Авианосцы мира сравнение. Сколько авианосцев в США? Названия и типы американских авианосцев

Авианосцы США

При всем разнообразии современных боевых кораблей, ни один из них не производит столь же внушительного впечатления, как авианосцы США. Их грандиозные размеры как нельзя лучше соответствуют имиджу самой могущественной супердержавы за всю историю человечества. Сейчас уже трудно представить себе, что когда-то эти корабли считались второстепенными и вспомогательными. Тем не менее для того, чтобы значение авианосцев было осознано в полной мере, потребовались долгие десятки лет. В наши дни будущее морских гигантов вновь становится сомнительным, однако эти символы ничем не ограниченного могущества едва ли потускнеют в ближайшие годы.

История создания авианосца

14 ноября 1910 года состоялось событие, которое поначалу могло показаться не более чем еще одним шагом на триумфальном пути развития недавно родившейся авиации: с палубы лёгкого американского крейсера «Бирмингем» впервые взлетел небольшой самолет. Пилотировал его Юджин Эли. В начале следующего, 1911 года этому же лётчику удалось посадить свой аэроплан на другой корабль, крейсер «Пенсильвания».

Разумеется, само по себе это достижение могло бы и не привести к последующему появлению авианосцев, однако Юджин Эли, скорее всего, совершал свои полёты не просто так – ведь сама идея использования самолетов для войны на море в то время уже не была новой. Родилась она, скорее всего, во Франции – именно из этой страны американский военно-морской атташе в 1908 году отправил в Вашингтон доклад, в котором были изложены основы самой концепции будущих кораблей.

Значительно более ясное изложение тех же мыслей содержалось в книге «Военная авиация», написанной французским инженером Клеманом Адером. Этот человек примерно за 13 лет до полетов братьев Райт построил летающий аэроплан с мотором своей собственной конструкции. Впрочем, описывая придуманный им корабль с плоской палубой «очищенной от всяческих препятствий», Адер, едва ли проявил сверхъестественную прозорливость – идея, можно сказать, витала в воздухе вместе с самими самолетами, которым в те годы еще не требовалось длинных взлетно-посадочных полос.

Альтернативным способом привлечения авиации к войне на море было использование гидропланов. Поначалу этот путь выглядел наиболее многообещающим. Незадолго до начала Первой мировой войны , в мае 1914 года, британское Адмиралтейство выкупило у компании «Blyth Shipbuilding» корпус строившегося на верфи сухогруза с целью его последующей переделки в экспериментальную плавучую авиабазу.

Судно получило ангар и плоскую палубу, которая была предназначена не для совершения взлетов и посадок, а для запуска моторов и ремонта самолетов. Кроме того, были установлены достаточно мощные по тем временам краны, с помощью которых севшие на воду гидропланы можно было поднять на борт корабля, вошедшего в состав британского флота под названием Ark Royal.

Первая попытка создания авианосца с полноценной взлётно-посадочной палубой также была предпринята англичанами. Опыт, полученный при эксплуатации Ark Royal, а также значительный «противолодочный» боевой потенциал авиации, проявившийся в ходе Первой Мировой войны, заставили британских флотоводцев и судостроителей задуматься о создании еще одного носителя самолетов. Основой для этого корабля стал линейный крейсер Furious. Первоначально предполагалось, что на нем, как и на Ark Royal, будут размещаться гидропланы.

Когда в конце июня 1917 годаFurious был передан британскому флоту, он был оборудован лишь сравнительно небольшой взлётной палубой. Между тем, еще во время эксплуатации Ark Royal стало понятно, что посадка гидропланов на воду и их последующий подъем на борт возможны лишь при сравнительно тихой погоде. Разумеется, это ограничивало возможности авианесущих кораблей.

2 августа 1917 года один из самолетов, размещенных на Furious, выполнил первую в мире посадку на палубу движущегося корабля. Несмотря на успех этого эксперимента, было понятно, что для выполнения безопасных полетов полосу следует значительно удлинить. Поэтому корабль подвергся значительной модернизации — его палубы исчезла грот-мачта, было убрано кормовое орудие, ангары оборудовали специальными лифтами для подъёма самолетов. Главным же стало появление достаточно большой по тем временам посадочной полосы протяженностью в 91 метр.

Авиагруппа Furious после модернизации составила 20 самолетов – довольно много для 1918 года.

Практически одновременно с переоборудованием линейного крейсера английские судостроители осуществляли постройку корабля Argus, который стал первым авианосцем классической компоновки. Как и Ark Royal, он представлял собой переделанное гражданское судно – итальянский пассажирский лайнер Conto Rosso, приобретенный британским Адмиралтейством в августе 2016 года.

Главным отличием «Аргуса» стала большая плоская полетная палуба, занимавшая всю верхнюю часть корабля. Это позволяло летчикам осуществлять взлёт и посадку в значительно более благоприятных условиях, чем на Furious. Кроме того, именно на «Аргусе» впервые появились тормозные тросы для сокращения пробега самолетов, плоские горизонтальные дымовые трубы и множество других новшеств, впоследствии ставших типичными для этого класса кораблей.

Следует отметить, что при всех своих достоинствах Argus всегда рассматривался скорее как экспериментальный, опытный корабль, что было связано, прежде всего, с его «гражданским» происхождением и тихоходностью. Значительным недостатком было и отсутствие каких-либо надстроек над плоской верхней палубой. Поэтому уже после окончания Первой Мировой войны было принято решение о строительстве корабля Hermes, который, в отличие от всех своих предшественников, изначально проектировался как носитель палубной авиации. В состав британского флота «Гермес» вошёл лишь в 1920 году.

Таким образом, на звание первого в мире авианосца могут претендовать сразу несколько разных кораблей – и все они британские. Первенство могло бы достаться и Соединенным Штатам, но по каким-то причинам этого не случилось.

Имелись проекты создания авианосцев и в России. Автором одного из них являлся один из первых русских авиаторов, капитан Лев Мациевич. К сожалению, этот человек погиб осенью 1910 года во время выполнения демонстрационного полета, а проект его не получил никакого развития.

Эволюция авианесущих кораблей

Несмотря на довольно значительный прогресс, достигнутый в годы Первой Мировой войны и сразу после неё, дальнейшее развитие авианосцев в 20-е и 30-е годы прошлого века шло довольно медленными темпами. Это было связано прежде всего с отсутствием внятной концепции применения нового типа кораблей. Авианосцы предполагалось использовать для разведки, поиска подводных лодок и защиты флота от самолетов берегового базирования. Главной ударной силой продолжали считать огромные тяжелобронированные линкоры.

Первые попытки создания авианосцев в США натолкнулись на сопротивление со стороны командования флота, которое крайне низко оценивало не только боевые, но и эксплуатационные возможности аэропланов. Лишь в 1922 году американские моряки получили в своё распоряжение корабль, с которого могли взлетать самолеты. Это было переделанное грузовое судно «Юпитер», построенное еще в 1911 году и первоначально предназначенное для перевозки угля. После модернизации и переоборудования оно было превращено в авианосец CV-1 «Лэнгли».

Трудно сказать, сколько еще времени потребовалось бы США для постройки полноценных авианосцев, если бы не Вашингтонский договор, подписанный в 1922 году. В соответствии с этим документом, ведущие военно-морские державы, в число которых, наряду с Великобританией и США входили также Италия, Франция и Япония, брали на себя обязательства по ограничению количества линкоров и линейных крейсеров большого водоизмещения.

В те годы на американских верфях строились корабли Lexington и Saratoga. Оба они были спроектированы как линейные крейсера и подпадали под действие Вашингтонского договора. Единственным способом уберечь их от превращения в груду металлолома стала переделка в авианосцы. Именно так, почти принудительно, в составе американского флота и появились CV-2 и CV-3.

Подобным же образом тогда поступили и японские кораблестроители, превратившие в авианосцы линкор «Кага» и линейный крейсер «Акаги».

В течение 30-х годов прошлого века в США был создан новый тип больших авианосцев, получивший название Yorktown (в соответствии с именем головного корабля). Он оказался очень перспективным и позволил в дальнейшем разработать еще более совершенный тип Essex. Все авианосцы, построенные по этим проектам, уже не являлись результатом какой-либо переделки. При этом, однако, нельзя сказать, что появление новых кораблей сопровождалось значительным пересмотром военной доктрины.

Приблизительно таким же образом развивались события и в Японии – несмотря на то, что эта страна отказалась от ограничений, наложенных Вашингтонским договором, и получила возможность строить любые корабли, авианосцы по-прежнему недооценивались. Ситуация не изменилась даже после появления довольно удачных «Сорю» и «Хирю».

К началу Второй Мировой войны распределение авианосцев по флотам разных стран мира выглядело следующим образом:

  1. США – 8 кораблей, один из которых («Лэнгли») был переделан в авиатранспорт. Из семи остальных два представляли собой результат переоборудования линейных крейсеров;
  2. Франция – один авианосец «Беарн», переделанный из линкора еще в начале 20-х годов;
  3. Япония – 6 кораблей;
  4. Великобритания – семь авианосцев, включая старые «Аргус», Furious, Eagle, Hermes и «Корейджес». Более современным был только Ark Royal, спущенный на воду в 1937 году.

Боевые действия на море, развернувшиеся, начиная с 1939 года, продемонстрировали существенно увеличившуюся по сравнению с периодом Первой Мировой войны «противокорабельную» мощь авиации. Наглядным примером стало, в частности, нападение самолётов, взлетевших с нового английского авианосца Illastrious, на итальянские линкоры в бухте Таранто. Именно эта атака стала своего рода прообразом намного более масштабного разгрома американского линейного флота в Пёрл-Харборе в декабре 1941 года.

Сторонникам линкоров было преподнесено еще несколько жестоких уроков, включая уничтожение кораблей Repulse и «Принц Уэльский» 10 декабря 1941 года. В этом примечательном случае против британского флота действовали не авианосные, а береговые самолеты, но это мало что меняло – стало понятно, что даже самая мощная броня не позволяет защитить недавних «повелителей океана» от атаки с воздуха.

Определяющими стали события 1942-го года – битва в Коралловом море и сражение у острова Мидуэй. В обоих случаях главными участниками боев стали американские и японские авианосцы, наносившие удары друг другу с огромного расстояния. Обычные же надводные корабли ничего не решали.

В этих условиях главным фактором победы стала экономическая мощь США, позволившая этой стране в сравнительно короткие сроки построить десятки новых авианосцев. Япония не смогла ничего этому противопоставить, что и привело в итоге к её полному поражению. Экстренная переделка в авианосцы крупнейших в мире линкоров серии «Ямато» не могла переломить эту ситуацию.

В Атлантике обстановка складывалась несколько иначе. Здесь первостепенной стала «эскортная» роль авианесущих кораблей, поскольку главным противником являлись немецкие субмарины. США и тут оказались на высоте, сумев наладить довольно масштабный выпуск небольших вспомогательных авианосцев. Делались они чаще всего на базе сухогрузов или танкеров.

После завершения Второй Мировой войны главным потенциальным противником США стал Советский Союз. Поскольку военный флот, имевшийся у СССР, был сравнительно небольшим, масштабных морских сражений не предвиделось. По этой причине был предпринят ряд попыток превратить американские авианосцы в средство нанесения стратегических ударов по советской территории.

Предполагалось, что после перехода Холодной войны в «горячую» фазу авианосцы подойдут как можно ближе к берегам СССР, после чего с них поднимутся бомбардировщики A-3 Skywarrior и AJ Savage с ядерными бомбами на борту. Концепция эта с самого начала была весьма сомнительной, а после появления подводных ракетоносцев, тяжелой стратегической авиации и межконтинентальных ракет от неё пришлось и вовсе отказаться.

В то же время советский военный флот к 60-м годам значительно усилился, что поставило вопрос о возвращении американским авианосцам их первоначальной роли – они вновь должны были стать эффективным инструментом завоевания господства на море. Для этого были необходимы новые, более мощные и крупные корабли. Возникла концепция «суперавианосца», оснащенного атомным реактором и способного к неограниченно длительному плаванию. Первым таким кораблём стал CVN-65 Enterprize, введённый в строй в 1961 году. Затем началось строительство авианосцев класса Nimitz – настоящих монстров водоизмещением около 100 тысяч тонн. Сегодня именно они являются главной ударной силой американского флота и предметом национальной гордости Соединенных Штатов.

Современные авианосцы в США

CVN-65 Enterprize являлся, по меркам 60-х годов, прямо-таки «золотым» кораблём – в ходе его строительства и испытаний был потрачен 451 миллион долларов, что привело в ужас военное командование США. Учитывая это, от первоначальных замыслов, предусматривающих спуск на воду целой серии новых атомных авианосцев, решили отказаться. Ситуация изменилась после того, как Enterprize принял участие в войне во Вьетнаме, ярко проявив своё преимущество над своими более старыми «соперниками» — он мог сколь угодно долго находиться в заданном районе, не отвлекаясь на дозаправку топливом.

В итоге к концепции «суперавианосца» вернулись, но на ином уровне – решено было построить серию кораблей более продуманной конструкции. Если CVN-65 приводился в движение восемью атомными реакторами, то на авианосцах новой серии, впоследствии получившей название Nimitz, имелось только две ядерных установки.

Кроме того, был разработан особый производственный цикл изготовления этих кораблей, позволивший кардинально сократить сроки их строительства и заметно снизить накладные расходы.

Всего в состав американского военно-морского флота вошло 10 авианосцев класса Nimitz. Все они на сегодняшний день остаются в строю. Кроме того, в 2009 году на воду был спущен Gerald R. Ford – головной корабль новой серии. В целом этот авианосец схож со своими предшественниками, но конструкция и оснащение были заметно улучшены.

10 кораблей класса Nimitz

Разумеется, американские суперавианосцы появились не все сразу, они строились один за другим, постепенно увеличивая военно-морскую мощь США. Изготовителем этих кораблей стала компания Newport News Shipbuilding, на верфях которой было, кроме того, изготовлено больше половины всех американских атомных подводных лодок.

USS Nimitz (CVN68)

Сооружение самого первого авианосца в серии началось в июне 1968 года. Заняло оно чуть менее четырёх лет, после чего громадный корабль, полное водоизмещение которого достигает 104 112 тонн, подвергся целому ряду различных проверок и испытаний. Торжественная церемония ввода авианосца в состав ВМФ, одним из участников которой стал президент США Джеральд Форд, состоялась 3 мая 1975 года.

Назван был этот корабль в память о Честере Нимице, американском адмирале, который командовал во время Второй Мировой войны тихоокеанским флотом.

Первым эпизодом боевого применения авианосца стало его участие в попытке освобождения американских граждан, удерживаемых в Иране в качестве заложников (операция «Орлиный коготь»). Как известно, эта попытка завершилась полным провалом, к которому, впрочем, «Нимиц» никакого отношения не имел.

В 1981 году авианосец стал непосредственным участником «инцидента в заливе Сидра», жертвой которого стали два самолета Су-22 ВВС Ливии, сбитые истребителями F-14, взлетевшими с палубы «Нимица». Спустя десять лет корабль был использован для налётов на Ирак в ходе широко известной операции «Буря в пустыне».

В 2003 году авианосец «Нимиц», характеристики которого всё еще отвечали требованиям времени, снова привлекли к нанесению ударов по сторонникам Саддама Хусейна. Как известно, новая война закончилась оккупацией Ирака, который и сегодня еще не полностью восстановил свой государственный суверенитет.

Самым трагическим эпизодом истории этого корабля стало происшествие, случившееся еще в 1981-м году. Тогда на палубу авианосца рухнул самолет EA-6B Prowler. В результате 45 человек получили ранения, а 14 погибли. Одной из причин катастрофы стало употребление марихуаны членами палубной команды.

По всей видимости, именно CVN-68 станет первым кораблем класса «Нимиц», отправленным «на пенсию». В соответствии с новыми планами командования ВМФ, в составе американского флота должно быть лишь 10 авианосцев, а сейчас их 11.

Dwight D. Eisenhower

Второй корабль класса Nimitz получил свое название в честь американского президента Эйзенхауэра, который также известен как главнокомандующий экспедиционными силами союзников во время Второй мировой войны.

Строился этот авианосец несколько дольше, чем «Нимиц» - более пяти лет, начиная с 1975 года. В состав военного флота его ввели в 1977-м. В последующие годы этот корабль почти не попадал в новостную хронику, хотя и участвовал в целом ряде походов и боевых дежурств. Как и «Нимиц», этот авианосец был привлечен к нанесению воздушных ударов по Ираку в ходе операции «Буря в пустыне».

В течение полутора лет, начиная с лета 1995-го года, корабль подвергли крайне дорогостоящей модернизации. Общие затраты составили не менее трех миллиардов американских долларов.

В течение «нулевых» годов «Эйзенхауэр» неоднократно отправлялся на боевое дежурство в Персидский залив. В 2016-м авианосец находился в Средиземном море, выступая в качестве своего рода противовеса для российской корабельной группировки, рассредоточенной вблизи от берегов Сирии. До столкновений, к счастью, дело не дошло.

В настоящее время этот авианосец проходит серию испытаний после выполнения очередного ремонта. Предполагается, что к боевой службе корабль сможет вернуться в следующем году.

Carl Vinson

Третий по счету авианосец класса Nimitz появился в составе американского флота в 1982-м году. Строительство его началось за семь лет до этого и закончилось в 1980-м. Интересно, что конгрессмен Карл Винсон, на протяжении длительного периода возглавлявший Военно-морской комитет США, был еще жив, когда на верфях появился названный в его честь корабль.

В отличие от своих «старших братьев», «Карл Винсон» не принимал участия в операции «Буря в пустыне», поскольку в 80-е годы он посещал Средний Восток лишь эпизодически, совершив большую часть своих походов в пределах Тихого и Индийского океанов. Один из истребителей F-14, входивших в состав авиагруппы этого корабля, как раз в те годы принимал участие в съемках фильма Top Gun.

Первый эпизод боевого применения «Карла Винсона» состоялся в 2001 году, когда авианосец привлекли к нанесению ударов по группировке «Талибан» на территории Афганистана. Спустя два года корабль был использован и в ходе войны против Ирака. В 2011-м году на борт «Карла Винсона» доставили останки Усамы бен Ладена, «террориста №1», труп которого затем утопили в Аравийском море.

В апреле 2017 года этот авианосец был использован президентом США Трампом для психологического давления на руководство Северной Кореи. При этом американский лидер, по существу, солгал, заявив, что «Карл Винсон» направлен в Японское море, в то время как на самом деле корабль двигался в прямо противоположном направлении.

В мае 2019 года на борту авианосца был арестован один из членов его экипажа, обвиненный в шпионаже в пользу России. Впоследствии задержанный признал свою вину.

Theodore Roosevelt

Четвертый корабль класса Nimitz, названный в честь президента США Теодора Рузвельта, значительно отличался от своих предшественников. Это дало повод журналистам поговорить о новом типе авианосцев, однако официального отдельного обозначения последующая серия из четырех других кораблей так и не получила.

«Теодор Рузвельт», строившийся, начиная с 1980-го года, был введен в состав американских ВМС в 1986-м. Из всех авианосцев, принимавших участие в ударах по Ираку в 1991-м году, в рамках операции «Буря в пустыне», наибольшая нагрузка пришлась именно на этот корабль. Взлетевшие с него самолеты сбросили на цели свыше двух тысяч тонн различных боеприпасов в ходе четырех тысяч двухсот боевых вылетов.

Не менее активно использовался «Теодор Рузвельт» и во время нападения стран НАТО на Югославию весной 1999 года. Общее количество боевых вылетов составило тогда 4 270, причем все самолёты благополучно вернулись на авианосец.

Модернизация этого корабля проходила в 2007-м году, после чего он был возвращен в строй. Авианосец привлекался к борьбе против сомалийских пиратов, однако о каких-либо конкретных боевых эпизодах информации не было.

В 2016-м и 2018-м году «Теодор Рузвельт» совершал походы в Средиземное море, выступив в качестве условного противника для российской авиагруппировки в Сирии. Весной 2019-го этот корабль принимал участие в масштабных маневрах у берегов Аляски, за которыми самое пристальное наблюдение осуществляли российские самолеты Ту-95.

Abraham Lincoln

Весной 2019 года авианосец «Авраам Линкольн», получивший свое название в честь одного из самых известных президентов США, стал поводом для небольшого медийного скандала. Этот корабль был назван американским послом Хантсманом «ста тысячами тонн международной дипломатии», что в контексте других высказываний этого политика выглядело наглой угрозой в адрес России.

Авианосец Abraham Lincoln строился с 1984 по 1988 годы и уже в 1989-м был принят на вооружение. К операции «Буря в пустыне» его не привлекали, однако в 2003-м году корабль всё же был использован для нанесения ударов по территории Ирака.

По не вполне понятной причине именно этот авианосец стал персонажем широко известной байки «про маяк и корабль». Кроме того, «Линкольн», подобно «Карлу Винсону», использовался кинематографистами. С его участием был сделан известный блокбастер «Трансформеры».

В августе 2019 года на борту авианосца случилось чрезвычайное происшествие – при заходе на посадку совершил ошибку пилот самолета E-2D, в результате чего тяжелые повреждения получили четыре истребителя F/A-18 Super Hornet.

George Washington

Шестой корабль класса Nimitz в целом мало отличался от двух своих непосредственных предшественников, «Теодора Рузвельта» и «Авраама Линкольна». Как и эти корабли, он получил своё название в честь президента США – но только самого первого, Джорджа Вашингтона, одного из основателей самой страны.

Постройка авианосца продолжалась с 1986-го по 1990-й годы. Ввели в строй этот корабль в праздничный день – 4 июля 1992-го. Значительного боевого применения «Джордж Вашингтон» не получил, хотя, как и другие авианосцы, многократно посещал Персидский залив и Средиземное море.

В 2008-м году корабль «переехал» в Японию, на базу Йокосука, где ранее размещался старый авианосец «Китти Хок». Это вызвало у местного населения массовые протесты, поскольку на борту у «Джорджа Вашингтона» размещены атомные реакторы, что крайне не нравится жителям Японии.

В 2012-м авианосец совершил поход в Южно-Китайское море, став сильнейшим раздражителем для Китая, вовлеченного в территориальный спор в этом регионе. Другими участниками конфликта были Вьетнам, Бруней, Тайвань и Малайзия, но никаких вооруженных стычек не случилось. Спустя год «Джордж Вашингтон» был использован для доставки гуманитарной помощи для жителей Филиппин, пострадавших от разрушительного тайфуна.

В 2016-м году появились сообщения о том, что авианосец будет оснащаться беспилотными заправщиками. Видимо, соответствующие работы были включены в плановый ремонт корабля, продолжающийся в настоящее время. Продолжительность этого ремонта составит около четырех лет, а сумма затрат превышает четыре с половиной миллиарда долларов.

John C. Stennis

Авианосец «Джон Стеннис», получивший свое название в честь американского сенатора, стал первым кораблем класса Nimitz, построенным по модульной схеме. Это обозначает, что он был собран из отдельно изготовленных элементов, количество которых составляет 161. Благодаря такой технологии срок строительства сократился более чем в два раза – заложили авианосец в 1991-м, а спустили на воду уже в 1993-м. В то же время ввод в эксплуатацию этого корабля по непонятным причинам несколько затянулся.

Первый поход «Стенниса» состоялся в 1998-м. Авианосец проследовал в Персидский залив через Суэцкий канал, где вместе с «Джорджем Вашингтоном» принял участие в операции «Южный дозор». В том же году начался первый плановый ремонт корабля.

В ноябре 1999-го года команда ухитрилась посадить авианосец на мель, что, впрочем, нанесло ему сравнительно умеренный ущерб. В первое десятилетие двадцать первого века этот корабль неоднократно совершал походы в Персидский залив, однако в боевых действиях он прямого участия не принимал.

В 2012 году «Джон Стеннис» получил сигнал бедствия от судна, которое было атаковано пиратами. С борта авианосца был послан вертолет, после появления которого пираты попытались скрыться, однако подоспевший крейсер из состава АУГ задержал их.

В последующие годы этот корабль вновь многократно появлялся у берегов Ирана. Предполагается, что вскоре он будет направлен в доки для проведения капитального ремонта и модернизации. Произойдет это сразу после возвращения на своё место в боевом строю авианосца «Джордж Вашингтон».

Harry S. Truman

Этот авианосец, получивший своё название в честь президента США Гарри Трумэна, получившего этот пост незадолго до конца Второй Мировой войны, был построен в течение трех лет, начиная с 1993 года. В 1998-м его официально ввели в состав военно-морского флота.

Как и другие американские авианосцы, этот корабль часто использовался для боевого патрулирования в водах Персидского залива. В 2003-м году «Гарри Трумэн» был использован для съемок фильма «Слезы солнца», в котором снимались Брюс Уиллис и Моника Белуччи. В течение последующих 13 лет корабль многократно совершал различные походы, но в боевых действиях не участвовал.

В 2016-м году самолеты, взлетевшие с палубы «Гарри Трумэна», нанесли ряд ударов по объектам террористических группировок на территории Сирии. Первоначально предполагалось, что бомбардировкам будут подвергнуты также и правительственные войска, но этого не произошло.

Весной 2019 года в СМИ попали сообщения о том, что этот авианосец вскоре будет выведен из состава флота и списан. В качестве основной причины называлось стремление правительства США к экономии средств. Достоверность этой информации оценить пока не представляется возможным.

В сентябре 2019 «Гарри Трумэн» должен был выйти в очередной поход во главе корабельной группировки, однако этого не случилось, так как на борту возникли поломки, устранение которых продолжается в настоящее время.

Ronald Reagan

Президент США Рональд Рейган, занимавший этот пост в 80-е годы прошлого века, был еще жив, когда построили названный в его честь атомный авианосец. Произошло это в 2001-м году. Корабль несколько отличается от более ранних представителей класса Nimitz.

Изменения, в частности, позволили увеличить устойчивость авианосца в условиях значительного волнения. Кроме того, увеличена максимально допустимая масса самолетов, совершающих посадку на полётную палубу. В то же время количество тормозных тросов сокращено до трёх.

Портом приписки «Рональда Рейгана» стал японский порт Йокосука (первоначально он базировался в Сан-Диего). В основном этот авианосец используется в акватории Тихого океана. В 2018-м году произошло примечательное происшествие: выяснилось, что часть команды корабля употребляет на службе препарат ЛСД. По иронии судьбы, именно Рональд Рейган когда-то инициировал кампанию против распространения наркотиков среди военных моряков.

В августе 2019 года авианосец прибыл на Филиппины с дружественным визитом, но был при этом почему-то явно перегружен вооруженными самолетами, на что немедленно обратили внимание местные журналисты. Нельзя не отметить, что власти Китая достаточно нервно относятся к присутствию американских военных кораблей в этом регионе.

George H. W. Bush

Последний авианосец класса Nimitz стал своего рода «переходным» кораблем. На нем опробовались некоторые новшества, которые затем предполагалось использовать при строительстве авианосцев следующего поколения. Название было присвоено в честь Джорджа Буша-старшего, 41-го президента США, который сам принял непосредственное участие в церемонии именования.

Строительство началось в 2003-м, а в 2009-м году корабль был введен в строй. Для американского бюджета этот авианосец обошелся в 6,2 миллиарда долларов, что заметно превосходило затраты на строительство его непосредственных предшественников, которые стоили $4,5 млрд.

Неполный перечень новшеств, которые появились на «Джордже Буше», выглядит следующим образом:

  1. Использовано новое, более лёгкое покрытие палубы;
  2. Увеличена вместимость ангара;
  3. Модернизирован винт;
  4. Корпус корабля сделан выпуклым, что снизило его эффективную поверхность рассеивания (ЭПР);
  5. Изменена схема обслуживания самолетов;
  6. Появились новые места для хранения авиационного топлива.

В то же время состав авиагруппы несколько уменьшился – на более ранних «Нимицах» он мог достигать 90 самолетов, в то время как на борту «Джорджа Буша» размещается лишь 68 летательных аппаратов (включая вертолеты).

Целью первого боевого похода нового авианосца стал традиционный визит в Персидский залив. Через несколько месяцев после возвращения, в июле 2012 года, корабль был направлен на капитальный ремонт – явно внепланово. В прессу тогда просочилась информация о целом ряде недоработок, среди которых были и нелепые – например, неисправно действующая канализационная система.

В 2014 году, на фоне референдума в Крыму, в украинской прессе почти два месяца муссировались заведомо абсурдные сплетни о скором прибытии «Джорджа Буша» в Черное море.

В феврале 2019 года авианосец был отправлен на очередной плановый ремонт. Продолжительность работ должна была составить десять месяцев, однако в конце лета было сообщено о том, что вернуться в строй корабль сумеет в лучшем случае в конце 2021 года. С чем это связано – совершенно непонятно.

Новейший авианосец Gerald R. Ford

В 2009-м году в Америке началось строительство головного авианосца нового класса. Этот корабль, получивший своё название в честь президента Джеральда Форда, при правлении которого когда-то были спущены на воду первые «Нимицы», должен был стать новой вехой в истории американского военного флота, однако пока ему еще не удалось оправдать этих ожиданий.

Размеры и водоизмещение нового авианосца почти не отличаются от аналогичных характеристик кораблей класса Nimitz, но к этому конструкторы и не стремились. Главной целью стало улучшение характеристик всего бортового оборудования, начиная с энергетической установки. В частности, запаса ядерного топлива, изначально размещенного в двух реакторах, должно теперь хватать на весь период эксплуатации корабля, который, по расчетам, составит 50 лет. В то же время мощность возрастет на 25% или более.

Усовершенствованная электроника позволит на 40% сократить численность экипажа авианосца по сравнению с кораблями класса «Нимиц», а электромагнитные катапульты новой конструкции дадут возможность существенно увеличить «производительность» лётной палубы, увеличив ежесуточное количество боевых вылетов со 120 до 160.

Кроме того, корабль оснащен новейшими радиолокационными станциями, а основным самолетом его авиагруппы должен стать многоцелевой малозаметный истребитель F-35.

В 2017-м году было заявлено о завершении ходовых испытаний «Джеральда Форда», после чего авианосец был введен в состав флота. Вскоре, однако, выяснилось, что решены далеко не все проблемы. В одном только 2019-м году корабль пришлось трижды срочно возвращать в порт из-за различных поломок. До сих пор «Джеральд Форд» совершает свои походы «порожняком», поскольку авиагруппа всё еще не составлена.

Между тем накладные расходы, которые выглядели явно чрезмерными еще на момент спуска корабля на воду, продолжают увеличиваться. Это едва ли нравится командованию флота – ведь их уверяли, что эксплуатация нового поколения авианосцев станет намного дешевле использования «Нимицев». Проблемы усугубляются еще и недоведенностью самолетов F-35. Судя по всему, «Джеральд Форд» придется комплектовать скорее истребителями F/A 18. Неудивительно, что военные эксперты, подсчитывая, сколько авианосцев у США, зачастую вообще не принимают во внимание этот корабль.

Технические характеристики

Поскольку все авианосцы класса Nimitz строились по единому проекту, их основные характеристики различаются лишь незначительно.

Необходимо учитывать, что помимо основного экипажа, на корабле размещается персонал авиакрыла и лётный состав – это еще 2 480 человек. Ядерного топлива, имеющегося в реакторе, хватает на 13 лет эксплуатации и более миллиона миль «пробега».

Особенности конструкции

Корпус современных американских авианосцев изготавливался (начиная с «Джона Стиннеса») по модульной схеме. Конфигурация его осталась в целом неизменной со времен Второй Мировой войны – массивная «коробка», изготовленная из приваренных друг к другу стальных листов и накрытая сверху плоской полетной палубой. По правому борту находится так называемый «остров» — надстройка, из которой осуществляется управление полётами и самим кораблём. Общий вес несущих конструкций авианосца превышает 60 тысяч тонн.

Площадь полетной палубы достигает 18 200 квадратных метров. Её покрытие состоит из соединенных между собой листов брони. В случае необходимости любой из этих элементов может быть демонтирован и заменен.

В самой нижней части авианосца размещается топливо для самолетов, а также силовая установка, состоящая из двух атомных реакторов. Над ней находятся девять служебных палуб, а на десятой находится ангар для самолетов. Общая площадь этого помещения превышает 6 800 квадратных метров. Высота потолков – около восьми метров.

При возникновении опасности пожара ангар разделяется специальными перегородками на три изолированных отсека.

Следующая палуба авианосца называется галерейной. Часть её отведена для размещения жилых кают, но основное предназначение этого пространства иное – здесь находится боевой пост управления, и центр управления аэрофинишером и катапультами.

Подъем самолетов из ангара на полетную палубу, которая находится непосредственно над галерейной, осуществляется при помощи четырех лифтов. Три из них находятся по правому борту, два впереди относительно надстройки и один позади.

Катапульты, обеспечивающие одновременный взлёт двух самолетов, являются паровыми (на новейшем авианосце «Джеральд Форд» они электромагнитные). Всего таких устройств четыре. Скорость разгона самолета при помощи катапульты – до 200 км/ч.

Основная силовая установка корабля составлена из двух ядерных реакторов A4W/A1G компании Westinghouse и четырех паровых турбин. Кроме того, на борту имеется и источник «аварийного питания» — дизельные двигатели совокупной мощностью в 10 720 лошадиных сил.

Посадочная полоса авианосца направлена несколько в сторону, что позволяет летчикам, допустившим ошибку, уйти на второй круг.

Боевое вооружение и авиация

Основой ударной мощи этих кораблей, разумеется, являются размещенные на их борту самолеты. Типичный состав авиакрыла выглядит следующим образом:

  1. Многоцелевые истребители-бомбардировщики F/A-18. Наиболее современная версия этого самолета – F/A-18F SuperHornet. Общее количество машин – 48;
  2. ЕА-18G Growler – самолеты радиоэлектронной борьбы. Общее количество – 4 единицы;
  3. E-2C Hawkeye – самолеты дальнего радиолокационного обнаружения. Общее количество – 4 единицы;
  4. MH-60 Seahawk – противолодочные и спасательные морские вертолеты. Общее количество – 10 штук.

В качестве дополнения на борту могут находиться два самолета C-2 Greyhound. Допускается увеличение количества ударных машин.

В прошлом на борту «Нимицев» базировались также тяжелые двухместные истребители F-14. Они были предназначены для перехвата противокорабельных крылатых ракет и их воздушных носителей (например, советских бомбардировщиков Ту-22М3).

Кроме того, на авианосцах класса «Нимиц» устанавливались некоторые корабельные системы вооружений. В частности, для уничтожения воздушных целей могли быть использованы зенитные ракетные комплексы среднего радиуса действия RIM-7 Sea Sparrow и малого радиуса действия RIM-116 Sea Ram. Характеристики их выглядят так:

На самом ближнем рубеже обороны прорвавшиеся крылатые ракеты могут быть встречены огнем шестиствольных автоматических пушек М61А1 калибром 20 мм, размещенных в установке Mark 15 Phalanx. Они способны поражать цели на дистанции до полутора километров, ведя стрельбу со скоростью в 3000 выстрелов в минуту.

Следует отметить, что весь этот комплекс оборонительного вооружения едва ли сколько-нибудь эффективен против сверхзвуковых тяжелых противокорабельных ракет советского производства, таких, как «Гранит», или Х-22.

Поздние авианосцы класса Nimitz оборудовались также пусковыми установками для противокорабельных ракет «Гарпун» и двумя трехтрубными торпедными аппаратами.

Авианосцы России и США – сравнение

Вообще говоря, авианосцы России и США до такой степени не похожи друг на друга, что любое их сравнение выглядит по меньшей мере натянутым. Сопоставлять «Адмирал Кузнецов» с любым из «Нимицев» едва ли корректно. Это корабли совершенно разных «весовых категорий». Водоизмещение российского авианосца составляет всего только 46 540 тонн, а количество летательных аппаратов на его борту не превышает 52 единиц, включая 24 вертолета.

Кроме того, «Адмирал Кузнецов» не имеет атомного реактора, это корабль с обычными дизельными двигателями. Единственное, да и то весьма относительное преимущество российского авианосца – это наличие двенадцати пусковых установок для противокорабельных ракет «Гранит». Несмотря на почтенный возраст этого оружия, оно и сегодня представляет собой более чем серьёзную угрозу для любой надводной цели.

Необходимо учитывать, что «Кузнецов» создавался не в качестве аналога «Нимица», его задачи были намного более скромными – корабль должен был обеспечивать воздушное прикрытие советских атомных подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ). Кроме того, он мог также использоваться и для поиска субмарин противника.

Еще до «Адмирала Кузнецова» в состав советского военно-морского флота входили нескольку авианосцев, рассчитанных на использование самолетов вертикального взлета и посадки. К сожалению, созданные для этих кораблей штурмовики Як-38 так и не стали полноценными ударными машинами, а разработка нового Як-141 прекратилась после распада СССР.

Сегодня существует несколько новых проектов российского авианосца, однако вполне вероятно, что они никогда не будут реализованы. Дело тут даже не в отсутствии необходимых технологий и производственного опыта, и не в нехватке финансирования – главной проблемой являются серьёзные сомнения в необходимости для России самих этих кораблей, особенно таких, которые соответствуют критериям «суперавианосца».

Вся история боевого применения «Нимицев» указывает на то, что они использовались, прежде всего, против слабых региональных государств, находившихся на большом удалении от США. Трудно представить себе, что Россия в обозримом будущем будет заниматься чем-то подобным. Даже гораздо более могущественный СССР не распространял так далеко свою военную активность. С другой стороны, будь в распоряжении советского руководства даже два десятка таких же кораблей, как «Нимиц», чем бы это могло помочь в ходе войны в Афганистане?

В ходе какого-то крупномасштабного ядерного конфликта особой пользы от авианосцев тоже ожидать не приходится – про них могут даже и не вспомнить. Учитывая всё это, нетрудно спрогнозировать, что планы по созданию российских «Нимицев» и «Джеральдов Фордов» дальше самого общего замысла едва ли продвинутся.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Современные вооруженные силы должны быть мобильны - многомесячные походы на боевых слонах и полугодичные военных экспедиции на галерах остались в далеком прошлом. Теперь, когда счет идет даже не на дни, а на часы, для армий нет ничего более эффективного, чем авианосцы. А лучше авианосца может быть только большой, очень большой авианосец. В этом материале "РГ" расскажет о кораблях, которые вызывают зависть даже у синих китов.


"Синано"

Японский гигант с натяжкой можно отнести к современному , ведь в 1944 году он благополучно затонул во время выполнения своего первого задания. Но уж в чем сомневаться не стоит, так это в его колоссальных, тем более для того времени, размерах. Его длина составляла 266 метров, а водоизмещение - 68060 тонн. Для того, чтобы вы осознали размеры этой громадины, представьте "Титаник". Так вот этот легендарный лайнер был всего на три метра длиннее "Синано", а по водоизмещению и вовсе проигрывал 10 тысяч тонн.

Изначально японец должен был стать четвертым в серии линейных кораблей типа "Ямато", но планы конструкторов перекроила битва за Мидуэй, где императорский флот Японии потерял четыре новеньких авианосца и целую группу кораблей поменьше. Достроенный наполовину "Синано" было решено как можно скорее переделать в судно, способное нести на себе авиатехнику.

Спешка дала о себе знать во время первого и последнего боя гиганта. В ноябре 1944 года он был торпедирован американской подводной лодкой. Водонепроницаемые переборки были установлены неверно, потому оказались негерметичными, а команда была неопытной.

"Синано" затонул спустя 7 часов после атаки и спустя 17 часов после выхода из порта.

"Варяг" или "Ляонин"

Великан с очень интересной и немного грустной судьбой был заложен на судоверфи в Николаеве в 1985 году, а спущен на воду уже в 1988. Большая часть технических устройств на корабле отсутствовала, а общую готовность боевого судна можно было оценить не выше 60 процентов. После распада СССР он достался Украине, которая до 1998 года вкладывала в него ровно столько средств, сколько необходимо было для поддержания его на плаву, не более.

В 1998 году гигант длиной в 304,5 метра и водоизмещением в 59500 тонн был продан официальным Киевом за смехотворную сумму в 20 миллионов долларов. Покупателем выступила частная китайская фирма, которая заявляла о намерении превратить недостроенный авианосец в парк развлечений и казино. Но если такие планы и были, то от них отказались практически сразу: 20 миллионов за венец творения советских конструкторов - цена ничтожная, поэтому правительство КНР национализировало судно и достроило его. Таким образом, к 2011 году Китайская Народная Республика вошла в пул стран, имеющих у себя на вооружении авианосцы.

"Адмирал Кузнецов"

Самый большой и мощный авианесущий крейсер Европы и Азии начал строиться во все том же Николаеве в 1982 году. Назван в честь Николая Герасимовича Кузнецова, адмирала флота Советского Союза.

По всем своим характеристикам авианосец был передовым: палуба удлинена для возможности взлета и посадки Су-25,Су-27 и МиГ-29, а корпус возводился уникальным способом из блоков массой до 1400 тонн. Аэрофинишеры, оптическая система посадки "Луна" и боковые подъемники самолетов впервые появились именно на нем. В длину "Адмирал" больше трех футбольных полей, он - как Эйфелева башня без шпиля - 306 метров. Одновременно на такой махине может находиться целая маленькая воздушная армия - 25 самолетов и 25 вертолетов.

В отличие от большинства стандартных авианосцев вооружение "Адмирала Кузнецова" далеко не скромное: 12 пусковых установок 4К80 ПКРК "Гранит", 8 пусковых установок "Кортик" с арсеналом в 256 ракет, 6 шестиствольных 30-мм артиллерийских установок АК-630М на 48 тысяч снарядов и 4 шестиствольные пусковые установок ЗРК "Кинжал". Радиолокация также на высоте - комплекс "Бейсур", "Буран-2" и радиолокационная станция управления полётами "Резистор", а экипаж "Кузнецова" - это почти 2000 матросов и офицеров. "Кузнецов" - это настоящая краса и гордость России.

К 2015 году на корабле заменят все палубные истребители Су-33 на многофункциональные МиГ-29К. До 2017 года судно пройдет капитальный ремонт.

"Нимиц"

Этот американский Гулливер назван в честь Честера У. Нимица, главнокомандующего тихоокеанским флотом США во время Второй мировой войны. Авианосец "Нимиц" был заложен еще в далеком 1968 году и стал одним из первых кораблей такого типа с ядерной силовой установкой. Участвовал в печально известной провальной спецоперации "Орлиный коготь" в 1980 году. В мае 1981 года на борту произошел инцидент: садящийся истребитель "Проулер" разбился, погибло 14 человек, а около 50 было ранено.

Авианосец обладает гигантскими размерами - 332 метра в длину и водоизмещением почти в 100 000 тонн. Но эти цифры не принесли ему успеха в 2008 году, когда два российских Ту-95МС в рамках тренировочного полета подразнили "плавучую крепость". Один из них пролетел на высоте всего лишь в 600 метров над "Нимицом" и даже поднятые вверх по тревоге истребители F/A-18 не смутили наших летчиков.

"Энтерпрайз"

Более полувека назад, в 1960 году, на воду был спущено судно CVN-65 Enterprise, которое до сих пор остается самым длинным военным кораблем всех времен - 342 метра! Также "Большой Э" стал первым в мире атомным авианосцем, а экипаж у этого здоровяка составлял немногим меньше 5000 человек. Всего планировалось создать 6 таких кораблей, но и выпуск первого "Энтерпрайза", который обошелся в 451 миллион долларов, пошатнул экономику США, поэтому от остальных кораблей в проекте отказались.

Авианосец всегда позиционировался как вершина военно-морского развития страны и принимал участие во всех конфликтах и войнах "звездно-полосатых". От Карибского кризиса до Вьетнамской войны, от противоборства Северной и Южной Кореи до Югославии и Ирака. Не обходили стороной его и неприятные происшествия, 14 января 1969 года из-за небрежности экипажа самопроизвольно взорвалась ракета на одном из самолетов "Фантом". Последующий пожар уничтожил еще 15 истребителей, погибло 27 человек, 349 были ранены. Всего же за 52 года на авианосце прошли службу более 100 000 человек.

Корабль был списан в 2012 году, а к 2015 году его закончат разбирать на металлолом, несмотря на многочисленные протесты бывших моряков, которые уговаривали правительство сделать из легендарного судна плавучий музей.

7 декабря 1922 года был введен в строй первый в мире корабль, специально спроектированный и построенный как авианосец. Это был японский легкий авианосец межвоенного периода «Хосе». Использовался как опытный и учебный корабль для тестирования оборудования, отработки техники пилотирования и тактики морской авиации. Он был первым в своем роде.

АВИАНОСЕЦ «ХОСЁ»

В переводе с японского языка «Хосё» означает «Летящий феникс». Как было сказано выше, «Хосё» - это японский легкий авианосец межвоенного периода. Он был первым в мире кораблем, спроектированным и построенным как авианосец. Он также был первым авианосцем ВМС Японии. В основном «Хосё» использовался как опытный и учебный корабль для тестирования оборудования, отработки техники пилотирования и тактики морской авиации. Впервые принял участие в боевых действиях в 1932 году во время Шанхайского инцидента, затем - в конце 1937 года на начальной стадии Японо-китайской войны (1937–1945). В обоих конфликтах самолеты «Хосё» осуществляли поддержку с воздуха наземных сил и участвовали в воздушных боях с авиацией китайских националистов. Небольшие размеры корабля и малая численность авиагруппы (около 15 самолетов) ограничивала эффективность его применения в боевых операциях. По этой причине «Хосё» был выведен в резерв и в 1939 году стал учебным авианосцем. Во время Второй мировой войны участвовал в битве за Мидуэй в качестве вспомогательного авианосца. После битвы продолжал функционировать в качестве учебного авианосца в территориальных водах Японии, к концу войны получил незначительные повреждения от атак с воздуха. После войны использовался в качестве транспорта для репатриированных японских солдат, возвращавшихся в Японию. Сделал 9 рейсов, перевез около 40 тыс. человек. В 1946 году был продан на слом.
К моменту вступления в строй «Хосё» имел максимальную длину 168 метров, ширину 18 метров и осадку 6,2 метра. Стандартное водоизмещение корабля составило 7470 тонн, нормальное - 9494 тонны. Численность экипажа составляла 512 офицеров и матросов. Корабль практически не имел вооружения - только 140-мм орудия с длиной ствола 50 калибров, по два с каждого борта. На «Хосё» были установлены две паровые турбины «Парсонз» суммарной мощностью 30 тыс. л. с., которые вращали два винта. Проектная скорость корабля составляла 25 узлов. Авиагруппа корабля составляла 15 самолетов.

АВИАНОСЕЦ «ЭНТЕРПРАЙЗ»

«Энтерпрайз» является первым в мире авианосцем, который был создан с ядерной силовой установкой. Это первый и единственный корабль своего проекта, несмотря на еще пять запланированных к постройке «собратьев». Итоговая стоимость «Энтерпрайза» достигла 451 млн долларов, и это стало одной из причин, по которой серийное строительство серии так и не началось. Имеет наибольшую длину среди боевых кораблей мира - 342 метра. Одной загрузки ядерным горючим хватает на 13 лет службы, за это время корабль может пройти до 1 млн миль. Из-за сильного превышения бюджета «Энтерпрайз» остался без запланированной зенитно-ракетной системы Terrier. Вместо этого система обороны корабля была оснащена тремя ПУ ЗРК RIM-7 Sea Sparrow малой дальности. «Энтерпрайз» является единственным авианосцем с более чем 2 ядерными реакторами, неся на борту 8 реакторов. Дополнительным новшеством на «Энтерпрайз» была установлена радарная система SCANFAR, основанная на фазированной антенной решетке предоставляющая преимущество над традиционными радарами с вращающейся антенной.
Итак, авианосец «Энтерпрайз» имеет максимальную длину 342 метра, ширину 78 метров и осадку 12 метров. Стандартное водоизмещение корабля составило 73 858 тонн, полное - 93 400 тонн. Численность экипажа составляет 3 тыс. человек, плюс 1800 человек авиакрыла. На «Энтерпрайзе» установлены 8 реакторов суммарной мощностью 210 МВт (285 520 л. с.). Скорость корабля составляет 33,6 узлов (62,2 км/ч). Авиагруппа авианосца составляет 90 самолетов и вертолетов.

АВИАНОСЕЦ «АДМИРАЛ КУЗНЕЦОВ»

Это тяжелый авианесущий крейсер, входящий в состав Северного флота России. Основное его предназначение - поражение крупных надводных целей и защита морских соединений от атак вероятного противника. Он был назван в честь Николая Герасимовича Кузнецова, адмирала флота Советского Союза. Построен в Николаеве, на Черноморском судостроительном заводе. На его борту во время походов базируются самолеты Су-25 и Су-33, а также вертолеты Ка-27 и Ка-29. «Адмирал Кузнецов» был спущен на воду 4 декабря 1985 года, после чего продолжалась его достройка на плаву. К 2015 году планируется заменить Су-33 на многофункциональные МиГ-29.
Авианосец «Адмирал Кузнецов» имеет максимальную длину 306 метров, ширину 71 метр и осадку 10 метров. Стандартное водоизмещение корабля составляет 46 540 тонн, полное - 59 100 тонн. Численность экипажа составляет 1980 человек, в том числе: 520 офицеров, 322 мичмана и 1138 матросов. На «Адмирале Кузнецове» установлены четыре паротурбины мощностью 50 000 л. с. каждая, девять турбогенераторов мощностью 2 039 л. с. каждый и шесть дизель-генераторов мощностью 2 039 л. с. каждый. Таким образом авианосец обладает суммарной мощностью в 230 585 л. с. Скорость корабля составляет 29 узлов (53,7 км/ч). Авиагруппа авианосца составляет 50 самолетов и вертолетов.

АВИАНОСЕЦ «ЛЯОНИН»

«Ляонин» является пока первым и единственным авианосцем ВМС Китайской Народной Республики. Он был заложен в 1985 на верфи в Николаеве для ВМФ СССР. После распада СССР в 1992 году корабль достался Украине, и постройка была прекращена в 1998 году. Куплен Китаем за 25 млн долларов официально с целью организации плавучего центра развлечений. Отбуксирован в Китай и достроен как авианосец. Заступил на боевое дежурство 25 сентября 2012 года. Конструкция корабля близка к однотипному «Адмиралу Кузнецову». Большинство отличий заключаются в использованных системах вооружения и радиоэлектронном оснащении. По имеющимся данным, пусковые установки ракет П-700 «Гранит» в носовой части авианосца были демонтированы, а палубные шахты - заделаны, чтобы освободить больше места для расположения запасных частей самолетов. Вместо шести автопушек АК-630, китайский авианосец несет три автоматические пушки Type 1130, являющиеся близким аналогом системы Goalkeeper. Зенитно-ракетное вооружение состоит из трех восемнадцатизарядных пусковых установок ракет FL-3000N ближнего радиуса действия, оснащенных инфракрасным сканирующим датчиком и имеющим дальность действия до 6 километров. В целом, вооружение корабля выглядит сравнительно ослабленным и ориентированным исключительно на самооборону авианосца.
Авианосец «Ляонин» имеет максимальную длину 304 метра, ширину 75 метров и осадку 10 метров. Численность экипажа составляет 1980 человек. На «Ляонине» установлены четыре паротурбины суммарной мощностью 200 тыс. л. с. Скорость корабля составляет 29 узлов (53,7 км/ч). Авиагруппа авианосца составляет 30 самолетов и 24 вертолета.

АВИАНОСЕЦ «НИМИЦ»

Авианосец «Нимиц» американских ВМС является самым большим военным судном в мире. Имея длину 333 метра, ширину 77 метров и водоизмещение порядка 98 тыс. тонн, он способен разместить у себя на борту до 90 единиц боевой авиационной техники, из которых 64 самолета и 26 вертолетов. Команда судна включает в себя экипаж 3200 человек, авиагруппу 2800 человек и 70 человек командного состава. При таких характеристиках авианосец может достигать скорости до 30 узлов (55,6 км/ч). Такой корабль может работать до 20 лет без замены энергоносителя силовой установки.
Энергоустановка авианосца включает основную и вспомогательную силовые установки. Основная включает в себя два ядерных водо-водяных реактора, работающих на четыре паровые турбины. Суммарная мощность турбин составляет 280 тыс. л. с. Вспомогательная установка включает в себя четыре дизельных двигателя общей мощностью 10 700 л. с. На «Нимице» установлено бортовое вооружение для защиты от различного рода противников. Для обороны от воздушного противника, имеется три зенитно-ракетных комплекса и четыре зенитных артиллерийских установки калибра 20 мм. Для защиты от торпед применяются два торпедных аппарата калибра 324 мм.

АВИАНОСЕЦ «СИНАНО»

Это корабль Императорского флота Японии времен Второй мировой войны. Являлся крупнейшим авианосцем того времени. Первоначально корабль мог стать одним из четырех сверхмощных линейных кораблей типа «Ямато». В авианосец его начали переоборудовать после битвы за Мидуэй, в которой Императорский флот потерял сразу четыре своих сильнейших авианосца. До 1960 года «Синано» оставался крупнейшим авианосцем в мире, но его превзошел атомный «Энтерпрайз».
Итак, авианосец «Синано» имел максимальную длину 266 метров, ширину 53 метра и осадку 11 метров. Стандартное водоизмещение корабля соствляло 64 800 тонн, полное - 71 890 тонн. Численность экипажа составляла 2400 человек. На «Синано» были установлены четыре паровые турбины суммарной мощностью 114 МВт (153 тыс. л. с.). Скорость корабля составляла 27,3 узла (50,6 км/ч). Авиагруппа авианосца составляла 18 истребителей, 12 ударных самолетов и 6 разведчиков.

АВИАНОСЕЦ «ЛЕКСИНГТОН»

Авианосец ВМС США «Лексингтон» был спущен на воду в октябре 1925 года. И принят на вооружение в декабре 1927 года. Также известен под прозвищем «Леди Лекс». На правом борту он имел массивную надстройку, окруженную двумя спаренными 203-мм АУ спереди и двумя сзади. Другими же характерными чертами авианосца были бронирование корпуса вплоть до полетной палубы, за исключением мест спуска и подъема шлюпок. Во время нападения на Перл-Харбор корабль обеспечивал авиационную поддержку подразделений морской пехоты США, удерживавших остров Мидуэй, и поэтому избежал катастрофы. Первой боевой операцией «Лексингтона» была неудавшаяся попытка освобождения острова Уэйк, состоявшаяся сразу после нападения на Перл-Харбор. В конце января 1942 авианосец обеспечивал прикрытие рейда на Маршалловы острова, а затем привлекался к отдельным операциям в юго-западной части Тихого океана.
Авианосец «Лексингтон» имеет максимальную длину 270 метров, ширину 39 метров и осадку 9 метров. Стандартное водоизмещение корабля составляет 36 тыс. тонн, полное - 47 700 тонн. Численность экипажа составляет 2951 человек. Суммарная мощность всех энергетических установок «Лексингтона» равна 156 МВт (210 тыс. л. с.). Скорость корабля составляет 34 узла (63 км/ч). Авиагруппа авианосца составляет 70 самолетов.

АВИАНОСЕЦ «МИДУЭЙ»

Это самый первый тяжелый американский авианосец, головной корабль типа «Мидуэй». Принимал активное участие в бомбардировках Северного Вьетнама, в ходе Вьетнамского конфликта, а также принимал участие в операции «Буря в пустыне» в 1991 году. Находился в составе американского флота около 40 лет. Выведен из состава флота 11 апреля 1992 года. С 1998 года - корабль-музей в Сан-Диего.
Авианосец «Мидуэй» имеет максимальную длину 295 метров, ширину 41 метр и осадку 10 метров. Стандартное водоизмещение корабля составило 47 219 тонн, полное - 59 901 тонна. На корабле штатно размещаются 3443 человека при реальной вместимости около 4100 человек. На судне установлены 12 водотрубных котлов и четыре турбины. Все это имеет суммарную мощность в 215 тыс. л. с. Скорость корабля составляет 33 узла (61 км/ч). Авиагруппа авианосца состоит из 136–153 самолетов.

АВИАНОСЕЦ «ИНВИНСИБЛ»

Авианосцы типа «Инвинсибл» - серия британских авианосцев 1970-х годов. Были созданы после отмены строительства авианосцев типа CVA-01 и сворачивания работ по авианосцам и изначально проектировались как крейсера-вертолетоносцы. После ряда изменений, в том числе вносившихся уже в ходе строительства кораблей, проект был превращен в легкий авианосец, несущий самолеты укороченного или вертикального взлета и посадки и вертолеты. В 1973–1975 годах были построены три корабля этого типа. Один из них - «Неукротимый». Он отлично себя зарекомендовал во время войны с Аргентиной за Фолклендские острова в 1982 году. В 1990-х «Неукротимый» поддерживал налеты на Ирак. С 2005 года на смену ему идут корабли класса Queen Elizabeth, более совершенные, но менее легендарные.
Итак, авианосец «Неукротимый» имеет максимальную длину 209 метров, ширину 36 метров и осадку 8 метров. Полное водоизмещение корабля составляет 20 600 тонн. Численность экипажа составляет 557 человек плюс 318 человек авиагруппы. На «Неукротимом» установлены четыре газотурбинных двигателя суммарной мощностью 97 200 л. с. Скорость корабля составляет 28 узлов (51 км/ч). Изначально авиагруппа авианосца насчитывала 14 самолетов и вертолетов. В поздние годы их численность увеличили до 22.

АВИАНОСЕЦ «ШАРЛЬ ДЕ ГОЛЛЬ»

Это флагман французского военно-морского флота, единственный действующий авианосец ВМС Франции, первый французский надводный боевой корабль с атомной силовой установкой и первый атомный авианосец, построенный за пределами США. Среди авианосцев других стран, исключая США, это второй по величине (после российского «Адмирала Кузнецова») и самый боеспособный авианесущий корабль. Авианосец выполнен по традиционной схеме - с надстройкой, сдвинутой к правому борту, и угловой палубой. Для взлета самолетов предназначены две паровые катапульты C-13F, изготовленные во Франции по американской лицензии. При длине стартовой дорожки 75 метров они разгоняют самолеты массой до 25 тонн до скорости более 200 км/ч с темпом запуска 1 самолет в минуту.
Авианосец «Шарль де Голль» имеет максимальную длину 261 метр и ширину 64 метра. Полное водоизмещение корабля составляет 42 тыс. тонн. Численность экипажа составляет 1200 человек плюс 600 человек авиакрыла плюс 100 человек из командного состава. На «Шарле де Голле» установлены два атомных реактора К-15 суммарной мощностью 76 200 л. с. Скорость корабля составляет 27 узлов (50 км/ч). Без перезагрузки ядерного топлива авианосец способен постоянно двигаться со скоростью 25 узлов (46 км/ч) в течение пяти лет. Авиагруппа авианосца составляет 40 летательных аппаратов.

10

Был построен в 1994-1997 годах испанской фирмой «Басан» и по конструкции схож с авианосцем «Принсипе де Астуриас», построенном ранее этой же фирмой для ВМС Испании.

Используется для патрулирования исключительной экономической зоны и поисково-спасательных операций. Также в число его задач входит обеспечение воздушной поддержки, но в целом боеспособность корабля оценивается как низкая из-за недостатка финансирования и редких выходов в море.

По мнению СМИ как Таиланда, так и многих других стран, «Чакри Нарубет» можно считать самой большой в мире королевской яхтой, поскольку во время кратковременных выходов в море на корабле, как правило, присутствуют члены королевской семьи, для размещения которой на авианосце предусмотрены обширные апартаменты.

9


Радиоэлектронное вооружение включает: многофункциональную РЛС с фазированной антенной решёткой AMS/Selex EMPAR, трёхкоординатную РЛС обнаружения воздушных целей дальнего радиуса действия, РЛС обнаружения воздушных и надводных целей ближнего и среднего радиуса действия, две РЛС управления огнём 76-мм АУ, РЛС управления авиацией, навигационную РЛС, гидроакустическую станцию для обеспечения плавания и обнаружения мин, инфракрасную систему освещения обстановки, инфракрасную систему кругового обзора, систему инструментальной посадки летательных аппаратов на палубу.

Кроме самолётов и вертолётов может перевозить десант: 415 чел., до 100 единиц колёсной техники, или 24 основных боевых танка, или 50 тяжёлых боевых бронированных машин.

8


Авианосец ВМС Бразилии, бывший авианосец «Фош» типа «Клемансо» ВМС Франции. Был заложен 15 февраля 1957 г., спущен на воду 23 июля 1960 г., вошел в состав ВМС Франции 15 июля 1963 г. 15 ноября 2000 г. передан ВМС Бразилии и после ремонта в феврале 2001 г. прибыл в Бразилию.

Энергетическая установка - двухвальная паротурбинная. Состоит из шести паровых котлов фирмы «Лаваль» и двух турбин фирмы «Алстом».

Общая мощность - 126000 л. с.

7


Авианосец сооружён на основе тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» путём глубокой модернизации. После полной реконструкции корабль изменил своё назначение: вместо авианесущего противолодочного крейсера корабль стал полноценным авианосцем.

В ноябре 2013 года в Северодвинске состоялась торжественная передача авианосца «Викрамадитья» (бывшего тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков») в состав ВМС Индии. С 26 ноября корабль совершал переход из Североморска на индийскую военно-морскую базу Карвар. 8 января 2014 года авианосец «Викрамадитья», без вооружения и самолётов прибыл к побережью штата Карнатака. Интеграция нового корабля в состав ВМС Индии заняла около четырёх месяцев. Все это время на корабле работали российские специалисты гарантийного обслуживания.

Определён состав авиагруппы: это 14-16 самолётов МиГ-29К, 4 МиГ-29КУБ (переданы Индии 12 февраля 2009 года), до 8 вертолётов Ка-28, 1 вертолёт Ка-31, до 3 HAL Dhruv (взамен 2 Ка-28). Первоначально пилоты будут проходить обучение на электронном тренажёре корабельной авиации, а после ввода в эксплуатацию аналогичного комплекса - в Индии.

6


«Шарль де Голль» - флагман французского военно-морского флота, единственный действующий авианосец ВМС Франции, первый французский надводный боевой корабль с атомной силовой установкой. Среди авианосцев других стран, исключая США, это второй по величине (после российского тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов») и самый боеспособный авианесущий корабль.

Максимальная вместимость - до 100 самолётов на срок до 7 дней. Запуски могут производиться каждые 30 с. Впрочем, одновременные взлёты и посадки не предусмотрены конструкцией.

Поддерживает стандарт тактической радиосвязи L16 для обмена данными между военными единицами, в которой может выступать как командный пункт. В этом случае он может управлять самолётами-истребителями, отправлять им данные целеуказания, назначать боевые задачи.

5


Авианосцы типа «Королева Елизавета» - английские авианосцы, известные также под кодовым названием CVF, строящиеся на замену ныне действующим лёгким авианосцам типа «Инвинсибл». В настоящее время в постройке находятся два авианосца (HMS Queen Elizabeth и HMS Prince of Wales).

Разработка механических конструкций корабля была полностью автоматизирована. Средства компьютерного моделирования были разработаны компанией QinetiQ. Проектирование корпуса исходило из требуемого 50-летнего срока службы корабля. Особенностью корпуса было наличие трамплина, используемого для самолётов с укороченным взлётом. Поскольку срок службы самолётов F-35 составляет 20 лет, было решено оставить возможности для конверсии авианосца в гладкопалубный, рассчитанный на самолёты горизонтального взлёта. Корпус имеет девять палуб, не считая полётной. 85 000 т стали стоимостью 65 млн фунтов, необходимой для постройки двух авианосцев, поставляет компания Corus.

Эти корабли должны стать крупнейшими кораблями, когда-либо построенными для Королевского флота.

4


«Ляонин» - первый и единственный авианосец НОАК. Был заложен в 1985 на верфи в Николаеве для ВМФ СССР как второй авианосец проекта 1143.6. После распада СССР в 1992 году корабль достался Украине и постройка была прекращена в 1998 году. Куплен Китаем за 25 миллионов долларов официально с целью организации плавучего центра развлечений. Отбуксирован в Китай и достроен как авианосец. 25 сентября 2012 вошёл в состав ВМФ НОАК.

Конструкция корабля близка к однотипному «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», большинство отличий заключаются в использованных системах боевого и радиоэлектронного вооружения. По имеющимся данным, пусковые установки противокорабельных ракет П-700 «Гранит» в носовой части авианосца были демонтированы, а палубные шахты для них - заделаны, чтобы освободить больше места для размещения запасных частей для самолётов и вертолётов корабельной авиагруппы.

3


«Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» - тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5, единственный в составе Военно-Морского флота Российской Федерации в своём классе. Предназначен для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от нападений вероятного противника с использованием авианосцев и большого количества подводных лодок. «Адмирал Кузнецов» имеет также задачу поддержки десантных операций.

Авианосец несёт 12 пусковых установок 4К-80 для тяжёлых ракет «Гранит». Авианосец «Адмирал Кузнецов» является единственным авианесущим кораблём в мире, который может находиться в Чёрном море, так как по конвенции Монтрё проход «чистых» авианосцев через проливы Босфор и Дарданеллы запрещён, а «Адмирал Кузнецов» обладает серьёзным ракетным вооружения и поэтому заявляется как «авианесущий крейсер».

12 ноября 2016 года авианосная группа приступила к манёврам в восточной части Средиземного моря у берегов Сирии. 15 ноября 2016 года с борта авианосца, впервые в истории ВМФ России, самолёты Су-33 начали наносить удары по позициям террористов ИГИЛ и Джебхат ан-Нусра в провинциях Идлиб и Хомс Сирии.

2 «Нимиц» (усов.)


В 1981 году в ходе обсуждений как в рамках Конгресса, так и Пентагона, было принято решение произвести улучшенный «Нимиц». В конце-концов было построено 7 авианосцев этого типа.

Первым улучшенным авианосцем «Нимиц» принято считать «Теодор Рузвельт», введеннный в эксплуатацию в 1986 году. В 1999 году участвовал в войне НАТО против Югославии.

1


Авианосцы типа «Джеральд Р. Форд» - серия многоцелевых атомных авианосцев США, постройка которых ведётся с 2009 года. Созданы как улучшенная версия авианосцев типа «Нимиц» и отличаются от них, при сопоставимых размерах и авиационном вооружении, сокращённым, за счёт высокой степени автоматизации, экипажем и как следствие, меньшими эксплуатационными расходами. Помимо этого, новые авианосцы отличаются внедрением ряда новых технологий и конструктивных решений, в частности, элементов стелс-технологии. Головной корабль заложен 14 ноября 2009 года, введение его в строй планируется в 2016 году. Помимо него, запланировано строительство по меньшей мере двух кораблей, по мере принятия на вооружение авианосцы типа «Джеральд Р. Форд» будут заменять авианосцы «Нимиц».

В качестве средства ПВО самообороны корабль вооружён ракетами ESSM фирмы Raytheon с двумя 8-контейнерными пусковыми установками на 32 ракеты каждая. Ракеты предназначены для борьбы со скоростными высокоманёвренными противокорабельными ракетами. Системы ближнего радиуса действия включают зенитные ракеты RAM производства Raytheon и Ramsys GmbH.

На корабле будет применена усовершенствованная система складирования и подачи боеприпасов и расходных материалов с хранилищами удвоенной высоты. Боезапас авианосца состоит из ракет, артиллерийских выстрелов, бомб и ракет «воздух-земля» для ударных самолётов, торпед и глубинных бомб для противолодочной авиации.

Читайте также: