Методы государственного регулирования торговли. Основы государственного регулирования торговли в российской федерации

Торговля является одним из самых распространенных видов экономической деятельности. Она имеет важное значение в жизнеобеспечении населения и удовлетворении потребностей промышленности, сельского хозяйства, других отраслей экономики в сырье, оборудовании, комплектующих изделиях. Вместе с тем особенности торговой деятельности, заключающиеся в том числе в ее широкой распространенности, динамизме, быстрой окупаемости инвестиций в нее и др., обусловливают необходимость применения специальных мер государственного регулирования, требуют создания благоприятных условий для деятельности предпринимателей, работающих в сфере торговли, торговой инфраструктуры, использования различных мер поддержки предпринимателей.

В Законе о торговле впервые дано определение торговли и ее видов, обозначена государственная торговая политика, определена компетенция федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в регулировании торговых отношений, предусмотрены меры по созданию торговой инфраструктуры и развитию торговой деятельности.

Правительство РФ обеспечивает проведение государственной политики в области торговой деятельности (п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона о торговле). На субъекты РФ возложена реализация государственной политики в области торговой деятельности на территории субъектов РФ (п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона о торговле). Определенной компетенцией по регулированию торговли наделены и органы местного самоуправления (размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки; разработка и утверждение схем размещения нестационарных торговых объектов; экономическое стимулирование строительства, размещения объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и др.) (п. 3 ст. 17 Закона о торговле).

Федеральным органом исполнительной власти, вырабатывающим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в области торговли, является Министерство промышленности и торговли РФ .

В Законе о торговле торговля определяется как вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров (п. 1 ст. 2). Характерным признаком торговли как отдельного вида деятельности является отсутствие существенной переработки приобретенных товаров торговыми организациями или индивидуальными предпринимателями. Данную особенность торговли отмечали еще дореволюционные ученые .

Отнесение вида деятельности к оптовой или розничной торговле влечет определенные правовые последствия: заключение различных видов договоров с контрагентами, применение разного режима налогообложения. Также различаются цели государственного регулирования оптовой и розничной торговли. Вместе с тем Закон о торговле, регулируя отношения по осуществлению торговой деятельности, распространяется только на поставки продовольственных товаров в торговые сети, хотя и содержит ряд общих норм, имеющих значение для обеспечения населения иными социально значимыми товарами.

Оптовая торговля определяется как вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (п. 2 ст. 2 Закона о торговле). Таким образом, при осуществлении оптовой торговли товары продаются и приобретаются в целях переработки, перепродажи, но не для реализации гражданам-потребителям.

Розничная торговля определяется как вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 2 Закона о торговле). Такой критерий, как цели использования приобретаемых товаров, применяется и в ГК РФ для разграничения основных договоров, опосредующих реализацию товаров в оптовой и розничной торговле - договора поставки (ст. 506) и договора розничной купли- продажи (ст. 492).

При рассмотрении вопросов государственного регулирования торговли следует, как представляется, руководствоваться разработанным Г. Д. Отнюковой определением государственного регулирования предпринимательской деятельности, под которым автор предложила понимать «воздействие государства на нее путем принятия нормативных правовых актов, правовых актов индивидуального регулирования, организации контроля за соблюдением требований законодательства к предпринимателям и применение мер стимулирования и ответственности к нарушителям этих требований» .

При регулировании торговли государством применяются как общие методы, формы и средства государственного воздействия на предпринимательскую деятельность, так и некоторые специальные.

Закон о торговле предусматривает следующие направления государственного регулирования в сфере торговли, обозначая их как методы государственного регулирования:

  • 1) установление требований к организации и осуществлению торговли;
  • 2) ее антимонопольное регулирование;
  • 3) информационное обеспечение торговли;
  • 4) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в торговле.

Не допускается применение иных методов регулирования, кроме предусмотренных федеральными законами (п. 2 ст. 4 Закона о торговле).

В литературе отмечается, что обозначение пределов государственного регулирования экономики, в том числе посредством формулирования точного и исчерпывающего перечня форм и методов государственного регулирования, является не только самоограничением государства, но и определенной гарантией того, что другие средства воздействия на поведение субъектов таких отношений государство применять не будет .

Однако в ст. 4 Закона о торговле перечислены не все используемые направления и средства государственного регулирования торговли. Так, на органы государственной власти субъектов РФ Законом возложена обязанность разработки и реализации региональных программ развития торговли (п. 1 ст. 17). Муниципальные образования также разрабатывают и утверждают программы развития торговли на своей территории.

Требования к содержанию программ установлены в ст. 18 Закона о торговле. В программах указываются объем и источники финансирования мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности; основные показатели эффективности реализации программ развития торговли; порядок реализации программ развития торговли и порядок контроля за их реализацией и др.

Основными показателями эффективности реализации программ развития торговли являются:

  • 1) достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
  • 2) повышение доступности товаров для населения;
  • 3) формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, потребностей населения.

Вместе с тем для достижения целей, установленных ч. 2 ст. 1 Закона о торговле (обеспечение единства экономического пространства, развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров; обеспечение соблюдения прав и законных интересов торговцев и поставщиков, достижения баланса их экономических интересов), представляется, что надо предусмотреть в Законе необходимость разработки федеральной программы развития торговли.

Важным средством достижения доступности товаров для населения является государственное регулирование цен на товары.

Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» установлены перечни товаров, включая услуги торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. Вместе с тем Законом о торговле предусмотрено государственное регулирование торговых надбавок (наценок) федеральными законами (ч. 4 ст. 8).

Коллизию между общим и специальным нормативным правовым регулированием в области цен целесообразно разрешить путем предоставления права субъектам РФ устанавливать торговые надбавки (наценки), которые при их формировании могут учитывать различные местные факторы. При этом максимальный размер надбавок (наценок) следует отнести к компетенции Правительства РФ.

Специальное антимонопольное регулирование Законом о торговле относится к двум категориям хозяйствующих субъектов: 1) осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети и 2) осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети (ст. 13). В то же время необходимо учитывать, что ст. III Генерального соглашения по торговле и тарифам (ГАТТ), действующего в России в связи с присоединением к ВТО, установлен национальный режим для импортных товаров, что может быть охарактеризовано как установление «равного игрового поля для конкуренции между отечественными и импортными товарами» .

Анализ специальных антимонопольных правил во взаимосвязи с нормами Закона о защите конкуренции показывает, что действие правил Закона о торговле не зависит от наличия у хозяйствующих субъектов доминирующего положения, квалификация которого осуществляется Федеральным законом «О защите конкуренции».

Информационное обеспечение в области торговли осуществляется путем создания специальной системы государственного информационного обеспечения (п. 20). Порядок создания указанной системы установлен Положением о создании и обеспечении функционирования системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2010 г. № 887. В соответствии с Положением уполномоченный федеральный орган исполнительной власти - Минпромторг России предоставляет для включения в информационную систему информацию о принятых им решениях в области торговой деятельности в РФ; об издании нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области торговой деятельности в РФ; о среднем уровне цен на отдельные виды товаров в РФ и иную информацию (п. 10). Уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ предоставляют Минпромторгу России информацию о состоянии торговли и тенденциях ее развития в соответствующих субъектах РФ и об издании нормативных правовых актов субъектов РФ, регулирующих отношения в области торговой деятельности.

Российское предпринимательское право: учебник / под ред. И. В. Ершовой,Г. Д. Отнюковой. М., 2012. С. 89.

  • См.: Щур-Труханович Л. В. Методы государственного регулирования торговойдеятельности: оценка полноты и содержания // Торговое право. 2012. № 2. С. 34.
  • Боровиков Э., Евтимов Б. ВТО: антимонопольные правила // Конкуренция и право. 2012. № 6.
  • Лекции

    по дисциплине:

    «УЧЁТ В ТОРГОВО-СНАБЖЕНЧЕСКИХ И ОБСЛУЖИВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ»

    Специальность 080502 – Экономика и управление на предприятии АПК

    Лесниково 2012

    Тема 1 Основы организации бухгалтерского учёта на предприятиях торговли.

    1 Государственное регулирование торговой деятельности.

    2 Нормативные документы, регламентирующие торговую деятельность. Характеристика Федерального закона о торговой деятельности.

    Государственное регулирование торговой деятельности.

    Торговая деятельность в Российской Федерации регулируется действующим федеральным законодательством, исполнительными органами субъектов Российской Федерации, а также многочисленными специальными правилами.

    Государственное регулирование в сфере торговой деятельности определяется следующими основными направлениями :

    1) Контроль за внутренними и внешними рынками – защита со стороны государства отраслей российской экономики, отдельно хозяйствующих субъектов, и населения при осуществлении внешней торговли, а также путем ограничения монополистической деятельности;

    2) Аттестация предприятий торговли – обследование соответствия возможности юридических и физических лиц осуществлять предпринимательскую деятельность в сфере торговли и общественного питания.

    Аттестации подлежат хозяйствующие субъекты, осуществляющие стационарную розничную торговлю, производство и реализацию продукции общественного питания, за исключением мелкорозничной передвижной и переносной сети (под нестационарными торговыми объектами понимаются торговые объекты, установленные без заглубленных фундаментов, вне зависимости от присоединения к городским инженерным коммуникациям, строительных конструкций и габаритов т. е. киоск-ларек - временное или постоянное помещение, используемое для торговли или оказания услуг, с обслуживанием покупателя вне помещения (площадью до 10 кв. м), павильон – то же (площадью 10-50 кв. м), палатка – временное помещение из ткани, пленки или других материалов, помещение контернейного типа , автофургон – грузовой автомобиль с крытым кузовом, прилавок, лоток – стол, отделяющий продавца от покупателя, используемый для показа и отпуска товаров.



    3) Сертификация торговой деятельности . Постановлением Правительства РФ «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации» розничная торговля отнесена к услугам, сертифицируемым в обязательном порядке наряду с услугами по изготовлению и реализации кулинарных и кондитерских изделий, услугами общественного питания и другими услугами бытового обслуживания населения.

    Целью обязательной сертификации любой услуги является подтверждение ее соответствия обязательным требованиям по безопасности жизни, здоровья и имущества потребителя. Срок действия сертификата устанавливается не более, чем на 3 года.

    Лицензирование отдельных видов деятельности . В соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежат следующие виды торговой деятельности:

    Распространение пиротехнических изделий;

    Оптовая торговля драгоценными металлами, драгоценными камнями, ювелирными изделиями;

    Деятельность по реализации зерна, продуктов его переработки для государственных нужд;

    Распространение лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

    Реализация продуктов антиквариата;

    Распространение и ремонт контрольно-кассовой техники;

    Распространение экземпляров фонограмм любых видов носителей;

    Оптовая реализация спирта и алкогольной продукции;

    Деятельность по содержанию нефтебаз, автозаправочных станций;

    Розничная торговля грузовыми автомобилями и специальными автотранспортными средствами;

    Реализация подакцизных товаров;

    Оптовая реализация минеральной и питьевой воды и др.

    На федеральном уровне лицензируется в основном оптовая торговля отдельными видами товаров, а лицензирование розничной торговли производится органами местного управления.

    4) Использование контрольно-кассовых машин при расчетах с населением. Законом РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» установлено, что предприятия независимо от формы собственности и индивидуальные предприниматели при проведении денежных расчетов с населением обязаны применять контрольно-кассовые машины. Перечень случаев, в которых допускается проведение денежных расчетов без использования контрольно-кассовых машин, утвержден постановлением Правительства РФ для организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности или особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин.

    5) Порядок ведения кассовых операций. Основными документами, регулирующими порядок ведения кассовых операций, являются:

    Указ Президента «О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения»;

    Письмо Центрального Банка России «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации»;

    Указание Центрального Банка России «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами»;

    Инструкция Центрального Банка России «Об утверждении порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации»;

    Положение Центрального Банка России «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации»;

    Постановление Государственного комитета по статистике «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций и по учету инвентаризации».

    7) Разработка правил осуществления розничной торговли. Порядок осуществления розничной торговли определяется Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Правительства РФ. Ответственность за нарушение правил торговли установлена Кодексом РФ «Об административных правонарушениях» (предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения административного правонарушения, лишение специального права, административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификация, административное приостановление деятельности).

    8) Государственное регулирование цен и тарифов осуществляется в основном на продукцию естественных монополий. Органами исполнительной власти осуществляется государственное регулирование торговых надбавок к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, на продукты детского питания. В отношении прочих товаров торговые организации в праве применять любые торговые надбавки, руководствуясь конкурентоспособностью на местном потребительском рынке.

    Объектом правового регулирования торговли являются отношения, связанные с организацией и осуществлением торговой деятельности на территории Российской Федерации. Государственное регулирование торговли относится только к деятельности, связанной с продажей товаров и осуществляемой посредством заключения договоров розничной купли-продажи или поставки.

    Государственное регулирование торговой деятельности представляет собой особый вид правоотношения, участниками которого являются, с одной стороны, органы государственной власти и местного самоуправления, а с другой стороны, юридические лица и индивидуальные предприниматели (хозяйствующие субъекты коммерческой деятельности), осуществляющие торговую деятельность как посредством создания торговых объектов и обеспечения их функционирования, так и без их использования.

    Федеральный закон от 28.12.2009 №381-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2015).

    Этот закон регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.

    Законом предусмотрено право Правительства РФ устанавливать предельно допустимые розничные цены на социально значимые продовольственные товары в случае, если в течение 30 дней рост цен них составит не менее 30%.

    Установлен предельный размер вознаграждения, которое поставщик выплачивает торговой организации за достижение определенных объемов продаж.

    Законодатель установил предельные сроки расчетов между торговыми организациями и поставщиками продовольственных товаров, зависящие от сроков годности товаров.

    Между поставщиком продовольственных товаров и торговой организацией может заключаться отдельный договор возмездного оказания услуг по рекламированию, маркетингу и иному продвижению товаров. Однако, запрещено ставить заключение договора поставки в зависимость от заключения договора возмездного оказания услуг.

    Законодатель установил, что не менее 60% нестационарных торговых объектов должны использоваться субъектами малого и среднего бизнеса. Однако это не является нормой прямого действия.

    Установлен ряд антимонопольных правил для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров. В частности, запрещено включать в договоры условие о возврате товаров, не проданных по истечении определенного срока; запрещено осуществлять оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии.

    Установлен ряд антимонопольных требований к органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления. В частности, им запрещено требовать проведения повторных проверок качества товаров, аттестации и аккредитации торговых объектов, не предусмотренных федеральными законами.

    Законом предусмотрено формирование в субъектах РФ торговых реестров. Торговые реестры будут включать в себя сведения о торговых организациях, поставщиках и о состоянии торговли на территории соответствующих субъектов РФ. И хотя законодатель запретил принуждать торговые организации и поставщиков к внесению сведений о них в торговый реестр, но можно предположить, что торговая деятельность организаций, не сообщивших о себе сведений в торговый реестр, будет существенно затруднена.

    В сферу государственного регулирования торговли не входят :

    1) отношения, возникающие при осуществлении купли-продажи товаров между гражданами;

    2) отношения между субъектами коммерческой деятельности и гражданами, также урегулированные гражданским законодательством, в том числе законодательством о защите прав потребителей;

    3) отношения, связанные с организацией розничных рынков, а также с организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, поскольку такие отношения регламентируются Федеральным законом «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»;

    4) отношения, возникающие в связи с организацией и использованием торговых объектов, в области предоставления услуг (например, предприятий общественного питания или бытовых услуг населению).

    Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется ГК РФ, ФЗ о Государственном Регулировании Торговой Деятельности (ГРТД), а также другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Среди наиболее значимых нормативно-правовых актов в этой области следует назвать: Федеральные законы от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»; от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»; от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака».

    Целями государственного регулирования торговой деятельности на современном этапе являются:

    1) обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем: проведения единой государственной торговой политики; нормативного правового регулирования в сфере торговой деятельности; установления унифицированного порядка проведения контрольных и надзорных мероприятий; установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности;

    2) развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров;

    3) обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения (ч. 2 ст. 1 ФЗ о ГРТД).

    Основными задачами государственного регулирования торговой деятельности являются:

    1) исключение неоправданного вмешательства органов государственной власти и местного самоуправления в торговую деятельность хозяйствующих субъектов;

    2) разграничение полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области регулирования отношений, возникающих в связи с осуществлением предпринимателями торговой деятельности;

    3) обеспечение прозрачности мер государственного регулирования торговой деятельности и доступность информации в данной области;

    4) обеспечение качественного и доступного обслуживания потребителей;

    5) обеспечение равномерного и цивилизованного развития различных форм торговой деятельности с учетом политики поддержки малого и среднего предпринимательства.

    Государственное регулирование торговой деятельности выполняет ряд важных функций :

    1) формирование и реализация политики государства в сфере торговой деятельности;

    2) осуществление контроля и надзора в области торговли;

    3) формирование и ведение информационных ресурсов, включая реестры участников торговой деятельности и торговых объектов;

    4) определение мест размещения торговых объектов;

    5) выдача разрешений на осуществление торговой деятельности в случаях, предусмотренных законодательством.

    Государственное регулирование торговли осуществляется с помощью системы типовых мер, законодательного, исполнительного и контролирующего характера правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям . Оно реализуется с помощью специальной системы мер, предусматривающей использование законодательной базы, актов, указов, а также различных нормативных документов.

    Одним из основных документов, предусматривающих регулирование торговой деятельности является Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2009 года «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», который вступил в силу 1 февраля 2010 года .

    Настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации.

    Целями настоящего Федерального закона являются :

    • 1) обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности;
    • 2) развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров;
    • 3) обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения;
    • 4) разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.

    Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности .

    Торговля, выступающая как связующее звено между различными отраслями народного хозяйства и, в частности, как связующее звено между производителем и потребителем, не осталась вне государственного регулирования. Современный механизм регулирования экономической деятельности торговли можно представить как интегрированную систему форм, методов, средств, с помощью которых осуществляется воздействие государства на объекты торговли .

    Механизм государственного регулирования торговли можно рассматривать как закрытую систему взаимоотношений экономических субъектов и объектов, представляющую совокупность элементов и связей между ними. При рассмотрении реализации функций регулирования необходимо использование процессного подхода, потому, что работа по достижению целей является не каким-то единовременным действием, а серией непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых является само по себе процессом, очень необходимы для успешной деятельности предприятий и организаций торговли. Поэтому системный подход необходим и к пониманию государственного регулирования.

    Системность проявляется и в том, что регулирование осуществляется по трехуровневой системе управления: на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ (областных), а также на уровне органов местного самоуправления. В каждом из них созданы соответствующие структуры со всеми конкретными целями, задачами и функциями .

    Субъектом государственного регулирования торговли выступает государство, общественные организации, законодательные органы. Объектом - экономические, организационные и управленческие отношения в сфере торговли на уровне субъектов хозяйствования в виде торговых организаций .

    Между субъектом и объектом существует прямая и обратная связь, регулирование которой можно представить в виде целостной и функционирующей системы . С помощью прямой связи осуществляется целенаправленное воздействие государства на объект, в свою очередь, обратная связь, проявляющаяся в реструктуризации, модернизации ранее реализованных технических решений предприятий, оказывает влияние на экономику страны. Наличие прямой и обратной связи составляет систему механизма регулирования.

    Система государственного регулирования торговли имеет свои цели, задачи, принципы, функции, формы, инструменты, методы и связи.

    Цели государственного регулирования, находясь в тесной взаимосвязи, неравнозначны по масштабам воздействия, значению и последствиям. Можно выделить цели стратегические и тактические. Среди стратегических целей наиболее приоритетными являются: обеспечение экономической и социальной стабильности потребительского рынка товаров, экономической безопасности, конкурентных преимуществ. Тактические (конкретные) цели могут различаться по объектам регулирования, но исходить должны из увязки общественных и частных интересов.

    Конкретными целями регулирования торговли являются:

    • - становление рыночных отношений в сфере торговли;
    • - формирование целостной системы торгового обслуживания для наиболее полного комплексного обслуживания потребностей населения и запросов местного рынка труда;
    • - создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование и развитие торговли и, в конечном итоге,
    • - обеспечение устойчивого экономического роста. На микроуровне, т.е. на уровне предприятий конкретными целями могут быть экономические, социальные и экологические.

    В целом основная задача государственного регулирования заключается в поддержании стабильности потребительского рынка и обеспечении его социальной направленности, что может быть реализовано с помощью определенных принципов . Социальная направленность рынка очень важна на современном этапе развития экономики, поскольку именно развивая потребительский рынок, можно прийти к экономической стабильности в обществе в целом.

    Механизм государственного регулирования должен опираться на шесть ведущих принципов :

    • 1) Отказ от хозяйственного управления торговыми предприятиями и ориентация на управление процессами, протекающими на потребительском рынке.
    • 2) Сведение административного воздействия к нормативно-правовому регулированию.
    • 3) Обеспечение равенства субъектов торговой деятельности независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
    • 4) Признание необходимости централизации определенного комплекса организационно-экономических функций.
    • 5) Четкое разграничение макро- и микро уровней в системе государственного регулирования.
    • 6) Четкое разделение функций между тремя уровнями системы государственного регулирования при сохранении на каждом из них общего подхода к проблеме государственного регулирования торговли в целом.

    Наряду с ними, в современных условиях перехода к экономическим методам регулирования и саморегулирования все большее значение приобретает принцип децентрализованного управления предприятиями и организациями, который является производным от других принципов и вытекает из свойств экономической системы. Децентрализация управления проявляется в отсутствии устанавливаемого центром государственного плана, подлежащего обязательному выполнению, не допускается вмешательство государства в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. В условиях децентрализованного управления права государственного аппарата ограничены и не дают ему возможности командовать деятельностью предприятий и организаций. Помимо ограничения прав центрального аппарата важным является делегирование планово-управленческих функций субъектам хозяйствования, предоставление им значительного уровня самостоятельности в определении своих действий, принятии хозяйственных решений .

    Принципы механизма регулирования торговли необходимо соотносить с теми приоритетами, на которые необходимо обратить внимание в первую очередь. В качестве социальных приоритетов государственного регулирования торговли можно считать:

    • - формирование потребительского рынка;
    • - обеспечение устойчивости функционирования предприятий и организаций торговли как важнейшего фактора региональной экономической безопасности;
    • - изменение стратегии научно-технического, информационного развития;
    • - осуществление комплексной системы мер для повышения инвестиционной привлекательности предприятий, формирование благоприятных условий для притока инвестиций путем включения рыночных механизмов регулирования .

    В частности, можно отметить и разработку программ по поддержке малого предпринимательства, и ориентацию предприятий на производство товаров, пользующихся спросом у потребителей, внедрение новых технологий производства, повешение качества выпускаемой продукции, создание благоприятного экономического климата для притока инвестиций.

    Непосредственно с целями и приоритетами государственного регулирования торговли связаны общие и частные функции регулирования. Цели и приоритеты реализуются посредством функций регулирования.

    В системе государственного регулирования торговли среди общих функций важнейшей можно считать создание экономико-правовых условий функционирования механизма регулирования . Как известно, рыночная экономика объективно предполагает высокую эффективность управления благодаря компетентному использованию ее законов, принципов, методов.

    Торговое законодательство основывается на применении гражданского права как совокупности норм и иных средств права, регулирующих товарное обращение. Отраслевая специализация торгового законодательства закреплена в Общеправовом классификаторе отраслей законодательства, утвержденном Указом Президента РФ от 15.03.2000 г. №2172 (с последующими изменениями). В этом классификаторе выделено законодательство о торговле.

    Предметом регулирования торгового права является торгово-предпринимательская деятельность по продвижению товаров от изготовителей в организации розничной торговли и другим потребителям, использующим товары для предпринимательских и иных хозяйственных целей .

    Следующей общей функцией является децентрализованное управление объектами сферы торговли. Реализация этой функции направлена на проведение региональной политики по удовлетворению потребностей населения в товарах и услугах, участие в инвестиционных проектах и программах социально-экономического развития регионов, государственного регулирования социально-экономического развития по территориальным субъектам хозяйствования, предупреждения банкротства.

    Важное значение в условиях реализации социально ориентированной модели рыночной экономики имеет социальная функция государственного регулирования; объем перераспределения совокупного общественного продукта с учетом различных социальных групп должен быть достаточен для достижения цели государственного регулирования. Государство должно выступать гарантом социально незащищенных слоев населения (участников войны, инвалидов, многодетных семей и т.д.).

    Немаловажной общей функцией является функция стратегического планирования. Иногда экономисты называет ее планово-прогнозной. Стратегическое планирование, как отмечал экономист В. Леонтьев, направлено на получение внутренне согласованных описаний различных состояний, в которых экономика может оказаться после применения альтернативных комбинаций различных мер экономической политики .

    Обязательной функцией является организационная, обеспечивающая системность подходов в проведении реформ, целостность государственной экономической политики .

    Само понятие «механизм», происходящее от греческого mechane - машина, означает система, устройство, определяющее порядок какого-либо вида деятельности. Следовательно, одной из составляющих этой функции в условиях формирования рыночной экономики является обеспечение порядка осуществления деятельности в процессе производства, распределения и перераспределения совокупного общественного и национального дохода. Система организационно-экономических отношений охватывает отношения, складывающиеся в процессе организации интегрированного труда, отношения по обмену деятельностью и отношения управления.

    В государственном регулировании рыночной экономики два аспекта представляются наиболее важными. Первым необходимым условием для упорядочивающего воздействия является регламентация, свод правил и ограничений рыночной деятельности. Осуществляется посредством государственного планирования, издания правительством нормативно-правовых актов. Разработка системы правил экономического поведения для всех участников хозяйственного процесса необходима для предоставления ее объектам самостоятельности в предпринимательской деятельности.

    Второй аспект - это государственное воздействие на рынок посредством изъятия части прибыли, дохода через систему налогообложения и других платежей в бюджеты. Распределяя средства в интересах общегосударственных нужд, государство осуществляет свою финансовую политику и оказывает влияние на рынок.

    Составляющими организационной функции являются также:

    • - усиление государственного контроля за деятельностью организаций, особенно обеспечивающих государственный заказ;
    • - создание информационного обеспечения и безопасности государственного регулирования.

    Организационная функция охватывает обширный комплекс вопросов, связанных с выбором организационных форм функционирования торговых организаций на базе различных форм собственности, схем и структур управления: определение функций, прав, взаимоотношений, ответственности каждого звена регулирования, совершенствование информационной базы, систему кадрового обеспечения, т.е. систему найма и оплаты труда, подготовки и расстановки кадров . В целом, эта функция улучшает эффективность регулирования торговли, охватывая весь комплекс вопросов по достижению поставленных целей.

    Функции государственного регулирования сферы торговли тесно связаны с формами (инструментами) её регулирования: программной; денежно-кредитной; налоговой; ценовой; лицензированием, квотированием и др.

    Необходимой формой регулирования является программная. В качестве данной формы могут служить прогнозы социально-экономического развития регионов, Концепция развития торговли, программа приватизации, Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации и другие программы.

    Одной из важных форм регулирования является также денежно-кредитная. Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.

    Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики разрабатываются Банком России в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации»» от 19.10.2011 г., №285 ФЗ, содержат анализ текущего состояния и прогноз развития российской экономики на предстоящий год, а также основные ориентиры, параметры и инструменты денежно-кредитной политики.

    Государственное регулирование осуществляется с помощью кредитов, посредством изменения учетных ставок Центральным банком. Для стимулирования наиболее важных сфер деятельности (производства продовольственных товаров, малого и среднего бизнеса) может применяться льготное кредитование, льготное налогообложение, инвестиционный налоговый кредит (отсрочка налогового платежа) .

    Среди множества экономических рычагов при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги.

    Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц - предприятий, организаций, граждан - для удовлетворения общественных потребностей. В условиях рыночных отношений, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.

    При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

    Налоговое регулирование осуществляется с помощью налоговых ставок и налоговых льгот. Налоговая льгота - полное или частичное освобождение от уплаты налогов для юридических лиц. Налоговая ставка (норма налогового обложения) - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, является одним из обязательных элементов налога. Размеры налоговых ставок должны учитывать потребности государства в бюджетных поступлениях и должны определяться на компромиссной основе государства и заинтересованности предприятий в их деятельности и инвестировании .

    На данный момент в России действуют следующие налоговые ставки:

    • 1) Ставка НДС - 18% и 10% - на отдельные группы товаров;
    • 2) Налог на прибыль - 20%;

    Маневрирyя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя yсловия налогообложения, вводя одни и отменяя дрyгие налоги, госyдарство создает yсловия для yскоренного развития определенных отраслей и производств, способствyет решению актyальных для общества проблем. Например, для способствования развития малого бизнеса, используются разнообразные поддержки со стороны государства: создание специальных фондов финансирования малых предприятий, льготное кредитование их деятельности и т.п. Но главное средство оказания содействия маломy бизнесy - особые льготные yсловия налогообложения.

    В соответствии с п. 1 ст. 30 Налогового кодекса налоговыми органами в Российской Федерации являются Государственная налоговая служба РФ и ее территориальные подразделения в Российской Федерации .

    Регулирование и контроль торговой деятельности осуществляется также при помощи ценовой политики государства. Ценовая политика государства - это деятельность центральных и местных органов исполнительной власти, которая направлена на оптимальное установление цен на определенные виды товаров и услуг. Данная политика направлена на достижение следующих основных целей:

    • 1) Затормозить инфляционный рост цен в результате обесценения денег в военный период, устранить диспропорции цен на отдельные виды изделий и услуг.
    • 2) Достигнуть необходимых соотношений в развитии производства.
    • 3) Затруднить рост заработной платы, увеличивающейся пропорционально росту цен.
    • 4) Субсидировать производство, находящееся под контролем государства, защитить отсталые отрасли экономики от иностранной конкуренции (в первую очередь сельское хозяйство), содействовать внешнеэкономической деятельности.
    • 5) Мобилизовать бюджетные средства, необходимые для проведения социально-экономических мероприятий.

    Важной задачей при этом является достижение определенных социальных результатов, в частности, поддержание достойного прожиточного минимума, предоставление людям возможности приобретать в достаточном количестве товары первой необходимости.

    Разработка ценовой политики как неотъемлемой части общей экономической и социальной политики государства является одной из важнейших составляющих реформирования экономики. Ее внедрение содействует развитию рыночных отношений, смягчению ее негативных социально-экономических последствий, ведет к повышению качеству продукции и развития конкуренции и, в конечном итоге способствует росту эффективности рыночной экономики. Проведение государственной политики в стране обеспечивает Кабинет Министров Российской Федерации, который определяет перечень продукции, товаров и услуг, на которые утверждаются фиксированные и регулируемые цены и тарифы, а также полномочия органов государственного управления в отрасли установления контроля за ценами (тарифами).

    Следует отметить, что либерализация цен не ослабляет, а напротив, повышает роль государства в осуществлении политики ценообразования. Она заключается не в установлении конкретных цен, а в воздействии с помощью экономических мер на принятие товаропроизводителями оптимальных решений по ценам, в оказании им методологической и методической помощи, разработке правовых норм по ценообразованию.

    Также немало важной формой государственного регулирования сферы торговли является - лицензирование торговой деятельности. Лицензирование - это способ защиты субъектов рынка от действий непрофессиональных участников, форма контроля государства за деятельностью субъекта. Согласно ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения», торговля представляет собой вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг. Заниматься предпринимательством, в том числе и торговлей в России можно без ограничений. Однако для того, чтобы иметь возможность торговать, мало иметь одного желания, необходимо зарегистрироваться в установленном законом порядке. Это касается как организаций, так и физических лиц - и те и другие должны пройти процедуру государственной регистрации.

    Для получения лицензии, субъект хозяйственной деятельности, претендующий на ее получение (лицензиат), должен предоставить в лицензирующий орган необходимый комплект документов и уплатить государственную пошлину, так как лицензирование осуществляется на платной основе. Статьей 8 Закона №99-ФЗ установлено, что лицензия выдается сроком на пять лет. По окончании срока действия лицензии по заявлению лицензиата срок может быть продлен. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.

    Основным нормативным документом, регулирующим сегодня вопросы лицензирования в России, выступает Федеральный закон от 04.05.2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности. Статьей 2 Закона №99-ФЗ определено, что под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории России требуется получение лицензии в соответствии с Законом №99-ФЗ. Виды деятельности, на которые необходимо получить специальное разрешение, перечислены в статье 17 указанного Закона, из которой вытекает, что применительно к торговле специальное разрешение требуется на торговлю:

    • - вооружением и военной техникой;
    • - оружием и основными частями огнестрельного оружия;
    • - патронами к оружию.

    Следует иметь в виду что помимо перечисленных видов торговли лицензированию подлежит и фармацевтическая деятельность, а также деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции .

    Важно отметить то, что лицензирование рассматривается не как ограничение прав и свобод хозяйствующего субъекта, занятого торговлей, а как инструмент государственного регулирования торговой деятельности, способной повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации .

    Также на ряду с лицензированием применяется квотирование торговой деятельности, которое осуществляестя при помощи введения квот - ограничений в стоимостном или физическом выражении, вводимых на импорт и экспорт определенных товаров на определенный период времени. Квотирование импорта применяется как защитная мера в случае, когда возникает угроза причинения ущерба производителям подобных конкурирующих товаров на территории РФ.

    Количественные ограничения импорта и экспорта - прямая административная форма государственного регулирования внешней торговли. Лицензии и квоты ограничивают самостоятельность предприятий в отношении выхода на внешний рынок, сужают круг стран, с которыми могут быть заключены сделки по определенным товарам, регламентируют количество и номенклатуру товаров, разрешенных к ввозу и вывозу. Вместе с тем система лицензирования и квотирования импорта и экспорта, устанавливая жесткий контроль над внешней торговлей некоторыми товарами, во многих случаях оказывается более гибкой и эффективной, чем экономические рычаги внешнеторгового регулирования .

    Вконтакте

    Одноклассники


    1. Методами государственного регулирования торговой деятельности являются:

    1) определение порядка организации торговой деятельности;

    2) определение требований к осуществлению торговой деятельности;

    3) антимонопольное регулирование в области торговой деятельности;

    4) техническое регулирование в области торговой деятельности;

    5) государственное регулирование цен или наценок на отдельные виды продовольственных товаров первой необходимости, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

    6) информационное обеспечение в области торговой деятельности;

    7) защита государством прав и законных интересов продавцов и покупателей, в том числе путем реализации мер социальной помощи малоимущим и другим льготным категориям граждан;

    8) осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением продавцами требований настоящего Федерального закона.

    2. Не допускаются иные методы государственного регулирования торговой деятельности.

    Антимонопольные требования к осуществлению торговой деятельности

    1. Антимонопольное регулирование в области торговой деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

    2. Хозяйствующий субъект (группа лиц), осуществляющий розничную торговлю продовольственными товарами, признается занимающим доминирующее положение на каждом товарном рынке, на котором он приобретает продовольственный товар, в границах городского округа или муниципального района для его последующей продажи, если его доля в общем объеме розничной торговли продовольственными товарами всех хозяйствующих субъектов в границах городского округа или муниципального района превышает пятнадцать процентов.

    Хозяйствующий субъект (группа лиц), осуществляющий розничную торговлю непродовольственными товарами, признается занимающим доминирующее положение на каждом товарном рынке, на котором он приобретает непродовольственный товар в границах субъекта Российской Федерации, для его последующей продажи, если его доля в общем объеме розничной торговли непродовольственными товарами всех хозяйствующих субъектов в границах субъекта Российской Федерации превышает пятнадцать процентов.

    Хозяйствующий субъект (группа лиц), осуществляющий розничную торговлю медицинскими товарами, признается занимающим доминирующее положение на каждом товарном рынке, на котором он приобретает медицинские товары, в границах городского округа или муниципального района для их последующей продажи, если его доля в общем объеме розничной торговли этими товарами всех хозяйствующих субъектов в границах городского округа или муниципального района превышает пятнадцать процентов.

    3. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (группы лиц), доля которого в розничной торговле продовольственными или непродовольственными товарами, медицинскими товарами в пределах соответствующих географических границ не превышает пятнадцати процентов, за исключением указанных в части 4 настоящей статьи случаев.

    4. Доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта (группы лиц) из нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц), если:

    1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов в розничной торговле продовольственными товарами, превышает двадцать процентов от общего объема розничной торговли продовольственными товарами в границах городского округа или муниципального района, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов в розничной торговле продовольственными товарами, превышает тридцать процентов от общего объема розничной торговли продовольственными товарами в границах городского округа или муниципального района. Положение настоящего пункта не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов в менее чем три процента;

    2) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов в розничной торговле непродовольственными товарами, превышает двадцать процентов от общего объема розничной торговли непродовольственными товарами в границах субъекта Российской Федерации, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов в розничной торговле непродовольственными товарами, превышает тридцать процентов от общего объема розничной торговли непродовольственными товарами в границах субъекта Российской Федерации. Положение настоящего пункта не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем три процента;

    3) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого их которых больше долей других хозяйствующих субъектов в розничном товарообороте медицинскими товарами, превышает двадцать процентов от общего объема розничной торговли этими товарами в границах городского округа или муниципального района, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов в розничной торговле медицинскими товарами, превышает тридцать процентов от общего объема розничной торговли этими товарами в границах городского округа или муниципального района. Положение настоящего пункта не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем три процента.

    5. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта, осуществляющего розничную торговлю товарами, устанавливает антимонопольный орган. Порядок определения доминирующего положения хозяйствующего субъекта, осуществляющего розничную торговлю товарами, утверждается Федеральным антимонопольным органом.

    9. Доля хозяйствующего субъекта в розничной торговле продовольственными или непродовольственными товарами, медицинскими товарами в пределах соответствующих географических границ не должна превышать тридцати пяти процентов. Увеличение данного размера доли возможно только если при этом не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок, иных действий, а также если их результатом является или может являться:

    1) совершенствование производства, продажа товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке;

    2) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате увеличения занимаемого размера доли.

    10. Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе передавать в собственность, пользование или владение недвижимое имущество, включая земельные участки, хозяйствующему субъекту, имеющему долю в размере тридцати пяти процентов в розничной торговле продовольственными или непродовольственными товарами, медицинскими товарами в пределах соответствующих географических границ только после получения предварительного согласия антимонопольного органа на совершение такой сделки.

    Читайте также: