Риск ориентированный подход в бюджетном процессе компании. Контроль в финансово-бюджетной сфере

контроля и аудита свидетельствует о недостаточном методологическом... ... связи с чем в статье рассмотрены актуальные вопросы организации риск -ориентированного внутреннего финансового контроля и направления... ... Риск -ориентированный ВФК #304873_300_d# Внутренний финансовый контроль - это управленческий инструмент, позволяющий оперативно... ... осуществляются контроль ные действия. Таблица 2. Риск -ориентированное планирование внутреннего финансового контроля Бюджетная операция...

О проектах стандартов внутреннего финансового контроля

Проходят общественное обсуждение. Их применение при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля запланировано с 1 января 2020 года. В настоящее время... ... контроля . Минфином подготовлены два проекта таких стандартов: - «Планирование контроль ной деятельности органа внутреннего государственного... ... ч. 1 ст. 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль будет осуществляться в целях обеспечения соблюдения положений... ... финансово-бюджетной сфере, минимизации бюджетных и имущественных риск ов и обеспечения повышения качества финансовой дисциплины объектов...

Особенности осуществления внутреннего финансового контроля и аудита

Беспрестанно циркулирующих в рамках той или иной финансовой системы, а равно и связанная с... ... (перераспределение), использование, учет и контроль , несомненно, играют важнейшую роль... ... управленческие функции государства: целеполагание, планирование , организация, стимулирование... ... охранять его интересы. Система государственного контроля и, соответственно, классификация... ... управления государством. Контроль снижает риск и Федеральный закон № 252-ФЗ затронул... ... ведомственного контроля (а-удита) в части внутреннего финансового контроля (аудита)....

Актуальные вопросы осуществления внутреннего государственного финансового контроля , внутреннего финансового контроля и аудита

Семинар посвящен изучению вопросов проведения внутреннего государственного финансового контроля , приоритетности предварительного контроля перед последующим, организации и... ... региональном и муниципальном уровне: Новые подходы к осуществлению контроль ной деятельности; Риск - ориентированное планирование ; Риск - ориентированный подход к классификации нарушений; Методы проведения... ... Мониторинг и аудит в сфере закупок; Общественный, ведомственный, государственный контроль в сфере закупок; Обоснование закупок на 2017 год; Нормирование; Определение...

Внутренний финконтроль создан. Дело за эффективностью

Для создания и функционирования системы внутреннего финансового контроля и аудита в Москве сделано уже достаточно много. Но, как... ... наложено 470 дисциплинарных взысканий, 37 материалов направлено в Главконтроль для привлечения нарушителей к административной ответственности.... ... органов внутреннего контроля и заключается в том, чтобы снимать риск и, которые у руководителя органа исполнительной власти могут... ... заместитель начальника Главного контроль ного управления И. Е. Зай­ко, планирование - это только первая стадия осуществления внутреннего ...

ВФК и внутренний контроль фактов хозяйственной жизни: сходство и различия

Субъектами. В силу бюджетного законодательства и в силу законодательства о бухгалтерском учете они должны осуществлять два вида внутреннего контроля - внутренний финансовый контроль и внутренний контроль фактов хозяйственной жизни. Насколько эти два вида (две разновидности) внутреннего контроля пересекаются... ... контроль ной среды, состав элементов которой соответствует международным стандартам внутреннего контроля . Отличаются подходы к работе с риск ами. Отметим два очень важных отличия. 1 В правилах осуществления ВФК сделан акцент на работу с риск ами после осуществления...

Мониторинг качества финансового менеджмента и планирование контроль ной деятельности

Может ли мониторинг качества финансового менеджмента быть полезным инструментом при планировании мероприятий внутреннего и внешнего финансового контроля ? Ответ на этот вопрос читайте в статье Дмитрия Андреевича... ... (составление проекта бюджета, исполнение бюджета, учет и отчетность, контроль и аудит). По итогам указанного анализа и оценки Минфин... ... охватывающие все стадии бюджетного процесса: среднесрочное финансовое планирование ; исполнение бюджета в части расходов; исполнение бюджета... ... расходов федерального бюджета в текущем финансовом году, а также риск и появления кассовых разрывов в текущем финансовом году за...

«Финконтроль » для финансовых контролеров

Об организации внутреннего государственного финансового контроля в столице, новых методах и формах его осуществления журналу... ... и определять объекты контроль риск ов. Главное контроль риск контроль планирование

Проблемы осуществления внутреннего финансового аудита

Статье представлены выводы, сделанные Службой государственного финансового контроля Республики Дагестан по итогам анализа исполнения полномочий главных распорядителей бюджетных средств по осуществлению внутреннего финансового аудита. В статье представлены выводы,... ... этических норм и антикоррупционного законодательства. Некачественное планирование - некачественное исполнение Помимо общих ошибок составления... ... обращает на себя внимание формальный подход к анализу и оценке риск ов, а также к увязке планируемых аудиторских процедур с оценкой...

Финансовый контроль : методология и автоматизация

Новыми полномочиями необходимо разработать методологию контроля бюджетного законодательства, методологию мониторинга... ... (порядки). Целесообразно заложить в основу системы внутреннего Г(М)ФК набор инструментов, обеспечивающих... ... органа и иных органов власти: контроль но-счетных, финансовых , казначейских, правоохранительных и др. ... ... передовой разработки - программного комплекса «Финконтроль -СМАРТ». Квалификация нарушений Вопрос классификации... ... всему перечню проведенных контроль ных мероприятий. Риск -ориентированное планирование По данным Росфиннадзора, доля результативных...

Единое информационное пространство системы финансового контроля

Система государственного (муниципального) финансового контроля в ближайшее время получит хороший стимул для... ... специализированное решение — программный комплекс «Финконтроль -СМАРТ». Единые нормативы и классификаторы... ... отчетности и мониторинга эффективности контроля . Планирование контроль ной работы Важнейшая новация этапа планирования - внедрение в практику закрепленного НПА риск -ориентированного подхода при формировании годового... ... необходимо скоординировать планирование работы органов внутреннего и внешнего контроля в отношении одних и...

Уйти от тотального контроля

Об организации внутреннего государственного финансового контроля в столице, новых методах и формах его осуществления рассказал... ... и определять объекты контроль ных мероприятий, используя анализ риск ов. Главное контроль ное управление Москвы уже применяет риск -ориентированный... ... основывающиеся на системе отбора наиболее проблемных показателей в подконтроль ных сферах. Наши специалисты определили показатели, которые... ...? - В первую очередь это, конечно, показатели, характеризующие планирование и исполнение бюджета, дебиторскую и кредиторскую задолженность,...

Финансовый менеджмент: повышение эффективности бюджетных расходов

В статье рассматриваются вопросы гармонизации финансового менеджмента в государственном секторе с... ... результаты исполнения бюджетных полномочий (бюджетных риск ов). Мониторинг качества финансового менеджмента... ... бюджетной отчетности, управления активами, осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Фактически... ... Необходимо понимать отличие таких процессов, как контроль , аудит и мониторинг, с точки зрения их результатов,... .... Вес после 2014 г. 1. Среднесрочное финансовое планирование - 1. Среднесрочное финансовое планирование ...

Обществу предложили обсудить стандарты финконтроля

Отчетности в государственных и муниципальных учреждениях, госорганах, органах местного самоуправления и внебюджетных фондах; - контроль в сфере закупок. Также проект стандарта определяет нормы, которыми должностные лица органов финконтроля должны руководствоваться... ... этические и профессиональные. Цель второго стандарта - установление основных правил планирования контроль ной деятельности органов внутреннего финансового контроля . Планирование контроль ной деятельности предполагается осуществлять с применением риск -ориентированного подхода, чтобы сосредоточить усилия на наиболее значимых направлениях и свести к минимуму контроль ную нагрузку...

Новые подходы к осуществлению контрольной деятельности

Направлений контроль ной деятельности обозначил выстраивание системы риск -ориентированного планирования работы контроль ных органов, ... ... вопросах, требующих особого внимания. Служба государственного финансового контроля Самарской области (далее - Служба, Госфинконтроль ) - это структура, нацеленная именно на реализацию риск -ориентированного подхода при осуществлении предварительного и последующего внутреннего финансового контроля и контроля в сфере закупок. Инновационность... ... необоснованного финансирования имеют более серьезные причины. Например, планирование работ с использованием дорогостоящих материалов, обладающих...

Актуальность и перспективы законопроекта об основах государственного и муниципального контроля (надзора)

Отмечает, что процесс реформирования системы контроля и надзора идет со скрипом, его поручения... ... статья 4 законопроекта, которая называется «Контроль за деятельностью органов государственной... ... функций посредством организации и осуществления внутреннего контроля , ведомственного контроля ... ... правил осуществления контроль ной деятельности. Риск -ориентированное исполнение - что это?... ... рамках государственного (муниципального) финансового контроля (далее - Г(М)ФК). Сотрудники... ... должен проводиться на плановой основе, а планирование должно осуществляться ежегодно....

Риск -ориентированное планирование контроль ной деятельности

Ольга Александровна МИХЕЕВА, руководитель службы государственного финансового контроля Самарской области: в связи с реформой системы государственного и... ... повышения качества финансового контроля . Один из таких методов — риск -ориентированное планирование , используется в Самарской области с середины 2012 ... ... перемен Государственные компании раскрывают информацию о зарплатах Внутренние факторы в экономике повлияли на итоги года Рост зарплаты... ... рекомендаций и результатах устранения риск ов, а служба осуществляет контроль за этим процессом. Кроме того, эффективность контроль ной...

Риск -ориентированное планирование и система предварительного контроля

Свидетельствуют о постепенном переходе системы планирования мероприятий по контролю и надзору к риск -ориентированному подходу, основанному на фокусировании внимания на объектах повышенного риск а. Планирование на основании оценки риск ов является новацией, заложенной... ... такая система риск ов может быть основан-а на расчете риск ов подконтроль ного объекта путем присвоения им различных категорий (уровней) ... ... ГКУ как органа, уполномоченного одновременно на осуществление внутреннего государственного финансового контроля , контроля субъектом РФ в сфере осуществления...

Риск -ориентированный подход в деятельности Главконтроля

... контроль ного управления города Москвы приняли участие в круглом столе «Практика применения риск -ориентированного подхода к планированию контроля в сфере закупок», который прошел в рамках всероссийского форума-выставки «Госзаказ... ... представила тему «Риск -ориентированный подход к планированию контроля в сфере закупок органов внутреннего финансового контроля ». Она рассказала, как проходит составление рейтингов по заказчикам... ... бизнес-показатели, аналитические показатели), управление расчетами, риск -мониторинг, аналитику и планирование проверок. Ксения Родионова сделала обобщение по теме «Применение инструментов...

Фундамент должен быть надежным

Особенности осуществления контроль финансов города Москвы. Кристина Алексеевна ТИТОВА, заместитель начальника отдела внутреннего контроля Департамента финансов города Москвы В статье представлены... ... использование государственных ресурсов. Кроме того, внешний и внутренний контроль объединяют единые методические приемы его проведения. ... ... разработан и утвержден перечень, в котором максимально учтены все риск оемкие операции при осуществлении бюджетных процедур и определены... ... бюджетной росписи, соблюдения норм трудового законодательства и др. Планирование контроль ных мероприятий в Департаменте финансов осуществляется...

  • Чулина Кристина Юрьевна , студент
  • Санкт-Петербургский государственный экономический университет
  • ОРГАНЫ ВНУТРЕННЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
  • УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ
  • ВНУТРЕННИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Статья посвящена управлению рисками в системе внутреннего государственного финансового контроля. Проанализированы пути совершенствования риск-ориентированного подхода при планировании своей деятельности органами внутреннего государственного финансового контроля. Рассмотрены возможности применения портала государственного и муниципального контроля и надзора, Автоматизированной системы Федерального казначейства при осуществлении контрольно-надзорной деятельности.

  • Развитие методов VaR для оценки рисков на финансовых рынках
  • Формирование инструментария управления рисками банкротства предприятия

Под риском понимается «следствие влияния неопределенности на достижение поставленных целей». Риск часто характеризуют путем описания возможного события и его последствий .

Для оптимального использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного финансового контроля, а также повышения результативности деятельности, контролирующие органы при организации отдельных видов государственного финансового контроля, определяемых Правительством Российской Федерации, применяют риск-ориентированный подход, который заключается в определении «зон риска» в деятельности субъектов бюджетного права. Следует согласиться, что «внедрение риск-менеджмента при осуществлении государственного контроля в России должно преследовать такую цель, как повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности».

Риск-ориентированный подход при планировании своей деятельности органом внутреннего государственного финансового контроля (далее – ВГФК) в финансово-бюджетной сфере представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля, где выбор интенсивности (периодичности, продолжительности, формы) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности объекта контроля к определенной степени риска нанесения ущерба бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, с помощью риск-ориентированного планирования определяются наиболее приоритетные объекты контроля, при осуществлении деятельности которых высока вероятность совершения правонарушения в финансово-бюджетной сфере.

На общественном обсуждении находится проект федерального закона «Об основах государственного и муниципального контроля и надзора в Российской Федерации», который определяет правовые и организационные основы системы государственного и муниципального контроля и надзора. Одна из глав данного проекта посвящена системе управления рисками причинения вреда при осуществлении государственного и муниципального контроля и надзора, где подробно описаны необходимые элементы национальной системы управления рисками причинения вреда, что при принятии данного законопроекта значительно систематизирует существующую систему управления рисками.

Говоря о риск-ориентированном подходе к планированию деятельности в финансово-бюджетной сфере, необходимо отметить, что на этапе планирования контрольных мероприятий органам ВГФК необходимо исследовать информацию, которая связана с недостатками и нарушениями в финансово-бюджетной сфере, то есть анализ сведений о результатах контрольных мероприятий других уполномоченных органов (например, Счетная палата Российской Федерации, органы финансового контроля, правоохранительные органы и другие).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 установлено, что отбор контрольных мероприятий при формировании плана осуществляется по установленной Федеральным казначейством методике .

В настоящее время данная методика находится на стадии разработки. В данном документе должны найти свое отражение элементы риск-ориентированного планирования контрольной работы и отбора объектов, которые были использованы при планировании своей деятельности Федеральной службой финансово-бюджетного надзора. Таковыми являлись длительность периода, прошедшего с момента проведения идентичного контрольного мероприятия, направления и объемы бюджетных расходов в рамках того или иного контрольного мероприятия, имеющаяся у органа, который проводит контрольное мероприятие, информация о наличии признаков нарушений, принадлежность деятельности объекта контроля к отраслям с наибольшей вероятностью нарушения бюджетного законодательства, а также значительные нарушения, выявленные в ходе предыдущих ревизий и проверок .

Несмотря на отсутствие в настоящее время методики отбора контрольных мероприятий, при формировании Плана контрольной работы Федеральное казначейство уже использует риск-ориентированный подход, который нашел свое отражение в Приказе Федерального казначейства от 30.09.2016 № 356. Помимо вышеперечисленных элементов риск-ориентированного планирования там предложено учитывать степень обеспеченности трудовыми, временными и финансовыми ресурсами и равномерность их распределения на проведение мероприятий по контролю, равномерность распределения нагрузки на сотрудников, которые принимают участие в контрольных мероприятиях (при этом должно быть достигнуто обеспечение нагрузки на одного ревизора не менее 6 проверок в год), а также результаты проведенного Федеральным казначейством анализа осуществления главными администраторами средств федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита .

Для развития и совершенствования процессов ВГФК необходимо качественное развитие информационных систем и телекоммуникационных технологий. Для этих целей планировалось создать единый реестр проверок, портал государственного и муниципального контроля и надзора, информационную систему мониторинга деятельности органов государственного и муниципального контроля и надзора, что могло бы способствовать повышению прозрачности системы управления общественными финансами. Несомненно, такие меры должны принести хороший социально-экономический результат.

В данном направлении на стадии реализации находится создание портала государственного и муниципального контроля и надзора (далее - ГИС ЕСГФК). Оператором данной системы является Счетная палата Российской Федерации.

Информационная система состоит из открытой и закрытой частей . В открытой части отражаются такие разделы как, информация о результатах контроля, о принятых по результатам ВГФК мерах – представлениях, предписаниях и результатах их выполнения, о возбуждении дел об административных правонарушениях и результатах их рассмотрения, и другие. Закрытая часть предназначена для обеспечения размещения в данной системе представителями участников данной системы, имеющими доступ к закрытой части ГИС ЕСГФК, информации об осуществлении государственного финансового контроля, а также получения ими доступа к информации, не предусмотренной для размещения в открытой части ГИС ЕСГФК. Внедрение данной системы значительно упростит процесс обмена информацией о планировании, ходе проведения и результатах контрольных мероприятий в разрезе объектов контроля между органами, уполномоченными на проведение государственного финансового контроля.

В соответствии с Указом Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере», распоряжением Правительства РФ от 04.02.2016 № 153-р «Об упразднении Росфиннадзора», постановлением Правительства РФ от 13.04.2016 № 300 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» на Федеральное казначейство возложены полномочия по осуществлению контроля и надзора в финансово - бюджетной сфере .

Для более эффективного и результативного осуществления такого контроля могут быть использованы данные, которыми оперирует Федеральное казначейство. Так, контролеры-ревизоры могут в течение предшествующего проверке года анализировать состояние лицевых счетов подконтрольных организаций. Такие данные можно получить с помощью формирования Отчетов о состоянии лицевых счетов на определенную дату, посредством Автоматизированной системы Федерального казначейства (АСФК). Из данного отчета можно узнать об остатках на лицевом счете, доведенных бюджетных данных, неиспользованных доведенных бюджетных данных, о сумме принятых бюджетных обязательств.

Такой «мониторинг» необходимо внедрить, ввиду того, что еще до проведения проверки должностными лицами Управлений Федерального казначейства по субъектам могут быть выбраны объекты контроля, которые необходимо проверить в следующем финансовом году и, как следствие, выявить значительные нарушения в финансово-бюджетной сфере. Такая тактика применима к следующим нарушениям:

  1. нарушение порядка принятия бюджетных обязательств, которое заключается в принятии бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, ответственность за которое предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
  2. нецелевое использование бюджетных средств, то есть их направление на осуществление целей, не соответствующих полностью или частично целям, на которые были выделены данные средства, в частности, если большая часть денежных обязательств была оплачена в конце финансового года, ответственность за что предусмотрена Бюджетным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовным кодексом Российской Федерации;
  3. нарушение принципа эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств, а не превышающего его.

Из вышеизложенного следует, что в связи с новыми возможностями лиц, уполномоченных на проведение проверок по ВГФК, необходимо проводить анализ состояния лицевых счетов объектов контроля, то есть «мониторинг» их деятельности, с целью возможности предварительного выявления нарушений в финансово-бюджетной сфере уже на стадии планирования.

Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ
  2. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ
  4. Федеральный закон «Об основах государственного и муниципального контроля и надзора в Российской Федерации» (проект)
  5. Указ Президента Российской Федерации от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере»
  6. Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092 «О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере»
  7. Распоряжения Правительства Российской Федерации от 01.04.2016 № 559-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 - 2017 годы»
  8. Приказ Федерального казначейства от 30.09.2016 № 356 «Об утверждении Порядка планирования контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере, проводимых Федеральным казначейством и его территориальными органами»
  9. Приказ Счетной палаты РФ и Министерства финансов РФ от 25.12.2015 № 128/214н «Об утверждении положения о государственной информационной системе «Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации об осуществлении государственного (муниципального) финансового аудита (контроля) в сфере бюджетных правоотношений»
  10. Приказ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 27.11.2014 № 448 «Об утверждении Методики отбора контрольных мероприятий в целях реализации полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений при формировании Плана контрольных мероприятий Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (ее территориального органа) в финансово-бюджетной сфере»
  11. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 51897-2011 «Менеджмент риска. Термины и определения», утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16.11.2011 г. № 548-ст
  12. Морунова Г.В., Зиновьева Е.В. Методические и практические оценки эффективности государственного (муниципального) финансового контроля [Текст] / Г.В. Морунова, Е.В. Зиновьева // Научное обозрение. – 2014. – № 1. – С. 192-200
  13. Морунова Г.В., Чулина К.Ю. Теоретические и правовые основы деятельности органов внутреннего государственного финансового контроля [Текст] // XLVIII Научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященная памяти авиаконструктора И.И. Сикорского. – 2016.

Эли Абубакарович ИСАЕВ, заместитель руководителя Федерального казначейства

26–27 июня 2018 года в Геленджике прошло Всероссийское совещание по теме «Актуальные вопросы реализации полномочий Федерального казначейства и его территориальных органов по контролю в финансово-бюджетной сфере», приуроченное к 95-летию контрольно-ревизионных органов Российской Федерации.

Перспективы развития функции Федерального казначейства по контролю в финансово-бюджетной сфере неотрывно связаны с задачами, которые ставят перед нами президент и Правительство РФ и в целом система государственного управления. Одной из таких задач является определение роли Федерального казначейства внутри системы государственного финансового контроля в новой складывающейся парадигме проектного управления и реализации национальных целей и стратегических задач по обеспечению достижения национальных целей развития нашей страны на период до 2024 года.

Федеральное казначейство можно назвать уникальным по своей функциональности ведомством в ведении Правительства РФ. Помимо того что ведомство обеспечивает кассовое исполнение бюджетов бюджетной системы страны и осуществляет контроль в финансово-бюджетной сфере, оно является оператором важнейших государственных информационных систем, используемых объектами контроля в ключевых моментах своей деятельности.

Выявление ключевых рисков и управление ими

В этой связи перед Федеральным казначейством стоит непростая задача - развитие новой функции по выявлению так называемых узких мест в реализуемых объектами контроля бизнес-процессах, предупреждение о возможности наступления события по нарушению бюджетных процедур и бюджетного законодательства. План этой стратегической задачи мы для себя определяем следующим образом.

На первом этапе, конечно же, выявление ключевых рисков, которые имеются в осуществляемых объектами контроля бизнес-процессах, составление рейтингов объектов контроля по уровню надежности, эффективности выполнения полномочий в финансово-бюджетной сфере. На последующих этапах - управление этими рисками. Это может быть и определение необходимости изменения основных бюджетных процедур, и уточнение законодательства, и предупреждение - действенный и полезный для объектов инструмент контроля.

С начала 2018 года Казначейство России проводит работу по реализации первого этапа данной стратегической задачи. Разрабатываются механизмы выявления рисков и рискоемких направлений деятельности в осуществляемых объектами бизнес-процессах и определения эффективности их деятельности - система рейтингов Федерального казначейства. Казначейству России предстоит стать своеобразным «рейтинговым агентством» в финансово-бюджетной сфере, применяя для этого методы комплексного анализа и инструменты ранжирования (установления рейтингов) по степени успешности объектов контроля. Рейтинги объектов контроля планируется применять для отбора кандидатов для включения в план контрольных мероприятий, для назначения внеплановых контрольных мероприятий в объектах с критично низким рейтингом и др.

Также система рейтингов должна стать эффективным инструментом взаимоотношений Федерального казначейства с объектами контроля по модели «контролер - консультант», чтобы нарушение (высокий риск его возникновения) возможно было бы исправить объектом самостоятельно, силами внутреннего контроля и внутреннего аудита, без обязательного выхода Федерального казначейства на проверку и следующих после этого санкций. Это может быть обеспечено за счет организации доступа объектов контроля к информации об их слабых местах.

Для определения рискоемких направлений деятельности в Федеральном казначействе создана рабочая группа под моим председательством по разработке показателей деятельности объектов, подлежащих контролю в финансово-бюджетной сфере. В первоначальной разработке показателей приняли участие 17 управлений центрального аппарата Федерального казначейства, Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства, федеральное казенное учреждение «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России», а также четыре пилотных УФК: по Саратовской области, по Нижегородской области, по Белгородской области и по Оренбургской области.

Всего на первом этапе, в том числе с учетом предложений УФК, внедряющих пилотные проекты, было разработано порядка полутора тысяч показателей, из которых далеко не все, конечно, войдут в первоначальную реализацию, многие показатели требуют уточнения и будут дополнительно прорабатываться, но хочу отметить, что указанная работа проводится в казначействе впервые.

Разработанные на первом этапе показатели сейчас анализируются, и в первоначальную реализацию с учетом мнения рабочей группы будет отобрано порядка 100–200 наиболее значимых и возможных для оцифровки. В ближайших планах запуск второй волны разработки показателей.

Риск-ориентированный подход

Для подобной масштабной реализации среди информационных систем Федерального казначейства есть подходящий инструмент - подсистема информационно-аналитического обеспечения (ПИАО) в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет». Для реализации системы рейтингов и запуска механизма определения и отбора рискоемких направлений существующую функциональность ПИАО планируется развивать параллельно с разработкой и накоплением набора показателей для составления рейтингов. Так, в ПИАО запланировано создание компонента анализа рисков, который позволит на основании разработанных показателей вести понятную и прозрачную систему рейтингования, применяя современные инструменты обработки информации, ее систематизации и анализа, а также использовать результаты рейтингов как при планировании контрольных мероприятий, так и при их подготовке и назначении.

Единое информационное пространство в совокупности с системой рейтингов и анализа рисков обеспечит осуществление риск-ориентированного планирования контрольных мероприятий. Кроме того, позволит проводить предпроверочный анализ, основанный на оценке показателей деятельности объектов контроля и данных о предыдущих контрольных мероприятиях, проведенных в отношении объектов контроля.

В ходе всероссийского совещания формирование карты рисков в финансово-бюджетной сфере на 2019 год было вынесено нами на обсуждение на одной из состоявшихся панельных дискуссий, а формализованные предложения по итогам обсуждения в июле 2018 года были рассмотрены советами руководителей территориальных органов Федерального казначейства по федеральным округам. Прошедшие этот «фильтр» предложения стали базой для дальнейшей работы в данном направлении.

Для совершенствования контроля

Кроме того, на совещании были рассмотрены вопросы совершенствования механизмов контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд в соответствии с частью 8 стать­и 99 Федерального закона № 44‑ФЗ по двум основным направлениям:

1) оптимизация процедуры контроля в отношении закупок, в том числе с учетом риск-ориентированного подхода;

2) реализация отраслевого подхода при организации и осуществлении контроля.

Значительное внимание в ходе Всероссийского совещания было также уделено правовому сопровождению контрольных мероприятий, вопросам ведения административного производства, в том числе при автофиксации нарушений в автоматизированных системах, вопросам экспертного сопровождения контрольной деятельности. Обсуждались особенности осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере по различным направлениям, прежде всего в сфере закупок и исполнения государственных контрактов. Темой еще одной панельной дискуссии стали полномочия Федерального казначейства по осуществлению контроля в отношении юридических лиц, не являющихся непосредственно получателями бюджетных средств, но использующих средства, источником которых является федеральный бюджет, на приобретение товаров, работ, предусмотренных в качестве конечных показателей (индикаторов) государственных программ, а также проблемы оценки эффективности при их использовании.

Круг вопросов, рассмотренных на совещании, ясно показывает, что, хотя за два с половиной года, прошедших после принятия Правительством РФ решения о передаче Федеральному казначейству полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, было многое сделано для совершенствования контроля, еще больше предстоит сделать в ближайшие годы.

В начале марта в послании Федеральному Собранию Владимир Путин заявил, что систему контроля и надзора в течение двух лет необходимо перевести на риск-ориентированный подход. На данный момент проходит реформа контрольно-надзорной деятельности, она была утверждена в декабре 2016 года, срок реализации - до 2025 года.

Что такое этот риск-ориентированный подход? Расскажем в новом тексте Milknews в рубрики “Простыми словами”.

Риск-ориентированный подход применяется в контрольно-надзорной деятельности и предполагает снижение количества государственных проверок в зонах, где риск нарушений меньше. Таким образом он должен снизить административную нагрузку на добросовестные предприятия.

Суть риск-ориентированного подхода в любой сфере заключается в снижении рисков: контроль в зонах повышенного риска растет, а в более безопасных зонах - снижается или отсутствует. Это позволяет вовремя принимать необходимые меры там, где это необходимо и в значительной мере экономить ресурсы. Таким образом, ресурсы распределяются неравномерно, в зависимости от риска, причем это влияет как на частоту, так и на глубину проверок.

Как это работает сейчас?

На данный момент риск-ориентированный подход проявляется в том, что в отношении небольшого компании надзорный орган может ограничиться самой простой процедурой оценки рисков, а к большим учреждениям будет применяться более комплексная проверка.

Сам подход к управлению рисками изначально появился в финансовом секторе, деятельность участников которого предполагает значительные риски - банки, страховщики, инвестиционные фонды стремятся управлять ими для установления цен на свои услуги. Ставки по кредитам, стоимость ценных бумаг и размеры страховых премий напрямую зависят от рисков, которые берет на себя компания.

Благодаря изначальной схожести работы отделов управления рисками в финансовых компаниях и служб внутреннего контроля риск-ориентированный подход внедрился сначала в традиционный аудит, а затем и в прочие виды контроля и надзора, в том числе в государственный.

Одновременно с этим произошло упрощение системы - если в финансовом секторе используются экономико-математические модели просчета рисков с точностью до десятых процента, то в других областях достаточно разделить риски на группы опасности, что мы и видим сейчас в деятельности контрольных ведомств.

Где это прописано?

Применение подхода при организации государственного контроля закреплено в статье 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Основная его цель - оптимальное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов при осуществлении госконтроля, снижение издержек для тех, кого контролируют и повышение результативности проверок.

Для реализации подхода в государственном надзоре используется следующая классификация уровней опасности:

  • низкий,
  • умеренный,
  • средний,
  • значительный,
  • высокий,
  • чрезвычайно высокий.
Это базовая модель, ведомства могут “подстраивать” ее под себя, видоизменяя. Отнесение к той или иной категории рисков зависит от вероятности негативных последствий, масштаба их распространения, а также трудности их разрешения. Если объект относят к чрезвычайно высокому, высокому и значительному классу опасности, орган госконтроля размещает информацию о нем на сайте - так проявляется обещанный принцип открытости, исключающий «заказные» проверки.

Как подход меняет работу ведомств?
Россельхознадзор

В деятельности Россельхознадзора риск-ориентированный подход используется в государственном земельном контроле, карантинном фитосанитарном контроле, а также к ветеринарном надзоре и ветконтроле на границе.

В своем докладе Заместитель руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Николай Власов отмечает, что ведомство готовилось к реформе и еще в 2007 году задалась вопросом оптимизации контрольно-надзорной деятельности, однако не смогло избежать трудностей при переходе.

Первой проблемой стали критерии оценки риска: было неясно, в каком случае применять выборочную проверку, а в каком проводить тотальный контроль.
Второй проблемой стал доступ к данным об организациях - до реформы не было системы регистрации предприятий как имущественного комплекса, была только система регистрации предприятий как субъектов хозяйственной деятельности. В связи с этим у надзорного органа возникала проблема, когда у большого аграрного холдинга с множеством площадок (к каждой из которых применяются отдельные методы контроля) был один ИНН, и было сложно контролировать виды деятельности в реестре.

С сентября 2017 года риск-ориентированный подход применяется при проверке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в отношении земель сельхозназначения, для них устанавливаются критерии отнесения объектов государственного надзора к определенной категории риска, периодичность проведения плановых проверок в зависимости от присвоенной категории. Введены три категории риска: средняя, умеренная и низкая.

В отношении земельных участков, отнесенных к средней категории риска, устанавливается периодичность проведения плановых проверок не чаще чем один раз в три года. Периодичность проведения плановых проверок для земельных участков категории умеренного риска, - не чаще чем один раз в пять лет, а в отношении участков, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
За 2017 год Россельхознадзор разработал вышеперечисленные критерии, утвердил их, а также подготовил обоснование отнесения объектов к категориям в соответствии с базовой моделью определения критериев и категорий риска.

Для развития применения риск-ориентированного подхода в сфере земельного надзора Россельхознадзор дорабатывает информационную систему «Цербер» для создания и ведения реестров поднадзорных объектов. В текущем году плановые проверки юрлиц и ИП уже сформированы с учетом критериев риска.
Также ведомством применяется форма проверочного листа - списка контрольных вопросов, предъявляемых к проверяемому. На их основе юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может самостоятельно, еще до проверки оценить соответствие объекта к классу опасности.

Указанная форма проверочного листа утверждена приказом Россельхознадзора от 18.09.2017 № 908 «Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого должностными лицами территориальных органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору при проведении плановых проверок в рамках осуществления государственного земельного надзора», приказ вступил в силу в декабре 2017. С этого момента Россельхознадзор и его территориальные управления применяют проверочные листы во всех плановых проверках.

Роспотребнадзор

Роспотребнадзор одним из первых федеральных органов исполнительной власти в 2014 году приступил в внедрению риск-ориентированного надзора. Количество проведенных Роспотребнадзором проверок с 2008 по 2015 год сократилось в 4 раза: с более чем 1 млн. проверок до 265 тысяч (количество плановых проверок снизилось в 7,5 раз, внеплановых - в 2,2 раза).
Проект соответствующего правительственного постановления опубликован на Едином портале для размещения проектов НПА.
В отношении проверяемых при расчете риска учитывается:

  • гигиеническая значимость,
  • законопослушность (количество выявленных правонарушений),
  • население, находящееся под воздействием,
  • объемы выпускаемой продукции или оказанных услуг и т. д.
Выявление большого количества правонарушений автоматически повышает класс опасности поднадзорного объекта, т.е. уровень опасности зависит не только от соответствия критериям.
  • в случае если показатель потенциального риска причинения вреда в имущественном выражении составляет более 10 млн. руб., то организации или ИП будет соответствовать чрезвычайно высокий риск;
  • в случае если показатель потенциального риска причинения вреда составляет от 1 млн. руб. до 10 млн. руб., - высокий риск;
  • от 100 тыс. руб. до 1 млн. руб. - значительный риск
  • от 10 тыс. руб. до 100 тыс. руб., - средний риск;
  • от 1 тыс. руб. до 10 тыс. руб. - умеренный риск;
  • менее 1 тыс. руб. - низкий риск.
Плановые проверки в отношении юрлиц и ИП будут проводиться в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска со следующей периодичностью:
  • для категории чрезвычайно высокого риска - один раз в календарном году;
  • для высокого риска - один раз в 2 года;
  • для значительного риска - один раз в 3 года;
  • для среднего риска - не чаще чем один раз в 4 года;
  • для умеренного риска - не чаще чем один раз в 6 лет.
В отношении категории низкого риска плановые проверки Роспотребнадзора не проводятся.

Как это работает в мире?

Основная концепция внедрения РОП в других странах мира не отличается. На первоначальном этапе разрабатывается нормативная база и инструментарий надзора, этап разработки предполагает стратегическое планирование и риск-ориентированные документы для всех отраслей, а этап реализации подразумевает регулярную актуализацию нормативной базы и оценку результатов.

Частыми проблемами, с которыми сталкивались страны ЕС при переходе к риск-ориентированному подходу, оказались недостаточно проработанная нормативная база и одновременное использование старых и новых нормативных документов, а также нечеткая стратегия и неориентированное на риск планирование.

Основная идея риск-ориентированного регулирования - нельзя регулировать и контролировать все эффективно, полный контроль экономически нецелесообразен.

В соответствии с американской пирамидой правоприменительной практики , контроль за выполнением обязательных требований должен проходить следующим образом: при первом нарушении предприятию выносится предупреждение, устанавливаются сроки на исправление ситуации и производится повторная проверка. При втором - штраф, если нарушение не устранено. При последующем нарушении производится временная приостановка деятельности, а далее объект или предприятие закрывается.

Дания

На примере Дании эксперт Международной Финансовой Корпорации (IFC) Гордана Ристич объяснила , что для поиска источника проблем в контрольно-надзорной деятельности рынка пищевых продуктов используется цепочка прослеживаемости «от фермы до прилавка», и, если проблемы выявляются в одном из звеньев цепочки, контрольно-надзорным органам следует связаться с ответственной стороной для проведения проверки.

Контроль также производится по 5 группам опасности, но в Дании существуют и т.н. элитные группы - стандартная частота проверок составляет 0,5 в год (т.е. раз в 2 года), и если в последних 4 отчетах с результатами проверок не предусматривалось штрафных санкций, компания получает статус элитной и количество проверок относительно нее сокращается (с 5 до 3 в самой высокой группе риска и с 3 до 1 в высокой). Кроме того, приятным бонусом для компании становится то, что она может использовать значок своего элитного статуса в маркетинге, например, в рекламе или маркировке.

В ноябре 2017 Всемирный Банк провел семинар по риск-ориентированному подходу, в ходе семинара профессор Гордана Ристич представила доклад об индикаторах риска для санитарно-эпидемиологического надзора.

В первую очередь, эффективность зависит от правильного анализа реальных угроз, возникающих на проверяемых объектах. Так, например, пищевые производства должны иметь разные уровни риска в зависимости от методов обработки продуктов и потенциальной опасности для потребителя.

«Два идентичных предприятия будут иметь разные риски из-за различной продукции. Свежее молоко опасней пастеризованного», - сказала Ристич.

Согласно международной практике, административные меры, применяемые надзорными органами, должны быть гибким инструментом воздействия. Предприятия должны получить определенное время на устранение нарушений и уже затем, в случае дальнейшего несоблюдения требований, быть наказаны.

Эксперт также указала на важность подготовки инспекторов. По словам Ристич, “современный инспектор должен знать о хороших практиках, умениях, технологиях. Во время проверки он должен оценивать как инфраструктуру, так и процессы”.

Относительно проверочных листов эксперт подчеркнула, что чек-листы должны удобным инструментом выявления рисков, а не простым копированием законодательных норм. То, как на предприятии происходят процессы, важнее формальной оценки инфраструктуры.

В целом, в практике внедрения РОП в ЕС пришли к выводам, что инспекционный контроль может стимулировать компании, а может и производить обратный эффект - продолжительные и частые проверки с целью выписывания штрафа не могут улучшить результаты деятельности компании.

Оценки

В целом, конечно, со стороны реформа выглядит позитивным изменением, облегчающим жизнь бизнесу. Заместитель министра экономического развития, один из инициаторов перехода к РОП Савва Шипов на Российском экономическом форуме рассказал, что решение о проведении проверки должно приниматься не конкретным инспектором, а на основании степени риска, пояснил Шипов.

"Например, поступает жалоба о каких-то нарушениях. Необходимо оценить, какие требования нарушаются, насколько нарушение несет за собой опасность - причинение вреда жизни, здоровью, имуществу, насколько можно доверять источнику информации и так далее. Поэтому мы считаем, что внеплановые проверки постепенно должны переходить на риск-ориентированный подход, и если срабатывают индикаторы, что риск действительно высокий, тогда проверка проводится, если нет, то проверка не нужна", - рассказал Шипов.

Однако у представителей бизнеса и потребительских обществ реформа вызвала разную реакцию.

Дмитрий Янин, Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) в разговоре с Milknews раскритиковал проводимую реформу и связал изменения с нежеланием финансировать контрольные органы.

«На мой взгляд, реформа КНД была инициирована от безысходности. Это связано с нежеланием государства финансировать эффективный надзор, нежеланием обеспечивать компенсационные пакеты надзорным органам, зарплаты и социальные гарантии проверяющим.

Инициаторы реформы исходят из того, что, по их мнению, любой проверяющий - взяточник и коррупционер, и честно работать за 25-30 тысяч рублей инспектор не может. Поэтому вместо инициирования повышения уровня зарплат у служащих и отслеживания адекватности трат ведомств, у нас более 10 лет реализуется стратегия по усложнению деятельности контрольно-надзорных органов.

Главный документ - закон о контроле юрлиц при осуществлении КНД - фактически снизил эффективность контрольно-надзорных мероприятий. Ни в одной стране ЕС мы не нашли практики, когда организацию предупреждают о внеплановой проверке за сутки - таких ограничений нигде нет, потому что после предупреждения посылать госчиновников на проверку неэффективно. Чиновники-реформаторы, инициировавшие вместе с крупным бизнесом и надзирающими органами, достаточно лояльно относятся к мизерным штрафам за обман потребителя и фальсификат, у нас не очень высокие штрафы за нарушения требований технических регламентов. Поэтому тенденция сохраняется, качество и количество надзорных ведомств будет сокращаться, а бизнес продолжит писать правила игры, исходя из условий «не мешайте делать, что хочется».

К остальным изменениям, вроде ранжирования и косметическим изменениям в законодательстве я отношусь спокойно, ключевая проблема - недофинансирование и низкий уровень штрафов, проблемы в законодательстве, отсутствие возможности потребителям через суд массово отстаивать свои интересы (например, в США есть коллективные иски, которые подают общества потребителей, в некоторых странах надзорные органы могут обращаться в суд по поводу не только изъятия продуктов с полок, но и со всего рынка, включая выплату компенсаций)».

Первый вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Владислав Корочкин рассказал Milknews, что бизнес относится к реформе абсолютно положительно и “участвует в ней самым непосредственным образом”. По мнению Корочкина, плюсы - перестройка взаимоотношений предприятий (причем всех, не только бизнеса) с устаревшей, во многом навязанной внешними агентами парадигмы на современную, более эффективную и менее обременительную как для государства, так и для общества. Минусы заключаются в том, что реформа проходит не так быстро, как это необходимо.

“Те 2-3% дополнительного роста ВВП, которые по оценкам могла бы дать новая система, страна по прежнему теряет. Насколько переход к риск-ориентированному подходу облегчит жизнь предпринимателям? Очень серьезно. Это и снижение количества дорогостоящих плановых проверок, и избавление от многих "экзотических" и парадоксальных обязательных требований, которые, кроме сомнений в адекватности предъявляющих их представителей государства, ничего не давали” - заявил Корочкин.

На вопрос о том, не является ли значительное снижение количества проверок нежеланием государства финансировать надзор, эксперт пояснил, что эффективный контроль можно (и нужно) построить, вообще обходясь без плановых проверок госорганами. “Лучшие мировые практики это наглядно показывают. Тем более сегодня, когда есть тысячи способов обеспечения контроля с помощью разнообразных технических устройств. Кроме того, есть практика страхования и работы Саморегулируемых организаций. Вполне положительная”.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(МИНФИН РОССИИ)

_____________ №______________

Об утверждении стандарта осуществления внутреннего государственного финансового контроля

«ОС 1. Стандарт по планированию контрольной деятельности Федерального казначейства (с учетом применения риск-ориентированного подхода к планированию)»

В соответствии с пунктом 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание , 1998, № 31, ст. 3823; 2013, № 31, ст. 4191; 2016, № 1 (часть I), ст. 26; 2016, № 27 (часть II), ст. 4278) подпунктом 5.2.30 пункта 5.2. Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 года № 000 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 31, ст. 3258; 2013, № 36, ст. 4578), п р и к а з ы в а ю:

1. Утвердить стандарт осуществления внутреннего государственного финансового контроля «ОСГВФК 1. Стандарт по планированию контрольной деятельности Федерального казначейства (с учетом применения риск-ориентированного подхода к планированию)».

2. Настоящий приказ вступает в силу с ______ 2017 года.

Утверждено

приказом Министерства финансов

Российской Федерации

от «___»__________201_г. №_____

Стандарт осуществления внутреннего государственного финансового контроля

«ОС 1. Стандарт по планированию контрольной деятельности Федерального казначейства (с учетом применения риск-ориентированного подхода к планированию, оценки рисков совершения нарушений объектами контроля)»

I. Общие положения

Общий стандарт осуществления внутреннего государственного финансового контроля ОС 1 «Стандарт по планированию контрольной деятельности Федерального казначейства (с учетом применения риск-ориентированного подхода к планированию, оценки рисков совершения нарушений объектами контроля)» разработан в целях повышения эффективности расходов Федерального бюджета, являющимся одним из приоритетных направлений деятельности Правительства Российской Федерации, с учетом лучшей международной и отечественной практики Настоящий Стандарт применяется с учетом иных общих и специальных стандартов и (или) других документов, регламентирующих осуществление отдельных контрольных полномочий Федерального казначейства, в части планирования деятельности Федерального казначейства. Целью настоящего Стандарта является установление общих принципов, правил, требований и процедур планирования контрольных мероприятий Федерального казначейства с учетом риск-ориентированного подхода, а также учета внеплановых контрольных мероприятий. Задачами настоящего Стандарта являются: определение целей, задач и принципов планирования; установление порядка планирования контрольной деятельности; установление порядка корректировки и контроля исполнения планов контрольных мероприятий; требования к порядку учета внеплановых контрольных мероприятий. Стандарт применяется органом Федеральным казначейством при осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю, включая: контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных , регулирующих ; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ, в том числе отчетности об исполнении государственных заданий. Стандарт не применяется при осуществлении иных полномочий Федерального казначейства, не указанных в пункте 5. По решению Федерального казначейства Стандарт может применяться при осуществлении иных полномочий. При наличии противоречий в части планирования контрольной деятельности в тексте настоящего Стандарта и документов (стандартов), регламентирующих реализацию полномочий, указанных в пункте 5, приоритетным является использование настоящего Стандарта. Деятельность по контролю подразделяется на плановую и внеплановую и осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых контрольных мероприятий. Плановые контрольные мероприятия осуществляются в соответствии с планом контрольных мероприятий Федерального казначейства. Внеплановые контрольные мероприятия осуществляются на основании решения руководителя (заместителя руководителя) Федерального казначейства (его территориального, органа), принятого:

в случае поступления обращений (поручений) Президента Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, Министра финансов Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, иных государственных и муниципальных органов, депутатских запросов, обращений граждан и организаций;

в случае получения должностным лицом Федерального казначейства (его территориального органа) в ходе исполнения должностных обязанностей информации о нарушениях законодательных и иных актов по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Федерального казначейства, в том числе из ;

в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (в том числе в случаях предусмотренных пунктами 38, 47 и 67 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере»).

II. Термины и определения

В настоящем Стандарте применяются следующие термины в указанных значениях.

Контрольные мероприятия - организационная форма осуществления контрольной деятельности.

Под идентичным контрольным мероприятием в отношении объекта контроля понимается контрольное мероприятие в отношении одного и того же субъекта контроля, предмета контроля, проверяемого периода.

В целях настоящего Стандарта используется следующее определение термина «риск»: вероятность причинения ущерба.

При этом под ущербом понимаются дополнительные расходы , федеральных бюджетных, автономных учреждений, которые осуществлены или необходимо осуществить в результате допущенного объектом контроля нарушения условий документа, являющегося правовым основанием возникновения и осуществления расходов, предоставления средств из бюджета, размещения средств бюджета, государственного контракта; и (или) расходы бюджета, которые необходимо осуществить для восстановления (приобретения) утраченного (поврежденного) государственного имущества; и (или) доходы федерального бюджета, подлежащие получению в случае несовершения (недопущения) объектом контроля нарушения.

Обязательные требования – условия, ограничения, запреты, обязанности, предъявляемые к осуществлению деятельности объектов контроля, совершению ими действий, результатам осуществления деятельности или совершения действий, использованию ими при осуществлении указанной деятельности, установленные в целях защиты охраняемых законом ценностей международными договорами Российской Федерации, актами органов Евразийского экономического союза, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. Силу обязательных требований имеют также документы, не являющиеся нормативными правовыми актами (например, документы, разработанные самими объектами контроля, а также организаций), если обязанность соблюдать положения указанных документов предусмотрена законодательством Российской Федерации.

Риск - ориентированный подход - метод организации и осуществления государственного финансового контроля, при котором в предусмотренных случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности объекта контроля и (или) к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Классификатор рисков - форма записи информации об идентифицированном риске. Документ, в котором представлен закодированный перечень возможных рисков осуществления деятельности объектами контроля, являющейся предметом контроля органа внутреннего государственного финансового контроля.

Карта рисков ‑ документ, включающий пообъектный расчет суммарного потенциального риска с целью формирования рейтинга рисковости объектов контроля, являющимся источником информации для подготовки проекта плана контрольных мероприятий Федерального казначейства.

Рейтинг рисковости объектов контроля - перечень объектов контроля, упорядоченный по численным значениям суммарного риска объектов контроля в соответствии с порядком, установленным настоящим стандартом, и являющийся источником информации для подготовки проекта плана контрольных мероприятий Федерального казначейства.

Планирование контрольной деятельности на основе риск-ориентированного подхода - процесс отбора объектов контроля в зависимости от степени риска причинения объектами ущерба в целях включения в план контрольных мероприятий Федерального казначейства на соответствующий финансовый год.

План контрольных мероприятий Федерального казначейства (далее - План) - документ, устанавливающий перечень намечаемых к выполнению контрольных мероприятий.

III. Единый порядок планирования контрольной деятельности Федерального казначейства с учетом риск-ориентированного подхода

Планирование контрольной деятельности Федерального казначейства с учетом риск-ориентированного подхода осуществляется с целью эффективной реализации соответствующих контрольных полномочий. Применение риск-ориентированного подхода при планировании контрольной деятельности в зависимости от степени риска причинения объектами контроля ущерба (далее - риска) должно существенно повысить эффективность расходования ресурсов на функционирование Федерального казначейства путем концентрации усилий на наиболее значимых направлениях, а также оптимизировать нагрузку на объекты контроля. Задачами планирования являются: оптимизация контрольной нагрузки на объекты контроля, осуществление деятельности которых сопряжено с высокой вероятностью причинения существенного ущерба (риск - ориентированный подход); оптимизация ресурсов, направляемых на осуществление контрольной деятельности Федерального казначейства, за счет повышения эффективности их расходования; минимизация ущерба, в том числе государственному имуществу, причиняемого объектами контроля; улучшение показателей деятельности (в том числе финансово - хозяйственной) объектов контроля. Планирование контрольной деятельности основывается на риск-ориентированном подходе с учетом следующих принципов:

взаимосвязь стратегического, среднесрочного1, годового и текущего планирования (под текущим планированием подразумевается полугодовое, ежеквартальное, ежемесячное планирование – при наличии такового);

Читайте также: