Модель компетенций менеджера по продажам пример. Профиль менеджера по продажам: секреты разработки

Понять, насколько хорош менеджер по продажам, можно несколькими способами. Один из них – определить, находятся ли важные для менеджера-продавца компетенции в его рабочем арсенале.

В этом могут помочь специальные вопросы или кейсы, нацеленные на выявление сильных и слабых сторон специалиста. Их можно применять как на этапе подбора сотрудников в отдел продаж, так и к уже работающим специалистам, чтобы оценить уровень профессионально-значимых компетенций.

Итак, давайте познакомимся с перечнем основных компетенций:

1. Расширение клиентской базы

Естественно, что любая компания преследует цель привлечения к себе новых клиентов. Если менеджер причисляет себя к продавцам активным, важно будет выяснить следующее: каким образом он расширяет клиентскую базу? Где ищет новых клиентов, каковы его методы работы с информацией? Как он будет определять лицо, принимающее решения и как будет с ним взаимодействовать?

Хороший продавец предоставит вам план своих действий по привлечению нового клиента в компанию. В идеале, он определит потенциальную клиентскую базу, опираясь на специфику компании, её продукта или предоставляемых услуг; покажет, где ищет клиентов; как работает с полученной информацией; как контактирует с ЛПР.

2. Умение продавать по технологии

В каждом человеке заложены способности к той или иной деятельности. Возможно, что ваш кандидат – прирожденный продавец и сможет продать снег эскимосу или рыбе зонтик, но даже при таком условии важно узнать, на каком уровне он владеет технологией продаж. Иными словами, как именно он продает товар: интуитивно или по определенной системе?

Спросите кандидата об этапах продажи. Если он рассказывает уверенно, пошагово, со своими примерами, основанными на личном опыте в сфере продаж, то можно смело заявить: человек владеет нужными навыками. Соответственно, владеет и технологией продаж.

Так же можно попросить оценить кандидата свои знания, например, по шкале от 1 до 5.

3. Степень результативности менеджера

Выяснить, насколько полезен будет конкретный менеджер по продажам в вашей компании, можно, базируясь на его предыдущем опыте работы. Задайте кандидату следующие вопросы:

    • Часто ли выполнялись планы по продажам под вашим руководством? Как часто план был перевыполнен?
    • Какова была ваша результативность в сравнении с другими продавцами отдела?
    • Приход каких клиентов в компанию является именно вашей заслугой?
    • Какова ваша самая крупная сделка? Можете ли вы в подробностях описать процесс сделки?
    • Какие трудности вам пришлось испытать и преодолевать при заключении сделок?

Подобные вопросы направлены на выяснение реальной степени результативности менеджера. Если он отвечает на вопросы четко и детально, скорее всего, результативность работника на предыдущем месте работы была действительно высока.

4. Желание расти и развиваться в сфере продаж

Так же хорошего менеджера обычно выдает желание расти и развиваться в своей сфере. Поэтому нужно выяснить, хочет ли ваш кандидат продолжать карьеру, покоряя новые вершины в продажах. В этом вам помогут следующие вопросы:

  • Что вас привлекает в вашей профессии больше всего и почему?
  • Какие трудности вы испытываете на своей должности? Как с ними справляетесь?
  • Что для вас самое сложное в вашей работе?
  • Какую зарплату вы бы хотели получать через год?
  • Кем, где и как вы видите себя через три года? Через пять лет?
  • Поясните, что для вас означает «быть успешным менеджером по продажам». Являетесь ли вы таким менеджером? Если нет, то чего вам для этого не хватает?

5. Работа с клиентами

Дайте кандидату краткую характеристику продукта или услуги вашей компании и примерный образ клиента (потребности, уровень дохода, статус и т.д.), с которым специалисту предстоит работать в будущем. После этого спросите менеджера, проявление каких личностных качеств, на его взгляд, будет ожидать клиент от продавца?

Далее могут быть два варианта развития событий. В первом случае соискатель назовет характеристики, соответствующие компании – надежность, доступность, приемлемую цену продукта и т.д. Таким образом, он сделает акцент на внешних качествах компании, не затрагивая компетенции, которые могут быть присущи именно ему как менеджеру по продажам. Что ж, такому кандидату нужно еще многому обучиться

Во втором случае кандидат перечислит компетентность, исполнительность, аккуратность, скорость ответа на обращение и другие характеристики, присущие именно продавцу. Если вы услышали такой ответ, можем вас поздравить – кандидат действительно опытен в сфере продаж.

Спросите, какими из этих качеств обладает именно он. Попросите перечислить его сильные и слабые стороны как продавца. Что может привлечь в нем клиента? Эти вопросы помогут разобраться в уровне компетенции его работы с клиентами.

6. Работа со скидками

Попросите менеджера решить следующую задачу: клиент требует такую скидку, которую компания предоставить не может. Попросите предоставить несколько вариантов решений.

Менеджер, владеющий данной компетенцией, предложит от 3 до 5 вариантов примерно следующего содержания:

    • Что мы можем предложить вам взамен скидки?
    • Для вас будет возможна такая скидка при закупке ХХХ количества товара;
    • Мы можем предоставить вам дополнительную услугу;
    • Предлагаем вам скидку несколько меньшую, но в наиболее удобном для вас варианте;
    • Я бы с удовольствием сделал вам такую скидку, но, к большому сожалению, в нашей компании существуют определенные правила и я должен их соблюдать.
    • Боюсь, это будет нечестно по отношению к другим нашим клиентам. Мы все работаем по определенной схеме. Я думаю, вам бы не хотелось, чтобы мы портили свою репутацию на рынке.

Этот кейс позволяет выявить вариативность и гибкость мышления продавца, знание специфики сферы продаж, умение менеджера идти на контакт и поиск нетривиальных решений.

7. Урегулирование конфликтов

Предложите менеджеру решить проблему: срок поставки товара был нарушен, но конкретно от менеджера по продажам не зависел. Однако претензию предоставили именно ему. С помощью этого кейса можно оценить навыки менеджера как переговорщика, его способности к работе с претензиями и урегулированию конфликтов в целом.

Хороший продавец предоставит подобную схему действий:

    1. Выражает сожаление о случившемся, берет ситуацию под свой контроль. Разбирается в ней, оговаривает возможные варианты решения проблемы.
    2. Выясняет максимальное количество информации у сотрудника, который отвечает за поставки. Старается уладить конфликт, исходя из потребностей клиента и интересов компании.
    3. Связывается с клиентом, сообщает, что уже предпринято для решения проблемы.
    4. Оговаривает с клиентом, что компания может сделать, чтобы избежать повторения ситуации в будущем.
    5. Оговаривает с коллегами, как избежать таких проблем в дальнейшем.

8. Работа с сомневающимися клиентами

Предложите менеджеру разрешить следующую ситуацию. Клиент, смотря на цены, сомневается, говоря «Не знаю, слишком у вас дорого». Как кандидат будет его убеждать совершить покупку?

Менеджер должен выслушать возражения покупателя, принять их во внимание, задать уточняющие вопросы. Только после этого менеджер должен привести аргументы в пользу товара компании. Он может сказать: « Вы правы, вопрос цены действительно очень важен как для вас, так и для нашей компании. Могу ли я уточнить? Вы сравниваете с чем-то другим или есть другие причины?» В зависимости от ответа, менеджер приведет 2-3 аргумента в пользу продукта вашей компании.

9. Работа с требовательными клиентами

Чтобы выяснить, владеет ли кандидат этой компетенцией, попросите менеджера вспомнить о ситуации, когда его клиенту хотелось слишком многого. Какую сторону занял в этой ситуации кандидат? Как урегулировал вопрос? Вписываются ли его методы в рамки корпоративной этики вашей компании.

10. Анализ потенциала клиента

Каким образом ваш кандидат анализирует перспективность клиента?

Хороший менеджер по продажам ответит, что сразу сказать о потенциале клиента нельзя – можно только предположить, потому что ситуаций может быть великое множество. А предполагать можно, исходя из ответов покупателя на вопросы менеджера, реакций покупателя, реплик, внешнего вида и т.д.

В наши дни руководитель находится в условиях постоянных изменений и неопределённости. Часть его задач теряют свою ценность и исчезают, другие трансформируются, в чем-то меняются. Одновременно появляются новые задачи, которые требуют ещё большей перестройки профессиональной деятельности.

В тоже время, организации ощущают острую потребность в новых методах управления, в профессиональных руководителях и менеджерах.

Бизнесу нужны лидеры, строящие свои отношения с организацией и сотрудниками на принципах профессионализма, сотрудничества, взаимного уважения и вовлеченности, а также чёткого понимании взаимных обязательств.

Возникает потребность в новых знаниях и умениях, необходимых современному менеджеру.

В этой статье мы рассмотрим:

  • Что такое компетенции: суть и факторы успеха;
  • Лучшие практики исследования моделей компетенций;
  • Тренды в бизнесе, меняющие принятый взгляд на компетенции;
  • Семь компетенций современного менеджера;
  • Профессиональные качества;
  • Рекомендации по развитию компетенций.

ЧТО ТАКОЕ КОМПЕТЕНЦИИ: СУТЬ И ФАКТОРЫ УСПЕХА

Понятие компетентности связано с именем Аристотеля, изучавшего «возможности состояния человека, обозначаемого греческим «Аtere» – «сила, которая развивалась и совершенствовалась до такой степени, что стала характерной чертой личности».

Следует различать понятия компетентность и компетенция.

Компетентность представляет собой совокупность качеств и способностей, которые приобретает человек в процессе обучения и работы над собой.

Компетенция представляет собой саму предметную область, в которой должен хорошо ориентироваться специалист.

Другими словами, компетентность – это те способности и качества, которыми владеет человек, а компетенция – это комплекс знаний и направлений, которыми он должен владеть для выполнения профессиональных обязанностей в полном объеме.

Понятие «компетентность» используется для оценки уровня квалификации человека в отдельных вопросах, проблемах, но не в профессиональной деятельности в целом.

Это, в первую очередь, такие качества личности:

  • Самостоятельность;
  • Способность принимать ответственные решения;
  • Творческий подход к любому делу;
  • Умение доводить его до конца;
  • Умение постоянно учиться;
  • Гибкость мышления, наличие абстрактного, системного и экспериментального мышления;
  • Умение вести диалог и коммуникабельность;
  • Способность к сотрудничеству и т.д.

Для каждого вида управленческой деятельности существуют свои специальные компетенции. Они демонстрируют сильные стороны сотрудника и способности, которые ему необходимо улучшить, компетенции также определяют наилучший способ выполнения работы. Количество компетенций должно соответствовать количеству задач, входящих в профессиональные обязанности менеджера.

Ядром компетенций является «умения». Их сочетание и взаимосвязь образует модель компетенций.

Примеры профессиональных компетенций: делегирование, коучинг, управление, самостоятельная работа, ориентация на клиентов, сотрудничество, навыки межличностного общения, организованность, ориентация на процесс, проактивная деятельность, вдохновение, решимость, умение убеждать и т.д.

ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ МОДЕЛЕЙ КОМПЕТЕНЦИЙ

1. Американская модель компетенций.

Американская традиция исследований компетенций центрируется на поведении. Исследователи изучают «людей-в-работе», а понятие «компетенции» расшифровывают через индивидуальные характеристики, проявляемые в поведении: личностные особенности, мотивы, ценности, привычки, представления о самом себе, знания, навыки.

Фактически, компетенции в этом подходе – определённые «вместилища», наполненные разнообразным содержанием.

Некоторые исследователи, в частности, Т. Хоффманн, полагают, что американская модель компетенций – это слишком упрощённый взгляд на вещи. Необходимо исследовать людей, выполняющих работу эффективно, а не знания и умения, которые способствуют самостоятельному выполнению работы.

Ключевой особенностью американского подхода является применение концепции лидерства для разработки идей компетенций, особенно – в целях объединения вопросов индивидуальных и организационных компетенций.

Таким образом, американская модель исследования компетенций, рассматривает компетенции как описание поведения сотрудника. Компетенция в этом – основная характеристика сотрудника, при обладании которой он способен показывать правильное поведение и, как следствие, добиться высоких результатов в работе.

2. Европейская модель компетенций.

Кроме американской традиции исследования компетенций и применения моделей компетенций в практике, развиваются и иные подходы, принципиально отличающиеся как по задачам, так и по содержанию. Наиболее разработанным из неамериканских взглядов на проблему компетенций, является британский подход, во многом связанный с развитием системы образования.

Министерство образования Великобритании приняло на вооружение особую модель компетенций, разработанную Дж. Четамом и Дж. Чиверсом.

Эта модель по мнению прогрессивных исследователей выступает как новый этап разработки идеи компетенций, так как (в отличие от базовых американских моделей) предполагает не просто набор компетенций, а пытается определить их взаимосвязь.

В результате появляется особый «тетраэдр компетенций», включающий в себя:

  • Когнитивные компетенции (знания и понимание, основанные на формальном обучении и опыте);
  • Функциональные компетенции (навыки, особые умения, которые человек может продемонстрировать в своей области);
  • Личностные компетенции (понимание того, как необходимо себя вести в конкретных ситуациях, мотивация, направленная на повышение эффективности деятельности),
  • Этические компетенции (ценности, позиция, на основе которых принимаются решения и осуществляются действия), мета-компетенции (способность позитивно реагировать на критику, справляться со сложными ситуациями).

Отличительной чертой британского подхода выступает тот факт, что компетенции рассматриваются именно как требования к сотруднику со стороны задач (рабочего места).

Для британского подхода важно, что человек может продемонстрировать на практике конкретные навыки, в состоянии сделать то, что требуется в рамках рабочих стандартов, именно этот подход лежит в основе программ обучения и развития персонала.

ТРИ ТРЕНДА В БИЗНЕСЕ, МЕНЯЮЩИЕ ПРИВЫЧНЫЙ ВЗГЛЯД НА КОМПЕТЕНЦИИ:

1. Постоянно растущая скорость перемен в бизнес-среде.

Раньше была популярна модель управления изменениями, включающая в себя три этапа: размораживание ситуации, проведение изменений и замораживание ситуации. В современном мире эти этапы сливаются. Они уже не имеют смысла, потому что идет постоянный процесс, в котором просто невозможно выделить стадии размораживания и замораживания.

2. Изменение роли людей в бизнесе.

Если раньше люди нужны были для выполнения простой работы, то в современном мире велика потребность в людях, способных выполнять сложные виды работ, принимать важные решения, брать на себя б̀ольшую ответственность. С одной стороны, есть техническое усложнение, которое предполагает более высокий уровень интеллекта потенциальных сотрудников. С другой стороны, от человека требуется новый уровень осмысления того, что он делает.

Какова цель работы уборщицы в супермаркете? Если она считает, что должна «убирать, чтобы было чисто», то становится понятно, почему покупатели вызывают у нее негативные эмоции – они мешают ей достигать цели. Если же ответом будет «создание комфортных условий для клиента», то это говорит о другом уровне осмысления выполняемой деятельности и усложняет эту деятельность.

Какие люди сейчас нужны бизнесу в условиях возрастающей конкуренции? Безусловно, способные к глубокому осмыслению своей работы.

3. Появление у людей выбора.

В первую очередь выбор появляется у тех, кто способен выполнять сложные и ценные виды работ.

Можно представить компетентность менеджера как совокупность трёх сфер его существования в организации (по степени их выраженности и доминированию можно судить об уровне компетенции менеджера):

  • Деятельность МОГУ – формируется профессиональным обучением);
  • Чувства ХОЧУ – формируется воспитанием и организационной культурой);
  • Мысли ЗНАЮ – формируется образованием).

СЕМЬ КОМПЕТЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖЕРА

Современные исследователи американского и европейского подходов выделяют 7 основных компетенций современных менеджеров.

1. Ориентация на результат, достижения.

Способность нести ответственность за реализацию решений, способность ставить новые амбициозные цели по достижении предыдущих. Поведение, ориентированное на задачу и на отношения.

2. Гибкость.

Способность быстро и адекватно реагировать на внештатные ситуации, видеть и определять проблему, находить пути ее решения, собирать команду для внедрения, давать оценку результатов.

3. Способность к обучению, самообучению.

Обучаемость, восприимчивость к новым методам и технологиям, умение применять новое на практике. Способность к самоанализу. Готовность проанализировать свои достижения и недостатки, посмотреть на привычные вещи другими глазами, разумно использовать чужой опыт.

4. Влияние, умение убеждать.

Способность отстаивать собственное мнение. Логичность при ведении конструктивных бесед. Владение техниками влияния. Умение выявлять и использовать мотивы людей. Умение задавать правильные вопросы и определять степень информированности и эмоциональное состояние партнёра.

5. Умение слышать других, принимать обратную связь.

Умение создавать каналы двухсторонней коммуникации - абстрагироваться от своих мнений и мыслей, концентрироваться на словах собеседника. Хорошая слуховая и зрительная память. Владение разными способами обратной связи. Умение эффективно поощрять и критиковать других людей.

6. Навыки презентаций, переговоров.

Умение определять цели и задачи презентации, интересы аудитории. Построение эффектного вступления, связующих фраз, основной части и завершения презентации. Владение стратегиями убеждения и ораторскими навыками. Знание стадий эффективного процесса переговоров. Умение определить интересы участников, выбрать наилучшую альтернативу. Умение обсуждать, предлагать, вести позиционный торг. Владение техниками манипулирования и умение противостоять им.

7. Клиентоориентированность.

Знание политики и стандартов в области работы с клиентами. Ориентация на текущие и перспективные потребности клиентов. Умение вести себя корректно с разными типами "трудных" клиентов. Умение строить партнёрские отношения с клиентами, умение распознавать дополнительные возможности и риски в отношении с клиентами.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА МЕНЕДЖЕРА

Исследования по анализу и выявлению профессиональных качеств менеджеров высшей квалификации, проведённые Институтом прикладных исследований (США) в течение 18 лет и охватившие в общей сложности 1 500 человек, показали, что наиболее важными являются 10 качеств современного менеджера, основные из которых требуют стратегической подготовки:

  • Ярко выраженная способность к стратегическому планированию и прогнозированию;
  • Принятие правильных и своевременных перспективных решений о выделении и распределении ресурсов;
  • Стремление увеличить количество своих обязанностей за счёт расширения масштабов деятельности или в результате перехода на работу более высокого уровня;
  • Незаурядное умение принимать творческие и рациональные решения в условиях большой степени риска. Избегание продолжительного пребывания в «зоне комфорта»;
  • Исключительная уверенность в собственных силах: неудачи воспринимаются только как временные неурядицы;
  • Стремление иметь значительные права и, следовательно, нести большую ответственность;
  • Значительные склонности к интуитивному предвидению и абстрактному анализу развития сложных процессов и критических ситуаций;
  • Понимание работы как главной ценности, в которую вкладываются все способности и силы. Обладание чувством «внутренней оценки» своих действий, которые не всегда согласуются с окружающими;
  • Концентрация внимания на решении проблемы, а не на выявлении виновников. Желание работать с такими подчинёнными, которые не боятся риска и умеют принимать самостоятельные решения;
  • Посвящение собственной жизни реализуемым идеям и результатам их внедрения.

Большинство компаний придерживаются принципа: «Надо развивать слабые стороны». Прогрессивные исследователи установили, что если у руководителя хотя бы одна из семи упомянутых выше компетенций развита до уровня 90%, то эффективность возглавляемой им организации или отдела растёт в разы.

Соответственно, люди могут сфокусировано заниматься тем, что им и так уже нравится делать, и достигать высоких результатов. И именно сильные их стороны стоит развивать. При этом, безусловно, нельзя оставлять без внимания те компетенции, которые получили оценки ниже среднего.

Когда организация все силы тратит на работу с «середнячковыми» компетенциями, пытаясь вытянуть их, то она получает посредственных руководителей. Выдающийся менеджер вырастает на тех компетенциях, которые у него изначально хорошо развиты.

Вспомните Стива Джобса или Джека Уэлча. У каждого из них были недостатки. Но также у них были 1-2 способности, развитые до экстраординарного уровня. Именно они сделали их выдающимися руководителями».

В заключение отметим, что развитие профессиональных компетенций и качеств современного менеджера требует пересмотра привычных подходов в обучении, они должны базироваться на эффективной модели компетенций, отвечающей требованиям бизнеса, трендам рынка и специфике компании.

Обращайтесь в центр «Академия продаж», наши специалисты помогут вам и направят потенциал ваших сотрудников на новые возможности и рост вашей компании.

Продавец в любом бизнесе - основное звено в цепочке сбыта. В сложных b2b-продажах менеджер становится руководителем своей сделки, приобретает более высокий статус - вместе с этим повышаются и требования к его компетенциям. О том, какими знаниями должен обладать лучший менеджер по продажам, – в нашей статье.

Лучший менеджер по продажам – это тот специалист, о котором мечтают руководители каждой компании. Но как понять, дорос ли сейлз-менеджер до профессионала, и какими компетенциями должен обладать лучший менеджер по продажам? Разберем подробнее.

Смена политики сбыта в сфере b2b - процесс трудоемкий, но необходимый. В нашей компании основная ставка была сделана на повышение компетенций менеджеров по продажам. В результате – в четыре раза увеличился оборот, было модернизировано оборудование и расширена продуктовая линейка. Так какими компетенциями должен обладать менеджер по продажам сложных продуктов?

На этом уровне понятие «продажа» предполагает наличие целого комплекса необходимых навыков и знаний. Именно от профессионализма и компетенции менеджера по продажам в большей степени зависит сумма сделки, процент скидки, условия финансовых расчетов, оптимизация доставки и решение множества других важных вопросов. Наша компания занимается производством технических изделий, поэтому круг вопросов значительно расширяется. А значит, растут и требования к сотрудникам.

Лучшая статья месяца

Если вы будете делать все самостоятельно, сотрудники не научатся работать. Подчиненные не сразу справятся с задачами, которые вы делегируете, но без делегирования вы обречены на цейтнот.

Мы опубликовали в статье алгоритм делегирования, который поможет освободиться от рутины и перестать работать круглосуточно. Вы узнаете, кому можно и нельзя поручить работу, как правильно дать задание, чтобы его выполнили, и как контролировать персонал.

Где найти лучшего менеджера по продажам

Быстро найти сейлз-менеджера, который обладает всеми необходимыми профессиональными качествами, довольно трудно. Еще труднее, как показывает практика, переучивать опытных продавцов. Именно поэтому мы предпочитаем растить своих специалистов. Подходящий нам кандидат должен иметь высшее образование, целеустремленность и желание работать в нашей команде. Его ждет испытательный срок (до трех месяцев) с заработной платой, составляющей 50–70 % оклада.

В первые один-два месяца стажер закрепляется за наставником - более опытным специалистом, который подробно знакомит кандидата со спецификой продаж. Обучение сейлз-менеджера происходит в процессе реального взаимодействия наставника с контрагентом. После обучения стажеру даются два-три предприятия для самостоятельной работы. В этот период кандидат должен проявить качества, необходимые для реализации наших продуктов, и только по итогам этой работы решается вопрос о принятии его на вакантную должность. Что это за качества и зачем они нужны в сложных b2b-продажах?

Качество 1. Технические компетенции

Сложные продажи требуют особой технической осведомленности. Менеджер должен не просто знать продукт и область его применения, он должен стать консультантом для клиента, чтобы понимать, как удовлетворить его потребности, и уметь предложить альтернативные варианты. Без постоянного обновления и подтверждения знаний здесь не обойтись.

В нашей компании раз в квартал специалисты по продажам проходят техническую аттестацию. Для этого создается аттестационная комиссия из технических специалистов заводской аккредитованной лаборатории. Технический «экзамен» включает в себя три задания. Первое задание - теоретическое, на знание характеристик конкретного изделия. Второе - практическое; это техническая задача на подбор материала для определенных условий эксплуатации изделия.

Например, дается конкретная марка насоса, и специалист определяет по паспорту его технические характеристики, давление, рабочую среду, подбирает необходимое сальниковое уплотнение и дает консультации. Третье задание - на взаимозаменяемость продукции - тоже связано с практикой продаж. К примеру, менеджер должен предложить несколько взаимозаменяемых материалов для теплоизоляции системы отопления. Для этого нужно изучить условия эксплуатации системы и технические параметры. Необходимо не только предложить конкретные изделия (в данном случае это асбестовая ткань и заменяющая ее высокотемпературная керамическая ткань), но и аргументировать замену материала. Итоги аттестации должны подтвердить квалификацию менеджера, в противном случае он идет на переэкзаменовку. Правда, у нас только однажды специалист не подтвердил квалификацию после двух пересдач - с ним пришлось расстаться.

Качество 2. Коммуникативные компетенции

Навык ведения переговоров с заказчиками разных должностных уровней - обязательное требование к менеджерам b2b-сектора. Тут важны и процесс подготовки встреч менеджеров, и составление плана переговоров, который определяет этапы, задачи и конечные цели. Такого рода подготовка требует осведомленности менеджера о компании заказчика и ее потребностях.

Специально для этих целей менеджеры по продажам ведут электронный дневник, который содержит ряд необходимых данных о клиентах, - идея вести его принадлежит самим менеджерам. Сотрудники отдела АСУ разработали программу, которая взаимосвязана с клиентской базой и позволяет получать всю необходимую информацию о контрагенте: общие данные, сведения об отгрузках, ценах и условиях сотрудничества. Дневник обеспечил менеджерам быстрый доступ к нужной информации и необходимым для анализа данным за конкретный период сотрудничества (динамика изменения цен, доминирующий ассортимент, отгрузки по филиалам и так далее). Интерфейс дневника удобен, времени на заполнение уходит немного, поскольку все происходит в процессе работы.

Помимо информационной осведомленности, работа с электронным дневником гарантирует оперативную взаимозаменяемость менеджеров. В случае ухода сотрудника на больничный или в отпуск его может подменить коллега, воспользовавшись необходимыми сведениями. Это удобно и в случае увольнения менеджера: все сведения, которые хранятся в электронном дневнике, раз в неделю копируются в общую базу данных компании.

Качество 3. Компетенции делопроизводства

Современные сделки все чаще начинаются с электронной переписки и ею же заканчиваются, поэтому составление и рассылка коммерческих предложений, работа с должниками тоже входят в перечень обязательных компетенций менеджера. Этим вопросам необходимо уделить особенно пристальное внимание.

Предложения о сотрудничестве. В нашей коммерческой службе разработано пять основных шаблонов коммерческих предложений. Первый - это предложение для компаний-клиентов на Северо-Западе (в этом регионе России наше предприятие - единственный производитель такой продукции). Второй - для работы в регионах, где существует конкуренция с другими производителями (в России всего четыре подобных предприятия). Третий шаблон предназначен для компаний, которые заказывают эксклюзивную продукцию (самое «жесткое» предложение по условиям сотрудничества: 100‑процентная предоплата, доставка за счет клиента и четкие требования по соблюдению ценовой политики). Четвертый ориентирован на дилеров и коммерческих представителей, он содержит описание условий работы и взаимных интересов. И наконец, пятый шаблон нацелен на предприятия ВПК; он имеет свои особенности, такие как военная приемка, требования к упаковке и маркировке и другие.

Претензионная работа . Для работы с должниками мы разработали алгоритм действий, состоящий из четырех этапов. Первый этап - предупреждающий: предприятию-должнику направляются письма с напоминанием о приближении срока оплаты в максимально корректной форме. Второй этап - рассылка писем по трем направлениям: в отдел снабжения, в финансовую службу и непосредственно генеральному директору. Если задолженность не гасится, наступает третий этап - предпретензионный. Отправляются письма уже не с предупреждением, а с требованиями, и проводятся переговоры на всех уровнях. Четвертый этап - это претензионная работа, которую ведут юристы предприятия. Контроль менеджеров за соблюдением всех этапов обеспечивает регистрация писем и хранение их в архивной клиентской базе.

После введения такого порядка работы с дебиторской задолженностью последняя снизилась как минимум на 25–30 %. Справедливости ради надо сказать, что клиент платит так, как этого хотят его поставщики, - это негласное правило сотрудничества в нашей отрасли. С заядлыми должниками мы стараемся не работать. Все определяется ситуацией, но дисциплину должны соблюдать и покупатель, и поставщик.

Качество 4. Юридические компетенции

Работа с договорами, согласование всех пунктов контракта тоже входит в обязанности сотрудников службы продаж. Мы, как правило, используем собственные шаблоны договоров. Однако, если контрагент настаивает на заключении своего договора, сейл-менеджер готовит протокол разногласий и представляет его непосредственному начальнику для утверждения коммерческим директором. В любом случае специалист визирует договор и тем самым подтверждает свою ответственность за условия сотрудничества, описанные в контракте, а после подписания коммерческим директором строго следит за его выполнением. Для этого необходимы основы юридических знаний.

Обучение азам проводят специалисты юридической службы, в качестве материала используются уже заключенные договоры и опыт работы с разноплановыми клиентами завода. Сотрудники на практике разбирают все статьи договоров: предмет договора и условия поставок, штрафные санкции и форс-мажор. Кроме того, они учатся составлять протоколы разногласий и необходимые технические спецификации.

Качество 5. Таможенные компетенции

Основная часть нашей продукции поставляется в Россию и страны Таможенного союза. С иностранными партнерами мы чаще всего работаем по предоплате или по аккредитиву, поэтому для поставки товара за границу разработали отдельные шаблоны международных контрактов. Несколько специалистов по ВЭД консультируют сейлз-менеджеров по таможенным вопросам. Непосредственно отгрузкой за границу, составлением декларации занимаются таможенные брокеры, которые сотрудничают с предприятием на условиях аутсорсинга. Однако даже при такой поддержке в процессе работы специалисты по продажам проходят практический курс обучения, на котором получают знания по основам таможенного права - применительно к деятельности нашей организации. Знания Инкотермс 1 , условий и способов доставки позволяют продавцам определять ценовую политику и условия сотрудничества с контрагентом (формирование отпускной цены, разработка системы скидок, переход права собственности, вопросы страхования груза, требования по документации и многое другое). Объем знаний зависит от компетенций и полномочий менеджеров.

Качество 6. Логистические компетенции

Чем больше территория, тем актуальнее становится знание и понимание основ логистики. С учетом того что клиенты нашего предприятия располагаются на всей территории России, логистика играет важную роль в формировании отпускной цены на товар. У нас фиксированная доля транспортных расходов: она не должна превышать 5–10% стоимости заказа. Менеджер по продажам самостоятельно определяет вид транспорта при отгрузке, руководствуясь сроками доставки и пожеланиями клиента. Работой с транспортными компаниями (отгрузкой небольших партий - до пяти тонн груза) занимаются непосредственно продавцы.

В случае доставки более габаритных партий - автотранспортом или железнодорожным контейнером - специалист по продажам контактирует со службой транспортно-складского хозяйства через менеджера по логистике. Менеджеры по логистике контролируют качество доставки, они же проводят практические курсы для продавцов. В основе курса - знакомство с логистической системой: правилами расчета доставки, определением вида транспорта, удобством и преимуществами тех или иных схем отгрузки, ценовой политикой и так далее.

Качество 7. Бухгалтерские компетенции

Очевидно, что лучший менеджер по продажам, как «швец и жнец», должен вести и всю работу с документацией - от выставления счета до обеспечения клиента отгрузочными документами и составления актов сверки. Если этот процесс в компании не автоматизирован, то первичные бухгалтерские навыки становятся еще одной обязательной компетенцией менеджера по продажам. Наш ИТ-отдел разработал ряд специальных программ, к которым имеют доступ служба сбыта и бухгалтерия. Они позволяют быстро получить акт сверки по нужному контрагенту, что значительно ускоряет процесс документооборота.

К примеру, если необходимо получить акт сверки взаиморасчетов на текущую дату, специалист по продажам вводит в специальную программу реквизиты компании, период сотрудничества и получает результат. К сожалению, на сегодняшний день сверка расчетов идет с небольшим опозданием в пределах недели, поскольку информация заносится бухгалтерией не так быстро, но и такая оперативность уже позволяет своевременно контролировать дебиторскую задолженность.

Система наставничества - хорошая альтернатива дорогостоящим тренингам и семинарам. Помимо того что компания экономит на услугах стороннего коуча, сотрудники приобретают дополнительную мотивацию: опытные наставники развивают навыки управления, повышают свой статус и чувствуют, что в компании их ценят, а новички получают своевременную квалифицированную помощь.

1 Инкотермс (от англ. International commerce terms - международные термины коммерции) - свод правил, определяющих переход ответственности за транспортировку и страхование груза от продавца к покупателю. Принят в 1936 году Международной торговой палатой, последние поправки вступили в силу в 2011 году.

Развитые компетенции менеджера по продажам помогают в реализации товаров и услуг. На какие навыки и качества обращать внимание при отборе специалиста и как проверить профессиональное соответствие, читайте в статье.

Из статьи вы узнаете:

Что такое компетенции менеджера по продажам?

Компетенции менеджера по продажам - круг полномочий, регулируемых законом, уставом или другими нормативными актами. Под ними понимают опыт, знания в определенной сфере. От личных и профессиональных качеств специалиста напрямую зависит умение выполнять должностные обязанности, эффективность работы.

Подбирая персонал на вакантную позицию, составляйте профиль должности с учетом сферы деятельности. Опирайтесь на должностную инструкцию , выбирайте, какими качествами и знаниями должен обладать специалист. Учитывайте, что профессиональные компетенции менеджера по продажам сильнее развиты у лиц с высшим образованием и опытом работы. Но вы можете остановить выбор на молодых людях с активной жизненной позицией, только что окончивших программы подготовки сотрудников среднего звена.

Справка: если в организации упали продажи, не спешите увольнять менеджеров и принимать новых специалистов. Отправьте сотрудников на обучение. рассказали эксперты электронного журнала « ».

Еще больше полезных материалов про компетенции в журнале

Какие компетенции менеджера по продажам важны для работы?

Человек, у которого развиты ключевые компетенции , помогает продвигать бренд компании, создает позитивный имидж. Профессиональные действия, умелое общение с клиентами способствуют увеличению прибыльности бизнеса, выходу на новый уровень. Поэтому серьезно относитесь к подбору специалиста, определяйте его компетенции.

Компетенции менеджера по продажам: список

  • Энергичность сотрудника ведет к увеличению эффективности труда. Манагер стремится к новому и проявляет активность. Его не пугает большое число проектов, проблемных клиентов.
  • Умение коммуницировать - навык, нужный для успешного проведения переговоров. В ходе доверительной беседы клиент заинтересовывается продуктами компании, совершает сделку. Чем лучше менеджер контактирует с потребителями, тем более длительные отношения складываются.
  • Уверенность в себе, организации и реализуемых продуктах - компетенция менеджера по продажам, которая раскрепощает. Сотрудник активнее продвигает бренд, не боится задавать вопросы клиентам, отвечать им, рекламировать.
  • Обучаемость - качество, без которого сложно соответствовать . Постоянное изменение технологий, процессов, появление новых товаров и услуг обязывает самосовершенствоваться, профессионально расти. Если человек не стремится к получению новой информации, ему тяжело общаться с клиентами, отвечать на их вопросы, рекомендовать. Он не способен привлечь потребителей, заинтересовать.
  • Ориентация на клиента, аналитические способности помогают подбирать нужные продукты, презентовать их.
  • Высокая стрессоустойчивость дает возможность восстанавливаться , не обращать внимания на проблемных клиентов. Сотрудник не чувствует упадка сил, апатии, продолжает активно работать после перенесенных стрессов.

Функциональные компетенции менеджера по продажам зависят от сферы деятельности. Для тех, кто занимается активными продажами, важно уметь совершать холодные звонки клиентам, вербовать агентов, выходить на заказчиков по рекомендациям, искать контакты. Сотрудники клиентского отдела должны отличаться усидчивостью, исполнительностью, умением оформлять документы.

Послу установления контакта, когда человек чувствует себя комфортно, переходите непосредственно к интервью по компетенциям для . Задавайте вопросы, просите решать кейсы, которые помогут раскрыть те или иные качества. Следите за реакцией соискателя. Отсеивайте агрессивных, молчаливых и пассивных. Они не способны заинтересовать собой работодателя, поэтому продать товары или услуги будет вовсе затруднительно.

Составьте домашнее задание, чтобы определить компетенции менеджера по продажам. , которые не требуют больших временных затрат, просите выполнить во время беседы. Подбирайте задачи, ответов на которые нет в свободном доступе. В противном случае вы не сможете оценить соискателя.

Практическая ситуация

Кейс «Виртуальный отдел»

Компания Y работает со сложной продукцией, причем в стратегиях и тактиках сбыта присутствует как работа по схеме B-to-C (business-to-customer), т. е. работа с конечным пользователем - организацией, так и B-to-B (business-to-business), т. е. работа с дистрибьюторами и сбытовыми сетями. Кроме того, компания периодически участвует в крупных тендерных проектах, что является наиболее сложным видом продаж, так как необходимо четко структурировать процесс, уметь хорошо…

Используйте и другие кейсы для оценки склонности к обучению, стиля общения с клиентами и коллегами, умения продавать, заинтересовывать. При необходимости изменяйте действующих лиц, ситуации, чтобы не получить заранее выученный ответ. Учитывайте, что соискатели готовятся к интервью по компетенциям, просматривают много источников информации.

Подробнее о проведении интервью по компетенциям рассказано в «Системе Кадры» . Из материала вы узнаете, как общаться с претендентом на должность, что спрашивать. В нем рассмотрен метод «три плюса и три минуса», проективные вопросы и многое другое. Опираясь на подробный алгоритм действий, вы успешно проведете интервью и отберете эффективного продажника.

Компетенции менеджера по продажам могут изменяться со временем, так как не исключено профессиональное выгорание. Проблемы в личной жизни, усталость, часто изменяющиеся рыночные условия и другие факторы негативно отражаются на эффективности труда. Поэтому мотивируйте сотрудников, , чтобы они выдавали высокие результаты. Создайте в организации такую обстановку, которая комфортна большинству работников.

М.И. Ищенко, Н.Н. Домнич, студенты Е.А. Могилёвкин

науч. рук., канд. психол. наук, профессор

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

г. Владивосток

При формировании эффективной команды определенной компании или подразделении перед руководителем встает вопрос о требованиях, которым должны соответствовать сотрудники.

Данные требования формируют так называемый портрет «идеального сотрудника». Критерии качества трудовых ресурсов при данной постановке проблемы называются компетенциями.

Компетенция - круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом .

Компетенция (от лат. competere - соответствовать, подходить) - это личностная способность специалиста (сотрудника) решать определённый класс профессиональных задач. Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам сотрудников компании (или к какой-то группе сотрудников). В данном понимании компетенции используются при оценке персонала .

Составные части компетенции представлены на рис. 1.

Компетенция

Качества, приобрет енные B процессе обучения

Профессио

качества

качества

Рис. 1. Состав компетенции

Таким образом, компетенции необходимые для осуществления той или иной деятельности разделяются на следующие группы:

Компетенции, которыми индивидуум должен обладать - это личные качества и знания, умения, навыки, приобретенные в процессе получения образования, необходимой квалификации. Данный вид компетенций должен выявляться на этапе собеседования. Так как возможно возникновение ситуации, когда сотрудник, прошедший обучение в компании все равно покидает ее, не сумев добиться требуемых результатов.

Профессиональные компетенции - требования, навыки, умения, присущие данной компании или должности, приобрести которые сотрудник может исключительно на рабочем месте.

Для разработки системы компетенций используются определенные технологии. Процесс разработки состоит из следующих этапов:

1) определить группу сотрудников;

2) определить способ создания системы компетенций;

3) выявление наиболее эффективных сотрудников и их качеств;

Модели компетенций в различных компаниях имеют как сходства, так и различия. Это связано с тем, что структура бизнеса у каждой компании индивидуальна, цели и задачи не поддаются унификации, стратегия самобытна, поэтому невозможно разработать такие модели компетенции которые бы отвечали всем требованиям различных условий. Но, в этой связи представляется возможным выделить наиболее значимые компетенции каждой должности .

Рассмотрим специфику работы менеджера по продажам. Его основные обязанности связаны с:

Продажей товара;

Расчетом покупателей (в некоторых случаях);

Убеждением покупателей в необходимости того или иного товара;

Знанием рынка.

Как результат можно выделить следующие унифицированные компетенции (табл.)

Унифицированные компетенции менеджера по продажам

Компетенция Источник формирования
Инициативность Личные качества
Способность продавать Профессиональные качества / личные качества
Устойчивость к стрессу Личные качества
Коммуникабельность Личные качества / Приобретенные в процессе обучения
Эффективное использование времени Профессиональные качества
Выявление скрытых потребностей Профессиональные качества
Отслеживание новых возможностей в рамках сегмента продаж Профессиональные качества

Как следует из данных таблицы, большинство компетенций менеджера по продажам связано с выполняемыми функциями. Такие компетенции можно развить у индивидуума в процессе внутрифирменного обучения, тренингов и т.д.

Однако принимать на работу индивидуума, не обладающего необходимыми личностными качествами нецелесообразно.

Данная тематика была рассмотрена применительно к ООО «Тракт», эта компания специализируется на продаже автозапчастей и аксессуаров.

Менеджеры по продажам работают в торговом зале, а так же осуществляют консультирование клиентов по телефону. В задачи менеджеров по продажам входит:

Продажа товаров, при этом важным качеством является умение продать товар дороже или предложить в дополнение сопутствующие товары;

Наличие необходимых знаний об устройстве автомобилей, а также новинок и тенденций рынка;

Умение работать с заказчиком - входит и умение взаимодействовать с постоянными клиентами;

Работа с возражениями;

Умение производить точные расчеты стоимости товара и по необходимости его доставки;

Умение работать с документацией: составление, ведение документации, заключение договоров.

Данные задачи обусловливают наличие у кандидатов следующих компетенций:

Стрессоустойчивость;

Настойчивость;

Гибкость;

Контактность;

Аналитические способности.

Был проведен внутрифирменный опрос сотрудников в компании, результаты которого были дифференцированы. В опросе предлагалось оценить наличие некоторых компетенций самостоятельно. Такую же оценку сотрудников провел руководитель. Выведена средняя величина.

Отдельно представлены результаты лучших сотрудников и оставшихся менеджеров. Данные представлены на рис. 2.

■ Все іЛучшие

Рис. 2. Компетенции менеджеров по продажам ООО «Тракт»

С помощью рисунка 2 проведено сравнение всех искомых компетенций общей группы с результатами лучших менеджеров (стабильно высокие результаты работы).

Из рисунка видно, что у лучших менеджеров выражены лучше следующие компетенции:

Стрессоустойчивость;

Настойчивость;

Аналитические способности.

Данные компетенции формируются и под влиянием личностных качеств и в результате внутрифирменного обучения. Таким образом, на этапе собеседования необходимо выявлять их наличие, так как именно такие сотрудники будут добиваться наивысших результатов в компании.

Остальные компетенции по результатам исследования разнятся не очень сильно, что позволяет говорить о возможности их формирования в процессе осуществления своей деятельности в компании.

В результате проведения исследования по проблематике составления компетенций идеального менеджера по продажам были сделаны следующие выводы:

Не имеет смысла искать на этапе отбора кандидата, идеально отвечающего требованиям компании. Г ораздо эффективнее искать кандидата, у которого сформированы искомые личностные качества;

Необходимо установить связь планируемых результатов работы менеджера по продажам с устанавливаемыми компетенциями;

Не стоит выделять все имеющиеся компетенции, которые содержатся в литературе, более эффективно подобрать несколько специфических и сосредоточиться на них.

1. Базаров, Т.Ю. Компетенции будущего: Квалификация Компетентность (критерии качества) [Электронный ресурс] / Т.Ю. Базаров Режим доступа: //www.tltsu.ru/publectures/lecture_06.html

2. Профессиональные компетенции [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.smart- edu.com/index.php?option=com_ content&view=article&id=701& Itemid= 525

3. Шакун, Ю.А. Профессиональные компетенции сотрудников, как инструмент конкурентоспособности организации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ctgg.ru/

Читайте также: