Ассессмент примеры. Ассессмент-центр: современный метод оценки персонала

Ассессмент-центр - своя собственная экзаменационная комиссия. Ни один некомпетентный сотрудник не просочится в стены компании.

Под аккомпанемент разговоров о новом кризисе такая перспектива кажется все более заманчивой. Как организовать свой собственный ассессмент-центр? Насколько это затратно? Эксперты поделились пошаговой инструкцией и примерами заданий.

«Ассессмент-центр - это метод оценки персонала, основанный на моделировании ключевых моментов деятельности оцениваемого для выявления имеющихся у него профессионально значимых качеств», - приводит определение ассессмент-центра Санкт-Петербургского Центра психологической поддержки Ильгиз Валинуров, президент корпорации Business Connection .

Впервые в обозримом прошлом такой метод оценки применила британская армия: в 40-х годах XX века молодым офицерам предлагали проявить свои навыки управления в ситуации, имитирующей боевые действия. Спустя несколько лет новый метод позаимствовало Центральное разведывательное управление США.

Поэтому, возможно, именно разведчикам мы обязаны тем, что сейчас ассессмент-центр используется для оценки персонала в тысячах компаний. Кто знает: не были ли сотрудники компании American Telephone and Telegraph агентами ЦРУ в отставке? Так или иначе, именно AT&T внедрила «армейский» метод в бизнес-практику. Для этих целей компания даже построила отдельное здание, которое называлось «The Assessment Centre». С тех пор это словосочетание вошло в лексикон специалистов по персоналу.

Ценный метод оценки

«В настоящее время все больше компаний обращается к вопросу оценки персонала, так как очень остро встает вопрос эффективности работы сотрудников», - утверждает Ирина Кандаурова, управляющий партнер HR-студии «Время людей» . Именно ассессмент-центр позволяет комплексно оценить кандидата или сотрудника, то есть взвесить все его умения и навыки, необходимые для работы на данной должности.

Как отмечают эксперты, ассессмент-центр имеет ряд преимуществ перед другими методами. «На протяжении десятков лет данный метод зарекомендовал себя как наиболее эффективный», - говорит Ирина Кандаурова .

Кроме того, как утверждает Ильгиз Валинуров , ассессмент-центр - универсальный метод, который помогает во всех аспектах управления персоналом. Эксперт приводит такой список: «Ассессмент-центр можно использовать для:

1. подбора персонала;
2. обучения и развития;
3. продвижения сотрудников;
4. управления карьерой и наставничества;
5. мотивирования сотрудников, получения от них обратной реакции».

Доказывая ценность ассессмент-центра, президент корпорации Business Connection ссылается на научные исследования: «Насколько валидны результаты ассессмента? Исследователи Британского психологического общества приводят данные о валидности методов оценки персонала. Они утверждают, что центр оценки персонала (достоверность результатов 65-70%) позволяет оценить кандидата с большей точностью, чем поведенческое интервью (48-61%), моделирование рабочей ситуации (54%) и тем более традиционное собеседование (5-19%)».

Эффективность ассессмент-центра в практике управления талантами и мотивирования подтверждает и Ирина Кандаурова . По ее словам, применение данной технологии позволяет формировать для каждого сотрудника индивидуальный план развития с учетом его сильных и слабых сторон.

«Развивающий ассессмент-центр способствует формированию у сотрудников мотивации к саморазвитию и обучению, что существенно повышает эффективность дальнейших мероприятий по обучению и развитию работников компании», - продолжает эксперт.

Уважаемая комиссия

Кто же должен войти в состав экзаменационной комиссии? По словам Ильгиза Валинурова , как правило, проводят ассессмент внешние эксперты: консультанты по управлению персоналом. Их квалификация и опыт увеличивают скорость подготовки, проведения и обработки результатов оценки. Также в оценке обязательно участвуют и менеджеры компании-заказчика.

Таким образом, в состав корпоративной «экзаменационной комиссии» входят: консультанты по управлению персоналом, представитель руководящего состава компании и непосредственный начальник испытуемых либо ведущий специалист в данной области.

Ирина Кандаурова предлагает следующий алгоритм действий для тех, кто планирует создание ассессмент-центра на базе своей компании:

1. Подготовка материалов к рабочей встрече по разработке компетенций. Формирование портфеля компетенций для определения идеального профиля сотрудника.
2. Разработка профиля ключевых компетенций сотрудника (на определенной позиции) в группе с экспертами заказчика и консультантами (рабочая сессия). По времени данный этап может длиться от 2-х недель до 3-х месяцев.
3. Формирование идеального профиля, описание поведенческих проявлений успешного сотрудника.
4. Разработка оценочных процедур (желательно оценочные процедуры разрабатывать на основе реальной деятельности сотрудников). Варианты.
5. Выбор и обучение наблюдателей (наблюдатели должны иметь опыт аналогичной работы. На группу из 7 человек необходимо 3-4 наблюдателя).
6. Разработка оценочных листов.
7. Разработка графика и согласование времени проведения ассессмент-центра. В группе до 10 участников за каждым закрепляются 2 наблюдателя.
8. Проведение ассессмент–центра (проведение оценки занимает от 1-го до 2-х дней в зависимости от категории сотрудников).
9. Обработка и анализ результатов оценки (обработка результатов - наиболее трудоемкий этап работы. Может занимать от 2-х недель до 1-го месяца).
10. Подготовка итогового отчета и индивидуальных экспертных оценок участников ассессмент–центра и презентация отчета руководителю.
11. Индивидуальная обратная связь для участников по результатам ассессмент–центра. Данный этап необходим для разработки плана развития сотрудника, а также для формирования мотивации к развитию и обучению.
12. Разработка программы обучения сотрудников.
13. Разработка индивидуальных планов развития сотрудников.

Какие же методы оценки следует выбрать? «Каждая компания формирует свой набор компонентов проведения assessment-центров в зависимости от своих нужд, а также временных и финансовых ресурсов», - утверждает Ильгиз Валинуров . Эксперт предлагает следующие варианты:

1. Интервью с экспертом, в ходе которого идет сбор данных о знаниях и опыте сотрудника.
2. Тесты (психологические, профессиональные, общие).
3. Краткая презентация участника перед экспертами и другими участниками (иногда используется аудио- и видеозапись).
4. Деловая игра: под руководством наблюдателя группа сотрудников или кандидатов разыгрывает бизнес-ситуацию по заранее подготовленному сценарию.
5. Биографическое анкетирование.
6. Описание профессиональных достижений.
7. Индивидуальный анализ конкретных ситуаций (case-study). Участнику предлагается выбрать определенную стратегию и тактику действий в предложенной ситуации.
8. Экспертное наблюдение: по его результатам составляются рекомендации для каждого сотрудника.

Изначально именно деловая игра была сутью ассессмента. Как мы видим, сейчас в распоряжении HR-менеджеров намного больше возможностей. Существуют и другие методы оценки - многим из них посвящены материалы на нашем портале.

Наглядное пособие

Эксперты рассказали, как выглядит типичная проверка в ассессмент-центре. Ирина Кандаурова поделилась с нами кейсами, которые используются в этой процедуре.

1. Задание для руководителя

Вы - руководитель. У вас в подчинении работает специалист Александр. Это молодой амбициозный человек. В компании он уже 3 года, начал с нуля, но быстро вырос и сейчас является квалифицированным специалистом, который хорошо знает продукт компании и показывает стабильно высокие результаты в работе. Сегодня Александр принес вам заявление о своем увольнении. Вам совершенно не хочется терять квалифицированного специалиста. Вы решаете поговорить с Александром. У вас есть 5 минут, чтобы обдумать, что вы скажете Александру, чтобы не допустить его увольнения из компании.

2. Задание для сотрудника

Вы устроились на работу в компанию ХХХ 3 года назад, когда были студентом факультета маркетинга престижного вуза г. Москвы. 2 года назад вы окончили обучение и надеялись, что полученное вами высшее образование послужит вам зеленым сигналом для карьерного роста. Уже 3 года вы работаете специалистом и показываете высокие результаты. Но вам хотелось бы карьерного роста. Вы решили заняться поисками работы. У вас есть предложения о работе в должности старшего специалиста с перспективой перехода на должность руководителя после испытательного срока. Но зарплата на новом месте будет несколько ниже той, которая у вас есть сейчас. Кроме того, корпоративная культура новой компании более жесткая, чем в ХХХ, и вы сомневаетесь, впишитесь ли вы в нее, однако все же решились написать заявление об увольнении. Ваш руководитель хочет поговорить с вами о вашем будущем.

Ильгиз Валинуров рассказал, что входит в тайминг процедуры ассессмента:

«Правильно подготовленный ассессмент можно провести за 3 часа:

Сбор участников, чай/кофе - 15 минут;
- приветственное слово организаторов или ведущего о процедуре - 5 минут;
- заполнение профессиональных или личностных опросников - 30-60 минут;
- презентации участников - 30-60 минут в зависимости от количества участников;
- проведение деловой игры: 3 минуты на объяснение задания, 15 минут - индивидуальная работа, 20 минут - групповая работа, 10 минут на презентацию итогов, то есть примерно 50-60 минут;
- подведение итогов ассессмента и информирование о дальнейших действиях - 10 минут.

То есть всего 2,5-4 часа в зависимости от количества участников и процедур ассессмента».

Долго и дорого

Очевидно, что организация ассессмент-центра - это затрата времени и ресурсов.

Поэтому вряд ли получится оценивать таким методом каждого кандидата. «Целесообразно применять данный метод для оценки наиболее значимой категории сотрудников для компании. Чаще он используется для оценки менеджеров по продажам, закупкам, сервисного персонала, руководящего состава», - говорит Ирина Кандаурова . Иногда ради экономии времени применяют массовый ассессмент для кандидатов, претендующих на самые востребованные позиции в компании.

Другая сложность в организации собственного ассессмент-центра - высокие требования к тем, кто его проводит. «Ассессмент-центр - один из наиболее трудозатратных методов оценки, требующих высокого уровня компетенций экспертов, которые ее проводят», - утверждает Ирина Кандаурова

1 -1

15 апреля 2016 Эксперт в сфере подбора персонала (моя цель-лучший персонал для бизнеса). ИП Гузенко Анастасия Сергеевна

Игра для ассессмент-центра "ЧП на луне" (кейсы для ассессмента, оценки продавцов)

Я имею опыт проведения ассессмент-центра для групп порядка 15-20 человек (практиковала в Детский Мир -Центр). Обычно 15-20 чел. делили на 2-3 команды. Когда группа кандидатов достаточно большая, игра на ассессменте существенно экономит время (по отношению к проведению индивидуальных собеседований) и помогает оценить кандидатов. Данный кейс использовала для оценки кандидатов на должность "продавца-консультанта".
Игра помогает выявить более активных кандидатов и лидера в целом, умение аргументировать свою точку зрения, умение слышать других участников группы, коммуникабельность, внимание и многое другое.

Игра / кейс для ассессмент - центра «ЧП на Луне»

группа 15-20 чел, делится на 2-3 команды.

Цели: развить интерактивный потенциал играющих, научить принимать коллективные решения, выявить лидерские возможности участников игры, показать преимущества сотрудничества.

Процедуры:

Принятие индивидуальных решений.

Выработка коллективного решения в группах.

Межгрупповое взаимодействие: дискуссия.

Анализ результатов и подведение итогов игры.

Время:30-40 минут.

  • Информация для участников игры:

На луноходе, которым управляет каждый из вас, вышел из строя двигатель. До базы - лунной станции - около 300 км; туда необходимо добраться пешком в течение трех суток. Половину пути надо пройти по темной стороне Луны, вторую - по освещенной. На борту лунохода имеется неприкосновенный запас, состоящий из предметов 15 наименований:

Коробок спичек

Пищевой концентрат

Надувной плот

50 футов капроновой веревки

Компас магнитный

Парашютный шелк

Портативный нагреватель

Сигнальные ракеты

2 револьвера 45-го калибра

Одна упаковка сухого молока

Два 100-литровых баллона с кислородом.

1-й этап. Предметы необходимо взять с собой, а для уменьшения груза и ускорения движения поочередно избавляться от них по степени важности и по мере использования. Очередность записывается в карточку, выдаваемую каждому играющему, причем первый выброшенный предмет будет номером 15, последний - номером 1.

Времени на принятие данного решения дается не более 5—7 минут, при условии полной тишины среди играющих.

2-й этап. На втором этапе начинается интерактивная часть игры. Создаются команды по 5-7человек. Цель игры - добраться до базы лунной станции, остаться живыми; цель команды - обсудить проблему и принять коллективное решение. Каждый играющий при обсуждении отстаивает свою точку зрения, старается реализовать индивидуальную программу выживания, используя разнообразные стратегии взаимодействия.

Время на обсуждение: 10—20 минут.

После принятия групповых решений — их презентация и защита.

После проведения всех этапов игры участники записывают в свою карточку (в рубрику «директивная оценка») очередность освобождения от предметов.

Правильное решение:

Название предмета

Правильный номер

Объяснение

Два 100-литровых баллона с кислородом

на Луне нет воздуха

5 галлонов (примерно 19 л) воды

без этого долго не прожить

Звездная карта (карта лунного созвездия)

нужна для навигации

Пищевой концентрат

можно некоторое время прожить без еды

Радиоприемник-передатчик на солнечных батареях

для коммуникации

50 футов капроновой веревки

может пригодиться для похода по неровной местности

Аптечка первой помощи с иглами для инъекций

аптечка первой помощи может понадобиться, но иглы бесполезны

Парашютный шелк

чтобы что-то нести

Надувной плот

представляет некоторую ценность как укрытие или для того, чтобы что-то нести

Сигнальные ракеты

нет кислорода, можно использовать лишь для силы толчка

2 револьвера 45-го калибра

для использования силы толчка

Одна упаковка сухого молока

нужна вода, а ее мало

Портативный нагреватель

на светлой стороне Луны жарко

Компас магнитный

магнитное поле Луны отличается от магнитного поля Земли

Коробок спичек

на Луне нет кислорода

Получив эти данные от руководителя игры, ее участники находят разницу между своей оценкой и директивной или наоборот, записывают данные в соответствующей графе карточки, затем итог суммируют. Далее те же подсчеты проводятся с коллективной оценкой и оценкой лидеров.

Выигрывает группа, которая ближе других оказалась к директивной оценке.

Руководитель подводит итоги и отмечает «позитивных» и «негативных» лидеров и отдельных слушателей, которые вели за собой группу к победе или к поражению. Целесообразно выявить людей, у которых были правильные или близкие к эталону оценки и причины, по которым не удалось их провести, убедить группу в принятии такого решения.

Предметом анализа могут быть не только сами решения, но и то, каким образом участники игры взаимодействовали, например агрессивно или лояльно, корректно или без уважения к партнеру, демонстрировали культуру слушания или нет, умеют выражать мысли понятно и убедительно или это умение не развито в достаточной степени и т.п.

Руководителю игры следует также обратить внимание на индивидуальный стиль взаимодействия и на выбор стратегий общения (избегания, противоборства, уступки, компромисса, сотрудничества). Рекомендую данный кейс для ассессмента.

Подумайте и ответьте, приходилось ли вам сталкиваться с такими ситуациями:

  • Набранный на вакантные должности персонал из-за отсутствия определенных навыков не справляется с выполнением задач и приносит убыток компании.
  • На освободившийся пост руководителя или его заместителя есть несколько кандидатов, но не известно, который из них лучше справится с обязанностями.
  • Специалисты не развиваются и плохо продвигаются по карьерной лестнице.
  • Не получается оценить слабые и сильные стороны набранных сотрудников, чтобы осуществить их точную расстановку в компании.

Если вы ответили положительно хотя бы на один пункт, тогда вам необходимо задуматься о внедрении одного из наиболее эффективных методов оценки компетенций персонала под названием «Ассессмент-центр» (АЦ).

Эффективная методика поиска «золотых кадров» среди сотен однотипных кандидатов

Ассессмент-центр или центр оценки (assessment – оценка) представляет комплексное оценочное мероприятие, которое включает в себя большое количество специальных заданий, которые должны выполнить оцениваемые специалисты. Этот метод групповой оценки позволяет понять потенциал и профессиональный уровень кандидата, соответствие персонажа установленным критериям и сопоставить его результаты с результатами других сотрудников.

Простыми словами – благодаря ассессмент центру вы поймете, какие люди работают в вашей компании. Такая методика позволяет оценить человека по многим факторам (компетенциям):

    Понимание бизнеса;

    Навыки влияния;

    Анализ и прогнозирование;

    Коммуникация в команде;

    Ориентация на результат;

    Планирование;

    Построение бизнес-процессов;

Сравнить Ассессмент-центр можно с процедурой промывания песка в поисках золота. Неподходящие специалисты отсеиваются, а в «сите» остаются только самородки – самые «золотые кадры». К слову, применение технологии ассессмента рекомендуется как для уже работающих сотрудников, так и для только нанятых работников. Ведь чем раньше вы узнаете уровень компетенции кандидата и направите его на подходящую должность, тем быстрее он повысит эффективность компании.

Какие результаты вы получите от применения АЦ?

Внедрение оценочного центра позволит вам:

  • Понять возможности роста и развития сильных и слабых сторон специалиста;
  • Составить индивидуальный план развития для оцененного кандидата;
  • Оценить уровень соответствие психологических качеств оцениваемого требованиям вакантного места;
  • Выявить перспективных сотрудников для их дальнейшего развития и карьерного продвижения;
  • Отобрать наиболее подходящих кандидатов на руководящие должности и ответственные позиции;
  • Найти среди опытных претендентов специалистов с наиболее высоким потенциалом;
  • Эффективно подбирать новые кадры на вакантные должности по важным для компании критериям;
  • Спрогнозировать успешность подобранного специалиста на новом рабочем месте;
  • Оценить кандидатов по узкопрофильным знаниям и навыкам;
  • Запустить новые проекты организации и ускорить ее развитие.

Но самое главное – с АЦ вы снижаете риск ошибки при выборе кандидата на открытую вакансию. По каждому оцениваемому работнику вы получаете индивидуальный отчет с перечнем ключевых навыков и ведущих черт характера человека. Это позволит вам принять правильное решение по оптимальному использованию ресурсов специалиста.

Специалист, в свою очередь, получает обратную связь с результатами прохождения оценочного центра. Такая информация в большинстве случаев дает работнику толчок к развитию в профессиональной деятельности и повышает его показатели на рабочем месте в дальнейшем.

Максимальная точность и надежность ассессмент-центра от Mental Skills

Несмотря на кажущуюся при первом взгляде несерьезность так называемой «деловой игры», как часто называют ассессмент-центр, она показывает высокие результаты. В зависимости от цели и источника степень достоверности (валидность) оценочного центра приближается к 80%. Это почти в 2 раза выше, чем применение профессионально-личностных опросников и в целых 4 раза больше по сравнению с эффективностью обычного интервью.

Отметим, что тесты личности не позволяют замерить уровень навыков и потенциала кандидатов. С этой задачей отлично справляется ассессмент-центр. Сегодня эта технология является чуть ли не единственным способом оценить квалификацию специалиста.

По точности и надежности результатов АЦ считается одним из лучших инструментов оценки навыков персонала. Это достигается благодаря максимально приближенным к реальности упражнениям, а также за счет проведения технологии по исключительно четким критериям – компетенциям и сразу несколькими обученными наблюдателями – специалистами по оценке персонала и психологами. Именно так выглядит оценочный центр компании по дистанционному обучению Mental- Skills.

Mental-Skills – это профессиональная команда оценщиков с 8-летним опытом оценки. В нашем послужном списке числится сотрудничеств более чем со 100 крупными клиентами. Всего мы оценили порядка 7 000 человек. За это время нами была проведена как точечная оценка руководителей, так и оценивание больших проектов с более чем 900 участников. По статистике – свыше 70% клиентов возвращаются к нам вновь. Это говорит о профессионализме и высокой компетентности нашей команды.

5 причин выбрать Mental Skills для центра оценки

Закажите точную оценку навыков и потенциала сотрудников у нашей компании Mental Skills и получите следующие выгоды:

1. Высокую прогностичность – оцениваемые решают сложные кейсы и учувствуют в играх, которые основаны на реальных ситуациях, в связи с чем достигается высокая точность и прогностичность полученных результатов.

2. Собственный уникальный набор упражнений, разработанный под определенные задачи – ролевая игра, групповое упражнение, письменное упражнение, игра «один на один», интервью.

3. Широкий спектр опций для оценки дополнительных параметров, повышения точности и снижения стоимости услуги.

4. Несколько форматов оценки персонала – классический, оптимизированный, онлайн.

5. Доступные цены. Стоимость оценивания персонала в нашей компании гораздо ниже, чем у большинства наших конкурентов. С нами вы сэкономите бюджет организации без ущерба точности оценки участников АЦ.

АЦ будет актуально в первую очередь для HR, которые занимаются рекрутингом персонала. Для них важно получить наиболее точную оценку кандидатов и закрывать вакансии лучшими специалистами. Успешное выполнение обязанностей сулит прибавку к зарплате, а ошибки в работе грозят штрафами со стороны руководства.

  • владельцам компаний, которые выполняют подбор персонала самостоятельно;
  • компаниям, в штате которых есть свои ассессоры, для независимой оценки ключевых руководителей;
  • отдельным группам сотрудников, например, резервистам;
  • специалистам, которые занимаются обучением и развитием персонала.

Основные этапы проведения АЦ

Компанией Mental Skills была разработана оптимальная схема выполнения ассессмент-центра. Предлагаем вам ознакомиться с ее основными этапами:

1. Создание, анализ или доработка модели компетенций

Анализируем существующую модель компетенций или разрабатываем ее под определенную компанию. В зависимости от цели может использоваться функциональная, корпоративная или менеджерская модель.

2. Разработка процедуры АЦ

Она включает в себя:

  • Анализ деятельности компании;
  • Выбор игровой ситуации;
  • Разработку заданий (кейсов) с упражнениями и тестами.

3. Разработка процедуры АЦ


Состоит из следующих этапов:
  • Деловая игра – выполнения кейсов с играми и упражнениями, которые объединены одним сюжетом и моделируют рабочие ситуации. Проводится в течение 1-го дня.
  • Интервью по компетенциям – беседа участника с наблюдающим и с включением вопросов, касающихся трудовой деятельности. Длится от 1 до 1,5 часов.
  • Сведения оценок – выставление оцениваемому человеку оценок со стороны экспертов-наблюдателей и выведение интегральной оценки.
  • Обратной связи участникам – подготовка результатов оценивания в письменном или устном виде для участника прохождения Ассессмент-центра и его руководства.
  • Подготовки отчетов по участникам в течение 7-ми дней.

Методы и формы оценочного центра

Компания Mental Skills предлагает 3 варианта проведения ассессмент-центра:

  • Классический АЦ – для получения максимально точной и надежной оценки, эффективного оценивания всех компетенций. Проводится с 1-одним наблюдающим на 2-ух оцениваемых.
  • Оптимизированный АЦ – для быстрого оценивания большой группы участников из 8-10 человек под наблюдением 1-2 экспертов. Услуга имеет невысокую стоимость
  • Онлайн АЦ – для точечной оценки сотрудников в разных уголках страны через систему видео-конференцсвязи с привлечением 2-ух экспертов на одного участника. Порадует средней ценой оценки плюс отсутствием расходов на командировку.

Кто проводит оценку персонала?

Оценкой занимаются специально обученные эксперты – ассессоры. Эти люди внимательно наблюдают за участниками центра развития, знают всю поведенческую классификацию, умеют правильно трактовать их поведение и проводить оценку по компетенциям.

Ассессоры – это независимые эксперты, на мнение которых практически невозможно повлиять. Они предоставят руководству компании полностью объективные сведения о каждом участнике ассессмент-центра, основываясь на собранной информации во время оценочного мероприятия.

Сколько стоит применение Ассессмент-центра?

Цена проведения АЦ рассчитывается индивидуально и зависит от многих факторов: количества этапов оценки, используемых методов, количества участников, целей и так далее. Также многое зависит от точности. Например, чем точнее вы хотите получить результат, тем выше будет цена.

Узнайте точную стоимость центра оценки сотрудников вашей компании, обратившись к специалистам Mental-Skills.

Ассесмент-центр ( assessment centre, центр оценки) - это метод комплексной оценки персонала, основанный на моделировании ключевых моментов деятельности сотрудников для выявления уровня развития их профессионально-важных качеств (компетенций) и определения потенциальных возможностей.

История возникновения ассесмент-центра

Технология ассесмент-центра появилась в годы Второй Мировой войны на Западе. Первоначально ассесмент использовался в британской армии для набора офицерского состава, а затем в Соединенных Штатах при подборе разведчиков. Впоследствии технология ассесмента была адаптирована для бизнеса и впервые применена в таких Компаниях как IT&T, IBM, Xerox, Mars, Siemens, Nestle, Shell и других.

На сегодняшний день, практически каждая крупная западная Компания использует для оценки персонала ассесмент-центр. В России данная технология стала применяться вначале 90-х годов. Среди отечественных Компаний, которые используют центр оценки в настоящее время, можно назвать Роснефть, Лукойл, ТНК-ВР, Северсталь, Газпром, Альфа-Банк, Уралсиб, Билайн, М.Видео и др.

Цели применения ассесмент-центра бизнесе

Современные Компании все чаще начинают сталкиваться с дефицитом талантливых и компетентных менеджеров, и эта проблема обнаруживается на всех уровнях управления. Эта ситуация побуждает искать надежные и точные способы выявления наиболее перспективных и успешных сотрудников, которые способны повести Компанию вперед, к достижению поставленных целей.

Причем речь идет не только о выявлении талантливых управленцев среди существующих менеджеров, но и поиск потенциальных руководителей среди рядовых сотрудников. Таким образом, появляется возможность максимально полно и эффективно использовать кадровый ресурс Компании для ее успешного развития. Это непростая задача, которая требует времени, усилий и применения качественных инструментов оценки.

Использование технологии ассесмент-центра позволяет Компании решить ряд ключевых бизнес-задач:

1. Точно оценить уровень компетентности специалистов и менеджеров Компании;

2. Выявить высокопотенциальных и перспективных сотрудников для дальнейшего целенаправленного развития и карьерного продвижения;

3. Организовать эффективный подбор персонала и точную расстановка кадров внутри Компании;

4. Разработать индивидуальные планы развития сотрудников, учитывающие их сильные стороны и зоны развития;

5. Сформировать кадровый резерв организации;

6. Существенно повысить эффективность корпоративных программ обучения и развития персонала.

Среди дополнительных преимуществ применения ассесмент-центра можно назвать высокую надежность метода и достоверность результатов оценки. Это достигается благодаря тому, что оценка одного участника проводится несколькими специально подготовленными экспертами-наблюдателями по четко сформированным критериям – компетенциям.

Поэтому «полезность» ассессмент-центра во много определяется тем, насколько верно сформулированы компетенции, насколько качественно разработаны упражнения, а также насколько профессиональны и хорошо подготовлены эксперты-наблюдатели.

Специфика метода

Ассесмент-центр представляет собой комплексную процедуру оценки, в структуру которого выходят следующие методы и формы диагностики:

бизнес-симуляция (представляет собой несколько взаимосвязанных упражнений – индивидуальных, парных и командных, объединенных одним сюжетным контекстном и моделирующих различные управленческие ситуации);

аналитический кейс (индивидуальное письменное задание);

специализированные тесты и опросники (как правило, это тесты интеллектуальных способностей и личностные опросники);

интервью по компетенциям .

Участники ассесмент-центра

В классическом ассесмент-центре присутствуют три категории участников:

1. Оцениваемые сотрудники

2. Ведущий ассесмент-центра (сотрудник HR-службы Компании или приглашенный консультант, который организует проведение центра оценки, дает участникам инструкции к упражнениям, отслеживает соблюдение рабочих регламентов и процедур. Зачастую ведущий также управляет процедурой согласования итоговых оценок по результатам ассесмента)

3. Эксперты-наблюдатели (сотрудники Компании или приглашенные консультанты, профессионально владеющие технологией ассесмент-центра. В их компетенцию входит наблюдение за оцениваемыми сотрудниками в ходе ассесмента и фиксирование особенностей их поведения при выполнении упражнений)

Для проведения объективной оценки и получения достоверных результатов, необходимо соблюдать ряд принципов, на которых построен качественный и надежный ассесмент-центр.

Основные принципы ассесмент-центра

комплексность оценки. Каждый участник в ходе ассесмента оценивается несколькими экспертами-наблюдателями, что позволяет составить целостный и объективный портрет человека;

независимость оценки. Эксперты-наблюдатели должны быть специалистами, не заинтересованными в результатах ассесмента. Оптимальным вариантом является приглашение внешних консультантов, которые не знакомы с оцениваемыми сотрудниками и находятся вне политики Компании-заказчика;

однозначность критериев оценки . Важно изначально четко определить, какие именно качества, знания и навыки будут оцениваться в ходе ассесмента, а также по каким критериям будет производиться эта оценка. Зачастую в качестве основы для оценки используются корпоративные компетенции, а в качестве критериев выступают четко определенные поведенческие индикаторы, отражающие уровень владения сотрудником каждой компетенцией.

равные возможности для участников . В ходе ассесмент-центра все оцениваемые сотрудники находятся в равных условиях и имеют одинаковые возможности для проявления своих способностей.

На ассесменте оценивается только наблюдаемое поведение участников , а не причины, которые за ним стоят. Благодаря этому, центр оценки позволяет четко увидеть и понять, КАК человек действует в определенных рабочих ситуациях и НАСКОЛЬКО он при этом ЭФФЕКТИВЕН.

Структура ассесмент-центра

Ассесмент-центр разрабатывается с учетом специфики бизнеса Компании заказчика и особенностей деятельности оцениваемых сотрудников. Как уже было сказано выше, результатом разработки центра оценки является подготовка четырех основных инструментов: бизнес-симуляции, аналитического кейса, набора специальных тестов и структуры индивидуальных интервью.

Давайте рассмотрим каждый из них более подробно:

Бизнес-симуляция занимает основную часть времени ассесмент-центра. В ходе бизнес-симуляции участникам обычно предлагается «прожить» ряд событий в Компании, которая по своему описанию и характеристикам похожа на их собственную. За отведенное время сотрудникам необходимо решить различные по уровню сложности и масштабности проблемы и задачи в «новой» Компании, начиная от планирования стратегии развития бизнеса и заканчивая разговором с «трудным» подчиненным. Каждое из упражнений бизнес-симуляции направлено на оценку одной или нескольких компетенций (например, способности принимать самостоятельные взвешенные решения, умения организовывать работу исполнителей, навыков влияния и убеждения и т.д.)

В ходе бизнес-симуляции обычно используется следующие типы упражнений:
- индивидуальные задания;
- ролевые игры;
- командные упражнения.

Аналитический кейс разрабатывается консультантами при тесном сотрудничестве с экспертами из Компании-заказчика. Правильно разработанный оценочный кейс моделирует основные бизнес-процессы Компании и отражает её ключевые проблемы, цели и задачи. С помощью аналитического кейса определятся уровень системного и бизнес-мышления участников ассесмент-центра, а также их способность принимать самостоятельные, обоснованные и эффективные решения имеющихся проблем. Как правило, оценочный кейс включается в качестве одного из индивидуальных заданий в бизнес-симуляцию.

Тесты и опросники. Наряду с интерактивными и аналитическими заданиями, в центре оценки используются стандартизированные тесты и опросники. Обычно их количество не превышает 2-3 и, как правило, они направлены на выявление уровня формально-логического интеллекта, особенностей типа личности и умения работать с информацией. Среди наиболее популярных тестовых методик, используемых в ассесмент-центрах, можно назвать батареи тестов SHL, личностный опросник CPI, тест Кеттелла, КОТ и ряд других.

Индивидуальное интервью (поведенческое интервью, интервью по компетенциям) проводится в конце центра оценки и служат для сбора дополнительной информации о каждом участнике. Интервью проводится в формате «один на один» (участник – наблюдатель-эксперт). Время на интервью обычно составляет около 1 часа.

Результаты ассесмент-центра

После завершения основной части центра оценки проводится процедура обсуждения и согласования результатов наблюдения. В данном обсуждении принимает участие ведущий ассесмента и эксперты-наблюдатели, которые сопоставляют свои наблюдения по каждому участнику и определяют уровень развития его профессионально-важных качеств, а также потенциал к дальнейшему росту.

Итогом работы становится персональный отчет по каждому участнику оценки, в котором подробно описываются его сильные стороны и области, требующие дальнейшего развития. Как правило, персональный отчет выдается на руки участнику оценки.

Помимо этого, результаты каждого сотрудника обсуждаются на индивидуальной встрече с экспертом-наблюдателем.

Данная встреча проходит в формате обратной связи и призвана решить две ключевые задачи:

1. информирование участника о его персональных результатах прохождения центра оценки, помощь в понимании своих сильных и слабых сторон. При этом важно разъяснить участнику критерии, по которым производилась оценка, и показать, как оцениваемые качества (компетенции) влияют на его рабочую эффективность.

2. мотивирование сотрудника на дальнейшее развитие профессионально-важных качеств. Помощь в разработке практических рекомендаций по развитию выбранных качеств.

Обратная связь по результатам ассесмент-центра, как правило, длится в течение 1 – 1,5 часов. В некоторых случаях, после обсуждения результатов, сотруднику составляется индивидуальный план развития.

Заказчику оценки также предоставляются подробные результаты ассесмент-центра, оформленные в виде инидвидуальных отчетов по каждому участнику и итоговых оценок по всей группе оцениваемых сотрудников.

---------------
много букв. да. :) Кто осилил и готов обсудить - мои искренние поздравления!

СЮЖЕТНО-ИГРОВОЙ

АССЕССМЕНТ-ЦЕНТР


АССЕССМЕНТ-ЦЕНТР –

это комплексный метод оценки компетенций, необходимых для работы на конкретной должности.

Спецификой Ассессмент-центра в компании ЕВМ является то, что в основу процедуры оценки положены игровые модули или игровые упражнения, которые уникальны и являются авторскими разработками специалистов компании.

Игровые модули объединяются в сюжет , вовлекающий участников в процесс и объединяющий все упражнения. Это делает процедуру оценки для участников легкой и непринужденной, без интенсивного стресса, который обычно сопровождает оценку.

Сюжет ассессмент-центра – это огромное поле для выбора.

Сюжеты могут быть самыми разнообразными : приближенными к деятельности компании, либо совершенно отвлеченными, в этом случае оценка может разворачиваться, например, в рамках сюжета известного кинофильма или литературного произведения.

Выбор сюжета осуществляется в зависимости от цели ассессмента. Например, если необходимо отобрать кандидата на какую-нибудь должность, то чаще всего выбирается сюжет, моделирующий деятельность в конкретной компании. А если необходимо выявить потребности в развитии и обучении, то может быть выбран необычный сюжет, погружающий оцениваемых в особую реальность. Это может позволит увидеть человека в новых для него условиях.

Цели, в которых может использоваться ассессмент-центр:

· Принятие решения о найме или назначении на должность.

· Принятие решений о перемещении сотрудников (выдвижение на более высокую должность, ротация и т. д.).


· Текущая аттестация.

· Выявление потребностей в развитии и обучении.

· Формирование команд и рабочих групп.

Достоинства ассессмент-центра:

1. Оперативность и краткосрочность. Ассессмент проводится в краткие сроки: (1-2 дня) и дает такой же результат, что и более длительные процедуры.

2. Состоит из игровых модулей, которые гибко корректируются в зависимости от ситуации, позволяют снизить стресс у участников и дать им возможность проявить себя.

3. Имеет в своей основе четко-проработанную систему оценки, с моделью компетенций, фиксированными шкалами, и математическим анализом.

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ АССЕССМЕНТ-ЦЕНТРА

ЭТАП 1.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

1. Специалисты компании ЕВМ на основе анализа должностных обязанностей, других нормативных документов и беседы с заказчиком разрабатывают модель компетенций.

Модель компетенций – это набор характеристик, необходимых для успешной работы на конкретной должности в компании. Как правило, количество компетенций в модели от 8 до 12.

Пример:

На основе анализа должностных обязанностей заместителя директора и беседы с руководителем компании была разработана модель компетенций , состоящая из 6 ключевых компетенций:

1. Оперативное реагирование , в т. ч. адекватная оценка ситуации и предоставляющихся возможностей, профилактика рисков

2. Контроль и учет : умение эффективно контролировать, отслеживать развитие ситуации и оценивать выполнение задач.

3. Делегирование ответственности подчиненным , в т. ч. точность и эффективность инструктажа

4. Лидерство.

5. Коммуникативные навыки , в т. ч. точная и эффективная трансляция своей позиции и задач, выбор адекватного метода коммуникации

6. Планирование.

2. Составление идеального профиля кандидата на должность.

Каждая компетенция в модели может проявляться на разном уровне. И не всегда для успешной работы в компании необходимо чтобы все компетенции были развиты максимально.

Поэтому на данном этапе каждая компетенция описывается с помощью шкал и составляется идеальный профиль кандидата на должность.

Существует огромное разнообразие шкал от бинарной (фиксирующей наличие или отсутствие компетенции) до многоуровневых шкал, количество уровней в которых может быть от 3 до 11. В компании ЕВМ наиболее часто используется пятиуровневая шкала от -2 до +2 либо четырехуровневая от -1 до +2

Оценка

-2(E )

-1 (D )

Описание

Проявления компетенции носят негативный характер. Кандидат вносит деструктивные моменты в работу других

Компетенция развита ниже требуемого уровня

Компетенция развита на достаточном уровне, необходимом для выполнения должностных обязанностей

Компетенция развита на высоком уровне

Развитие превышает требуемый уровень.

Кандидат способен транслировать другим и обучать развитой у него компетенции.

-1 (D )

Уровень развития

Неприемлемый уровень

Базовый

уровень

Умелое


применение

Эксперт

Описание

Развитие компетенции существенно ниже требуемого уровня для работы на должности. негативные примеры поведения и их процент высок.

Развитие компетенции ниже требований для должности. Необходимо развитие во многих аспектах компетенции.

Компетенция развита на достаточном уровне. Развитие компетенции требуется в минимальном объеме в виде инструктажа или обучения на рабочем месте.

Развитие компетенции у кандидата превышает требуемый уровень, проявлена в поведении и превышает ожидания с точки зрения качества, объема и самостоятельности демонстрации.

Идеальный профиль заместителя директора

1- Оперативное реагирование

2- Контроль и учет

3- Делегирование ответственности

4- Лидерство

5- Коммуникативные навыки

6- Планирование

Из профиля видно, что

· для компетенции «делегирование ответственности» достаточным является ее развитие на уровне «умелого применения».

· компетенция «лидерство» должна быть развита на уровне «умелого применения». Так как заместителю директора не обязательно быть харизматичным лидером и увлекать за собой массы людей, ему необходимо обеспечивать готовность сотрудников действовать в заданном направлении и уметь донести до них свое позитивное видение будущего компании.

3. Подготовка команды оценщиков.

В качестве наблюдателей выступают специально обученные люди, прошедшие тренинг наблюдателей, целью которого является формирование навыков объективного наблюдения.

Иногда на определенных этапах ассессмента к оценке подключаются представители компании-заказчика. Они могут более объективно оценить профессиональные качества кандидатов.

Сколько?

Количество оценщиков берется из условия, что в каждый момент времени, каждый оценивает от 1 до 5 человек, не больше. При этом в ходе ассессмента оценщики меняют объекты наблюдений, создается специальная схема, по которой происходит смена. Это делается для того, чтобы сделать оценку многосторонней и более объективной.

ЭТАП 2.

СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ АССЕССМЕНТА

На данном этапе создается описание всех игровых процедур, через которые нужно будет пройти участникам.

Основным принципом составления программы ассессмент-центра является то, что каждая компетенция оценивается в нескольких упражнениях и в каждом упражнении оценивается ряд компетенций.

Типы заданий , которые используются в ассессмент-центрах компании ЕВМ:

1. In basket. Участники должны ознакомиться с рядом документов – письмами, записями в ежедневнике, отчетами, а затем предпринять по ним соответствующие действия.

2. Презентация или самопрезентация (участников просят сделать презентацию или самопрезентация на какую-либо тему)

3. Ролевые игры

4. Деловые игры

5. Case study. Участники, работая индивидуально или в группах должны найти решение проблемной ситуации. Они могут представить свое решение в письменном виде или написать рецензию.

6. Групповые дискуссии – дискуссии на заданную тему без назначенного формального лидера

ЭТАП 3.

ПРОВЕДЕНИЕ АССЕССМЕНТА

Обычно это 6-12 часов чистого времени. При этом вся процедура может проходить в 1 или 2 дня.

В проведении ассессмент-центра принимает участие ряд специалистов:

· 1 ведущий, который дает задания и следит за структурой.

· Необходимое количество оценщиков

· Видео-оператор

Пример:

Продолжительность процедуры – 1 рабочий день с 10.00 до 17.00

Хронометраж процедуры оценки

Время проведения

Длительность

Введение. Организационные вопросы.

Кейс для письменного ответа

11.30-11.45

Кофе-брейк

15 минут

Кейс для устного обсуждения

13.15-14.15

Обед

60 минут

Игровой кейс

Введение

Раунд 1

Раунд 2

Раунд 3

Завершение

Завершение

Количество оцениваемых – 8

Количество оценщиков – 3


ЭТАП 4.

ПОДГОТОВКА ОТЧЕТА

Итоговый отчет содержит:

1. Сводную таблицу результатов

I. После проведения ассессмента проводится процедура подсчета полученных оценок. Итоговые оценки каждого кандидата выводятся на основании оценок за выполнение отдельных упражнений. Составляется сводная таблица результатов.

II. По итогам оценок, составляются реальные профили кандидатов, которые отображаются на одном графике с идеальным профилем.

III. На основании полученных оценок составляются рейтинги.

IV. По каждому кандидату пишется заключение и даются рекомендации.

Выдержки из итогового отчета ассессмент-центра*

ПРОФИЛЬ КАНДИДАТА

График красного цвета - идеальный профиль руководителя технического блока
График синего цвета - реальный профиль

Компетенции
1 - Оперативное реагирование
2 - Контроль и учет
3 - Делегирование ответственности
4 - Лидерство
5 - Коммуникативные навыки
6 - Планирование

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ОЦЕНОК КАНДИДАТА*

КОМПЕТЕНЦИЯ: ОПЕРАТИВНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ

Читайте также: