1 правовое регулирование предпринимательской деятельности. Предпринимательское право и предпринимательская деятельность

онятие и признаки предпринимательской деятельности. В условиях формирующегося в России свободного рынка товаров, работ и услуг расширяется сфера предпринимательской деятельности. Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг гражданами и юридическими лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном порядке.

Это определение, даваемое в п. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК), отражает шесть признаков предпринимательской деятельности:

1) ее самостоятельный характер;

2) осуществление на свой риск, т. е. под собственную ответственность предпринимателей;

3) цель деятельности - получение прибыли;

4) источники прибыли - пользование имуществом, продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг;

5) систематический характер получения прибыли;

6) факт государственной регистрации участников предпринимательства.

Отсутствие любого из первых пяти признаков означает, что деятельность на является предпринимательской. Для квалификации деятельности как предпринимательской необходим и шестой (формальный) признак. Однако в некоторых случаях деятельность может быть признана предпринимательской и при отсутствии формальной регистрации предпринимателя. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила закона об обязательствах предпринимательского характера. Это означает, в частности, что “фактический предприниматель” будет нести по своим обязательствам ответственность даже при отсутствии его вины в их нарушении.

Знание всех легальных, т. е. основанных на формуле закона, признаков предпринимательской деятельности необходимо и при наличии государственной регистрации предпринимателя, поскольку она может быть осуществлена с нарушением закона. В некоторых случаях в качестве предпринимателей регистрируются лица, не способные

Самостоятельно существлять подобную деятельность

(недееспособные), нести самостоятельную имущественную ответственность или не имеющие цели систематического получения прибыли. В таких случаях регистрация может быть признана по суду недействительной, и если допущенные при создании юридического лица нарушения закона носят неустранимый характер, оно может быть ликвидировано.

Правовое регулирование предпринимательской деятельности.

Необходимо различать предпринимательскую деятельность и деятельность предпринимателей. Предприниматели не только заключают договоры, отвечают за их нарушение, но и привлекают наемных работников, платят налоги, таможенные пошлины, несут административную и даже уголовную ответственность за совершение противоправных деяний. Деятельность предпринимателей не может быть ни привилегией, ни бременем какой-либо одной отрасли права, а также некоего комплексного “предпринимательского кодекса”. Она регулируется и охраняется нормами всех отраслей права - как частного (гражданского, трудового и т. п.), так и публичного (административного, финансового и т. п.).

Разноотраслевые нормы о деятельности предпринимателей предусматривают, например, федеральные законы от 14 июня 1995 г. № 88- Ф3 “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” 1 и от 29 декабря 1995 г. № 222 - Ф3 “ Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства” 2 , а также Указ Президента РФ от 4 апреля 1996 г. № 491 “ О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации” 3. В них, в частности, предусматриваются:

Порядок выдачи патента на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - субъектов малого предпринимательства;

Льготы на предоставление им кредитов;

В условиях формирующегося в России свободного рынка товаров, работ и услуг расширяется сфера предпринимательской деятельности. Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг гражданами и юридическими лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном порядке.

Это определение, отражает шесть признаков предпринимательской деятельности:

Ее самостоятельный характер;

Осуществление на свой риск, т. е. под собственную ответственность предпринимателей;

Цель деятельности - получение прибыли;

Источники прибыли - пользование имуществом, продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг;

Систематический характер получения прибыли;

Факт государственной регистрации участников предпринимательства.1

Отсутствие любого из первых пяти признаков означает, что деятельность не является предпринимательской. Для квалификации деятельности как предпринимательской необходим и шестой (формальный) признак. Однако в некоторых случаях деятельность может быть признана предпринимательской и при отсутствии формальной регистрации предпринимателя. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем.

Знание всех легальных, т. е. основанных на формуле закона, признаков предпринимательской деятельности необходимо и при наличии государственной регистрации предпринимателя, поскольку она может быть осуществлена с нарушением закона. В некоторых случаях в качестве предпринимателей регистрируются лица, не способные самостоятельно осуществлять подобную деятельность (недееспособные), нести самостоятельную имущественную ответственность или не имеющие цели систематического получения прибыли. В таких случаях регистрация может быть признана по суду недействительной, и если допущенные при создании юридического лица нарушения закона носят неустранимый характер, оно может быть ликвидировано.

1.2 Правовое регулирование предпринимательской деятельности

Необходимо различать предпринимательскую деятельность и деятельность предпринимателей. Предприниматели не только заключают договоры, отвечают за их нарушение, но и привлекают наемных работников, платят налоги, таможенные пошлины, несут административную и даже уголовную ответственность за совершение противоправных деяний. Деятельность предпринимателей не может быть ни привилегией, ни бременем какой-либо одной отрасли права, а также некоего комплексного «предпринимательского кодекса». Она регулируется и охраняется нормами всех отраслей права - как частного (гражданского, трудового и т. п.), так и публичного (административного, финансового и т. п.).

Разноотраслевые нормы о деятельности предпринимателей предусматривают, например, федеральные законы от 14 июня 1995 г. № 88- Ф3 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и от 29 декабря 1995 г. № 222 - Ф3 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», а также Указ Президента РФ от 4 апреля 1996 г. № 491 «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации». В них, в частности, предусматриваются:

Порядок выдачи патента на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - субъектов малого предпринимательства;

Льготы на предоставление им кредитов;

Резервирование для них определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов товаров и оказание услуг.2

Однако это не означает, что все отрасли права в равной мере регулируют также саму предпринимательскую деятельность. Поскольку содержание предпринимательской деятельности прежде всего и главным образом составляют имущественные отношения юридически равных субъектов, т. е. то, что регулируется гражданским правом, можно говорить о гражданско-правовом регулировании предпринимательской деятельности на базе гражданского кодекса и иного гражданского законодательства. Это, естественно, требует усвоения основных положений гражданского права и учета на этой базе особенностей гражданско-правового регулирования предпринимательских отношений как разновидности гражданско-правовых отношений.

Предпринимательское право отражает основные аспекты гражданско-правового регулирования как предпринимательской деятельности, так и деятельности предпринимателей.

Субъектов предпринимательской деятельности

1. Правовое регулирование предпринимательской (коммерческой) деятельности.

Государственное регулирование экономической деятельности.

Понятие и признаки предпринимательской деятельности и предпринимательских правоотношений.

Частно-правовое и публично-правовое регулирование предпринимательской деятельности.

Субъекты предпринимательской деятельности, их признаки.

2. Правовой статус имущества участников экономических отношений.

Право собственности: понятие, содержание. Типы собственности.

Формы собственности в Российской Федерации.

Право собственности граждан и юридических лиц.

Государственная и муниципальная собственность.

Ограниченные вещные права: право хозяйственного ведения и право оперативного управления.

3. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

Понятие юридического лица, его признаки.

Цели создания юридических лиц.

Классификация юридических лиц.

Способы создания юридических лиц.

Учредительные документы и государственная регистрация юридических лиц.

4. Правовое положение индивидуальных предпринимателей.

Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей.

Гражданская правоспособность и дееспособность.

Утрата статуса индивидуального предпринимателя.

Ответственность индивидуальных предпринимателей по обязательствам.

5. Реорганизация и ликвидация юридических лиц.

Понятие, основания и формы реорганизации.

Понятие, основания и порядок ликвидации юридических лиц.

Гарантии прав кредиторов при реорганизации и ликвидации юридических лиц.

6. Несостоятельность (банкротство) юридических лиц: понятие, признаки, процедуры

Понятие несостоятельности (банкротства).

Признаки банкротства.

Нормативно-правовое регулирование института банкротства.

Процедуры банкротства.

Особенность государственного регулирования экономический деятельности сводится к тому, чтобы предотвращать столкновение частных интересов субъектов предпринимательской деятельности, с одной стороны, и публичных интересов общества в целом, с другой стороны.

Собственно достижение баланса этих интересов возможно различными приемами и способами. Для реализации данной цели необходима выработка совершенного механизма правового взаимодействия предпринимателя и общества.

В этом смысле показателен проводимый в российской экономике переход от прямого директивного воздействия (которое свойственно административно-командной системе хозяйствования) к косвенным методам регулирования с применением различных экономических рычагов и стимулов (например, льготы по кредитованию и налогообложению).



Таким образом, государственное регулирование экономической деятельности может сочетать в себе прямые и косвенные методы регулирования .

Основной формой прямого регулирования является государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (одновременно с государственной регистрацией фирменных наименований коммерческих организаций). Следует отметить, что не всегда получение свидетельства о государственной регистрации позволяет субъекту начать заниматься предпринимательской деятельностью. Так, например, предприниматели, осуществляющие денежные расчеты с населением, по прямому указанию закона должны зарегистрировать в налоговых органах контрольно-кассовую машину. Дополнительно, в целях развития определенных направлений бизнеса, предприниматели регистрируют объекты патентного права, средства индивидуализации товаров, работ, услуг. Подлежат регистрации отдельные виды имущества (например, предприятие) и отдельные права на имущество, используемые в предпринимательской деятельности.

К формам прямого государственного регулирования экономической деятельности , в частности, относятся:

  • исполнение обязательств по уплате налогов и не налоговых платежей;
  • лицензирование отдельных видов деятельности;
  • порядок согласования с региональными исполнительными органами власти размещения предприятий и характера избранных видов предпринимательской деятельности с учетом экологических, демографических и иных возможных последствий;
  • соблюдение норм природопользования, санитарии и гигиены;
  • соблюдение требований по формированию себестоимости выпускаемой продукции, ведению бухгалтерского учета, стандартов, сертификации продукции и услуг, единства измерений;
  • обеспечение качества и безопасности товаров, работ и услуг;
  • установление норм природопользования;
  • установление единообразных правил ведения и предоставления бухгалтерской, статистической и иной информационной отчетности;
  • нормы законодательства о защите прав потребителей.

Косвенные методы регулирования предполагают предоставление льготных кредитов, дотаций, субсидий, льготный режим налогообложения и т.п.

Во всех экономических системах государство регулирует экономику, причем его роль возрастает с развитием научно-технического прогресса, ростом масштабов производства и углублением международного разделения труда.

Государство выступает, прежде всего, как властная структура, устанавливающая правила поведения на рынке для хозяйствующих субъектов и влияющая своими обязательными властными предписаниями на условия деятельности рыночных субъектов. Важнейшая задача государства на данном направлении – разработка эффективной правовой базы.

Рыночные отношения предусматривают функционирование предприятий и организаций различных форм собственности. В конкурентной борьбе на рынках участвуют на равных основаниях акционерные, частные и государственные предприятия.

Поскольку рынок предполагает свободу производственной и коммерческой деятельности, конкуренцию между производителями, исключается господство какой-либо одной формы собственности.

Инвестиционная деятельность . Государственное регулирование инвестиционного процесса направлено как на стимулирование источников накопления внутри страны, так и на широкое привлечение иностранного капитала. Инвестиционная деятельность отражается в соответствующей государственной политике.

Одним из важных направлений государственного регулирования экономики является регулирование рынка труда . Государственное регулирование занятости ощутимо проявляется в разработке специального законодательства, программ по стимулированию занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе, подготовке и переподготовке специалистов. Большое влияние на рынок труда оказывают государственные социальные программы. Они содействуют определенной стабилизации социально-экономического положения трудящихся, смягчают болезненные недостатки рыночного механизма. В результате появляется особый элемент цены рабочей силы, напрямую не связанный с функционированием рынка труда и образующийся на внерыночных принципах.

Приведенный перечень основных направлений государственного регулирования экономики этим не ограничивается. Имеются и другие направления.

При этом важно, чтобы все меры государства по регулированию экономических процессов предпринимались в интересах всего общества как для активизации нужных обществу форм деятельности, так и для ограничения и подавления нежелательных форм хозяйствования.

Необходимым условием нормального и эффективного функционирования рыночной экономики является конкуренция субъектов предпринимательской деятельности , в основе которой лежат следующие правовые принципы:

  • свобода предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности;
  • свобода перемещения товаров (товарооборота) и финансовых средств на территории государства;
  • равенство правового статуса субъектов экономической деятельности.

Согласно ныне действующему Гражданскому кодексу РФ, предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Предпринимательская деятельность отличается рядом признаков, что позволяет говорить о предпринимательской деятельности как о понятии более узком, чем понятие «хозяйственная деятельность».

Основными и обязательными признаками предпринимательской деятельности являются:

1) самостоятельная деятельность;

2) цель деятельности – получение прибыли;

3) хозяйственный риск;

4) факт государственной регистрации участников.

Отсутствие любого из пяти признаков означает, что деятельность не является предпринимательской.

1. Предпринимательская деятельность может осуществляться как самим собственником, так и субъектом, управляющим его имуществом на правах хозяйственного ведения с установлением пределов такого ведения собственником имущества.

Самостоятельность в организации производства дополняется коммерческой свободой. Субъект предпринимательской деятельности определяет пути и способы реализации своей продукции, выбирает контрагентов, с которыми будет иметь дело. Экономические связи закрепляются договорами.

Важное условие коммерческой свободы – свободное ценообразование. Однако в экономике абсолютной свободы производителей не существует. Предприниматель имеет полную самостоятельность в том смысле, что над ним нет инстанций, выдающей команды: что делать, как и сколько. Он не свободен от рынка, от его жестких требований. Поэтому можно говорить лишь об определенных рамках самостоятельности.

2. Предпринимательская деятельность предполагает систематическое получение прибыли, которая является продуктом специфического человеческого ресурса – предпринимательских способностей. Труд этот непростой и соединяет в себе, во-первых проявление инициативы по соединению вещественных и людских факторов для производства товаров и услуг, во-вторых , принятие неординарных решений по управлению фирмой, организации труда и, в-третьих , внедрение инноваций путем производства нового вида продукции или радикального изменения производственного процесса. Все это дает основания говорить о предпринимательстве как о профессиональной деятельности, направленной на извлечение прибыли.

Обладая самостоятельностью, организуя производство в своих интересах, предприниматель берет на себя ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия, за результат своей деятельности. Имущественная ответственность предпринимателя – это его обязанность претерпеть неблагоприятные имущественные последствия, обусловленные допущенными с его стороны правонарушениями. Размер ее зависит от организационно-правовой формы предприятия.

В Гражданском кодексе РФ уточняется основной субъектный признак, т.е. вводится указание на систематичность получения прибыли. Единичные случаи извлечения прибыли не являются предпринимательской деятельностью. Систематичность характеризуется длительностью и регулярностью получения прибыли, что определяется профессионализмом предпринимателя. Таким образом, в Гражданском кодексе РФ зафиксировано, что для предпринимателя важна не столько сама сфера деятельности, сколько систематическое получение прибыли.

3. Признаком предпринимательских экономических отношений является хозяйственный риск . Риск постоянно сопутствует бизнесу и формирует особый способ мышления и поведения, психологию предпринимателя. Риск – это возможные неблагоприятные имущественные последствия деятельности предпринимателя, не обусловленные какими-либо упущенными возможностями с его стороны.

Рисковый характер деятельности может привести не только к банкротству, но и оказаться пагубным для имущественных интересов граждан и организаций. Гражданский кодекс РФ предусматривает повышенную имущественную ответственность предпринимателя за нарушение им своих обязательств, если у него не будет доказательств того, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие действия непреодолимой силы (п.3 ст. 401 ГК РФ). Вместе с тем приведенное правило действует, если иное не предусмотрено законом или договором.

Предприниматель отвечает за риск своим имуществом, но не только им. Возможны также утраты, влияющие на его статус на рынке труда и капитала (конкурентоспособность, профессиональная репутация, психологическая оценка и др.).

4. Государственная регистрация участников предпринимательской деятельности – юридический факт, предшествующий началу осуществления предпринимательской деятельности. Субъекты предпринимательской деятельности для получения статуса предпринимателя должны быть зарегистрированы в этом качестве. Занятие систематической деятельностью по извлечению прибыли без государственной регистрации влечет за собой юридическую ответственность.

Предпринимательской деятельностью могут заниматься как юридические лица, так и граждане. Среди юридических лиц этим правом в полной мере пользуются коммерческие организации.

Предпринимательскими отношениями являются общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также тесно связанные с ними некоммерческие отношения, включая отношения по государственному регулированию рыночной экономики.

Эти отношения подразделяются на две группы:

1) собственно предпринимательские отношения (горизонтальные отношения , т.е. отношения предприниматель-предприниматель);

2) некоммерческие отношения (вертикальные отношения , т.е. отношения предприниматель-орган управления).

Обе группы вместе образуют хозяйственно-правовые отношения, единый хозяйственно-правовой оборот.

В основе горизонтальных (имущественных) отношений предпринимателей лежит юридическое равенство сторон. Их права и обязанности возникают из договора. Данные отношения регулируются в основном нормами гражданского права, это так называемое частно-правовое регулирование предпринимательской деятельности.

Во вторую группу входят отношения хотя и некоммерческого характера, но тесно связанные с предпринимательскими, например, отношения в связи с образованием предприятия (предпринимателя), лицензированием, налогообложением и т.д. Сюда включаются отношения по государственному регулированию экономики, по поддержке конкуренции и ограничению монополистической деятельности, правовому регулированию безопасности продукции, товаров и услуг, ценообразования и т.д. Характерной чертой этих отношений является обязательность исполнения адресованных предпринимателям управленческих актов, принятых в пределах компетенции органа управления. Данные отношения регулируются, в основном, нормами административного, налогового, трудового, земельного права, это так называемое публично-правовое регулирование предпринимательской деятельности.

Как гласит ст. 23 Гражданского кодекса РФ предпринимательской деятельность могут заниматься граждане без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), а также юридические лица.

В предпринимательских отношениях основным является понятие «хозяйствующий субъект».

Хозяйствующий субъект – это лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Вместе с тем понятие «хозяйствующий субъект» шире понятия «предприниматель», так как некоммерческие организации, не будучи предпринимателями, могут участвовать в хозяйственном обороте.

Существенным в понимании предпринимательства является норма ч.2 ст. 34 Конституции РФ, определяющая предпринимательскую деятельность как разновидность деятельности экономической . Предпринимательство может осуществляться только в рамках экономической деятельности. Деятельность, направленная на систематическое получение какого-то дохода, но не являющаяся экономической, не может рассматриваться как предпринимательская.

Признаки субъектов предпринимательской деятельности:

§ зарегистрированность в установленном порядке;

§ наличие правоспособности (признаваемой правом возможности иметь имущественные права и нести обязанности);

§ наличие обособленного имущества как базы для осуществления предпринимательской деятельности;

§ самостоятельная имущественная ответственность по обязательствам.

Представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.

Предметом предпринимательского права являются общественные отношения , урегулированнные нормами предпринимательского права.

Методы правового регулирования

Метод — это способ воздействия на общественные отношения.

В предпринимательском праве закреплены два возможных способа воздействия:

  • гражданско-правовой (основан на равенстве сторон, на экономических инструменатх регулирования)
  • административно-правовой (исходит из нервного положения сторон — из отношений власти и подчинения)
Используются следующие методы:
  • Метод автономных решений — метод согласования . При таком методе субъект предпринимательского права самостоятельно решает тот или иной вопрос, а при вступлении в правовые отношения он делает это по согласованию с другими его участниками.
  • В процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности применяется метод обязательных предписаний . При таком методе одна сторона правового отношения дает другой предписание, обязательное для выполнения.
  • Метод рекомендаций . При его применении одна сторона правового отношения даёт рекомендацию о порядке ведения предпринимательской деятельности.
  • Метод запретов . Используется, когда устанавливаются запреты на недопущение определенных действий хозяйствующими субъектами.

Основы предпринимательской деятельности

В любой экономической системе производство товаров и услуг осуществляется множеством предприятий. Однако только в рыночной экономике предприятие (фирма) выступает как самостоятельно независимо действующий субъект.

Предпринимательская деятельность может быть определена как деятельность особого рода по соединению и организации факторов производства (ресурсов) для производства материальных благ или услуг в целях реализации собственных интересов предпринимателя.

Предпринимательская деятельность — это инициативная, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение и осуществляемая от своего имени или от имени .

Из понятия "предпринимательская деятельность" вытекают следующие особенности:

  • самостоятельная деятельность дееспособных граждан;
  • инициативная деятельность, направленная на реализацию своих способностей;
  • рисковой характер предпринимательства;
  • продолжительный процесс, направленный на систематическое извлечение прибыли;
  • законная деятельность, осуществляемая как физическими, так и юридическими лицами, с целью производства товаров, их реализацией другим субъектам рынка, выполнения работ и оказания услуг.

Субъекты предпринимательской деятельности:

  • граждане РФ;
  • граждане иностранных государств;
  • объединение граждан (коллективные предприниматели). Статус предпринимателя приобретается после государственной регистрации юридического или физического лица. Без регистрации предпринимательская деятельность осуществляться не может.

Предпринимательская деятельность может осуществляться с образованием или . осуществляется гражданином — индивидуальным предпринимателем, прошедшим государственную регистрацию.

Цели и интересы конкретного предпринимателя могут быть самыми разными:
  • самореализация,
  • получение высоких и постоянных доходов,
  • завоевание рынка,
  • выживание в долгосрочном периоде и т.д.

Однако в микроэкономике принято полагать основным мотивом предпринимательской деятельности получение максимальной прибыли (подобно тому, как при анализе потребительского поведения мы исходили из стремления последнего к максимизации удовлетворения (полезности) от потребления доступных ему благ).

Среди наиболее серьезных аргументов в пользу максимизации прибыли как основной цели бизнеса можно выделить следующие:
  • Прибыль является универсальным показателем результативности бизнеса и лишь очень немногие фирмы могут позволить себе роскошь предпринимать действия, ведущие к снижению прибыли. В большинстве случаев влияние других целей на поведение фирмы относительно невелико.
  • Жесткая конкурентная борьба, при которой выживают лишь наиболее эффективные предприятия, также заставляет фирмы стремиться к максимизации своих прибылей.
  • Допущение о максимизации прибыли позволяет успешно объяснять и прогнозировать поведение отдельных фирм, а также динамику используемых ими цен и объемов производства.

Выбор формы организации предпринимательской деятельности

Организационно-правовая форма

Организационно-правовая форма юридического лица — это совокупность конкретных признаков, объективно выделяющихся в системе общих признаков юридического лица и существенно отличающих данную группу от всех остальных.

По организационно правовой форме каждый класс юридических лиц подразделяется на группы.

Коммерческие организации могут создаваться исключительно в формах: , хозяйственных обществ, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Некоммерческие организации могут создаваться в формах: потребительских кооперативов; общественных и религиозных объединений; учреждений, финансируемых собственником; благотворительных фондов и в других законодательно разрешенных формах.

Принципы предпринимательского права

Предпринимательская деятельность Российского государства осуществляется в соответствии с принципами закрепленными Конституцией РФ и статьей 1 Гражданского кодекса РФ.

Вместе с тем правовое регулирование предпринимательских отношений строится на основе других принципов, а именно:
  • свобода предпринимательской деятельности
  • юридическое равенство различных форм собственности
  • свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности
  • законность в предпрнимательской деятельности.
  • государственное регулирование пд.

Статья 1. ГК РФ Основные начала гражданского законодательства

  1. Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора , недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
  2. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора .
    Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
  3. Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации.
    Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Предпринимательское право как учебная дисциплина

Изучение предпринимательского права как учебной дисциплины состоит в обучении основам правового механизма регулирования предпринимательской деятельности как комплекса имущественных отношений: ее субъектами, объектами, основаниям возникновения, осуществлению прав; договорным обязательствам в предпринимательской деятельности; защите прав и др., а также в выработке навыков применения законодательства при решении правовых вопросов, возникающих в деятельности предпринимателей.

Предпринимательское право как учебная дисциплина отражает основные аспекты правового регулирования как предпринимательской деятельности, так и деятельности предпринимателей.

Понятие законодательства о предпринимательской деятельности

Законодательство о предпринимательской деятельности — это юридические акты различных государственных органов, в которых содержатся правовые нормы регулирования предпринимательской деятельности. В зависимости от юридической силы актов, содержащих правовые нормы, источники предпринимательского права подразделяются на четыре большие группы: законы, акты федеральных органов государственного управления, акты государственных органов исполнительной власти, акты исполнительных органов субъектов РФ.

Виды актов, содержащих нормы предпринимательского права

Закон — нормативный акт, принимаемый представительным органом государственной власти Российской Федерации или ее субъектов. По действующему законодательству различают федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации.

Федеральный конституционный закон — нормативный акт, принимаемый Федеральным собранием с соблюдением установленной Конституцией процедуры, вносящий изменения и дополнения в Конституцию РФ, а также закон, принятие которого специально предусмотрено в РФ.

Федеральный закон — нормативный акт, принимаемый Федеральным собранием по всем остальным вопросам, которые должны регулироваться законами. Федеральный закон не может противоречить конституционным законам.

Закон субъектов Российской Федерации — нормативный акт, принимаемый высшим представительным органом субъекта Федерации.

К актам федеральных органов государственного управления относятся указы президента и постановления правительства.

Акты федеральных органов исполнительной власти — нормативные акты, принимаемые министерствами и ведомствами и обязательные к применению предприятиями и гражданами. Министерства и ведомства, иные органы и учреждения вправе издавать нормативные акты в пределах и случаях, предусмотренных федеральными законами, указами президента и постановлениями правительства Российской Федерации.

Нормативными актами являются также акты законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации.

Большое значение имеют постановления Президиума (Пленума) и письма Высшего арбитражного суда Российской Федерации, комментирующие и разъясняющие применение нормативных актов. Постановления и решения судебных органов получили название «судебная практика».

Нормативно-правовые акты более низкого уровня применяются при условии, что его нормы не противоречат актам более высокого уровня и последние не содержат в себе норм, регулирующих данные гражданско-правовые общественные отношения.

Обычаи делового оборота применяются в области предпринимательской деятельности. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области (предпринимательской деятельности) правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Не подлежат применению лишь такие обычаи делового оборота, которые противоречат обязательным для предпринимателей положениям законодательства или договору.

Наряду с внутренними законами и иными правовыми актами источниками предпринимательского права служат общепризнанные принципы и нормы международного права, такие, как, например, свобода торговли и др., а также международные договоры РФ, являющиеся составной частью правовой системы России. Международные договоры применяются к отношениям, регулируемым гражданским законодательством, непосредственно, кроме случаев, когда для их применения требуется издание российского акта. Если международным договором РФ установлены другие правила, чем предусмотренные гражданским законодательством, то применяются правила международного договора.

Страница 1 из 3

ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА ТОВАРОВ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПРОМЫШЛЕННОСТИ
2. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
3. ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПРОМЫШЛЕННОСТИ

В соответствии с действующим законодательством процесс производственно-хозяйственной деятельности представляет собой самостоятельную предпринимательскую деятельность, осуществляемую на свой страх и риск, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом (ст. 2 ГК РФ). Регулирование отношений между участниками предпринимательской деятельности базируется на неприкосновенности и равенстве прав на защиту всех форм собственности, равенстве перед законом и между собой всех организационно-правовых форм предпринимательства, на ограничении вмешательства государства в хозяйственную деятельность предпринимателей.
Вместе с тем, несмотря на широкую самостоятельность и независимость друг от друга и от органов государственной власти и местного самоуправления, государство не может оставить народное хозяйство без регулирования предпринимательства. Необходимость государственного регулирования объясняется, прежде всего, тем, что в процессе хозяйствования, осуществления предпринимательской деятельности пересекаются интересы предпринимателей, товаропроизводителей, государства и общества, а также трудовых коллективов, работников, потребителей. При этом должны быть приняты оптимальные решения, обеспечивающие интересы всех участников процесса производственно-хозяйственной деятельности. Однако частная собственность, являющаяся в рыночной экономике преобладающей, продекларированное законодательством равенство участников гражданского оборота и другие институты рыночной экономики требуют установить пределы разумного вмешательства правовых регуляторов в предпринимательскую деятельность. Одновременно требуется создать условия заинтересованности в предпринимательском интересе, обеспечиваемом прогрессивными налогами, не подавляющими, а активизирующими предпринимательскую деятельность. С другой стороны, государство должно установить разумные требования по правилам природопользования, санитарии, стандартизации, ценообразования, обеспечивающие интересы общества.
Вопросы государственного регулирования предпринимательской деятельности в целом рассмотрены в первой книге. Теперь нам предстоит рассмотреть особенности правового регулирования промышленности, хозяйственной деятельности по производству товаров.
Промышленность является ведущей отраслью экономики нашей страны. В дореформенной России и в настоящее время правовому регулированию производственно-хозяйственной деятельности отводится главное место в законодательстве: при отсутствии общего законодательного акта многие хозяйственно-правовые акты в советском государстве разрабатывались применительно к требованиям управления промышленностью, а потом они распространялись и на другие отрасли народного хозяйства. В России с новой экономической системой законодатель в Гражданском кодексе, регулирующем и предпринимательские отношения, наибольшее количество норм посвятил регулированию обязательств, возникающих в производственно-хозяйственной деятельности. Прямо или косвенно этой отрасли посвящены главы 4,5,30, 34 ГК РФ. Именно в этом кодифицированном законе закреплены важнейшие принципы правового регулирования деятельности организаций, предприятий: от определения их юридического статуса и хозяйственной компетенции до порядка реализации этой компетенции, то есть осуществления конкретной производственно-хозяйственной деятельности. Хозяйственная деятельность по производству товаров в любой стране является определяющей отраслью народного хозяйства. И нельзя оправдать авторов, которые забывают об этой изначально первородной отрасли, позволяющей существовать и торговле, и биржевой, и банковской деятельности, и строительству, и транспорту и т.д. Ведь для того, чтобы торговать, заниматься торговлей, как промыслом, надо иметь предмет торговли, товар. Да, товар может быть приобретен у другого торговца, но он должен быть произведен, хотя бы и вне экономики данной страны. Изготовить товар можно только в недрах предпринимательских структур, на промышленных предприятиях.
В Толковом словаре В.Даля находим такое разъяснение “промышленности”. Промышляю, промыслить - добывать хлеб и все нужное, заниматься чем-либо как средством жизни. Промышленность - все занятия, дающие средства жизни, богатства. Г.Ф.Шершеневич указывал: “Под промыслом следует понимать деятельность, направленную на приобретение материальных средств посредством постоянного занятия”. Предприятие является основным, первичным звеном хозяйственного механизма. Оно самостоятельно и свободно планирует свою деятельность, определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию, конкуренции, обеспечения производственного и социального развития предприятия, удовлетворения интересов собственников и доходов работников.
В условиях рыночной экономики не существует необходимости содержания огромного управленческого аппарата. Вместо многочисленных промышленных министерств советского государства в России создано и действует лишь одно - Министерство промышленности. Реализуя свои функции оно контактирует непосредственно с промышленными предприятиями, по двухзвенной системе, без промежуточных инстанций. Гражданское законодательство не запрещает предприятиям объединяться в союзы, холдинги и т.д. Однако, такие объединения создаются на добровольных началах и не для управления, а для координации их предпринимательской деятельности, для представления и защиты общих имущественных интересов (ст. 121 ГК РФ).

Читайте также: