Доклад: Принципы самоменеджмента. Самоменеджмент как способ достичь поставленных целей в бизнесе Понятие и основные инструменты самоменеджмента

План.

1. Понятие самоменеджмента и его основные функции.

2. Управление карьерой.

3. Организация личного труда.

1. Чтобы эффективно управлять людьми, менеджер в первую очередь должен овладеть наукой и искусством управления самим собой. Самоменеджмент (персональный ме-неджмент) помогает руководителю: рационально организовывать свой труд и труд своих подчиненных; реализовывать профессио-нальные и жизненные цели; избегать стрессовых ситуаций; повышать работоспособность; получать удовлетворение от вы-полняемой работы.

Разумная самоорганизация дает менеджеру следующие преимущества:

  • выполнение работ с меньшими затратами;
  • лучшая организация личного труда;
  • меньшая загруженность работой;
  • меньше ошибок при выполнении своих функций;
  • удовольствие от работы, большая мотивация труда;
  • меньше спешки и стресса;
  • рост квалификации;
  • лучшие результаты труда;
  • достижение профессиональных и жизненных целей крат-чайшим путем.

Существуют разные точки зрения на понятие самоменедж-мента. Довольно распространена узкая трактовка самоменедж-мента как индивидуальной технологии использования рабочего времени. Л. Зайверт, например, дает такое определение: «Самоменеджмент - это последовательное и целенаправленное использование испытанных практических методов работы в повседневной деятельности, для того чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время».

В большинстве источников самоменеджмент определяют как самоуправление, процесс самодеятельности, возвышения лич-ности.

Эффективное самоуправление объективно связано как с че-ловеческой природой (биоритмы , генетическая программа), так и с организацией (вещей, людей, идей, отношений), социальным управлением.

Самоменеджмент - это наука и искусство по:

Эффективному использованию базовых ресурсов личности (та-ких как время, активность, платежеспособность, образованность);

Управлению процессами жизнедеятельности личности (труд ме-неджера, использование свободного времени, карьера);

Управлению результатами деятельности менеджера (уровень квалификации, личные качества, имидж).

Основная цель персонального менеджмента состоит в том, чтобы наилучшим образом использовать собственные возмож-ности, сознательно управлять течением своей жизни (уметь само-определяться), преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни.

Ежедневное решение разного рода задач и проблем можно представить в виде ряда различных функций, которые находятся в определенной взаимозависимости между собой и, как правило, осуществляются в определенной последовательности.


Подобный процесс самоменеджмента может быть представлен как своего рода «Круг правил», наглядно демонстрирующий связи между отдельными функциями самоменеджмента.

Во внешнем круге обозначены следующие шесть функций;

1. Постановка цели.

2. Анализ и формирование личных целей.

3. Планирование. Разработка планов и альтернативных вари-антов своей деятельности.

4. Принятие решений. Принятие решений по предстоящим делам.

5.Реализация и организация. Составление распорядка дня и
организация личного трудового процесса в целях реализации
поставленных задач.

6. Самоконтроль и контроль итогов (в случае необ-ходимости — корректировка целей). Во внутреннем круге распо-ложена дополняющая функция (информация и коммуникации).Вокруг этой функции в известной мере «вращаются» осталь-ные функции, поскольку коммуникации как обмен информаци-ей необходимы во всех фазах процесса самоменеджмента.

Отдельные функции не следуют строго одна за другой, как это представлено в данной модели, а многообразно переплетаются.

Определенные рабочие приемы и методы управления собой, своим временем, карьерой, имиджем составляют технику само-менеджмента, которая представлена в таблице 1.

Систему персонального менеджмента можно представить в виде модели требований к качествам менеджера, способного уп-равлять самим собой (табл. 2). Данная модель показывает, что искусство управлять собой складывается из основных блоков личных качеств:

  • приверженность к систем-ному подходу;
  • умение це-нить и эффективно использовать время;
  • умение сосредото-читься на главном;
  • умение все делать по порядку;
  • уме-ние не упускать из виду мелочи;
  • умение анализировать затра-ты времени

Таблица 1.

Техника самоменеджмента.

Функции самоменеджмента Рабочие приемы, методы Достигаемый результат
1.Постановка це-лей Определение целей, ситу-ационный анализ, целе-вые стратегии и методы достижения успеха, фор-мулирование цели. Мотивация. Устранение слабых сто-рон. Распознавание преиму-ществ. Концентрация усилий на узких местах, фиксация сроков и ближайших ша-гов.
2. Планирование Годовое планирование. Месячное планирование. Декадное планирование. Планирование дня. Принципы временного менеджмента. Метод «Альпы ». Менеджмент с помощью дневника времени Подготовка к реализации цели. Оптимальное распределе-ние и использование вре-мени. Сокращение сроков ис-пользования
3. Принятие реше-ний Установка приоритетов. Принцип Парето (соот-ношение 80:20), АБВ-анализ. Принцип Эйзенхауэра . Делегирование дел. Приводящая к успеху ор-ганизация труда. Перво-очередное решение жиз-ненно важных проблем. Упорядочение дел по их важности, избавление от «тирании» неотложности, продуктивность трудовых затрат.

Таблица 2.

Умение управлять собой.

Основные блоки качеств (первый уровень) Содержание критерия Первичные качества (второй уровень)
1. Самодисципли-на Умение держать себя в руках, уп-равлять своим по-ведением 1. Обязательность, способность держать слово. 2. Пунктуаль-ность, точность исполнения. 3. Собранность, умение не раз-брасываться. 4. Наличие чувства ответственности. 5. Умение от-казываться от удовольствий ради главного
2. Знание техники личной работы Знание правил и приемов личной работы и умение ими пользоваться 1. Организация рабочего места. 2.Умение работать с информа-цией. 3. Умение составлять до-кументы. 4. Умение говорить по телефону. 5. Умение слу-шать. 6. Умение планировать свои дела. 7. Знание методов рационализации личного труда. 8. Умение пользоваться современной организационной и вы-числительной техникой. 9. Уме-ние менять занятия. 10. Знание технологии коммуникаций. 11. Умение делегировать пол-номочия. 12. Умение подгото-виться к служебной команди-ровке.
3.Эмоционально-волевой потен-циал Способность уп-равлять своей во-лей 1. Волевые качества. 2. Тру-долюбие. 3. Упорство в работе. 4. Целеустремленность. 5. Ре-шительность.6. Напористость. 7. Умение заинтересовать, мо-тивировать себя. 8. Оптимизм и жизнерадостность. 9. Увле-ченность работой. 10. Предан-ность работе и коллективу.11. Семейное благополучие. 12. Уверенность в самом себе.13. Психологическая подготов-ка к работе.
4. Способность де-лать себя здоро-вым Хорошее состоя-ние здоровья, ги-гиена умственного труда 1.Физические нагрузки. 2. Питание. 3. Сон. 4. Дыха-ние. 5.Водные процедуры. 6. Закаливание. 7. Борьба с шумом. 8.Тренированность нервной системы. 9. Умение расслабиться. 10. Отказ от вредных привычек. 11. Режи-мы труда и отдыха
5. Способность формулировать и реализовывать жизненные цели Умение формули-ровать и добивать-ся реализации жизненных целей 1. Способность познать самого себя. 2. Умение формулировать свои жизненные цели. 3. Умение принимать решения. 4. Умение планировать карьеру. 5. Умение найти и получить хорошую рабо-ту. 6. Умение адаптироваться в коллективе.
6. Личный само-контроль Способность контролировать процессы и ре-зультаты своей деятельности 1. Контроль процессов. 2. Контроль результатов. 3. Контроль дня. 4. Умение формировать и контролировать свой имидж.

2. Карьера — это субъективно осознанные суж-дения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути са-мовыражения и удовлетворения трудом, это поступательное дви-жение по служебной лестнице, улучшение навыков, способнос-тей, квалификационных возможностей и размеров вознагражде-ния, связанных с деятельностью работника. Жизнь человека вне работы также имеет значительное влияние на карьеру.

Сделать карьеру — значит добиться престижного положения в обществе, больших полномочий, более высокого статуса, власти, денег. При этом имеется в виду престижность с точки зрения об-щественного мнения. Успешная карьера не делает сама по себе человека счастли-вым. Но еще меньше шансов у неудачника почувствовать себя счастливым, поэтому успех всегда желателен, особенно в тех сфе-рах, которые являются ключевыми. Однако очень важно какой ценой это достигается. Чья-то сломанная жизнь — это слишком высокая цена успеха.

Какие люди делают карьеру? Какие люди ус-пешны в достижении карьерных целей? Во-первых, те, кто их ставит!

Значение постановки целей определяется тем, что люди, точ-но знающие, что делать, самоопределяются, самоутверждаются намного быстрее и являются наиболее преуспевающими.

Над людьми, не имеющими четких личных целей, обычно господствуют требования момента.

Выдающийся менеджер Ли Якокка отмечал: «Чтобы преус-петь в бизнесе, как, впрочем, и почти во всем другом, самое глав-ное — сосредоточиться и рационально пользоваться своим време-нем. А чтобы целесообразно использовать свое время, необходи-мо твердо осознать, что именно главное в вашей работе, а затем отдать себя целиком осуществлению этого главного».

Если вы хотите сделать карьеру, следует осознать, что реализа-ция ваших намерений потребует от вас полной отдачи, отказа от чего-либо привычного для вас и напряжения всех духовных и фи-зических сил, возможно, в течение продолжительного времени.

Одного желания для работы с полной самоотдачей ма-ло, необходимо дать четкие ответы на такие вопросы, как:

Каких целей необходимо достичь?

Согласуются ли они между собой?

Существует ли так называемая высшая цель и определенные промежуточные цели на пути к главной?

Что необходимо сделать для этого (силь-ные стороны) и над чем еще надо работать (слабые стороны)-

Подобный анализ личных качеств является предпосылкой для планирования дальнейших шагов и мер по достижению це-лей. Очень важно правильно оценивать себя, в чем могут помочь специальные системы тестирования, которые дают возможность разобраться в своих достоинствах и недостатках.

Таблица 3.

Мои способности

В процессе анализа (необходимые для достижения желаемых целей средства (личные, финансовые, временные ресурсы) сравниваются с реальной ситуацией. Например, выбрать пять важнейших целей и определить необходимые для этих целей средства (табл. 3). Проверить, чего еще вы должны достичь или к чему приступить, чтобы ближе подойти к соответствую-щей цели, указать необходимую для достижения целей квали-фикацию и поставить конкретные реальные практические цели по приобретению опыта и способностей, которых вам еще не хватает.

В совокупности целей каждого человека обнаруживаются це-ли главные и промежуточные, подчиненные главным, но без ко-торых нельзя достичь конечной цели. К одним целям человек проявляет чрезвычайный интерес и готов пожертвовать самым дорогим для их достижения; другие же цели его мало волнуют и не затрагивают его эмоциональной сферы. Такая система сопод-чиненных целей называется деревом целей.

Французский социолог Б. Гурней выделяет четыре типа лич-ных целей человека, вступившего в управленческую организа-цию.

1. Стремление к безопасности, к исключению угроз риска для себя лично.

2. Стремление к повышению жизненного уровня. Для пони-мания этой цели следует иметь в виду, что удовлетворенность ра-ботников своей заработной платой зависит не только от абсолют-ной величины вознаграждения, но и от соотносительной величи-ны заработной платы их коллег.

3. Стремление к власти. Эта цель распадается на ряд взаимо-связанных подцелей: стремление к расширению круга своих пол-номочий, к достижению автономии, к продвижению вверх по служебной лестнице.

4. Стремление повысить и укрепить престиж. Эта цель разби-вается на две подцели: укрепление личного престижа и престижа самой организации.

Важным условием достижения карьерных целей является их правильная постановка. Личные цели должны отвечать следую-щим требованиям:

Человек чувствует себя лично заинтересованным в их дости-жении.

Возможно успешное продвижение к ним малыми шагами.

Установлены временные пределы.

Четко установлен конкретный конечный результат.

Наряду с общими целями важно ставить перед собой и крат-косрочные подцели и добиваться промежуточных успехов. Окру-жающая нас действительность и мы сами постоянно меняемся, поэтому цели необходимо систематически анализировать и при необходимости пересматривать, искать наилучшие из имеющих-ся возможностей.

Ошибки в выборе карьеры и ее планировании могут привести к серьезным отрицательным последствиям.

При постановке карьерных целей (как, впрочем, и других) нельзя переоценивать свои возможности, нужно учитывать свои личные качества и природные данные.

Классификация индивидуальных признаков, имеющих зна-чение при определении карьеры, такова:

1. Черты характера (уверенность в себе, общительность, спо-собность к самоутверждению, уравновешенность, реализм).

2. Профессиональные склонности (в 1988 г. в международном классификаторе профессий их было 9333, в нашей стране — око-ло 7000). По методу академика Е.А. Климова все виды професси-ональной деятельности делятся на пять основных групп: 1-я — профессии типа «человек — природа»; 2-я — профессии типа «че-ловек — техника»; 3-я — профессии типа «человек — знаковая сис-тема»; 4-я — профессии типа «человек — художественный образ»; 5-я — профессии типа «человек— человек». Многие профессии представляют собой комбинацию различных видов деятельности.

3. Способности и опыт.

4. Происхождение.

Делая карьеру в условиях рынка труда, вы поступаете как соз-датель и продавец собственной рабочей силы. Поэтому нужно ис-пользовать методы и приемы маркетинга (самомаркетинга) в по-иске работы.

В первые дни на новой работе следует воспользоваться изве-стным принципом менеджмента — «залечь на дно», для чего: сохраняйте спокойствие; выслушивайте все, что вам говорят; сами говорите как можно меньше.

1. Учитесь слушать. Быть хорошим слушателем — не простое искусство. Понимая подтекст и намеки, вы сможете лучше и быстрее разобраться в ситуации на новом месте.

2. Разберитесь в неформальной структуре.

3. Не откладывайте работу на потом.

4. Осуществляйте контроль выполненного.

Для того чтобы успешно закрепиться на новой работе, необходимым условием является добро-совестное и профессионально грамотное выполнение своих должностных обязанностей. Но если вы хотите, чтобы ваша работа стала очередной ступенькой в восхождении по лестнице карьеры, то просто хорошей работы может оказаться недостаточно. Необходимо, чтобы вас заметили и выделили среди других коллег.

Общие факторы, способствующие востребованности чело-века:

Очень важно правильно оценивать себя;

Для человека, собирающегося сделать успешную карьеру, се-годня необходимы основы владения офисной техникой, в первую очередь компьютерной;

Полезно, а порой просто необходимо знание иностранных языков, умение водить машину, что зачастую прямо указывается в требованиях к кандидату на престижную должность. А знания в области бизнеса и права необходимы каждому руководителю и предпринимателю.

Человек, стремящийся сделать карьеру, может продвигаться по иерархической лестнице почти безгранично. Чем выше поднимаешься, тем больше требуется усилий. Любая остановка - путь вниз.

Все основные приемы и методы решений в области карьеры, актуальные на любом ее этапе, становятся все изощреннее и тоньше. Например, для преуспевающего банкира дорогой и эле-гантный, но в меру консервативный костюм — это уже не просто пожелание, а обязательная часть профессионального этикета. Вежливость и соблюдение этикета — долг каждого воспитанного человека, но для дипломатов и государственных деятелей высше-го ранга — это еще и ответственность.

3. Чтобы правильно выполнять свои функции и достичь своих целей, руководитель должен правильно планиро-вать и организовывать труд. Планирование представляет собой проект процессов труда на предстоящий временной период.

Чем бы конкретно руководитель ни занимался, круг его обя-занностей гораздо шире узких профессиональных рамок. Сотни дел мелких, важных, незначительных, сиюминутных, срочных постоянно находятся в поле его зрения. Что же повышает эффек-тивность труда, превращает поток хаотических операций и дел в более или менее стройную систему? Таких важнейших составля-ющих четыре:

1. Планирование. Это основа любой производственной деятельности. Оно включает в себя целый набор операций и действий, а именно: различного рода исследования, анализ результатов, тестирова-ние, сопоставление, консультации, разработка самого плана и доведение его до исполнителей.

2. Реализация плана. Именно на этой стадии принимаются решения. Все конкрет-ные задачи разбиваются на две категории. Первая - это задачи индивидуального уровня, решение которых сопряжено с личной свободой руководителя. Вторая - это задачи, выполнение кото-рых сопряжено с рядом операций и привлечением других людей. Их решение дает важный общий конечный результат с их нарас-тающей сложностью. В любом случае задачи в каждой из катего-рий так или иначе переплетаются друг с другом и взаимосвязаны с планированием.

3. Мониторинг и контроль. Любая работа должна проверяться как в отношении исполни-тельности, так и с точки зрения получения оптимальных резуль-татов. Проверка может быть самой простой или очень сложной, сопряженной со множеством дополнительных операций.

4. Взаимодействие с другими людьми. На коммуникации руководители тратят от 50 до 90% времени, ведь руководителю необходимо реализовать свою роль в межлич-ностных отношениях, участвовать в принятии решений и выпол-нять управленческие функции планирования, организации, мо-тивации, координации, регулирования и контроля.

Общий практический опыт свидетельствует о том, что увели-чение затрат времени на планирование приводит к сокращению времени на использование и, в конечном счете, к экономии вре-мени в целом.

Экономия времени - требует времени «Правило Тейлора».

Руководитель обязан уметь анализировать свое рабочее вре-мя, составлять план личной работы, при этом необходимо учиты-вать все выполняемые им работы, уметь расположить их в поряд-ке важности.

Планируя, необходимо ответить на вопросы:

а) что достигнуто?

б) чего необходимо достичь?

в) как этого добиться?

Первый вопрос требует оценки ситуации, второй — предпола-гает постановку целей, третий вопрос требует плана действий во времени.

Чтобы избежать излишних затрат времени, можно составлять ежедневный временной план, который поможет отслеживать, на что тратится основное время. Проанализировав временной план, можно определить дела, на которые можно потратить меньшее количество времени, и те, заниматься которыми просто не стоит. Необходимо составлять временной план на весь день, а не только на рабочее время. Составив такой список, необходимо пе-ресмотреть и по-новому спланировать очередность дел.

Нерационально спланированный рабочий день имеет следу-ющие признаки:

Неизвестно, на что расходуется время;

Неизвестно, сколько времени требуется для выполнения тех или иных дел;

Неизвестно, какие факторы мотивируют или ограничивают работоспособность.

Если руководитель намерен всерьез подойти к планированию личной работы, то целесообразно придерживаться системы, ко-торая выполняется в следующей последовательности:

Анализ бюджета времени;

Определение содержания планируемых дел;

Определение времени, необходимого для выполнения этих дел;

Сопоставление необходимых затрат времени на планируе-мые дела с вашим личным бюджетом времени и своими личными возможностями;

Составление списка основных дел на год;

Составление тематического списка дел на месяц;

Составление плана действий на неделю;

Запись текущих дел и составление рабочих планов на день.

По истечении соответствующего планового периода посред-ством сравнения «план-факт» определяются результаты периода, которые могут учитываться для корректировки планов на после-дующий период.

Заблаговременно составленные планы работы руководителя дисциплинируют его труд и исключают невыполнение важных мероприятий. Без плана рабочий день руководителя обычно за-полняется текущими делами и не остается времени на решение перспективных вопросов, повышение своей квалификации, реа-лизацию духовных интересов и отдых.

Чем эффективней распределено рабочее время, тем больше времени останется для личных и профессиональных интересов. Планирование ежедневной работы, средне- и долгосрочных действий и результатов означает также выигрыш во времени, дос-тижение успехов и большую уверенность в себе. Чтобы успевать больше в меньшее время, требуется всего две вещи: организован-ность и самодисциплина.

После того, как определен бюджет времени и уточнены его затраты на планируемые дела, необходимо сопоставить эти дан-ные. Прежде всего оценивается их суммарное взаимоотношение. Оно сразу может выявить несоответствие между объемом плани-руемых дел и реальными возможностями их выполнения. Ясно, что если они не совпадают, то нужно пересмотреть перечень пла-нируемых дел. Если же они соответствуют друг другу, то такое со-поставление для проверки можно продолжить и узнать, насколь-ко реально выделено необходимое для работы время в те или иные конкретные периоды. При составлении плана на день наряду с обычными момента-ми необходимо учитывать расположение временных зон, чтобы например, планирование второстепенных работ не попало во временные зоны «первого класса», т. е. в зоны, наименее всего подверженные помехам.

Руководитель должен самостоятельно ежедневно, завершая очередной день, проверять, выполнен ли план этого дня, состав-лять новый план, подготавливаясь к наступающему рабочему дню.

Реальный рабочий план на день состоит из определенных временных блоков, заполненных А делами, исполнению которых не должны помешать никто и ничто. То, что не предусмотрено, а значит, не запланировано, но все-таки неизбежно наваливается на руководителя, следует вмещать в те временные блоки, в кото-рых запланировано выполнение Б и В дел. Тогда уже эти Б и прежде всего В дела руководитель может и не выполнять.

Никому не позволяйте прервать А занятие. Если руководи-тель добился успеха, и притом большого, его никто не станет спрашивать, почему он не выполнил те или иные Б и В дела. Его будут уважать, ценить и не захотят потерять.

Если руководитель выполнил некоторые дела Б и В, но едва приступил к выполнению А дел, вследствие чего обнаружатся лишь незначительные успехи, никто не похвалит его за выполне-ние Б и В дел. Его будут ценить не слишком высоко.

Сколько часов в день можно запланировать для выполнения той или иной работы? Это зависит от плановой работы. Если распорядок дня в основном «свободен» от различных неожидан-ностей, руководитель спокойно может выделить 6 часов. Если неожиданности не только не исключены, но и даже возможны, следует ограничиться 3 или 4 часами.

Те, кто полагает, что его распорядок дня вообще не допускает такого планирования, может прибегнуть к планированию «кли-ном». Начинать планирование следует с одного часа в день. Это может позволить себе каждый. Когда в этом появится опыт, мож-но перейти и к 2 часам и т.д.

Хорошо зарекомендовал себя следующий метод: планировать время следует таким образом, чтобы в каждый час 15 минут оста-вались свободными, которые можно было бы использовать для подготовки к тем или иным делам, телефонных звонков, визиро-вания документов, непредусмотренных работ и даже отдыха.

Для облегчения работы по планированию и распределению времени целесообразно пользоваться определенными техничес-кими средствами.

Более удобны для записи формы в виде календаря-еженедель-ника, т. е. перекидного безотрывного календаря в виде удобного блокнота. Его можно брать с собой на совещания, в командиров-ки. Еженедельник дает возможность планирования рабочей недели и каждого дня, контроля за выполнением записанных ме-роприятий, анализа израсходованного времени. Каждое дело на-носится на сетку часов соответственно сроку его выполнения.

Помимо обычных записных книжек и блокнотов, где дела располагаются без всякой системы, можно рекомендовать специ-альную форму, представляющую собой лист плотной бумаги, разграфленный в соответствии с основными направлениями ра-боты. Записи на листе делаются карандашом, а после выполне-ния стираются или аккуратно зачеркиваются. Такая форма дает наглядную картину всех текущих дел, и из нее легко делать вы-борку при составлении дневного плана.

Для составления ежедневного плана с использованием мето-да «Альпы» требуется в среднем не более 10 минут. Метод вклю-чает пять стадий:

1. Составление заданий.

2. Оценка длительности акций.

3. Резервирование времени (в соотношении 60: 40).

4. Принятие решений по приоритетам и перепоручению.

5. Контроль (учет несделанного).

Ниже приводятся основные доводы в пользу данного метода.

1. Лучший настрой на предстоящий рабочий день.

2. Четкое представление о задачах дня.

3. Преодоление забывчивости.

4. Концентрация на наиболее существенном.

5. Уменьшение объема «бумажной работы».

6. Достижение целей дня.

7. Выделение более важных и менее важных дел.

8. Принятие решений об установлении приоритетов и о пере-поручении.

9. Сокращение помех и нежелательных перерывов.

10. Уменьшение стрессов и нервного напряжения.

11. Ощущение успеха в конце рабочего дня.

12. Повышение удовлетворенности и мотивации.

13.Рост личных результатов.

14.Выигрыш во времени за счет методичной организации труда.

При успешном использовании техники планирования време-ни и методов научной организации труда можно ежедневно экономить от 10 до 20% рабочего времени.

Для большего рационализирования пла-на, наряду с буквенными сокращениями для обозначения важнейших элементов можно использовать другие сокращения и графические символы, так называемую бюрографию.

Например, для пометки тех или иных действий, можно при-менять следующие символы:

Т Срочно.

Важно.

Выяснить.

Задача выполнена.

О Перенос на более поздний срок.

х Невыполнимое или само собой разрешившееся дело.

Поскольку для планов дня в обычных календарях-памятках места не хватает, а отдельные листки имеют тот недостаток, что теряется общий обзор, рекомендуется регулярно и последова-тельно работать со специальным дневником времени. Он может быть пригоден для дневных и прочих планов времени. При помо-щи бюрографии вы сможете повысить эффективное использова-ние дневника времени.

Дневник времени представляет собой личную рабочую карто-теку, в которой сшиты отдельные листы и которая, благодаря ра-циональному подразделению, должна быть удобна своей нагляд-ностью. Дневник времени является одновременно настольным календарем, записной книжкой, личным дневником, инструмен-том планирования, списком адресов, справочником, картотекой идей и инструментом контроля.

Это постоянный спутник «письменная память», которая всегда и всюду под рукой. Дневник времени представля-ет собой, кроме того, практическую составную часть последова-тельной системы планирования времени, а именно рабочий на-копитель всех планов дня, формуляров и листков, используемых в повседневной практике.

Существуют и другие формы планирования времени.

Надо выбирать то средство планирования времени, которое наиболее подходит. Часто поступают так: берут что-то наиболее приемлемое, но в него вносят дополнения с учетом своих проблем.

В последнее время персональный компьютер взял на себя часть обязанностей дневника и стал стремительно вытеснять его с письменного стола руководителя. Компьютерные системы ор-ганизации труда позволяют решать следующие задачи:

. «календарное планирование» мероприятий на год, квартал, месяц, неделю, день с контролем достижения результатов;

. «документооборот» — автоматизированное изготовление, запись, поиск и печать входной и выходной информации, причем поиск информации организован по целой совокупности рекви-зитов (название, дата, фамилия, предприятие и т.д.);

. «справочник», содержащий адреса и телефоны юридичес-ких и физических лиц с возможностью их автоматизированного поиска;

. «калькулятор», обеспечивающий арифметические и лога-рифмические действия в процессе работы.

При этом сохраняются изменения на диске, информация пе-чатается не принтере и защищается паролем.

Подробнее см.: 1-7, 9-12, 14-18, 23.

Заключение

«Теория управления», как дисциплина включает в себя: анализ наиболее важных типичных форм управленческих отношений (взаимодействие управляющих и управляемых); определение основных тенденций развития управленческих процессов; построение наиболее вероятных направлений и сценариев развития управленческой деятельности; формулирование научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления - в сфере государственного и муниципального управления, а также деятельности органов государственной власти.

Поэтому знание системы базовых понятий и категорий настоящего учебного курса, изучение теорий управления связанных с деятельностью органов государственной и муниципальной власти, приобретают особое значение в условиях, происходящих в нашей стране государственно-политических преобразований.

Самоменеджмент - это организация руководителем своей собственной деятельности; последовательное и целенаправленное использование эффективных методов работы в повседневной практике, с оптимальным использованием своих ресурсов для достижения своих же целей.

Самоменеджмент или самоуправление - это личное управление самим собой. Эффективное самоуправление связано как с человеческой природой, так и с организацией, социальным управлением. Целью самоменеджмента может считаться самоусовершенствование, в особенности развитие способности к самоконтролю для управления жизненными ситуациями.

Эффективный самоконтроль - это ключевой момент в процессе самоменеджмента, обеспечивающий возможность самореализации.

Если у менеджера постоянно возникают проблемы (концепция Э.Берн и Т. Харис), то это верный признак отсутствия самоменеджмента. Основные проблемы самоменеджмента выражаются в следующем:

  • 1. чрезмерная ответственность в связи с большим количеством обязательств, возникающая из-за неумения говорить «нет» и приводящая к утрате контроля над ситуацией;
  • 2. отсутствие полной самореализации из-за ежедневной рутинной работы, работы, не входящей в круг обязанностей менеджера (чужой работы), нежелание изменить ситуацию;
  • 3. неорганизованность (неумение управлять собой, контролировать время);
  • 4. стресс (нарушение сроков выполнения заданий, невыполнение дополнительных заданий, постоянная раздражительность и вспыльчивость, отсутствие энтузиазма в работе);
  • 5. ошибочные решения (перекладывание вины на обстоятельства и окружающих, как нежелание признать свою вину); не решение проблем; злоупотребление алкоголем, как способ уйти от надоевшей реальности и др.;
  • 6. дезориентация относительно цели (отсутствие цели в жизни и стремления к успеху), выполнение работы, не приносящей удовольствия и другие виды самообмана.

Выделяют следующие ключевые навыки менеджера, основанные на самоменеджменте (табл.18.1-1).

Таблица 18.1-1

Ключевые навыки и потенциальные ограничения эффективного самоменеджмента по М.Вудкок и Д.Френсис

Ключевые навыки самоменеджмента

Потенциальные ограничения эффективного самоменеджмента

1. Способность управлять собой (управлять временем, умениями, энергией, справляться со стрессами)

1. Неумение управлять собой

2. Разумные личные ценности, ясные или адекватные современные реальности

2. Размытые личные ценности (не хватает твердых оснований для суждений и следующих за ними действий, неготовность к нововведениям)

3. Четкие личные цели (ясность в вопросах личной и деловой жизни, реалистичные жизненные цели)

3. Смутные личные цели, приводящие к недооценке реальных альтернатив при совершении выбора

4. Постоянный личностный рост (восприимчивость к инновациям и возможностям)

4. Остановленное саморазвитие, отсутствие «роста над собой», что приводит к превращению деловой жизни в рутину

5. Навыки решать проблемы (наличие компетенций в выработке стратегий для решения современных проблем)

5. Недостаток творческого подхода, отсутствие креативного мышления

6. Высокая способность влиять на окружающих для обеспечения их поддержки, участия и влияния при принятии креативных, творческих решений

6. Неумение влиять на людей (взаимодействие требует настойчивости, гибкости, умения выражать себя и слушать других, если этого нет, то менеджер начинает обвинять других, конфликтовать и успех покидает его)

7. Современные знания о подходах к менеджменту.

См. выше п.4.

На уровне ежедневной практики способность к самоменеджменту представляет собой умение менеджера обеспечить и поддерживать:

  • 1. физическое здоровье, что зависит от отсутствия вредных привычек;
  • 2. энергичность и жизнестойкость;
  • 3. спокойный и сбалансированный подход к работе, личной жизни и др.;
  • 4. способность справляться со стрессом;
  • 5. эффективное использование времени.

К основным принципам самоменеджмента относятся: самопроизвольность; «погруженность» системы; направленность самоорганизации; ресурсная поддержка; концептоемкость; виртуальность; дополнительность самоменеджмента.

Самопроизвольность . Принцип является основополагающим и обеспечивающим появление эффекта в условиях управляемых систем. Учет этого принципа требует определенности в поведении менеджеров и обеспечивает благоприятные возможности для реализации на практике функций самоуправления.

«Погруженность» системы . Эффект самоорганизации, саморазвития возникает лишь в так называемых «погруженных» системах в свою внешнюю среду и зависит от состояния необходимых ресурсов и характеристики соответствующих отношений и в части доступа к ним. Кроме того, может быть ограничено число состояний по формированию любых систем следующими конечными результатами: для завершения работы; для «дома»; для личной жизни. Погруженность так же обеспечивает возможность возникновения эффекта самоорганизации.

Направленность самоорганизации . Принцип не гарантирует устойчивость самоформирующихся процессов, т.к. развивает параллельность: на работу; на себя (дом, семья, личная жизнь).

Ресурсная поддержка . При реализации этого принципа следует учесть несколько моментов: во-первых, самоменеджмент создавая конкретную горизонтальную систему должен дать ей самоопределиться, т.е. менеджер обязан стать на время наблюдателем; во-вторых, конкретная система решает проблемы обеспечения себя ресурсами и услугами; в-третьих, практическая система, реализовав свои внутренние задачи, способна закончить конкретную работу, не заботясь о конечных результатах.

Концептоемкость . Данный принцип представляет набор следующих положений: обязательное наличие гибкости; ассоциативность композиционного построения; сохранение иерархического вмешательства; самоуправляемость систем.

Виртуальность . Создание на основе самоорганизации новых объектов самоменеджмента.

Дополнительность самоменеджмента проявляется в развитии демократичности управления и в реализации принципа самоорганизации.

Таким образом, общесистемные аспекты самоменеджмента заключаются в обосновании феномена самоорганизации как нового качества при децентрализованном управлении, и особенно при самоуправлении.

Каждый человек искренне желает добиться успеха в жизни. И это есть благородное стремление. Для активной предпринимательской деятельности человек имеет в своем распоряжении примерно всего 20-30 лет. Чтобы имеющееся ресурсы использовать с максимальной выгодой, полезно овладеть искусством «управления временем».

Самоменджмент - это искусство управлять собой, своим временем, что значит и подчинять окружающую действительность, заставляя работать на себя, добиваясь намеченных целей.

Основная цель - максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни и преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни.

Ключевым словом в самоменеджменте является «время».

Что же такое время и что оно значит в нашей жизни?

В деловом мире часто употребляют поговорку «Время - деньги». Но время - это не только деньги. Время более значимо, чем деньги. Время - это нечто такое же, как сама жизнь.

Очень актуальны высказывания и оценки представителей делового мира о значении времени, например, Б. Друккера: «Время - самый ограниченный капитал, и если не можешь им распоряжаться, не сможешь распоряжаться ничем другим». Не менее весомо высказался на эту тему А. Лэкейн: «Тот, кто держит в руках свое время, держит в руках свою жизнь».

Время так же имеет своё свойство:

1. Время необратимо.

2. Время нельзя накопить.

3. Время нельзя умножить.

4. Время нельзя передать.

5. Время проходит безвозвратно.

Иногда необходимо-важно становится осознать эту действительность.

Не правда ли, мы имеем весьма серьезное предостережение? Как распорядиться своим временем, на что его тратить?

Если овладеть искусством распоряжаться своим временем, в итоге можно придти к следующему:

1. Выполнение работы с меньшими затратами.

2. Лучшая организация труда.

3. Лучшие результаты труда.

4. Меньше спешки и стресса.

5. Больше удовлетворения от работы.

6. Рост квалификации.

7. Меньшая загруженность работой.

8. Меньше ошибок.

9. Достижение профессиональных и жизненных целей!

Сколько же мы его имеем, этого времени??

Время рассматривается как бесплатное добро, и каждый имеет изначально его в равном количестве в отличие от других видов ресурсов.

Важно умело распорядиться своим временным капиталом. Суммарный капитал любого человека состоит из рабочего и свободного времени. Трудовая жизнь человека ограничена во времени. Если считать, что она длится около 40 лет (с 20 до 60), при среднем количестве дней работы в году 220 и продолжительности рабочего дня даже 10 ч, то капитал рабочего времени составляет 88 000 ч (40 лет. 220 дн. . 10 ч). В свою очередь, капитал свободного времени за трудоспособный период в жизни человека составит 81 200 ч (40 лет. 145 дн. 14 ч).

Если сложить вместе капитал рабочего и свободного времени и исходить из реальных прогнозов, то в вашем распоряжении окажется не более 200 000 ч. Этот капитал необходимо использовать разумно, чтобы потом, на склоне лет, оглядываясь назад, не было «мучительно больно за бесцельно прожитые годы».

Умело распорядиться своим временным капиталом должен научиться каждый.

Итак, вы решили стать организованным человеком. Тогда надо взяться за изучение и точное исполнение самоменеджмента. Функции самоменеджмента . Решение своих проблем как в личной, так и профессиональной сферах можно представить в виде различных взаимосвязанных функций, которые, как правило, осуществляются в определенной последовательности.

Исходным моментом в реализации функций самоменеджмента является постановка цели.

Постановка цели означает взгляд в будущее, ориентацию и концентрацию наших сил и активности на том, что должно быть достигнуто. Таким образом, цель описывает конечный результат. Цели представляют собой вызов вам и побуждают к действиям. Успех для предпринимательства состоит в знании цели.

Необходимо твердо запомнить: первейшая задача - это определение своих целей. Что нужно предпринять для их выяснения?

Для начала задайте себе следующие вопросы:

Каких целей вы хотите достичь?

Согласуются ли они между собой?

Существует ли так называемая высшая цель и определенные промежуточные цели на пути к главной?

Знаете ли вы, что сами можете сделать для этого и над чем еще вам надо работать?

Планирование использования времени . Планирование как составная часть задач и функций самоменеджмента означает подготовку к реализации целей и структурирование (упорядочение) времени.

Планирование своей работы означает выигрыш во времени, достижение успеха и большую уверенность в себе.

Станьте в своей деловой сфере сами для себя предпринимателем и планируйте использование ограниченного времени для достижения своих целей.

Опыт показывает, кто регулярно в течение 10 мин подготавливает свой рабочий день, тот может ежедневно экономить 2 ч, а также лучше справиться с важными делами.

Составлять план следует лишь на определенную часть своего рабочего времени, лучше на 60 %, 20 % времени необходимо отвести на непредвиденную активность (непланируемые действия) и еще 20% на спонтанную активность (на управленческую деятельность и творчество).

Планирование времени осуществляют на несколько лет вперед, год, квартал, месяц, декаду, день.

Любой план, как известно, подлежит выполнению, что обусловливает принятие решений.

Принятие решении по предстоящим делам предполагает выбор первоочередных задач и дел. Принять решение - значит установить приоритетность, т.е. определить, какие задачи имеют первостепенное, второстепенное и т.д. значение.

Итальянский экономист В. Парето установил, что за 20 % расходуемого времени в начале рабочего дня предприниматель, менеджер достигают 80 % результатов. Остальные 80 % затраченного времени приносят лишь 20 % от общего итога. Поэтому так важно в начале работы сосредоточиться на выполнении самых важных дел.

Преимущество работы по приоритетам состоит в том, что вы можете:

Работать только над действительно важными задачами;

Решать вопросы в соответствии с их неотложностью;

Концентрироваться на выполнении только одной задачи.

После принятия решения о выполнении составленных планов рассматривается вопрос о том, как овладевать трудовым процессом и реализовывать трудовую активность.

Реализация и организация личного трудового процесса . Эта функция само менеджмента может быть раскрыта при обсуждении распорядка дня руководителя.

Организация рабочего дня должна соответствовать принципу «Работа должна подчиняться мне, а не наоборот».

Рабочий день с точки зрения организации можно разбить на три периода:

Основная часть;

Правила начала рабочего дня.

1. Начинайте с хорошим настроением. Старайтесь для каждого дня находить какое-либо позитивное начало, поскольку тот настрой, с которым приступаете к предстоящим делам, имеет немаловажное значение для ваших успехов или неудач.

1. Хорошо позавтракайте и без спешки - на работу. Позволяйте себе обильный завтрак.

2. Начинайте работу по возможности в одно и то же время. Помните, что человек - пленник своих привычек.

3. Перепроверяйте составленный накануне вечером план дня.

4. Вначале - ключевые задачи.

5. Приступайте к работе без «раскачки».

6. Согласуйте план дня с секретарем.

8. Утром занимайтесь сложными и важными делами.

Правила хода рабочего дня.

1. Сокращайте свое собственное рабочее время за счет подготовки к работе.

2. Влияйте на фиксацию сроков выполнения работы.

3. Избегайте действий, вызывающих обратную реакцию.

4. Решительно отклоняйте дополнительно возникающие проблемы.

5. Избегайте незапланированных импульсивных действий.

6. Своевременно делайте паузы, соблюдайте размеренный темп работы (после 1 ч работы - 10 мин отдыха).

7. Небольшие однородные задачи выполняйте сериями.

8. Рационально завершайте начатое дело.

9. Максимально используйте временные промежутки.

10. Выделяйте время для себя (не менее 1 ч).

Правила завершения рабочего дня.

1. Завершайте несделанное.

2. Осуществляйте контроль за результатами и самоконтроль.

3. Составьте план на следующий день.

4. Домой - с хорошим настроением.

Радуйтесь предстоящему заслуженному отдыху после трудового дня. Наслаждайтесь дорогой домой и настраивайтесь на вечернее времяпровождение.

Самоконтроль итогов трудовой деятельности служит улучшению, в идеальном случае - оптимизации трудового процесса. Вы выявляете, были ли достигнуты поставленные цели, и вносите необходимые коррективы.

Всякая постановка цели и планирование своей деятельности эффективны настолько, насколько эффективны следующие за ними реализация и контроль за их исполнением.

Контролируйте регулярно свои временные планы! Контроль способствует мотивации труда (ощущению успеха) и задает импульсы для постановки новых вопросов и проблем.

Контролируя свои жизненные планы, цели и задачи, не забывайте, что все мы разные люди, поэтому и путь к достижению успеха (в предпринимательской деятельности) сугубо различен и для каждого свой.

Самоменеджмента это поиск своей индивидуальности (неповторимого стиля) для максимального использования своих внутренних ресурсов с целью достижения успеха.

Живите в гармонии с собой!

» Управление временем

© П. Г. Перерва

Самоменеджмент - условие личного и профессионального успеха

«Время - самый ограниченный капитал, и, если не можешь
им распоряжаться, не сможешь распоряжаться ничем другим».
П. Друкер

Время - это такой же ресурс, как и люди, сырье, финансовые средства. Его важнейшей особенностью является безвозвратность - его нельзя накопить, передать, взять в кредит, потому важно научиться использовать его с максимальной выгодой. Не даром же говорят: время - деньги. Это не просто слова.

Действительно, если, например, работник неправильно распорядился своим временем, условия контракта не были выполнены в срок, фирме придется уплатить штраф, чтобы возместить убытки, связанные с простоем. Успех каждого руководителя зависит не только от материально-экономической величины, но и от того, как он распоряжается самым ценным приобретением - временем. Руководитель должен сознательнр и системно использовать свое время, чтобы добиваться поставленной цели.

Самоменеджмент (или таймменеджмент) - техника правильного использования времени. Самоменеджмент помогает выполнять работу с меньшими расходами, лучше организовать труд (следовательно, получить лучшие результаты), уменьшить загруженность работой и, как результат, уменьшить спешку и стрессы. Известный специалист в области менеджмента Ален Маккензи утверждал: «Нет ничего более легкого, чем быть занятым. И нет ничего более трудного, чем быть результативным».

Самоменеджмент - это последовательное и целенаправленное использование эффективных методов работы в повседневной практике, с оптимальным использованием своих ресурсов для достижения своих же целей. Самоменеджмент позволяет эффективно пройти все этапы успешного пути к цели, а именно:

  • решить, чего вы хотите достичь;
  • создать собственное видение успеха;
  • использовать метод «больших скачков»;
  • верить, что успех придет;
  • сосредоточиться на целях, ведущих к успеху;
  • не падать духом при неудачах.

У самоменеджмента определен круг правил и функций. Отметим основные из них.

1. Постановка цели

Это временный процесс, поскольку в течение деятельности предприятия может выясниться, что те или другие параметры изменились, а это приводит к необходимости пересмотра цели. Для самоменеджмента фундаментальное значение имеет осознание того, куда работник хочет прийти и куда он попасть не хочет (но куда его хотят привести другие). Одно из правил эффективного менеджмента гласит: «Случайные успехи красивые, но не гарантированные. Запланированные успехи лучше, поскольку они управляются и случаются чаще».

Стоит устанавливать краткосрочную цель, согласованную с достижением долгосрочной глобальной цели.

2. Планирование

Призвано обеспечить рациональное использование самого ценного ресурса - времени. Чем лучше спланировано время, тем лучше оно может быть использовано в личных и профессиональных интересах руководителя. Планирование как составная часть заданий и правил самоменеджмента означает подготовку к реализации цели. Планирование ежедневной работы, средне- и долгосрочных задач означает также выигрыш во времени, достижение успеха и большую уверенность в себе.

Главное преимущество, которое достигается путем планирования работы, заключается в том, что планирование времени приносит выигрыш во времени. Общий практический опыт на производстве показывает, что увеличение расходов времени на планирование приводит в конечном счете к экономии времени в целом.

3. Основные правила планирования времени

3.1. Соотношение (60:40). Опыт показывает, что лучше всего составлять план лишь на определенную часть рабочего времени (па 60 %). Приблизительно половину рабочего дня руководитель проводит не на рабочем месте, потому что работа требует взаимодействия с людьми, обмена информацией. Всегда нужно оставлять определенный процент времени как резерв для неожиданных посетителей, телефонных разговоров, экстренных случаев или в результате недооценки длительности каких-то дел.

3.2. Регулярность - системность - последовательность. Над планами времени нужно работать регулярно и системно, последовательно доводя до конца начатое дело.

3.3. Реалистичное планирование. Планировать нужно только такой объем задач, с которым работник реально может справиться.

3.4. Заполнение потерь времени. Заполнять потерю времени лучше но возможности сразу, например лучше один раз дольше поработать вечером, чем в течение следующего целого дня наверстывать потерянное накануне.

3.5. Фиксация результатов вместо действий. Фиксировать в планах нужно результаты или цель, а не просто какие-либо действия, чтобы усилия были исходно направлены непосредственно на достижение цели. Это поможет избежать внеплановой деятельности.

3.6. Срок выполнения. Во избежание промедления и откладывания дел, нужно устанавливать точные сроки выполнения для всех видов деятельности.

3.7. Согласование различных планов во времени. Чтобы более успешно внедрять свои планы в жизнь, работнику необходимо согласовывать их с планами других людей (начальника, подчиненных, коллег).

4. Принятие решений

Принятие решений допускает выбор первоочередных заданий и дел. Принять решение - значит установить приоритетность. Основная проблема руководителей заключается в том, что они пытаются сразу выполнить слишком большой объем работы и распыляют свои силы на отдельные, часто несущественные, но кажущихся необходимыми дела.

Очередность выполнения заданий можно определять, пользуясь следующими критериями и методами:

  • принцип Парето (соотношение 80:20). Исходя из этой закономерности можно сделать вывод относительно рабочей ситуации руководителя: в процессе работы тратится 20 % времени для достижения 80 % результатов. Это значит, что не следуют сразу браться за самые легкие, интересные или нуждающиеся в минимальных расходах времени дела. Необходимо приступать к вопросам в соответствии с их значением и важностью;
  • установление приоритетов с помощью анализа АБВ. Техника этого анализа основывается на том, что доли в процентах более важных и менее важных дел в сумме остаются неизменными. С помощью буквы «А», «Б» и «В» все работы подразделяются на три группы в соответствии с их значимостью (важнейшие, важные и несущественные (менее важные)). Анализ АБВ основывается на трех закономерностях:
  • важнейшие задачи составляют приблизительно 15 % всего количества дел, которыми занимается руководитель. Вклад этой задачи в достижение конечной цели составляет около 65 %;
  • на важные задачи приходится около 20 % общего количества дел, значимость которых также около 20 %;
  • менее важные и несущественные задачи составляют около 65 % всех дел, а значимость их составляет всего лишь приблизительно 15 %.

Чтобы применить анализ АБВ, необходимо следовать следующим правилам: составить список всех будущих заданий;

  • систематизировать их по степени важности и установить очередность;
  • оценить задачи в соответствии с категориями А, Б, В;
  • задачи категории А руководитель должен выполнять сам;
  • задачи категории Б следует перепоручить;
  • задачи, которые остались, подлежат обязательному перепоручению:
  • ускоренный анализ по принципу Дуайта Эйзенхауэра (президент США в 1953 - 1961 гг.). Этот принцип является простым вспомогательным средством в тех случаях, когда необходимо быстро принять решение относительно того, какой задаче отдать преимущество. Приоритеты устанавливаются по таким критериям, как срочность и важность дела. Все дела подразделяются на 4 группы:
  1. Срочные (важные дела) - их необходимо выполнять самому руководителю;
  2. Срочные (менее важные дела) - их нужно делегировать;
  3. Менее срочные (важные задачи) - их необязательно выполнять сразу, но выполнять их нужно самому;
  4. 4Менее срочные (менее важные задачи) - от их выполнения можно воздержаться.

Делегирование является ключевой деятельностью менеджера. Под делегированием в общем значении понимается передача заданий своему подчиненному из сферы деятельности самого руководителя, но при этом начальник сохраняет за собой ответственность за руководство, которое не может быть делегировано. Передача задачи или деятельности может осуществляться на длительный срок или ограничиваться разовыми поручениями. Отказ от делегирования приводит к перегрузке руководителя, сокращает время, необходимое для выполнения своих непосредственных обязанностей. Делегирование помогает руководителю освободить время для более важной задачи и снизить загруженность, а также способствует использованию профессиональных знаний и навыков работников, положительно влияет на мотивацию труда сотрудников. Для того чтобы успешно осуществлять делегирование, необходимо подобрать нужных сотрудников, четко распределить сферу ответственности, координировать выполнение порученной задачи и осуществлять контроль рабочего процесса и результатов, пресекать попытку обратного или следующего делегирования. Не менее важно стимулировать и консультировать подчиненных, давать им оценку. Делегировать следует рутинную работу, специализированную деятельность, частные вопросы и подготовительную работу. Ни в коем случае нельзя делегировать такую работу, как определение цели, руководство сотрудниками, задача высокой степени риска.

5. Реализация и организация

Допускает составление распорядка дня и организацию трудового процесса с целью достижения поставленной цели. Организация своего рабочего дня должна отвечать основному принципу: «Работа должна подчиняться мне, а не наоборот». Существуют 23 правила, которые можно разделить на 3 группы: правила начала дня, основной части дня и конца дня.

Правила начала дня:

  1. Начинать день с позитивным настроением;
  2. Начинайте работу по возможности в одно и то же время;
  3. Повторный обзор плана дня, составленного накануне;
  4. Сначала - ключевые задания;
  5. Приступать без раскачивания;
  6. Согласовать план дня с секретарем (он будет эффективнее работать и сможет оградить руководителя от ненужных препятствий);
  7. Утром заниматься сложными и важными делами, потому что позже менеджер обычно бывает занят текущими делами.

Правила основной части дня:

  1. Логичная подготовка работы;
  2. Влиять на фиксацию сроков в собственных интересах;
  3. Перепроверять весь комплекс работ с точки зрения необходимости отдельных работ;
  4. Отклонять дополнительно возникающую безотлагательную проблему;
  5. Избегать незапланированных импульсивных действий;
  6. Вовремя делать паузу и соблюдать размеренный темп;
  7. Небольшие однородные задания выполнять серией (при этом только один раз проводится подготовка и в течение определенного времени руководитель занимается однородной деятельностью; благодаря непрерывности и концентрированности на процессе достигается экономия времени;
  8. Рационально завершать начатое (отвлечение и следующее возвращение к работе требуют некоторого времени, потому начатое дело нужно или доводить до конца, или прерывать в нужный момент);
  9. Использовать незапланированные временные промежутки для подготовительной или рутинной деятельности;
  10. Работать антициклично (т. е. в начале дня целесообразнее заниматься важнейшими заданиями, а в более беспокойный период - делами менее важными);
  11. Выкраивать спокойное время для восстановления сил;
  12. Контролировать время и планы.

Правила завершения рабочего дня:

  1. Завершить начатые небольшие дела;
  2. Контроль над результатами и самоконтроль;
  3. Составить план на следующий день;
  4. Каждый день должен иметь свою кульминацию.

6. Контроль

Контроль над результатами служит улучшению, а в идеальном случае - оптимизации трудового процесса. Все перечисленные выше функции самоменеджмента будут не настолько эффективными, если не будет проводиться соответствующий контроль. Контроль охватывает три задания:

  • осмысление физического состояния;
  • сравнение запланированного с достигнутым;
  • корректировка но установленным отклонениям.

Необходимо регулярно, через одинаковые промежутки времени, проверять свои планы и организацию труда, анализировать свою деятельность и свое время и составлять листок дневных препятствий. Контроль над результатами труда должен в любом случае производиться после выполнения задания. Тот, кто хочет себя по-настоящему разгрузить, не может отказаться от самоконтроля.

7. Информация и коммуникация

Это важнейшая фаза, потому что все другие фазы нуждается в ней. На руководителя ежедневно обрушивается поток информации, с которым ему приходится разбираться. В реальной жизни руководитель обрабатывает намного больше информации, чем это необходимо для эффективной работы. Для того чтобы экономить свое время, руководителю необходимо разработать рациональный подход к получению, обработке и использованию информации.

И еще...

Деловые люди часто сетуют на то, что в сутках всего 24 часа. Успеть за день все запланированное просто невозможно, даже если вести переговоры с помощью конференц-связи и делать макияж стоя в пробке. К тому же и переговоры и макияж при этом не всегда удаются. Обвинять в неудачах можно кого угодно. А можно научиться самоменеджменту, т. е. искусству управлять своим временем и ресурсами с максимальной эффективностью. Тогда окажется, что в сутках есть время не только на сон, но даже на спорт и отдых.

Мифы о самоменеджменте

О том, что такое самоменеджмент, знают или хотя бы слышали сегодня многие. С тем, что управление собой, своим временем и ресурсами полезно и правильно, соглашаются тоже многие. Но почему-то тех людей, которые вечно опаздывает, не знают, за которое из своих двадцати дел хвататься, по-прежнему больше, чем пунктуальных и уверенных. Эти несчастные всегда находят массу причин тому, почему ничего не успевают, и, главное, не хотят учиться успевать. Но, как оказывается, это всего лишь мифы, которые развеиваются специалистами так же легко, как придумываются теми, кто не хочет управлять собой .

Миф №1. «Самоменеджмент необходим только руководителям. Вот стану начальником - научусь»

Не станете, если не измените этого убеждения. Ведь основная цель самоменджмента состоит в том, чтобы максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни и преодолевать внешние обстоятельства, т. е. добиваться результатов и улучшать качество своей жизни.

Поэтому самоменеджмент важен не только для рядового сотрудника компании, но и для любого человека в принципе. Управление собой позволяет достигать поставленных в жизни целей и чувствовать, что жизнь не проходит мимо. Самоменеджмент как инструментарий важен для всех, кто хочет достичь успеха в жизни, независимо от своего статуса. Однако для топ-менеджеров самоменеджмент еще более важен, так как от их работы зависит достижение компанией своих целей.

Самоменеджмент часто воспринимают как строгое подчинение расписанию, которое нужно еще продумать и составить. Поэтому отсутствие четкости в своих действиях объясняется многими как нежелание подчинять себя графику, особенно если речь идет о работе вне офиса, фрилансе. Но самоменеджмент подразумевает не только планирование своего времени. Самоменеджмент - это умение управлять собой, руководить процессом управления в самом широком смысле слова - во времени, в пространстве, общении, деловом мире. Быть организованным независимо от того, относится ли это к окружающему пространству или к вашему времени, значит быть подготовленным. Это позволяет чувствовать себя собранным, владеть ситуацией, быть готовым использовать все имеющиеся возможности и справиться с любыми сюрпризами и неожиданностями.

Миф №2. «Самоменеджмент нужно использовать, только когда это необходимо - при ведении сложного проекта или работе в авральном режиме. В другое время он мне не нужен»

Это утверждение не совсем верное хотя бы потому, что приобретение любого навыка на первых порах вызывает спад продуктивности. Таким образом, период выполнения сложного проекта не самое лучшее время для экспериментов. В идеальном случае самоменеджмент это привычка и стиль жизни. Но не все к этому готовы. Самоменеджмент действительно можно использовать как инструментарий во время какого-то сложного проекта или ситуации аврала. Но если он помогает достичь результатов в наиболее сложных ситуациях, почему бы не использовать его всегда?

Кроме того, стоит учесть, что самоменеджмент - навык, который нельзя моментально приобрести в нужную минуту. Это как знание иностранного языка: вы либо говорите по-китайски, либо нет, и думать, что при встрече с китайцем грамотная речь польется сама, не приходится. И так же как язык забывается без практики, умение управлять собой пропадает, если его не использовать.

Миф №3. «Самоменеджменту невозможно научиться»

Как говорила героиня Лии Ахеджаковой в фильме «Служебный роман»: «Даже зайца можно научить курить, а уж для разумного человека тем более не» ничего невозможного». Специалисты уверяют, что научиться самоменеджменту можно с помощью специальных курсов или самостоятельно. Курсы больше подойдут для обучения сотрудников компании, которые лучше проводить в корпоративном формате, чтобы не создавать искусственного разделения сотрудников. И самоменеджменту совершенно точно можно научиться самостоятельно, прочитав соответствующие книги, как теоретические, где описываются стандарты и техники, так биографии и автобиографии великих людей, в которых описываются истории людей, достигших выдающихся результатов.

При этом нужно помнить, что управление собой - вещь очень личная. Из десятков предложенных советов человек должен подобрать только те, что походят именно ему, и заставить их работать на себя. Научиться управлять временем - задача не для слабого человека.

Миф №4. «Я просто не могу себя заставить быть более организованным»

В данном случае «не могу» равно «не хочу». Пока джинсы с трудом, но налезают, диета будет откладываться «до понедельника». Когда джинсы разойдутся по швам на ответственном мероприятии, диета начнется тут же и не будет казаться столь мучительной. Также увольнение из-за очередного срыва всех сроков может стать отличной мотивацией, чтобы заняться самоменеджментом. Но доводить до этого, конечно, не стоит. Лучше найти мотивацию раньше.

Где ее искать? Для начала ответить на вопрос: «А люблю ли я то, чем занимаюсь?» Если ответ отрицательный, мотивации вам не найти. Но «точку опоры» можно отыскать, например вспомнив то, что всегда нравилось или лучше всего получалось. Построение себя возможно как раз через развитие «любимых» компетенций. Может случиться и так: то, чем вы реально хотели бы заниматься, вы делать не умеете. В таком случае придется начинать, скорее всего, со стартовых позиций. Но иногда эффективнее изыскать ресурсы для переориентации, оставаясь на текущем месте. В этом случае планируйте вашу рабочую неделю так, чтобы в ней было как минимум 10 часов, которые вы сможете посвятить исключительно себе.

Самоменеджмент помогает не только добиваться поставленных бизнес-целей, но и просто находить время для себя. Разве желание заняться спортом, рисованием, съездить на Мадагаскар, чаще видеться с друзьями, т. е. найти время на любимые занятия и отдых, не является достаточной мотивацией для этого? Как и желание, например, сделать маме дорогой подарок с первой высокой зарплаты, которая обязательно станет такой, когда вы научитесь эффективно управлять собой.

Знания и навыки самоменеджмента необходимы соискателям в процессе трудоустройства и на других этапах развития карьеры . Службы управления персоналом государственных и коммерческих организаций должны уделять больше внимания развитию навыков самоуправления сотрудников в процессе управления карьерой. Оптимальной формой обучения признаны тренинги и деловые игры, в ходе которых слушатели приобретают и совершенствуют практические навыки управления собой. Кроме того, нужно искать новые информационно емкие технологии для осуществления образовательного процесса.

Можно с уверенностью сказать, что навыки самоменеджмента помогут людям не ошибиться в профессиональном выборе и достичь определенных карьерных высот.

П.Г. Перерва. Искусство самомаркетинга. Трудоустройство без проблем. - Х. 2009. См. также:

В системе понятий социального управления "Самоменеджмент» занимает одно из ведущих мест, означает организацию личной работы руководителя, управление собой. Самым важным фактором в жизни человека, так же как в деятельности руководителя, является фактор времени. Управлять временем - это значит во многом управлять собой. Вся экономия в конечном итоге сводится к экономии времени.

Каждому человеку, чтобы научиться управлять собой, нужно осознать свои возможности, иметь представления о формировании сознания, психологии, самовоспитании. Тем более это необходимо современному руководителю, менеджеру.

Современный менеджер выступает в системе организационно -управленческих отношений как управляющий, дипломат, лидер, воспитатель, инноватор и человеческое существо. Менеджер - человек, личность, обладающая своим интеллектом, чувствами, характером, темпераментом, совокупностью поведенческих черт. Все видные теоретики и практики менеджмента, в том числе Ф.Тейлор, А. файоль, А. Богданов выделяли у руководителей ум, образованность, технические знания, тактичность, энергичность, решительность, честность, умение предвидеть, организаторские способности, физическое и духовное здоровье.

Искусство управлять собой, своим временем, своей жизнедеяльностью, руководить течением своей жизни, развиваться и совершенствоваться - неполный перечень задач, рассматриваемых самоменеджментом.

Самоменеджмент руководителя – или организация личной работы, представляет собой целенаправленное и последовательное использование испытанных методов работы в повседневной практике.

Основная цель самоменеджмента состоит в том, чтобы максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни (самоопределяться) и преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так в личной жизни.

Ежедневно менеджер выполняет различные функции, этот процесс можно представить как круг самоменеджмента.

Ежедневное решение разного рода задач и проблем можно представить в виде ряда различных функций, которые находятся в определенной взаимозависимости между собой и, как правило, осуществляются в определенной последовательности. Процесс самоменеджмента в аспекте „последовательности выполнения конкретных функций охватывает шесть фаз :

1. Постановка целей- анализ и формирование личных целей. Определить личный потенциал, возможности; перечислить свои слабые стороны и подумать, как избавиться от них. Уяснить, с чем необходимо считаться в ближайшие годы. Например, состав ближайшего окружения (партнеры, родители) или возраст. Провести анализ «цель–средство», в ходе которого необходимые для достижения целей ресурсы (личные, финансовые, временные) сравнить с реальной ситуацией. Сформулировать конкретные реальные цели с указанием сроков (личные и профессиональные).

2. Планирование личного времени - разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности;

В деловой жизни оправдали себя следующие плановые периоды:

Долгосрочный (3-5 лет);

Среднесрочный (1-3 года);

Текущий (квартальный, месячный, декадный, недельный, дневной)

Правила планирования личного времени.

а) Охватить планом лишь 60 процентов рабочего дня, оставляя 20 процентов на непредвиденные проблемы и 20 процентов - на творческую деятельность, повышение квалификации.

б) Всегда доводить до конца начатое дело.

в) Планировать такой объем задач, с которым можно справиться.

г) Обеспечить гибкость планов.

д) Фиксировать в планах не только действия, но и ожидаемые результаты.

е) Устанавливать точные сроки и временные нормы для выполнения дел.

ж) Избегать тирании срочных дел (самое срочное дело не всегда бывает самым важным).

з) Планировать использование личного времени.

и) Согласовывать свои планы с коллегами.

3. Принятие решений по конкретных делам

4. Реализация менеджером разработанных планов , организация его трудового процесса предполагает установление приоритетов в выполнении дел. По значимости все дела делятся на 3 группы:

Следует также учитывать изменение работоспособности человека в течение дня. В связи с этим целесообразно дела категории А выполнять в часы наивысшей трудоспособности - в первой половине дня, дела категории Б – во второй половине, категории В – в самом начале и в конце рабочего дня.

5. Важным связующим звеном между другими функциями самоменеджмента являются информация и коммуникаци я – ключевые моменты процесса управления.

Важное место в деятельности менеджеров занимают совещания и конференции. Они должны проводиться, когда возникает необходимость в обмене информацией, анализе ситуации, принятии решений. Эти вопросы решать коллективно эффективнее, но затраты времени и средств выше. При организации совещания необходимо определить его цели, повестку, участников, время и место проведения. Заранее разослать приглашение с указанием повестки. Совещание следует начинать в точно назначенное время. Вначале согласовать с участниками повестку, регламент, порядок принятия решений. Во время совещания следует контролировать, как достигаются цели, анализировать проблему, выдвигать альтернативные решения, искать пути решений, информировать участников и координировать их деятельность. В конце заседания следует повторить принятые решения, подвести итоги и пояснить, что, кем, и к какому времени должно быть выполнено. Раздать всем участникам краткий протокол с наиболее важными результатами. Завершить совещание на позитивной ноте и желательно в назначенное время.

Необходимо также проводить регулярные краткие оперативные совещания, чтобы прояснить возникающие проблемы.

Важное значение имеет управление потоками посетителей, что требует, в частности, отгородиться от ненужных и незаявленных посетителей. Для этого рекомендуется: поручить секретарю согласование и соблюдение сроков посещений; использовать письменный стол секретаря как своего рода барьер; установить приемные часы; принимать посетителей стоя и определять во время приветствия необходимость посещения. Если беседа затянулась, а посетитель не желает ее завершать, целесообразно высказать обобщающий вывод и закончить беседу; посмотреть на наручные часы; встать и проводить посетителя к двери; договориться с секретарем, чтобы он прервал разговор и напомнил о следующем деле.

Телефонные разговоры. Они могут, как экономить время и деньги, так и поглощать их, что зависит от рационального использования телефона. Для защиты от ненужных звонков следует: проинформировать потенциальных абонентов, когда им желательно звонить; избегать таких фраз: «Позвоните мне как-нибудь»; пропускать все звонки через секретаря; значительно экономят время телефонные блоки. Для этого следует выбрать 1-2 временных промежутка, когда можно «отработать» телефонные разговоры все вместе или сериями, предварительно подготовившись к ним.

Немаловажное значение имеет рациональное ведение корреспонденции – это требует, чтобы к менеджеру поступала корреспонденция, имеющая для него значение, не содержащая рутины (Работа с документами). Служебные контакты и беседы, собрания и совещания.

6. Контроль и самоконтроль – последняя функция, благодаря которому определяется, выполнены ли запланированные дела, и вносятся в планы необходимые коррективы. Он подразделяется на контроль процесса (промежуточный) и контроль результатов (конечный). Время, продолжительность и регулярность контроля зависят от исполняемых задач и поставленной цели. Менеджеру необходимо осуществлять регулярный контроль своих годовых, месячных, недельных и дневных планов.

Руководитель будет эффективным, если умеет правильно организовать свою работу. Это предполагает решение проблемы оптимального использования рабочего времени. Значительный эффект дает использование метода «Альпы», он прост и требует не более 10 минут для составления – ежедневного плана.

Основные правила и сущность метода «Альпы».

1) План дня должен быть в письменном виде:

Если он в голове, то легко что-то забыть, отклонить в лавине дел;

Нарисовав план на бумаге – разгружаете память;

Зафиксированный на бумаге план, имеет эффект самомотивации действий, активность становится более целенаправленной и ориентированной на программу дня.

2) Письменная программа дня поможет «не терять» несделанные дела (переносить их на завтра). Плюс – ты видишь потребность во времени, резервы твоего времени и все «помехи» делу.

3) План дня двигает к автоматической, не требующей дополнительных усилий, рационализации труда (ты сознательно противодействуешь внутренним и внешним «помехам»; тебя не отвлекают лишние телефонные разговоры и другие внеплановые дела).

4) В конце дня задай себе вопрос: «Что сделано? Почему так мало?» Причина – не ориентировался на цели дня и лавина случайных дел захлестнула.

5) План дня должен содержать лишь то, что ты хочешь, должен, можешь сделать в этот день. И цели должны быть реальные и достижимые для тебя. На них надо сконцентрировать и мобилизовать силы.

Метод «Альпы» включает 5 стадий:

1) Составление заданий (задач дня).

2) Оценка длительности дел.

3) Резервирование времени.

4) Принятие решения по приоритетам, сокращениям и перепоручению дел.

5) Контроль и перенос не сделанного.

Отдельные функции не обязательно строго следуют одна за другой и могут переплетаться.

Преимущества овладения искусства самоменджмента состоят в следующем: выполнение работы с меньшими затратами времени, лучшая организация труда; меньше спешки и стрессов; больше удовлетворения от работы; активная мотивация труда; рост квалификации; снижение загруженности работой; сокращение ошибок при выполнении своих функций; достижение профессиональных и жизненных целей кратчайшим путем.

Цель прежде всего выступает как осознание потребности, как мысленное предвосхищение результата деятельности, как идеальная модель будущего оптимального состояния системы деятельности или отношений.

В самоменеджменте такой обобщенной целью является оптимальная модель самодеятельности субъекта управления (жизнедеятельность личности). В качестве цели выступает идея, отражающая потребности субъекта управления и условия их удовлетворения, его решение достигнуть желаемого результата своей деятельности. Следовательно, цель выступает регулятором деятельности, в самоменеджменте - самодеятельности.

Известно, что в предпринимательстве собственное дело начинается с мечты, с реализации себя, а успех зависит от глубины и преданности этой идее. Применительно к деятельности руководителя цель есть эффективный способ интеграции действий коллектива в единую систему. В полной мере такой подход правомерен и к системе самодеятельности личности.

Совокупность реализации основных проблем, относящихся к постановке цели, ее нахождению, анализу, формулированию составляет основу технологии выбора цели или технологии целеполагания.

Технология целеустановки включает в себя такое важное изначальное звено, как нахождение целей. Процедура нахождения целей, в свою очередь, по Л.Зайверту, может осуществляться с помощью четырех ступеней:

1) разработка общих представлений о жизненных устремлениях;

2) дифференциация во времени жизненных целей,

3) разработка путеводных представлений в профессиональной среде;

4) инвентаризация целей.

Деловая карьера в менеджменте.

Читайте также: