Маркшейдерские работы проводятся для изучения земных недр и снятия натурных измерений для последующих пространственно-геометрических построений, которые могут понадобиться для составления производственной документации, обозначения аварийных зон и возведения технических объектов различного назначения.
Вести геологоразведочную деятельность и проводить анализ состояния горных пород имеют право только организации, имеющие специальную лицензию.
Наличие лицензионного свидетельства - гарантия того, что любые инженерные изыскания будут проводиться компанией в чётком соответствии с действующими отраслевыми стандартами.
Срок действия бланка законом не ограничен .
Если в процессе работы компании произошли важные изменения в кадровом составе или были переоборудованы производственные помещения, в результате чего полностью изменилось состояние материально-технической базы, нужно уведомить об этом Ростехнадзор.
Пакет документов для переоформления свидетельства идентичен указанному выше. Процедура вынесения решения, как и в случае подготовки нового разрешения на ведение маркшейдерской деятельности, занимает 45 рабочих дней .
Справка! Размер пошлины, установленной налоговой службой - 3500 рублей.
Приостановление или прекращение действия
Действие разрешения на ведение маркшейдерских изысканий может быть приостановлено в случае выявления грубых нарушений правил пользования недрами и непредставление налоговой отчётности в установленные законодательством сроки.
Лицензиат также имеет право самостоятельно отказаться от лицензии, если намерен сменить профиль деятельности или закрыть юридическое лицо. Для этого он должен уведомить Ростехнадзор о своём решении в письменном виде за 6 месяцев до предполагаемой даты прекращения его прав и полномочий.
Последствия работы без лицензии
Ведение маркшейдерских работ без лицензионного свидетельства или с нарушениями требований и условий- серьёзное административное правонарушение, которое влечёт за собой наложение штрафных санкций:
- для юридических лиц - от 100 000 до 200 000 рублей или остановка деятельности компании на срок до 90 суток ;
- для должностных лиц - от 5 000 до 10 000 рублей ;
- для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 4000 до 8000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток .
Как гарантированно оформить лицензию?
Оформление маркшейдерской лицензии - процесс довольно сложный и длительный. Чтобы сократить затраты и избежать проблем с контролирующими органами, можно обратиться за помощью к компании-посреднику. После подписания доверенности сотрудники юридического бюро возьмут на себя не только подготовку документов, но и переговоры с Ростехнадзором.
Как правило, такие компании дают гарантию на вынесение положительного решения. А в случае возникновения проблем и нестыковок переоформляют документы заново без взимания дополнительной платы с клиента.
1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования производства маркшейдерских работ, осуществляемых на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
2. Производство маркшейдерских работ включает в себя:
а) пространственно-геометрические измерения горных разработок и подземных сооружений, определение их параметров, местоположения и соответствия проектной документации;
б) наблюдения за состоянием горных отводов и обоснование их границ;
в) ведение горной графической документации;
г) учет и обоснование объемов горных разработок;
д) определение опасных зон и мер охраны горных разработок, зданий, сооружений и природных объектов от воздействия работ, связанных с пользованием недрами.
3. Лицензирование производства маркшейдерских работ осуществляется Федеральным горным и промышленным надзором России (далее именуется - лицензирующий орган) .
4. Лицензионными требованиями и условиями при производстве маркшейдерских работ являются:
а) наличие в штате юридического лица работников, имеющих высшее профессиональное образование по специальности "маркшейдерское дело" и стаж работы по производству маркшейдерских работ не менее 3 лет;
наличие у индивидуального предпринимателя высшего профессионального образования по специальности "маркшейдерское дело" и стажа работы по производству маркшейдерских работ не менее 5 лет;
б) наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, приборов и инструментов, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;
в) повышение не реже 1 раза в 3 года квалификации индивидуального предпринимателя и работников юридического лица, осуществляющих производство маркшейдерских работ;
г) выполнение требований законодательства Российской Федерации, соответствующих государственных стандартов и нормативно - технических документов в области производства маркшейдерских работ и горного дела;
д) метрологическое обслуживание приборов и инструментов, используемых при маркшейдерских съемках;
е) наличие системы контроля за качеством выполняемых работ.
5. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:
а) заявление о предоставлении лицензии с указанием:
наименования, организационно-правовой формы и места нахождения - для юридического лица;
фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;
лицензируемая деятельность, которую юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять;
б) копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.10.2002 N 731)
копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве индивидуального предпринимателя;
в) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
г) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
д) копии документов, подтверждающих соответствующую лицензионным требованиям и условиям квалификацию индивидуального предпринимателя или работников юридического лица.
Если копии документов не заверены нотариусом, они представляются с предъявлением оригинала.
Требовать от соискателя лицензии представления иных документов не допускается.
6. Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в течение 60 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.
Лицензирующий орган при проведении лицензирования имеет право привлекать специализированные органы и организации, а также отдельных специалистов для независимой оценки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.
7. Лицензия на осуществление деятельности по производству маркшейдерских работ предоставляется на 5 лет. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии.
8. Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются:
а) наименование лицензирующего органа;
б) лицензируемая деятельность;
в) сведения о лицензиате:
наименование, организационно-правовая форма, номер документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, место нахождения - для юридического лица;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.10.2002 N 731)
фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, номер свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя - для индивидуального предпринимателя;
код лицензиата по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций и идентификационный номер налогоплательщика;
г) адреса зданий и помещений, используемых для осуществления лицензируемой деятельности;
д) дата принятия решения о предоставлении лицензии;
е) номер лицензии;
ж) срок действия лицензии;
з) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;
и) сведения о продлении срока действия лицензии;
к) сведения о переоформлении лицензии;
л) основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;
м) основание и дата аннулирования лицензии.
9. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется на основании предписания руководителя лицензирующего органа, в котором определяются лицензиат, срок проведения проверки, должностное лицо или состав комиссии, осуществляющие проверку.
По результатам проверки оформляется акт с указанием конкретных нарушений и срока их устранения, который подписывается должностным лицом или всеми членами комиссии. Лицензиат (его представитель) должен быть ознакомлен с результатами проверки, и в акте должна быть сделана запись о факте ознакомления. Если лицензиат не согласен с результатами проверки, он имеет право отразить в акте свое мнение. Если лицензиат отказывается от ознакомления с результатами проверки, должностное лицо или члены комиссии фиксируют этот факт в акте и заверяют его своей подписью.
Срок проведения проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, не может превышать 15 дней с даты получения от лицензиата письменного уведомления об устранении указанных нарушений.
Лицензиат уведомляется о предстоящей проверке не менее чем за три дня до начала ее проведения.
10. Лицензиат обязан проинформировать в 15-дневный срок (в письменной форме) лицензирующий орган об изменении своего почтового адреса и (или) адресов используемых им для осуществления лицензируемой деятельности зданий и помещений, а также обеспечивать условия для проведения проверок, в том числе предоставлять необходимую информацию и документы.
11. Лицензирующий орган при проведении лицензирования руководствуется Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" и настоящим Положением.
Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
В соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" Правительство Российской Федерации постановляет :
1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании производства маркшейдерских работ.
2. Признать утратившими силу:
Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2006 г. N 392 "О лицензировании производства маркшейдерских работ" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 27, ст. 2937);
Пункт 11 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2010 г. N 268 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 19, ст. 2316);
Пункт 14 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной пошлины, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. N 749 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 40, ст. 5076).
Председатель
Правительства Российской Федерации
В. Путин
Прим. ред: текст постановления опубликован в "Собрании законодательства РФ", 09.04.2012, N 15, ст. 1782.
Положение о лицензировании производства маркшейдерских работ
1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования производства маркшейдерских работ, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
2. Лицензирование производства маркшейдерских работ осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - лицензирующий орган).
3. Лицензируемая деятельность включает в себя выполнение следующих работ и услуг:
А) пространственно-геометрические измерения горных разработок и подземных сооружений, определение их параметров, местоположения и соответствия проектной документации;
Б) наблюдение за состоянием горных отводов и обоснование их границ;
В) ведение горной графической документации;
Г) учет и обоснование объемов горных разработок;
Д) определение опасных зон горных разработок, а также мер по охране горных разработок, зданий, сооружений и природных объектов от воздействия работ, связанных с пользованием недрами, проектирование маркшейдерских работ.
4. Лицензионными требованиями к соискателю лицензии на осуществление лицензируемой деятельности (лицензиату) являются:
А) наличие в штате юридического лица работника, имеющего высшее профессиональное образование по специальности "маркшейдерское дело" (имеющего высшее профессиональное образование и прошедшего профессиональную переподготовку с получением квалификации по указанной специальности), аттестованного в области промышленной безопасности (маркшейдерского обеспечения безопасного ведения горных работ) и имеющего стаж работы в области осуществления лицензируемой деятельности не менее 3 лет;
Наличие у индивидуального предпринимателя высшего профессионального образования по специальности "маркшейдерское дело" (высшего профессионального образования и профессиональной переподготовки с получением квалификации по указанной специальности), удостоверения об аттестации в области промышленной безопасности (маркшейдерского обеспечения безопасного ведения горных работ), и стажа работы в области осуществления лицензируемой деятельности не менее 5 лет;
Б) организация производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при ведении горных работ в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и установленными требованиями в области производства маркшейдерских работ (в случае если соискатель лицензии является недропользователем);
В) наличие оборудования, приборов и средств измерений, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;
Г) повышение квалификации индивидуального предпринимателя и работников юридического лица, осуществляющих лицензируемую деятельность, не реже 1 раза в 3 года.
5. Лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении деятельности по производству маркшейдерских работ помимо указанных в пункте 4 настоящего Положения являются:
А) допуск к выполнению работ, составляющих лицензируемую деятельность, лиц, имеющих специальную подготовку и квалификацию, в соответствии с пунктом 1 части пятой статьи 24 Закона Российской Федерации "О недрах";
Б) проведение маркшейдерских наблюдений, достаточных для обеспечения нормального технологического цикла горных работ и прогнозирования опасных ситуаций, своевременное определение и нанесение на планы горных работ опасных зон в соответствии с пунктом 5 части пятой статьи 24 Закона Российской Федерации "О недрах";
В) ведение маркшейдерской документации при осуществлении всех видов пользования недрами и обеспечение ее сохранности в соответствии с пунктами 3 и 11 части второй статьи 22 Закона Российской Федерации "О недрах";
Г) осуществление измерений с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку и калибровку в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении единства измерений";
Д) правильность осуществляемых пространственных измерений и определений параметров горных разработок и подземных сооружений, положений участков строительства и эксплуатации подземных сооружений, границ горных отводов, границ ведения горных и взрывных работ, опасных зон, зон охраны от вредного влияния горных разработок и сдвижения горных пород, контуров предохранительных целиков, границ разноса бортов карьеров и разрезов в соответствии с методиками (методами) измерений и установленными показателями точности измерений;
Е) проведение работ в соответствии с согласованной в установленном порядке проектной документацией на производство маркшейдерских работ, техническим проектом, планами и схемами развития горных работ, а также с требованиями по проведению маркшейдерских работ.
6. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление и документы, указанные в части 1 и пунктах 1, 3 и 4 части 3 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также:
А) реквизиты документов об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при ведении горных работ (наименование согласовавшего документы органа, дата и номер документа) в случае, если соискатель лицензии является недропользователем;
Б) копии документов (дипломов, аттестатов, удостоверений), подтверждающих квалификацию работников юридического лица (индивидуального предпринимателя), осуществляющих лицензируемую деятельность;
В) копии документов или заверенные в установленном порядке выписки из документов, подтверждающих стаж работы работников юридического лица (индивидуального предпринимателя), осуществляющих лицензируемую деятельность;
Г) копии документов, подтверждающих наличие оборудования, приборов и средств измерений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ и оказания услуг.
7. При намерении лицензиата осуществлять лицензируемую деятельность по адресу, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются новый адрес, а также следующие сведения:
А) перечень работ (услуг), планируемых к выполнению по этому адресу;
Б) реквизиты документов об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при ведении горных работ (наименование согласовавшего документы органа, дата и номер документа), если лицензиат является недропользователем и по этому адресу осуществляются маркшейдерские работы, в том числе работы (услуги) для маркшейдерского обеспечения ведения горных работ данным недропользователем.
8. При намерении лицензиата выполнять составляющие лицензируемую деятельность работы (оказывать услуги), не указанные в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются наименования этих работ (услуг), а также следующие сведения:
А) перечень адресов, по которым предполагается выполнять работы (оказывать услуги);
Б) реквизиты документов об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при ведении горных работ (наименование согласовавшего документы органа, дата и номер документа), если лицензиат является недропользователем и новые работы (услуги) осуществляются в том числе для маркшейдерского обеспечения ведения горных работ данным недропользователем.
9. Грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "б" и "в" пункта 4, подпунктами "а", "б" и "е" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также невыполнение требований, предусмотренных подпунктом "а" пункта 4 и подпунктами "в" и "д" пункта 5 настоящего Положения.
10. Представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии и документов, необходимых для получения лицензии, их прием лицензирующим органом, принятие решений о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении лицензии (об отказе в переоформлении лицензии), приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии и ее аннулировании, а также предоставление дубликата и копии лицензии, формирование и ведение лицензионного дела, ведение реестра лицензий и предоставление сведений, содержащихся в реестре лицензий, лицензионных делах соискателей лицензий и (или) лицензиатов, в том числе в электронном виде, осуществляются в порядке, установленном Федеральном законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".
11. Лицензионный контроль осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных статьей 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
12. При проведении проверки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии (лицензиатом) заявлении и прилагаемых к нему документах (сведениях о документах), лицензирующий орган запрашивает необходимые для предоставления государственных услуг в области лицензирования сведения у органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в порядке, установленном Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
13. За предоставление или переоформление лицензии, выдачу дубликата лицензии уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.