Аттестация рабочих мест проводится раз. Сроки проведения аттестации рабочих мест

Для чего проводят аттестацию рабочих мест? Как это правильно сделать? С какой периодичностью нужно проводить аттестацию рабочих мест? Какова стоимость данной процедуры? Что грозит за нарушение сроков проведения аттестации? Ответ на эти и другие вопросы вы найдете в статье

Согласно положениям трудового законодательства организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся работодателями, независимо от применяемого ими режима налогообложения должны проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда. А что это такое? Согласно статье 209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах с целью выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н (далее - Порядок). Указанный Порядок содержит требования к проведению аттестации, оформлению ее результатов и их использованию. Вместе с тем отметим, что Минтруд России своим приказом от 12.12.2012 № 590н внес некоторые изменения в Порядок, которые вступили в силу 26 февраля 2013 года. Поэтому при проведении аттестации в настоящее время следует учитывать и эти поправки.

С 1 января 2014 г. вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда, которая должна проводиться в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ. Посмотреть бесплатно и скачать Федеральный закон, а также бланки и формы приказов для проведения специальной оценки труда вы можете в предварительно зарегистрировавшись по .

Какие рабочие места подлежат аттестации

До вступления в силу приказа Минтруда России от 12.12.2012 № 590н работодателю следовало проводить аттестацию всех рабочих мест. С 26 февраля 2013 года перечень рабочих мест, подлежащих обязательной аттестации, сокращен. Теперь проводить аттестацию следует только на тех рабочих местах, выполнение трудовых функций на которых может причинить вред здоровью и жизни работника. Так, в соответствии с пунктом 4 Порядка обязательной аттестации подлежат рабочие места, на которых:

Выполняется работа с оборудованием, машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, транспортными средствами;

Осуществляется эксплуатация, обслуживание, испытание, наладка и ремонт оборудования, машин, механизмов, установок, устройств, аппаратов, транспортных средств;

Выполняется работа с источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие на работника и определяемыми аттестационной комиссией исходя из критериев оценки условий труда;

Используется электрифицированный, механизированный или иной ручной инструмент;

Хранится, перемещается и (или) применяется сырье и материалы.

Заметим, что обязательной аттестации подлежат как существующие рабочие места, так и вновь созданные в процессе ведения бизнеса (например, при реконструкции производства, внедрения новой техники).

В то же время не подлежат аттестации рабочие места тех сотрудников, чья трудовая деятельность связана исключительно:

С работой на компьютерах;

Эксплуатацией копировально-множительной (ксероксы, принтеры) или иной техники для нужд самой организации;

Использованием бытовой техники, которая не задействована в технологическом процессе производства.

Таким образом, рабочие места, на которых используется обычная офисная техника, аттестовывать нет необходимости. Тем не менее, если сам работник или представитель профсоюза обратится к работодателю с заявлением о проведении аттестации на соответствующем рабочем месте, организация или ИП будут обязаны ее провести. Кроме того, обязать работодателя провести аттестацию того или иного рабочего места может трудовая инспекция, выдав соответствующее предписание (п. 47 Порядка).

Виды аттестации рабочих мест и сроки ее проведения

В зависимости от срока и основания проведения можно выделить три вида аттестации:

Первичная;

Повторная;

Внеплановая.

Основанием для проведения первичной аттестации рабочих мест является организация нового рабочего места. Происходит это в двух случаях. Первый - создание организации как юридического лица или регистрация ИП. Второй - завершение строительства, реконструкции, технического перевооружения производства, внедрение новой техники и технологий.

Заметим, что срок, в течение которого должна быть проведена аттестация при создании организации (регистрации ИП), не определен. А вот во втором случае аттестация должна быть проведена не позднее одного года с момента создания таких рабочих мест (п. 4 Порядка).

Повторная аттестация рабочих мест проводится на рабочих местах, на которых по результатам предыдущей аттестации установлены вредные и (или) опасные условия труда. Также повторной аттестации подлежат рабочие места с наличием производственных факторов и работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований). Об этом - пункт 8 Порядка. Подобная аттестация проводится не реже одного раза в пять лет. Причем отсчет пятилетнего срока начинается со дня завершения предыдущей аттестации.

Основания для проведения внеплановой аттестации рабочих мест установлены пунктами 47 и 48Порядка. К ним относятся:

Обращение работника о проведении аттестации его рабочего места;

Обращение представителя профсоюза;

Результаты государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества проведения аттестации;

Предписание Роструда или государственной инспекции труда, выданное работодателю;

Приведение условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

Улучшение условий труда;

Замена производственного оборудования;

Изменение технологического процесса;

Изменение средств коллективной защиты.

Порядок проведения аттестации

Сам процесс проведения аттестации рабочих мест по условиям труда можно разделить на несколько этапов.

На первом этапе определяется состав аттестационной комиссии. В соответствии с пунктом 10 Порядка в комиссию включаются представители работодателя, специалист по охране труда, представители профсоюзной организации, а также аттестующей организации. Представителем работодателя могут быть руководители структурных подразделений, юристы, специалисты по кадрам. Возглавляет аттестационную комиссию представитель работодателя.

Функции, которые возлагаются на аттестационную комиссию, перечислены в пункте 12 Порядка. К ним относятся:

Осуществление руководства и контроля за проведением аттестации на всех ее этапах;

Формирование комплекта необходимых для проведения аттестации нормативно-правовых и локальных нормативных актов, организационно-распорядительных и методических документов и организация их изучения;

Составление перечня рабочих мест, подлежащих аттестации, выделение аналогичных рабочих мест и указание факторов производственной среды и трудового процесса, травмоопасности и обеспеченности работника специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ);

Подготовка предложений по приведению наименований профессий и должностей работников в соответствие с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;

Указанные единые справочники утверждены постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 № 787

Присвоение номера каждому рабочему месту;

Заполнение и подписание карты аттестации рабочего места по условиям труда (образец карты и рекомендации по ее заполнению приведены в приложениях № 2 и 3 к Порядку);

Подготовка предложения о внесении изменений и (или) дополнений в трудовой договор в части обязательства работодателя по обеспечению работника СИЗ, установлению соответствующего режима труда и отдыха, а также других предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;

Разработка по результатам аттестации плана мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

На втором этапе руководитель организации или коммерсант издает приказ о проведении аттестации рабочих мест (п. 11 Порядка). Унифицированной формы приказа не утверждено, поэтому работодатель составляет его в произвольной форме, но обязательно указывает:

Состав аттестационной комиссии;

ФИО председателя аттестационной комиссии;

Срок проведения аттестации.

Не забудьте ознакомить с приказом о проведении аттестации всех членов аттестационной комиссии и иных лиц, указанных в нем.

На третьем этапе начинается сам процесс аттестации, который осуществляется работодателем совместно с аттестующей организацией на основании гражданско-правового договора.

К функциям аттестующей организации относится:

Проводить аттестацию может только организация, имеющая аккредитацию

Измерение и оценка факторов рабочей среды и трудового процесса;

Оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

Оформление и подготовка отчета об аттестации.

В соответствии с пунктом 6 Порядка работодатель вправе привлечь несколько аттестующих организаций. При этом между аттестующими организациями работа по аттестации может быть распределена как по количеству рабочих мест, подлежащих аттестации, так и по видам работ, выполняемых на данных рабочих местах.

Итак, процесс аттестации начинается с составления аттестационной комиссией перечня рабочих мест.

Напомним, рабочее место - это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ).

Для составления перечня рабочих мест следует использовать штатное расписание и список работников с указанием профессии (должности) и структурного подразделения. Каждому рабочему месту присваивается уникальный порядковый номер (от 1 до 99 999 999), то есть не более восьми знаков.

Затем аттестующая организация проводит оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Она включает в себя:

Оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам;

Оценку травмоопасности рабочих мест;

Оценку обеспеченности работников СИЗ;

Комплексную оценку условий труда на рабочих местах.

Возьмите на заметку

Что такое аналогичные рабочие места?

Согласно положениям законодательства при составлении перечня рабочих мест следует выделять аналогичные рабочие места. Выявить такие места можно по совокупности следующих признаков:

Профессии или должности одного наименования;

Выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;

Использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья, работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;

Использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;

Одинаковое расположение объектов (производственное оборудование, транспортные средства и т. п.) на рабочем месте;

Одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени;

Одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.

При присвоении порядкового номера аналогичные рабочие места обозначаются буквой «а».

Об этом - пункт 12 Порядка.

Все измерения и оценки оформляются протоколом, который подписывается специалистами аттестующей организации, проводившими измерения и оценки, а также ответственным должностным лицом данной организации, и заверяется печатью (п. 18, 27 и 37 Порядка).

По итогам аттестации с комплексной оценкой условий труда рабочее место может быть признано:

Соответствующим государственным нормативным требованиям охраны труда. Такое решение принимается, если установлено соответствие условий труда на рабочем месте гигиеническим нормативам, рабочего места требованиям обеспеченности работников СИЗ, а также не выявлено несоответствие рабочего места требованиям охраны труда (п. 37 Порядка);

Не соответствующим государственным нормативным требованиям охраны труда. Указанное решение принимается при отрицательной оценке хотя бы одного из указанных выше параметров (п. 38 Порядка).

При отнесении условий труда на рабочем месте к опасным условиям труда работодателю следует незамедлительно разработать и реализовать комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо на уменьшение времени их воздействия (п. 39 Порядка).

Оформляем результаты проведенной аттестации

Согласно пункту 44 Порядка результаты аттестации рабочего места по условиям труда аттестационная комиссия оформляет в виде отчета об аттестации. К указанному отчету должны быть приложены следующие документы:

Приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации;

Перечень рабочих мест, подлежащих аттестации;

Карты аттестации рабочего места с протоколами измерений и оценок;

Сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест (приложение № 6 к Порядку);

Сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации, и компенсаций, которые необходимо устанавливать работникам (приложение № 7 к Порядку);

План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда (приложение № 8 к Порядку);

Итоговый протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации (приложение № 9 к Порядку);

Сведения об аттестующей организации (приложение № 10 к Порядку) с приложением копии документов на право проведения измерений и оценок (аттестата аккредитации с приложением, который устанавливает область аккредитации испытательной лаборатории, уведомления о включении в Реестр аккредитованных организаций, которые оказывают услуги по аттестации);

Протоколы заседаний аттестационной комиссии;

Заключения по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии);

Предписания должностных лиц о выявленных нарушениях (при наличии).

Далее аттестационная комиссия в течение 10 календарных дней со дня получения отчета рассматривает его, подписывает протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест и передает его вместе с отчетом об аттестации работодателю.

Этапом, завершающим процесс аттестации, является подписание работодателем приказа о завершении аттестации и об утверждении отчета об аттестации. На это ему отводится 10 рабочих дней с даты получения итогового протокола заседания аттестационной комиссии. Не забудьте ознакомить с приказом о завершении аттестации всех членов аттестационной комиссии, работников, а также иных лиц, указанных в нем.


Что грозит за нарушение сроков проведения аттестации

Пунктом 52 Порядка установлено, что ответственность за проведение аттестации, достоверность и полноту предоставления информации в трудовую инспекцию возлагается на работодателя. За достоверность проведения измерений и оценок ответственность возлагается на работодателя и аттестующую организацию. Так, в случае нарушения порядка проведения аттестации, а также сообщения работодателем недостоверных сведений в инспекцию по труду работодатель может быть привлечен к административной ответственности по статье 5.27 КоАП РФ.

Штраф в этом случае составит:

Для должностного лица - от 1000 до 5000 руб.;

Индивидуального предпринимателя - от 1000 до 5000 руб. или приостановление его деятельности на срок до 90 суток;

Приостановление деятельности применяется, если существует угроза жизни и здоровью людей

Организации - от 30 000 до 50 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Обратите внимание: если аттестация рабочих мест проведена после 1 декабря 2010 года неаккредитованной организацией, инспекция по труду вправе потребовать от работодателя повторного проведения аттестации. Об этом - пункт 11 приказа Роструда от 31.08.2011 № 193.

Мест по условиям труда с учетом нововведений, принятых в 2015 году, получил некоторые серьезные изменения. Работодатель должен познакомиться со всеми положениями, обязательными для специальной оценки рабочих мест.

Именно так стал называться комплекс мероприятий, который подводит итоги анализа условий работы персонала.

Новое в аттестации рабочих мест по условиям труда в 2020 году

Целью актуальной процедуры является оценка действующих .

Разобраться с нововведениями, которые касаются проведения комплексного анализа, можно после ознакомления с Федеральным законом №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» .

Основные изменения касаются:

  1. Методики проведения изменений. Здесь требуется четкое определение исполнителей и правил оценки биологических факторов.
  2. Административной ответственности за несвоевременное выполнение процедуры.

В течение 2015 года на законодательном уровне решался вопрос об отмене проведения комплекса оценочных мероприятий для некоторых категорий малого и среднего бизнеса. Это положение не нашло поддержки у законодателей, и в 2020 году нужно будет провести.

Исключение составят компании, которые имеют действующие результаты после проведения компании до 2014 года.

Кем и когда проводится аттестация

Для проведения комплексного анализа мест труда создается специальная комиссия.

Состав формируется из следующей категории специалистов:

  1. Специалист предприятия, занятый в области охраны труда.
  2. Представитель нанимателя, компетентный в актуальных вопросах производства.
  3. Представители профсоюзной организации предприятия.
  4. Уполномоченное лицо аттестующей организации.

Привлечение представителя аттестующей компании является обязательной нормой. Даже при выявлении опасных факторов и вредностей, которые можно зафиксировать самостоятельно, результаты не могут быть признаны законными.

Аттестующая компания проходит обязательную аккредитацию, что подтверждает владение методиками для выполнения процедуры в установленном порядке.

Аттестации рабочих мест не изменялась и составляет 5 лет. Предыдущие компании датированы 2009 и 2014 годом.

Однако, при создании новых рабочих мест законом установлен срок в 60 рабочих дней со дня начала эксплуатации до момента специального анализа этого места.

В случае улучшений условий труда на рабочем месте наниматель может провести внеочередную компанию по оценке места труда. Согласно с измененным порядком проведения , даже при наличии признанных результатов оценки рабочего места, при наличии труда, потребуется повторная процедура.

Что такое специальная оценка условий труда узнайте из видео.

Порядок проведения аттестации рабочих мест в 2020 году, оформление документов

Для проведения контрольных действий в рамках комплексной оценки рабочих мест потребуется осуществить некоторые организационные мероприятия:

  1. Создать комиссию для проведения аттестации.
    В документе определяется состав руководящего совета.
  2. График проведения мероприятия.
    Сроки выполнения действий устанавливаются на основе отдельного документа за подписью руководителя.
  3. Договор с организацией по проведению аттестации.
    При заключении договора основное правило определяет независимость нанимателя и приглашаемой организации.

Всестороннее рассмотрение места труда предусматривает объективную оценку состояния условий работы. Наниматель предоставляет всю первичную документацию, обеспечивает беспрепятственный доступ на каждый производственный участок.

Установленный порядок проведения аттестации предусматривает последовательные этапы проводимой процедуры:

  1. Определяются рабочие места, подлежащие комплексной оценке, в том числе, на основании Списка № 1 и Списка № 2.
  2. Выделяются действующие опасные или вредные факторы.
    Проводится их количественная или качественная оценка, оценка соответствия установленным нормативам.
  3. Проводится анализ вспомогательных факторов – обеспечение спецодеждой и средствами защиты работников.
  4. Составляется итоговый документ, который позволяет сделать вывод об производственных условиях, а при необходимости определить виды компенсаций или льгот.

Результаты комплексной оценки по отдельным местам определяются на основании итогового документа, где учитываются:

    • исходные документы для начала комплекса мероприятий;
    • перечень рабочих мест для проведения исследований;

  • объективная информация об аттестующей организации;
  • карта комплексной оценки на каждое рабочее место;
  • сводные документы по всем рабочим местам, включая таблицу по классам опасности, назначенным видам компенсаций;
  • итоговый документ заседания аттестационной комиссии, с указанием замечаний и предложений по итогам законченной работы;
  • утвержденный план мероприятий по улучшению условий труда для отдельных рабочих мест;
  • заключение на основании государственной экспертизы проведенной комплексной оценки.

Результаты проведенной мероприятий обязательны для выполнения нанимателем любой формы собственности в установленные сроки.

Штрафы за отсутствие аттестации

Изменения в административном Кодексе предусматривают ответственность двух видов за несоблюдение установленного Закона по комплексной оценке условий работы.

Наказывается несвоевременное проведение плановой (или внеочередной) аттестации предусматривает штраф до 30 тысяч рублей, или приостановку деятельности компании на срок от 1 до 3 месяцев.

Кроме того, предусмотрено наказание за неправильно проведенную аттестацию, где должностное лицо будет наказано на сумму от 5 до 10 тысяч рублей, а юридическое лицо – до 80-ти тысяч.

Предусмотрена ответственность за содержание рабочих мест в неудовлетворительном состоянии. На должностное лицо налагается штраф от 20 до 30 минимальных заработков, а для юридического лица от 200 до 300 эквивалентных сумм.

В интересах нанимателя обеспечить выполнение установленных нормативных параметров по каждому вредному фактору, за исключением тех мест, которые внесены в упомянутые Списки № 1 и № 2.

При определении мероприятий по качественному изменению условий труда, их также внедряют для работы в полном объеме. Ведь наказание за уклонение от реализации мероприятий может при повторной фиксации привести даже к приостановке деятельности на срок до 3 лет.

Кто может не проходить аттестацию рабочего места

Случаев, когда проведения сложной процедуры комплексного анализа условий труда не требуется – немного. В основном это касается предприятий малого бизнеса.

В случае занятости в работе только одного лица, когда не составляется договор найма на работу. Соответственно, необходимость оценки рабочего места также отсутствует.

Однако при аренде офиса, где есть хотя бы одно рабочее место, аттестация понадобится.

При работе в компании удаленных работников, также анализировать их рабочее место нет необходимости. Здесь численность работников не играет роли.

На выполнении аттестации можно немного сэкономить при наличии нескольких схожих мест с однотипными условиями труда.

Осматривать каждое рабочее место не потребуется.

Важно только учесть два ограничения:

  • анализ осуществляется для 20 % от имеющихся таких мест труда;
  • число мест для комплексной оценки не может быть менее двух.

Чтобы не допустить нарушения в определении объема работ, нужно подтвердить их количество в соответствии со штатным расписанием для предприятия.

Соблюдение установленной процедуры и сроков проведения комплексного анализа рабочих мест позволят установить законные виды компенсации и льгот для всех категорий работников, разработать мероприятия для улучшения условий труда.

Оплата административного наказания за несвоевременное выполнение комплекса мероприятий часто имеет больший размер, чем средства, необходимые на улучшение условий труда.

Еще о специальной оценке условий труда можно узнать из видео.

Вконтакте

Для чего нужна аттестация рабочих мест? Аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах, которая проводится для выявления вредных или опасных производственных факторов и приведения условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Установленные классы (подклассы) условий труда влияют не только на размер допвзносов в ПФР, но и на объем гарантий и компенсаций, который предоставляется работникам в соответствии с ТК РФ.

С 01.01.2014 понятие «аттестация рабочих мест» заменено термином «специальная оценка условий труда» или «спецоценка условий труда». И если раньше вопросы аттестации рабочих мест регламентировались Приказом Минздравсоцразвития от 26.04.2011 № 342н , то теперь спецоценка проводится в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ .

Но учитывая, что аттестация рабочих мест и их спецоценка по сути одно и то же, то несмотря на замену в ТК РФ термина «аттестация» на термин «спецоценка», данные понятия часто до сих пор используются как равнозначные. Как синонимичные понятия «спецоценка» и «аттестация» будут использоваться и в нашей консультации.

Аттестация рабочих мест обязательна или нет?

ТК РФ предусматривает, что работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о спецоценке (ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Поэтому проведение спецоценки обязательно в отношении рабочих мест всех работников, кроме (ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ):

  • надомников;
  • дистанционных работников;
  • работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями-физлицами, которые не являются ИП.

Абсолютно все работодатели обязаны провести спецоценку до 31.12.2018 (ч. 4 ст. 8 , ч. 6 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Если до 01.01.2014 работодатель проводил аттестацию рабочих мест по старым правилам, он может не проводить спецоценку условий труда в отношении таких рабочих мест в течение 5 лет со дня завершения последней аттестации (ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Это правило не касается случаев, когда у работодателя возникает обязанность провести внеплановую спецоценку (например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, при получении предписания государственного инспектора труда или при замене производственного оборудования, которое может повлиять на уровень воздействия вредных или опасных факторов) (ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Подробнее о порядке оценки условий труда и аттестации рабочих мест мы рассказывали в отдельном .

Аттестация рабочих мест: на сколько лет действительна?

В общем случае спецоценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем 1 раз в 5 лет. Такой срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении спецоценки (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Таким образом, срок действия аттестации (спецоценки) рабочих мест по общему правилу составляет 5 лет.

Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест 2018

Нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение влечет (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ):

  • предупреждение или штраф на должностных лиц от 5 000 до 10 000 рублей;
  • штраф на работодателя-ИП от 5 000 до 10 000 рублей;
  • штраф на работодателя-организацию от 60 000 рублей до 80 000 рублей.

Многие уже знают, что аттестация рабочих мест кардинально изменилась. Причиной этого стало принятие нового федерального закона и поправки к Трудовому кодексу РФ. Стоит обратить внимание и на то, что изменилось и само название процедуры. Теперь вместо аттестации проводится специальная оценка условий труда. Новые правила вступили в законную юридическую силу с января 2014 года .

Давайте детально рассмотрим специальную оценку условий труда и основные моменты, которых коснулись изменения. В нашей статье вы узнаете, как проходит эта оценка, обязательна ли она, кто ее проводит и санкции, применяемые к нарушителям. Итак, начнем.

Последние изменения в законе

Главным изменением стала не только смена названия процесса, в корне изменилась и сама процедура. Важным моментом стало и существенное ужесточение наказания за нарушение требований, установленных законодательством.

Как отмечают специалисты, введение полностью нового механизма связано с тем, что аттестация рабочих мест, проводимая ранее, не давала нужного эффекта и не могла обезопасить рабочих . Нововведение должно дать стимул предпринимателям относиться с должным вниманием к спецоценке, а санкции призваны обеспечить принудительное выполнение установленных правил.

По статистике, 35% всех нарушений – это допуск тех сотрудников к рабочим местам, которые не прошли инструктаж по охране труда.

Некоторые просто расписались, не уделив внимания изучению правил техники безопасности. Чуть меньше процентов набрало отсутствие у работников средств индивидуальной либо коллективной защиты. Тройку «лидеров» замыкает непроведение аттестации.

Не лишним будет напомнить руководителям и сотрудникам бухгалтерии о том, что во время сдачи отчетности в Фонд соцстраха нужно будет указать на наличие проведенной спецоценки . Данное требование предъявлено с 1 января 2015 года . По результатам оценки осуществляется присвоение каждому рабочему месту класса вредности. Это и определит размер страховых взносов, вносимых в Пенсионный Фонд. Действует прямопропорциональная зависимость – чем больше вредность (класс), тем большим будет пенсионный взнос.

Если вам кажется, что это пустяки, то обратите внимание на то, что отсутствие спецоценки условий труда автоматически препятствует сдаче отчета за квартал в Фонд Соцстраха, а также расчету пенсионных взносов. Таким образом, начинает расти «снежный ком» нарушений действующего законодательства, следовательно, и санкций за их несоблюдение.

Что нужно делать теперь?

Специальная оценка представляет собой целостный комплекс мероприятий, которые направлены на идентификацию опасных, вредных производственных факторов, а также на оценку уровня их влияния на сотрудников с учетом колебаний фактического значения и установленного норматива. Основная задача спецоценки – определить, соответствуют ли условия рабочего места установленным законом требованиям, и обнаружить рабочие места, условия работы на которых вредны либо опасны. Работники, работающие в таких условиях, обязательно должны получать соответствующие компенсации и дополнительные гарантии.

Специальная оценка проводится всеми работодателями без исключения : и на различных видах предприятий, и индивидуальными предпринимателями. Проверке не подлежат рабочие места таких категорий:

  • принадлежащие работникам, которые заняты надомным трудом;
  • сотрудников, работающих на дистанционной основе;
  • сотрудников работодателей – физлиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Раньше аттестация требовалась только на тех рабочих местах, на которых используется оборудование, ручные инструменты, машины, механизмы, установки, устройства, транспортные средства, аппараты или где располагались источники опасности. Сейчас проверка касается любого рабочего места, невзирая на применяемые в прошлом факторы и критерии. Это значит, что спецоценка рабочих мест офисного персонала также необходима. До принятия закона вопрос об офисных рабочих местах был дискуссионным.

Для проведения данной спецоценки привлекается специальная организация, эксперты которой профессионально проводят оценку условий труда.

Законодатель побеспокоился и о переходном периоде. Работодатель, который провел аттестацию рабочего места по старому законодательству (до 1 января 2014 года) освобожден от обязанности проводить спецоценку до момента истечения срока действия результатов данной аттестации. Но не более чем до 31 декабря 2018 года . Результаты аттестации используются и для задач специальной оценки – для организации медицинских осмотров, для информирования сотрудников об условиях труда, для обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, начисления компенсаций и др.

Что касается компаний, в которых имеются рабочие места с опасными или вредными условиями труда, они должны провести оценку незамедлительно. Так же, как и с рабочими местами, позволяющими уйти работнику на досрочную трудовую пенсию по старости. Другие организации проводят спецоценку до 31 декабря 2018 года. Аттестация рабочих мест, которая была проведена в 2014 году, считается незаконной, и ее результаты не могут быть использованы. Об этом идет речь в специально изданном Письме Минтруда РФ.

Подробная информация о проведении спецоценки — на следующем видео:

Кто и каким образом проводит специальную оценку?

Начнем с того, кто проводит специальную оценку. В соответствии с законом обязанность провести и профинансировать оценку возлагается непосредственно на работодателя. Именно он, независимо от того, юрлицо это либо индивидуальный предприниматель, организовывает оценку рабочего места сотрудников.

Теперь давайте подробно остановимся на сроках проведения спецоценки, имеющих немаловажное значение. Сроки напрямую зависят от типа оценки – плановая или внеплановая . Плановая проводится не реже, чем один раз в пять лет. Отсчитывать пять лет нужно от дня, когда был утвержден отчет о проведении прежней спецоценки. По желанию работодателя можно провести специальную оценку и до того момента, как истечет срок действия предыдущей. Это возможно, если условия на рабочих местах улучшены. Возникает вопрос, зачем проводить преждевременную оценку, а не подождать срока очередной? Улучшение позволит экономить на страховых взносах, на компенсациях сотрудникам и на средствах индивидуальной защиты.

Необходимость во внеплановой оценке возникает в случае смены офиса и введения в эксплуатацию новых рабочих мест. Она должна быть проведена в течение 6 месяцев со дня ввода их в эксплуатацию.

Также в законе предусмотрены и другие случаи внеплановой оценки:

  • при изменении технологического процесса;
  • замене оборудования;
  • при изменении составов применяемого сырья или материала;
  • после несчастного случая на производстве или установления профессионального заболевания вследствие влияния опасных или вредных факторов;
  • по запросу профсоюза;
  • при смене средств индивидуальной либо коллективной защиты и др.

Причем во время внеплановой оценки, ей подлежат исключительно рабочие места, которых коснулись изменения. Порядок аналогичен порядку плановой аттестации и содержится в приказе Минтруда РФ.

Еще несколько слов о спецоценке аналогичных рабочих мест. Очень часто можно увидеть, что несколько сотрудников работают в одинаковых условиях, выполняя те же функции, а значит и их рабочие места идентичны. В таком случае оценку проводят в отношении 20% рабочих мест, но не меньше, чем на двух.

Аналогичные означает, что места находятся в однотипных помещениях, их системы вентиляции, кондиционирования воздуха, отопление и свет одинаковы. Важно и то, что оборудование, материалы и сырье, используемые сотрудниками на аналогичных местах, должны быть однотипными, а средства индивидуальной защиты – одинаковыми.

Для начала спецоценки создается соответствующая комиссия и привлекается организация, специализирующаяся на ее проведении . Обычно с такой организацией заключают гражданско-правовой договор. Главой комиссии является непосредственно работодатель или его представитель. В нее обязательно входят профсоюзные деятели, если они есть на предприятии, и специалист по охране труда, обслуживающий данную организацию.

Затем эксперты приступают к исследованию рабочих мест и выявляют среди них те, которые подвержены действию опасных либо вредных факторов. Те места, где подобные факторы отсутствуют, заносят в декларацию, которую впоследствии предоставляют в трудовую инспекцию. Там, где есть данные факторы, они должны быть тщательно измерены. Каждому месту присваивается класс условий труда.

Последний этап – отчет комиссии, в котором указываются следующие данные:

  • перечень рабочих мест с указанием опасных и вредных факторов;
  • протоколы всех измерений и испытаний;
  • заключения экспертов;
  • и др.

Работодатель знакомит своих сотрудников с отчетом под роспись. Срок для ознакомления составляет один месяц. При наличии сайта сведения из отчета публикуются на нем.

Возможные штрафы и другие санкции

Как и за любое другое правонарушение, за невыполнение работодателем своей обязанности по проведению спецоценки условий труда грозит административная ответственность в виде штрафа либо приостановления деятельности:

  • Размер административного штрафа для индивидуального предпринимателя составит от пяти до десяти тысяч рублей или приостановление его деятельности длительностью до 90 суток.
  • Юридические лица, которые допустили нарушения, заплатят намного больше – от шестидесяти до восьмидесяти тысяч рублей. Приостановление деятельности также актуально и для них, длительность аналогична.

Для сравнения приведем прежние суммы санкций:

  • индивидуальные предприниматели платили от одной до пяти тысяч рублей;
  • юрлицам нарушение выливалось в копеечку – от тридцати до пятидесяти тысяч рублей.

Орган, привлекающий к ответственности работодателей за данную категорию правонарушений – Роструд.

Повторное нарушение грозит ИП штрафом в тридцать-сорок тысяч рублей, юрлицам – от ста до двухсот тысяч рублей.

Так что стоит задуматься, что лучше — позаботиться о правильности оценки рабочего места или заплатить штраф, а то и потерять прибыль, которая не будет получена из-за приостановления деятельности фирмы либо индивидуального предпринимателя.

Несчастный случай на предприятии при отсутствии спецоценки – это прямое доказательство виновности работодателя для суда. В таком случае данное деяние подпадает уже не под административные санкции, а под уголовные. Наказанием служит: штраф – до 400 000 рублей, исправительные работы на 2 года, принудительные работы до года либо лишение свободы сроком до года.

Информация актуализирована 25.03.2015

Денис Шофшан, налоговый консультант ООО «ФондИнфо»

Порядок и условия проведения оценки определены Федеральным законом , который вступил в силу с 1 января 2014 года. Проводится спецоценка условий труда согласно методике, утвержденной , который вступил в силу 8 апреля 2014 года. Это значит, что фактически специализированные организации получили право на проведение спецоценки условий труда только 8 апреля 2014 года. По результатам спецоценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников. Подробнее о том, что такое спецоценка, можно ли затраты на ее проведение учесть в расходах, влияют ли результаты спецоценки на размер скидки по страховым взносам и др., смотрите в таблице в конце материала.

Кому нужно проводить специальную оценку?

Специальную оценку условий труда обязаны проводить все работодатели (вне зависимости от системы налогообложения и штатной численности работников). Более того, специальной оценке подлежат все рабочие места независимо от того, существуют на рабочем месте источники опасности или нет. Офисные рабочие места также подлежат спецоценке. Никаких исключений для них в законодательстве нет. Прежде официальные органы тоже настаивали на проведении аттестации рабочих мест, если работник больше половины рабочего времени находится за компьютером (письмо Минтруда России ).
Специальную оценку можно не проводить лишь в отношении ():

  • надомных работников;
  • дистанционных работников;
  • работников, занятых у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям ().

Когда проводить специальную оценку?

Если до 1 января 2014 года компания провела аттестацию рабочих мест, то ее результаты действительны в течение пяти лет со дня завершения. То есть спецоценку можно не проводить максимум до 31 декабря 2018 года. Однако провести спецоценку вне плана нужно в следующих случаях (ст. 17 Закона № 426-ФЗ):

  • ввод в эксплуатацию новых рабочих мест;
  • получение предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией;
  • изменение технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявление профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Можно провести специальную оценку условий труда до истечения срока действия результатов аттестации рабочих мест по собственной инициативе (п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Как изменились дополнительные тарифы?

С 2015 года доп. тарифы страховых взносов по сравнению с 2014 и 2013 годами повысились. В табл. 1 указаны тарифы для организаций, которые не проводили ни аттестацию, ни спецоценку условий труда.

1. Размер дополнительных тарифов страховых взносов (если не проводились ни аттестация, ни спецоценка условий труда)

Примечание. *Тарифы в ФСС и ФФОМС при этих условиях имеют нулевые значения.

Если же по результатам проведенной специальной оценки условий труда были определены классы (подклассы) условий труда, то с даты утверждения отчета о ее проведении следует применять дифференцированную шкалу доптарифов страховых взносов (см. табл. 2; и письмо Минтруда России ).

2. Дифференцированная шкала дополнительных тарифов страховых взносов (если установлены классы условий труда)


Как быть с проведенной аттестацией?

Результаты аттестации рабочих мест можно использовать в целях установления дифференцированных тарифов до 31 декабря 2018 года. Для этого необходимо одновременное соблюдение четырех условий ():

  • Аттестацией установлено, что условия труда на рабочих местах являются вредными или опасными.
  • Срок действия аттестации еще не истек.
  • Результаты аттестаций отражены в документах, которые оформлены не позднее 31.12.2013 (письмо Минтруда России ).
  • Аттестационные документы оформлены по правилам, утв. Приказами Минздравсоцразвития России или .

Если результаты аттестации оформлены правильно, то в аттестационных документах должны быть отражены те же классы и подклассы условий труда, которые действуют сейчас. В этой части изменений в законодательстве РФ не произошло. Так, например, если проведенной аттестацией условия труда были признаны опасными, то на выплаты нужно начислять дополнительные взносы по тарифу 8 % (см. табл. 2).
Однако имейте в виду, что если по результатам проведенной аттестации условия труда были признаны оптимальными или допустимыми, то дополнительные взносы следует начислять по фиксированным ставкам: 6 или 9 %. Применять нулевые тарифы в этом случае нельзя. Снизить взносы до нуля можно только по результатам спецоценки (). Получается, что некоторым работодателям может быть выгодно скорейшее проведение специальной оценки условий труда в целях снижения тарифов страховых взносов.

Отчетность в ПФР

Учитывая, что результаты спецоценки условий труда влияют на применяемый тариф дополнительных страховых взносов, с 1 квартала 2014 года уточнена отчетность в ПФР в этой части. Так, в квартальном расчете по форме РСВ-1 ПФР, утв. , можно выделить следующее:

  • раздел 2 дополнен новым подразделом 2.4, в котором отражаются сведения о страховых взносах по доптарифу в зависимости от класса (подкласса) условий труда, который установлен по результатам проведенной спецоценки;
  • в раздел 4 добавлены графы 3 и 13, в которых отражаются доначисленные допвзносы, уплачиваемые на основании результатов спецоценки ();
  • в раздел 6 подраздела 6.7 добавлена графа «Код специальной оценки труда». Значение этих кодов можно найти в приложении № 2 к Порядку заполнения расчета по форме РСВ-1 ПФР.

Отчетность в ФСС

Таблица 10 «Сведения о результатах проведенной специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников на начало года» раздела II расчета по форме-4 ФСС начиная с отчетности за I квартал 2014 года заполняется и представляется в обязательном порядке (п. 2 Порядка заполнения формы 4-ФСС). Эта таблица уточнена в связи с введением специальной оценки условий труда.

В таблице 10 отражаются данные о специальной оценке условий труда, а также о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах на начало года ( , утв. Приказом Минтруда России от 19.03.2013 № 107н). Причем если у страхователя еще не истек срок действия аттестации рабочих мест по условиям труда, то таблицу нужно заполнять по результатам такой аттестации.

Важные нюансы специальной оценки рабочих мест

Вопрос

Ответ

Что такое специальная оценка?

Специальная оценка условий труда — это единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов ().
По результатам специальной оценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах ()

Кто должен проводить специальную оценку?

Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям. С такой организацией заключается договор гражданско-правового характера ()

Какие рабочие места подлежат специальной оценке?

Специальной оценке подлежат все рабочие места. Не оцениваются только условия труда ():
— надомных работников;
— дистанционных работников;
— работников, занятых у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями

Влияет ли спецоценка на размер скидки по страховым взносам на травматизм?

Да, органы ФСС устанавливают скидку в зависимости от безопасности условий труда по результатам их специальной оценки ( «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»)

Какая ответственность предусмотрена за непроведение специальной оценки?

Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки или ее непроведение является нарушением трудового законодательства. Руководитель (или иное должностное лицо) может быть привлечен к ответственности в виде административного штрафа от 5 000 до 10 000 руб., организацию могут оштрафовать на сумму от 60 000 до 80 000 руб.
При повторном нарушении размер санкций существенно увеличивается, также вместо штрафа должностных лиц могут временно дисквалифицировать, а деятельность организации приостановить .
Если на предприятии произошел несчастный случай, то отсутствие результатов спецоценки может служить доказательством вины работодателя. В этом случае возможно привлечение руководителя к уголовной ответственности по .

Организация применяет общую систему налогообложения. Можно ли при расчете налога на прибыль учесть затраты на спецоценку?

Расходы на проведение специальной оценки условий труда можно учесть в составе прочих расходов (). Если доходы и расходы признаются методом начисления, то учесть их можно после приема работ по спецоценке (). Если же доходы и расходы признаются кассовым методом, то расходы учитываются после оплаты и приемки выполненных работ (и иных расходов на проведение специальной оценки условий труда), см. Ф.
Принимая во внимание, что расходы на проведение специальной оценки условий труда относятся к косвенным расходам, при методе начисления они уменьшают налог на прибыль в том отчетном периоде, в котором были осуществлены ()

Организации применяют специальные налоговые режимы (одна компания на УСН, другая на ЕВНД). Можно ли при расчете единого налога затраты на специальную оценку учесть в расходах?

Если организация применяет УСН с объектом обложения «доходы», то расходы на проведение спецоценки никак не повлияют на расчет единого налога ().
При объекте налогообложения «доходы минус расходы» учесть затраты также не получится. Дело в том, что такие затраты не предусмотрены в закрытом перечне расходов, которые принимаются во внимание при расчете единого налога при УСН ().
Если компания платит ЕНВД, то расходы на проведение специальной оценки условий труда также на налог никак не повлияют, поскольку он рассчитывается из показателей по вмененному доходу ()

Можно ли расходы за специальную оценку зачесть в счет уплаты страховых взносов?

Денежные расходы на специальную оценку можно зачесть в счет уплаты взносов на травматизм. Это предусмотрено приказом Минтруда России от 20.02.2014 № 103н. Зачесть можно максимум 20 % от суммы взносов

О декларации соответствия и об оплате спецоценки за счет ФСС

  • Если по результатам спецоценки условия труда признаны оптимальными или допустимыми, то компании необходимо представить в трудовую инспекцию по своему местонахождению специальную декларацию. Ее форма и порядок представления утверждены . Он зарегистрирован Минюстом России 22.05.2014 под № 32387 и вступил в силу с 08.06.2014.
    О том, как выбрать «оценщика» и подать декларацию соответствия, читайте .
  • Расходы на спецоценку можно зачесть в счет уплаты взносов на травматизм, но не более 20 % от суммы взносов. Это предусмотрено , который зарегистрирован в Минюсте России 15.05.2014 под № 32284 и вступил в силу.
    О том, как за счет ФСС оплатить спецоценку условий труда и другие мероприятия по технике безопасности, читайте .

Читайте также: