Авианосцы мира сравнение. Авианосцы Соединенных Штатов Америки — новые модели и старые помощники

Человек готов оберегать свой покой любыми путями. Просторы океана, например, хранят в себе невероятных размеров агрегаты, призванные служить на благо мира и спокойствия. Самые большие авианосцы будут рассмотрены ниже.

1 место

Энтерпрайз. Невероятных размеров авианосец, стоимостью 451 млн долларов. Оснащенный ядерной установкой, в длину он занимает 342 метра. Проект предполагал выпуск еще пяти подобных сооружений, однако, стоимость постройки Энтерпрайза показала, что такие планы слишком дорого обойдутся вооруженным силам США. Впервые спущен на воду в 1961 году. Полное водоизмещение корабля – 93 400 тонн.

2 место

Нимиц. Еще одно детище Америки, спущенное на воду в 1975 году. По проекту Нимица был построен еще десяток кораблей, последний из который введен в строй уже в 2009 году. Себестоимость этого типа авианосцев оказалась меньше, чем Энтерпрайза, потому был налажен серийный выпуск. Длина агрегата составляет 333 метра. Полное водоизмещение – 106 тыс. тонн.

3 место

Линкольн . Авианосец типа «Нимиц», спущен на воду в 1988 году, пятый корабль в проекте. Известен тем, что был использован во время боевых действий в Ираке, а так же был снят в нескольких фильмах. Длина судна составляет 332,8 м, водоизмещение корабля 97 тыс. тонн. Авиационная группа корабля являет собой 90 самолётов и вертолётов.

4 место

Китти Хоук . И снова США лидирует в списке производителей мощнейших авианосцев мира. Китти Хоук достигает в длину 327 метров, оснащен современными системами электроники и гидролокации. Корабль не имеет атомной артиллерии, как его последователи. Спущен на воду в 1955 году. Водоизмещение корабля составляет 93 тыс. тонн.

5 место

Форрестол . Назван в честь первого минобороны Штатов, Форрестол стал также первым проектом после Второй мировой войны. Весь опыт, полученный в результате ведения боевых действий, был собран лучшими военными инженерами и воплощен в этом авианосце. Его длина составляет 325 метров, водоизмещение – 81 тыс. тонн. Применялся с 1955 года. Один из примечательных случаев, связанных с этим авианосцем, это пожар, произошедший в 1967 году. Официальная версия гласит, что пожар стал следствием самостоятельного пуска ракеты под действием скачка напряжения.

6 место

Джон Кеннеди . Авианосец длиной в 320 метров и снова производства США. Четвертый последователь Китти Хоук, названный в честь 35-го президента Америки. Изначально было запланировано оснастить его ядерной установкой, но позже проект пересмотрели, приняв решение в пользу газотурбинных генераторов. Эксплуатировался с 1968 года. Водоизмещение судна – 82 тыс. тонн.

7 место

Мидуэй . Первооткрыватель тяжелых американских авианосцев, длиной 306 метров. Корабль имеет богатую историю, так как активно использовался во время бомбардировок Вьетнама и операции «Буря в пустыне». Сегодня он уже выведен из состава флота, но продолжает функционировать в другом ключе – как корабль-музей.

8 место

Адмирал Кузнецов . Построен в СССР, выходец Черноморского завода судостроительства. Назван в честь Адмирала Флота СССР, предназначался для атак против крупных целей и защиты морского пространства. На авианосце располагаются истребители и вертолёты во время походов. Длина корабля составляет 302 метра, выпущен в 1990 году. Водоизмещение – 59 тыс.тонн.

9 место

Лексингтон . Авианесущий корабль длиной 271 метр является одним из исторических в США. Выпущен на воду в 1929 году, был оснащен надстройкой и атомными установками, а также бронированным корпусом. Полное водоизмещение – 47 700 тонн.

10 место

Шинано . Представитель Японии в числе крупнейших авианосцев мира, имеет длину 266 м. Выпущен на воду в 1944 году. Примечательно, что к началу войны корабль был готов только на половину и строился по проекту линкора. Однако, после поражения японской армии у Мидуэй, было решено перестроить корабль в авианосец. Толщина брони новоиспеченного авианосца составляла 178 мм, оснащен резервуарами для хранения авиатоплива объемом 718 тонн. Полное водоизмещение корабля – 71 890 тонн.

Авианосцы США

При всем разнообразии современных боевых кораблей, ни один из них не производит столь же внушительного впечатления, как авианосцы США. Их грандиозные размеры как нельзя лучше соответствуют имиджу самой могущественной супердержавы за всю историю человечества. Сейчас уже трудно представить себе, что когда-то эти корабли считались второстепенными и вспомогательными. Тем не менее для того, чтобы значение авианосцев было осознано в полной мере, потребовались долгие десятки лет. В наши дни будущее морских гигантов вновь становится сомнительным, однако эти символы ничем не ограниченного могущества едва ли потускнеют в ближайшие годы.

История создания авианосца

14 ноября 1910 года состоялось событие, которое поначалу могло показаться не более чем еще одним шагом на триумфальном пути развития недавно родившейся авиации: с палубы лёгкого американского крейсера «Бирмингем» впервые взлетел небольшой самолет. Пилотировал его Юджин Эли. В начале следующего, 1911 года этому же лётчику удалось посадить свой аэроплан на другой корабль, крейсер «Пенсильвания».

Разумеется, само по себе это достижение могло бы и не привести к последующему появлению авианосцев, однако Юджин Эли, скорее всего, совершал свои полёты не просто так – ведь сама идея использования самолетов для войны на море в то время уже не была новой. Родилась она, скорее всего, во Франции – именно из этой страны американский военно-морской атташе в 1908 году отправил в Вашингтон доклад, в котором были изложены основы самой концепции будущих кораблей.

Значительно более ясное изложение тех же мыслей содержалось в книге «Военная авиация», написанной французским инженером Клеманом Адером. Этот человек примерно за 13 лет до полетов братьев Райт построил летающий аэроплан с мотором своей собственной конструкции. Впрочем, описывая придуманный им корабль с плоской палубой «очищенной от всяческих препятствий», Адер, едва ли проявил сверхъестественную прозорливость – идея, можно сказать, витала в воздухе вместе с самими самолетами, которым в те годы еще не требовалось длинных взлетно-посадочных полос.

Альтернативным способом привлечения авиации к войне на море было использование гидропланов. Поначалу этот путь выглядел наиболее многообещающим. Незадолго до начала Первой мировой войны , в мае 1914 года, британское Адмиралтейство выкупило у компании «Blyth Shipbuilding» корпус строившегося на верфи сухогруза с целью его последующей переделки в экспериментальную плавучую авиабазу.

Судно получило ангар и плоскую палубу, которая была предназначена не для совершения взлетов и посадок, а для запуска моторов и ремонта самолетов. Кроме того, были установлены достаточно мощные по тем временам краны, с помощью которых севшие на воду гидропланы можно было поднять на борт корабля, вошедшего в состав британского флота под названием Ark Royal.

Первая попытка создания авианосца с полноценной взлётно-посадочной палубой также была предпринята англичанами. Опыт, полученный при эксплуатации Ark Royal, а также значительный «противолодочный» боевой потенциал авиации, проявившийся в ходе Первой Мировой войны, заставили британских флотоводцев и судостроителей задуматься о создании еще одного носителя самолетов. Основой для этого корабля стал линейный крейсер Furious. Первоначально предполагалось, что на нем, как и на Ark Royal, будут размещаться гидропланы.

Когда в конце июня 1917 годаFurious был передан британскому флоту, он был оборудован лишь сравнительно небольшой взлётной палубой. Между тем, еще во время эксплуатации Ark Royal стало понятно, что посадка гидропланов на воду и их последующий подъем на борт возможны лишь при сравнительно тихой погоде. Разумеется, это ограничивало возможности авианесущих кораблей.

2 августа 1917 года один из самолетов, размещенных на Furious, выполнил первую в мире посадку на палубу движущегося корабля. Несмотря на успех этого эксперимента, было понятно, что для выполнения безопасных полетов полосу следует значительно удлинить. Поэтому корабль подвергся значительной модернизации — его палубы исчезла грот-мачта, было убрано кормовое орудие, ангары оборудовали специальными лифтами для подъёма самолетов. Главным же стало появление достаточно большой по тем временам посадочной полосы протяженностью в 91 метр.

Авиагруппа Furious после модернизации составила 20 самолетов – довольно много для 1918 года.

Практически одновременно с переоборудованием линейного крейсера английские судостроители осуществляли постройку корабля Argus, который стал первым авианосцем классической компоновки. Как и Ark Royal, он представлял собой переделанное гражданское судно – итальянский пассажирский лайнер Conto Rosso, приобретенный британским Адмиралтейством в августе 2016 года.

Главным отличием «Аргуса» стала большая плоская полетная палуба, занимавшая всю верхнюю часть корабля. Это позволяло летчикам осуществлять взлёт и посадку в значительно более благоприятных условиях, чем на Furious. Кроме того, именно на «Аргусе» впервые появились тормозные тросы для сокращения пробега самолетов, плоские горизонтальные дымовые трубы и множество других новшеств, впоследствии ставших типичными для этого класса кораблей.

Следует отметить, что при всех своих достоинствах Argus всегда рассматривался скорее как экспериментальный, опытный корабль, что было связано, прежде всего, с его «гражданским» происхождением и тихоходностью. Значительным недостатком было и отсутствие каких-либо надстроек над плоской верхней палубой. Поэтому уже после окончания Первой Мировой войны было принято решение о строительстве корабля Hermes, который, в отличие от всех своих предшественников, изначально проектировался как носитель палубной авиации. В состав британского флота «Гермес» вошёл лишь в 1920 году.

Таким образом, на звание первого в мире авианосца могут претендовать сразу несколько разных кораблей – и все они британские. Первенство могло бы достаться и Соединенным Штатам, но по каким-то причинам этого не случилось.

Имелись проекты создания авианосцев и в России. Автором одного из них являлся один из первых русских авиаторов, капитан Лев Мациевич. К сожалению, этот человек погиб осенью 1910 года во время выполнения демонстрационного полета, а проект его не получил никакого развития.

Эволюция авианесущих кораблей

Несмотря на довольно значительный прогресс, достигнутый в годы Первой Мировой войны и сразу после неё, дальнейшее развитие авианосцев в 20-е и 30-е годы прошлого века шло довольно медленными темпами. Это было связано прежде всего с отсутствием внятной концепции применения нового типа кораблей. Авианосцы предполагалось использовать для разведки, поиска подводных лодок и защиты флота от самолетов берегового базирования. Главной ударной силой продолжали считать огромные тяжелобронированные линкоры.

Первые попытки создания авианосцев в США натолкнулись на сопротивление со стороны командования флота, которое крайне низко оценивало не только боевые, но и эксплуатационные возможности аэропланов. Лишь в 1922 году американские моряки получили в своё распоряжение корабль, с которого могли взлетать самолеты. Это было переделанное грузовое судно «Юпитер», построенное еще в 1911 году и первоначально предназначенное для перевозки угля. После модернизации и переоборудования оно было превращено в авианосец CV-1 «Лэнгли».

Трудно сказать, сколько еще времени потребовалось бы США для постройки полноценных авианосцев, если бы не Вашингтонский договор, подписанный в 1922 году. В соответствии с этим документом, ведущие военно-морские державы, в число которых, наряду с Великобританией и США входили также Италия, Франция и Япония, брали на себя обязательства по ограничению количества линкоров и линейных крейсеров большого водоизмещения.

В те годы на американских верфях строились корабли Lexington и Saratoga. Оба они были спроектированы как линейные крейсера и подпадали под действие Вашингтонского договора. Единственным способом уберечь их от превращения в груду металлолома стала переделка в авианосцы. Именно так, почти принудительно, в составе американского флота и появились CV-2 и CV-3.

Подобным же образом тогда поступили и японские кораблестроители, превратившие в авианосцы линкор «Кага» и линейный крейсер «Акаги».

В течение 30-х годов прошлого века в США был создан новый тип больших авианосцев, получивший название Yorktown (в соответствии с именем головного корабля). Он оказался очень перспективным и позволил в дальнейшем разработать еще более совершенный тип Essex. Все авианосцы, построенные по этим проектам, уже не являлись результатом какой-либо переделки. При этом, однако, нельзя сказать, что появление новых кораблей сопровождалось значительным пересмотром военной доктрины.

Приблизительно таким же образом развивались события и в Японии – несмотря на то, что эта страна отказалась от ограничений, наложенных Вашингтонским договором, и получила возможность строить любые корабли, авианосцы по-прежнему недооценивались. Ситуация не изменилась даже после появления довольно удачных «Сорю» и «Хирю».

К началу Второй Мировой войны распределение авианосцев по флотам разных стран мира выглядело следующим образом:

  1. США – 8 кораблей, один из которых («Лэнгли») был переделан в авиатранспорт. Из семи остальных два представляли собой результат переоборудования линейных крейсеров;
  2. Франция – один авианосец «Беарн», переделанный из линкора еще в начале 20-х годов;
  3. Япония – 6 кораблей;
  4. Великобритания – семь авианосцев, включая старые «Аргус», Furious, Eagle, Hermes и «Корейджес». Более современным был только Ark Royal, спущенный на воду в 1937 году.

Боевые действия на море, развернувшиеся, начиная с 1939 года, продемонстрировали существенно увеличившуюся по сравнению с периодом Первой Мировой войны «противокорабельную» мощь авиации. Наглядным примером стало, в частности, нападение самолётов, взлетевших с нового английского авианосца Illastrious, на итальянские линкоры в бухте Таранто. Именно эта атака стала своего рода прообразом намного более масштабного разгрома американского линейного флота в Пёрл-Харборе в декабре 1941 года.

Сторонникам линкоров было преподнесено еще несколько жестоких уроков, включая уничтожение кораблей Repulse и «Принц Уэльский» 10 декабря 1941 года. В этом примечательном случае против британского флота действовали не авианосные, а береговые самолеты, но это мало что меняло – стало понятно, что даже самая мощная броня не позволяет защитить недавних «повелителей океана» от атаки с воздуха.

Определяющими стали события 1942-го года – битва в Коралловом море и сражение у острова Мидуэй. В обоих случаях главными участниками боев стали американские и японские авианосцы, наносившие удары друг другу с огромного расстояния. Обычные же надводные корабли ничего не решали.

В этих условиях главным фактором победы стала экономическая мощь США, позволившая этой стране в сравнительно короткие сроки построить десятки новых авианосцев. Япония не смогла ничего этому противопоставить, что и привело в итоге к её полному поражению. Экстренная переделка в авианосцы крупнейших в мире линкоров серии «Ямато» не могла переломить эту ситуацию.

В Атлантике обстановка складывалась несколько иначе. Здесь первостепенной стала «эскортная» роль авианесущих кораблей, поскольку главным противником являлись немецкие субмарины. США и тут оказались на высоте, сумев наладить довольно масштабный выпуск небольших вспомогательных авианосцев. Делались они чаще всего на базе сухогрузов или танкеров.

После завершения Второй Мировой войны главным потенциальным противником США стал Советский Союз. Поскольку военный флот, имевшийся у СССР, был сравнительно небольшим, масштабных морских сражений не предвиделось. По этой причине был предпринят ряд попыток превратить американские авианосцы в средство нанесения стратегических ударов по советской территории.

Предполагалось, что после перехода Холодной войны в «горячую» фазу авианосцы подойдут как можно ближе к берегам СССР, после чего с них поднимутся бомбардировщики A-3 Skywarrior и AJ Savage с ядерными бомбами на борту. Концепция эта с самого начала была весьма сомнительной, а после появления подводных ракетоносцев, тяжелой стратегической авиации и межконтинентальных ракет от неё пришлось и вовсе отказаться.

В то же время советский военный флот к 60-м годам значительно усилился, что поставило вопрос о возвращении американским авианосцам их первоначальной роли – они вновь должны были стать эффективным инструментом завоевания господства на море. Для этого были необходимы новые, более мощные и крупные корабли. Возникла концепция «суперавианосца», оснащенного атомным реактором и способного к неограниченно длительному плаванию. Первым таким кораблём стал CVN-65 Enterprize, введённый в строй в 1961 году. Затем началось строительство авианосцев класса Nimitz – настоящих монстров водоизмещением около 100 тысяч тонн. Сегодня именно они являются главной ударной силой американского флота и предметом национальной гордости Соединенных Штатов.

Современные авианосцы в США

CVN-65 Enterprize являлся, по меркам 60-х годов, прямо-таки «золотым» кораблём – в ходе его строительства и испытаний был потрачен 451 миллион долларов, что привело в ужас военное командование США. Учитывая это, от первоначальных замыслов, предусматривающих спуск на воду целой серии новых атомных авианосцев, решили отказаться. Ситуация изменилась после того, как Enterprize принял участие в войне во Вьетнаме, ярко проявив своё преимущество над своими более старыми «соперниками» — он мог сколь угодно долго находиться в заданном районе, не отвлекаясь на дозаправку топливом.

В итоге к концепции «суперавианосца» вернулись, но на ином уровне – решено было построить серию кораблей более продуманной конструкции. Если CVN-65 приводился в движение восемью атомными реакторами, то на авианосцах новой серии, впоследствии получившей название Nimitz, имелось только две ядерных установки.

Кроме того, был разработан особый производственный цикл изготовления этих кораблей, позволивший кардинально сократить сроки их строительства и заметно снизить накладные расходы.

Всего в состав американского военно-морского флота вошло 10 авианосцев класса Nimitz. Все они на сегодняшний день остаются в строю. Кроме того, в 2009 году на воду был спущен Gerald R. Ford – головной корабль новой серии. В целом этот авианосец схож со своими предшественниками, но конструкция и оснащение были заметно улучшены.

10 кораблей класса Nimitz

Разумеется, американские суперавианосцы появились не все сразу, они строились один за другим, постепенно увеличивая военно-морскую мощь США. Изготовителем этих кораблей стала компания Newport News Shipbuilding, на верфях которой было, кроме того, изготовлено больше половины всех американских атомных подводных лодок.

USS Nimitz (CVN68)

Сооружение самого первого авианосца в серии началось в июне 1968 года. Заняло оно чуть менее четырёх лет, после чего громадный корабль, полное водоизмещение которого достигает 104 112 тонн, подвергся целому ряду различных проверок и испытаний. Торжественная церемония ввода авианосца в состав ВМФ, одним из участников которой стал президент США Джеральд Форд, состоялась 3 мая 1975 года.

Назван был этот корабль в память о Честере Нимице, американском адмирале, который командовал во время Второй Мировой войны тихоокеанским флотом.

Первым эпизодом боевого применения авианосца стало его участие в попытке освобождения американских граждан, удерживаемых в Иране в качестве заложников (операция «Орлиный коготь»). Как известно, эта попытка завершилась полным провалом, к которому, впрочем, «Нимиц» никакого отношения не имел.

В 1981 году авианосец стал непосредственным участником «инцидента в заливе Сидра», жертвой которого стали два самолета Су-22 ВВС Ливии, сбитые истребителями F-14, взлетевшими с палубы «Нимица». Спустя десять лет корабль был использован для налётов на Ирак в ходе широко известной операции «Буря в пустыне».

В 2003 году авианосец «Нимиц», характеристики которого всё еще отвечали требованиям времени, снова привлекли к нанесению ударов по сторонникам Саддама Хусейна. Как известно, новая война закончилась оккупацией Ирака, который и сегодня еще не полностью восстановил свой государственный суверенитет.

Самым трагическим эпизодом истории этого корабля стало происшествие, случившееся еще в 1981-м году. Тогда на палубу авианосца рухнул самолет EA-6B Prowler. В результате 45 человек получили ранения, а 14 погибли. Одной из причин катастрофы стало употребление марихуаны членами палубной команды.

По всей видимости, именно CVN-68 станет первым кораблем класса «Нимиц», отправленным «на пенсию». В соответствии с новыми планами командования ВМФ, в составе американского флота должно быть лишь 10 авианосцев, а сейчас их 11.

Dwight D. Eisenhower

Второй корабль класса Nimitz получил свое название в честь американского президента Эйзенхауэра, который также известен как главнокомандующий экспедиционными силами союзников во время Второй мировой войны.

Строился этот авианосец несколько дольше, чем «Нимиц» - более пяти лет, начиная с 1975 года. В состав военного флота его ввели в 1977-м. В последующие годы этот корабль почти не попадал в новостную хронику, хотя и участвовал в целом ряде походов и боевых дежурств. Как и «Нимиц», этот авианосец был привлечен к нанесению воздушных ударов по Ираку в ходе операции «Буря в пустыне».

В течение полутора лет, начиная с лета 1995-го года, корабль подвергли крайне дорогостоящей модернизации. Общие затраты составили не менее трех миллиардов американских долларов.

В течение «нулевых» годов «Эйзенхауэр» неоднократно отправлялся на боевое дежурство в Персидский залив. В 2016-м авианосец находился в Средиземном море, выступая в качестве своего рода противовеса для российской корабельной группировки, рассредоточенной вблизи от берегов Сирии. До столкновений, к счастью, дело не дошло.

В настоящее время этот авианосец проходит серию испытаний после выполнения очередного ремонта. Предполагается, что к боевой службе корабль сможет вернуться в следующем году.

Carl Vinson

Третий по счету авианосец класса Nimitz появился в составе американского флота в 1982-м году. Строительство его началось за семь лет до этого и закончилось в 1980-м. Интересно, что конгрессмен Карл Винсон, на протяжении длительного периода возглавлявший Военно-морской комитет США, был еще жив, когда на верфях появился названный в его честь корабль.

В отличие от своих «старших братьев», «Карл Винсон» не принимал участия в операции «Буря в пустыне», поскольку в 80-е годы он посещал Средний Восток лишь эпизодически, совершив большую часть своих походов в пределах Тихого и Индийского океанов. Один из истребителей F-14, входивших в состав авиагруппы этого корабля, как раз в те годы принимал участие в съемках фильма Top Gun.

Первый эпизод боевого применения «Карла Винсона» состоялся в 2001 году, когда авианосец привлекли к нанесению ударов по группировке «Талибан» на территории Афганистана. Спустя два года корабль был использован и в ходе войны против Ирака. В 2011-м году на борт «Карла Винсона» доставили останки Усамы бен Ладена, «террориста №1», труп которого затем утопили в Аравийском море.

В апреле 2017 года этот авианосец был использован президентом США Трампом для психологического давления на руководство Северной Кореи. При этом американский лидер, по существу, солгал, заявив, что «Карл Винсон» направлен в Японское море, в то время как на самом деле корабль двигался в прямо противоположном направлении.

В мае 2019 года на борту авианосца был арестован один из членов его экипажа, обвиненный в шпионаже в пользу России. Впоследствии задержанный признал свою вину.

Theodore Roosevelt

Четвертый корабль класса Nimitz, названный в честь президента США Теодора Рузвельта, значительно отличался от своих предшественников. Это дало повод журналистам поговорить о новом типе авианосцев, однако официального отдельного обозначения последующая серия из четырех других кораблей так и не получила.

«Теодор Рузвельт», строившийся, начиная с 1980-го года, был введен в состав американских ВМС в 1986-м. Из всех авианосцев, принимавших участие в ударах по Ираку в 1991-м году, в рамках операции «Буря в пустыне», наибольшая нагрузка пришлась именно на этот корабль. Взлетевшие с него самолеты сбросили на цели свыше двух тысяч тонн различных боеприпасов в ходе четырех тысяч двухсот боевых вылетов.

Не менее активно использовался «Теодор Рузвельт» и во время нападения стран НАТО на Югославию весной 1999 года. Общее количество боевых вылетов составило тогда 4 270, причем все самолёты благополучно вернулись на авианосец.

Модернизация этого корабля проходила в 2007-м году, после чего он был возвращен в строй. Авианосец привлекался к борьбе против сомалийских пиратов, однако о каких-либо конкретных боевых эпизодах информации не было.

В 2016-м и 2018-м году «Теодор Рузвельт» совершал походы в Средиземное море, выступив в качестве условного противника для российской авиагруппировки в Сирии. Весной 2019-го этот корабль принимал участие в масштабных маневрах у берегов Аляски, за которыми самое пристальное наблюдение осуществляли российские самолеты Ту-95.

Abraham Lincoln

Весной 2019 года авианосец «Авраам Линкольн», получивший свое название в честь одного из самых известных президентов США, стал поводом для небольшого медийного скандала. Этот корабль был назван американским послом Хантсманом «ста тысячами тонн международной дипломатии», что в контексте других высказываний этого политика выглядело наглой угрозой в адрес России.

Авианосец Abraham Lincoln строился с 1984 по 1988 годы и уже в 1989-м был принят на вооружение. К операции «Буря в пустыне» его не привлекали, однако в 2003-м году корабль всё же был использован для нанесения ударов по территории Ирака.

По не вполне понятной причине именно этот авианосец стал персонажем широко известной байки «про маяк и корабль». Кроме того, «Линкольн», подобно «Карлу Винсону», использовался кинематографистами. С его участием был сделан известный блокбастер «Трансформеры».

В августе 2019 года на борту авианосца случилось чрезвычайное происшествие – при заходе на посадку совершил ошибку пилот самолета E-2D, в результате чего тяжелые повреждения получили четыре истребителя F/A-18 Super Hornet.

George Washington

Шестой корабль класса Nimitz в целом мало отличался от двух своих непосредственных предшественников, «Теодора Рузвельта» и «Авраама Линкольна». Как и эти корабли, он получил своё название в честь президента США – но только самого первого, Джорджа Вашингтона, одного из основателей самой страны.

Постройка авианосца продолжалась с 1986-го по 1990-й годы. Ввели в строй этот корабль в праздничный день – 4 июля 1992-го. Значительного боевого применения «Джордж Вашингтон» не получил, хотя, как и другие авианосцы, многократно посещал Персидский залив и Средиземное море.

В 2008-м году корабль «переехал» в Японию, на базу Йокосука, где ранее размещался старый авианосец «Китти Хок». Это вызвало у местного населения массовые протесты, поскольку на борту у «Джорджа Вашингтона» размещены атомные реакторы, что крайне не нравится жителям Японии.

В 2012-м авианосец совершил поход в Южно-Китайское море, став сильнейшим раздражителем для Китая, вовлеченного в территориальный спор в этом регионе. Другими участниками конфликта были Вьетнам, Бруней, Тайвань и Малайзия, но никаких вооруженных стычек не случилось. Спустя год «Джордж Вашингтон» был использован для доставки гуманитарной помощи для жителей Филиппин, пострадавших от разрушительного тайфуна.

В 2016-м году появились сообщения о том, что авианосец будет оснащаться беспилотными заправщиками. Видимо, соответствующие работы были включены в плановый ремонт корабля, продолжающийся в настоящее время. Продолжительность этого ремонта составит около четырех лет, а сумма затрат превышает четыре с половиной миллиарда долларов.

John C. Stennis

Авианосец «Джон Стеннис», получивший свое название в честь американского сенатора, стал первым кораблем класса Nimitz, построенным по модульной схеме. Это обозначает, что он был собран из отдельно изготовленных элементов, количество которых составляет 161. Благодаря такой технологии срок строительства сократился более чем в два раза – заложили авианосец в 1991-м, а спустили на воду уже в 1993-м. В то же время ввод в эксплуатацию этого корабля по непонятным причинам несколько затянулся.

Первый поход «Стенниса» состоялся в 1998-м. Авианосец проследовал в Персидский залив через Суэцкий канал, где вместе с «Джорджем Вашингтоном» принял участие в операции «Южный дозор». В том же году начался первый плановый ремонт корабля.

В ноябре 1999-го года команда ухитрилась посадить авианосец на мель, что, впрочем, нанесло ему сравнительно умеренный ущерб. В первое десятилетие двадцать первого века этот корабль неоднократно совершал походы в Персидский залив, однако в боевых действиях он прямого участия не принимал.

В 2012 году «Джон Стеннис» получил сигнал бедствия от судна, которое было атаковано пиратами. С борта авианосца был послан вертолет, после появления которого пираты попытались скрыться, однако подоспевший крейсер из состава АУГ задержал их.

В последующие годы этот корабль вновь многократно появлялся у берегов Ирана. Предполагается, что вскоре он будет направлен в доки для проведения капитального ремонта и модернизации. Произойдет это сразу после возвращения на своё место в боевом строю авианосца «Джордж Вашингтон».

Harry S. Truman

Этот авианосец, получивший своё название в честь президента США Гарри Трумэна, получившего этот пост незадолго до конца Второй Мировой войны, был построен в течение трех лет, начиная с 1993 года. В 1998-м его официально ввели в состав военно-морского флота.

Как и другие американские авианосцы, этот корабль часто использовался для боевого патрулирования в водах Персидского залива. В 2003-м году «Гарри Трумэн» был использован для съемок фильма «Слезы солнца», в котором снимались Брюс Уиллис и Моника Белуччи. В течение последующих 13 лет корабль многократно совершал различные походы, но в боевых действиях не участвовал.

В 2016-м году самолеты, взлетевшие с палубы «Гарри Трумэна», нанесли ряд ударов по объектам террористических группировок на территории Сирии. Первоначально предполагалось, что бомбардировкам будут подвергнуты также и правительственные войска, но этого не произошло.

Весной 2019 года в СМИ попали сообщения о том, что этот авианосец вскоре будет выведен из состава флота и списан. В качестве основной причины называлось стремление правительства США к экономии средств. Достоверность этой информации оценить пока не представляется возможным.

В сентябре 2019 «Гарри Трумэн» должен был выйти в очередной поход во главе корабельной группировки, однако этого не случилось, так как на борту возникли поломки, устранение которых продолжается в настоящее время.

Ronald Reagan

Президент США Рональд Рейган, занимавший этот пост в 80-е годы прошлого века, был еще жив, когда построили названный в его честь атомный авианосец. Произошло это в 2001-м году. Корабль несколько отличается от более ранних представителей класса Nimitz.

Изменения, в частности, позволили увеличить устойчивость авианосца в условиях значительного волнения. Кроме того, увеличена максимально допустимая масса самолетов, совершающих посадку на полётную палубу. В то же время количество тормозных тросов сокращено до трёх.

Портом приписки «Рональда Рейгана» стал японский порт Йокосука (первоначально он базировался в Сан-Диего). В основном этот авианосец используется в акватории Тихого океана. В 2018-м году произошло примечательное происшествие: выяснилось, что часть команды корабля употребляет на службе препарат ЛСД. По иронии судьбы, именно Рональд Рейган когда-то инициировал кампанию против распространения наркотиков среди военных моряков.

В августе 2019 года авианосец прибыл на Филиппины с дружественным визитом, но был при этом почему-то явно перегружен вооруженными самолетами, на что немедленно обратили внимание местные журналисты. Нельзя не отметить, что власти Китая достаточно нервно относятся к присутствию американских военных кораблей в этом регионе.

George H. W. Bush

Последний авианосец класса Nimitz стал своего рода «переходным» кораблем. На нем опробовались некоторые новшества, которые затем предполагалось использовать при строительстве авианосцев следующего поколения. Название было присвоено в честь Джорджа Буша-старшего, 41-го президента США, который сам принял непосредственное участие в церемонии именования.

Строительство началось в 2003-м, а в 2009-м году корабль был введен в строй. Для американского бюджета этот авианосец обошелся в 6,2 миллиарда долларов, что заметно превосходило затраты на строительство его непосредственных предшественников, которые стоили $4,5 млрд.

Неполный перечень новшеств, которые появились на «Джордже Буше», выглядит следующим образом:

  1. Использовано новое, более лёгкое покрытие палубы;
  2. Увеличена вместимость ангара;
  3. Модернизирован винт;
  4. Корпус корабля сделан выпуклым, что снизило его эффективную поверхность рассеивания (ЭПР);
  5. Изменена схема обслуживания самолетов;
  6. Появились новые места для хранения авиационного топлива.

В то же время состав авиагруппы несколько уменьшился – на более ранних «Нимицах» он мог достигать 90 самолетов, в то время как на борту «Джорджа Буша» размещается лишь 68 летательных аппаратов (включая вертолеты).

Целью первого боевого похода нового авианосца стал традиционный визит в Персидский залив. Через несколько месяцев после возвращения, в июле 2012 года, корабль был направлен на капитальный ремонт – явно внепланово. В прессу тогда просочилась информация о целом ряде недоработок, среди которых были и нелепые – например, неисправно действующая канализационная система.

В 2014 году, на фоне референдума в Крыму, в украинской прессе почти два месяца муссировались заведомо абсурдные сплетни о скором прибытии «Джорджа Буша» в Черное море.

В феврале 2019 года авианосец был отправлен на очередной плановый ремонт. Продолжительность работ должна была составить десять месяцев, однако в конце лета было сообщено о том, что вернуться в строй корабль сумеет в лучшем случае в конце 2021 года. С чем это связано – совершенно непонятно.

Новейший авианосец Gerald R. Ford

В 2009-м году в Америке началось строительство головного авианосца нового класса. Этот корабль, получивший своё название в честь президента Джеральда Форда, при правлении которого когда-то были спущены на воду первые «Нимицы», должен был стать новой вехой в истории американского военного флота, однако пока ему еще не удалось оправдать этих ожиданий.

Размеры и водоизмещение нового авианосца почти не отличаются от аналогичных характеристик кораблей класса Nimitz, но к этому конструкторы и не стремились. Главной целью стало улучшение характеристик всего бортового оборудования, начиная с энергетической установки. В частности, запаса ядерного топлива, изначально размещенного в двух реакторах, должно теперь хватать на весь период эксплуатации корабля, который, по расчетам, составит 50 лет. В то же время мощность возрастет на 25% или более.

Усовершенствованная электроника позволит на 40% сократить численность экипажа авианосца по сравнению с кораблями класса «Нимиц», а электромагнитные катапульты новой конструкции дадут возможность существенно увеличить «производительность» лётной палубы, увеличив ежесуточное количество боевых вылетов со 120 до 160.

Кроме того, корабль оснащен новейшими радиолокационными станциями, а основным самолетом его авиагруппы должен стать многоцелевой малозаметный истребитель F-35.

В 2017-м году было заявлено о завершении ходовых испытаний «Джеральда Форда», после чего авианосец был введен в состав флота. Вскоре, однако, выяснилось, что решены далеко не все проблемы. В одном только 2019-м году корабль пришлось трижды срочно возвращать в порт из-за различных поломок. До сих пор «Джеральд Форд» совершает свои походы «порожняком», поскольку авиагруппа всё еще не составлена.

Между тем накладные расходы, которые выглядели явно чрезмерными еще на момент спуска корабля на воду, продолжают увеличиваться. Это едва ли нравится командованию флота – ведь их уверяли, что эксплуатация нового поколения авианосцев станет намного дешевле использования «Нимицев». Проблемы усугубляются еще и недоведенностью самолетов F-35. Судя по всему, «Джеральд Форд» придется комплектовать скорее истребителями F/A 18. Неудивительно, что военные эксперты, подсчитывая, сколько авианосцев у США, зачастую вообще не принимают во внимание этот корабль.

Технические характеристики

Поскольку все авианосцы класса Nimitz строились по единому проекту, их основные характеристики различаются лишь незначительно.

Необходимо учитывать, что помимо основного экипажа, на корабле размещается персонал авиакрыла и лётный состав – это еще 2 480 человек. Ядерного топлива, имеющегося в реакторе, хватает на 13 лет эксплуатации и более миллиона миль «пробега».

Особенности конструкции

Корпус современных американских авианосцев изготавливался (начиная с «Джона Стиннеса») по модульной схеме. Конфигурация его осталась в целом неизменной со времен Второй Мировой войны – массивная «коробка», изготовленная из приваренных друг к другу стальных листов и накрытая сверху плоской полетной палубой. По правому борту находится так называемый «остров» — надстройка, из которой осуществляется управление полётами и самим кораблём. Общий вес несущих конструкций авианосца превышает 60 тысяч тонн.

Площадь полетной палубы достигает 18 200 квадратных метров. Её покрытие состоит из соединенных между собой листов брони. В случае необходимости любой из этих элементов может быть демонтирован и заменен.

В самой нижней части авианосца размещается топливо для самолетов, а также силовая установка, состоящая из двух атомных реакторов. Над ней находятся девять служебных палуб, а на десятой находится ангар для самолетов. Общая площадь этого помещения превышает 6 800 квадратных метров. Высота потолков – около восьми метров.

При возникновении опасности пожара ангар разделяется специальными перегородками на три изолированных отсека.

Следующая палуба авианосца называется галерейной. Часть её отведена для размещения жилых кают, но основное предназначение этого пространства иное – здесь находится боевой пост управления, и центр управления аэрофинишером и катапультами.

Подъем самолетов из ангара на полетную палубу, которая находится непосредственно над галерейной, осуществляется при помощи четырех лифтов. Три из них находятся по правому борту, два впереди относительно надстройки и один позади.

Катапульты, обеспечивающие одновременный взлёт двух самолетов, являются паровыми (на новейшем авианосце «Джеральд Форд» они электромагнитные). Всего таких устройств четыре. Скорость разгона самолета при помощи катапульты – до 200 км/ч.

Основная силовая установка корабля составлена из двух ядерных реакторов A4W/A1G компании Westinghouse и четырех паровых турбин. Кроме того, на борту имеется и источник «аварийного питания» — дизельные двигатели совокупной мощностью в 10 720 лошадиных сил.

Посадочная полоса авианосца направлена несколько в сторону, что позволяет летчикам, допустившим ошибку, уйти на второй круг.

Боевое вооружение и авиация

Основой ударной мощи этих кораблей, разумеется, являются размещенные на их борту самолеты. Типичный состав авиакрыла выглядит следующим образом:

  1. Многоцелевые истребители-бомбардировщики F/A-18. Наиболее современная версия этого самолета – F/A-18F SuperHornet. Общее количество машин – 48;
  2. ЕА-18G Growler – самолеты радиоэлектронной борьбы. Общее количество – 4 единицы;
  3. E-2C Hawkeye – самолеты дальнего радиолокационного обнаружения. Общее количество – 4 единицы;
  4. MH-60 Seahawk – противолодочные и спасательные морские вертолеты. Общее количество – 10 штук.

В качестве дополнения на борту могут находиться два самолета C-2 Greyhound. Допускается увеличение количества ударных машин.

В прошлом на борту «Нимицев» базировались также тяжелые двухместные истребители F-14. Они были предназначены для перехвата противокорабельных крылатых ракет и их воздушных носителей (например, советских бомбардировщиков Ту-22М3).

Кроме того, на авианосцах класса «Нимиц» устанавливались некоторые корабельные системы вооружений. В частности, для уничтожения воздушных целей могли быть использованы зенитные ракетные комплексы среднего радиуса действия RIM-7 Sea Sparrow и малого радиуса действия RIM-116 Sea Ram. Характеристики их выглядят так:

На самом ближнем рубеже обороны прорвавшиеся крылатые ракеты могут быть встречены огнем шестиствольных автоматических пушек М61А1 калибром 20 мм, размещенных в установке Mark 15 Phalanx. Они способны поражать цели на дистанции до полутора километров, ведя стрельбу со скоростью в 3000 выстрелов в минуту.

Следует отметить, что весь этот комплекс оборонительного вооружения едва ли сколько-нибудь эффективен против сверхзвуковых тяжелых противокорабельных ракет советского производства, таких, как «Гранит», или Х-22.

Поздние авианосцы класса Nimitz оборудовались также пусковыми установками для противокорабельных ракет «Гарпун» и двумя трехтрубными торпедными аппаратами.

Авианосцы России и США – сравнение

Вообще говоря, авианосцы России и США до такой степени не похожи друг на друга, что любое их сравнение выглядит по меньшей мере натянутым. Сопоставлять «Адмирал Кузнецов» с любым из «Нимицев» едва ли корректно. Это корабли совершенно разных «весовых категорий». Водоизмещение российского авианосца составляет всего только 46 540 тонн, а количество летательных аппаратов на его борту не превышает 52 единиц, включая 24 вертолета.

Кроме того, «Адмирал Кузнецов» не имеет атомного реактора, это корабль с обычными дизельными двигателями. Единственное, да и то весьма относительное преимущество российского авианосца – это наличие двенадцати пусковых установок для противокорабельных ракет «Гранит». Несмотря на почтенный возраст этого оружия, оно и сегодня представляет собой более чем серьёзную угрозу для любой надводной цели.

Необходимо учитывать, что «Кузнецов» создавался не в качестве аналога «Нимица», его задачи были намного более скромными – корабль должен был обеспечивать воздушное прикрытие советских атомных подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ). Кроме того, он мог также использоваться и для поиска субмарин противника.

Еще до «Адмирала Кузнецова» в состав советского военно-морского флота входили нескольку авианосцев, рассчитанных на использование самолетов вертикального взлета и посадки. К сожалению, созданные для этих кораблей штурмовики Як-38 так и не стали полноценными ударными машинами, а разработка нового Як-141 прекратилась после распада СССР.

Сегодня существует несколько новых проектов российского авианосца, однако вполне вероятно, что они никогда не будут реализованы. Дело тут даже не в отсутствии необходимых технологий и производственного опыта, и не в нехватке финансирования – главной проблемой являются серьёзные сомнения в необходимости для России самих этих кораблей, особенно таких, которые соответствуют критериям «суперавианосца».

Вся история боевого применения «Нимицев» указывает на то, что они использовались, прежде всего, против слабых региональных государств, находившихся на большом удалении от США. Трудно представить себе, что Россия в обозримом будущем будет заниматься чем-то подобным. Даже гораздо более могущественный СССР не распространял так далеко свою военную активность. С другой стороны, будь в распоряжении советского руководства даже два десятка таких же кораблей, как «Нимиц», чем бы это могло помочь в ходе войны в Афганистане?

В ходе какого-то крупномасштабного ядерного конфликта особой пользы от авианосцев тоже ожидать не приходится – про них могут даже и не вспомнить. Учитывая всё это, нетрудно спрогнозировать, что планы по созданию российских «Нимицев» и «Джеральдов Фордов» дальше самого общего замысла едва ли продвинутся.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

7 декабря 1922 года был введен в строй первый в мире корабль, специально спроектированный и построенный как авианосец. Это был японский легкий авианосец межвоенного периода «Хосе». Использовался как опытный и учебный корабль для тестирования оборудования, отработки техники пилотирования и тактики морской авиации. Он был первым в своем роде.

АВИАНОСЕЦ «ХОСЁ»

В переводе с японского языка «Хосё» означает «Летящий феникс». Как было сказано выше, «Хосё» - это японский легкий авианосец межвоенного периода. Он был первым в мире кораблем, спроектированным и построенным как авианосец. Он также был первым авианосцем ВМС Японии. В основном «Хосё» использовался как опытный и учебный корабль для тестирования оборудования, отработки техники пилотирования и тактики морской авиации. Впервые принял участие в боевых действиях в 1932 году во время Шанхайского инцидента, затем - в конце 1937 года на начальной стадии Японо-китайской войны (1937–1945). В обоих конфликтах самолеты «Хосё» осуществляли поддержку с воздуха наземных сил и участвовали в воздушных боях с авиацией китайских националистов. Небольшие размеры корабля и малая численность авиагруппы (около 15 самолетов) ограничивала эффективность его применения в боевых операциях. По этой причине «Хосё» был выведен в резерв и в 1939 году стал учебным авианосцем. Во время Второй мировой войны участвовал в битве за Мидуэй в качестве вспомогательного авианосца. После битвы продолжал функционировать в качестве учебного авианосца в территориальных водах Японии, к концу войны получил незначительные повреждения от атак с воздуха. После войны использовался в качестве транспорта для репатриированных японских солдат, возвращавшихся в Японию. Сделал 9 рейсов, перевез около 40 тыс. человек. В 1946 году был продан на слом.
К моменту вступления в строй «Хосё» имел максимальную длину 168 метров, ширину 18 метров и осадку 6,2 метра. Стандартное водоизмещение корабля составило 7470 тонн, нормальное - 9494 тонны. Численность экипажа составляла 512 офицеров и матросов. Корабль практически не имел вооружения - только 140-мм орудия с длиной ствола 50 калибров, по два с каждого борта. На «Хосё» были установлены две паровые турбины «Парсонз» суммарной мощностью 30 тыс. л. с., которые вращали два винта. Проектная скорость корабля составляла 25 узлов. Авиагруппа корабля составляла 15 самолетов.

АВИАНОСЕЦ «ЭНТЕРПРАЙЗ»

«Энтерпрайз» является первым в мире авианосцем, который был создан с ядерной силовой установкой. Это первый и единственный корабль своего проекта, несмотря на еще пять запланированных к постройке «собратьев». Итоговая стоимость «Энтерпрайза» достигла 451 млн долларов, и это стало одной из причин, по которой серийное строительство серии так и не началось. Имеет наибольшую длину среди боевых кораблей мира - 342 метра. Одной загрузки ядерным горючим хватает на 13 лет службы, за это время корабль может пройти до 1 млн миль. Из-за сильного превышения бюджета «Энтерпрайз» остался без запланированной зенитно-ракетной системы Terrier. Вместо этого система обороны корабля была оснащена тремя ПУ ЗРК RIM-7 Sea Sparrow малой дальности. «Энтерпрайз» является единственным авианосцем с более чем 2 ядерными реакторами, неся на борту 8 реакторов. Дополнительным новшеством на «Энтерпрайз» была установлена радарная система SCANFAR, основанная на фазированной антенной решетке предоставляющая преимущество над традиционными радарами с вращающейся антенной.
Итак, авианосец «Энтерпрайз» имеет максимальную длину 342 метра, ширину 78 метров и осадку 12 метров. Стандартное водоизмещение корабля составило 73 858 тонн, полное - 93 400 тонн. Численность экипажа составляет 3 тыс. человек, плюс 1800 человек авиакрыла. На «Энтерпрайзе» установлены 8 реакторов суммарной мощностью 210 МВт (285 520 л. с.). Скорость корабля составляет 33,6 узлов (62,2 км/ч). Авиагруппа авианосца составляет 90 самолетов и вертолетов.

АВИАНОСЕЦ «АДМИРАЛ КУЗНЕЦОВ»

Это тяжелый авианесущий крейсер, входящий в состав Северного флота России. Основное его предназначение - поражение крупных надводных целей и защита морских соединений от атак вероятного противника. Он был назван в честь Николая Герасимовича Кузнецова, адмирала флота Советского Союза. Построен в Николаеве, на Черноморском судостроительном заводе. На его борту во время походов базируются самолеты Су-25 и Су-33, а также вертолеты Ка-27 и Ка-29. «Адмирал Кузнецов» был спущен на воду 4 декабря 1985 года, после чего продолжалась его достройка на плаву. К 2015 году планируется заменить Су-33 на многофункциональные МиГ-29.
Авианосец «Адмирал Кузнецов» имеет максимальную длину 306 метров, ширину 71 метр и осадку 10 метров. Стандартное водоизмещение корабля составляет 46 540 тонн, полное - 59 100 тонн. Численность экипажа составляет 1980 человек, в том числе: 520 офицеров, 322 мичмана и 1138 матросов. На «Адмирале Кузнецове» установлены четыре паротурбины мощностью 50 000 л. с. каждая, девять турбогенераторов мощностью 2 039 л. с. каждый и шесть дизель-генераторов мощностью 2 039 л. с. каждый. Таким образом авианосец обладает суммарной мощностью в 230 585 л. с. Скорость корабля составляет 29 узлов (53,7 км/ч). Авиагруппа авианосца составляет 50 самолетов и вертолетов.

АВИАНОСЕЦ «ЛЯОНИН»

«Ляонин» является пока первым и единственным авианосцем ВМС Китайской Народной Республики. Он был заложен в 1985 на верфи в Николаеве для ВМФ СССР. После распада СССР в 1992 году корабль достался Украине, и постройка была прекращена в 1998 году. Куплен Китаем за 25 млн долларов официально с целью организации плавучего центра развлечений. Отбуксирован в Китай и достроен как авианосец. Заступил на боевое дежурство 25 сентября 2012 года. Конструкция корабля близка к однотипному «Адмиралу Кузнецову». Большинство отличий заключаются в использованных системах вооружения и радиоэлектронном оснащении. По имеющимся данным, пусковые установки ракет П-700 «Гранит» в носовой части авианосца были демонтированы, а палубные шахты - заделаны, чтобы освободить больше места для расположения запасных частей самолетов. Вместо шести автопушек АК-630, китайский авианосец несет три автоматические пушки Type 1130, являющиеся близким аналогом системы Goalkeeper. Зенитно-ракетное вооружение состоит из трех восемнадцатизарядных пусковых установок ракет FL-3000N ближнего радиуса действия, оснащенных инфракрасным сканирующим датчиком и имеющим дальность действия до 6 километров. В целом, вооружение корабля выглядит сравнительно ослабленным и ориентированным исключительно на самооборону авианосца.
Авианосец «Ляонин» имеет максимальную длину 304 метра, ширину 75 метров и осадку 10 метров. Численность экипажа составляет 1980 человек. На «Ляонине» установлены четыре паротурбины суммарной мощностью 200 тыс. л. с. Скорость корабля составляет 29 узлов (53,7 км/ч). Авиагруппа авианосца составляет 30 самолетов и 24 вертолета.

АВИАНОСЕЦ «НИМИЦ»

Авианосец «Нимиц» американских ВМС является самым большим военным судном в мире. Имея длину 333 метра, ширину 77 метров и водоизмещение порядка 98 тыс. тонн, он способен разместить у себя на борту до 90 единиц боевой авиационной техники, из которых 64 самолета и 26 вертолетов. Команда судна включает в себя экипаж 3200 человек, авиагруппу 2800 человек и 70 человек командного состава. При таких характеристиках авианосец может достигать скорости до 30 узлов (55,6 км/ч). Такой корабль может работать до 20 лет без замены энергоносителя силовой установки.
Энергоустановка авианосца включает основную и вспомогательную силовые установки. Основная включает в себя два ядерных водо-водяных реактора, работающих на четыре паровые турбины. Суммарная мощность турбин составляет 280 тыс. л. с. Вспомогательная установка включает в себя четыре дизельных двигателя общей мощностью 10 700 л. с. На «Нимице» установлено бортовое вооружение для защиты от различного рода противников. Для обороны от воздушного противника, имеется три зенитно-ракетных комплекса и четыре зенитных артиллерийских установки калибра 20 мм. Для защиты от торпед применяются два торпедных аппарата калибра 324 мм.

АВИАНОСЕЦ «СИНАНО»

Это корабль Императорского флота Японии времен Второй мировой войны. Являлся крупнейшим авианосцем того времени. Первоначально корабль мог стать одним из четырех сверхмощных линейных кораблей типа «Ямато». В авианосец его начали переоборудовать после битвы за Мидуэй, в которой Императорский флот потерял сразу четыре своих сильнейших авианосца. До 1960 года «Синано» оставался крупнейшим авианосцем в мире, но его превзошел атомный «Энтерпрайз».
Итак, авианосец «Синано» имел максимальную длину 266 метров, ширину 53 метра и осадку 11 метров. Стандартное водоизмещение корабля соствляло 64 800 тонн, полное - 71 890 тонн. Численность экипажа составляла 2400 человек. На «Синано» были установлены четыре паровые турбины суммарной мощностью 114 МВт (153 тыс. л. с.). Скорость корабля составляла 27,3 узла (50,6 км/ч). Авиагруппа авианосца составляла 18 истребителей, 12 ударных самолетов и 6 разведчиков.

АВИАНОСЕЦ «ЛЕКСИНГТОН»

Авианосец ВМС США «Лексингтон» был спущен на воду в октябре 1925 года. И принят на вооружение в декабре 1927 года. Также известен под прозвищем «Леди Лекс». На правом борту он имел массивную надстройку, окруженную двумя спаренными 203-мм АУ спереди и двумя сзади. Другими же характерными чертами авианосца были бронирование корпуса вплоть до полетной палубы, за исключением мест спуска и подъема шлюпок. Во время нападения на Перл-Харбор корабль обеспечивал авиационную поддержку подразделений морской пехоты США, удерживавших остров Мидуэй, и поэтому избежал катастрофы. Первой боевой операцией «Лексингтона» была неудавшаяся попытка освобождения острова Уэйк, состоявшаяся сразу после нападения на Перл-Харбор. В конце января 1942 авианосец обеспечивал прикрытие рейда на Маршалловы острова, а затем привлекался к отдельным операциям в юго-западной части Тихого океана.
Авианосец «Лексингтон» имеет максимальную длину 270 метров, ширину 39 метров и осадку 9 метров. Стандартное водоизмещение корабля составляет 36 тыс. тонн, полное - 47 700 тонн. Численность экипажа составляет 2951 человек. Суммарная мощность всех энергетических установок «Лексингтона» равна 156 МВт (210 тыс. л. с.). Скорость корабля составляет 34 узла (63 км/ч). Авиагруппа авианосца составляет 70 самолетов.

АВИАНОСЕЦ «МИДУЭЙ»

Это самый первый тяжелый американский авианосец, головной корабль типа «Мидуэй». Принимал активное участие в бомбардировках Северного Вьетнама, в ходе Вьетнамского конфликта, а также принимал участие в операции «Буря в пустыне» в 1991 году. Находился в составе американского флота около 40 лет. Выведен из состава флота 11 апреля 1992 года. С 1998 года - корабль-музей в Сан-Диего.
Авианосец «Мидуэй» имеет максимальную длину 295 метров, ширину 41 метр и осадку 10 метров. Стандартное водоизмещение корабля составило 47 219 тонн, полное - 59 901 тонна. На корабле штатно размещаются 3443 человека при реальной вместимости около 4100 человек. На судне установлены 12 водотрубных котлов и четыре турбины. Все это имеет суммарную мощность в 215 тыс. л. с. Скорость корабля составляет 33 узла (61 км/ч). Авиагруппа авианосца состоит из 136–153 самолетов.

АВИАНОСЕЦ «ИНВИНСИБЛ»

Авианосцы типа «Инвинсибл» - серия британских авианосцев 1970-х годов. Были созданы после отмены строительства авианосцев типа CVA-01 и сворачивания работ по авианосцам и изначально проектировались как крейсера-вертолетоносцы. После ряда изменений, в том числе вносившихся уже в ходе строительства кораблей, проект был превращен в легкий авианосец, несущий самолеты укороченного или вертикального взлета и посадки и вертолеты. В 1973–1975 годах были построены три корабля этого типа. Один из них - «Неукротимый». Он отлично себя зарекомендовал во время войны с Аргентиной за Фолклендские острова в 1982 году. В 1990-х «Неукротимый» поддерживал налеты на Ирак. С 2005 года на смену ему идут корабли класса Queen Elizabeth, более совершенные, но менее легендарные.
Итак, авианосец «Неукротимый» имеет максимальную длину 209 метров, ширину 36 метров и осадку 8 метров. Полное водоизмещение корабля составляет 20 600 тонн. Численность экипажа составляет 557 человек плюс 318 человек авиагруппы. На «Неукротимом» установлены четыре газотурбинных двигателя суммарной мощностью 97 200 л. с. Скорость корабля составляет 28 узлов (51 км/ч). Изначально авиагруппа авианосца насчитывала 14 самолетов и вертолетов. В поздние годы их численность увеличили до 22.

АВИАНОСЕЦ «ШАРЛЬ ДЕ ГОЛЛЬ»

Это флагман французского военно-морского флота, единственный действующий авианосец ВМС Франции, первый французский надводный боевой корабль с атомной силовой установкой и первый атомный авианосец, построенный за пределами США. Среди авианосцев других стран, исключая США, это второй по величине (после российского «Адмирала Кузнецова») и самый боеспособный авианесущий корабль. Авианосец выполнен по традиционной схеме - с надстройкой, сдвинутой к правому борту, и угловой палубой. Для взлета самолетов предназначены две паровые катапульты C-13F, изготовленные во Франции по американской лицензии. При длине стартовой дорожки 75 метров они разгоняют самолеты массой до 25 тонн до скорости более 200 км/ч с темпом запуска 1 самолет в минуту.
Авианосец «Шарль де Голль» имеет максимальную длину 261 метр и ширину 64 метра. Полное водоизмещение корабля составляет 42 тыс. тонн. Численность экипажа составляет 1200 человек плюс 600 человек авиакрыла плюс 100 человек из командного состава. На «Шарле де Голле» установлены два атомных реактора К-15 суммарной мощностью 76 200 л. с. Скорость корабля составляет 27 узлов (50 км/ч). Без перезагрузки ядерного топлива авианосец способен постоянно двигаться со скоростью 25 узлов (46 км/ч) в течение пяти лет. Авиагруппа авианосца составляет 40 летательных аппаратов.

Самыми большими военными кораблями можно смело назвать авианосцы. Уже из названия понятно для чего необходим такой корабль – наряду с большим количеством стационарного вооружения и военной техники он вмещает в себя различные виды боевых самолетов и вертолетов. Самолеты нуждаются в большой площадке для разгона – взлетной полосе, именно поэтому все мощные авианосцы имеют огромный размер. Каждая сильная держава стремится иметь на вооружении как минимум один такой корабль для обеспечения независимости на мировой арене и уважения со стороны других стран. На сегодняшний день лишь десять стран имеют в своем составе такие судна.

История создания и развития авианесущих судов

В 1910 году американский летчик впервые смог поднять самолет с борта крейсера. Этот год считается началом зарождения авианосцев. На корабле Бирмингем (Birmingham) было установлено специальное деревянное возвышение, с которого получилось осуществить разгон и взлет. Спустя один год этот же пилот сумел осуществить посадку самолета на корабль, снова оборудованный временным увеличенным помостом. В следующие годы в разработку таких кораблей включились британцы, они стали экспериментировать над взлетом с движущегося корабля. Первоначально морская авиация должна была использоваться только в разведывательных экспедициях.

Главное трудностью для инженеров было создание достаточной длинны взлетно-посадочной полосы. В 1915 году американские офицеры разработали специальную паровую катапульту для запуска самолетов с борта корабля. Благодаря этому появилась возможность запускать самолеты, оснащенные военной техникой. Позднее были созданы электромагнитные , что позволило увеличить размеры самолетов и объемы вооружения. Кроме взлета, была проблема с посадкой, и дело тут не только в навыках пилотов, но и в длине посадочной полосы. В период I мировой войны Британия начала переоборудование своих торговых суден в корабли с увеличенной палубой. Для торможения самолета начали применять специальные устройства, которые почти не изменились и по сей день. Это на корабле за которые цеплялся самолет когда совершал посадку.

В 1922 году Япония впервые спустила на воду первый корабль, изначально конструированный как авианесущий крейсер, а не переделку другого корабля на аналог. Спустя 5 лет США включились в список стран, имеющих новые боевые корабли с самолетами на борту. В этот же период активно использовались плавучие станции для гидросамолетов. Авиация совершала взлет и посадку с воды, а при помощи специальных приспособлений самолеты поднимали или опускали на борт корабля.

Период Великой Отечественной Войны

В период Второй Мировой Войны Великобритания имела 7 авианосцев, у Франции в наличии был 1 авианосный корабль, в США – 8 и в Японии – 6 единиц. Эта война по праву считается войной морских баталий. Япония и Америка уже имели на тот момент полноценные боевые укомплектованные авианосцы. Эти страны определили, что залогом победы над врагом выступят не обычные военные корабли, а авиация. Отправлять самолет через весь Тихий океан не имело смысла. Отличным выходом послужили вышеописанные крейсера. В феврале 1942 года Япония впервые в мире сумела потопить американский авианосец. В этот же период в ответ на агрессию военные США в ходе операции “Рейд Дулиттла” запустили самолеты с борта Hornet и атаковали Токио. Эта история легла в основу сюжета популярного фильма «Перл-Харбор».

Впервые в мире в морских сражениях корабли размещались на дальних расстояниях друг от друга и даже не видели врага. Военные действия велись при помощи самолета с авианосца. Это была поистине война двух морских титанов. По окончании сражений военная мощь стран-победителей не прекратила развитие морского вооружения. Так, в 1945 году Великобритания впервые посадила на борт корабля реактивный самолет. Это привело к новому толчку в строительстве авианосцев – зарождались новая скошенная палуба и более мощная паровая катапульта для запуска. Странами-лидерами в сфере кораблестроения в это момент считались США, Англия и Франция. Они же в послевоенный период стали конструировать судна для морских сражений, где базировались боевые самолеты и вертолеты, необходимые для проведения спасательных мероприятий.

Подводные авианосцы

В годы II мировой войны Япония использовала подводные лодки с самолетом внутри, находящимся там в разобранном состоянии. Это было достаточно неудобное вооружение, требовавшее длительной сборки и разборки. Однако на третьем году войны самолет совершил взлет с подводного и сбросил две зажигательные бомбы в район штата Орегон в Америке, в надежде спровоцировать массивные пожары в лесной местности. Трагедии удалось избежать, но само появление агрессора было внезапным и серьезно напугало власти Америки ввиду того, что было непонятно, как вражеский самолет смог незаметно попасть в воздушное пространство Америки. Подобные субмарины также стояли на вооружении у Англии и Франции.

Следующим этапом развития военных разработок стала война в Корее. Истребители, поднявшиеся с корабля, впервые атаковали наземные цели в Северной Корее. В 1960 году Америка спустила на воду первый авианосец с атомным реактором. И спустя всего два месяца она известила мир о втором таком же судне. Следующим важным экспериментом стало кругосветное плаванье крейсеров без дозаправки на берегу. Сегодня авианосцы могут совершать многолетнее автономное пребывание в океане без необходимости заходить в порты для заправки.

Россия также старалась не отставать в военном оснащении от других стран. Еще в 1904 году судно «Русь», приобретенное у немцев, было оснащено 8 аэростатами воздушным шаром. Однако корабль не использовался ни в одной и последующих сражений. После были созданы различные разработки авианосцев, однако ни один из этих проектов так и не был осуществлен. В годы Первой Мировой Войны несколько пароходов были переоборудованы в гидроавианосцы, однако эта техника не могла идти ни в какое сравнение с морским вооружением Британии и США.

В Советском Союзе авианосцы считались орудием агрессии – по их мнению, очень уязвимой агрессии. Основные удары при боевых столкновениях наносились именно по ним. Первый был спущен на воду лишь в 1985 году и встал на вооружение уже в России в 1991.

Современный авианосный мировой флот включает около 1250 самолетов и еще большее количество вертолетов. При этом значительная часть из них базируется на американских судах. Помимо авиации корабли оснащены множественной ракетной техникой и системами противовоздушной обороны. Длина всех авианосцев составляет от 182 до 342 метров. Корпус корабля сделан из стали, его толщина достигает нескольких сантиметров. Под взлетной полосой располагаются большие ангары для хранения самолетов и вертолетов, а также проведения ремонтных работ. Перемещают с палубы на палубу летательные аппараты при помощи специальных подъемных кранов. Под днищем ангаров находятся машинные отделения и другие служебные помещения. Учитывая то, что главным назначением таких кораблей является обеспечение взлета и посадки авиации, командный пункт, радарные устройства и антенны размещаются на небольшом так называемом «острове», который практически всегда расположен с правой стороны борта. Это связано с тем, что еще в начале 20-го века британские военные исследователи доказали, что в случае неудачной посадки все пилоты автоматически поворачивают самолет влево при попытке выйти на второй заход.

Сколько авианосцев в мире?

На данный момент в мире существует всего 22 корабля подобного класса. Рассмотрим детальнее действующие типы:

  1. Первое место по количеству имеющихся кораблей на вооружении являются , они включают 11 авианосцев. Как уже было сказано выше, в их составе находятся около 1000 самолетов, длина каждого корабля составляет от 250 до 331 метров, скорость движения от 31 узла, экипаж каждого судна составляет от 2000 до 5000 человек.
  2. Далее по количеству авианосных кораблей занимают Италия и Испания – они имеют по 2 единицы вооружения в своем составе;
  3. Третье место занимают страны, имеющих по одному такому судну. Это Россия, Китай, Бразилия, Франция, Таиланд, Индия и Великобритания.

На вооружении у России находится один тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», его водоизмещение составляет 70 500 тонн, длина – 304 метра. Судно в своем составе имеет 24 самолета и 42 вертолета, скорость движения достигает 32 узла.

Количество по странам

  • США (11 кораблей) – тип «Форд» (1 корабль Джеральд Р. Форд) – на вооружении с мая 2017 года. Запуск производства – 2005 год, спустя 8 лет спущен на воду с последующим проведением испытаний и укомплектованием. Предшественником данного корабля стал легендарный «Энтерпрайз», который прослужил свыше 40 лет и участвовал во многих военных миссиях, совершаемых Америкой. Сейчас это самый большой авианесущий крейсер в мире, на его строительство ушло около 13 миллиардов долларов – соответственно Джеральд Р. Форд – также является самым дорогим авианосцем в мире.
    Тип « » (10 кораблей) – судна с ядерным реактором, также принадлежащие США. В 1975 введен в эксплуатацию I экземпляр, а к 2009 году десятый. Корабли этого класса широко использовались при вооруженных столкновениях на территории бывшей Югославии и в Ираке. Себестоимость каждого такого авианосного крейсера составляет около 4,5 миллиардов долларов.
  • Италия (2 корабля) – «Кавур» – находится в составе флота с 2007 года, на борту имеет 8 самолетов и 12 вертолетов, протяженность судна составляет 244 м, скорость хода 30 узлов.
    «Джузепе Гарибальди» – еще один флагман итальянского флота, спущен на воду в 1983 году, имеет длину 180 м, скорость хода 30 узлов.
  • Индия (1 корабль) – Индийский авианосец «Викрамадитья» был куплен у России в 2013 году. Прежнее название «Адмирал Горшков». Длина составляет 274м, максимальная скорость 32узла, вмещает в себя до 20 самолетов и около 10 вертолетов. В 2018 и 2023 годах планируются к вводу в состав ВМФ страны еще 2 авианесущих крейсера.
  • Китай (1 корабль) – Китайский Авиносец «Ляонин» был куплен у Украины в 2012 году за 20 миллионов долларов. Прежнее название «Варяг». Его длина составляет 304 м, состав авиации включает 24 истребителя и 12 вертолетов.
  • Испания (2 корабля) – Авианосец «Хуан Карлос» состоит на вооружении ВМС Испании, находится в строю с 2010 года, длина 230м, имеет на вооружении до 30 самолетов и вертолетов.
  • Франция (1 корабль) – Атомный авианосец «Шарль де Голь» – является флагманом военных сил Франции. Введен в эксплуатацию в 2001 году, размеры в длину составляют 261м, включает до 40 летательных аппаратов.
  • Бразилия (1 корабль) – «Сан-Паулу» – авианосец эксплуатируется с 2001года, длина 265 метров, включает 14 самолетов и 11 вертолетов;
  • Таиланд (1 корабль) – представлен авианосцем «Чакри Нарубет» – имеет самый маленький размер среди ныне существующих аналогов, длина составляет 182 метра, авиационная группа состоит из 14 самолетов и 12 вертолетов. Эксплуатируется с 1997 года.
  • Великобритания (1 корабль) – тип «Илластриес» – один из старейших действующих авианосцев, участвовал во Второй мировой войне. Длина 205 м, на вооружении 33 самолета. В настоящее время готовятся к спуску новые авианосцы, которые должны заменить действующий экземпляр.
  • Россия (1 корабль) «Адмирал Кузнецов», последний в списке, но не по значимости и мощности. Используется с 1991 года, длина 270м, численность авиации: 50 самолетов и вертолетов. Ниже рассмотрим его более детально.

Сравнение лучших авианосцев мира

Рассмотрим десять мощнейших и самых крупных авианосцев в мире за всю историю существования данных судов. Детальнее остановимся на каждом из них.

  • Энтерпрайз (США) – этот атомный крупный авианосец по праву занимает первое место. Он был введен в эксплуатацию еще в 1961 году, в течение следующих 50 лет так и не нашлось замены этому боевому монстру. В середине 20 века планировалось построить еще пять таких же кораблей, однако, учитывая слишком высокую стоимость судна, было решено оставить его в единственном экземпляре. Благодаря ядерному горючему он может до 13 лет находиться в автономном состоянии в океане. Самый большой авианосец в мире имеет протяженность 342,3 метра, вмещает до 80 самолетов, экипаж состоит из 3000 человек. Атомоход включает четыре паровые катапульты, которые позволяют запускать один за другим самолеты за 15 секунд каждый. На взлетно-посадочную полосу осуществлена установка четырех тросов, помогающих функционировать тормозные цилиндры. Также корабль оснащен специальной нейлоновой сеткой, которая при возникновении проблем при торможении самолета сумеет поймать его и предотвратить аварию. Судно принимало участие в войнах с Кубой, Вьетнамом и Ираком. В 2012 году был выведен из состава американского флота. Спустя еще 5 лет легендарный авианосец Энтерпрайз был списан. Взамен ему пришел новый корабль Джеральд Р. Форд, который планирует встать на вооружение ВМФ США к 2020 году. До этого периода судно совершит несколько выходов в открытое море для подтверждения своей боеготовности. Корабль обошелся стране приблизительно в 13 миллиардов долларов, это самый дорогой авианосец в мире. По своему вооружению судно не отличается от предшественника, однако оно значительно превосходит его по уровню автоматизации, что позволяет уменьшить количество экипажа. Также были использованы новые технологии, обеспечивающие незаметность корабля при его попытке его обнаружения с помощью радиолокаторов.
  • Нимиц (США) – еще один пример атомного авианосца, первый его экземпляр произведен в 1975 году. Выпуск продолжался вплоть до 2009 года. В настоящее время на вооружении у США состоит 10 таких кораблей. Его длина равна 330 метров. Такие судна активно эксплуатировались в период военных действий в Югославии и Ираке. Стоимость корабля составляет около 4,5 миллиарда долларов. Атомный реактор позволяет кораблю находиться в автономном плавании около 25 лет. Период эксплуатации составляет 50 лет.
  • (США) – первый подобный авианосец был спущен на воду в далеком 1955 году. Длина составляла 325 метров. На сегодняшний день корабли этой конфигурации более не состоят на вооружении ни одной страны мира. Однако судно до сих пор занимает третью строчку в списке самых больших авианосцев в мире.
  • (США) – длина авианосца 320 метров, экземпляр известен большим количеством происходивших на борту несчастных случаев, связанных с пожарами. В результате одной из таких трагедий сгорело 135 человек. Снят с вооружения в 1993 году.
  • Джон Кеннеди (США) – в длину авианесущий крейсер также составляет 320 метров, был снят с вооружения ВМФ США в 2007 году. Корабль нес службу около 40 лет, осуществляя задания преимущественно в Средиземном море. За время своей службы потерпел несколько морских столкновений.
  • (США) – длина составляет 305 метров, произведен был в 1945 году, являлся первым тяжелым американским авианосцем. С 1992 года снят с вооружения, сегодня выполняет роль музея флота.
  • Адмирал Кузнецов (СССР-РФ) – корабль построен в городе Николаев в 1985 году, сегодня состоит на вооружении Северного флота ВМФ России, длина авианосного крейсера составляет 300 метров.
  • Лексингтон (США) – судно периода II мировой войны, но в 1946 году был затоплен после того как с его помощью проводились ядерные испытания.
  • Крейсер Варяг/Ляонин (СССР-Украина-Китай) – был спущен на воду в 1988 году в Николаеве. В период развала Союза на борту продолжалось строительство. Соответственно, корабль перешел в собственность к Украине, однако ремонтные работы в этот период были прекращены. Впоследствии недостроенный авианосец был продан в Китай за 20 миллионов долларов. На сегодняшний день состоит на вооружении Китайского ВМФ.
  • Синано (Япония) – был построен в 1942 году и участвовал в войне против Америки. Длина судна составляла 266м – вплоть до конца 50-х годов прошлого века это был самый большой в мире авианосец. В ноябре 1944 года при сражении с американскими военными судно было затоплено, а вместе с ним 1435 человек экипажа.

Последние разработки

Одной из последних новинок в сфере ВМФ по слухам экспертов является разработка подводной авиации Российской Федерации. Первый атомный подводный авианосец России проекта 941-бис по слухам должен быть готов к 2020 году. Идея такого судна разрабатывалась с 1991 года на Рубиновском проекте транспортных подлодок. Сегодня в интернете можно встретить макет такой субмарины. Однако эта подводная лодка и ее устройство строго засекречены, узнать реальные даты ввода в эксплуатацию не представляется возможным. Одно можно сказать с уверенностью – если он будет введен в эксплуатацию – это будет лучший авианосец в мире и единственный атомный подводный корабль с истребителями на борту.

Как видно из перечня самых больших авианесущих крейсеров мира всех времен неоспоримое лидирующее место в данном виде вооружения занимают авианосцы США. Авианосцы – важный атрибут в военно-морских силах любой страны, в то же время они являются одними из самых уязвимых кораблей при масштабных сражениях. Такие корабли незаменимы при ведении боевых действий со странами, не имеющими современного ядерного вооружения. При агрессии со стороны равной по мощности державы авианосцы будут оставаться важной, но не основной составляющей при проведении боевых действий.

Американцы - безусловные лидеры по авианосцам, но и другим державам есть, чем похвастать. Например, ушлые китайцы на днях заявили о закладке собственного плавучего аэродрома. В честь этого события M PORT составил рейтинг авианесущих кораблей на вооружении у разных стран.

АДМИРАЛ КУЗНЕЦОВ (Россия)

Главное преимущество Адмирала - его скорость. Он с легкостью делает 35 миль в час, так что не стойте у него на пути! Он легче любого авианосца США, но грозные самолеты Су на его борту как бы намекают: с товарищем Кузнецовым шутки плохи.

  • Заступил на боевое дежурство - 1991 год
  • Водоизмещение - 55 200 тонн
  • Длина - 305 метров
  • Автономность - 45 суток
  • Экипаж - 1609 человек
  • Авиация - 12 вертолетов (Ка-27), 33 самолета (Су-33 и Су-25)

НЕУКРОТИМЫЙ (Invincible, Великобритания)

До 2005 года - класс легких британских авианосцев, отлично себя зарекомендовавший во время войны с Аргентиной за Фолклендские острова в 1982 году. В 90-х Неукротимый поддерживал налеты на Ирак. С 2005 года на смену ему идут корабли класса Queen Elizabeth, более навороченные, но менее легендарные.

  • Заступил на боевое дежурство - 1980 год
  • Водоизмещение - 20 600 тонн
  • Длина - 209 метров
  • Автономность - 7000 миль
  • Экипаж - 875 человек
  • Авиация - 22 самолета и вертолета

ШАРЛЬ ДЕ ГОЛЛЬ (Франция)

Единственный авианосец Франции, зато очень серьезный, поскольку атомный. В пути может находиться очень долго. Несет на себе 40 самолетов, что является мощной ударной силой. В 93 году на борту де Голля случилось ЧП: сотрудники британской Ми-6 проникли на авианосец под видом инспекции. Ушлым шпионам удалось осмотреть корабль, но их оперативно схватили.

  • Заступил на боевое дежурство - 1994 год
  • Водоизмещение - 42 000 тонн
  • Длина - 261 метр
  • Автономность - 45 суток
  • Экипаж - 1900 человек
  • Авиация - до 40 самолетов и вертолетов


ПРИНЦ АСТУРИЙСКИЙ (Испания)

Этот авианосец такой длинный, что можно спокойно устраивать корриду на его палубе - 196 метров длины это позволяют. Гордость испанского флота, а что еще делать - других-то нет!

  • Заступил на боевое дежурство - 1989 год
  • Водоизмещение - 16 700 тонн
  • Длина - 196 метров
  • Экипаж - 763 человека
  • Авиация - 14 вертолетов, 8 самолетов (Харриер-2)


ДЖОРДЖ БУШ (USS George H.W. Bush, США).

Тяжелый атомный авианосец класса Нимиц. Нет сомнений, что эта игрушка - лучшая в мире. И притом новейшая: корабль был спущен на воду в 2006 году. Для сравнения, вышеперечисленные авианосцы были построены еще в прошлом столетии.

  • Заступил на боевое дежурство - 2009 год
  • Водоизмещение - 97 000 тонн
  • Длина - 332 метра
  • Экипаж - 5680 человек
  • Авиация - 90 самолетов и вертолетов


Для справки: кто сбил первый Нимиц?

Американские военные утверждают, что авианосцы типа Нимиц являются совершенно неуязвимыми. Однако российская авиация доказала, что это далеко не так. Инцидент произошел во время американо-японских учений: российские самолеты незаметно подлетели к авианосцу ВМС США Китти Хок и сфотографировали его во всех позах. Американцы даже не успели поднять палубную авиацию или хотя бы стрельнуть вослед ракетой. На военном языке это означает «условное уничтожение авианосца».

Читайте также: