Водное хозяйство. Водное хозяйство и основы водохозяйственного проектирования Глава V

Водное хозяйство – это отрасль народного хозяйства государства, которая ставит перед собой задачи, связанные с водообеспечением населения страны, а также работами, которые затрагивают водную флору и фауну. В водном хозяйстве выделяется несколько сторон, причем одной из них всегда будет являться и его подинстанции, которые будут проводить контроль за частными предприятиями водного хозяйства. Рассмотрим основные задачи, которые на сегодняшний день стоят перед водным хозяйством Российской Федерации и зарубежных государств.

Задачи водного хозяйства

  1. 1. Водообеспечение населения . Одной из главных задач водного хозяйства страны является обеспечение населения водными ресурсами в количестве, достаточном для удовлетворения потребностей. Хозяйство должно не только обеспечить людям наличие воды в достаточном количестве, но и проследить за качеством этой воды. Вода с избытками хлора или вода, содержащая ионы тяжелых металлов, непригодна для питья, вода, отравленная ядохимикатами, не может использоваться для выращивания в ней водной флоры и фауны, использования на нужды сельского хозяйства. Поэтому водообеспечение затрагивает одновременно несколько немаловажных вопросов, которые касаются всего населения государства. Учитывая современный уровень развития промышленности, становится все сложнее обеспечивать достаточное количество водных ресурсов и защищать эти ресурсы от загрязнения, также отрицательно на этой работе сказывается низкая культура населения в области охраны окружающей среды.
  1. 2. Защита водных ресурсов . Данная задача может быть рассмотрена в двух различных вариантах. Первый вариант защиты воды от загрязнения, заражения и прочих негативных экологических факторов касается человека, потому что очищенные передаются в пользование населению. Но этот вариант не единственный. Государство также ставит перед собой задачу сохранения флоры и фауны водной среды, живых организмов, которые могут обитать исключительно в гидросфере. Государство должно защитить многообразие видов и не дать многим животным исчезнуть с Земли, во-первых, для сохранения видового многообразия в его первичном виде, во-вторых, для сохранения целостности систем питания экосистем. Если одно или несколько звеньев цепей питания в водоемах исчезнет, цепь станет короче, что снизит устойчивость водоема как биогеоценоза. Следствием этого станет сукцессия – смена одного биогеоценоза на другой, например, превращение озер в болота. Естественно, сукцессия негативно скажется на экономическом благосостоянии страны, она уменьшит количество доступной для населения воды, обострит экологические проблемы. Из-за всего многообразия вытекающих последствий, защита водных ресурсов также является немаловажной задачей для государства. Пример опасной на сегодняшний день ситуации – защита водного богатства озера Байкал, которое находится под угрозой химического загрязнения. Правительство РФ будет стараться сохранить Байкал в чистоте, чтобы не дать исчезнуть видам-эндемикам, обитающим только в этом водоеме и больше нигде на планете.
  1. 3. Защита населения от катастроф и их регулирование . Подразумеваются катастрофы, связанные с водными ресурсами. Как известно, водные ресурсы способы оказывать сильное влияние на жизнь человека. Мы постоянно сталкиваемся с приливами и отливами, которые происходят по вине притяжения Солнца и Луны, но это относительно безвредные для человека ситуации. Более опасными могут стать наводнения (следствие затяжных дождей или иной причины), увеличение уровня мирового океана. На сегодняшний день многие государства вынуждены устанавливать и укреплять дамбы для сдерживания воды. При отсутствии дамб вода затопит часть территории государства, причем затопление не остановится и будет продолжаться. На данный момент основная экологическая проблема, с которой работают государства всего мира – таяние ледников вследствие парникового эффекта. Таяние порождает увеличение уровня мирового океана и опасность для населения прибрежных поселений. В задачи водного хозяйства, а также ряда правительственных институтов входит информирование на селения о возможности природных катастроф, отлаживание системы защиты населения в случае их возникновения, а также нейтрализация последствий.

Это основные задачи водного хозяйства, которые выделяются практически в любом государстве. Водное хозяйство регулируется законами страны, в Российской Федерации ряд норм для водного хозяйства прописан в Конституции.

Стороны водного хозяйства

Какие люди или общественные институты являются сторонами водного хозяйства, могут принимать участие в работах, которые это хозяйство ведет? Укажем их и дадим краткое определение функциям каждой стороны.

  1. 1. Государство ставит своей основной задачей соблюдение условий нормативно-правовой базы, которая прописана в законодательстве. Государство также определяет и приводит в исполнение через судебные органы меры пресечения противозаконного использования водных ресурсов, либо флоры и фауны этих ресурсов. Государственное регулирование способно оказать существенное влияние на водное хозяйство, в частности, уменьшить уровень браконьерства, стимулировать развитие предприятий, которые параллельно со своей деятельностью буду защищать животный и растительный мир гидросферы. Государство также создает заповедники и заказники, благодаря которым охраняются редкие животные. Явным минусом современной деятельности государства в Российской Федерации является недоработка мер пресечения нарушения законодательства – несмотря на существующие законы, браконьерство продолжает процветать, растительный и животный мир находится под угрозой вымирания.

  1. 2. Потребители водных ресурсов – это обыкновенные люди, которые используют воду и ее ресурсы в своих целях. Использование воды людьми многообразно: для нужд сельского хозяйства, для приготовления пищи, действий по соблюдению гигиены и так далее. Потребители воды должны уплачивать определенную сумму денег за потребляемую воду. Налоги на воду позволяют сократить ее потребление хотя бы частично, смотивировать людей относиться к воде более бережно и внимательно. Неисправности в технических агрегатах, которые используются обществом, приводят к излишним тратам воды, которых можно было бы избежать. Законодательная база государства запрещает ряд действий, который может отрицательно сказаться на биоразнообразии гидросферы, а также чистоте самой гидросферы. В частности, предприятия должны устанавливать фильтры, чтобы не загрязнять водную среду, запрещается браконьерство, а также использование живых организмов в пищевых целях в определенное время (запрещается рыбалка в период нереста многих рыб, особенно рыб, занесенных в Красную Книгу Россйиской Федерации или других государств). Распространение информации о защите гидросферы среди потребителей водных ресурсов является одной из задач водного хозяйства страны. Информирование населения позволяет сберечь природное водных источников в его первичном виде.
  1. 3. Предприниматели – это юридические лица, которые зарабатывают , совершая те или иные операции с водными ресурсами государства. Как правило, предприниматели приватизируют водоемы для частного пользования, но это разрешено далеко не всегда. Так, например, приватизация участков рек запрещена, можно взять в частную собственность только озеро (на определенных условиях) или пруд. Если пруд искусственный, а не естественный, у предпринимателя будет намного больше возможностей для его использования. , связанная с гидросферой, многообразна. Самый простой пример подобной деятельности: получение воды и ее продажа. Особенно данный аспект касается источников воды с особыми свойствами, соленых источников и других. Для продажи воды, она должна соответствовать определенным качествам, которые установлены ГОСТами государства и прописаны в соответствующих документах. Также предприниматели развивают животный и растительный промысел. Например, выращивание морской капусты в искусственно созданной среде – это тоже пример предпринимательской деятельности. Многие юридические лица занимаются разведением редких видов рыб или рыб промыслового значения, продавая затем их на . Также есть люди, которые разводят редких представителей флоры или фауны. Как правило, такие предприниматели получают доход от государства, которое и оплачивает расходы. Деятельность юридического лица ограничена многими законами и нормативно-правовыми актами, несоблюдение которых будет вести к санкционированию предпринимательства со стороны государства.

Это основные стороны водного хозяйства в государстве. Упоминая предпринимателей, мы частично коснулись тех видов работ, которые они осуществляют. Конкретизируем эти действия и дадим им более подробные определения.

Предпринимательская деятельность в водном хозяйстве

Деятельность предпринимателей в водном хозяйстве может развиваться в следующих направлениях:

  1. 1. Отлов промысловых рыб . В определенные периоды, когда разрешен вылов рыб, предприниматели занимаются отловом и последующей продажей промысловых рыб. Как правило, подобные действия совершаются в морях на специальных рыболовецких судах. Отлов рыбы проводится в широких масштабах, рыба потом поступает в производственные цеха, либо сразу в магазины. Как правило, свежевыловленная рыба продается редко из-за сложности транспортировки (срок хранения очень невелик), в основном рыбу обрабатывают (солят или маринуют), а уже потом отправляют на магазинные полки. В городах, которые расположены рядом с рыболовецкими предприятиями, можно купить и свежевыловленную рыбу. Во многих японских магазинах установлены специальные аквариумы, где плавает живая рыба, и где посетитель может ее купить, либо заказать приготовление по собственному усмотрению. Отлов рыбы проводится в размерах, установленных правительством государства, превышение допустимого объема отлова приведет к наложению штрафов на предпринимателей или закрытия их предприятий.
  2. Разведение промысловых рыб. Подобная деятельность осуществляется, как правило, в искусственно созданных или приватизированных водоемах. Большей частью подобные водоемы не проточные, чтобы разводимая рыба не могла переместиться из одного водоема в другой. Предприниматели самостоятельно заселяют водоем рыбой, разводят ее, а потом отлавливают и также отправляют на специализированные предприятия. Также возможен допуск к рыбалке на водоеме за определенную плату. Разведение промысловых рыб с экологической точки зрения является лучшим вариантом водного хозяйства, нежели отлов, поскольку не уменьшает числа рыб в естественных биогеоценозах и не приводит к нарушению цепей питания. Вследствие этого, разведение рыб активно поощряется государством. К этой же категории можно отнести и рыбопродукты: получение черной или красной икры, выращивание морской флоры (морской капусты) и так далее.

  1. 2. Разведение редких видов рыб . В данном случае занимается разведением редких рыб, которые занесены в Красную Книгу. Охота на этих рыб чаще всего запрещается, предприниматели могут просто выпускать разводимых рыб в неприватизированные водоемы. За подобные действия предприниматель будет получать вознаграждение от государства в определенном объеме.
  2. Создание акватеррариумов – это выращивание рыб и их показ посетителям акватеррариума. Предприниматель получает доход в зависимости от объема посетителей. Данный достаточно сложно успешно вести, поскольку транспортировка рыб в аквариумах очень сложна, акватеррариумы создаются обычно на каком-то одном месте. Большей частью позволить себе такое занятие могут только владельцы частных зоопарков.

Мы рассмотрели стороны водного хозяйства, рассмотрели основные задачи, которые они перед собой ставят, а также возможности предпринимательской деятельности в данной отрасли народного хозяйства.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Водное хозяйство – это производственная и природоохранная система, обеспечивающая население и хозяйство каждого региона и страны в целом водой в нужном объеме и надлежащего качества и защищающая окружающую среду от вредного воздействия вод. Функциональное назначение В.х. по обеспечению водой надлежащего количества и качества обусловливает одну из его главных целей: воспроизводство, охрана водных ресурсов и восстановление водных объектов. В задачи В.х., как отрасли экономики, входят: учет, изучение и комплексное использование поверхностных и подземных вод, включая охрану вод и борьбу с ущербом, причиняемым народному хозяйству наводнениями, селями, а также вопросы водного права. В.х. включает:

  • гидротехнические (инженерные) мелиорации (осушение – орошение земель, обводнение пастбищ и сельскохозяйственное водоснабжение);
  • гидроэнергетику;
  • водный транспорт (судоходство и лесосплав);
  • водоснабжение и водоотведение (канализация);
  • использование водных недр (разведение и лов рыбы, добыча солей и пр.);
  • регулирование рек для борьбы с наводнениями и др.

Основой В.х. служат:

  1. Поверхностные и подземные водные объекты.
  2. Сооружения, обеспечивающие регулирование и территориальное перераспределение речного стока, воспроизводство водных ресурсов, водозабор из поверхностных и подземных источников.
  3. Сооружения, обеспечивающие очистку забираемой из водоисточников воды, отвод сточных вод и их очистку перед сбросом в водоемы.
  4. Сооружения, обеспечивающие повторное использование вод в системах оборотного водоснабжения.
  5. Сооружения по деминерализации соленых и солоноватых вод (опреснительные установки).
  6. Сооружения по защите территорий, прилегающих к водным объектам, от подтопления и переформирования берегов, а также от эрозии, селей и лавин.
  7. Сооружения, позволяющие использовать водные объекты в целях водного транспорта, лесосплава, рыбного хозяйства и рекреации.

К водным объектам относятся: реки, озера, водохранилища, др. поверхностные водоемы и водные источники, а также каналы и пруды; подземные воды и ледники; внутренние моря и др. внутренние морские воды; территориальные воды (территориальное море). Регулирование речного стока обеспечивается при помощи плотин. Плотины, перегораживая реки, поднимают уровень воды от нескольких до 300 м и образуют водохранилища объемом от 1 млн. м 3 до 200 млрд. м 3 и площадью зеркала от 1-2 км 2 до 8450 км 2 . Водохранилища осуществляют суточное, недельное, сезонное и многолетнее регулирование стока. Территориальное перераспределение стока осуществляется с помощью каналов и насосных станций. Различают три вида перераспределения стока: подача воды из источника непосредственно потребителю, внутрибассейновые и межбассейновые переброски стока. Самым распространенным способом перераспределения стока служит подача воды по открытым каналам. В мире имеются каналы протяженностью в несколько сотен километров и с пропускной способностью до 300 м/с.

Многочисленные и разнообразные сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов рек, озер, морей, подземных вод или предотвращения (уменьшения) вредного воздействия воды на окружающую среду (наводнения, размывы берегов, селевые потоки и др.) называются гидротехническими сооружениями. По целевому назначению их разделяют на сооружения общего назначения и специальные.

К сооружениям общего назначения относятся:

  • водонапорные (плотины, дамбы), водопроводящие (каналы, трубопроводы, гидротехнические тоннели, лотки), водозаборные, служащие для забора воды из водотоков и водоемов;
  • водосбросные – для сброса излишков воды и полезных ее пропусков для поддержания санитарных или экологических условий, глубин для судоходства и др. (водосливы, водоспуски, глубинные водосбросы);
  • регуляционные, предназначенные для регулирования взаимодействия потока с руслом (в целях борьбы с размывами или отложениями наносов), а также защиты берегов от воздействия волн и течений.

К специальным гидротехническим сооружениям относятся сооружения, предназначенные для нужд одной отрасли В.х.:

  • мелиоративные (каналы, насосные станции и др., предназначенные для осушения, орошения и обводнения земель);
  • водно-энергетические (здания ГЭС и ГАЭС, деривационные каналы и тоннели, уравнительные резервуары и др. сооружения, предназначенные для использования водной энергии);
  • водно-транспортные (каналы, судоходные шлюзы, причалы, волноломы и пр.);
  • лесосплавные (бревноспуски, плотоходы и др.);
  • рыбохозяйственные (рыбоходы, рыбоподъемники, рыбоводные пруды и др.);
  • для водоснабжения и водоотведения (водозаборы, насосные станции, каналы, коллекторы, очистные станции и др.);
  • для борьбы с наводнениями, селями, эрозией почв (защитные дамбы, ливнестоки и др.);
  • для использования подземных вод;
  • для создания хвостохранилищ, шламонакопителей (дамбы, трубопроводы и пр.).

В ряде случаев применяют совмещенные сооружения, которые выполняют несколько функций, например, здания ГЭС – с водосбросными отверстиями, судоходные шлюзы – с водосбросами, водосбросы – с водозаборами. Группу гидротехнических сооружений, объединенных условиями совместной работы и местоположением, называют гидроузлом.

По месту расположения гидроузлы бывают речные, на каналах, морские, озерные и прудовые; по основному назначению – водозаборные (для различных отраслей В.х.), энергетические, водно-транспортные, рыбохозяйственные (рыбо-водные пруды); гидроузлы, регулирующие сток рек для его использования в различных целях (орошения, энергетики, водоснабжения, борьбы с наводнениями и пр.), для благоустройства населенных пунктов и др. Часто гидроузлы имеют комплексное назначение – для нужд нескольких отраслей В.х. Например, Цимлянский гидроузел на Дону имеет водно-транспортное значение, создает условия для орошения и обводнения, имеет в своем составе ГЭС и рыбоподъемник. Гидроузлы бывают безнапорные (например, речные гавани) и напорные; последние подразделяют на низконапорные (напор менее 10 м), средненапорные (10-50 м) и высоконапорные (более 50 м). Напорные гидроузлы часто бывают комплексными.

Комплекс гидротехнических сооружений, обычно объединенных в несколько гидроузлов, имеющих линейные участки трассы (участки рек, каналы, тоннели) и служащих общим водохозяйственным целям, называется гидротехническим комплексом или гидросистемой. Как и гидроузлы, гидросистемы бывают специализированными и комплексными. Например, в Волго-Донской комплекс входят: Волго-Донской канал длиной 101 км, Цимлянский комплексный гидроузел, оросительно-обводнительная система на левом берегу Дона, охватывающая территорию протяженностью более 600 км. Этот крупный гидротехнический комплекс решает вопросы водного транспорта, ирригации, водоснабжения, гидроэнергетики и рыбного хозяйства. В системе МПР России управление В.х. на местах осуществляется бассейновыми водохозяйственными управлениями (БВУ) и территориальными органами в субъектах РФ. БВУ осуществляет координацию деятельности территориальных органов, а также управлений эксплуатации водохранилищ и водохозяйственных систем, расположенных в границах обслуживаемого бассейна, и обеспечивает единую техническую и экономическую политику в ведении В.х. в целом по бассейну. Разделение территории России на отдельные водохозяйственные управления позволяет приблизить оперативное руководство В.х. непосредственно к водопользователям и водопотребителям, а также упростить систему рационального использования и охраны водных ресурсов выделенных регионов. В этих управлениях дают разрешение на водопользование и контролируют их на местах, организуют мероприятия по сокращению потребления водных ресурсов, использованию и охране вод от загрязнения, засорения и истощения.

Отличительной особенностью сооружений В.х. является их высокая капиталоемкость, поскольку они требуют повышенной надежности в силу громадных ущербов не только экономического, но и социального и экологического характера от разрушения плотин, дамб и каналов, а также от нарушений подачи воды в системах водо- и энергоснабжения. В В.х. России около 70 % основных производственных фондов приходится на сельское хозяйство и промышленность, 15 % – на жилищно-коммунальное хозяйство и 10 % – на гидроэнергетику. На водопроводы приходится 27 % основных фондов водохозяйственного назначения, по 22 % – на канализационные сети с очистными сооружениями и каналы совместно с оросительной сетью, 15 % – на водохранилища и несколько более 10 % – на оборотные системы водоснабжения в промышленности и мероприятия по защите от вредного воздействия вод. В последние десятилетия вследствие бурного роста водопотребления и ухудшения качества воды стал ощутимым недостаток водных ресурсов. Это вызвало возникновение и обострение противоречий, связанных с использованием воды различными отраслями В.х. Радикальным, а во многих случаях единственным способом устранения или смягчения этих противоречий служит организация водохозяйственных комплексов, объединяющих отрасли хозяйства в водохозяйственные системы и структуры различных масштабов.

Водохозяйственным комплексом (ВХК) называют гидроузел и водохранилище со всеми сопутствующими сооружениями. Основная цель организации ВХК – оптимальное использование водных ресурсов основными водопотребителями и водопользователями. При функциональном объединении нескольких гидроузлов и водохранилищ, расположенных в одном или нескольких речных бассейнах, образуется водохозяйственная система. В России с 1993 года центральным органом исполнительной власти в области водного хозяйства является МПР. Его задачи:

  • разработка и реализация основных направлений федеральной политики в области водного хозяйства, воспроизводства и охраны водных ресурсов, восстановления водных объектов, бассейнового регулирования использования водных ресурсов;
  • обеспечение населения и народного хозяйства качественной водой;
  • сохранение чистоты и полноводности водных объектов, включая воды внутренних морей.

В задачи МПР входит также организация строительства и эксплуатации водохранилищ и др. комплексных водохозяйственных объектов, обеспечение разработки и реализации мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий паводков и др. видов вредного воздействия вод. МПР организует и осуществляет выдачу лицензий на пользование водными ресурсами.

ВОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО, отрасль нар. х-ва, занимающаяся изучением, учётом, планированием комплексного использования водных ресурсов, охраной поверхностных и подземных вод от загрязнения и истощения и транспортировкой их к месту назначения (потребления). Осн. задача В. х.- обеспечение всех отраслей нар. х-ва водой в необходимом количестве и соответствующего качества. По характеру использования водных ресурсов отрасли нар. х-ва делятся на водопотребителей, к-рые часто безвозвратно изымают воду из её источников (рек, водоёмов, водоносных пластов),- промышленность, с. х-во, коммунальное х-во (для промышленного, бытового и с.-х. водоснабжения, орошения, обводнения), и водопользователей, к-рые обычно используют не самоё воду, а её энергию или водную среду,- гидроэнергетика, водный транспорт, рыбоводство и др. (см. Водопользование).

Отрасли нар. х-ва предъявляют к водным ресурсам разные требования, поэтому вопросы водохоз. стр-ва наиболее целесообразно решать комплексно, учитывая особенности каждой отрасли и те изменения в режиме подземных и поверхностных вод, к-рые возникают при стр-ве гидротехнич. сооружений и их эксплуатации и к-рые нарушают сложившиеся в природе связи. Комплексное использование водных ресурсов позволяет наиболее рационально удовлетворять потребности в воде каждой отрасли нар. х-ва, оптимально сочетать интересы всех водопотребителей и водопользователей, экономить средства на стр-во сооружений.

Удачным комплексным решением проблем В. х. служит канал им. Москвы (построен в 1932-37), позволивший обеспечить питьевое и пром. водоснабжение Москвы; это глубоководная трансп. магистраль, обводняющая реки и каналы в р-не Москвы и дающая возможность получать электроэнергию; водохранилища канала широко используются как места отдыха и туризма.

Но требования отраслей могут быть и противоположными. Так, расширение площадей орошаемых земель в бассейне Амударьи, забор её вод для Большого Каракумского канала, создание на притоках водохранилищ, особенно Нурекского, приведёт к почти полному прекращению стока в Аральское м., что может ухудшить условия рыболовства. Однако сам Большой Каракумский канал, кроме орошения хлопковых полей, является водоснабжающей и обводняющей артерией и служит для разведения рыбы; на его берегах создают зоны отдыха и спортивные базы. Нурекский гидроузел (на Вахше) в основном ирригационно-энергетический. Планы комплексного освоения водных ресурсов и схемы использования водных объектов должны входить составной частью в гос. планы развития нар. х-ва СССР и союзных республик.

Непременной обязанностью В. х. является работа по охране вод от загрязнений пром. и бытовыми стоками (см. Сточные воды). На заводах и фабриках сооружаются и реконструируются очистные сооружения, а сдача в эксплуатацию новых предприятий допускается лишь при наличии устройств для очистки вод, сбрасываемых в реки и водоёмы.

Водные ресурсы СССР обеспечивают водой все отрасли нар. х-ва. Годовой сток рек равен 4714 км 3 , из них 4350 км 3 формируется в пределах материковой части страны, а 330 км 3 поступает из сопредельных стран. Наиболее ценная часть стока - грунтовые и подземные воды - составляет 1020 км 3 . Нар. х-во СССР использует 226 млрд. м 3 (данные 1965) воды в год, т. е. только 5% общего годового стока. Более 50% этого количества расходуется с. х-вом, почти треть - на бытовое и пром. водоснабжение. В связи с возрастающими требованиями, предъявляемыми нар. х-вом к В. х., несоответствием между водными ресурсами и потребностями в них в отдельных р-нах и неблагоприятным распределением стока по годам и временам года местные источники оказываются недостаточными. Возникает необходимость в регулировании стока крупных и средних рек (для чего создают водохранилища), перераспределении его между бассейнами и в транспортировке воды на большие расстояния. Напр., по Большому Каракумскому каналу воды Амударьи перебрасываются в бассейн Мургаба и Теджена, с введением в эксплуатацию канала Иртыш - Караганда началась переброска вод рек Сев. Ледовитого ок. в засушливые р-ны Казахстана; проектируется направить воды Печоры и Вычегды через Каму и Волгу в Каспийское м.

Управление В. х. в СССР имеет весьма сложную структуру. Созданное в 1965 союзно-республиканское Министерство мелиорации и водного х-ва занимается вопросами организации водохоз. стр-ва и эксплуатации гидротехнич. сооружений и систем, а также обеспечением комплексного использования и охраной водных ресурсов страны. Местные органы В. х. находятся в двойном подчинении - республиканских министерств и Сов. Мин. союзных республик. Формирование В. х. как отрасли ещё не завершено (1971) и будет продолжаться по мере установления хозрасчётных связей с др. отраслями нар. х-ва и организации единого централизованного управления им. Большое внимание развитию В. х. и охране гос. водного фонда СССР уделено в Директивах 24-го съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971-75. В планах капитального строительства СССР для В. х. централизованно выделяются капитальные вложения на сооружения многоцелевых водохоз. объектов, создаваемых для водообеспечения нескольких отраслей. Отношения между В. х. и др. отраслями, возникающие в связи с использованием вод, регулируются водным законодательством СССР. Учёт водных ресурсов и все необходимые сведения о них сосредоточены в водном кадастре.

При разработке перспектив развития водного хозяйства согласование требований водопользователей должно выполняться на базе водохозяйственных балансов и схем комплексного использования и охраны водных ресурсов (СКИОВР) отдельных речных бассейнов. Однако, к настоящему времени Ранее разработанные СКИОВР не в полной мере соответствуют современной водохозяйственной обстановке, тем не менее их использование при управлении водным фондом в достаточной степени обеспечивает обоснованность принимаемых решений.

Стратегической целью государственной политики в области использования, восстановления и охраны водных объектов является обеспечение прав граждан на чистую воду, благоприятную водную среду и поддержание оптимальных условий водопользования. Эта цель достигается путем осуществления долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных мероприятий, направленных на сохранение и восстановление качества поверхностных и подземных вод в соответствии с санитарными и экологическими требованиями, защиту водных объектов от загрязнения, засорения и истощения, предотвращение и ликвидацию вредного воздействия вод, а также сохранение биологического разнообразия водных экосистем.

Для достижения стратегической цели государственной политики в области использования, восстановления и охраны водных объектов приоритетными направлениями использования, восстановления и охраны водных объектов являются:

1. Надежное водообеспечение населения и отраслей экономики и, в первую очередь, улучшение качества питьевого водоснабжения за счет совершенствования водоочистки и расширения водозаборов из подземных вод.

2. Восстановление качества вод водных объектов до нормативов, соответствующих их целевому использованию.

3. Совершенствование системы государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений всех видов собственности.

4. Предупреждение и защита от вредного воздействия вод: затопления территорий при половодьях и паводках, подтопления грунтовыми водами, разрушения берегов водных объектов.

5. Создание экономического и финансового механизма водопользования, позволяющего в полном объеме обеспечить финансирование водохозяйственной деятельности.

6. Развитие системы мониторинга водных объектов, водохозяйственных сооружений и улучшение контроля за использованием водных объектов.

7. Совершенствование обеспечения управления водным фондом.

9. Развитие системы законодательного и нормативного правового обеспечения в области использования, восстановления и охраны водных объектов.

Комплекс технических мероприятий включает: перевооружение и ре-конструкцию существующих водохозяйственных и мелиоративных систем; пересмотр устаревших правил использования водных ресурсов существующих водохранилищ с учетом водопотребителей, водопользователей и обеспечение экологических попусков; строительство новых регулирующих емкостей и гидроузлов в зонах дефицита водных ресурсов. При этом предусматривается расширение использования подземных вод, что диктуется необходимостью повышения качества воды и обеспечения резервного водоснабжения населенных пунктов на случай чрезвычайные ситуаций. В первую очередь, это относится к крупным городам, водоснабжение которых базируется на поверхностных источниках.

В соответствии с прогнозной оценкой, выполненной с учетом «Основных направлений социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу», заложенных в них темпов роста промышленного производства и изменений численности населения по субъектам РФ, а также с учетом анализа современного водопотребления, в перспективе до 2010 г. получат дальнейшее развитие все водопотребители и водопользователи-участники водохозяйственного комплекса; ожидается увеличение забора свежей воды в целом по России до 105 км 3 , (поверхностных вод,- 85 км 3 , морской воды - 5 км 3 , подземных вод - 15 км 3). Рост объемов забора водных ресурсов прогнозируется в промышленности (на 50%), энергетике и сельском хозяйстве (на 35%). В жилищно-коммунальном хозяйстве с учетом реформ коммунального хозяйства прогнозируется снижение забора свежей воды на 0,7 км 3 (4,3%). К 2010 г. на питьевые и хозбытовые нужды прогнозируется расходовать в среднем на одного жителя 266 л/сут, в том числе городского - 3 16 л/сут, сельского - 126 л/сут.

По прогнозу рост объемов водопотребления свежей воды из природных водных объектов будет сопровождаться увеличением использования воды из систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения на 30 км 3 (23,8%) и объемов сброса сточных вод в водные объекты до 77 км 3 (на 38,5%).

Первоочередные работы по строительству и реконструкции водопроводных сооружений будут осуществлены в г.Москве и Московской области (на базе Южного месторождения подземных вод), в гг.Архангельске (на базе Пермиловского месторождения подземных вод), Санкт-Петербурге, Курске (Шумаковский водозабор подземных вод), республиках Адыгея, Калмыкия, Мордовия и Сев. Осетия-Алания, в г.Владивостоке, в Краснодарском крае, в 17 городах Кировской области, в гг.Череповец, Рязань, Пермь, Саранск (Сурский водопровод), Томск. В результате проведения первоочередных мероприятии производительность водозаборов из подземных вод возрастет на 0,8 млн. млн. м 3 /сут, из поверхностных источников - на 1,0 млн. м 3 /сут.

Намечается строительство и реконструкция гидроузлов и водохранилищ в бассейнах рек: Ока (Верхне-Упинское вдхр. на р.Упа, Тульская обл.; завершение строительства Тамбовского вдхр.; гидроузел на р.Пахра, Московская обл.; Рыбницкое и Кромское вдхр., Орловская обл.); Волга (реконструкция Пугачевского вдхр., Саратовская обл; реконструкция Тихвинской водной системы, Ленинградская обл.; Ахметлавровское вдхр. на р.Алтата, Саратовская обл.); Десна (Курское вдхр. на р.Тускарь, Курская обл.); р.Кубань (водоемы на групповых водопроводах Ставропольского края); Кама (Нурское вдхр. и реконструкция Терлянского и Белорецкого вдхр., республика Башкортостан; реконструкция Южно-Камского, Лысвенского, Н.и В.-Зырянско-го, Очерского вдхр., Пермская обл; Верхне-Араслановское и Ново-Златоустовское вдхр. на р.Ай, Челябинская обл.); Иртыш (завершение строительства канала Иртыш - Омь и вдхр. на р.Омь, Омская обл.); Тобол (Митинское вдхр., Курганская обл.); Амур (вдхр. на р.Могоча, Читинская обл.); Лена (Бэдьиминское вдхр., Республика Саха); прочие реки (Сахалинская обл., республики Калмыкия и Карелия, Калининградская обл. и Приморский край).

Финансовое обеспечение предусматривает использование средств Федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местного бюджета, а также внебюджетных средств хозяйствующих субъектов. По источникам финансирования прогнозируется распределение затрат следующим образом: из федерального бюджета - 10 %), из средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов - 35 0%), из внебюджетных источников - 55 %.

К затратам капитального характера отнесены: строительство и реконструкция гидроузлов и водохранилищ; строительство противоэрозионных, противооползневых, берегозащитных сооружений; строительство противопаводковых защитных дамб; строительство коллекторов для понижения уровня грунтовых вод; строительство сооружений по очистке сточных вод, обустройство зон санитарной охраны водозаборов и др.

К текущим расходам отнесены: обустройство водоохранных зон и прибрежных защитных полос; мониторинг водных объектов; развитие системы контроля состояния водных объектов; ежегодная текущая очистка русел рек; текущие мероприятия по экологическому оздоровлению нарушенных территорий, разработка водохозяйственных балансов, схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, государственных программ использования и охраны водных объектов, а также ведение государственного водного кадастра, реестра водных объектов, регистра гидротехнических сооружений, государственного надзора за безопасностью гидротехнических сору-

Объемы и источники финансирования мероприятий по реализации Государственной стратегии увязаны с проектом ФЦП «Экология и природные ресурсы России» на 2002-2010 годы, одобренным Правительством Российской Федерации, в котором рассмотрены 3 подпрограммы: «Водные ресурсы и водные объекты», «Возрождение Волги», «Охрана оз. Байкал и Байкальской природной территории». Общий объем финансирования ФЦП оценивается в сумме 900 – 1000 млрд. рублей. Объемы финансирования за счет средств федерального бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов федерального бюджета и Федеральной адресной целевой программы на соответствующий год, исходя из возможностей федерального бюджета.

Во́дное хозя́йство – область деятельности по изучению, учёту, планированию комплексного использования водных ресурсов , их охране от загрязнения и истощения, управлению этими ресурсами и транспортировкой воды от источников к потребителям, а также выполнению ряда функций по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

Главная цель водного хозяйства заключается в обеспечении населения и всех отраслей экономики водой в необходимом количестве, необходимого качества и в нужное время, а также борьба с негативным воздействием вод.

Наиболее важные задачи, решаемые водным хозяйством:

Ни одна из задач водного хозяйства не может быть решена без тщательного изучения имеющихся водных ресурсов региона, учёта используемых водных ресурсов в отраслях хозяйства и их охраны от загрязнений. Эти вопросы, а также планирование водохозяйственных и водоохранных мероприятий, предоставление водных объектов в пользование, создание экономики водного хозяйства регламентируются водным законодательством.

В структуру водного хозяйства входят: водный фонд (система водных объектов), водохозяйственные объекты (составляющие основные производственные фонды), органы управления водным фондом, водохозяйственные организации, учреждения научного обеспечения, инженерные центры и организации по строительству водохозяйственных систем и сооружений.

Поверхностные и подземные водные объекты в пределах территории России включены или подлежат включению в Государственный водный реестр , т. е. систематизированный свод сведений о количестве и качестве водных ресурсов страны.

На долю России приходится более 20% мировых запасов пресных поверхностных и подземных вод . Средние многолетние ресурсы речного стока составляют 4258,6 км 3 /год (около 10% мирового речного стока, второе место в мире после Бразилии), т.е. около 30 тыс. м 3 /год на одного жителя; пресные воды озёр – около 24,1 тыс. км 3 . Прогнозные ресурсы подземных вод оцениваются в 869 млн м 3 /сутки, при этом степень освоения ресурсов составляет лишь 3,1%.

К водохозяйственным объектам относятся сооружения (в том числе гидротехнические), обеспечивающие использование, восстановление и охрану водных объектов и их водных ресурсов.

Проблемы водообеспечения решаются путем регулирования и межбассейнового перераспределения стока рек. В настоящее время в России насчитываются более 2500 водохранилищ объёмом свыше 1 млн м 3 каждое, в том числе 260 крупных и крупнейших, из них 110 объёмом свыше 100 млн м 3 каждое, Суммарная протяжённость каналов переброски составляет более 3 тыс. км. Для межбассейновой и внутрибассейновой переброски речного стока используются 37 систем, которыми ежегодно перераспределяется 17 км 3 воды.

В настоящее время стоимость сооружений, предназначенных для защиты от вредного воздействия вод, составляет всего 3% стоимости основных фондов водохозяйственного комплекса, что намного меньше, чем в развитых странах (10–15%). Это в определённой степени объясняет те значительные ущербы, которые наносят населению и экономике страны наводнения, берегоразрушение и оползни.

Например, в Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах наводнения могут проходить в любое время года: в период весеннего половодья , летне-осенних дождевых паводков и зимой – заторы и зажоры . В отдельные годы ущерб от наводнений может достигать 5–10% валового регионального продукта, например в Приморском крае.

Ежегодно на нужды социально-экономического комплекса страны забирается около 2% возобновляемых запасов пресных вод. Однако по территории водные ресурсы распределены крайне неравномерно, поэтому в некоторых регионах проблема водообеспечения стоит очень остро. На малоосвоенные бассейны Северного Ледовитого и Тихого океанов приходится почти 80% речного стока. В то же время в Европейской части России, где сосредоточен основной промышленный и сельскохозяйственный потенциал страны, формируется около 8% общего годового стока рек, что в расчёте на 1 человека составляет менее 3 тыс. м 3 /год. Это ниже, чем удельная водообеспеченность на душу населения в Европе (4910 м 3 /год), и намного ниже среднего мирового показателя (12640 м 3 /год).

Водное хозяйство должно обеспечить определённый режим водных источников, создающий возможность бесперебойного водопользования всеми потребителями. Создание такого режима достигается обычно с помощью специальных гидротехнических сооружений.

Водное хозяйство должно обеспечивать также объёмы воды на определённом уровне для выработки электроэнергии, судоходства, лесосплава, орошения, а также благоприятные условия для развития живых организмов.

Водные ресурсы, как и все другие природные ресурсы, подвергнутые обработке в ходе использования, приобретают определенную стоимость. Эта стоимость измеряется капитальными и текущими затратами на создание и эксплуатацию всевозможных гидротехнических сооружений и других элементов водохозяйственных систем , обеспечивающих получение продукции водного хозяйства – воды в достаточном количестве и требуемого качества.

Основными проблемами водного хозяйства России в настоящее время являются:

  • нехватка воды в ряде регионов для нужд различных потребителей;
  • загрязнённость водных объектов;
  • рост экономических и социальных ущербов от вредного воздействия вод;
  • расточительное водопользование;
  • недостаточное обеспечение населения качественной питьевой водой;
  • недостатки в управлении трансграничными водными ресурсами;
  • деградация водных экосистем, связанная с проблемами количества и качества воды.

Решение этих проблем достижимо только при условии эффективного управления водным хозяйством.

История развития водного хозяйства и управления

В развитии системы управления водным хозяйством можно выделить четыре этапа: I этап – XVI–XIX вв.; II этап – советский, 1917–1990 гг.; III этап – переходный, 1991–2003 гг.; IV этап – современный. Эта периодизация обусловлена тем, что после революции 1917 г. было образовано новое государство, в 1991 г. была провозглашена независимость Российской Федерации, а в 2004 г. создана ныне существующая организационно-функциональная структура.

Начиная с XVI в. политика Российского государства в области водопользования была направлена на удовлетворение потребностей речного и морского судоходства. Россия издревле обладала разветвлённой сетью рек, поэтому первые гидротехнические сооружения – каналы для связи между реками – начали строить значительно позже, чем в других странах мира. Однако везде по России строились водяные мельницы – первые сооружения, меняющие режим рек. С древних времён в монастырских летописях сохранились данные о наводнениях, засухах, ледоставах , отмелях, порогах и т. д. В 1773 г. была создана первая гидрографическая карта «Древняя Российская Идрография, содержащая описание Московского государства рек, протоков , озёр, колодезей, и какие по них городы и урочища и на каком оные расстояния». При Петре I была создана «Книга о способах, творящих водохождение рек свободное», построена система шлюзов между Волгой и Доном , Вышневолоцкая водная система от Волги к Балтийскому морю. При Екатерине II в 1782 г. был создан Гидравлический корпус, готовящий гидравликов для научной и практической водной работы. Государство стало заботиться уже не только о правильном использовании вод ради предотвращения ущерба, но и об охране водных ресурсов.

В XIX в. исследования продолжались, были опубликованы многие гидрографические труды (книги, карты, атласы). В 1849 г. была организована Главная физическая обсерватория (ныне Главная геофизическая обсерватория имени А.И. Воейкова), положившая начало работе российской сети гидрометеорологических наблюдений. Было организовано около 500 водомерных постов и гидрометрических станций для изучения водоносности больших рек, в том числе Волги, Камы , Оки , Дона, Оби , Енисея и Амура .

В 1920–1930-е гг. основой комплексного использования водных ресурсов для нужд народного хозяйства стал план электрификации России ГОЭЛРО. К 1965 г. был создан мощный водохозяйственный комплекс.

В 1970–1980-е гг. развитие водного хозяйства осуществлялось по трём основным направлениям:

  • регулирование стока – строительство водохранилищ;
  • межбассейновое перераспределение водных ресурсов – переброска стока из многоводных бассейнов в маловодные;
  • применение комплекса мероприятий, направленных на экономное расходование воды: повторное использование сбросных вод, строительство очистных сооружений и др.

В 1990-е гг. водохозяйственная деятельность в России характеризовалась непрерывными реорганизациями структуры управления водным хозяйством, резким сокращением финансирования, ухудшением технического состояния основных производственных фондов.

После вступления в силу нового Водного кодекса Российской Федерации были внесены значительные изменения в государственное управление использованием и охраной водных объектов, началась выработка механизмов по осуществлению эффективной государственной политики в сфере водного хозяйства, в том числе использование принципов.

Проблемы охраны вод

Необходимо обеспечить баланс между потребностями в воде и объёмами воды, которые можно изъять из водного источника без ущерба для его экологической системы. Величина экологически безопасного отбора воды из рек не должна превышать примерно четверти устойчивой величины речного стока. Ежегодно превышается граница экологически безопасного отбора воды из реки Тобол . К верхнему пределу близки реки Кубань и Терек , реки бассейнов Волги и Томи . Возможности отбора воды из бассейнов Урала и Дона практически исчерпаны.

Необходимо обеспечить неуклонное повышение качества вод. Очистка производственных и коммунальных сточных вод – дорогостоящее мероприятие. Его надо реализовывать постоянно и неуклонно. В мировой практике выработано много механизмов повышения качества вод: контроль за сбросами, внедрение новейших технологий основного производства, экономическое стимулирование водоохраны и др.

Мировая практика показывает, что в большинстве стран главную роль в организации, финансировании и регулировании системы водного хозяйства играет государство. Однако систематически развиваются способы активного участия водопользователей в охране водных объектов, методы государственно-частного партнёрства. Важную роль в повышении эффективности водного хозяйства страны играет Федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012–2020 годах» .

Читайте также: