспортировки;

Характерен высокий уровень в эффективности и быстрой отдачей инвестиций;

Выступает предшественником в хозяйственном освоении новых районов;

Выступает как достаточная мера в охране природного и культурного наследия;

Симбиотичен со всеми отраслями хозяйства и видами деятельности человека.

Имеет место достаточное разнообразие в классификации туризма. Они различаются по принципами их построения, прикладным задачам и пр. Главным фактором при градации определений является деление туризма на международный и внутренний. В национальной классификации принято что туризм подразделяется на следующие виды: внутренний, выездной, въездной, социальный и самодеятельный; в тоже время, каждый вид подразделяется на подвиды: познавательный, деловой, оздоровительный, спортивный, паломнический, экстремальный, экологический, шоп-туризм и т.д.

Под «стратегией развития туризма в регионе» принята программа взаимосвязанная по задачам, срокам реализации и ресурсам совокупность воплощаемых целевых программ, отдельных проектов и внепрограммных мероприятий организационного, правового, экономического характера, обеспечивающая решение проблемы максимально динамичного и устойчивого развития туризма в регионе.

Стратегия является основным документом стратегического планирования туристской индустрии в рамках общей стратегии социально-экономического развития региона. Реализация стратегии развития туризма в регионе обеспечивает вклад туристской индустрии в решение важных стратегических задач экономического развития заданного региона. При этом создаются условия для динамичного и устойчивого роста экономики, за счет темпов роста туристская индустрия обеспечивает свой вклад в дополнительный прирост темпов экономического развития; повышается уровень и качество жизни населения в следствии возрастающей доступности туристских услуг, занятости населения а также и доходов жителей региона; повышается конкурентоспособность экономики путем повышения региона как туристского направления; обеспечивается сбалансированное социальное и экономическое развитие муниципальных образований, включая моногорода, за счет увеличения составляющей туризма в валовом региональном продукте.

Поддержку и развитие ключевых видов внутреннего и въездного туризма, как правило, осуществляется по следующим направлениям:

В сфере культурно-познавательного туризма - вовлечение в развитие сферы туризма музейной сети региона, создание новых музеев и интерактивных экспозиций по тематикам в наибольшей мерепривлекательным для главных рынков сбыта туристского продукта региона, по тематикам, отражающим уникальность региона не только в России, но и мире;

Формируются туристские культурно-образовательные центры, культурно - этнографические, культурно - исторические парки;

Создаются отдельные путеводители по музеям, формируются музейные туры;

Организуются культурные мероприятия в рамках туристских программ.

В сфере культурно-познавательного туризма особое внимание необходимо уделять новому направлению - индустриальному туризму - посещению объектов промышленного наследия. Необходимо выстраивание системы взаимодействия с промышленными компаниями в целях формирования перечня объектов для туристского посещения, экскурсионных программ, предполагающих участие посетителей в производственном процессе.

В сфере активного туризма необходима разработка мер поддержки туроператоров, работающих в сфере приёма туристских групп и организации активных туров на территории регионов. Необходима разработка комплекса мер по обеспечению безопасности в сфере активного туризма, организация

Межведомственного взаимодействия, организация информационно-просветительской работы по предупреждению чрезвычайных происшествий. Необходимо оказывать содействие развитию природных парков в регионах, в плане их насыщения туристской инфраструктурой, продвижения на рынке туристских услуг, организации экологического воспитания.

В сфере минералогического туризма необходима квалифицированная экспертная оценка имеющегося потенциала минералогического туризма, обустройство в наибольшей мереперспективных объектов для показа. Организация интерактивных программ требует также проработки вопросов получения необходимых разрешений. Необходима поддержка имеющихся государственных, муниципальных и частных организаций.

В сфере событийного туризма - формирование единого календаря событийных мероприятий с учетом интересов различных целевых групп. Оказание содействия администрациям муниципальных образований и представителям туристского бизнеса в организации массовых мероприятий туристской направленности. Включение событийных мероприятий в туристические и экскурсионные программы, реализуемые на территории региона.

В сфере MICE туризма актуально создание календаря бизнес-мероприятий, проводимых на территории региона. Содействие в продвижении выставочных региональных центров в качестве ключевой площадки для проведения выставочных и крупных конгресс - мероприятий на территории региона. Более активное использование рынка делового туризма для реализации экскурсионных и туристских продуктов на территории региона.

В сфере санаторно-оздоровительного и лечебного туризма необходима

Всесторонняя поддержка в наибольшей мереперспективных санаториев и курортов региона, помощь в продвижении на рынке коммерческого туризма, улучшение качества сервиса, организация анимационных программ и экскурсий для отдыхающих, активное использование туристского продукта территории для разнообразия отдыха. Необходима также разработка программы государственной поддержки инвестиционных проектов.

В сфере автотуризма важно создание объектов придорожного сервиса с автостоянками, предприятиями придорожной торговли и питания, станциями

Технического обслуживания легкового и пассажирского автотранспорта, объектов размещения и кемпингов на участках федеральных и региональных трасс по местам прохождения основных турпотоков.

В сфере детского и социального туризма целесообразно переформатировать имеющиеся программы патриотического воспитания молодежи на воспитание чувств любви к малой родине, посредством организации туристско-экскурсионных программ, экологических акций, обустройству объектов историко-культурного наследия. Необходима также методическая доработка всех действующих учебных программ, развитие системы поддержки детского и социального туризма, предполагающей частичную компенсацию затрат туристических операторов, организующих «выездные» уроки. Необходимо последовательное развитие в регионах детского, школьного туризма, в том числе туризма социального, реализуемого за счет средств бюджетов всех уровней, а также за счет бюджетов предприятий и спонсоров.

Стержнем управления развитием предприятия выступает система стратегий, включающая ряд взаимосвязанных конкретных предпринимательских, организационных и трудовых стратегий. Имеет место несколько определений понятия «стратегия». Наиболее характерные:

Стратегия - это :

Процесс принятия решений на высшем уровне организационной иерархии.

Процесс определения и установления связи организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющий эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям.

Заранее спланированная реакция организации на изменение внешней среды, линия ее поведения, выбранная для достижения желаемого результата.

В общем виде под стратегией понимается общая концепция того, как достигаются цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ресурсы. Основными элементами стратегии являются: система целей, включающая видение, миссию, имидж и цели организации; приоритеты (ведущие принципы распределения ресурсов), правила осуществления управленческих действий.

Факторы, влияющие на стратегию (по Б. Карлофу):

  • миссия организации
  • конкурентные преимущества
  • характер выпускаемой продукции
  • организационные факторы (структура и система управления)
  • ресурсы
  • потенциал развития организации
  • культура и компетенция управления
  • степень рискованности деятельности организации и т.п.

Различают следующие уровни стратегий :

А) Корпоративная стратегия (для предприятия в целом) - это в наибольшей мереобщий уровень управления, охватывающий всю сферу деятельности предприятия, влияет на общую конкурентную позицию предприятия на рынке, в отрасли и т.п. Такую стратегию еще называют генеральной.

Б) Деловая стратегия (для отдельного вида деятельности), или единичная стратегия, - план управления отдельной сферой бизнеса, т.е. генеральная стратегия развития конкретного направления. Для небольших предприятий, занимающихся одним видом бизнеса, эти понятия идентичны. Такая стратегия состоит из ряда подходов и направлений, разрабатываемых для достижения наилучших показателей эффективности одной конкретной сферы деятельности

В) Функциональная стратегия (для каждого направления отдельной сферы деятельности). Принято различать следующие функциональные стратегии:

Товарная стратегия

Стратегия ценообразования

Стратегия взаимодействия предприятия с рынками производственных ресурсов

Стратегия поведения предприятия на рынках денег и ценных бумаг

Стратегия снижения трансакционных издержек

Стратегия внешнеэкономической деятельности предприятия

Стратегия снижения производственных издержек

Стратегия инвестиционной деятельности преддприятия

Стратегия стимулирования персонала

Стратегия предотвращения несостоятельности (банкротства)

Разнообразие стратегий, применяемых в стратегическом управлении, весьма затрудняет их классификацию. Среди классификационных признаков в наибольшей мересущественны следующие:

Уровень принятия решений;

Базовая концепция достижения конкурентных преимуществ;

Стадия жизненного цикла отрасли;

Относительная сила отраслевой позиции организации;

Степень «агрессивности» поведения организации в конкурентной борьбе.

Усложняющим фактором является то, что большинство стратегий не могут быть однозначно определены по одному из признаков.

Забелин П. В. и Моисеева Н. К. предлагают классифицировать все стратегии по трем признакам:

1) принадлежность к пяти основополагающим стратегиям достижения конкурентных преимуществ (глобальные стратегии);

2) принадлежность к стратегиям управления портфелем сфер бизнеса (портфельные стратегии);

3) принадлежность к стратегиям, применяемым в зависимости от внешних и внутренних условий (функциональные).

Существуют 3 основные области выработки стратегии поведения предприятия на рынке:

Лидерство в минимизации издержек. Цель стратегии - добиться минимальных издержек производства и реализации продукции. Для этого необходимо хорошо организованное производство и снабжение, технология производства и распределения продукции. Маркетинг может быть не очень развит.

Специализация в производстве продукции. Цель - лучше удовлетворять потребности данного сегмента рынка, чем конкуренты. Для этого организация должна осуществлять высокоспециализированное производство и маркетинг (марка, дизайн, качество продукции).

Фиксирование определенного рынка и концентрация усилий предприятия на этом рыночном сегменте (дифференциация).

Для конкретного предприятия применима любая из вышеперечисленных стратегий, все будет зависеть от поставленных целей и стадии развития предприятия, на котором оно находится в текущий момент.

Стратегия развития предприятия должна содержать:

1) анализ текущего состояния; 2) миссию и видение; 3) стратегические направления деятельности, цели, ключевые показатели деятельности и ожидаемые результаты по ним.

Анализ текущего состояния состоит из анализа внешней и внутренней среды. Анализ внешней среды должен содержать анализ текущей ситуации и влияния глобальных факторов внешней среды - совокупности правовых, политических, хозяйственных, демографических, технологических и других факторов, в которых работает предприятие, и которые могут влиять на достижение ее целей.

Анализ внутренней среды включает в себя анализ сильных и слабых сторон в деятельности предприятия, а также анализ существующих и потенциальных угроз и рисков, определение возможностей для достижения их целей.

Миссия должна соответствовать задачам, которые ставит перед собой предприятие, и содержать основное предназначение предприятия в контексте поставленных задач, выполняемых ими функций, направлений деятельности и развития отрасли (сектора экономики), региона. Видение определяет позиционирование предприятия, то есть то, как она себя видит к концу прогнозного периода в контексте выполняемых ею функций.

Также стратегия развития должна содержать приложения, которые включают необходимые обоснования к стратегии развития и расчеты по целевым значениям к ключевым показателям деятельности предприятия.

2. Разработка стратегической программы развития туристического бизнеса

Особое место в плановой организации деятельности фирмы занимает перспективное, стратегическое планирование, которое является одной из основных функций управления и представляет собой процесс определения целей создания организации, а также путей их достижения. Стратегическое планирование формирует основу для всех управленческих решений.

Функции организации, мотивации и контроля менеджмента ориентированы на разработку и реализацию стратегических планов. Динамичный процесс стратегического планирования является основой для всех управленческих функций. Не используя преимущества стратегического планирования, фирма и отдельные ее сотрудники будут лишены реального способа оценки целей и направления развития предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления коллективом фирмы. Можно отметить, что это планирование становится все более актуальным и для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой, так и с иностранными компаниями.

Разработка программы деятельности фирмы является первым этапом стратегического планирования, которое представляет управленческую деятельность по созданию и поддержанию стратегического соответствия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и шансами в сфере маркетинга. Задача руководства фирмы - создать хозяйственный механизм, обеспечивающий в наибольшей меребыструю ее адаптацию к изменяющимся внешним условиям. Это позволит уменьшит неопределенность и риск в хозяйственной деятельности и обеспечить концентрацию ресурсов на выбранных приоритетных направлениях. Разработка и реализация стратегии - важнейшая функция руководителей фирмы высшего звена управления.

Стратегия формулирует основные цели фирмы и пути их достижения таким образом, чтобы обеспечить единую направленность действий всего коллектива фирмы. В рамках стратегического планирования решается множество вопросов управления фирмой, в том числе: разработка общефирменной стратегии; подготовка стратегических решений в отдельных хозяйственных областях; анализ конкурентной среды; определение основных целей фирмы; управление стратегически важным факторами деятельности на рынке; формировании маркетинговой стратегии на рынке отдельных товаров; изучение жизненного цикла продукции на рынке; управление портфелем заказов; выявление стратегических перспектив финансирования капиталовложений; формулирование общей концепции развития предприятия; анализ перспектив в этой области; исследование структуры затрат.

Планирование, как известно, представляет составную часть стратегического управления. Процесс стратегического управления протекает в три этапа: первоначально определяются долгосрочные перспективы развития предприятия и его основных подразделений; на этапе реализации планов разрабатываются мероприятия по осуществлению фирменной стратегии; с помощью контроля выявляются основные проблемы в области реализации стратегии компании. Стратегическое планирование определяет характер стратегического управления. Реализация стратегических планов, стратегический контроль и выявление возникающих проблем относятся к сфере оперативного управления и поэтому не могут рассматриваться как чисто стратегические факторы. Выделим следующие особенности стратегического планирования: оно ориентируется на долгосрочную перспективу; стратегические планы определяют основные направления развития предприятия; обозначаемые определенные "ниши" хозяйственной деятельности в дальнейшем подлежат заполнению средствами оперативного планирования; основная цель стратегического планирования заключается в обеспечении будущей успешной деятельности предприятия.

В основном наши конкуренты знают те же самые фундаментальные концепции, методы и подходы, что и мы, и они также имеют все возможности для скрупулезного следования им, как и мы. Зачастую разница в уровне достигнутого ими и нами успеха заключается в относительной тщательности, с которой мы и они разрабатываем и исполняем свои стратегии на будущее.

Ранее была представлена теория по проектированию системы стратегий фирмы. При этом каждый из видов стратегий имеет особый смысл и назначение.

Общие стратегии функционирования определяют объем охвата предприятием рынка, особенность ее конкурентного преимущества.

Конкурентные стратегии определяют манеру отношений к рыночным соперникам - наступательная или оборонительная, осторожная или рискованная и т. п. (рассматриваются в управлении конкурентоспособностью)

Общие стратегии развития определяют направления движения фирмы, ее действия по расширению и сужению деятельности, освоению новых продуктов и рынков, сферам вложения инвестиций и переход в связи с этим в другую стратегию функционирования.

Определив для своей фирмы эти три вида стратегий, менеджер тем самым принял общие установки текущего функционирования, конкурентной борьбы и развития. Эти стратегии еще очень абстрактны и следующим шагом стратегического планирования должна стать конкретизация и детализация стратегий. При этом стратегический переходит в тактический, что является первым шагом реализации стратегий.

Конкретизация и детализация осуществляется по нескольким направлениям:

Миссия - от корпоративной до миссии конкретного работника;

Цели - от общих и специфических целей организации в целом до частных целей отдельных подразделений и исполнителей;

Ресурсы - по различным видам и местам распределения;

Стратегии - от стратегии корпорации к стратегиям функциональных подразделений и далее к конкретным действиям, имеющим определенные сроки и определенные исполнителей и отраженные в соответствующих планах;

Выделяются специфические стратегии, имеющие точно определенные (предметные) сферы приложения - конкурентоспособности, ресурсосбережения, внешнеэкономической деятельности, развития персонала и т. п.

Стратегические программы содержат системы стратегий и являются руководством к действию для персонала организации. Здесь реализуется третье определение понятия стратегия - программа действий (мер), обеспечивающих достижение главных целей организации.

Стратегические программы и проекты

Стратегические программы содержат системы стратегий и являются руководством к действию для персонала организации.

Это дает возможность перейти к практической реализации стратегий, для чего, прежде всего, необходимо:

Осуществить реструктуризацию предприятия;

Разработать политику, тактику, процедуры реализации стратегий;

Изменить организационную культуру.

Конкретизацию стратегий, прежде всего, обеспечивают бизнес-планы и такие документы как ТЭО - технико-экономическое обоснование. Функции бизнес-плана во многом сходны с функциями ТЭО, но первый делает упор на коммерческие аспекты, второй - на производственно-технические.

В фирме, которая осуществляет стратегическое управление вне зависимости от типа структуры должны быть люди, которые занимаются этим видом деятельности. Наибольшее участие в стратегическом управлении принимают и, соответственно, наибольшую ответственность несут руководители верхнего звена. Например, исполнительный директор или другой руководитель высшего звена фирмы является ответственным за:

Разработку миссии организации;

Постановку стратегических целей;

Выбор и реализацию стратегий функционирования и развития, конкурентных стратегий.

Функциональные руководители (вице-президенты, руководители функциональных служб), отвечающие за техническое проектирование, производство, маркетинг, финансы, кадры принимают деятельное участие в предложении и развитии общих стратегий вместе с исполнительным директором. Но основную ответственность, совместно с подчиненными им руководителями низовых звеньев, они несут за разработку и реализацию специфических стратегий.
стратегия туризм бизнес программа

В любой сфере бизнеса, в том числе в сфере туризма, выбор методов повышения конкурентоспособности косвенно зависит от используемой стратегии продвижения туристских продуктов и услуг. Одним из важных вопросов в формировании и реализации направлений развития турфирмы является определение стратегии продвижения. Специалисты выделяют две стратегии продвижения: стратегия привлечения и стратегия проталкивания.

Стратегия привлечения предполагает, что продвижение в целом ориентируется на конечного потребителя в надежде на то, что его спрос будет столь интенсивным, что независимые торговые посредники будут заинтересованы в массовых закупках продвигаемого товара (фирмы, проводящие товары массового спроса).

Стратегия проталкивания ориентируется, прежде всего, на торговых посредников в расчете на то, что те сами будут продвигать товар по каналам сбыта конечным потребителям, без непосредственного участия туроператора.

Разработка стратегии продвижения предполагает выбор конкретных методов продвижения, исходя из специфики деятельности фирмы.

Использование указанных стратегий продвижения турагентствами актуально по причине дальнейшего развития на основе франчайзинговой схемы.

Среди способов и методов повышения конкурентоспособности турагентств, несмотря на основные в виде ценовой политики и повышения качества туристских продуктов, могут быть выделены различные по масштабности, функциональности и характеру действия и шаги компании.

Среди в наибольшей мереактуальных направлений в системе продвижения современных туристских продуктов и повышения конкурентоспособности туроператоров и турагентств следует выделять новейшие технологии интернет-маркетинга, цифровых коммуникаций.

Туризм - это информационно насыщенная деятельность. Имеет место немного других отраслей, в которых сбор, обработка, применение и передача информации были бы настолько же важны для ежедневного функционирования, как в туристической индустрии. Услуга в индустрии туризма не может быть выставлена и рассмотрена в пункте продажи, как потребительские или производственные товары. Ее обычно покупают заранее и вдали от места потребления. Кроме того, отдельные компоненты туристической отрасли тесно взаимосвязаны друг с другом — ведь многие тур производители вертикально или горизонтально вовлечены в деятельность друг друга. Все это позволяет рассматривать туризм как «высоко интегрированную услугу, что делает его еще более восприимчивым для применения информационных и интернет-технологий в организации и управлении».

В настоящее время туристский рынок развивается динамичными темпами, становясь одной из важных отраслей мирового хозяйства. Для многих стран туризм является источником значительных валютных средств, создавая рабочие места и обеспечивая занятость населения.

Для российской экономики значение туризма велико, однако, его развитие замедляется отсутствием организованной на должном уровне системы, способствующей созданию деятельности на международном туристском рынке соответствующей мировым стандартам. Имеющиеся ресурсы и средства требуют четкого управления, которое поднимет туристскую индустрию на более высокий уровень и будет являться конкурентоспособной.

Одним из способов внесения изменений является использование информационных технологий управления, связанных с применением интернет-ресурсов.

Консалтинговая компания «Boston Consulting Group» отмечает, что Россия находится на втором месте по количеству пользователей интернета в Европе (первое место принадлежит Германии). «При этом Россия все еще заметно отстает от развитых стран - постоянный доступ к интернету имеют лишь 38% домохозяйств, а к широкополосному Интернету в 2013 году были подключены только 20% домохозяйств (24% в 2012 году). Первый домен был зарегистрирован в России 15 лет назад - на десять лет позже, чем в Великобритании».

Доступ в интернет позволяет развиваться российским туристским предприятиям с появлением новых каналов продаж и при создании новых бизнес-моделей. Россия занимает сегодня 22 место по индексу интенсивности использования интернета. Существенные изменения под воздействием интернета претерпевает сфера туризма, сектор государственных услуг и розничная торговля. Российская аудитория осваивает возможности, которые предлагает интернет. Для большинства обычных пользователей наибольший интерес представляют социальные сети, электронная почта, форумы, информационные порталы и блоги. Для компаний и сферы бизнеса, в том числе туристских фирм - это способ общения с клиентами, поставщиками, партнёрами по бизнесу.

Таким образом, развитие туристской индустрии должно осуществляться в рамках специальных программ. В силу особенностей, присущих региональному туристскому комплексу, основная роль в разработке программ развития туризма в регионе отводится государственным административным органам управления соответствующего субъекта Российской Федерации. Программа должна обеспечить высокую инвестиционную привлекательность туристского сектора экономики региона. При формировании программ должны быть учтены глобальные интересы всего населения, а не только предприятий туристской индустрии. Таким образом, административные органы управления призваны обеспечить повышение качества жизни населения региона, решение экологических проблем, сохранность природных ресурсов для будущих поколений. С этой целью программа развития туристского комплекса должна обеспечить налаживание государственно- частного партнерства для того, чтобы формировать позитивные структурные сдвиги посредством исследования и анализа эволюционирующих туристско-рекреационных потребностей и структуры туристско-рекреационных ресурсов, значение которых заключается в наличии туристских достопримечательностей, с тем, чтобы повысить эффективность производства и потребления регионального туристского продукта.

Стратегия развития туризма в Российской Федерации

как ключевое направление государственного регулирования туристской деятельности

Заместитель Руководителя Федерального агентства по туризму,

кандидат юридических наук

Известно, что способы государственного регулирования различных отраслей жизнедеятельности российского государства и общества отличаются по характеру воздействия и степени самостоятельности, предоставляемой хозяйствующим и иным субъектам права.

Одними из оптимальных способов политико-правового воздействия, связанного с долгосрочным социально-экономическим развитием Российской Федерации, являются программно-установочные, к которым относятся целевые программы , тематические планы, концепции, а также стратегии развития отраслей экономики и сфер жизнедеятельности нашей страны.

В 2годах только Правительством Российской Федерации были утверждены такие важные документы как Распоряжение Правительства Российской Федерации -р «О Стратегии развития морской деятельности в Российской Федерации до 2030 года», Распоряжение Правительства Российской Федерации -р «Об утверждении Стратегии деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года (с учетом аспектов изменения климата) (вместе с "Планом мероприятий первого этапа (2годы) реализации Стратегии деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года (с учетом аспектов изменения климата)», Распоряжение Правительства РФ от 01.01.2001 N 1039-р «Об утверждении Стратегии развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года», Распоряжение Правительства РФ от 01.01.2001 N 1734-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации» и ряд других.


Сфера туризма как приоритетная отрасль экономики также не остается без программно - целевого регулирования. В соответствии со статьей 4 Федеральный закон -ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее – Закон о туристской деятельности) среди основных направлений государственного регулирования туристской деятельности выделяются такие как определение приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации и разработка и реализация федеральных, отраслевых целевых и региональных программ развития туризма.

Так, в период 2гг. в России реализовывалась Концепция развития туризма, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 года. В 2008 года началась реализация Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года (утв. Приказом Ростуризма "Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года" и подготовлена во исполнение протокольного решения заседания Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2008 г. № 13 и поручения Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № СН-П44-2812).

В настоящий момент готовится для утверждения новая целевая программа «Развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» (2годы (Распоряжение Правительства РФ от 01.01.2001 N 1230-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2годы)».

Следует отметить, что в 2010 году программно-установочные средства государственного регулирования наполнились новым содержанием. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2010 г. № 588 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации" в качестве основных инструментов государственной политики, обеспечивающих реализацию ключевых государственных функций, достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности на первый план выходят государственные программы Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. утвержден перечень государственных программ Российской Федерации, среди которых - программа «Развития физической культуры, спорта, туризма и повышения эффективности реализации молодежной политики». Составной частью указанной программы будет подпрограмма развития туризма (далее также – программа, подпрограмма развития туризма). Разработка и утверждение программы Правительством России должны быть завершены в первой половине 2011 года.

Государственная программа будет включать в себя федеральные целевые программы и подпрограммы, содержащие в том числе ведомственные целевые программы и отдельные мероприятия органов государственной власти (далее - подпрограммы), а также содержать следующие положения:

а) паспорт государственной программы;

б) характеристику текущего состояния сферы туризма, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации государственной программы;

в) приоритеты и цели государственной политики в сфере туризма, описание основных целей и задач государственной программы, прогноз развития туризма и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации государственной программы;

г) прогноз конечных результатов государственной программы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, общественной безопасности, государственных институтов, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в соответствующей сфере;


д) сроки реализации государственной программы в целом, контрольные этапы и сроки их реализации с указанием промежуточных показателей;

е) перечень основных мероприятий государственной программы с указанием сроков их реализации и ожидаемых результатов, а также иных сведений в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 22 декабря 2010 г. N 670 "Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации";

ж) основные меры правового регулирования в сфере туризма, направленные на достижение цели и (или) конечных результатов государственной программы, с обоснованием основных положений и сроков принятия необходимых нормативных правовых актов ;

з) перечень и краткое описание федеральных целевых программ и подпрограмм;

и) перечень целевых индикаторов и показателей государственной программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации, а также сведения о взаимосвязи мероприятий и результатов их выполнения с обобщенными целевыми индикаторами государственной программы;

к) обоснование состава и значений соответствующих целевых индикаторов и показателей государственной программы по этапам ее реализации и оценка влияния внешних факторов и условий на их достижение;

л) информацию по ресурсному обеспечению за счет средств федерального бюджета государственной программы (с расшифровкой по главным распорядителям средств федерального бюджета , федеральным целевым программам, основным мероприятиям подпрограмм, а также по годам реализации государственной программы);

м) описание мер государственного регулирования и управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей государственной программы;

н) методику оценки эффективности государственной программы и другие положения.

С учетом этого в настоящее время является актуальным подготовка не только новой государственной программы (подпрограммы) Российской Федерации по развитию туризма, но и актуализация действующей Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года. Новая Стратегия развития туризма в Российской Федерации до 2020 (далее – Стратегия туризма 2020) должна стать логическим продолжением ранее принятых отраслевых документов, с учетом современных мировых тенденции в сфере туризма и текущего этапа развития российской туристской индустрии.

Положения Стратегии туризма 2020, по мнению автора, должны стать основой для общегосударственного понимания места и роли туризма и туристской индустрии в социально-экономическом развитии Российской Федерации, а также определить приоритетные направления развития туризма в Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

Стратегия туризма 2020 также может быть эффективным инструментом объединения усилий государства и предпринимательского сообщества для решения перспективных экономических задач и достижения крупных социально значимых результатов.

Стратегия туризма 2020 должна готовиться с учетом стратегической цели Российской Федерации - достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан.

Важное значение при подготовке документа имеют и целевые установки и приоритеты развития мирового туризма. С целью увеличения международных туристских прибытий мировая туристская общественность (ЮНВТО) сформулировала долгосрочные и краткосрочные задачи и приоритеты, стоящие перед странами в сфере туризма. Так, в долгосрочной перспективе необходимо:

· повышение общей ответственности и роли координации со стороны правительств стран, делающих ставку на развитие туризма;

· обеспечение мер безопасности и своевременного обеспечения туристов необходимой информацией;

· повышение роли государственной политики в сфере туризма;

· усиление роли государственно-частных партнерств;

· необходимость государственных вложений в развитие туризма, прежде всего в продвижение туристского продукта и развитие туристской инфраструктуры.

В качестве краткосрочных приоритетов деятельности ЮНВТО и государств - ее членов выделяется следующие аспекты:

устойчивость туризма с точки зрения обеспечения потребностей охраны окружающей среды , социально-экономического и культурного развития;

рыночные тенденции и прогнозы на краткосрочный, среднесрочный и перспективный периоды;

управление туристическими направлениями (дестинациями) и методы маркетинга, включая использование новых информационно-коммуникационных технологий , разработку точек ориентира;

аспекты качества, безопасности и защиты в туризме; частые угрозы, которым подвергается туризм, вынуждают заниматься решением этих проблем, которые все в большей степени беспокоят членов и широкую общественность;

экономический аспект туризма, включая его вклад в создание валового внутреннего продукта посредством использования методологии сателлитных счетов в туризме как на национальном, так и местном уровнях, а также вклад туризма в обеспечение занятости и поддержание платежного баланса ;

внутренний туризм, который, несомненно, рос более быстрыми темпами, чем международный и во многих развитых странах имеет большее значение для экономического роста и создания рабочих мест, чем въездной туризм;

занятость в туризме, учитывая высокую трудоемкость деятельности туристских предприятий и уделяемое правительствами приоритетное внимание вопросу создания рабочих мест;

управление в туризме, включая различные уровни государственных административных органов и их отношения с частным сектором и другими участниками туристского процесса, как на уровне национальных, так и местных туристических направлений.

Стратегия туризма 2020 может включать в себя в качестве реализации следующие цели и задачи современного и перспективного развития России:

создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшения жизни, здоровья и благосостояния российских граждан, а также качества социальной среды, в том числе путем создания новых рабочих мест, повышения трудоспособности населения, духовного и интеллектуального развития граждан;

обеспечение единства туристского пространства Российской Федерации, свободы перемещения услуг, информации и финансовых средств в сфере туризма. Повышение качества, объема и доступности услуг туристской индустрии для населения Российской Федерации, ее энергоэффективности. Переход туристской индустрии к инновационному социально ориентированному типу экономического развития, ее сбалансированное пространственное развитие, модернизация и повышение конкурентоспособности на международном туристском рынке;

повышение эффективности мер безопасности туризма, защиты прав и законных интересов туристов в России и за рубежом. Укрепление законности и правопорядка на туристском рынке, формирование уважительного отношения к закону у туристов, работников организаций туристской индустрии, государственных и муниципальных служащих сферы туризма;

формирование качественно нового образа России как страны, благоприятной для туризма;

рациональное использование экономических потенциалов субъектов Российской Федерации, формирование на их территориях необходимой для развития туризма современной инженерной, социальной, транспортной и иной инфраструктуры, диверсификация производственной специализации моногородов и моноотраслевых городских и сельских поселений за счет развития продукции и услуг туристской индустрии, вовлечение коренных малочисленных народов России в экономически выгодную для них туристскую деятельность;

стимулирование интереса граждан Российской Федерации к материальным и духовным ценностям России, ее традициям и нормам общественной жизни, прошлому, настоящему и будущему, формирование у населения здорового образа жизни, а также патриотического сознания как одного из факторов единения нации.

обеспечение комплексного подхода к сохранению и рациональному использованию культурно-исторического наследия, облика исторических поселений, содействие развитию различных видов культурной деятельности, в том числе народных художественных промыслов;

охрана окружающей среды, капитализация экологических преимуществ Российской Федерации в сфере туризма (запасы чистой воды и воздуха, нетронутые природные ландшафты, уникальная флора и фауна и др.), обеспечение развития туризма на основе концепции устойчивого развития;

интеграция российской туристской индустрии в мировое туристическое хозяйство. Обеспечение продвижения российских предпринимателей на приоритетные туристские рынки путем эффективного их позиционирования в нишах международного туризма.

Основанием для подготовки Стратегии туризма 2020 являются:

Конституция Российской Федерации , которая определяет Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7);

Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации Правительство Российской Федерации, устанавливающий, что Правительство Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по развитию туризма (статья 16);

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», определяющий принципы, цели и приоритетные направления государственного регулирования туристской деятельности (статьи 3 и 4);

Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;

Распоряжение Правительства РФ -р «Об утверждении основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и перечня проектов по их реализации»;

Распоряжение Правительства РФ -р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года").

Успех реализации Стратегии туризма 2020 во многом будет зависеть и от учета при ее реализации глобальных тенденций, внутренних барьеров развития и долгосрочных системных вызовов, с которыми российский туризм, как и экономика России в целом столкнулись в последние годы.

Первый вызов - усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала.

Второй вызов - ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающая влияние многих традиционных факторов роста.

Третий вызов - возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития.

Четвертый вызов - исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития, базирующейся на форсированном наращивании топливного и сырьевого экспорта, выпуске товаров для внутреннего потребления за счет дозагрузки производственных мощностей в условиях низкой стоимости производственных факторов - рабочей силы, топлива, электроэнергии и другие.

Предложения по структуре

Стратегии развития туризма в Российской Федерации

на период до 2020 года

Введение.

I. Современное состояние и глобальные тенденции развития туризма в мире

1.1.Состояние развития туризма в мире (характеристика основных туристских потоков, основные направляющие и принимающие рынки, объемы поступлений, получаемых государствами от туризма, лидеры международного туризма, роль и место России в международном туризме, мировой финансово-экономический кризис и его последствия для развития туризма).

1.2. Место и роль туризма в социально-экономическом развитии государств и регионов мира. Взаимовлияние развития туризма и смежных сфер экономической и иной деятельности.

1.3. Основные тенденции и современные вызовы для развития туризма в мире.

II. Анализ современного состояния и проблем развития туризма в Российской Федерации

2.1. Общая характеристика основных типов (видов) российского туризма (внутренний туризм, въездной туризм, выездной туризм, социальный и самодеятельный туризм, экологический, культурно-познавательный, сельский, горнолыжный, круизный и др.); анализ конкурентных преимуществ, недостатков, возможностей и угроз (рисков) российского туризма.

2.2. Состояние индустрии туризма, туристских ресурсов и инфраструктуры в Российской Федерации:

туроператоры и турагенты, гиды-переводчики, экскурсоводы, средства размещения, средства транспорта; средства развлечения, объекты санаторно-курортного лечения и отдыха и др.);

виды и классификация видов туристских ресурсов (объекты культурного наследия, особо охраняемые природные территории (природные комплексы) и др.);

инфраструктура туризма (социальная, инженерная, транспортная, информационная и др.);

2.3. Государственное регулирование туристской деятельности и государственная политика в сфере туризма. Этапы и итоги развития туризма в Российской Федерации ().

Текущие результаты реализации государственных программных документов в сфере туризма федеральных целевых программ (Концепция развития туризма, Стратегия развития туризма и др.). Нормативное правовое регулирование, обеспечение безопасности туризма, продвижение туризма, формирование и ведение реестра туроператоров, целевые программы, классификация объектов туристской индустрии, международное сотрудничество, кадровое и научное обеспечение, государственно-частное партнерство, туристско-рекреационные особые экономические зоны и др..

Проблемы межотраслевой (межведомственной) координации вопросов государственного регулирования туристской деятельности. Организационная структура органов государственного регулирования в сфере туризма в Российской Федерации.

2.4. Межрегиональные, региональные и местные аспекты развития туризма. Разграничение полномочий федеральных и региональных органов власти. Права местных органов в сфере туризма. Особенности развития туризма в моногородах и депрессивных муниципальных образования . Проблемы развития туризма с участием коренных малочисленных народов России.

III. Стратегические ориентиры, основные параметры и цели развития туризма в Российской Федерации и их соответствие долгосрочным ориентирам и целям социально-экономического развития Российской Федерации

3.1. Прогнозные качественные и количественные параметры развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года (инерционный и инновационный сценарии развития туризма).

3.2. Главные целевые ориентиры (общесоциальные, общеэкономические, общетуристские; ориентиры по видам услуг в сфере туризма).

Стратегической целью социально-экономического развития Российской Федерации является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В 2годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности) (Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации).

3.3. Цели развития туризма, в том числе с учетом их соответствия долгосрочным целям социально-экономического развития Российской Федерации.

3.3.1. Создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшения жизни и благосостояния российских граждан, а также качества социальной среды, в том числе путем создания новых рабочих мест, улучшения здоровья и повышения трудоспособности населения, духовного и интеллектуального развития граждан.

3.3.2. Обеспечение единства туристского пространства Российской Федерации, свободы перемещения услуг, информации и финансовых средств в сфере туризма. Повышение качества, объема и доступности услуг туристской индустрии для населения Российской Федерации. Переход туристской индустрии к инновационному социально ориентированному типу экономического развития, ее сбалансированное пространственное развитие, модернизация и повышение конкурентоспособности на международном туристском рынке.

3.3.3. Повышение эффективности мер обеспечения безопасности туризма, укрепление законности и правопорядка на туристском рынке, защита прав и законных интересов туристов в России и за рубежом. Формирование уважительного отношения к закону у туристов, работников организаций туристской индустрии, государственных и муниципальных служащих.

3.3.4. Рациональное использование экономических потенциалов субъектов Российской Федерации, формирование на их территориях современной инженерной, социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для развития туризма, диверсификация производственной специализации моногородов и моноотраслевых городских и сельских поселений за счет развития продукции и услуг туристской индустрии, вовлечение коренных малочисленных народов России в экономически выгодную для них туристскую деятельность.

3.3.5. Формирование качественно нового образа России как страны, благоприятной для туризма.

3.3.6. Стимулирование интереса граждан Российской Федерации к материальным и духовным ценностям России, ее традициям и нормам общественной жизни, прошлому, настоящему и будущему, формирование у населения здорового образа жизни, а также патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации.

3.3.7. Обеспечение комплексного подхода к сохранению и рациональному использованию культурно-исторического наследия, облика исторических поселений, содействия развитию различных видов культурной деятельности, в том числе народных художественных промыслов;

3.3.8. Охрана окружающей среды, капитализация экологических преимуществ Российской Федерации в сфере туризма (запасы чистой воды и воздуха, нетронутые природные ландшафты, уникальная флора и фауна и др.), обеспечение развития туризма на основе концепции устойчивого развития;

3.3.9. Интеграция российской туристской индустрии в мировое туристическое хозяйство. Обеспечение продвижения российских предпринимателей на приоритетные туристские рынки путем эффективного их позиционирования в нишах международного рынка.

IV. Основные направления развития туризма в Российской Федерации, механизмы реализации Стратегии

4.1. Совершенствование государственной политики, нормативного правового регулирования, оказания государственных услуг, управления государственным имуществом и осуществления правоприменительных функций в сфере туризма (законодательство, реестр туроператоров, защита прав и законных интересов туристов и др.)

4.2. Государственная поддержка туризма и создание благоприятных условий для развития туристской индустрии

реализация государственно-частных партнерств, федеральные и региональные программы развития туризма, концессионные соглашения, особые экономические зоны и туристские кластеры, инновационная туристская деятельность; субсидирование процентной ставки кредитов на создание, реконструкцию или модернизацию приоритетных объектов туристской индустрии, содействие повышению ее энергоэффективности;

поддержка развития туризма в моногородах и в депрессивных регионах , развитие туризма в регионах компактного проживания коренных малочисленных народов России;

поддержка социального туризма, в том числе выделение бюджетных ассигнований на субсидирование воздушных перевозок жителей Дальнего Востока, а также на иные социально значимые услуги в сфере туризма;

развитие и поддержка приоритетных видов туризма (культурно-познавательный, экологический, круизный, сельскохозяйственный);

поощрение достижений в туризме (правительственные, ведомственные, региональные и местные премии);

4.3. Продвижение туризма и формирование образа России как страны, благоприятной для туризма. Формирование перечня федеральных, региональных и местных туристских брендов и их продвижение на внутреннем и международном туристском рынке. Приоритетные международные туристские выставки и ярмарки. «Электронный маркетинг» и др.

4.4. Совершенствование качества и безопасности туризма:

создание системы управления рисками в туризме, особенно в условиях чрезвычайных (кризисных) ситуаций природного, техногенного, экологического и социального характера. Совершенствование системы информирования об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания. Создание системы сбора, анализа и обобщения статистики несчастных случаев в туристской индустрии. Регламент взаимодействия органов власти в целях безопасности туризма. Создание специализированных подразделений правоохранительных органов по обеспечению безопасности туристов;

техническое регулирование (разработка национальных стандартов, стандартов организаций в сфере туризма), технические регламенты, затрагивающие вопросы деятельности организаций туристской индустрии;

развитие систем классификаций объектов туристской индустрии;

развитие человеческих ресурсов в сфере туризма, образование и научные исследования, квалификационные требования к должностям туристской индустрии, формирование центров сертификации персонала организаций туристской индустрии.

4.5. Информационное обеспечение туризма. Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в деятельность органов государственного регулирования туризма, содействие внедрению ИКТ в деятельность органов местного управления и деятельность организаций туристской индустрии. Автоматизированная туристская информационная система . Развитие системы туристских информационных центров. Просвещение и информирование населения по вопросам развития туризма в Российской Федерации.

4.6. Повышение конкурентоспособности национальной туристской индустрии конкурентоспособности предпринимательской деятельности в сфере туризма. Саморегулирование туристской деятельности. Содействие российским предпринимателям выходу на новые международные рынки.

4.7. Обеспечение выполнения международных обязательств, расширение сфер и форм международного сотрудничества Российской Федерации, совершенствование международных договоров в сфере туризма. Упрощение формальностей в сфере туризма. Участие в деятельности международных правительственных организаций (ЮНВТО и др.). Организация крупных международных событийных мероприятий (Олимпиада 2014, Форум АТЭС 2012, Универсиада 2013, Чемпионат мира по футболу 2018).

4.8. Совершенствование статистических наблюдений в сфере туризма.

4.9. Межрегиональная координация, содействие развитию туризма на региональном и местном уровнях.

V. Оценка необходимого ресурсного обеспечения развития туризма в Российской Федерации. Финансирование мероприятий Стратегии.

VI. Система мониторинга и контроля реализации Стратегии

VII. Приложения

6.1. Целевые показатели реализации Стратегии

6.2. План мероприятий по реализации Стратегии

6.3. Оценка рисков

6.4. Федеральные целевые программы

См: Тихомиров режимы государственного регулирования экономики //Право и экономика. №

С 1996 по 2003 годы действовало Постановление Правительства РФ от 01.01.2001 N 177 "О Федеральной целевой программе "Развитие туризма в Российской Федерации"

См:: Доклад генерального секретаря ЮНВТО на исполнительном совете ЮНВТО. Семьдесят девятая сессия Остров Киш, Иран, 24-26 октября 2010 года// www. world-tourism. org

См: Распоряжение Правительства РФ -р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года").

Особенности отрасли туризма, которая специализируется на оказании определенного комплекса услуг клиентам, вносят дополнительную сложность в сферу стратегического маркетинга, планирования и управления.

Российское законодательство дает четкие определения следующих понятий: тур -- комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия; туристский продукт -- право на тур, предназначенный для реализации туристу; туристская индустрия -- совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.

В систему индустрии туризма входят специализированные предприятия, организации и учреждения, среди которых: предприятия, предоставляющие услуги по размещению; предприятия питания; фирмы, занимающиеся транспортным обслуживанием; туристские фирмы по разработке и реализации туристского продукта; рекламно-информационные учреждения; производственно-туристские предприятия (фабрики по изготовлению туристской и гостиничной мебели, предприятия по производству туристского снаряжения, сувениров и др.); предприятия торговли; предприятия сферы досуга в туризме; учреждения самодеятельного туризма (различные клубы: альпинистские, туристские, велосипедные, водного туризма и др.); органы управления туризмом; учебные заведения; научные и проектные учреждения, и т.д.

Развитие туристской индустрии зависит от множества факторов: наличия туристско-рекреационных ресурсов; степени развития инфраструктуры региона; квалифицированных кадров; государственной поддержки туризма; демографических и социальных факторов; факторов риска; политических и экономических факторов; научно-технического прогресса, традиций и др.

Туристские услуги составляют значительную часть потребляемых населением услуг и имеют специфический социально-оздоровительный характер, т.е. отдых, возможность развития личности, познания исторических и культурных ценностей, занятия спортом, участия в культурно-массовых мероприятиях и др. Следовательно, в туризме сочетаются экономические, социальные, воспитательные и эстетические аспекты.

Туристы являются потребителями основных, дополнительных и сопутствующих услуг. Основные туристские услуги включают: размещение; питание; транспортные услуги, в том числе трансфер; экскурсионные услуги.

Дополнительные услуги имеют весьма широкий спектр. При развитой инфраструктуре туризма на их долю приходится до 50% общего объема доходов. К ним можно отнести: дополнительные экскурсии, не вошедшие в перечень основных услуг; физкультурно-оздоровительные услуги; медицинские услуги; культурно-зрелищные и игровые мероприятия и др.

К сопутствующим услугам относится: предоставление сувенирной продукции, как правило, с туристской символикой; торговое, валютно-кредитное, информационное и прочее обслуживание; услуги специальных видов связи, предоставление индивидуальных сейфов в банках и др.

К настоящему времени в России сформировались следующие типы туристских фирм по виду и формам предоставляемых услуг:

фирмы с ограниченным набором услуг, предлагающие клиентам 10 - 15 маршрутов;

фирмы полного набора услуг, критерием которых является девиз: «Куда угодно и когда угодно»;

фирмы экзотических маршрутов и услуг, предлагающие клиентам необычные путешествия и экскурсии (на Северный полюс, в Антарктиду, на воздушном шаре, атомном ледоколе и др.).

Среди организаций и фирм, действующих в сфере турбизнеса, существуют туроператоры и турагентства, бюро путешествий и экскурсий, бюро реализации туристских и экскурсионных путевок.

Значительное влияние на эффективность работы туриндустрии оказывают туристские агентства, т.е. посреднические организации, занимающиеся продажей туристских и экскурсионных путевок, а также предоставлением других посреднических услуг по организации туристско-экскурсионной деятельности (например, информационных, рекламных, маркетинговых и др.).

В условиях рыночных взаимоотношений вышеперечисленные организации и фирмы функционируют в различных организационно-правовых формах (общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, полное товарищество и т. д.). Их деятельность сегментирована по видам услуг (прием и отправка туристов, организация экскурсий, информационная и рекламная деятельность, производство товаров туристского ассортимента).

Ряд крупных туристских фирм совмещает эти виды деятельности, которые реализуются соответствующими структурными подразделениями.

На частном предприятии в форме индивидуального (семейного) предпринимательства «хозяин» фирмы выполняет объединенную функцию -- туроператора и турагента. В связи с упрощенным порядком бухгалтерского учета и отчетности для малых предприятий он может воспользоваться услугами привлекаемого бухгалтера и аудитора.

Реализация тура проводится лицами, работающими по трудовым соглашениям или контрактам (экскурсоводами, гидами, тур-сопровождающими, не состоящими в штате). Таким образом, вся организационная структура состоит из одного звена в лице производителя и реализатора турпродукта. Для туристского бюро путешествий и экскурсий, численность персонала которого не превышает 50 человек, можно использовать организационную структуру управления типа линейно-функциональной.

В ряде регионов и областей сохранилась централизованная система управления предприятием. Это характерно для профсоюзного туризма, где имеются либо советы по туризму и экскурсиям, либо туристско-экскурсионные производственные объединения.

Туристские предприятия в форме акционерных обществ формируют свою организационную структуру в соответствии с уставом акционерного общества. Здесь вся туристская деятельность реализуется практически в двух комплексных дирекциях: внутреннего и международного туризма. Остальные структуры их обеспечивают.

Организационная структура предприятия может неоднократно изменяться в зависимости от конкретной ситуации, т.е. она всегда должна быть адекватна поставленной цели.

Хотя общий технологический процесс стратегического управления универсален для предприятий всех отраслей, рассмотренные особенности отрасли туризма и турфирм оказывают влияние почти на все его этапы.

Разработка стратегии состоит из нескольких этапов.

Первый -- анализ конкуренции;

Второй -- анализ внутренней среды организации;

Третий -- формирование портфеля стратегий.

Разработка стратегии на каждом уровне заканчивается созданием стратегического плана. В одних организациях он представлен в виде документа, в других -- как идеология единого видения и понимания менеджерами перспектив развития организации.

1.2 Специфика маркетинга в туризме.

Туризм по своим основным характеристикам не имеет каких-либо принципиальных отличий от других форм хозяйственной деятельности. Поэтому все существенные положения современного маркетинга могут быть в полной мере применены и в туризме.

В то же время в туризме есть своя специфика, отличающая его не только от торговли товарами, но и от других форм торговли услугами. Здесь имеет место торговля, как услугами, так и товарами (по оценкам специалистов, доля услуг в туризме составляет 75%, товаров – 25%), а также особый характер потребления туристских услуг и товаров в месте их производства, более того, в определенной ситуации.

В традиционном производстве, имеющем конкретный результат труда (товар в материально-вещественной форме), понятие маркетинга имеет более конкретное содержание. В туризме результат деятельности сводится к туристскому продукту. По сути, туристский продукт – это любая услуга, удовлетворяющая те или иные потребности туристов и подлежащая оплате тс их стороны. К туристским услугам относятся гостиничные, транспортные, экскурсионные, переводческие, бытовые, коммунальные, посреднические и др.

Основным туристским продуктом является комплексное обслуживание, т.е. стандартный набор услуг, продаваемый туристам в одном «пакете», за рубежом их часто называют пекидж-турами.

Туристический маркетинг – понятие сложное и емкое, ввиду чего он еще не получил точной и окончательной формулировки. Существует множество определений, в том числе:

Методы и приемы, направленные на выявление и удовлетворение потребностей людей, вызванных мотивами отдыха – познавательный аспект, отдых, развлечение, лечение и т.д., - и организация туристических бюро или ассоциаций, способных рационально удовлетворить эти потребности;

Государственная и частная деятельность туристических предприятий, осуществляемая по международным, национальным и региональным планам с целью удовлетворения потребностей определенных групп туристов;

Система торгово-производственной деятельности, имеющая целью удовлетворение индивидуальных потребностей каждого потребителя на основе выявления и изучения потребительского спроса в целях получения максимальной прибыли;

Рыночно-ориентированное управление, направленное на достижение целей предприятие целей предприятия путем более эффективного, чем у конкурентов, удовлетворения потребностей туристов; маркетинг может использоваться как на уровне отдельной туристической фирмы, так и в отдельности туристических концернов, холдингов, в том числе и на международном уровне.

Всемирная туристическая организация выделяет три главные функции маркетинга в туризме:

    установление контактов с клиентами ставит своей целью убедить их в том, что предлагаемое место отдыха и существующие там службы сервиса, достопримечательности и ожидаемые выгоды полностью соответствуют тому, что желают получить сами клиенты;

    развитие предполагает проектирование нововведений, которые смогут обеспечить новые возможности для сбыта, в свою очередь подобные нововведения должны соответствовать потребностям и предпочтениям потенциальных клиентов;

    контроль предусматривает анализ результатов деятельности по продвижению услуг на рынке и проверку того, насколько эти результаты отражают действительно полное и успешное использование имеющихся в сфере туризма возможностей.

Туристский продукт должен быть хорошим приобретением. В связи с этим маркетинг представляет собой последовательные действия туристских предприятий, направленные на достижение такой цели. Поэтому достаточно логичным и обоснованным является следующее определение маркетинга.

Маркетинг в туризме – это система непрерывного согласования предлагаемых услуг с услугами, которые пользуются спросом на рынке и которые туристское предприятие способно предложить с прибылью для себя и более эффективно, чем это делают конкуренты.

Применительно к туризму выделяют несколько составляющих комплекса маркетинга:

Персонал, его квалификация и обучение;

Процесс предоставления услуги;

Окружение.

Туристский бизнес уникален в том смысле, что персонал предприятий – это часть туристического продукта. Гостеприимство, доброжелательность – главное условие для всех желающих, а не только специалистов по непосредственному обслуживанию потребителей. Маркетинг должен быть неотъемлемой частью философии всей организации, а функции маркетинга выполняться всеми сотрудниками. Ключевой фактор конкурентоспособности туристского предприятия – это меры (мероприятия) по мобилизации творческой активности коллектива.

Важным фактором высококачественного обслуживания клиента является окружение – внешний вид здания, оформление офиса, мебель, оборудование, оргтехника и т.д. атмосфера предложения продукта (физическая среда) воспринимается с помощью органов чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания) и оказывает влияние на покупательское поведение четырьмя способами:

    может служить носителем информации для потенциальных потребителей;

    может служить средством привлечения внимания клиентов;

    может быть носителем определенного эффекта (цвета, звуки и свойства поверхностей окружающих клиента предметов воздействуют на его сознание и побуждают к покупке);

    может создавать определенное настроение.

Для обеспечения эффективности управления маркетингом требуется разработка его вспомогательных систем:

    маркетинговой информации;

    организации маркетинга;

    маркетингового контроля.

Система маркетинговой информации обеспечивает получение, систематизацию, оценку и использование сведений, характеризующих состояние внешней среды и внутренней среды туристского предприятия. Без объективной, актуальной, достаточно полной маркетинговой информации невозможно принятие оперативных и стратегических решений.

Система организации маркетинга направлена на создание соответствующей организационной структуры туристского предприятия, обеспечивающей реализацию маркетинговых мероприятий.

Для постоянного слежения за выполнением маркетинговых стратегий и программ создается система маркетингового контроля .

На практике технология реализации концепции маркетинга очень эластична. Она может менять и свою структуру, и место отдельных этапов в зависимости от особенностей предприятия, степени освоенности рынка, поставленных целей, задач и условий рынка. Однако все эти элементы тесно взаимосвязаны. Нельзя ни один из них исключить из системы, не нарушив ее целостности

Глава 2. Маркетинговые стратегии в индустрии туризма и гостеприимства.

2.1 Стратегический маркетинг на туристских предприятиях.

1. Корпоративные маркетинговые стратегии в туризме . Иерархия маркетинговых стратегических решений.

Важнейшими целями любой компании являются: получение прибыли, обеспечение постоянного роста оборота и занятие лучшего конкурентного положении на рынке. В маркетинге – это рост продаж, увеличение доли рынка, повышение лояльности потребителей. Именно на высшем уровне управления компанией закладываются основы правильной маркетинговой политики, поскольку каждое конкретное маркетинговое решение должно рассматриваться как детализация стратегических решений компании, направленных на достижение общекорпоративных целей:

    определение развития основных стратегиечских зон хозяйствования

    выбор направлений дальнейшего роста

    формирование конкурентных преимуществ.

Эти и другие маркетинговые решения, принимаемые высшим руководством компании, определяют на последующих этапах развитие конкретных продуктов и рынков, всю систему маркетинговых мероприятий, их затраты и эффективность. Стратегические маркетинговые решения представляют собой способ действия по достижению маркетинговых целей, которые, в свою очередь, вытекают из целей общекорпо­ративных.

Различают маркетинговые решения, принимаемые предприятием на трех уровнях:

    корпоративном;

    функциональном;

    инструментальном.

Корпоративные маркетинговые решения определяют стратегии взаимодействия с рынком и согласования потенциала предприятия с его требованиями. Маркетинговые ре­шения на корпоративном уровне определяют пути, как лучше ис­пользовать ресурсы предприятия для удовлетворения нужд рынка. Можно выделить три группы стратегических маркетинговых решений на корпоративном уровне.

Портфельные стратегии - позволяют достаточно эффективно решать вопросы управления различными сферами деятельности предприятия с точки зрения их места и роли в удовлетворении нужд рынка и осуществления капиталовложений в каждую из сфер.

Стратегии роста - дают возможность ответить на вопросы: в каком направлении развиваться предприятию, чтобы лучше соответствовать требованиям рынка? достаточно ли собственных ресурсов для этого или потребуется пойти на внешние приобретения своей деятельности?

Конкурентные стратегии - определяют, каким образом можно обеспечить предприятию конкурентные преимущества на рынке с точки зрения большего привлечения потенциальных потребителей и какую политику выбрать по отношению к конкурентам.

2.Маркетинговые стратегии по развитию турбизнеса.

Маркетинговая практика рассматривает «портфель» в виде совокупности, как правило, не зависимых друг от друга хозяй­ственных подразделений, стратегических единиц одной компании.

«Портфельный анализ» позволяет представить в матричном виде результаты исследования направлений деятельноси предприятия с целью определения их последующего роста и увеличения прибыльности входящих в ее состав стратегических единиц. При этом рост производства определяется развитием спроса и продаж, что приводит к снижению затрат ресурсов на единицу продукции.

«Портфельные стратегии» - способы распределения ог­раниченных ресурсов между хозяйственными подразделениями предприятия с использованием критериев привлекательности рыночных сегментов и потенциальных возможностей каждой хо­зяйственной единицы. Управление ресурсами предприятия на основе выбора хозяй­ственных направлений рыночной деятельности осуществляется с использованием матрицы БКГ и матрицы Мак-Кинзи.

3. Маркетинговые стратегии, ориентированные на рост туристской компании.

Рост предприятия - проявление видов его деловой актив­ности, которая может быть основана на трех возможностях роста:

    органический рост, т.е. интенсивное развитие за счет своих собственных ресурсов

    приобретение других предприятий или интегрированное развитие;

    диверсификация - уход в другие сферы деятельности.

Стратегии роста представляют собой модели управления пред­приятием путем выбора видов его деловой активности с учетом внутренних и внешних возможностей.

Управление ростом осуществляется с помощью:

    матрицы Ансоффа

    матрицы внешних приобретений;

    новой матрицы БКГ.

Матрица Ансоффа. Эта матрица представляет собой инструмент для классифика­ции продукции и рынков в зависимости от степени неопределен­ности перспектив продажи продукции или возможностей проник­новения данной продукции на данный рынок. Известно, что горазно труднее продать совершенно новую продукцию, чем продукцию известную, также продавать существующий ассортимент товаров категориям потребителей, близким тем, которые уже приобретали их, легче, чем осваивать новые рынки.

Каждый стратегический квадрант определяет направления маркетинговых усилий предприятия: Маркетинговая стратегия понятие и сущностьРеферат >> Маркетинг

Специальных маркетинговых методов. Основные этапы разработки маркетинговой стратегии и их последовательность, ... социально–психологические особенности покупателей и продавцов, их мотивация при... , Сибирского регионов Выездной туризм : формирование и реализация на...

  • Маркетинговые исследования в туризме (1)

    Реферат >> Маркетинг

    ... их интересов. К особенностям проведения такого рода исследований в туризме можно отнести следующие: потребность проведения маркетинговых ... . Список использованной литературы 1. Афанасьев М.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. М.: Финстатинформ, 2005. 2. ...

  • Теория и практика предпринимательской деятельности выделяют три вида базовых экономических стратегий — это выживание, стабилизация и развитие.

    Каждая из этих стратегий определяется уровнем достигнутой (запланированной) рентабельности и жизненным циклом товаров (услуг).

    Стратегия выживания характерна для предприятий, которые находятся в кризисном состоянии из-за убыточности. Для выхода из состояния убыточности стратегия выживания в порядке защиты должна предусмотреть меры, направленные на получение прибыли в кратчайшие сроки.При этом решаются следующие задачи: что предложить рынку туристических услуг, а от чего отказаться, какие функциональные стратегии использовать для перехода к рентабельной деятельности.

    Поэтому при разработке экономической стратегии, направленной на выход предприятия из кризисного состояния, необходимо провести следующую работу:
    — пересмотреть маркетинговую политику как основу поисков дополнительных возможностей увеличения объемов реализации товаров и услуг;
    — организовать деятельность на принципах логистики;
    — создать условия жесткой экономии затрат;
    — усовершенствовать методы управления и провести при необходимости радикальные кадровые изменения;
    — определить критические для предприятия объемы комплектования и реализации турпродукта и предоставление отдельных услуг.

    Стратегия стабилизации является наступательно-защитной. Она используется в условиях колебания доходности предприятия от убыточности к рентабельности и наоборот.

    Для осуществления стратегии стабилизации необходимо:
    — экономно использовать ресурсы, чтобы быстрее стабилизировать рентабельность как минимум на достигнутом уровне;
    — добиться положительных сдвигов в реализации турпродукта и расширении рынков сбыта с ориентацией на быстрое оживление деятельности;
    — обосновать программу финансовой стабилизации предприятия путем изыскания эффективных внутренних и внешних источников инвестирования инновационной деятельности.

    Стратегия развития (роста) наиболее привлекательна как для самого предпринимателя, так и для его инвесторов. Она является наступательной и предусматривает совокупность отдельных стадий и адекватных им промежуточных стратегий общего жизненного цикла роста, а именно — начальную стратегию, стратегию проникновения и расширения рынка, стратегию ускоренного роста и, наконец, стратегию перехода к новому витку развития, вновь имеет начало и все следующие стадии (стратегии).

    Наиболее распространенными в практике туристического предпринимательства являются стратегии развития, связанные с обновлением туристического продукта на качественно более высоком уровне, расширением рынка туристических услуг предприятия и использованием новых технологий обслуживания туристов.

    Экономическая наука выделяет четыре группы стратегий развития, которые в туризме имеют специфические особенности.

    К первой группе относятся стратегии концентрированного роста , основанные на изменении туристического продукта или рынка туристических услуг. В этом случае предприятие должно улучшить туристический продукт или перейти к разработке нового, найти возможности для укрепления своего положения на рынке или найти нишу на новом рынке туристических услуг.

    Ко второй группе стратегий роста относится интегрированное развитие , что предполагает расширение туристической деятельности за счет дополнения туристических услуг новыми видами.

    Третьей группой стратегий роста являются стратегии диверсификации туристической деятельности . Они применятся в том случае, если предприятия не могут развиваться на действующем рынке туристических услуг по своим турпродуктом.

    К четвертой группе стратегий развития туристической деятельности относятся стратегии перегруппировки сил с целью повышения эффективности. В таких случаях требуется структурная перестройка деятельности, направленная на обновление туристического продукта в соответствии с изменениями рыночного спроса. Эта стратегия связана с восстановлением туристической деятельности предприятия на качественно более высоком уровне.

    Большие туристические предприятия могут одновременно использовать несколько видов стратегий развития. На основе оценки действующей экономической стратегии каждое предприятие обосновывает свою базовую стратегию по соответствующей процедуре. Итак, обоснование и реализация экономической стратегии предприятия охватывает организацию стратегического предвидения, которое требует систематического совершенствования методов разработки новых и эффективного корректировки действующих стратегий, требует повышения профессионализма как разработчиков, так и исполнителей стратегических решений.

    Читайте также: