Партнеров по общению или деятельности. Виды общения

Общение по своему содержанию является сложнейшей психологической деятельностью партнеров.

В рамках коммуникативного аспекта общения психологическое взаимодействие партнеров концентрируется вокруг проблемы кон­такта. Эту проблему не следует сводить только к умениям и навы­кам коммуникативного поведения и использования средств об­щения. Главное в успехе контактов заключается в восприятии парт­нерами друг друга.

Психологический контакт начинается с конкретно-чувствен­ного восприятия внешнего облика партнеров посредством орга­нов чувств.

В этот момент доминируют психические отношения, прони­занные эмоциональной реакцией друг на друга как на психофи­зическую данность. Реакции приятия-неприятия проявляются в мимике, жестах, позе, взгляде, интонации, которые свидетель­ствуют о том, нравимся ли мы друг другу или нет. На стадии возникновения контакта заметная роль принадле­жит внешней привлекательности человека, благодаря которой человек приобретает особый, более высокий, коммуникативный потенциал. Поэтому люди, как правило, ревниво относятся к своему внеш­нему облику и уделяют ему много внимания.

В различных формах невербального и вербального поведения происходит выражение всех сторон человеческой привлекательности, которые предопределяют обаятельность лич­ности. Обаяние – это нечто большее, чем физическая привлекатель­ность, это, скорее, таинствен­ный дар достигать психологического расположения окружающих людей, быть притягательным, очаровательным. Это тот, кто вызывает ответное эмоционально-психологическое отношение, которое явля­ется предпосылкой, необходимой для обратной связи. Обратная связь как процесс взаимонаправленных ответных дей­ствий служит поддержанию контакта.

Внутригрупповые контакты приобретают характер социального взаимодействия в раз­личных формах информационно-коммуникативной деятельности.

В рамках информационного аспекта общения происходит рас­ширение круга психологических проблем, связанных с передачей и восприятием сообщений. Информация заключает в себе результаты познания людьми всего, что их окружает, общечело­веческий опыт. Она представляет собой общечелове­ческое наследие, которое с помощью средств коммуникации передается от поколения к поколению, создавая для каждого из них новые условия жизни и развития.

Информационные функции общения можно трактовать как своеобразный механизм наследования способов адаптивного поведе­ния человека и передачи опыта. Поэтому информация приобретает наибольшую ценность в любой сфере человеческой деятельности. Информация кодируется в каналах связи в виде знаков и их комплексов (сообщений, слов, жестов и др.), за которыми за­креплены определенные значения. Системы знаков образуют ес­тественные и условные языки, с помощью которых и совершает­ся процесс общения.



Знание языков расширяет информационные возможности че­ловека. Количество языков, которыми он владеет, может быть неограниченным в зависимости от его практических потребно­стей и технических возможностей.

По целям сообщения информация может подразделяться на осведомительную, регуляторную и эмоциональную . Если переда­ются только сведения об объекте, то информация имеет осведо­мительное назначение. Если же общение рассчитано на побужде­ние партнера к действию, то информация приобретает регулятор­ную нагрузку. Эмоциональная информация адресуется к чувствам и переживаниям реципиентов.

Межличностный характер общения выводит партнеров на про­блему взаимопознания, что активизирует когнитивные функции субъектов общения, которые начинают выступать в роли практи­ческих психологов. Вопросы о том, кто мой собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать и многие другие, связанные с личностью партнера, становятся главными психологическими загадками для участников общения. Когнитивный аспект обще­ния охватывает не только познание другого человека, но и реф­лексивно - самопознание. Обобщающим эффектом этих процес­сов становятся образы-представления о себе и партнерах. Такие образы формируются через групповую оценку личности и соци­ально-психологическую интерпретацию личности по ее внешним проявлениям.

Содержательная структура данных образов соответствует многообразию свойств человека. В ней обязательно присутствуют ком­поненты внешнего облика. Это не случайно, так как человек в роли практического психолога прокладывает путь к внутреннему миру партнера через поведенческие сигналы о состояниях и свой­ствах воспринимаемого. Психологическая характеристика личности прочно связывается с элементами внешнего облика, например: «умные глаза», «волевой подбородок», «добрая улыбка» и т.д.

Конституциональные признаки внешнего облика и особенно­сти его оформления одеждой и косметикой играют роль эталонов и стереотипов социально-психологической интерпретации лич­ности.

Другая особенность этих образов заключается в том, что взаимопознание направлено в первую очередь на понимание тех ка­честв партнера, которые наиболее значимы для участников обще­ния на данный момент их взаимодействия. Поэтому в образе-пред­ставлении о партнере не обязательно выделяется доминирующее качество его личности.

Эталоны и стереотипы взаимопознания формируются через общение с непосредственным окружением человека в тех общнос­тях, с которыми он связан своей жизнью. Прежде всего это семья и этнос, пользующиеся культурно-историческими шаблонами по­ведения. Вместе с последними личность усваивает национально-этнические, социально-возрастные, эмоционально-эстетические, профессиональные и другие эталоны и стереотипы познания че­ловека человеком.

Практическое назначение взаимных представлений партнеров состоит в том, что понимание психологического облика лично­сти является исходной информацией для определения тактики своего поведения по отношению к участникам взаимодействия. Это означает, что эталоны и стереотипы взаимопознания вы­полняют функцию регуляции общения людей. Положительный и отрицательный образы партнера закрепляют отношения той же направленности, снимая или возводя психологические барьеры между ними. В расхождениях взаимных представлений с самооцен­ками партнеров скрыты психологические конфликты когнитив­ного свойства, которые время от времени перерастают в конф­ликтные отношения между взаимодействующими людьми.

В группах людей индивидуальные представления друг о друге концентрируются в групповые оценки личности, которые функ­ционируют в процессах общения в виде общественного мнения о человеке.

От непосредственного образа партнера мы поднимаемся к зна­нию о человеке вообще и возвращаемся к самооценке. Совершая эти круги взаимопознания, мы уточняем знания о себе и о том месте, которое можем занимать в обществе.

Аттракция как аспект общения связана с эмоциями, чувства­ми и настроением в личных контактах партнеров. Они проявляют­ся в выразительных движениях субъектов общения, их действиях, поступках, поведении. Через них проступают взаимные отноше­ния, которые становятся своеобразным социально-психологиче­ским фоном взаимодействия, предопределяя больший или мень­ший успех совместной деятельности.

Когнитивная (поведенческая) сторона общения как раз и служит целям согласования внутрен­них и внешних противоречий в позициях партнеров. Когнитивные функции обеспечивают управляющее воздействие на личность во всех процессах жизнедеятельности. Они раскрывают стремление человека к тем или иным ценностям, стимулируют его побуди­тельные силы, регулируют поведение партнеров в совместной дея­тельности. Универсальным механизмом регуляции поведения лю­дей является установка, во многом определяющая стратегию жиз­ни, пронизывающая все уровни функционирования человека и его психику. Установки всех видов уходят корнями в подсознание и поэтому с трудом поддаются рациональным способам согласо­вания. Партнеры с разными установками не всегда понимают друг друга, плохо сотрудничают, скорее идут на радикальный разрыв. Благоприятному развитию общения способствует совместимость установок партнеров.

Согласование и координация позиций партнеров происходят посредством обмена взглядами, мыслями, чувствами. Этот про­цесс подчинен целям корректировки планов совместной деятель­ности. В ходе общения формируются цели, мотивы и программы поведения включенных в него индивидов, а также осуществляет­ся взаимная стимуляция и взаимный контроль этого поведения. Установки, потребности, интересы, отношения в целом, высту­пая как мотивы, определяют перспективные направления взаи­модействия партнеров, в то время как тактика общения регулиру­ется еще и взаимным пониманием личностных особенностей лю­дей, их образами-представлениями друг о друге и о себе. При этом регуляция взаимодействия и взаимоотношения осуществляется не одним, а целой группой образов. Помимо образов-представлений партнеров друг о друге в систему психологических регуляторов общения входят образы-представления о себе - Я- концепция, представления партнеров о впечатлении, произведенном друг на друга, идеальный образ общественной роли, выполняемой ими. Эти образы не всегда четко осознаются людьми в процессах об­щения. Чаще всего они выступают как неосознанные впечатления и не находят выхода в понятийную сферу мышления. Психологи­ческие явления, заключенные в установках, мотивах, потребно­стях, интересах, проявляются посредством волевых действий в различных формах направленного на партнера поведения.

Когнитивные функции в процессе общения проявляются в рам­ках проблемы «отношение - поведение», эффективное решение которой предполагает согласованность взаимодействий партнеров.

Большую роль здесь играет аттракция (от франц. attraction - притя­жение, тяготение; механизм формирования привлекательности, привязанностей, симпатии, любви), эмпатия (от греч. empatheia - сопереживание).

Взаимостремление предполагает столкновение партнеров в процессе согласования позиций, в результате чего они приходят к отношениям «согласия - несогласия» друг с другом. В случае со­гласия партнеры вовлекаются в совместную деятельность. При этом происходит распределение ролей и функций между ними. Эти от­ношения вызывают особое направление волевых процессов у субъектов взаимодействия.

Оно связано либо с уступкой, либо с завоеванием определен­ных позиций. Поэтому от партнеров требуется проявление вза­имной терпимости, собранности, настойчивости, психологиче­ской подвижности и других волевых качеств личности, основан­ных на интеллекте и высоком уровне сознания и самосознания личности.

В этом процессе происходит постоянное согласование мыслей, чувств, отношений партнеров по совместной жизнедеятельности. Он облекается в различные формы обращения. Одни из них по­буждают партнеров к действиям (приказ, просьба, предложение), другие санкционируют действия партнеров (согласие или отказ), третьи вызывают на дискуссию (вопрос, рассуждение). Сама же дискуссия может происходить в форме беседы, диспута, конферен­ции, семинара и целого ряда других видов межлюдских контактов.

Однако выбор форм обращения чаще продиктован функцио­нально-ролевыми взаимосвязями партнеров в совместной работе. Например, контрольная функция руководителя побуждает его к более частому использованию приказов, просьб и санкциониру­ющих ответов, в то время как педагогическая функция того же руководителя требует более частого использования дискуссион­ных форм общения.

Взаимовлияние и его социально-психологическое содержание реализуются в способах и приемах воздействия людей друг на дру­га при их общении. Посредством взаимовлияния партнеры «обра­батывают» друг друга, стремясь к изменению и преобразованию психических состояний, установок и в конечном счете поведения и психологических качеств личности.

В результате взаимовлияния возникают отношения «подчине­ния-сопротивления», «следования - избегания», «солидарности - противодействия» и др., основанные на волевых качествах парт­неров, признании или отрицании их авторитета, статуса и ролей. Влиятельность личности зависит также от ее места в системе об­щественных и групповых отношений, от тех средств, которыми она располагает в организационной структуре совместной деятель­ности.

Каждая общность людей имеет свои средства воздействия, ис­пользуемые в разнообразных формах коллективной деятельности, в которых происходит концентрация социально-психологическо­го содержания образа жизни. Это проявляется в обычаях, тради­циях, обрядах, ритуалах, праздниках, танцах, песнях, сказани­ях, мифах, в изобразительном, театральном и музыкальном ис­кусстве, в художественной литературе, кино, радио- и телепере­дачах. Все названные массовые формы общения обладают мощ­ным потенциалом взаимовлияния людей. В истории человечества они всегда служили средством воспитания, включения человека через общение в духовную атмосферу жизни.

Одним из видов общения является доверительное общение, в ходе которого происходит сообщение особо значимой информации.

Доверительность - это существенный признак всех видов об­щения, без которого нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы.

Следует остановиться на анализе делового общения, актуальность которого в последнее время значительно возросла во всех сферах. Оно неоднородно по своей природе. Одно дело - деловое обще­ние в сфере экономики, другое - в правоохранительной области и т.д.

Деловое общение в сфере экономики предполагает знания по ве­дению телефонных разговоров, проведению совещаний и пр.

Часто первым шагом к деловому партнерству становится теле­фонный разговор, по телефону проводятся переговоры, отдаются распоряжения, излагаются просьбы. Несоблюдение правил веде­ния служебных разговоров экономически невыгодно. Кроме того, это свидетельствует о серьезных проблемах в профессиональной подготовке специалистов. Недостаточная подготовка к разговору, неумение выделить в нем главное, лаконично и грамотно изло­жить свои мысли приводит к значительным (до 20 - 30%) поте­рям рабочего времени.

Известно, что большинство плодотворных идей возникает при контакте мнений. Этим объясняется распространенность такой коллективной формы поиска решений, как совещание. Однако на их проведение затрачивается слишком много времени, и к тому же это один из самых дорогостоящих видов служебной деятель­ности.

Последнее обусловлено следующим: совещаются обычно руко­водители, то есть самые высокооплачиваемые работники; боль­шинство чрезвычайных происшествий случается во время отсут­ствия руководителя на рабочем месте; некоторых работников со­вещания расхолаживают.

С другой стороны, совещание является основной и наиболее распространенной формой группового решения проблемы. Зачем тратить столько средств и времени для того, чтобы собрать целую группу людей? На это есть причины: группы обладают большими знаниями и опытом, которыми отдельный индивидуум не распо­лагает; группой более успешно избегают ошибок и неудач в рабо­те; те, кто должен выполнять решение группы, принимают ре­зультаты ее работы более благожелательно, чем решение индиви­да; если решение группы будут проводить в жизнь сами ее участ­ники, они сделают это более эффективно; существует «групповой эффект», благодаря которому результат работы группы выше суммы вкладов индивидов.

Эффективность проведения совещаний возможна при соблю­дении следующих правил.

Каждый участник совещания должен быть поставлен перед необходимостью высказаться, и ему надо предоставлять такую возможность. Председательствующий должен регулировать направ­ленность выступлений: не допускать отклонений от повестки дня, следить за соблюдением регламента, стимулировать реальные пред­ложения. Все участники совещания должны уметь говорить «я» вместо употребления безличной формы, а также избегать оценоч­ных высказываний, неоправданных обобщений.

В большинстве случаев для повышения эффективности группо­вого решения требуется специальная тренировка управленческо­го персонала.

Для многих людей выступление перед аудиторией представля­ет собой почти неразрешимую проблему, однако каждому, кто работает с людьми, требуются навыки свободного поведения в различных аудиториях.

Всякое выступление должно иметь стержневую идею, которую необходимо ясно обозначить с самого начала. Когда слушатели знают цели, которые отстаивает выступающий, это усиливает их внимание к докладу. Сформулировать основной тезис - значит ответить на два вопроса: зачем говорить (цель выступления) и о чем говорить (средства достижения цели, или, другими словами, система посылок и умозаключений)?

Классическая композиция выступлений включает: вступление, основную часть и заключение. Рекомендуется следующее пример­ное распределение времени: на вступление - 10-15%, на ос­новную часть - 60-65%, на заключение - 20 - 30% от всего времени выступления.

Нередко успех выступления зависит от вступления, поэтому первые фразы должны быть наиболее тщательно подготовлены и отработаны.

При подготовке публичного выступления следует иметь в виду интеллектуальный уровень аудитории; знать, как пробудить и под­держать интерес к теме; учитывать общее количество слушателей (чем больше их число, тем более простым и доходчивым должно быть выступление - отказ от специальной и иноязычной тер­минологии, построение речи короткими предложениями и т.п.). Не стоит пытаться «втиснуть» слишком много материала в огра­ниченное время: просрочка времени или перескакивание с одно­го на другое в процессе выступления может непоправимо испор­тить его. Материал должен быть отобран исходя из степени убеди­тельности, об остальном можно только упомянуть и предложить желающим ознакомиться после доклада.

Для облегчения выступления и усвоения слушателями матери­ала желательно использовать рисунки, схемы, графики, однако плохо подготовленный наглядный материал будет только раздра­жать слушателей и мешать выступающему.

Формирование социально-психологической компетентности предполагает использование таких видов тренинга, как сенситив­ный (тренинг межличностной чувствительности) и тренинг дело­вого общения.

Выделяются четыре компонента сенситивности:

1) наблюдательная сенситивность - способность наблюдать (видеть и слышать) другого человека и одновременно запоми­нать, как он выглядит и что говорит;

2) теоретическая сенситивность - способность применять тео­рии для более точных интерпретаций чувств и действий других людей;

3) номотетическая сенситивность - способность понимать ти­пичного представителя той или иной социальной группы;

4) идеографическая сенситивность - способность понимать своеобразие каждого человека.

Тренинг делового общения по своим задачам отличается от сенситивного. Он направлен на формирование знаний и умений общения в сфере экономики и в других областях.

Одним из видов делового общения является так называемое представительское общение. В реальной жизни это взаимодействие людей, в котором они выступают не как свободные личности, а как представители тех или иных государств, социальных групп и институтов. Особенность такого общения и устанавливаемых с его помощью отношений состоит в том, что оно осуществляется в виде переговоров. Это общение часто можно наблюдать в телеви­зионных трансляциях из залов заседаний, репортажах о визитах глав государств и встречах деловых людей. В данном виде общения отношения симпатий-антипатий имеют минимальное значение по сравнению с умением людей представлять свою общность, вести переговоры, организовывать и планировать совместные действия.

Элементы представительского общения иногда переносятся людьми на межличностные контакты, особенно если общаются и взаимодействуют люди разных национальностей, представители отличающихся религиозных течений, гостят друг у друга жители разных государств. Известен факт, что человек, оказавшийся за границей в целях представительского общения, ведет себя в отно­шениях с друзьями-иностранцами корректнее, чем с друзьями-соотечественниками, поскольку неосознанно стремится показать себя с лучшей стороны, ощущая принадлежность к общности, которую он представляет.

Специфика данной формы общения наблюдается в речи людей, в их поведении, манерах общения. Она направлена на создание определенных отношений, обеспечение принятия совместных ре­шений, реализации взаимных действий в интересах тех общностей, позиции которых отстаивают участвующие в таком общении их представители.

Общение - многоплановый процесс, необходимый для орга­низации контактов между людьми в ходе совместной деятельно­сти, и в этом смысле относится к явлениям материальным. Но в ходе общения его участники обмениваются мыслями, намерени­ями, идеями, переживаниями, а не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, фиксирован­ными в материи.

Следовательно, общение способствует передаче, обмену, ко­ординации идеальных образований, существующих у индивида в виде представлений, восприятия, мышления и т.п.

Помимо рассмотренных, существуют и другие виды общения: интимное, ненасильственное, терапевтическое, криминогенное, а так же затрудненное.

Человек с детства учится общению и овладевает разными его видами в зависимости от среды обитания, от людей, с которыми взаимодействует, причем происходит это стихийно, на основе житейского опыта. В большинстве случаев такого опыта бывает недостаточно для овладения некоторыми профессиями (педагога, актера, диктора, следователя). Традиции овладения профессио­нальными особенностями общения связаны с обучением дипло­матов. В настоящее время овладение правилами профессионально­го общения распространяется на такие профессии, как коммер­сант, агент туристического бюро и др. Чтобы понять причины важ­ности обучения профессиональным приемам общения, следует обратиться к тем трудностям, которые встречаются в процессе межличностных контактов.

Трудности общения могут быть рассмотрены с позиций раз­личных отраслей психологии: общей, возрастной и педагогиче­ской, социальной, психологии труда, юридической и медицин­ской психологии индивидуальных различий.

Во время общения у его участников наблюдаются различные состояния, у каждого из них проявляются те или иные психиче­ские свойства личности.

Таким образом, стоя на позициях общей психологии, мы вправе не только исследовать типичные для всех нормальных людей фе­номены общения, закономерности и механизмы его протекания, но и выявлять трудности общения, т.е. те характеристики психи­ческих процессов, состояний и свойств личности, которые, объеди­няясь, имеют своим следствием взаимодействие людей, не отве­чающее критериям психологически оптимального общения.

А какое же общение считается психологически оптимальным? По нашему мнению, психологически оптимальное общение име­ет место тогда, когда в нем осуществляются цели участвующих в нем людей в соответствии с мотивами, обусловливающими эти цели, и с помощью таких способов, которые не вызывают у парт­неров чувства неудовлетворения.

При этом было бы ошибочно полагать, что психологически оптимальное общение - это непременно своеобразное слияние умов, чувств, воли его участников. Психологически оптимальным может быть и общение, в котором партнерам удается сохранить желаемую для каждого из них субъективную дистанцию.

Поскольку общение - это взаимодействие по крайней мере двух людей, то трудности при его протекании (имеются в виду субъективные) могут быть порождены одним участником или сразу обоими. И следствием их обычно оказывается полное или частич­ное недостижение цели, неудовлетворение побуждающего моти­ва или же неполучение желаемого результата в той деятельности, которую общение обслуживало.

Функции общения многообразны. Их можно выявить при сравни­тельном анализе общения человека с разными партнерами, в раз­личных условиях, в зависимости от используемых средств и влия­ния на поведение и психику участников общения.

В системе взаимосвязей человека с другими людьми выделяют­ся такие функции, как информационно-коммуникативная, регулятивно-коммуникативная и аффективно-коммуникативная.

Информационно-коммуникативная функция общения - это, по сути, передача и прием информации как некоего сообщения. В нем имеют место два составных элемента: текст (содержание сообщения) и отношение к нему человека (коммуникатора). Из­менение доли и характера этих составляющих, т. е. текста и отно­шения к нему сообщающего, может существенно повлиять на ха­рактер восприятия сообщения, на степень его понимания и при­нятия, а следовательно, отразиться на процессе взаимодействия между людьми.

Информационно-коммуникативная функция общения хорошо представлена в известной модели Г. Лассуэлла, где в качестве струк­турных единиц выделяются такие звенья: коммуникатор (кто пе­редает сообщение), содержание сообщения (что передается), ка­нал (как передается), реципиент (кому передается). Эффектив­ность передачи информации может выражаться степенью пони­мания человеком переданного сообщения, его принятия (отвер­жения), включая новизну и актуальность информации для реци­пиента.

Регулятивно-коммуникативная функция общения направлена на организацию взаимодействия между людьми, а также на коррек­цию человеком своей деятельности или состояния. Эта функция призвана соотносить мотивы, потребности, намерения, цели, за­дачи, предполагаемые способы деятельности участников взаимо­действия, корректировать ход выполнения намеченных программ, регулировать деятельность. Общение здесь может быть нацелено на достижение сработанности, спаянности, установление воле­вого единства действий людей, объединенных как в малые кон­тактные группы, так и большие общности (например, сработав­шиеся бригады на производстве, сплоченные воинские подразде­ления и т.п.).

Показателем эффективности реализации этой функции обще­ния служит степень удовлетворенности совместной деятельностью и общением, с одной стороны, и их результатами - с другой.

Аффективно-коммуникативная функция общения представляет собой процесс внесения изменений в состояние людей, что воз­можно и при специальном (целенаправленном), и при непроиз­вольном воздействии.

В первом случае сознание и эмоции изменяются под влиянием заражения (процесса передачи эмоционального состояния други­ми людьми), внушения или убеждения. Потребность человека в изменении своего состояния при непроизвольном воздействии про­является у него как желание «выговориться», «излить душу» и т.п. Благодаря общению у человека меняется общий настрой, что со­ответствует информационной теории систем. Само общение мо­жет как усиливать, так и снижать степень психологического на­пряжения.

Тема 4.Место общения в жизни общества

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Запишите термины в словарь: интеракция, аттракция, деловое общение, доверительное общение, представительское общение, психологически оптимальное общение.

2. Какое из общих определений общения вы бы использовали как основу для характеристики педагогического общения? Почему?

3. Какие изменения, с вашей точки зрения, произошли в общении школьни­ков в течение XX века? Как они могут дальше меняться в следующем столе­тии? Почему?

4. На каком уровне возможно диалогическое (манипулятивное) общение?

5. Какой психологический выигрыш получает литературный герой Ч.Дик­кенса в отрывке, представленном в качестве эпиграфа к главе учебника Е. В. Андриенко «Социальная психология»? Можно ли на­звать данное общение манипулятивным? Кто именно выступает в качестве манипулятора?

6. Сгруппируйте функции общения по тем направлениям, которые предложены в учебниках у различных авторов. Создайте схему: «Функции общения».

7. Какие критерии удовлетворенности общением вы могли бы добавить к обозначенным в главе?

8. Задания для самостоятельной работы:

Используя материал главы, составьте табличный вариант типологии уровней общения. Самостоятельно изучите уровни общения, описанные А.Б.Добровичем (Психологический анализ общения учителя и ученика / Хре­стоматия по педагогической психологии. - М., 1995); Л.И.Рувинским (Методика воспитательной работы. - М., 1989). Сопоставьте все три типоло­гии. Сделайте обобщение.

9. Разделившись на пары, подготовьте и проиграйте несколько ситуаций, иллюстрирующих каждый уровень общения по любой типологии. Главное условие: используйте типологию уровней полностью.

10. Подумайте, с кем из знакомых у вас не сложилось общение. Проанализируй­те это с точки зрения критериев удовлетворенности общением. Какие ваши со­циальные потребности не удовлетворяются в процессе общения? Удовлетворе­ние каких социальных потребностей партнера вы блокируете своим поведени­ем? Как вы должны изменить свое поведение, чтобы изменилось качество обще­ния с данным человеком? (Для анализа и моделирования общения используйте книгу: М. Е. Литвак «Психологическое айкидо». - Ростов н/Д, 1992.)

11. Проанализируйте особенности педагогического общения в семье. Поду­майте, какова принципиальная разница между педагогическим общением в семье и педагогическим общением в школе?

12. Составьте сообщение о стилях педагогического общения на основании ис­пользования материалов главы «Лидерство и руководство».

13. Подготовьте сообщение на тему: «Общение как психологическая деятельность партнеров».

Мистер Лэмл, искрометный с головы до ног, выдвигает на первый план своего друга Фледжби, заявляя, что тот умирает от желания представиться леди Типпинз. Фледжби представляют. Судя по выражению его лица, он хочет что-то сказать, судя по выражению его лица, он ничего не хочет сказать, судя по выра­жению его лица, он погружается в размышления, потом им овла­девают сомнения и чувство внутреннего опустошения, он пятится, натыкаясь на Бруэра, описывает круг около Бутса и, окончатель­но стушевавшись на заднем плане, проводит рукой сперва по ле­вой, потом по правой щеке, как будто долгожданные бакенбарды могли вырасти там за последние пять минут.

Но Лэмл снова извлекает Фледжби на свет божий, не дав ему времени окончательно убедиться в бесплодии его физионо­мии. По-видимому, Фледжби чувствует себя совсем плохо, так как, если верить Лэмлу, он опять умирает. На сей раз Фледжби умирает от желания представиться Твемлоу.

Твемлоу протягивает ему руку. Он рад познакомиться. - Мы с вашей матушкой в родстве, сэр. -Да, кажется, - отвечает Фледжби, - но она была не в ладах со своей родней. - Вы сейчас живете в городе? - спрашивает Твемлоу. - Я всегда живу в го­роде, - говорит Фледжби. - Любите городскую жизнь? - гово­рит Твемлоу, - но Фледжби сразу укладывает его на обе лопат­ки, заявив обиженным тоном, что он не любитель городской жизни. Пытаясь ослабить силу падения Твемлоу, Лэмл говорит: - Городская жизнь нравится далеко не всем. - Фледжби возра­жает, что это верно только по отношению к нему, и Твемлоу снова сбит с ног. - Новостей сегодня, кажется, нет? - спрашива­ет Твемлоу, с удивительным присутствием духа опять кидаясь в бой. - Фледжби ничего особенного не слышал. - Никаких ново­стей нет, - говорит Лэмл. -Совершенно никаких новостей, -добавляет Бутс. - Решительно никаких, - подхватывает Бруэр.

Этот номер программы, исполненный квартетом, почему-то поднимает общее настроение. Долг совершен - все оживляются. Теперь им легче перенести такое бедствие, как общение друг с другом...

Ч. Диккенс «Наш общий друг»

Анализ различных концепций социального взаимодействия показал, что значение термина "взаимодействие" или интеракция в них чрезвычайно многозначно.

Мы будем понимать под взаимодействием в процессе общения взаимозависимый обмен действиями, поведенческими реакциями и психическими состояниями, который осуществляется партнерами по общению с целью организации их совместной деятельности.

Сущность интеракции заключается в том, что в процессе совместной деятельности и общения между людьми возникает контакт, обусловленный индивидуальными особенностями партнеров по общению, ситуацией, доминирующими стратегиями поведения, целями участников взаимодействия и возможными противоречиями. При этом действия каждого индивида всегда ориентированы на другого человека и зависят от него.

Интерактивная сторона общения по сути своей является психологическим воздействием одного человека (группы людей) на психику другого человека (группы людей). Результатом такого рода проникновения выступают изменения индивидуальных или групповых взглядов, мотивов, отношений, установок и состояний. Эти изменения могут быть временными, преходящими или устойчивыми.

В процессе делового общения одним партнером оказывается постоянное воздействие на другого с целью вызвать у него соответствующую реакцию, побуждающую к определенным действиям. Такое взаимодействие может осуществляться по вертикали (руководитель – подчиненный). Так, руководитель воздействует на подчиненного, отдавая распоряжения и рекомендации, получая "обратную связь", т.е. контрольную информацию от подчиненного о выполнении заданий и оценивая выполненную работу. Подчиненный, в свою очередь, тоже оказывает воздействие на руководителя. Взаимодействие может осуществляться и по горизонтали – между сотрудниками равными по своему статусу. Важно подчеркнуть, что поведение участников совместной деятельности определяется их объективной взаимозависимостью.

В психологическом плане главное содержание общения – это воздействие на партнера. При его описании чаще всего используются термины действий. Например: "Он на меня давил, но я не поддался", "Он подстраивался под меня" и т.д. При общении происходит постоянная реакция на действия другого. Она проявляется в позитивных эмоциях при согласии и негативных эмоциях при несогласии с действиями партнера. Реакция на действия собеседника проявляется в просьбах, предложениях, указаниях, выражении мнения, выдаче информации.

Реакция на действия партнера по общению может быть разная и зависит от того, как мы его воспринимаем и оцениваем его действия. В одном случае может казаться, что партнер нас к чему-то подталкивает, и мы осознанно или неосознанно сопротивляемся его воздействию, в другом – что мы действуем "заодно", в третьем – что партнер затрагивает наши интересы и мы отстаиваем их и т.д. За словами стоят действия. Общаясь, мы постоянно отвечаем для себя на вопрос: "Что он делает?", и наше поведение строится исходя из полученного ответа.

Партнеры по общению как основные компоненты процесса взаимодействия.

Основными компонентами процесса взаимодействия в деловом общении являются, прежде всего, сами сто участники, их взаимная связь и воздействие друг на друга.

Эффективность взаимодействия во многом зависит от совместимости его субъектов. Совместимость может иметь место на разных уровнях: физиологическом, психофизиологическом, социальном и т.д. Под психологической совместимостью в социальной группе понимают оптимальное сочетание свойств участников взаимодействия, возможность группы в данном составе работать бесконфликтно и согласованно.

В одних и тех же условиях деятельности разные люди ведут себя по-разному. Одни успешно работают в полном одиночестве, другим необходимы коллеги, сотрудники. В случае психологической совместимости психологическое напряжение либо отсутствует, либо легко снимается при постоянном общении.

Этот феномен во многом зависит от индивидуальных особенностей участников взаимодействия. Так, наиболее совместимыми являются люди с высокой коммуникативной потребностью, люди с различным практическим интеллектом. Эмоциональные люди предпочитают иметь дело с себе подобными; люди с сильной нервной системой предпочитают иметь дело с партнерами, более слабыми в этом отношении. В результате проведенных исследований были выделены социальные качества человека, наиболее ярко влияющие на психологическую совместимость: интроверсия – экстраверсия, мобильность – ригидность, доминантность –недоминантность.

Мобильность и ригидность – качества, определяемые типологическими свойствами человека, его темпераментом. Мобильные люди динамичны и выразительны. Они относятся к изменениям, как к положительной стороне жизни. Ригидные люди предпочитают устойчивость и стабильность во всем. Они основательны, заторможены, воспринимают изменения негативно. Эти типы практически не совместимы ни по отношению к жизни, ни по способам действий, а их общение редко бывает и эффективным.

Доминантность часто обозначают как гиперактивность, напористость и агрессивность. Подобное качество может развиться у человека, обладающего завышенной самооценкой. Недоминантный человек, напротив, проявляет покорность, безволие, уступчивость и отсутствие инициативы при взаимодействии, такой собеседник обычно приспосабливается к партнеру по общению. Однако в парс доминант – недоминант может возникнуть проблема манипулирования.

Другой показатель эффективности взаимодействия – адекватное понимание ситуации и адекватный стиль действия в ней.

Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному "подаст" себя. Если же та или иная самоподача не адекватна, то взаимодействие затруднено. Если стиль поведения сформирован на основе действий в какой-то конкретной ситуации, а потом механически перенесен на другую ситуацию, то, естественно, успех не может быть гарантирован.

Стратегия и тактика взаимодействия.

Стратегия – это способ действия субъекта по достижению главной цели воздействия на партнера по общению.

В зависимости от целей выделяют следующие ведущие тактики поведения во взаимодействии:

  • 1) сотрудничество – такая форма взаимодействия, при которой оба партнера по общению содействуют друг другу в достижении индивидуальных и общих целей совместной деятельности;
  • 2) противоборство – партнеры противодействуют друг другу в достижении индивидуальных целей, ориентируясь только на свои цели без учета целей партнера;
  • 3) компромиссное взаимодействие – партнеры по общению в чем-то содействуют, а в чем-то противодействуют друг другу;
  • 4) утонение от взаимодействия – партнеры стараются избегать активного взаимодействия, уходят от контактов, идут на риск недостижения собственных целей для того, чтобы исключить выигрыш другого;
  • 5) контрастное взаимодействие – один из партнеров старается содействовать другому, а тог активно противодействует ему;
  • 6) однонаправленное содействие – один из партнеров приносит в жертву собственные цели и способствует достижению целей другого, который уклоняется от сотрудничества.

Американские психологи Л. Стейнберг и Дж. Миллер проанализировали взаимодействие с позиций ориентации на контроль и ориентации на понимание.

Ориентация на контроль предполагает стремление контролировать, управлять ситуацией и поведением других, обычно сочетающиеся с желанием доминировать во взаимодействии.

Ориентация на понимание включает в себя стремление понять ситуацию и поведение других. Она связана с желанием лучше взаимодействовать и избегать конфликтов, с представлениями о равенстве партнеров в общении и необходимости достижения взаимной, а не односторонней удовлетворенности.

Анализ взаимодействия при выделении этих двух ориентаций позволяет выявить некоторые интересные закономерности общения. Так, "контролеры" и "пониматели" придерживаются совершенно разных стратегий в общении.

Стратегия "контролера" – стремление заставить партнера принять свой план взаимодействия, навязать свое понимание ситуации. Довольно часто данная стратегия действительно позволяет достичь контроля над взаимодействием.

Стратегия "понижателя " подразумевает адаптацию к партнеру.

Показательно, что разные ориентации связаны с разным распределением позиций в общении. Так, "контролеры" всегда стремятся к неравным взаимодействиям с подчиненными и доминирующим позициям "вертикального взаимодействия". Ориентация на понимание больше сопрягается с равными горизонтальными взаимодействиями.

Следует отметить, что существуют и обратные влияния. Например, человек, находящийся в общении на самой "верхней" позиции, обязательно будет в большей степени "контролером", в отличие от ситуации, в которой он был бы "внизу": положение обязывает. Следовательно, он должен регулировать взаимодействие.

Поскольку любое общение осуществляется по поводу того или иного предмета, то характер взаимодействия определяется открытостью или закрытостью предметной позиции.

Открытость общения – это открытость предметной позиции в смысле способности выразить свою точку зрения на предмет и готовности учесть позиции других, и наоборот, закрытость общения означает неспособность или нежелание раскрывать свои позиции.

Помимо открытого и закрытого общения в чистом виде существуют еще и смешанные типы:

  • одна из сторон пытается выяснить позицию другой стороны, не раскрывая своей. В крайнем варианте это выглядит так: "Вопросы задаю я!";
  • общение, при котором один из собеседников открывает партнеру все свои "обстоятельства", рассчитывая на помощь, не интересуясь намерениями другого.

Оба эти вида взаимодействия асимметричны, поскольку общение осуществляется с неравноправных позиций партнеров.

При выборе позиции в общении следует учитывать все обстоятельства: степень доверия к партнеру, возможные последствия открытости общения. И вместе с тем, как показывают социально-психологические исследования, максимальная эффективность делового общения достигается при его открытом характере.


Партнерское общение является альтернативой императивному, деструктивному и манипулятивному стилям взаимодействия. Оно основано на равноправии партнеров и позволяет перейти от фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнера по общению.

Чаще всего к партнерскому стилю взаимодействия относят демократический стиль коммуникации. Партнер (от фр. partenaire - участник чего-то; тот, кто вместе с кем-то участвует в какой-либо совместной деятельности) - это участник взаимодействия, способный к диалогу и полилогу (дискуссия, беседа трех и более участников), соблюдающий правила эффективных взаимоотношений: психологический настрой на эмоциональное состояние собеседника и собственное психологическое состояние (общение по принципу «здесь и сейчас», т.е. с учетом чувств, желаний, физического состояния на данный конкретный момент); доверие намерениям партнера без оценки его личности (принцип доверительности)", восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение (принцип паритетности идет от лат. paritas - равенство); общение должно быть направлено на общие проблемы и нерешенные вопросы (принцип проблематизации); разговор необходимо вести от своего имени, без ссылки на чужое мнение и авторитеты; следует выражать свои истинные чувства и желания (принцип персонифицирования общения происходит от лат. persona - личность +facere - делать).
Отличительной чертой партнерского взаимодействия является уважительное и внимательное отношение к собеседнику, к его вопросам, сомнениям и реакциям. Поскольку общение многофункционально, постольку в психологии выделяется пять функ- -ций, которыми руководствуются участники делового взаимодействия:
прагматическая функция. Как правило, реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности;
формирующая функция. Проявляется в процессе развития человека и становления его как личности;
функция подтверждения. Состоит в том, что только в процессе общения с другими мы можем понять, познать и утвердить себя в собственных глазах. К знакам подтверждения можно отнести знакомства, приветствия, оказание знаков внимания;
функция организации и поддержания межличностных отношений. В ходе общения мы оцениваем людей, устанавливаем эмоциональные отношения, причем один и тот же человек в разных ситуациях может вызвать различное отношение. Эмоциональные межличностные отношения встречаются в деловом общении и накладывают на них особый отпечаток;
внутриличностная функция общения. Это диалог с самим собой; именно благодаря этой функции человек принимает решения и совершает значимые поступки.
Таким образом, сформированный устойчивый индивидуальный стиль взаимодействия свидетельствует об уровне коммуникативного мастерства, достигнутом конкретным человеком. Каким бы ни был стиль того или иного участника тренинга педагогического общения, он допускает дальнейшее обучение новым умениям и навыкам общения, техникам и приемам воздействия и позитивного влияния на других людей, способам снятия напряженности и приспособления, адаптации, преодоления трудностей и препятствий несовместимости и агрессивности. Поскольку общение - это ведущая составляющая педагогической деятельности, постольку необходимо осваивать профессионально-типичный стиль взаимодействия, позволяющий конструктивно решать не только учебные цели, но и способствовать эффективным деловым контактам.

Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передается, в то время как в условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

Общение нельзя рассматривать лишь как отправление информации какой-то передающей системой или как прием ее другой системой потому, что в отличие от простого ""движения информации"" между двумя устройствами здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимно информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. Это значит, что каждый участник коммуникативного процесса предполагает активность также и в своем партнере, он не может рассматривать его как некий объект. Другой участник предстает тоже как субъект, и отсюда следует, что, направляя ему информацию, на него необходимо ориентироваться, т.е. анализировать его мотивы, цели, установки (кроме своих собственных), ""обращаться"" к нему, по выражению В.Н.Мясищева. Схематично коммуникация может быть изображена как интерсубъектный процесс (S D S).

В коммуникативном процессе и происходит не простое движение информации, но как минимум активный обмен ею. Главная ""прибавка"" в специфически человеческом обмене информацией заключается в том, что здесь особую роль играет для каждого участника общения значимость информации, потому, что люди не просто ""обмениваются"" значениями, но, как отмечает А.Н. Леонтьев, стремится при этом выработать общий смысл.. это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Суть коммуникативного процесса – не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание.

Характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера, т.е. знак изменяет состояние участников коммуникативного процесса, в этом смысле ""знак в общении подобен орудию в труде"". Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное как психологическое воздействие одного коммуниканта на другого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие. Это означает, что при обмене информацией происходит изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации. Ничего похожего не происходит в ""чисто"" информационных процессах.

Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь, тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. Для описания такой ситуации социальная психология заимствует у лингвистики термин ""тезаурус"", обозначающий общую систему значений, принимаемых всеми членами группы. Даже зная значения одних и тех же слов, люди могут понимать их неодинаково: социальные, политические, возрастные особенности могут быть тому причиной. Поэтому у общающихся должны быть идентичны – в случае звуковой речи – не только лексическая и синтаксическая системы, но и одинаковое понимание ситуации общения. А это возможно лишь в случае включения коммуникации в некоторую общую систему деятельности.

Средства общения. Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. Различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы. Соответственно возникает и многообразие видов коммуникативного процесса.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.

Посредством речи не просто ""движется информация"", но участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют друг друга, убеждают друг друга, т.е. стремятся достичь определенного изменения поведения. Могут существовать две разные задачи в ориентации партнера по общению. А.А.Леонтьев предлагает обозначать их как личностно-речевая ориентация (ЛРО) и социально-речевая ориентация (СРО), что отражает содержание коммуникации.

Другой вид коммуникации включает следующие основные знаковые системы. Оптико-кинетическая – жесты, мимика, пантомимика. Пара- и экстралингвистическая – система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность; включение в речь пауз, других вкраплений, смеха; сам темп речи. Организация пространства и времени коммуникативного процесса – несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной стороны. Визуальный контакт. Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнения речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

Анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они играют большую вспомогательную роль в коммуникативном процессе. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы вербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерения его участников. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности.

Интерактивная сторона общения . Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Часть авторов просто отождествляют общение и взаимодействие, интерпретируя и то и другое как коммуникацию в узком смысле слова, другие рассматривают отношения между взаимодействием и общением как отношение формы некоторого процесса и его содержания. Иногда предпочитают говорить о связанном, но все же самостоятельном существовании общения как коммуникации и взаимодействия как интеракции. Часть этих разночтений порождена терминологическими трудностями, в частности тем, что понятие общение употребляется то в узком, то в широком смысле.

Если полагать, что общение в широком смысле слова (как реальность межличностных и общественных отношений) включает в себя коммуникацию в узком смысле слова (как обмен информацией), то логично допустить такую интерпретацию взаимодействия, когда оно предстает как другая – по сравнению с коммуникативной – сторона общения. Т.е. взаимодействие - это та сторона, которая фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность. Такое решение вопроса исключает отрыв взаимодействия от коммуникации, но исключает и отождествление их: коммуникация организуется в ходе совместной деятельности, ""по поводу"" ее, и именно в этом процессе людям необходимо обмениваться информацией, и самой деятельностью, т.е. вырабатывать формы и нормы совместных действий.

В ходе совместной деятельности для участников чрезвычайно не только обменяться информацией, но и организовать ""обмен действиями"", спланировать общую деятельность. При этом планировании возможна такая регуляция действий одного индивида ""планами, созревшими в голове другого"", которая и делает деятельность действительно совместной, когда носителем ее будет выступать уже не отдельный индивид, а группа.

Взаимодействие как организация совместной деятельности. В социальной психологии смысл взаимодействия раскрывается лишь при условии включенности их в некоторую общую деятельность. Конкретным содержанием различных форм совместной деятельности является определенной соотношение индивидуальных ""вкладов"", которые делаются участниками. Так одна их схем предлагает выделить три возможные формы: 1) когда каждый участник делает свою часть общей работы независимо от других – ""совместно-индивидуальная деятельность""; 2) когда общая задача выполняется последовательно каждым участником – ""совместно-последовательная деятельность""; 3) когда имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными – ""совместно-взаимодействующая деятельность"".

Однако задача исследования взаимодействия этим не счерпывается. Подобно тому, как в случае анализа коммуникативной стороны общения была установлена зависимость между характером коммуникации и отношениями, существующими между партнерами, здесь также необходимо проследить, как та или иная система взаимодействия сопряжена со сложившимися между участниками взаимодействия отношениями.

Общественные отношения ""даны"" во взаимодействии через ту реальную социальную деятельность, часть которой взаимодействие является. Межличностные отношения также ""даны"" во взаимодействии: они определяют как тип взаимодействия, который возникает при данных конкретных условиях, так и степень выраженности этого типа.

Присущая системе межличностных отношений эмоциональная основа, порождающая различные оценки, ориентации, установки партнеров, определенным образом ""окрашивает"" взаимодействие. Но вместе с тем такая эмоциональная окраска взаимодействия не может полностью определять факт его наличия или отсутствия: даже в условиях ""плохих"" межличностных отношений в группах, заданных определенной социальной деятельностью, взаимодействие обязательно существует. В какой мере оно определяется межличностными отношениями и, наоборот, в какой мере оно ""подчинено"" выполняемой группой деятельности, зависит как от уровня развития данной группы, так и от той системы социальных отношений, в которой эта группа существует. Потому рассмотрение вырванного из контекста деятельности взаимодействия лишено смысла.

При анализе взаимодействия имеет значение и тот факт, как осознается каждым участником его вклад в общую деятельность: именно это осознание помогает ему корректировать свою стратегию. Только при этом условии может быть вскрыт психологический механизм взаимодействия, возникающий на основе взаимопонимания между его участниками.

Способы психологического воздействия. Социально-психологические воздействия обусловлены пребыванием личности в различных общностях и, представленные системно, включают: групповое воздействие; массовое воздействие; воздействие социума; планетарное воздействие.

Воздействия реализуются через социокультурную систему, в которое общение выполняет функции социально-психологического механизма.

Общение порождает ряд уникальных социально-психологических механизмов, посредством которых формируются явления социальной психики. Такие механизмы, как заражение, внушение, убеждение, подражание, мода.

Заражение – это бессознательная, спонтанная форма включения личности в определенные психические состояния. Заражение осуществляется путем передачи психического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом, накалом чувств и страстей. Основа возникновения эффекта заражения – эмоциональное воздействие в условиях непосредственного контакта.

Функции заражения – это усиление групповой сплоченности, когда такая сплоченность имеет место; компенсация недостаточной групповой сплоченности. Заражение – сопереживание общего психического состояния большой группы людей одновременно. Различают следующие формы проявления заражения: массовые психозы, спортивный азарт, религиозный экстаз.

Внушение – это социально-психологический механизм общения, ориентированный на формирование общего психического состояния и побуждений к массовым действиям.

Перцептивная сторона общения. Большое значение имеет тот, факт как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения. Термин ""социальная перцепция"" впервые был введен Дж.Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого нового взгляда на восприятие. Вначале под социальной перцепцией понималась социальная детерминация перцептивных процессов. Позже исследователи придали понятию несколько иной смысл: социальной перцепцией стали называть процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Именно в этом употреблении термин закрепился в социально-психологической литературе. Поэтому восприятие человека человеком относится, конечно, к области социальной перцепции, но не исчерпывает ее.

Если представить процессы социальной перцепции в полном объеме, то получается весьма сложная и разветвленная схема. Она включает в себя различные варианты не только объекта, но и субъекта восприятия. Когда субъектом восприятия выступает индивид, то он может воспринимать другого индивида, принадлежащего к ""своей"" группе; другого индивида, принадлежащего ""чужой"" группе (межличностная перцепция); свою собственную группу; ""чужую"" группу. В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

Эффекты, феномены и механизмы межличностного восприятия.Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком – партнером по общению – также как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы ""читаем"" другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения.

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Связь эта двоякая: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек, тем более полным становится представление о самом себе. Сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию.

Термин ""идентификация"", буквально обозначающий отождествление себя с другим, выражает установленный эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. В реальных ситуациях взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. В этом плане идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека.

Процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии. В социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, ""глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается внутренний мир первого исследователя"".

Выделяют различные ""эффекты"" возникающие при восприятии людьми друг друга: эффект ореола, эффект новизны и первичности, явление стереотипизации.

Сущность ""эффекта ореола"" заключается в формировании специфической установки на воспринимающего через направленное приписывание ему определенных качеств: информация, получаемая о каком-то человеке, категоризируется определенным образом, а именно – накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль ""ореола"", мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.

Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. В экспериментальных исследованиях установлено, что эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств. Эта тенденция затемнить определенные характеристики и высветить другие и играет роль своеобразного ореола в восприятии человека человеком.

Эффекты ""первичности"" и ""новизны"" касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем.

Каузальная атрибуция. Виды и ошибки каузальной атрибуции. Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия потому что они включены в определенное взаимодействие, имеющее две стороны оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия. В пер в первом случае взаимодействие можно констатировать по тому, что каждый из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, в частности его причин. Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения, и тогда это задача научной психологии. Но в обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. Тогда, в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу как причины поведения, так иногда и сами образцы поведения или какие-то более общие характеристики. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации. Но так или иначе возникает целая система способов такого приписывания (атрибуции).

Исследования каузальной атрибуции направлены на изучение попыток ""рядового человека"", ""человека с улицы"" понять причину и следствие тех событий, свидетелем или участником которых он является. Это включает также интерпретацию своего и чужого межличностного восприятия. Если на первых порах исследования атрибуции речь шла лишь о приписывании причин поведения другого человека, то позже стали изучать способы приписывания более широкого класса характеристик: намерений, чувств, качеств личности. сам феномен приписывания возникает тогда, когда у человека есть дефицит информации о другом человеке: заменить ее и приходится процессом приписывания.

Мера и степень приписывания в процессе межличностного восприятия зависит от двух показателей: от степени уникальности или типичности поступка и от степени его социальной ""желательности"" или ""нежелательности"". В первом случае имеется в виду тот факт, что типичное поведение есть поведение, предписанное ролевыми образами, и потому оно легче поддается однозначной интерпретации. Напротив, уникальное поведение допускает много различных интерпретаций и, следовательно, дает простор приписыванию его причин и характеристик. Точно также и во втором случае: под социально ""желательным"" понимается поведение, соответствующее социальным и культурным нормам и тем сравнительно легко и однозначно объясняемое. При нарушении таких норм диапазон возможных объяснений расширяется. Этот вывод близок к рассуждению С.Л. Рубинштейна о ""свернутости"" процесса познания другого человека в обычных условиях и его ""развернутости"" в случаях отклонения от принятых образцов.

В других работах было показано, что характер атрибуции зависит от того, выступает ли субъект восприятия сам участником какого-либо события или его наблюдателем. В этих двух различных случаях избирается разный тип атрибуции. Г. Келли выделил три таких типа: личностную атрибуцию (когда причина приписывается лично совершаемому поступок), объектную атрибуцию (когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие) и обстоятельственную атрибуцию (когда причина совершающегося приписывается обстоятельствам).

Точность межличностного восприятия. Формирование первого впечатления. При восприятии физических объектов можно проверить точность восприятия, сопоставив его результаты с объективной фиксацией, измерением некоторых качеств и свойств объектов. В случае познания другого человека впечатление, полученное о нем воспринимающим субъектом, не с чем сопоставить, так как отсутствуют методики прямой регистрации многочисленных качеств личности другого человека. Отсутствие возможности проверить точность восприятия другого человека путем прямого сопоставления с данными объективных методик заставляет искать иные подходы к самому пониманию проблемы и путям его решения. Один из таких путей – осмысление всей совокупности ""помех"", стоящих на пути межличностной перцепцию к таким ""помехам"", стоящих на пути межличностной перцепции. К таким ""помехам"" могут быть отнесены все механизмы, эффекты, возникающие в этом процесс. Важным фактором повышения точности восприятия другого человека является получение от него обратной связи, что помогает откорректировать образ и способствует более точному прогнозу поведения партнера по общению.

Описаны три наиболее типичные схемы формирования первого впечатления о человеке. Каждая схема ""запускается"" определенным фактором, присутствующим в ситуации знакомства. Выделяют факторы превосходства, привлекательности партнера и отношение к наблюдателю.

По своим формам и ви­дам общение чрезвычайно разнообразно. Способы, сферы и динамика общения определяются социальными функциями вступающих в него людей, их положением в системе общественных отношений, принадлежностью к той или иной общности. Общение регулируется факторами, связанными с производством, обменом и потребностями, а также сложившимися в обществе законами, правилами, нормами, социальными институтами и др. Исходя из этого, различают несколько оснований разделения различных видов общения.

1.По используемым знаковым системам различают:

    ВЕРБАЛЬНОЕ (речевое) общение, которое в свою очередь делится на устную и письменную речь;

    НЕВЕРБАЛЬНОЕ (бессловесное) общение, играющее в нашей жизни чрезвычайно важную роль. По некоторым данным, от 60 до 80 % информации от собеседника мы получаем по невербальному каналу.

2.По характеру и содержанию различают:

    ФУНКЦИОНАЛЬНО-РОЛЕВОЕ общение, которое предполагает связи между его участниками, выполняющими определенные социальные роли на временных отрезках различной длительности. Партнеров в этом общении связывают взаимные обязанности по отношению друг к другу: врач - больной, руководитель - подчиненный, лектор - слушатель, педагог - учащийся. В основном функционально-ролевое общение обусловлено должностными позициями его участников. Так, на производстве мастер выполняет распоряжение начальника цеха и исполняет социальную роль подчиненного, а, вернувшись, домой, в отношениях отец - дети, он уже занимает ведущую позицию.

    ДЕЛОВОЕ общение — это ситуация, когда целью взаимодействия становится достижение какого-либо четкого соглашения или договоренности. Чаще всего подобное взаимодействие возникает между людьми, не состоящими друг с другом в близких межличностных отношениях (между коллегами, двумя коммерсантами, начальником и подчиненным и т. д.), и статус каждого из партнеров по отношению к другому четко определен. В таких ситуациях важен предмет или повод, приведший к общению, без которого деловая беседа состояться не может.

    АНОНИМНОЕ общение - это взаимодействие между незнакомыми или несвязанными личными отношениями людей. Это могут быть временные связи между субъектами, в которых они выступают как граждане, жители одного микрорайона, пассажиры транспорта, зрители од­ного зала. Они встречаются, вступают в контакты друг с другом и расходятся. Партнеры по общению остаются анонимными.

    НЕФОРМАЛЬНОЕ общение представляет собой всевозможные личностные контакты за пределами официальных отношений. Это, например, общение между друзьями. Его особенностью является избирательность в отношении партнера.

    ИНТИМНО-ЛИЧНОСТНОЕ общение во многом уникально и специфично. Оно возможно только когда партнеры внутри возникшей ситуации чувствуют себя на равных, одинаково заинтересованы в установлении и поддержании доверительного и глубокого контакта. Чаще всего такое общение возникает между близкими людьми и в значительной степени является результатом предшествующих взаимоотношений.

3.Существует такие виды деятельности, где общение занимает ведущую, целевую, профессионально значимую позицию и переходит в категорию функциональную.

В таких случаях различают:

    Диагностическое общение, цель которого – сформировать определенное представление о собеседнике или получить у него какую-либо информацию (таково общение врача с пациентом и т.п.). Партнеры находятся в различных позициях: один спрашивает, другой – отвечает. Чтобы получить полноценный ответ, спрашивающий должен правильно задавать вопросы, учитывая собственный статус и статус отвечающего, его готовность давать ответы и т.д.

    Педагогическое общение – целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитываемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.

    Воспитательное общение – это ситуации, в которых один из участников целенаправленно воздействует на другого, достаточно четко представляет себе желаемый результат, то есть знает, в чем он хочет убедить собеседника, чему он хочет его научить и т.д. Такие беседы возможны, когда обучающий обладает ситуационно или постоянно авторитетом и знаниями.

Различают общение первого и второго рода. В совместной деятельности человек устанавливает двусторонний контакт с другими людьми: передает информацию, получает ее от партнера, добивается взаимопонимания. Это общение первого рода, выступающее как коммуникация, как сторона совместной деятельности.

Человек не ограничивается в совместной деятельности лишь установлением контакта. Произведя материальный или идеальный продукт (построенное здание, выращенное растение, высказанная мысль, сочиненная и спетая песня), человек через него передает свою индивидуальность другим людям, закрепляет и продолжает себя в других людях. Этим продуктом опосредуются отношения между людьми, возникает общение как производство общего, в равной степени принадлежащего и тем, кто производит, и тем, кто этот продукт потребляет. Здесь уже совместная деятельность является стороной общения. Общение, как продолжение себя в других, есть общение второго рода. Таким образом, общение – часть деятельности, а деятельность часть общения. Во всех случаях они образуют единство.

В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства.

Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передает­ся от одного живого существа другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Один человек может передавать другому информацию о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении. Через общение от одного живого существа к другому могут передаваться данные об их эмоциональных состояниях (удовлетворенность, радость, гнев, печаль, страдание и т. д.), ориентированные на то, чтобы определенным образом настроить живое существо на контакты. Такая же информация передается от человека к человеку и служит средством межличностной настройки. По отношению к разгневанному или страдающему человеку мы, например, ведем себя иначе, чем по отношению к тому, кто настроен благожелательно и испытывает радость. Содержанием общения может стать информация о состоянии внешней среды, передаваемая от одного существа к другому, например, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов, скажем, пищи. У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, приобретенный опыт, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.

Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. Мать, например, голосом или движением предупреждает детеныша об опасности; одни животные в стаде могут предупреждать других о том, что ими восприняты жизненно важные сигналы.

У человека количество целей общения увеличивается. В них, помимо перечисленных выше, включается передача и получение знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое другое. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других. Исходя из этого выделяются основные цели общения:

    контактная, цель которой – установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности;

    информационный обмен сообщениями, т. е. прием-передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и т. д.;

    побудительная стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий;

    координационная – взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;

    понимание – не только адекватное восприятие смысла сообщения, но понимание партнерами друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и т. д.);

    эмотивная – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний («обмен эмоциями»), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;

    установление отношений – осознание и форсирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых.

    оказание влияния – изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и т.д.

Средства общения – это то, с помощью чего люди взаимодействуют между собой или обмениваются информацией. Средствами общения могут быть мимика, жесты, пантомимика, разнообразные знаки, изображенные на чем-либо и воспринимаемые зрительно, звуки речи, другие звуки, несущие в себе какую-либо информацию и многое другое. К средствам общения относится также и поведение человека, которым он сопровождает свою речь. Это выступает своеобразным фоном общения: прикосновения, пожатия рук, позиция, облик человека (выражение лица, манера держаться, тембр голоса) и т д.

Читайте также: