Глобальные проблемы современности и их философское осмысление. Философия и глобальные проблемы, человечества Глобальные проблемы человека и человечества философия

Введение

Классификация глобальных проблем современности

Философское понимание будущего в условиях глобальных проблем

Описание основных глобальных проблем и взгляд философов на их решение

Заключение

Список литературы

Введение

Данная работа посвящена раскрытию вопроса глобальных проблем современности и роли философии в их разрешении.

Глобальные проблемы современности - это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.

Актуальность изучения глобальных проблем связана с целым рядом факторов: ускорение процессов общественного развития, увеличение антропогенного воздействия на природу, обнаружение исчерпаемости природных ресурсов, предельное обострение задачи выживания человечества, всепроникающее воздействие современных технических средств и средств массовой информации и т.д.

Глобальные проблемы современности порождены не только колоссально возросшими техническими средствами воздействия человека на природу и огромными масштабами его хозяйственной деятельности. Они порождены также стихийностью и неравномерностью общественного развития, анархией производства, наследием колониализма и неравноправными экономическими отношениями между развитыми и развивающимися странами, погоней транснациональных корпораций за прибылью и текущими выгодами в ущерб долговременным интересам всего общества.

Поэтому изучением глобальных проблем заняты не только биологи, экологи, но и экономисты, политики, учёные в самых разнообразных видах наук, а также философы.

Философский взгляд на глобальные проблемы позволяет изучить их всесторонне, отыскать первоначальные причины, рассмотреть проблемы во взаимосвязи с различными аспектами существования человека, а также донести информацию для общества.

Цель данной работы - рассмотреть основные глобальные проблемы, а также выявить роль философии в их разрешении.

Задачи, для достижения поставленной цели:

) представить классификацию глобальных проблем;

) изучить основные глобальные проблемы человечества;

) выявить роль философии в разрешении глобальных проблем современности.

В работе была использована учебно-методическая литература, данные международных докладов конференций и съездов по глобальным проблемам.

1. Классификация глобальных проблем современности

Рассмотрим существующую классификацию глобальных проблем.

Если рассматривать развитие цивилизации в целом, то люди замечали неоднократные сложные проблемы, однако они не достигали такого общепланетарного уровня, который можно наблюдать с середины 20 века и по настоящее время.

Причинами подобного явления стали :

быстрый, скачкообразный рост населения планеты в этот период;

бурно развивающаяся НТР;

вступление передовых мировых держав в постиндустриальную стадию развития;

возрастающие потребности в природных ресурсах, которые начинают быстро истощаться;

катастрофическое загрязнение окружающей среды как следствие НТР;

развязывание «холодной» войны, грозящей гибелью всему человечеству;

глобализация мировой экономики, создание единой мировой информационной системы.

Проблемы называются глобальными, если они имеют следующие свойства:

взаимосвязаны между собой;

носят общемировой характер, т.е. затрагивают интересы и судьбы всего (или большинства) человечества;

угрожают человечеству серьёзным регрессом в условиях жизни и дальнейшем развитии производительных сил (или даже гибелью всей цивилизации);

требуют для своего решения совместных действий всего мирового сообщества;

нуждаются в срочном неотложном решении.

Вообще считается, что для успешного решения глобальных проблем необходимо их систематизировать и классифицировать. Отнесение той или иной проблемы к какой-то конкретной группе имеет в некотором роде условный характер и зависит от исходных посылок, основания их деления, так как все проблемы находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости, не имеют чётких границ.

Существует множество различных классификаций глобальных проблем.

Например, в 1980-е гг. в России И.Т. Фроловым и В.В. Загладиным была разработана классификация глобальных проблем, ставшая впоследствии наиболее распространённой, традиционной. При её разработке учёные исходили из подразделения всех проблем на три большие группы. Представим это на рис.1 .

Рис.1. Классификация глобальных проблем в 1980-е гг.

Также известна классификация глобальных проблем, которую создали авторитетные российские учёные В.С. Стёпин и Л.Ф. Кузнецова.

Они выделяют среди множества проблем главные :

проблему выживания в условиях непрерывного совершенствования оружия массового уничтожения;

проблему нарастающего экологического кризиса в глобальных масштабах;

проблему сохранения человеческой личности в условиях усиливающейся опасности разрушения биологической основы человеческой сущности (манипуляции над мозгом и сознанием, стрессовые перегрузки, применение транквилизаторов, накопление рецессивных генов вследствие вредных мутаций, грозящее резким ухудшением генофонда человечества и так далее).

Кроме того, имеется ещё одна известная классификация глобальных проблем. Она была предложена российскими учёными Ю.Н. Гладким и С.Б. Лавровым. Её суть заключается в следующем:

наиболее универсальные проблемы политического и социально-экономического характера: предотвращения ядерной войны, обеспечения устойчивого развития мирового сообщества и повышения уровня организованности и управляемости им;

проблемы преимущественно природно-экономического характера: экономическую, энергетическую, сырьевую, продовольственную, Мирового океана;

проблемы преимущественно социального характера: демографическую, межнациональных отношений, «экологии души» (то есть кризиса культуры, нравственности, семьи), дефицита демократии, охраны здоровья;

проблемы смешанного характера, нерешённость которых нередко приводит к массовой гибели людей: региональных конфликтов, преступности, технологических аварий, стихийных бедствий;

проблемы чисто научного характера: освоение космоса, исследования внутреннего строения Земли, долгосрочного прогнозирования климата;

малые проблемы синтетического характера, сопровождающие всё развитие человеческой цивилизации: бюрократии, эгоцентризма и тому подобное.

Стоит отметить по данным классификациям, что у перечисленных учёных имеется общее мнение по поводу тесной взаимосвязи всех глобальных проблем. Например, энергетическая и сырьевая проблемы тесно переплетаются с экологической, экологическая - с демографической, демографическая - с продовольственной.

Однако, например, в классификации В.С. Стёпина и Л.Ф. Кузнецовой имеется проблема сохранения человеческой личности, что отличает её от прочих классификаций. Если посмотреть с позиций гуманизма, вся работа по преодолению глобальных проблем ведётся во имя сохранения жизни на Земле, то есть во имя человека. Человек же является центром и связующим звеном всего комплекса глобальных проблем. Очень важно сделать всё, чтобы человек смог не только выжить в непростом современном мире, но и остаться при этом полноценной личностью .

Что касается самой приоритетной глобальной проблемы, то здесь единого мнения у учёных не имеется. Одни считают, что на первом месте в настоящее время встаёт экологическая проблема, другие же утверждают, что проблема демографическая и продовольственная - самая главная. Однако имеются и такое мнение, что проблема разрыва в развитии между странами - самая приоритетная. Все эти проблемы имеют первостепенное значение, и выделить среди них самую важную очень сложно.

Установление приоритетности глобальных проблем очень важно ещё и с финансово-экономической точки зрения. Затраты человечества на решение глобальных проблем должны составлять не менее 1 трлн. долл., а весь мировой валовой продукт у различных стран, особенно у развивающихся - гораздо меньше. Поэтому можно сказать, что такими средствами человечество не располагает. Это означает, что средства необходимо распределять в соответствии с приоритетностью проблем и решать их пошагово.

Во многих трудах учёных имеется ещё одна классификация глобальных проблем. Она выглядит следующим образом :

традиционные - это те проблемы, которые стали называться глобальными на момент появления этого термина, в 1970-х - 1980-х гг. (предотвращения ядерной войны, преодоление разрыва между высокоразвитыми и развивающимися странами, экологическая, демографическая, продовольственная, топливно-энергетическая и другие).

новые - это проблемы, которые получили статус глобальных сравнительно недавно, в последние 10 - 15 лет;

нарождающиеся - это проблемы, которые ещё не получили официального статуса глобальных проблем, но это не уменьшает их значимости и серьёзности (управление погодой и климатом, а также проблемы организованной преступности, международного терроризма, наркомании, незаконного оборота наркотиков, нарушение гражданских прав человека, гиперурбанизация, «социальные болезни» как СПИД и проч.).

В целом можно подвести итог, что любая классификация носит условный характер и зависит от того, с каких позиций подходить к решению этого вопроса. Абсолютно универсальной современной классификации на данный момент не существует. Каждый учёный может представить собственную классификацию, однако общность глобальных проблем в целом похожа.

Далее представим философское понимание будущего некоторыми учёными, чтобы понять их мнение на гармоничное развитие общества, а затем осмыслить стоящие перед обществом глобальные проблемы и пути их разрешения.

2. Философское понимание будущего в условиях глобальных проблем

Будущее человечества во многом зависит от тех условий, в котором развиваются все взаимоотношения общества.

Во многих своих трудах и исследованиях философы и учёные обращают внимание на то, что умение прогнозирования будущего задано человеку от рождения, то есть генетически присуще ему. Мало того, это качество, в котором заложена способность высшей нервной системы к опережающему отражению действительности, присуще также некоторым видам животных. Им удается каким-то образом предугадать смерть своих хозяев, стихийные бедствия и другие перемены в окружающем их мире.

Человечеству, которое познало законы развития природы и общества - удалось избавиться от гнетущего ощущения беспомощности перед фатальной предопределенностью собственной судьбы и осознать, что оно способно создавать в своём воображении достаточно реальные картины будущего, а также и способствовать заданной установке, воздействовать на ход развития событий.

К пониманию данного феномена люди подошли сравнительно недавно - около ста лет назад, что позволило философам характеризовать способность человека к предвидению как знание о будущем, т.е. о том, чего еще нет в действительности, но уже потенциально содержится в настоящем в виде объективных и субъективных предпосылок ожидаемого хода развития.

Объективные предпосылки - это процессы, которые протекают в космосе, например, рождение звезд, движение планет по определенной траектории, или же - на планете, в частности, смена времен года, землетрясения, зарождение жизни и смерть. Они имели место быть и будут протекать независимо от желаний людей или знаний об их содержании.

Субъективные предпосылки отражают ранее отмеченную способность людей оказывать воздействие на процессы, протекающие в природе и в обществе. Ведь человечество давно уже изменило облик планеты, изобрело фантастические, недоступные даже самому богатому воображению предков способы добывания пищи и создания условий для жизнеобеспечения, и является носителем ещё множества нереализованных идей и не внедрённых в практику технологий.

Наиболее распространенным представлениям об уровнях прогнозирования будущего следует отнести следующее :

непосредственное;

обозримое;

отдаленное.

Непосредственное будущее уже во многом содержится в том, что происходит в настоящем. Наука располагает о нём многими конкретными данными, благодаря чему удается составлять обоснованные и весьма достоверные предположения о том, что может случиться в ближайшие 20-30 лет. Например, с её помощью можно достаточно точно спрогнозировать численность населения планеты, запасы природных ресурсов на середину 21 века.

Кроме того, можно также спрогнозировать и характеристику состояния преступности, динамику развития промышленного производства, но при одном условии, соблюдение которого необходимо при подготовке прогнозов на более длительные сроки. Таковыми является: использование достоверных данных, а не их подтасовывание под желаемый вариант хода общественного развития. Такие прогнозы, сделанные даже на ближайшие годы, обречены на несбыточность.

Объективность в научном прогнозировании исключительно важна, ибо позволяет трезво взглянуть на возможные негативные последствия, например:

в развитии политической ситуации в обществе;

в воздействии человека на окружающую среду и т.д.

Эти прогнозы не следует воспринимать как вариант неизбежности гибели человеческой цивилизации. Они являются одновременно и предостережением ему, и своеобразным предложением к поиску наиболее приемлемого варианта обеспечения бессмертия человеческого рода. Но следует помнить, что прогнозы - это только предполагаемые варианты будущего. Ни один из них не может иметь достоверность в 100%.

Если рассмотреть ближайшее будущее, которое охватывает большую часть 21 века, то о нём можно сказать как о насыщенном различными вполне правдоподобными вариантами. Только прогнозируется оно на неполной информационной базе. К таким данным следует относиться с большой осторожностью, тщательно проверяя их вероятность. Тем не менее, на протяжении обозримого будущего следует ожидать завершения таких долговременных процессов, протекающих в планетарном масштабе как демографическая революция, преодоление развивающимися странами экономической отсталости, перехода к гуманизму, демократическому обществу и т.д. Очевидно и то, что мировым сообществом будет выработана единая политика борьбы с преступностью, хотя культурная и социальная интеграция вряд ли завершиться к этому времени.

Относительно отдаленного будущего, за пределами 21 века в основном можно судить на основании различных гипотетических предположений, не противоречащих реальным возможностям, но и не поддающихся определенным вероятностным оценкам с точки зрения исторических сроков и конкретных форм их воплощения в жизнь. Аналитиками различных специальностей указывается на возможность радикальных перемен в социальной жизни общества. Экономическая деятельность людей также подвергается глубоким технологическим преобразованиям. Заметно трансформируются потребности людей и средства их удовлетворения, благодаря чему проблема ресурсов для их обеспечения предстанет в ином виде, чем даже в обозримом будущем.

Менее оптимистичным должен быть взгляд в будущее с позиций борьбы с преступностью, как в обозримом, так и в отдаленном будущем и не потому, что в человеке природой заложено противоправное поведение. В обществе с существующими законами обязательно будут находиться люди, не выполняющие их по разным причинам: одни из них будут совершать противоправные действия по «недомыслию», другие - в силу стечения обстоятельств, третьи - из-за протеста против существующих порядков и т.д. Но, очевидно, что из практики исчезнут одни виды преступлений, а их место займут другие. Кардинально изменятся и виды наказаний за совершенные преступления, и способы их наказания.

Стоит отметить, что занятие прогнозированием будущего имеет большое прикладное значение и касается практически всех сфер жизни человечества :

духовной;

экономической;

правовой;

политической;

социальной;

демографической и т.д.

Для многих из них наиболее приемлемыми являются такие методы прогнозирования будущего как:

экстраполяция;

историческая аналогия;

компьютерное моделирование;

экспертные оценки;

сценарии будущего.

Коротко охарактеризуем каждый из них.

Метод экстраполяции заключается в распространении выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления на другую. Используется он, например, при знании динамики развития какого-то процесса или явления в прошлом и настоящем.

Метод исторической аналогии эффективен благодаря знаниям, которые накоплены человечеством о последовательности тех или иных событий, имевших место в жизни человеческого общества, отдельных государств. Их анализ позволяет выявить определенные закономерности и распространить их на будущее.

Метод компьютерного моделирования вошёл в практику сравнительно недавно, продемонстрировав широкие возможности вычислительной техники при определении перспектив развития политических, экономических и других процессов в жизни общества. Он обладает некоторыми преимуществами перед другими из-за широких возможностей обработки за короткий отрезок времени больших объемов самой разнообразной информации.

Метод экспертных оценок представляет собой достаточно сложный и ответственный вид исследований с привлечением широкого круга специалистов и технических средств. Заключается он в оценке различных видов человеческой деятельности и их последствий для политической, экономической обстановки в обществе, для окружающей среды т.д.

Сценарии будущего являются одним из древнейших методов прогнозирования будущего. О них можно услышать и в мифах, и гаданиях прорицателей, и в фантастических рассказах писателей. Они становятся объектами пристального внимания людей особенно в критические моменты человеческой истории, им даются самые разнообразные толкования. Во всех них удивительным образом смешались фантазии и конкретные знания, безудержный оптимизм и опасения людей за собственную жизнь.

Необходимо глубоко осознавать неприходящую ценность каждого из методов прогнозирования, т.к. благодаря их использованию человечество осуществляет и трудное восхождение к совершенству, и пытается соизмерить реальность с перспективами собственного существования.

Подводя итог о вариантах прогнозирования будущего в условиях существования глобальных проблем, следует отметить, что чем больше человечество стремится заглянуть в него, тем меньше вероятность угадывания ожидаемого. Поэтому качество прогнозирования непосредственного будущего всегда выше, чем обозримого, а тем более - отдаленного. Однако практически все философы отмечают, что проблемы как существуют в настоящее время, так и будут существовать в будущем, только они преобразуются. Особое внимание в прогнозировании будущего философы уделяют изучению развития преступности, роста населения и продовольственной проблеме.

Описание основных глобальных проблем и взгляд философов на их решение

Как было обозначено в предыдущей части работы, основная глобальная проблема, волнующая философов - это рост населения и продовольственный кризис. Ещё в 18 веке Томас Мальтус в своей книге «Эссе о принципах народонаселения» предостерёг современников, что поскольку число людей, живущих на Земле постоянно растет, то способность планеты обеспечивать их рано или поздно будет исчерпана .

Можно сказать, что Мальтус рассуждал логично. Человечество в то время росло со скоростью геометрической прогрессии. При таком росте население должно было рано или поздно превысить любое сколь угодно большое число. Аргументацию Мальтуса при поверхностном рассмотрении можно считать научной. Вместе с тем она оказалась ущербна с точки зрения философии. Он не учёл того философского положения, что ни один процесс не может бесконечно развиваться по одному и тому же закону.

Несмотря на мрачные пророчества Мальтуса, подкрепленные логическими рассуждениями, ни один из ресурсов на планете к началу 21-го века не оказался исчерпанным.

Увеличивается численность людей на планете, растет их средняя продолжительность жизни. Это свидетельствует о том, что в целом состояние человека разумного как биологического вида, удовлетворительно. Такое следствие можно вывести на основе классического эволюционного учения, созданного английским биологом Чарлзом Дарвиным. Согласно ему, есть только один объективный и абсолютный критерий процветания вида -увеличение его численности. Однако, благоприятное состояние человечества может смениться неблагоприятным. Численный рост людей и научно-технический прогресс оказывают все возрастающее влияние на природу, которое может иметь трагические последствия. Глобальные катастрофы, могущие резко уменьшить население Земли, становятся всё более вероятными.

Абстрактная охрана природы должна сменяться конкретно разработанной стратегией рационального природопользования. Любая деятельность человека так или иначе влияет на природу. Запретить всю хозяйственную деятельность невозможно и не нужно. Необходимо вести её рационально с привлечением данных экологии и других наук.

Некоторые из форм воздействия человека на природу - например, связанные с добычей нефти, использованием ядерной энергии - порой приобретают катастрофический характер. Однако отдаленные и окончательные последствия экологических катастроф подчас оказываются неожиданными, по крайней мере для тех, кто опирается на упрощенные представления о законах экологии.

Итак, как видим, из одной проблемы вытекает другая - экологическое загрязнение или техногенная катастрофа.

В настоящее время основными направлениями разработок путей решения всех учёных в области экологии являются :

обеспечение мер устойчивого природопользования;

снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение;

сохранение и восстановление природной среды.

Значительное место вопросам состояния окружающей среды уделяется следующим задачам:

оценке реального состояния всех загрязненных территорий и рассмотрение этого уровня в качестве стартового уровня для осуществления программ минимизации негативного воздействия на окружающую среду и накопленного ранее экологического ущерба;

разработка нормативов качества окружающей среды, учитывающие состояние и особенности конкретных территорий;

решение вопросов охраны окружающей необходимо учесть в новых образовательных стандартах;

качество окружающей среды должно стать важнейшим из показателей качества жизни и одним из основных показателей социально-экономического развития территорий.

Кроме того, сейчас следует перейти от потребительско-технократического подхода к природе к поиску гармонии с нею. Для этого, в частности, необходим целый ряд целенаправленных мер по экологизации производства: природосберегающие технологии, обязательная экологическая экспертиза новых проектов, создание безотходных технологий замкнутого цикла.

Одним направлением для решения экологической проблемы, и может быть в перспективе - самым важным из всех, является формирование в обществе экологического сознания, понимания людьми природы как другого живого существа, над которым нельзя властвовать без ущерба для него и себя. Экологическое обучение и воспитание в обществе должны быть поставлены на государственный уровень, проводиться с раннего детства. При любых озарениях, рождаемых разумом, и стремлениях, неизменным вектором поведения человечества должно оставаться его гармония с природой.

Ещё одна серьёзная проблема - это проблема предотвращения мировой войны, угрожающей гибелью цивилизации и самому существованию жизни на планете. Она предполагает спектр дочерних проблем: недопущение несанкционированного мировым сообществом распространения ядерных технологий, радиоактивного загрязнения окружающей среды, обуздание гонки вооружений; запрещение новых систем оружия; разоружение, установление безъядерных зон, мер доверия и т.п. Широкий спектр угроз безопасности, причем как на национальном, так и на международном уровнях, сохраняется и в наши дни.

Ядерной войны пока не было. Однако, человечество уже испытало на себе реальную опасность военного и мирного атома. Бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, взрыв атомной бомбы на Урале в ходе войсковых учений, последствия испытания ядерного оружия, аварии на атомном кладбище в Кыштыме, на атомных станциях Тримайл-Айленд (США) и Чернобыльской показали, какую разрушительную мощь имеет атомная энергия. Поэтому важно знать, что произойдет с планетой, если глобальная ядерная катастрофа все же произойдет.

Ученые с помощью методов математического моделирования смогли продемонстрировать возможные последствия глобального ядерного конфликта. Если основные города и промышленные центры Земного шара подвергнутся ядерным ударам, то последствия будут трагическими для цивилизации и для биосферы в целом. Несколько упрощая картину, можно сказать, что основных глобальных итогов ядерной войны будет два. Первый - в результате взрыва в атмосферу поднимутся миллионы тонн пылевых частиц. В результате сначала наступит ядерная ночь, потом - ядерная зима. Это произойдет в результате того, что частицы пыли резко сократят поступление солнечной энергии на поверхность Земного шара и освещенность будет меньше, чем при безлунной ночи, а средняя температура упадет на несколько десятков градусов. В течении двух - трех месяцев пыль будет оседать, и выпадение такого количества пыли само по себе приведет к разрушению природных комплексов, промышленных объектов, городов. Резкое снижение поступления солнечной энергии приведет к гибели многих биологических видов или резкому снижению их численности, разрушит устоявшиеся связи, поставит под вопрос существования человека разумного если не как биологического вида (какая-то часть людей выживет в любом случае), то как социального явления и как носителя культуры .

Второй итог мировой ядерной войны - попадание в биосферу огромного количества радиоактивных элементов. Среди них будут и компоненты зарядов самих бомб, и ядерное топливо атомных электростанций, которые в результате мировой войны будут разрушены. Часть биологических видов может погибнуть или резко сократиться в численности от облучения. Другие переродятся и приобретут новые свойства. Разрушатся устоявшиеся взаимоотношения между животными, растениями, микроорганизмами. Это окончательно разрушит человеческую цивилизацию, сделает проблематичным выживания человека если не как биологического вида, то как социального существа. Полностью жизнь на Земле не исчезнет. В течении нескольких десятков лет все освободившиеся экологические ниши будут заполнены и общая масса биосферы в соответствии с законами глобальной экологии станет прежней. Однако, в новой биосфере места человеку разумному и человеку культурному уже не окажется.

Как решение проблемы учёные считают, что единственное - это здравомыслящее ведение политики на мировом уровне. Поэтому человеку не следует отказываться от своих социальных и гражданских функций - необходимо участвовать в выборах, в политической жизни общества.

Ещё одна важная проблема - экономическое развитие отсталых стран мира, подавление их экономик крупными странами.

Экономика будущего - это, прежде всего, экономика сбалансированная, соблюдающая внешние пределы роста. Для достижения этой сбалансированности философами мира предлагалось множество различных концепций.

Концепция «нулевого роста» Д. Медоуза и его группы - состояние глобального равновесия устанавливается на уровне, который позволяет удовлетворить основные нужды каждого человека и дает каждому человеку равные возможности реализации личного потенциала. Органический рост, предложенный в докладе «Человечество на перепутье» М. Месаровича и Э. Пестеля, предполагал дифференцированное развитие: регионы мира, подобно органам в человеческом организме, различаются по структуре и функциям. Каждая часть - регион или группа наций - имеет свой собственный вклад в создание органического развития человечества: ресурсы, технология, экономический потенциал, культура и т.д. В такой системе рост любой одной части зависит от роста или не-роста других.

Авторы же «Первой глобальной революции» подчеркивают преждевременность призыва к «нулевому» или «органическому» росту для всех стран мира. Они заявляют, что убеждены в том, что необходимо способствовать экономическому развитию отсталых стран Юга. Но для промышленно развитых стран Севера, постепенно переходящих к постиндустриальному обществу, более важным представляется рост качества жизни. Качество жизни предполагает гарантию минимального уровня материальных благ для всех граждан, полную занятость, возможности самообразования, развития способностей человеческой личности, чистоту окружающей среды.

Для экономики будущего будут характерны новые формы институционального поведения человека, получат приоритет принципиально новые ценности.

Некоторые глобальные проблемы становятся новыми и дают достаточное количество тем для размышлений философам всего мира.

Например, в развитых странах встала проблема переедания. По данным ФАО общее число переедающих на данный момент составляет 600 млн. чел, среди них - более ½ всех жителей США старше 20 лет.

Философы в настоящее время изучают взаимосвязь данной проблемы с социальным положением населения, с их образом жизни, с психологическим внушением внешних факторов. Некоторые считают, что причина данной проблемы - это всего лишь неправильный образ жизни, другие же - что это преднамеренное истребление нации с помощью модной еды, модных продуктов и т.д.

Ещё одна модная проблема, которая становится глобальной - Интернет и зависимость от социальных сетей, от компьютерных игр населения уже не одного поколения. Также философы изучают причины возникновения данной проблемы, опасности её развития. Что касается разрешения данной проблемы в настоящий век сплошной компьютеризации и развития новых технологий - решение будет трудным. Необходимо менять образ мышления, восприятия, ведения жизни у населения.

К традиционным глобальным проблемам относятся и вредные привычки.

Проблема наркомании, например, в России связана с отсутствием в 90-е годы государственной политики в этой области и недофинансированием борьбы с наркоманией. В то время в силу преступного бездействия государства и общества молодежь России осталась одна со своими проблемами и оказалась не готовой противостоять им.

Ключевые слова и термины:

Человечество, глобальные проблемы современности, предпосылки развития

человечества, будущее человечества.

Человек живет, погруженный в череду дней, в страсти и пристрастия, в водоворот будней, решая жизненные задачи, столь нелегкие в наше время. Его окружает быт, призывают учебные, служебные обязанности, собственные взлеты и падения, заботы о достатке, карьера и здоровье. Житейский здравый смысл зовет к тому, чтобы благоустроить собственную жизнь, вырастить детей, позаботиться о стариках. В обыденной жизни человек редко, а то и вовсе никогда не размышляет о том, что такое человечество и какое его ждет будущее.

Как известно, человечество складывается из различных рас, многочисленных народов и народностей, живущих в разных местах планеты, в несхожих, часто в совершенно не сравнимых природных условиях, развивающихся в раз точной социально-культурной среде. Эти разнообразные человеческие сообщества могут быть разделены огромными пространствами, иметь несовместимые взгляды на жизнь, категорически не понимать друг друга, находиться в ненависти и непримиримой вражде но при этом все они, вместе взятые, представляют собой нечто единое. Это нечто зовется человечеством.

Сегодня, на заре ХХI века, уже правомерно говорить о складывании единого человечества. В настоящее время, по сравнению с "доисторическими" временами (тысячелетия до нашей эры), людей стало на несколько порядков больше. Их количество на планете выросло с нескольких десятков миллионов до более шести миллиардов, и это число быстро увеличивается. Люди на Земле живут все плотнее и теснее, их контакты, взаимодействия возрастают, что усиливает единство и целостность человечества. Особо мощное воздействие оказали современные технические средства: железнодорожные пути, авиалинии, телефон, радио, телевидение, компьютерные сети и т.п. Если на заре человеческой истории люди перемещались в пределах десятков или сотен километров, и это требовало довольно длительного времени, то в наше время для множества людей практически доступны, досягаемы в течение считанных часов самые отдаленные точки планеты. Все эти факты говорят о единстве всех людей планеты, о действительном существовании такого субъекта, как человечество.

Все больше и больше в последнее время упоминаются слова и словосочетания: "современная цивилизация", "мировое хозяйство", "транснациональные компании", <Международный валютный фонд", "ноосфера", "Организация Объединенных Наций" и др. Все эти понятия подтверждают то, что человечество едино и всеобще.

Единство человечества, так или иначе, отражается в различных теоретических концепциях, моделях, описывающих его историю, характер развития. Но, это выглядит по - разному, в различных концепциях, порой даже противоречиво.

Немало современных западных философов пытаются доказать, что единства человечества не существует, и что даже нет такого термина. Так, например С. Чейз утверждал, что человечества нет как самостоятельной сущности: "Попробуй позвать: эй, человечество, сюда! И ни один Адам не откликнется на ваш призыв".

И все же нельзя не согласиться с тем, что единства не существует. Приведем пример, люди образуют единый вид, они едины по своему физическому облику, морфологическим признакам, генетическим характеристикам. Те или иные различия типа расовых признаков - это лишь варианты единого основания.

Такую же позицию принимал К. Маркс, но он большое значение в единении людей, придавал трудовой деятельности. У Маркса вся история человечества представлена как закономерная смена общественно-экономических формаций, движение от первобытнообщинной формации через рабовладельческую, феодальную, буржуазную к коммунистической.

О. Шпенглер, в отличие от К. Маркса, рассматривает историю человечества как развитие разнородных, обособленных культур (например, египетской, китайской, индийской). Каждая культура зарождается, достигает в своем развитии расцвета, а затем

переходит в стадию умирания, деградации.

Каждый подход - результат социологического размышления, где теоретики пытались проанализировать феномен "человечество".

Человечество, как мы выяснили едино, но в то же время многообразно и противоречиво. Сегодня оно переживает глубокий кризис. По-видимому, глубочайший из всех, что были в истории. Человечество находится на переломном этапе, ближних подступах к вступлению в новое историческое измерение. С напряжением всматриваются христианские богословы в ХХI в. от Рождества Христова. Умножаются грозные пророчества. Апокалипсические умонастроения выражаются на страницах печати. Трагические предсказания звучат и в многочисленных сектах. Все их устремления замешаны на идее грядущей катастрофы.

Один за другим становятся зловещие диагнозы, что мир находится на одной из последних ступеней духовной нищеты и деградации, что вот-вот обрушатся на головы людей невиданные ранее жестокие войны, губительные для земли, ураганы, землетрясения, что не меньше 90% землян будет испепелено, уничтожено и т.д. Наше время - решающее.

Люди рационального мышления, ученые, социологи полагают, что новый век несет в себе противоречивые возможности, как взлета, так и упадка. Они настаивают на том, что человечество вступает в многомерный мир и возникает новая неведомая модель мировой цивилизации. Политики и экономисты разных направлений все чаще приходят к выводу, что наступил кризис современной мировой цивилизации. охвативший природу. мировую экономику, политические отношения, культуру, и особенно человека.

Сегодняшний кризис обусловлен очевидными явлениями планетарного масштаба. Их можно легко сравнить с теми угрозами, что встречались человечеству в прошлом, чтобы увидеть безрадостную нынешнюю ситуацию новых опасностей. Сегодня ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к критической и человечество не знает четких путей выхода из нее. Здесь мы говорим о глобальных проблемах современности, которые носят общечеловеческий характер и затрагивают интересы человечества, от решения которых зависит его будущее.

Основные проблемы:

загрязнения окружаю щей среды;

демографическая;

образования;

здравоохранения;

продовольственная;

проблема нового международного экономического порядка;

энергетических и сырьевых ресурсов;

проблема войны и мира.

Глобальные проблемы охватывают весь земной шар; причем не только его часть, где проживают люди, но и остальную его поверхность, недра, атмосферу и даже космическое пространство, попадающие в сферу деятельности человека.

Решение глобальных проблем - дело сложное, сегодня нет ответа на этот вопрос. Человечество пытается найти выходы из сложившейся ситуации - это проведение "зеленой политики>, развитие экологической этики, социальной экологии и т.д. Перед человечеством стоит очень трудная задача - обеспечить совместную эволюцию общества и природы.

Существует еще одна угроза, о которой меньше говорят, это кризис человеческой духовности. Практически все светские и религиозные, глобальные и региональные, древние и новые идеологии не могут сегодня доказательно ответить на актуальные проблемы эпохи, ни на вечные запросы духа. Нет сейчас надежных теорий и концепций, в рамках которых можно было бы более или менее определенно: охарактеризовать наше сегодня и тем более - завтра. Страх, тревога, беспокойство пронизывают все пласты человеческого существования. Нет свежего взгляда на мир. Существует лишь перелицовка старых, канонических положений, пришедших из прошлого. Динамика резких глобальных исторических сдвигов приводит к потере ориентации, краху святынь,

духовному опустошению.

Таковы угрозы. Они реальны. Их нельзя не заметить. Есть угрозы, но есть и надежды, на основании которых, человечество может выйти глобального кризиса.

Рассмотрим предпосылки дальнейшего развития человечества, которые блокируют угрозы существования людей в целом.

Развертывание информационной (компьютерной) биотехнологической революции. Создание на ее основе некой новой цивилизации и развертывание благополучного мирового сообщества в обозримом будущем.

Возможность утверждения как доминирующего типа мирового хозяйства смешанной, рыночной, социально-защищенной экономики с элементами конвергентного типа. Такая форма экономических отношений будет способствовать развитию хозяйства, нахождению, баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью.

Становление принципа ненасилия и демократического согласия во внешней и внутренней политике, в групповых и межличностных отношениях. Этика ненасилия становится одной из центральных моментов этической мысли. Термины "консенсус", "компромисс" все больше используются в политике.

Объединительные процессы духовной жизни, как в религиозном, так и в светском вариантах. Это сближение крайне необходимо для доброжелательного поиска взаимоприменяемых ценностей, так как наш мир многообразен и иным, быть не может.

Идущая межэтническая и межкультурная интеграция при сохранении уникальности каждого этноса и каждой Культуры. Широкие миграционные потоки ведут к взаимопроникновению культур; к расширению международных экономических и культурных контактов. В результате чего нарастает стремление землян к подлинному "братству".

Намечающиеся прорывы в духовной области и в сфере интеллектуального поиска. Идет поиск приемлемых контактов рационального и внерационального, научного и технического в освоении реальности. Это особенно важно для конструирования глобальной этики, универсальных нравственных принципов, укрепляющих все человечество.

Вот такие предпосылки возлагает человечество для преодоление сегодняшних затруднений. Сможет ли оно выжить в ХХI веке - зависит от самого человека и от достижений прогресса человечества. Сейчас мир находится на изломе, на перепутье. Он устремлен к новому глобальному порядку и поэтому необходим выбор дальнейшего пути развития.

Какое будущее ждет человечество? Прошлое уже свершилось, его можно переосмыслить. А будущее никем не запрограммировано. Оно открытая страница.

Вопросы для самоконтроля:

1) Что такое человечество? -

2) В чем состоит глобальный кризис наших дней?

З) В чем сущность и содержание глобальных проблем?

4) Попробуйте представить ХХI век. Каким он, по вашему мнению, будет и почему?

Тестовые вопросы по предмету "Основы философии"

1) Философия на русский язык переводится как:

А) любовь ко Вселенной; С) любовь к природе;

В) любовь к человеку; Г) любовь к мудрости.

2) Всеобщая, универсальная и единственная в своем роде способность существовать, которой обладает любая реальность называется;

А) материей С) развитием

В) движением; В) бытием.

3) Объективная реальность, которая существует независимо от сознания человека, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется и отображается нашими ощущениями называется:

А) отражением; С) движением;

В) бытием; В) материей.

4) Натурфилософия - это:

А) философия культуры; С) философия этики;

В) философия природы; В) философия бытия.

5) Кто разработал и сформулировал три закона диалектики :

А) Маркс; С) Бэкон;

В) Гегель; В) Декарт.

6) Кто первым из философов выделил бытие как категорию:

А) Платон; С) Кант;

В) Парменид; В) Аристотель.

7) Активная деятельность людей, направленная на приобретение знаний называется:

А) мышлением; С) гносеологией;

В) сознанием; В) познанием.

8) Школа Конфуция существовала:

А) в Древней Греции; С) в Древнем Китае.

В) в древней Индии;

9) Природа и человек рассматриваются как творение Бога, эта проблема решается:

А) в Космоцентризме;

В) в теоцентризме;

С) в антропоцентризме.

1О) Психика человека, достигшая стадии развития, при которой он отдает себе отчет о происходящих с ним и вокруг него процессах называется:

А) познанием; С) вниманием;

В) сознанием; В) мышлением.

11) Какой этап истории философии по времени был самым продолжительным:

А) Нового времени; С) Современный;

В) Средневековья; В) Античности.

12) Исторически первый тип мировоззрения:

А) религиозный;

В) философский;

С) мифологический.

1З) Интерес философов к рациональной науке, к познанию появляется в эпоху:

А) Возрождения; С) В современный период;

В) Нового времени; 13) Античности.

14) Кто впервые объединил материализм и диалектику:

А) Бэкон; С) Кант;

В) Маркс; Е) Вольтер;

Д) Платон Ф) Гегель.

А) ислам; С) христианство.

В) буддизм;

16) К чему проявлялся интерес мыслителей в эпоху Возрождения:

А) к человеку: С) к религии;

В) к мифам; Д) к искусству.

17) Какие из приведенных ниже афористических высказываний выражают агностицизм:

А) Чем больше познаем, тем меньше знаем;

В) Нельзя объять необъятное;

С) Чужая душа - потемки.

18) Каких философов называют идеалистами:

А) которые признают лишь существование идеальных образований;

В) которые руководствуются в жизни высшими идеалами;

С) которые утверждают, что сознание первично, а материя вторично;

В) которые утверждают, что мир непознаваем. 19) Выделите формы чувственного познания:

А) понятие; С) умозаключение;

В) ощущение; В) представление.

19) Выделите формы чувственного познания:

А) понятие С) умозаключение

В) ощущение Д) представление

20) Наука о познании называется:

А) аксиологией; С) онтологией;

В) логикой; 13) гносеологией.

21) Чем является Античность для эпохи Возрождения:

В) судьей;

22) Какие из указанных ниже признаков не характерны для научной теории :

А) системность; С) завершенность;

В) Проверяемость; В) рациональность.

23) Укажите несуществующий атрибут материи:

А) движение; 13) структурность;

В) время; Е) размещение;

С) отражение; Р) пространство.

24) Укажите правильное суждение:

А) Истина - это то, что просто и экономно описывает опыт;

В) Истина - это знание, с которым все согласны;

С) Истина - это правильное отражение действительности в сознании, не зависящее по содержанию ни от человека, ни от человечества.

Несмотря на то, что человечество в XXI веке развивается семимильными шагами и претендует на освоение других планет, оно по-прежнему имеет нерешенные глобальные проблемы современности. Философия рассматривает их в комплексе с процессами, происходящими в экономике, политике и других областях жизнедеятельности человечества.

Глобальный статус определенные проблемы получили из-за того, что они затрагивают практически все население Земли и могут грозить гибелью всей цивилизации.

Современности философия рассматривает также в историческом ракурсе, часто проблемы не решаются на протяжении многих веков. Войны и их последствия были, есть и, к великому сожалению, будут, пока существуют амбиции и желание заработать на этом деньги. То же можно сказать и о нехватке продовольствия. Нестабильность погодных условий, войны, политические и экономические кризисы во все времена влияли на снабжение продовольствием. В современном мире, при достаточно высоком уровне производства, из 7-ми миллиардов человек не испытывает голода только 1 миллиард, а остальные регулярно не доедают. Еще одна проблема, существовавшая столетия — это неграмотность населения. Ранее государственная власть любой страны «не заморачивалась» этим вопросом. проблема получила в связи с научно-техническим прогрессом. Оказалось, чтобы работать на фабриках и заводах, нужна квалифицированная рабочая сила. Промышленно побеспокоились об этом, но так и не победили безграмотность.

Некоторые глобальные проблемы современности философия считает порождением уже нашего времени. К концу XX века пришло осознание того, что природные ресурсы не бесконечны, они требуют к себе бережного отношения. Остро встали экологические проблемы. Бурный рост промышленности, бесконтрольное применение минеральных удобрений - все это привело к тому, что приходят в негодность большие площади сельскохозяйственных земель. Химические и нефтеперерабатывающие заводы загрязняют реки и водоемы с пресной водой. Большое количество мусора, радиоактивных и химических отходов — это тоже громадная проблема. Не добавляет оптимизма и увеличение численности населения. Растет оно в основном в странах с плохо развитой экономикой, где 75% населения - это возраст до 35-40 лет. Им же чем-то надо заниматься.

Изменение климата планеты и воздействие на нас (активность Солнца, угроза падения крупных метеоритов и астероидов) — это тоже глобальные проблемы современности. Философия отмечает изменение сознания человека под воздействием такой вероятной угрозы. Возможно поэтому ожидание конца света приняло грандиозные масштабы.

Так где же искать пути решения глобальных проблем? Во-первых, государства и человечество в целом должны научиться договариваться друг с другом. История человечества - это история войн. Во-вторых, промышленность должна, наконец-то, стать безопасной для окружающей среды. А развитые страны просто обязаны помочь в этом странам третьего мира, где о проблемах экологии не задумываются вообще. Экономическое развитие и образовательные программы могут помочь в регулировании численности населения в неблагополучных странах.

Но пути решения глобальных проблем современности могут так и остаться просто начинаниями, пока на первом месте будет стоять жажда получить быструю выгоду и желание некоторых государств контролировать мировую экономику и политику.

Тема 15. Философия глобальных проблем

Каждая историческая эпоха, каждый этап развития человеческого общества имеют свою особенность, в то же время они неразрывно связаны как с прошлым, так и с будущим. В конце ХХ века человеческая цивилизация вступает в качественно новое состояние, одним из важнейших показателей которого является возникновение глобальных проблем.

Термин «глобальный» происходит от латинского «глобус», земной шар. Отсюда глобальными проблемами принято называть такие проблемы, которые имеют общечеловеческий характер и затрагивают не только интересы всего человечества в целом, но и отдельных людей практически в любой точке планеты. Глобальные проблемы подвели человечество к границам его бытия и заставили оглянуться назад, на пройденный путь. Сегодня требуется дать оценку целям, которые ставило перед собой человечество, а также внести необходимые коррективы в «траекторию» своего развития. Глобальные проблемы поставили человечество перед необходимостью изменить себя. Сейчас необходимо выработать такую глобальную систему ценностных ориентаций, которая была бы принята всем населением планеты. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась конференция, на которой присутствовали главы правительств многих государств, которые приняли документы, где говорится, что ценности, которые предлагает Запад, ведут человечество к гибели.

Глобальные вопросы современности не могут быть решены без детальной проработки их философами и представителями конкретных наук. Специфика глобальных проблем заключается в том, что они требуют программно-целевой организации научных исследований.В настоящее время глобальные проблемы изучаются многими учеными – экологами, географами, социологами, политологами, экономистами и т.д. В 90-е годы ХХ века возникла новая область междисциплинарных исследований, получившая название глобалистики. Глобальные проблемы изучаются также философией в мировоззренческом, методологическом, социально-гуманитарном аспектах. Основу философского анализа глобальных проблем составляют результаты частных наук. Философия становится для представителей различных научных дисциплин связующим звеном, так как ориентирована в своем анализе на междисциплинарность.

Каждая эпоха рождает свою философию. Современная философия должна стать прежде всего философией выживания. Задача современной философии состоит в поиске таких ценностей и социальных систем, которые обеспечили бы выживание человечества. Новая философия призвана выработать модель решения глобальных проблем, помочь практической ориентации человека в современном мире в деле выживания цивилизации.



Новый импульс заключается в развитии прикладной философии, имеющей дело с практическими проблемами. Без философского видения всей ситуации в целом ни одна из глобальных проблем не может быть решена.

Специфика философского осмысления глобальных проблем состоит в следующем:

1) Философия, формируя новое мировоззрение, задает определенные ценностные установки, которые во многом определяют характер и направление человеческой деятельности.

2) Методологическая функция философии состоит в том, что она обосновывает частные теории, способствуя целостному видению мира.

3) Философия дает возможность рассматривать глобальные проблемы в конкретно-историческом контексте. Она показывает, в частности, что глобальные проблемы возникают во 2-й пол. ХХ столетия.

4) Философия позволяет увидеть не только причины возникновения глобальных проблем современности, но и выявить перспективы их развития, возможности решения.

Таким образом, к извечным философским проблемам бытия, познания, смысла жизни человека и т.д. современная эпоха добавила принципиально новую тему – сохранение жизни на Земле и выживание человечества.

На протяжении своего существования люди сталкиваются с проблемами глобального масштаба. Рост научно-технического прогресса повлиял на то, что негативных процессов, затрагивающих планету в целом, стало больше. Современная философия требует их углублённого осмысления, чтобы спрогнозировать последствия такого влияния. Глобальные проблемы современности и пути их решения волнуют все страны на земле. Поэтому не так давно появилось новое понятие - глобалистика, в основе которого лежит научно-философская стратегия ликвидации неприятных явлений в международном масштабе.

В сфере глобалистики трудится множество специалистов, и это не случайно. Причины, которые не дают человечеству гармонично развиваться и двигаться вперёд, носят комплексный характер, а не зависят от одного фактора. Именно поэтому необходимо проанализировать малейшие изменения в политическом, социальном, экономическом состоянии государств и народов. От того, сможет ли мировое сообщество вовремя решать глобальные проблемы, зависит жизнь всего человечества.

Как классифицируются проблемы

Проблемы человечества, имеющие глобальный характер, отражаются на жизни всех людей и приводят к серьёзным социальным и экономическим потерям. Когда они обостряются, то могут угрожать существованию населения земли. Для их решения правительства всех стран должны сплотиться и действовать сообща.

Существует научно-философская классификация проблем, сформированная на основании длительного исследования. Она состоит из трёх больших групп.

  • В первую включены проблемы, которые затрагивают политические и экономические интересы разных стран. Их можно условно разделить на конфронтацию «Востока с Западом», на отсталые и развитые страны, на предотвращение терроризма и войны. Туда также включают сохранение мира и установление на планете справедливого экономического порядка.
  • Во второй группе находятся проблемы, возникающие от взаимодействия человечества с природой. Это нехватка сырья, топлива и энергии, проблема загрязнения окружающей среды, сохранения Мирового океана, флоры и фауны земли.
  • К третьей группе относятся проблемы, которые могут быть связаны с человеком и обществом. Основные из них - перенаселение земли, образование и здравоохранение.

Глобалистика тщательно исследует проблемы современности, основываясь на философии и научно-технической базе. Философия объясняет, что их возникновение не случайность, а закономерность, связанная с прогрессом в обществе и влияющая на развитие человечества.

  • сделать всё для сохранения мира;
  • снизить стремительный рост численности населения;
  • сократить использование природных ископаемых;
  • остановить разрушение озонового слоя и уменьшить загрязнение планеты;
  • сократить социальную пропасть между людьми;
  • повсеместно ликвидировать бедность и голод.

Научно-философская теория требует не только констатировать проблемы, но и давать чёткий ответ, как их решить.

Причины и решение проблем

Понимание глобальных проблем очень важно для человечества. Это первый шаг на пути их устранения.

Основное условие сохранения жизни - мир на земле, поэтому необходимо ликвидировать угрозу третьей мировой войны. Научно-техническая революция подарила людям термоядерное оружие, применение которого способно уничтожить целые города и страны. Пути решения этой проблемы могут быть такие:

  • остановка гонки вооружений, полный запрет на создание и использование оружия массового поражения;
  • строжайший контроль за химическими и ядерными боеголовками;
  • сокращение расходов на армию и запрет на торговлю оружием.

Для разрешения глобальных экологических проблем человечеству нужно сильно постараться. Над людьми нависла угроза глобального изменения климата. Это связано с ожидаемым потеплением, которое вызвано выбросами парниковых газов. Если оно произойдёт, то будет катастрофическим для земли. Начнётся изменение геосистемы планеты. В результате таяния ледников поднимется уровень Мирового океана, будут затоплены тысячи километров прибрежной зоны. Планета подвергнется шквалу ураганов, землетрясений и других экстремальных явлений. Это приведёт к смертям и разрушениям.

Высокая концентрация вредных веществ в атмосфере ведёт ещё к одной глобальной проблеме - нарушению озонового слоя и появлению озоновых дыр. Они являются причиной кислотных дождей и губительно влияют на всё живое. Понятие «озоновые дыры» в совершенстве не изучено, но определённая информация у учёных есть.

  • Решить эти проблемы можно, уменьшив загрязнение окружающей среды.
  • Необходимо сократить производственные выбросы в атмосферу, используя новинки научно-технического прогресса, и приложить все силы для сохранения лесов.

Демографическая проблема давно актуальна для человечества. На сегодняшний день в большинстве развивающихся стран происходит взрыв рождаемости, и население стремительно растёт. В развитых странах, наоборот, этот показатель падает и происходит старение нации. Социальная философия предлагает искать решение в грамотной демографической политике, которую должны проводить правительства всех стран.

Топливно-сырьевая проблема угрожает мировому сообществу нехваткой различных ресурсов, необходимых для обеспечения жизни людей в современном мире. Уже сейчас многие страны страдают от недостаточного количества топлива и энергии.

  • Для ликвидации этой беды нужно экономно распределять природные ископаемые.
  • Применять нетрадиционные виды источников энергии, например, ветряные, солнечные электростанции.
  • Развивать атомную энергетику и грамотно использовать мощь Мирового океана.

Нехватка продовольствия сильно отражается на многих странах. По официальным данным в современном мире недоедают около 1.2 миллиона человек. Решить эту глобальную проблему человечества можно двумя способами.

  • Суть первого способа в том, что нужно увеличить площади для пастбищ и посева зерновых культур, чтобы производить для потребления больше продовольствия.
  • Второй метод рекомендует не увеличивать территории, а заняться модернизацией уже имеющихся. Улучшить продуктивность можно, используя научно-технические новинки. Например, биотехнологии, при помощи которых создаются морозоустойчивые и высокоурожайные сорта растений.

Глобальную проблему отсталости слаборазвитых стран тщательно изучает социальная философия. Многие специалисты считают причиной медленного развития государств быстрый прирост населения на фоне отсутствия развитой экономики. Это приводит к тотальной бедности людей. Для поддержки этих государств мировое сообщество должно осуществлять финансовую помощь, строить больницы, школы, различные промышленные предприятия и способствовать развитию экономики отсталых народов.

Проблемы Мирового океана и здоровья людей

В последнее время остро чувствуется угроза Мировому океану. Загрязнение окружающей среды и нерациональное использование его ресурсов привели к тому, что он находится на краю гибели. На сегодняшний день цель человечества - сохранить экосистему, потому что без неё планета не сможет выжить. Для этого необходима определённая стратегия:

  • запретить захоронение ядерных и других опасных веществ;
  • усовершенствовать структуру мирового хозяйства, создав там отдельные места для нефтедобычи и ловли рыбы;
  • защищать от разрушения рекреационные ресурсы;
  • усовершенствовать промышленные комплексы, расположенные на берегу океана.

Здоровье жителей земли - важная глобальная проблема современности. Научно-технический прогресс стимулирует появление новых лекарств от серьезных заболеваний. Изобретено новейшее оборудование для диагностики и лечения. Но, несмотря на это, часто возникают эпидемии, уносящие тысячи жизней, поэтому учёные продолжают активную разработку передовых способов борьбы.

Однако медицина - это не панацея. По большому счету, здоровье каждого конкретного человека в его собственных руках. И прежде всего речь об образе жизни. Ведь причинами страшных заболеваний, как правило, становятся:

  • плохое питание и переедание,
  • малоподвижность,
  • курение,
  • алкоголизм,
  • стрессы,
  • плохая экология.

Не дожидаясь решения глобальных мировых проблем, каждый может заняться собственным здоровьем и благополучием близких - и население Земли станет в разы здоровее и счастливее. Чем не масштабный успех?

План действий прост и понятен, и главное тут - перейти от теории к практике. Пересмотреть свой рацион в пользу натуральных продуктов, свежих овощей и фруктов; если вы курите - как можно скорее, аналогично поступить с пристрастием к алкоголю; если ваша жизнь полна стрессов - определить их источники и разобраться с негативными факторами, по возможности устранив их. Обязательно начать больше двигаться. Что касается экологии, то она имеет значение и в самых локальных масштабах - вашей квартиры, рабочего места. Постарайтесь создать здоровую атмосферу вокруг себя и всерьёз задумайтесь о переезде в другой район, если в вашем плохие показатели воздуха. Помните: то, чем мы каждый день дышим (включая табачный дым) и что каждый день едим, оказывает ключевое влияние на наше здоровье.

У каждой проблемы своя специфика и методы устранения, но все они затрагивают общие интересы человечества. Поэтому для их разрешения потребуются усилия всех людей. Современная философия предупреждает о том, что любые проблемы могут стать глобальными, а наша задача - своевременно замечать и предотвращать их развитие.

Читайте также: