Драматургия досугового мероприятия. Конспект культурно-досугового мероприятия для младших школьников «Сказочная поляна

Культурно-досуговая деятельность – это социально-культурологический процесс, способствующий свободному духовному и физическому совершенствованию личности на основе самодеятельного творчества, освоения ценностей культуры, общественно значимого общения, разумного и полноценного отдыха. Культура досуга личности – интегральное качество, отражающее потребность и умение индивида творчески, социально значимо реализовывать в условиях свободного времени собственные сущностные силы.

Признаки КДД:

1. Всякая досуговая деятельность протекает в свободное от обязательного труда время.

2. Продукты досуговой деятельности не могут иметь коммерческого характера, т. е. не могут быть включены в товарно-денежные отношения. Возможны случаи, когда продукты КДД продаются, хотя единичные акты купли-продажи не изменяют сути КДД. Но если подобные акты примут систематический характер, то КДД потеряет свою досуговую сущность и превратится в индивидуальную или групповую трудовую деятельность, которая, в отличие от деятельности досуговой, должна по закону облагаться налогом.

3. КДД, как правило, носит не профессиональный, а любительский характер, но иногда человек и на досуге продолжает заниматься своей профессиональной деятельностью, хотя и бесплатно, ради удовольствия. Профессия поглощает досуг. Иногда происходит обратное – досуговая деятельность (хобби) превращается в профессию.

4. КДД носит самоуправляемый характер, свободна от какого бы то ни было внешнего вмешательства в виде социального, педагогического или иного руководства и контроля. Здесь человек (или группа) сам должен быть полноценным и единственным субъектом своей деятельности и ее организации.

Уровни КДД:

l. Отдых, физическая активность.

2. Развлечения, игры.

3. Просвещение (самообразование).

    Творчество.

    Созерцание.

6. Праздники.

Функции КДД: информационно-просветительная, рекреационная, культурно-творческая, коммуникативная, развивающая, общения.

Таким образом, культурно-досуговая деятельность – это вид культурной деятельности, которая реализуется, как правило, в форме любительства в свободное время, является полностью самоуправляемой, а ее продукты имеют некоммерческий характер.

4. Сущность культурно-досуговой деятельности

Современная цивилизация достигла той степени развития, когда дальнейшее ее движение вперед стало полностью зависеть от проблемы совершенствования человека.

Деятельность учреждений культуры сегодня обретает особую актуальность и выдвигает их на ответственные рубежи организации досуга населения. Учреждение культуры может обеспечить широкий диапазон и универсальность содержания этой деятельности, создает условия развития личности. Гуманистическая направленность культурно-досуговой деятельности, воспитание потребности индивида во всестороннем развитии вступает в противоречие с рыночными отношениями, особенно в выборе форм проведения досуга и его содержании.

Культурно-досуговая деятельность всегда складывается в процессе активного освоения личностью общественных и производственных отношений и зависит от интересов и потребностей человека.

Понятие "досуг"" связано с достижением , способностью, возможностью человека проявить себя в свободное от работы время.

Досуг рассматривается как цель и способ удо­влетворения разнообразных потребностей, в том числе эстетических и художественных.

Если рассматривать досуг с позиций жизни общества, то он важен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворения потребности личности в радости, удовольствии и т.д.

Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств реализации сущностных сил человека и оптимизации социаль­но-культурной среды, окружающей его. В культурно-досуговой деятель­ности, как правило, слитно присутствуют моменты преобразования, познания и оценки, так определяет это понятие В. Я. Суртаев.

Профессор Н.Ф. Максютин отмечает, что культурно-досуговая деятельность есть процесс создания, распро­странения и умножения духовных ценностей. Культурно-досуговая деятельность специализированная подсистема духовно-культурной жизни об­щества, функционально объединяющая социальные институты, "при­знанные обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их активное творческое освоение людьми в сфере досуга в целях формирования гармонично развитой, творчески активной личности.

Культурно-досуговая деятельность дополняет, гармонизирует жизнь человека с точки зрения физической, так и духовной.

Культурно-досуговая деятельность влияет на содержание общественного сознания как целостного отражения общественной жизни, ее материальных и духовных аспектов.

Только с учетом психологии личности и психологии групп, коллективов и массы людей можно говорить о содержательности культурно­-досуговой Объектом деятельности.

Культурно-досуговая деятельность имеет свое содержание, формы, средства, методы и инструменты интеллектуально­го и эмоционального воздействия на личность, группу или массу людей, стабильную и нестабильную аудиторию, разные социальные общности . Процесс функционирования культурно-досуговой деятельности в этом плане можно представить как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Если первая состоит в присвоении индивидом своей социальной сущности, то вторая - в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которому он получает возможность развиваться согласно собственным природным задаткам и потребностям..

Современная теория рассматривает культурно-досуговую деятель­ность как

процесс, имеющий собственные функции, цели, средства, результат.

Культурно-досуговая деятельность как процесс, выражая суть и логику педагогического воздействия, выступает как связь объекта и субъ­екта.

Самым эффективным институтом в культурно-досуговой деятельности является учреждение культуры. В учреждениях культуры культурно-досуговая деятельность становится систематической и приобретает творческий характер.

Определением понятия "досуг" является время в промежутках между занятиями полезным трудом. Выявить его функции можно путём компонования культурно-досуговых программ, которые будут характеризовать формы проведения мероприятий в деятельности рекреационно-развивающей, включающей в себя целый комплекс тщательно подобранной культурно синтезированной активной энергии, заполняющей всё пространство досуга.

Культурно-досуговые программы и их особенности

Особенности культурного досуга и его программы определяют отличия самого культурного досуга от программ дополнительного образования. Отличия состоят в том, что культурно-досуговая программа не организовывается специально и не изучается - её реализация проходит спонтанно, как подготовка и проведение массовых мероприятий досуга. Знания и умения появляются в результате процесса самостоятельной работы вне занятий. Формы проведения мероприятий могут быть самыми разнообразными.

Описание материала: Предлагаю конспект культурно-досугового мероприятия «В мире сказок» для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Данный материал будет полезен воспитателям детских садов, специализированных детских учреждений, учителям начальных классов. Это конспект мероприятия, направленного на развитие у детей навыков эффективного общения, творческих способностей, пополнение знаний о произведениях устного народного творчества.

Конспект культурно-досугового мероприятия «Сказочная поляна»

Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы».

Цель: Развитие навыков эффективного общения, позитивного социального поведения, обогащение знаний о произведениях устного народного творчества.

Задачи:

Образовательные: формировать представления о произведениях устного народного творчества.

Развивающие : развивать внимание, память, логическое мышление, познавательную активность, коммуникативные навыки, навыки совместной деятельности.

Речевые : развивать связную речь (развивать у тетей умение отвечать на вопросы полными ответами, давать обоснование своим ответам).

Воспитательные: воспитывать интерес к сказкам, любознательность.

Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением сказочных предметов (репка, зеркало, корыто, туфелька, яблоко, телефон, градусник, яйцо, игла, рукавичка, ключик, корзинка с пирогами), бланки телеграмм от сказочных героев, письмо от Сказки.

Раздаточный материал : карта с маршрутом мероприятия (огненная река, высокие горы, топкое болото, дремучие леса, непроходимые овраги, глубокие озера)

Методические приемы : игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность детей, подведение итогов.

Ход мероприятия

Сказочница: Здравствуйте, ребята! Посмотрите как у нас здесь красиво, наверное, тут живет много сказок. (Обходит зал, осматривается). Нет, никого я не нашла. А, что же, это за письмо? (читает вслух). «Помогите, меня похитили злодеи! Сказка». Ребята, надо выручать сказку из плена. Для этого нам надо пройти испытания. Вы согласны, тогда в путь!

По станциям ребята проходят испытания. В руках у сказочницы карты с маршрутом: 1. огненная река, 2. высокие горы, 3. топкое болото, 4. дремучие леса, 5. непроходимые овраги, 6. глубокие озера. Сказочница раздает карты с маршрутом ребятам.

Станция «Огненная река» . Сказочница задает сказочные вопросы:

а) какими словами начинаются русские народные сказки? («жили-были», «в некотором государстве»);

б) какой музыкальный инструмент помогал девочке Жене собирать землянику? (дудочка);

в) кто первым нашел теремок? (мышка);

г) кто с кем такой дележ устраивал: «Твои вершки, а мои корешки» (мужик и медведь);

д) от кого первого ушел колобок? (от бабушки);

е) какая девушка на балу потеряла туфельку? (Золушка);

ж) как звали самую маленькую девочку? (Дюймовочка);

з) кто из поросят построил самый прочный домик? (Наф-Наф);

и) сколько братьев-месяцев встретила героиня сказки у новогоднего костра (12);

к) кто из героев сломал теремок? (медведь);

л) кто помог выгнать из избушки лису? (петух).

Станция «Высокие горы». Ребят встречают разбойники. Мы награбили много вещей, а чьи они определить не можем.

Разбойники показывают предметы, а дети должны отгадать из какой сказки предмет. Предметы: репка, зеркало, корыто, туфелька, яблоко, телефон, градусник, яйцо, игла, рукавичка, ключик, корзинка с пирогами.

Станция «Топкое болото» . Ребят встречает старуха Шапокляк. «Не пропущу вас дальше, пока не отгадаете мои загадки».

1. А дорога далека,

А корзина не легка.

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок. (Маша и медведь)

2. Ах, ты, Петя простота,

Сплоховал немножко,

Не послушался кота,

Выглянул в окошко. (Петушок-золотой гребешок)

3. Красна девица, грустна,

Ей не нравится весна

Ей на солнце тяжело,

Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)

4. Нет ни речки, ни пруда,-

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

5. С букварем шагает в школу

Деревянный мальчуган

Попадает вместо школы

В деревянный балаган

Как зовется эта книжка?

Как зовется сам мальчишка? (Буратино)

6. Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота

Он известен, знаменит

Это доктор….. (Айболит)

7. Бабушка девочку очень любила

Шапочку красную ей подарила

Девочка имя забыла свое

Ну, отгадайте, как звали ее? (Красная Шапочка)

8 Уймись, уймись, колдунья злая,

Себя надеждами не тешь

В лесу 7 гномов повстречав

Спасется наша….. (Белоснежка)

Станция «Дремучие леса» . Кикимора задает хитрые вопросы.

1. Он пиявок добывал,

Карабасу продавал,

Весь пропах болотной тиной

Его звали….. (Дуремар)

2. Он гулял по лесу смело,

Но лиса героя съела.

На прощанье спел бедняжка-

Его звали….. (Колобок)

3. Бедных кукол бьет и мучит,

Ищет он волшебный ключик.

У него ужасный вид

Это….. (Карабас-Барабас)

4. Много дней он был в пути

Чтоб жену свою найти,

А помог ему клубок,

Его звали…. (Иван-Царевич)

5. И красива, и мила,

Только очень уж мала!

Стройная фигурочка,

А зовут….. (Дюймовочка)

6. Жил в бутылке сотни лет,

Наконец, увидел свет,

Бородою он оброс,

Это добрый….. (Старик Хоттабыч)

7. С голубыми волосами

И огромными глазами

Это куколка-актриса,

И зовут ее…. (Мальвина)

8. Потерял он как-то хвостик,

Но его вернули гости.

Он ворчлив как старичок

Это грустный….. (Ослик)

9. Он большой шалун и комик,

У него на крыше домик.

Хвастунишка и зазнайка,

А зовут его…. (Карлсон)

Станция «Непроходимые овраги». Почтальон Печкин читает телеграммы, а ребята отгадывают от кого они.

Печкин: Ребята получил телеграммы, а от кого они я определить не могу. Помогите мне, пожалуйста!

Телеграммы:

- «Спасите! Нас съел серый волк» (7 козлят).

- «Золотое яичко уже снесла!» (Курочка Ряба).

- «Я сломал теремок. Ребята, помогите его построить!» (медведь)

- «Потерял золотой ключик. Помогите его найти» (Буратино)

- «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел. Скоро буду у вас в гостях» (Колобок).

Станция «Глубокие озера».

Баба Яга: « Я вам буду загадывать сказки, а вы отгадывайте!»

- «На пригорочке зеленом цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Запах от него по всему саду, ровно струится, бежит….» («Аленький цветочек»).

- «Женщина пришла домой, посадила ячменное зерно в цветочный горшочек. Только она его посадила, зернышко сразу дало росток, а из цветка вышел огромный чудесный цветок, совсем как тюльпан» («Дюймовочка»)

- «Спала она на чердаке. Под самой крышей, на колючей соломенной подстилке. А у обеих сестриц были комнаты с паркетными полами цветного дерева, с кроватями и большими зеркалами» («Золушка»)

- «Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного. Сверкающего льда, и все же живая! Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни теплоты, ни покоя» («Снежная королева»)

- «Лети, лети. Лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели» («Цветик-семицветик»)

Сказочница, обращаясь к Бабе Яге: Мы выполнили все задания, отдавайте нам сказку!

Баба Яга: Что ж, делать, забирайте свою сказку!

Появляется сказка: Спасибо вам, ребята! Выручили меня из плена, теперь я буду приходить к вам в гости очень часто. (Награждает всех призами).

Свободное время - это время досуга, которым человек располагает сам, по собственному усмотрению, не связывает с непреложными обязанностями и обязательствами и может использовать для удовлетворения своих потребностей и стремлений.

Часть жизненной среды человека, предназначенную для отдыха, преодоления усталости и утомления, восстановления физического и психического здоровья, обозначают как сферу досуга, инфраструктуру отдыха и рекреационную (восстанавливающую) среду. Характеристики сферы досуга дают исчерпывающую информацию о культуре использования свободного времени: выступают признаком социального взросления, становления личности в детстве, отражают уровень и состояние воспитательно-образовательной деятельности и взаимодействия с ребенком в семье, школе, ближайшем микросоциуме .

В научной литературе понятие «досуг» определяется следующим образом.

Досуг - это время, свободное от работы и учебы, остающееся у человека за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат .

Досуг - это совокупность различных видов занятий, деятельности, осуществляемой в свободное время, в результате которой происходит развитие личностных качеств человека, удовлетворяются духовные, физические и другие социально значимые потребности личности .

Досуг - это деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности; это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек .

По характеру осуществляемой человеком деятельности в рамках досуга можно выделить несколько составляющих в составе трех групп:

  • а) активный досуг:
    • - активная творческая (в том числе общественная) деятельность;
    • - учеба и самообразование;
    • - культурное (духовное) потребление, имеющее индивидуальный (чтение книг, журналов и т.п.) публично-зрелищный (посещение кино, театров, музеев и пр.) характер;
    • - физические занятия (спорт, туризм и т.п.);
    • - любительские занятия типа хобби;
    • - занятия и игры с детьми;
    • - товарищеские встречи и общение с другими людьми;
  • б) пассивный досуг:
    • - пассивный отдых (расслабление, релаксация и т.п.);
  • в) затраты времени, совпадающие с явлениями антикультуры:
    • - злоупотребление алкоголем и пр. .

В рамках досуга самым простым видом, предназначенным для восстановления сил, является отдых, который разделяют на пассивный и активный.

Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление и восстанавливает работоспособность.

Основная функция пассивного отдыха - релаксация - уменьшение напряжения, расслабление, эмоциональная разрядка, восстановление. Для релаксации специально выделяют и оформляют места отдыха (комнаты отдыха, зоны отдыха и т.п.). Такой отдых является упрощенной формой досуга, которая не предполагает каких-либо развивающих занятий.

Активный отдых в отличие от пассивного предполагает не исключение нагрузок на организм, а их перераспределение между различными системами органов, основанное на смене видов деятельности. Такой отдых воспроизводит силы человека. К нему относят физкультуру, спорт, туризм, игры, просмотр кинофильмов, посещение выставок, театров, музеев, чтение, общение. Основные функции активного отдыха - восстановительная, развивающая и функция гармонизации .

Наряду с понятием «досуг» в психолого-педагогической литературе используются понятия «культура досуга» и «культурно-досуговая деятельность».

Культура досуга, как считает А. И. Вишняк, - это прежде всего внутренняя культура человека, предполагающая у него наличие определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время. Склад ума, характер, организованность, потребности и интересы, умения, вкусы, жизненные цели, желания - все это составляет личностный, индивидуально-субъектный аспект досуга .

Культурно-досуговая деятельность, по мнению Б. Г. Моса- лева, является одной из сторон культуры, которая направленная на создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей общества. Ее возможности связаны как с условиями досуговой сферы, так и с внутренним богатством личности, разнообразием ее культурных запросов и интересов. Социальная значимость культурно-досуговой деятельности проявляется в степени соответствия ее содержания уровню образования, общей культуре, духовным потребностям и материальным возможностям различных групп населения .

Особенности культурно-досуговой деятельности проявляются в следующем:

  • - действенным мотивом культурно-досуговой деятельности является потребность личности в самом процессе этой деятельности;
  • - цели и содержание культурно-досуговой деятельности избираются человеком самостоятельно в зависимости от уровня его нравственного развития и уровня культуры;
  • - культурно-досуговая деятельность носит социально полезный или нейтральный характер.

В процессе культурно-досуговой деятельности:

  • - происходит восстановление различных сил ребенка (прогулки на воздухе, спорт, вечера отдыха, игры, забавы, развлечения и др.);
  • - повышается эрудиция, развиваются духовные потребности (чтение, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки и пр.);
  • - развиваются духовные силы, способности, творческая активность (трудовая, техническая, спортивно-игровая, художественно-театральная, научно- исследовательская, прикладная деятельность);
  • - реализуются потребности в общении (клубная и кружковая работа, творческие объединения, дискотеки, праздники и т.д.);
  • - развивается целенаправленная творческая учебная деятельность детей (выездные лагеря, смотры-конкурсы, каникулярные объединения, туристические походы, школы актива и т.п.).

По формам организации молодежный досуг очень разнообразен. Естественно, что не каждый ребенок или подросток будет участвовать во всех формах досуговых занятий. Каждый вправе выбирать себе занятие в соответствии со своими способностями и интересами, у каждого может быть индивидуальный стиль проведения свободного времени, индивидуальный вид занятий. Однако, досуговая деятельность - не хаотический набор способов и норм проведения свободного времени, она имеет определенную структуру.

  • - общение;
  • - спортивно-оздоровительную деятельность, игры и отдых на природе; пассивно-репродуктивную или развлекательную деятельность (прогулки, просмотр телепередач, слушание музыки, посещение дискотек и т.п.);
  • - интеллектуально-познавательную деятельность активного характера (чтение, занятие в кружках, посещение факультативов и т.п.);
  • - художественное, техническое, естественнонаучное и т.п. творчество; любительскую деятельность прикладного характера (шитье, вязание, фотодело и т.п.);
  • - общественно активную деятельность (деятельность в рамках общественных движений, объединений, организаций, благотворительную деятельность, взаимопомощь) и т.д. .

По мнению Ю. В. Васильковой, отличительными особенностями организации досуговой деятельности детей и подростков выступают:

  • - активное использование различных видов соревнования; обязательная оценка результатов деятельности в целях поощрения и стимулирования активности;
  • - использование механизмов лидерства, с помощью которых можно добиться единства группы, способствовать установлению коллективистских отношений;
  • - стимулирование внутригрупповой сплоченности;
  • - сочетание групповой и индивидуальной работы .

Досуг является тем личным пространством ребенка, в котором наиболее полно и ярко раскрываются естественные потребности в свободе и независимости, удовлетворяются многие социально-психологические потребности личности в реализации интересов, самоутверждении, признании. В досуговой деятельности дети сами предъявляют к себе воспитательные требования, устанавливают себе «пределы самостоятельности и трудности», что делает досуг сферой самовоспитания.

В качестве основных форм организации досуговой деятельности можно выделить клубную деятельность, кружковую и студийную работу, работу с неформальными молодежными объединениями по интересам, игровую деятельность, детские праздники, спортивную деятельность, чтение книг, посещение театров, кинотеатров, музеев, семейный досуг.

Наиболее распространенной формой организации досуга выступает клубная деятельность. Она активно используется социальными педагогами как в целях профилактики, так и социальной реабилитации и коррекции.

Клубная деятельность является одним из видов социальной деятельности, сферой реализации интересов и индивидуальнотворческой активности личности. По мнению В. В. Полукарова, рекреационная деятельность преимущественно имеет восстановительный характер, досуговая - восстановительный и творческий характер, а клубная, будучи непременно творческой, носит созидательную направленность (Полукаров В. В. Клубная деятельность как модель организации школьной и внешкольной среды // Моделирование воспитательных систем: теория - практике. - М., 1995. - С. 118) .

Клубная деятельность организуется на базе учреждений системы образования. Традиционно базовыми учреждениями для организации клубной работы по месту жительства выступают школы и учреждения дополнительного образования детей, включая подростковые клубы по месту жительства, центры, дома и дворцы детского и юношеского творчества, центры и станции юных туристов, техников, детско-юношеские спортивные школы и др. Нормативной базой, регламентирующей деятельность подростковых клубов, является «Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей». Их аттестация проводится государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации (приказ Минобразования России от 23.03.99 № 812). Примерный устав и направления деятельности подобных учреждений определены в письме Минобразования России, Госкоммолодежи России и Госкомспорта России от 12.03.96 № КШ 21/294-04/53 «О работе подростковых и молодежных клубов по месту жительства граждан».

Цели организации клубной воспитательной деятельности с детьми и подростками могут быть различными. В зависимости от различных условий, таких как наличие материальной базы, сети образовательных учреждений и т.п. целями воспитательной деятельности в клубе могут быть:

  • - социально-педагогическая защита подростков (предотвращение межличностных конфликтов, формирование позитивных отношений между людьми; развитие способностей и интересов личности, защита ее прав; формирование и развитие личностных качеств подростка, необходимых для позитивной жизнедеятельности);
  • - увеличение степени самостоятельности детей и подростков, развитие их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
  • - создание условий, в которых дети и подростки могут максимально проявить свои потенциальные возможности;
  • - адаптация или реадаптация детей и подростков в обществе;
  • - компенсация дефицита общения в школе, семье, в среде сверстников;
  • - дополнительное образование, получаемое в соответствии с жизненными планами и интересами воспитанников .

Определяя сущность детского клуба, один из первых организаторов досуговых клубных объединений С. Т. Шацкий, проводил параллели между клубом и уличной компанией, которая так привлекает ребят. В частности, он отмечал, что клуб должен притягивать детей не меньше, чем уличная компания. А для того, чтобы клуб мог соперничать с улицей, атмосфера клуба должна быть максимально раскованной для ребенка, он должен создавать среду, в которой детям было бы интересно .

Опыт работы клубов доказывает, что для того, чтобы досуг стал действительно привлекательным для молодежи, необходимо стоить их деятельность на основе интересов каждого. Поэтому необходимо не только хорошо знать сегодняшние культурные запросы молодых людей, уметь предвидеть тенденции их изменения, но и уметь быстро реагировать на них изменением видов и форм организации досуга . Понятно, что чтобы этого достичь, работники клуба должны обладать фантазией и владеть различными технологиями и формами организации клубной работы.

Привлекательность клубной жизни для детей и подростков позволяют обеспечить:

  • - игровые формы усвоения будущих социальных ролей;
  • - разнообразная по характеру деятельность, которая позволяет решить проблему профессионального самоопределения, самопознания;
  • - возможность удовлетворить потребность в общении (в отличие от бессодержательного времяпрепровождения на улице ребята общаются в клубе на основе общих полезных дел, увлечений, интересов);
  • - гуманистически выстроенные по сравнению с уличными межличностные отношения (недопустимы насмешки, унижения и т.п.);
  • - самоуправление, относительная автономия от взрослых.

Использование подобного арсенала форм и технологий

организации клубной работы социальными педагогами способствуют включению ребенка во многие социально ценные и личностно значимые виды деятельности, в гуманистически ориентированные межличностные отношения со сверстниками и взрослыми; формирует опыт социального поведения, необходимый для успешного вхождения в систему общественных отношений; развивает умения и способности ребенка .

По мнению М. В. Шакуровой, в организации клубной деятельности следует руководствоваться принципами:

  • - добровольности объединения людей с общими интересами;
  • - самодеятельности и самоуправления;
  • - учета возрастных и социокультурных особенностей .

В содержательном плане клубная деятельность может строиться по принципу Т-группы (свободное общение, совместное проведение досуга) либо реализовывать целевые или комплексные программы (социально-педагогические, коррекционные, образовательные и т.п.) . Такие программы могут включать в качестве направлений работы:

  • - организацию совместной деятельности и отдыха;
  • - профилактические программы (профилактика зависимостей, правонарушений и т.п.);
  • - образовательные и воспитательные программы (валео- логическая программа, программа дополнительного образования, программа развития социальных навыков, программа патриотического, нравственного воспитания и т.п.);
  • - коррекционные и реабилитационные программы (программа работы с детьми-инвалидами, программа работы с детьми с ослабленным здоровьем (лечебная педагогика), программа реабилитации предметно-пространственной среды детей и подростков и пр.).

Анализ опыта последних лет показывает, что приоритетными направлениями клубной деятельности по месту жительства являются следующие:

  • - помощь семье в решении проблем, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком;
  • - помощь подростку в устранении причин, негативно влияющих на его поведение, успеваемость и посещение общеобразовательного учреждения;
  • - привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций по месту жительства;
  • - изучение, диагностирование, разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;
  • - индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию детей в семье и т.п.;
  • - выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих организаций;
  • - пропаганда и разъяснение прав детей, семьи;
  • - решение практических вопросов обеспечения учебно- воспитательной деятельности вне учебного процесса;
  • - организация реабилитационных лагерей для дезадаптированных детей;
  • - проведение летних профильных смен (трудовых, творческих, досуговых, спортивных) по месту жительства подростков на базе клубов, школ и иных учреждений дополнительного образования детей .

Характер деятельности современного клуба разнообразен и включает в себя такие виды деятельности как учебная, познавательная, поисковая, исследовательская, моделирующая, конструирующая, дискуссионная, творческая. К основным видам деятельности в клубе можно отнести танцевальную, музыкальную, театральную, спортивную, декоративно-прикладное и изобразительное искусство и т.п.

В качестве педагогических условий эффективности клубной деятельности выделяется три группы :

  • а) организационно-педагогические условия :
    • - изучение и выявление возможностей для организации клубной деятельности в учреждении или микросреде;
    • - наличие взрослых, умеющих организовывать определенные виды клубной деятельности;
    • - наличие и/или создание в учреждении материальной базы, необходимой для организации клубной деятельности в соответствии с избранной направленностью;
    • - целенаправленная работа педагогов по формированию клубного коллектива учащихся, обеспечению его достаточно продолжительного и стабильного функционирования;
    • - создание системы взаимосвязей клубных объединений с другими коллективами и социальной средой;
  • б) психолого-педагогические условия :
    • - изучение и выявление интересов воспитанников в сфере досуга, их потребностей, способностей и умений, которые могут быть сформированы, реализованы и развиты в определенных видах клубной деятельности;
    • - создание возможностей для творческого развития воспитанников в процессе реализации ими своих потребностей, способностей, интересов и умений в клубной деятельности;
    • - учет половозрастных особенностей и личностных ресурсов воспитанников при выборе направлений и видов клубной деятельности, при определении соотношения репродуктивных, продуктивных и творческих компонентов ее содержания;
    • - обеспечение личностной значимости и социально ценной направленности содержания клубной деятельности;
    • - стимулирование активности и формирование субъектной позиции воспитанников;
    • - реализация педагогами и воспитанниками своих личностных ресурсов в процессе жизнедеятельности клубного коллектива;
  • в) педагогические условия :
    • - адекватность содержания клубной деятельности интересам воспитанников, социальным условиям и возможностям ее организации;
    • - комплексный характер совместной деятельности воспитанников в клубном коллективе, соответствующий его воспитательным функциям и профилю;
    • - сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм в процессе организации жизнедеятельности клубного коллектива;
    • - оптимальное соотношение педагогического руководства и самоуправления клубной деятельностью с самоорганизацией ее участников;
    • - стимулирование самодеятельности воспитанников, направленное на их самоорганизацию и саморазвитие;
    • - создание субъект-субъектных отношений в клубном коллективе как между воспитанниками, так и между ними и педагогами;
    • - создание, сохранение и обновление традиций деятельности и отношений в клубном коллективе .

Таким образом, по выражению Г. И. Фроловой, клуб одновременно решает двуединую задачу: помогает формировать культуру свободного времени тех школьников, которые его посещают, и совместно с другими воспитательными учреждениями и семьей создает в микрорайоне социокультурную среду использования свободного времени. Для решения этой задачу работа клуба должна строиться на основе максимального разнообразия содержания и характера своей деятельности, создавая условия для свободного общения школьников и формируя возможности для выбора ими занятий по интересам .

Наряду с клубной в досуговой деятельности социального педагога часто используются такие организационные формы как кружковая (мастерские, секции и т.п.) и студийная (детские творческие коллективы, любительские объединения и т.п.) работа.

Кружок - объединение любителей той или иной деятельности, во главе которого стоит профессиональный педагог или специалист по профилю кружка. В отличие от клуба, кружок всегда представляет собой структурное подразделение какого- либо учреждения (образовательного, учреждения дополнительного образования, центра досуга и т.п.). Студия, объединяя одаренную молодежь, несет в себе элементы профессиональной подготовки и профессиональной деятельности .

Социальный педагог по роду своей работы в сфере досуга организует свою деятельность с неформальными молодежными объединениями по интересам. В этой сфере досуговой деятельности четко проявляется способность детей и подростков к самоорганизации и самореализации и для социального педагога наиболее важно уметь направлять эту деятельность в желательное для общества и личности русло.

Характерной чертой досуговой деятельности молодежных неформальных объединений по интересам является тенденция демократизации молодежного досуга, когда юноши и девушка становятся полными хозяевами своего свободного времени и условий его проведения. В таких случаях для социального педагога важно уметь найти контакт с лидерами групп и через них влиять на все движение в целом.

Одной из часто используемых форм досуговой деятельности является игровая деятельность.

Игра - вид деятельности, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игра - это способ свободного импровизированного самовыражения ребенка в условных ситуациях. Игра - это занятие, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов и служащее для заполнения досуга и для развлечения.

По выражению С. Л. Рубинштейна, «в игре совершаются лишь те действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности, в этом ее основное очарование и лишь с очарованием высших форм творчества сравнимая прелесть». То есть цель игры заключается в ней самой, а ее «продуктом» является удовольствие, наслаждение. В этом основное значение игры в жизнедеятельности современного человека .

Однако и в истории человечества, и в его современной жизни игре присуща и другая «роль», когда она, сохраняя свою внешнюю игровую форму, по сути «обслуживает» другие сферы жизнедеятельности человека. То есть когда цель находится вне игровой ситуации, а продукт определяется содержанием обслуживаемой ею сферы. Так, игру используют как один из способов организации познания и деятельности.

Игра выполняет следующие функции:

  • - развлекательную;
  • - коммуникативную (освоение общения);
  • - самореализации (игра - способ приобретения опыта и практики);
  • - терапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);
  • - диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание);
  • - коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);
  • - межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей).

Игровой деятельности присущи четыре основные черты: свобода (играют только по желанию, ради удовольствия от самого процесса игры), творческий характер, эмоциональная приподнятость (соперничество, азарт, эмоциональное напряжение), наличие прямых или косвенных правил .

Игра будет успешной, если педагоги учитывают специфический механизм игрового действия, суть которого в том, что в игре достигаются три цели:

общая цель - наслаждение, удовольствие от игры. Субъективно - это установка, определяющая готовность человека к данной игре («Хочу играть»);

функциональная цель - это игровая задача, т.е. выполнение некоторых правил, разыгрывание сюжета, выполнение определенной роли в игре. В большинстве игр игровая задача одна и та же, она заранее задана самой конкретной игрой. Другими словами, соглашаясь играть, человек принимает игровую задачу и соглашается выполнять определенные правила игры;

творческая цель - ее смысл в том, что функциональная цель всегда достигается человеком и группой творчески. Включившись в игру, человек должен мобилизовать свои духовные и физические силы, чтобы оригинально выполнить ту или иную функциональную задачу конкретной игры. Именно в наличии творческой цели - внутренняя пружина, душа игры. Люди играют тогда и до тех пор, пока они могут выбирать, комбинировать, изобретать способы решения игровой задачи .

Потенциал игры для развития человека может быть реализован в процессе социального воспитания в том случае, если спонтанные и организованные игры в зависимости от возраста и других параметров состава воспитуемых более или менее широко представлены в жизнедеятельности воспитательных организаций, позволяя человеку удовлетворять как минимум потребности в эмоциональном контакте и фантазировании. Игра может и должна быть средством организации тех или иных сфер жизнедеятельности, ее компонентом, а также фоном жизнедеятельности практически во всех воспитательных организациях, а также во многих организациях, для которых воспитание не является основной функцией.

Для этого необходимо, чтобы воспитатели понимали, что игре «все возрасты покорны» и в любом учреждении уделяли специальное внимание созданию условий для проявления игровой активности воспитуемых, стимулировали ее реализацию, как в спонтанных играх, так и в различных сферах жизнедеятельности, используя игру как форму организации досуговой деятельности .

Одной из форм организации досуговой деятельности, пользующейся популярностью у молодежи, является КВН - «Клуб веселых и находчивых». КВН - это игровое шоу, достаточно простое и доступное в организации и проведении, что дает возможность его организовывать и проводить в любых условиях и не требует специального оборудования и солидной финансовой поддержки.

К особенностям КВН можно отнести импровизацию, находчивость, нестандартность, юмористичность ситуации, что делает его одной из оригинальных и любимых форм массовой и одновременно групповой досуговой деятельности молодежи .

КВН глубоко педагогичен по своей сути. Его педагогическое значение в организации досуговой деятельности проявляется в том, что:

  • - участвуя в его создании и проведении, ребенок имеет возможность максимально проявить творчество и социальную отдачу;
  • - привлечение и объединение одаренных и творческих людей, участвующих в создании и проведении КВН, формируют образец содержательного проведения свободного времени, побуждая к этому других;
  • - организация и проведение КВН во многом способствует развитию детского коллектива. В процесс подготовки КВН втягиваются даже те, кто не претендует на участие в команде. Это проявляется и в школе, и о временном детском коллективе, например, в клубе или детском лагере, где многие ребята с готовностью предлагают свои услуги и включаются в изготовление декораций, аксессуаров, создают группы поддержки «своей» команде. Зачастую с момента объявления о предстоящем конкурсе детский коллектив начинает жить в режиме приподнятого ожидания «завтрашней радости», которую А. С. Макаренко рассматривал как значимую перспективу развития детского коллектива.

КВН родился как телевизионная передача, прообразом которой был «Вечер веселых вопросов» - «ВВВ» . В КВН в равной мере принимают участие и болельщики, и члены команд. Они дополняют друг друга, создавая общность, которая вместе делит радость победы и горечь поражения.

КВН - это одновременно и игра, и театрализованное представление, и зрелище, которые невозможно заранее отрепетировать, но которое не может проходить на одной импровизации и экспромтах, его нужно готовить.

Центральной фигурой в КВН является ведущий. Однако не каждый активист может быть ведущим. К качествам, необходимым ведущему КВН, можно отнести следующие:

  • - обладать хорошей литературной речью, дикцией и громким голосом;
  • - не быть болтливым, не вмешиваться в ход игры, не комментировать игру;
  • - обладать чувством времени, темпа, ритма действия;
  • - уметь тактично остановить затянувшееся выступление, активизировать действие;
  • - уметь задать соревнованию доброжелательный тон, создать атмосферу дружелюбия, поддерживать у всех осознание того, что КВН - это просто игра.

В этом ведущему содействует жюри, которое в своих оценочных выступлениях может обратить внимание на излишнее подтрунивание над соперником, на проявленное зубоскальство, шутки сомнительного характера. В какой бы смешной форме ни было бы решено задание, но если в нем есть пошлость, оценка обязательно снижается. Жюри не должно добавлять баллы за то, что разумеется само собой - за дружелюбие, соответствие теме, за вежливое обращение к сопернику и т.п. Основной критерий оценки - остроумие и находчивость .

Сложившаяся структура КВН включает в себя такие элементы, как:

  • - приветствие команд;
  • - конкурс-разминку;
  • - конкурсы-задания, выполняемые в ходе игры;
  • - конкурс капитанов;
  • - домашнее задание.

КВН может состоять из самых разнообразных конкурсов, которые сочтут возможным включить в него организаторы. И какими бы эти конкурсы ни были бы, они должны создавать ситуации поиска нестандартных и обязательно веселых решений. Из всех компонентов КВН всего лишь два готовятся заранее - приветствие команд и домашнее задание, все остальное требует импровизаций. Тема КВН объявляется командам заранее.

Приветствие - это визитная карточка команды. В нем участники рассказывают о себе, о том, кого они представляют, приветствуют команду соперников, болельщиков, жюри, излагают свою позицию к происходящему, демонстрируют свое чувство юмора, задают тон игре.

Приветствие может быть костюмированным, театрализованным, в определенной маске, в определенном образе. В зависимости от той внешней формы, в которой предстает команда, строится и манера выступления.

Разминка - начало соревнований, задающее тон дальнейшему действию. Ее темп определяет темп всего вечера. Она должна быть быстротечной и парадоксальной как по характеру вопросов, так и ответов.

Согласно сложившейся традиции, разминка состоит из пяти вопросов, заданных командами друг другу и ответов на них. На подготовку ответа дается всего 30 секунд. Желательно, пока команды обдумывают ответы, чтобы звучали часы или стук метронома, чем будет подчеркнуто напряжение. Кроме того, их звучанием будет заполнена возникшая пауза.

По существу, разминка - викторинный конкурс, вопросы которого готовятся заранее. Вопросы могут быть произвольными или заранее обусловлены какой-нибудь темой. Важно, чтобы они гарантировали возможность импровизации, а не носили характер вопросов на эрудицию. Вопросы, требующие определенных знаний, имеют право на существование при проведении конкурса эрудитов, который может входить в КВН. Если вопрос не содержит в себе элементов розыгрыша, парадоксальности, возможности осмыслить его с неожиданной стороны, то и ответ на него оказывается не смешным, беззубым. Принцип построения вопроса: назвать, продолжить, узнать, угадать. Он может быть задан и устной форме, представлен рисунком или предметом. Удачным заданием для разминки может предложение завершить частушку.

Конкурс капитанов по своему содержанию близок к разминке. Различие лишь в том, что это дуэль в остроумии и находчивости, в то время как в разминке участвует вся команда. Здесь все зависит от личности капитана и требует от него универсальных способностей, быстрой реакции, умения сосредоточиться, и, обязательно, чувства юмора. Этот конкурс может быть построен как ответы на вопросы, как беседа на заданную тему, как создание рассказа, где каждый из участников продолжает развитие сюжета, предложенного соперником и т.д. Самое интересное в этом конкурсе это то, что здесь, на месте, на наших глазах человек проявляет свою находчивость, свои способности. Это побуждает сопереживать ему и вызывает восторженную реакцию, когда найден нестандартный ответ, веселое решение.

Домашнее задание - центральный элемент встречи. В нем в наибольшей степени проявляется творческий потенциал команды, ее артистичность, вкус, мастерство авторов и режиссуры. Поскольку домашнее задание не предполагает импровизации, то все выше названные качества команды должны быть проявлены в наибольшей степени. Тема домашнего задания, как и всего КВН, объявляется командам задолго до соревнования.

Приступая к его подготовке, нужно начинать, с поисков хода. Под одним и тем же названием может содержаться бесконечное множество сюжетов и проблем. Чем неожиданней избранный ход, поворот темы, тем больше возможностей он представляет для создания остроумного и веселого представления. Именно представления, потому что домашнее задание - это маленькое, длительностью в 10-15 минут эстрадное обозрение, которое строится на сочетании реприз, куплетов, сценок, песен и т.п.

Выполнение домашнего задания должно отвечать двум непреложным требованиям: во-первых, отвечать теме, во-вторых, проходить в едином непрерывающемся темпе. Вялость действия, паузы, затянутость абсолютно недопустимы. Здесь неуместны сложные психологические анализы, все предельно обобщается, с помощью гротеска доводится до максимальной выразительности.

Если для демонстрации домашнего задания необходимо оформление, декорации, то они должны быть максимально упрощены, быстро устанавливаемы и столь же быстро убираемы. Если в профессиональном театре принято условное оформление действия, то в КВН оно желательно в максимальной степени .

Среди конкурсов, которые могут быть введены в структуру КВН, следует назвать такой, как БРИЗ - Бюро рационализации и изобретений.

Бриз - импровизационный конкурс. Его отличием является то, что для его подготовки выделяется значительное время. Но это время используется не до начала соревнования, а непосредственно во время него. Задание для БРИЗА участники получают в начале встречи, после разминки, и готовят его за кулисами или в фойе. Обычно на подготовку дается час, его отыгрыш длится 5-7 минут.

Примером другого по характеру задания для БРИЗА может быть такое, как создание рекламы для обычных и привычных учреждений торговли и бытового обслуживания. Капитанам команд предлагается из нескольких конвертов, в которых содержатся по два-три названия таких учреждений, вытащить один и согласно содержащимся в нем объектам отправить группу для выполнения.

Во многих случаях тема или содержание таких конкурсов сообщается командам заранее. Например, они знают о том, что нужно будет создавать рекламу, но какую конкретно, узнают только в ходе соревнования. Это вызвало к жизни такую форму работы в КВН, как создание заготовок. Предполагая возможное задание, каждая команда заранее готовит варианты решений. Раз речь будет идти об учреждениях торговли и бытового обслуживания, то это могут быть гастрономы, булочные, прачечные, парикмахерские и т.д. И для каждого из них готовится реклама.

Несмотря на то, что в составе команды, выходящей на сцену, всего десять-одиннадцать человек, в действительности участников значительно больше. Совершенно необязательно, чтобы те, кто выходит для приветствия, участвовали и во всех конкурсах. Универсальных людей мало. Поэтому для каждого конкурса привлекаются те из участников, кто может наилучшим образом проявить себя в нем.

Успешность организации и проведения КВН в школе в значительной степени зависит от педагога. Подростки и старшие школьники с удовольствием и энтузиазмом включаются в подготовку и проведение игры, но редко сами проявляют инициативу. К причинам слабого проявления инициативы можно отнести подростковый инфантилизм, подавленную личную инициативу, отсутствие социальной активности .

Еще одна форма организации досуговой деятельности - детские праздники.

Праздники можно проводить как в семье, так и в школе, клубе, различных досуговых учреждениях. Зачастую, когда праздники устраивают дома, их готовят, организуют и проводят сами взрослые. Дети довольно быстро привыкают к тому, что их развлекают, и впоследствии они не знают, чем заняться им без взрослых, поэтому им становится скучно.

Чтобы детям быть интересно на празднике, они должны быть его хозяевами. Взрослые, конечно, могут и должны помочь детям в его организации - продумать как его лучше организовать, чем занять гостей, какие предложить игры и развлечения, как сделать так, чтобы детям было интересно и весело, - но все это делать нужно вместе с детьми. Методика организации детского праздника подробно представлена в главе 3 данного пособия.

К формам досуговой деятельности относится и спортивная деятельность.

Спортивная деятельность обладает большим потенциалом для развития ребенка. Спортивные занятия способствуют закаливанию организма, укреплению и усовершенствованию его важных систем и функций; укреплению и сохранению здоровья; развитию физических задатков, способностей, двигательных навыков и умений, силы, выносливости.

Чтобы потенциал спорта был реализован в социальном воспитании, в учреждениях, занимающихся организацией спортивного досуга, должны быть созданы условия для удовлетворения потребностей детей в функционально- органической активности, в соревновательности в процессе их участия в спортивной деятельности. Для этого нужно, чтобы воспитатели, организуя спортивную деятельность, уделяли особое внимание созданию условий для реализации физической активности детей и ее стимулированию. В каждом конкретном случае спортивная деятельность должна включать в себя комплексы физических упражнений и спортивных игр, которые позволяют каждому ребенку в определенной мере реализовать себя в соответствии со своими задатками, способностями, интересами и уровнем физического развития .

Одним из вариантов спортивного досуга является туристический поход. Туристический поход - это очень интересное, наполненное новыми впечатлениями занятие. Но к его организации нужно подходить очень серьезно.

Поход может быть однодневным или многодневным, с ночевкой. Маршрут выбирается таким образом, чтобы он не был утомительным. Каждый поход приносит не только удовольствие и радость, но и многому учит. Дети приобретают полезные умения и навыки. Во время походов развивается любознательность и наблюдательность детей, упорство и находчивость. В походе воспитывается характер, выдержка, умение преодолевать трудности, закаливается организм.

В качестве форм организации досуговой деятельности могут выступать чтение книг и посещение театров, кинотеатров, музеев и т.п. Такие формы деятельности способствуют расширению кругозора детей и, помимо досуга, дают возможность получения новой дополнительной информации из различных отраслей знания.

Чтение книг - увлекательное занятие для тех, кто любит читать. Однако это свойственно не всем. Любовь к чтению прививается с детства и в этом большую роль играют родители. Чтобы привить ребенку любовь к чтению, нужно следить, чтобы в руки детей попадали книги, предназначенные для их возраста, стремиться к тому, чтобы книги были интересные и разнообразной тематики. И конечно же подбирая книги для детей, нужно учитывать их индивидуальные интересы.

Посещение театров, кинотеатров и музеев имеет большое воспитательное значение, поэтому родителям и социальным педагогам следует уделять этому достаточно внимания. Такие посещения должны быть радостным событием для детей, поэтому не следует возможностью подобных посещений злоупотреблять.

Как одну из форм досуговой деятельности можно рассматривать семейный досуг.

Семья играет большую роль в организации детского досуга. Как известно, «праздность - мать всех пороков». В частности, как отмечает Н. И. Бочарова, организация свободного времени ребенка требует такого же внимания со стороны взрослых, как и организация помощи в учебных занятиях. Бесцельное и бессмысленное проведение свободного времени развивает в детях бездеятельность, пассивность и лень. Постепенно они привыкают попусту тратить время. Бесцельное времяпровождение приводит к тому, что дети придумывают не всегда здоровые развлечения, что способствует тому, что они легко попадают под дурное влияние случайных знакомых» .

Поэтому родители с раннего детства должны приучать детей самостоятельно находить себе дело, однако в некоторых случаях им следует помогать ребенку находить интересные и полезные для него занятия. Большое значение также имеем и совместное проведение досуга. При этом родителям не всегда следует брать инициативу в свои руки. Нужно дать возможность ребенку сделать что-то важное для всей семьи самому.

Таким образом, занятий, которыми можно заполнить досуг множество. Но важно, чтобы свободное от учебы и работы время дети подростки использовали полноценно, т.е. не только развлекались и получали удовольствие, но и одновременно развивались и нравственно, и духовно, и физически.

Поэтому при организации молодежного досуга социальному педагогу, а также организаторам и воспитателям необходимо помнить, что досуг выступает средством воспитания и самовоспитания человека, развития и саморазвития личности. При выборе и организации тех или иных форм досуговой деятельности следует учитывать их воспитательное значение, четко представлять, какие качества они помогут сформировать и развить в ребенке .

В качестве требований, предъявляемых к организации досуга, можно выделить следующие (А. И. Вишняк).

1. Развитие потребности в самосовершенствовании.

Данная потребность имеет большое значение, поскольку для развития человека, прежде всего, важно понимание необходимости этого развития им самим. Если человек не умеет ставить перед собой цель и быть активным, самосовершенствоваться, то, сколько бы и каких бы условий для него не создавалось, он вряд ли будет заниматься каким-либо видом деятельности - читать, рисовать, заниматься спортом и т.п. Другими словами, активный содержательный досуг требует определенных потребностей и способностей людей. Поэтому в организации досуга должен делаться упор на творческие виды досуговых занятий, на обеспечение прямого участия в них каждого ребенка, что будет способствовать формированию у детей личностных качеств, способствующих содержательному и активному проведению досугового времени.

2. Разнообразие форм досуговой деятельности, ее развлекательный и ненавязчивый характер, учет интересов детей, носить.

В данном случае важны как форма, так и содержание предлагаемых досуговых занятий, которые должны соответствовать требованиям и интересам молодежи. Чтобы обеспечить такой досуг необходимо предоставить каждому возможность активно проявить себя, свою инициативу в различных видах отдыха и развлечений.

3. Полная деалколизация досуга.

Ни один вид досуга не должен заключать в себе занятий и развлечений, которые прямо или косвенно пропагандировали бы потребление спиртных напитков.

4. Дифференциация досуга по интересам должна дополняться его дифференциацией с учетом возраста, специфики социума, рода занятий и т.п.

Молодежь, как особая социальная группа, неоднородна сама по себе. Это могут быть учащиеся, городские и сельские жители; в более взрослом возрасте - занятые в различных сферах профессиональной деятельности и т.д. Естественно, что все эти подгруппы будут отличаться друг от друга потребностями, уровнем культурной и профессиональной подготовленности, бюджетами свободного времени и отношением к нему и пр. именно это и должны учитывать организаторы досуга, предлагая наиболее эффективные в каждом конкретном случае занятия, развлечения, игры» .

Учет или не учет данных требований, возможности педагога в организации досуга молодежи, ресурсы, которыми он располагает и условия, которые он учитывает для эффективной организации досуга позволяет говорить о том или ином качестве досуга, о котором можно судить по определенным показателям.

Показатели качества досуга были выделены в социологии. В этих показателях наиболее рельефно отражаются содержание и объем досуговой деятельности. Этим термином обозначаются свойства, признаки, статистические данные, результаты, получаемые в ходе социологических исследований.

В частности, Б. Г. Мосалев, под показателями качества досуга понимает качественно-количественную характеристику досуговых процессов, социально культурной деятельности, которые эмпирически замеряемы и наиболее значимы проявления этой деятельности в сфере досуга. «Показатели выступают в качестве концептуального средства социологического анализа того или иного досугового процесса. Так, богатство и многообразие окружающей культурной среды является необходимым условием развития индивидуального духовного богатства индивида, которое, в свою очередь, может выступать в качестве реального показателя развитости инфраструктуры сети культурно-досуговых учреждений» .

В качестве показателей эффективности организации досуговой деятельности могут выступать:

  • - рейтинг популярности различных видов досуговой деятельности;
  • - степень социальной активности индивида;
  • - качество услуг, предоставляемых культурно-досуговыми учреждениями;
  • - степень социально-культурной развитости индивида (отношение к природе, к другим людям, к самому себе).

Необходимым показателем значимости досуга является целеполагание, когда цели сформулированы не абстрактно, а конкретно. Как показывает опыт, в культурно-досуговых процессах зачастую реализуются только те цели, которые могут быть выражены в показателях, поддающихся измерению.

Научное обоснование социальной значимости показателей досуга становится возможным на основе познания факторов, побуждающих и способствующих приобщению населения к культуре, выработке навыков этой деятельности, выбору типа времяпровождения. В качестве таких факторов могут выступать традиции, ценностные ориентации, культурные потребности, интересы, видовое разнообразие досуговых занятий, наличие в них элементов игры, отдыха, зрелищности, познавательных и воспитательных компонентов.

Основанием для выявления социальной значимости культурно-досуговой деятельности служат ее влияние на развитие творческих задатков и способностей человека и уровень его удовлетворения культурно-досуговыми учреждениями. Показателями активности личности в сфере досуга могут выступать многообразие возможностей свободного выбора тех или иных видов досуговой деятельности, рост творческой активности, самообразования, культуры отдыха, любительских занятий, степень включенности в духовно богатое общение.

Разнообразие показателей значимости досуга позволяет более глубоко и объективно познать социокультурные досуговые процессы, выработать нормативно-целевые показатели, характеризующие реальную ситуацию, качественные изменения в духовном мире человека, микросоциума в процессе досуговой деятельности и общения, проверить правильность гипотез и выводов. Именно в показателях более рельефно отражаются качество и специфика, содержание и объем досуговой деятельности» .

В целом можно заключить, что эффективная организация досуговой деятельности предоставляет ребенку возможность самовыражения и самоутверждения, активного проявления его творческих способностей, способствует развитию его личности.

Вопросы и задания для повторения и обсуждения

  • 1. Дайте характеристику видов досуговой деятельности.
  • 2. Каковы основные компоненты структуры досуга?
  • 3. Каковы отличительные особенности организации досуговой деятельности?
  • 4. Выделите и охарактеризуйте основные формы организации досуговой деятельности.
  • 5. В чем состоит специфика организации клубной досуговой деятельности?
  • 6. Какова роль школы и семьи в организации досуговой деятельности детей и подростков?
  • 7. Что необходимо учитывать при выборе формы досуговой деятельности?

Нина Панарина
«Веселые игры». Досуговое мероприятие.

Государственное учреждение

Тульской области «КЦСОН №6»

Досуговое мероприятие

«Вместе весело играть »

Цель :

Реабилитационные :

Преодоление поведенческих отклонений,

Формирование коммуникативных навыков.

Развивающие :

Развивать ловкость, меткость,глазомер

умение действовать по правилам игры .

Воспитательные :

Воспитывать сплочённость,взаимопонимание, чувство радости за победу товарища.

Ход мероприятия.

1. Игра «Паровозик» (на сплочение)

Участники становятся в колонну друг за другом, кладут руки на плечи впередистоящему. Первый человек выполняет роль локомотива, и движется он по маршруту, проложенному кеглями или начерченному мелом, остальные члены команды выполняют роль вагончиков и движутся вслед за «локомотивом» .

Задача : Во время движения не расцепиться. Та команда, «состав» которой во время движения нерасцепился, получает очко.

2. Игра «Прочти и нарисуй» (на взаимопономание)

Участники команд становятся в колонну друг за другом перед классной доской. Ведущий отдаёт своим помощникам карточки с геометрической фигурой (например, квадрат) и рисует пальцем на спине последнему члену команды эту фигуру, не называя её словами. Последний игрок рисует её на спине впереди стоящему члену команды и так по цепочке до первого игрока. Первый игрок рисует эту фигуру на доске. Если геометрические фигуры на карточке и на доске совпадают, то команда получает очко.

3. Игра «Попади в цель»

Члены команды выстраиваются в затылок друг за другом и по очереди метают мяч в обруч, лежащий на полу (земле) в 4-5 метрах от команды. Команда получает столько очков, сколько попаданий ею сделано.

4. Игра «Рисуем вазу с цветами»

Для каждой команды приготовлен необходимый материал : ватман, краски, кичточки и т. д.

Задача : В течение 7-8 минут нарисовать вазу с цветами. При этом каждый член команды имеет право нарисовать и раскрасить только один предмет. Например, только вазу или только один цветок. Команда, чей рисунок оказался красочнее и аккуратнее, получает большее количество баллов. Учитывается и скорость выполнения задания.

5. Игра «Раз словечко, два словечко – будет песенка»

Каждая команда должна договориться и исполнить хором весёлую песенку.

Игра завершается подведением итогов и вручением дипломов за 1-е и 2-е места.

Исполняется песенка «Вместе весело шагать »

Публикации по теме:

«Испекли мы каравай». Досуговое мероприятие для учащихся младшего школьного возраста Цель: формирование личностных особенностей у детей под влиянием группового взаимодействия. Задачи. 1. Поздравить именинников, создать праздничную.

«Секретные материалы». Досуговое мероприятие для учащихся среднего школьного возраста Мероприятие может быть использовано педагогами для организации досуга учащихся средних классов. Материал будет полезен воспитателям и вожатым.

«Веселые старты» физкультурно-оздоровительное мероприятие для детей старшей дошкольной группы и учеников 1 класса школы. Цели: привлечение учеников к совместной спортивной деятельности с детьми детского сада, развивать интерес детей к спорту посредством эстафет.

Досуговое мероприятие «Путешествие на автобусе» (средняя группа) Досуговое мероприятие Подготовила: воспитатель Петухова Елена Алексеевна Апрель 2014г. Досуговое мероприятие «Путешествие на.

Цель. Приобщать детей к русской народной культуре, народным традициям. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству. Воспитывать.

Досуговое мероприятие для детей «Куклы из бабушкиного сундука» ЦЕЛЬ: Формирование представлений о разнообразии народных игрушек. ЗАДАЧИ: 1. Знакомить детей с разнообразием видов русского прикладного.

Проведение досугового мероприятия для второй младшей группы «Мы нарядим ёлочку». Цель. Привлечение детей младшего дошкольного возраста.

Читайте также: