Как найти свое призвание: размышления инвестора. Аргументы к сочинению по проблеме выбора профессии Проблема призвания комментарий

Текст. По Е. Гришковцу
(1)Мне хотелось быть студентом. (2)Хотелось веселой интересной жизни, хотелось, чтобы учиться было не скучно.
(3)В университете разные факультеты устраивали дни открытых дверей для будущих студентов. (4)Можно было прийти, посмотреть, где и как учатся студенты, послушать увлекательную лекцию о том, что изучают студенты, какие получают специальности и какие существуют жизненные перспективы.
(5)Первым делом я пошел на день открытых дверей биологического факультета. (6)Мне казалось, что, коли я приду на биофак, моя детская любовь к жучкам и паучкам, увлечение биологией проснется во мне с прежней силой и я пойму, что лучшего выбора сделать просто нельзя. (7)А если еще мне скажут, что в перспективе будут экспедиции, научные эксперименты, и если мне помогут дорисовать образ ученого-биолога, который мною был почти нарисован, а этот образ сильно напоминал жюльверновского Паганеля, то я отброшу всякие сомнения.
(8)Нас собралось в маленькой аудитории человек пятнадцать. (9)В назначенное нам время никто не пришел. (10)Мы ждали минут двадцать. (11)Мы - это десять тихих девчонок и пять, в том числе и я, разнокалиберных во всех смыслах парней выпускного школьного возраста.
(12)Через двадцать минут к нам в аудиторию зашла дама в белом халате, наброшенном на плечи. (13)Она поздоровалась, искоса, недружелюбно осмотрела нас и улыбнулась одними губами. (14)Ничего рассказывать нам она не стала, попросила следовать за ней. (15)Она провела нас по нескольким лабораториям. (16)Там были белые крысы и мыши в клетках, а в углу одной лаборатории стояла небольшая ванна, в которой копошились лягушки. (17)Были там еще и террариумы с какими-то ужами, ящерицами и даже один с большущими тараканами. (18)Были там большие аквариумы с мутной водой и карасями, кажется. (19)В одной лаборатории группа студентов препарировала лягушек, а преподаватель ходил и смотрел, как они это делают, наклоняясь над каждым, как в школе делают учителя во время написания сочинения или контрольной работы.
(20)- Вот и все! - сказала она после беглого показа всех возможностей биологического факультета. - (21)В зоологический музей нашего университета можете сходить самостоятельно. (22)Вот вам программа для поступающих. (23)Там же есть краткая программа того, что вы будете изучать у нас, если поступите. (24)Приходите. (25)Мы вас очень ждем, и у нас вам будет очень интересно.
(26)Я был весьма озадачен. (27)Я очень хотел поступить именно на биофак, но ехал домой на автобусе и думал о том, что же мне не понравилось? (28)Что мне показалось не тем? (29)Чего я ожидал? (ЗО)Что же не то?
(31)И я понял, что я не встретил там, в лабораториях и аудиториях, ни одного человека, который бы совпадал с моим образом и моим представлением о том, как должен выглядеть ученый. (32)Там не было никого, похожего на Пага-неля. (ЗЗ)Все было нормально, тихо и деловито. (34)И я закрыл для себя вопрос о поступлении на биофак.
(По Е. Гришковцу)

Сочинение
Каждому молодому человеку приходится сталкиваться с проблемой выбора будущей профессии, выбора жизненного пути. Зачастую мы выбираем этот путь необдуманно, делаем случайный выбор, и затем превращаемся в рабов своей профессии, рутинно выполняя свои обязанности, не испытывая радости от своего труда. Вот такую проблему, проблему выбора профессии ставит в своем тексте известный драматург и писатель Е. Гришковец.
Его герой идет на день открытых дверей в университет, не имея никакой четкой позиции: «Мне хотелось быть студентом. Хотелось веселой интересной жизни, хотелось, чтобы учиться было не скучно». Наверное, с таким желанием надо было бы поступать в какое-то другое учебное заведение, а не в университет. Но герой идет на биофак, надеясь, что он встретит людей, похожих на Паганеля, ученого из романов Жюля Верна, что ему предложат в будущем экспедиции, научные эксперименты, и его любовь к биологии вспыхнет с новой силой, и это будет его жизненный выбор. К сожалению, все оказалось совсем не так. Никто не развлекал, не завлекал. Неприветливая дама в белом халате провела абитуриентов по лабораториям, в которых работали студенты, дала программы для поступающих, предложила самостоятельно посетить зоологический музей. Молодой герой Гришковца был озадачен, ведь он не нашел никого, похожего на Паганеля: «все было нормально, тихо и деловито». И юноша приходит к решению не поступать на биофак. Автор, описывая душевное состояние своего героя, уделяет внимание тому, как не понравилось юноше отношение преподавателя к абитуриентам, что встреча была холодной, что не было той романтики, на которую настроил себя молодой человек.
Позиция автора состоит в том, что профессию надо выбирать не по внешним ее признакам, не по книжным героям, а по призванию. И задуматься об этом надо раньше, а не тогда, когда уже пришло время поступать в вуз.
Я согласна с мнением автора, потому что это настолько важное и серьезное для человека событие - выбор жизненного пути, что к нему нельзя относиться так легкомысленно, как отнесся герой рассказа.
Выбор профессии - это зачастую судьба человека, поэтому он так важен. В романе Юрия Германа «Дело, которому ты служишь» герой, Володя Устименко, выбирает профессию врача, выбирает ее осознанно, читает медицинские книги, еще не все понимая в них, пользуется словарем, чтобы добиться смысла. Он целенаправленно идет к своей мечте, поэтому становится прекрасным хирургом, оперирует раненых под обстрелом во время войны, потом становится главврачом больницы, созданной практически с нуля. Вот пример серьезного отношения к выбору профессии, это призвание, жертвенность, ответственность.
Еще один пример воплощенной в жизнь мечты - это судьба Сани Григорьева, героя романа В. Каверина «Два капитана». Еще в детстве он узнает об экспедиции капитана Татаринова, пропавшей во льдах Арктики. И он ставит себе цель - найти ее. Он становится летчиком, работает на севере, и ему удается осуществить свою мечту. Его девизом стали слова: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!»
Жаль, что для молодых людей нынешнего поколения главным становится не служение людям, обществу, а получение выгоды или поиски веселой, необременительной жизни. Может быть, поэтому герою рассказа и не удалось стать биологом.

Сейчас смотрят:

В романе Достоевского « Бедные люди» наиболее полно изображается жизнь петербургских низов. Оригинальность этого романа в том, что он полностью состоит из писем героев. Именно этот жанр в полной мере помогает раскрыть автору свою тему – тему « маленького человека», позволила писателю точно передать психологию “бедных людей”, их душу. Автор сочувствует своим бедным героям, показывает красоту их души и внутреннее благородство. Писателя во

Стихотворение "Гость" является представителем любовной, интимной лирики.В произведении присутствует сюжет, однако преобладающими образами являются все-таки описания чувств. Действие происходит в зимнее время ("метельный снег") в столовой. К лирической героине приходит гость - мужчина, между ними происходит диалог. Далее, в последних двух строфах, описывается его лицо и характер взаимоотношений между этими людьми.Композиция составлена из

С одной стороны, можно сказать, что этот роман – фантастический миф, феерическое представление, но это всего лишь поверхностное впечатление, воссозданное «булгаковской чертовщинкой» для выражения остро-волнующей автора проблематики: борьбе добра и зла, предательстве, трусости, любви и милосердия. Этот роман о свободе – свободе художника, свободе личности, свободе человека. Именно тогда, когда Булгаков находится в сложном социальном

Первое, что бросается в глаза при чтении стихов Пуш­кина, - это их удивительная прелесть, яркость и ясность образов, сила чувств, блеск ума, виртуозное владение словесными средствами - ритмом, звуками.Стихи Пушкина надо читать очень внимательно, вду­мываясь в каждое слово, потому что каждое слово у него важно для понимания целого. Н.В.Гоголь писал в статье «Несколько слов о Пушкине»: «Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия: никакого н

Образ Татьяны Лариной - противовес образу Онегина. Впервые в русской литературе женский характер противопоставлен мужскому, и, более того, женский характер оказывается сильнее и возвышеннее мужского. Пушкин с большой теплотой рисует образ Татьяны, воплощая в ней лучшие черты русской женщины. Он в своем романе хотел показать обыкновенную русскую девушку. Автор подчеркивает отсутствие в Татьяне необычайных, из ряда вон выходящих черт. Но

Записки из известных всем происшествий и подлинных дел, заключающие в себе жизнь Гаврилы Романовича Державина. Автор, начинающий записки перечислением всех своих чинов, орденов и должностей, не упоминая при этом о славе стихотворческой, родился первенцем в благородных родителей в 1743 году июля 3 числа. Первым словом его было: Бог! Произнес он его, глядя на комету в полутора лет от роду. За отсутствия хороших учителей в провинции, р

На рубеже XX века определился новый этап горьковского творчества. В нем отразился рост рабочего движения второй половины 90-х годов, в нем отложились впечатления Горького, с одной стороны, от столкновений с миром хозяев, крупных капиталистов, буржуазных политиков, а с другой стороны, от общения с рабочими, с рабочим движением. И в конце 1900 г. Горький выступил с повестью “Фома Гордеев”. Перед читателями - богатая и многообразная картин

Татьяна Ниловна Яблонская - известный мастер русской живописи, заслуженный деятель искусства, лауреат Государственной премии. Она изображает на своих полотнах простых людей, их труд, очень любит писать детей.Художница на своей картине изобразила утро школьницы. Сюжет этого произведения служит всем ребятам хорошим примером для подражания.Картина создаёт доброе и весёлое настроение. Она насквозь пронизана утренней весенней свежестью.Изобр

По замыслу А. Пушкина, после издания основного текста романа в стихах “Евгений Онегин” отдельно была издана глава о путешествии Онегина по России. После дуэли с Ленским Евгений уезжает в Нижний Новгород, потом в Астрахань, оттуда на Кавказ; посещает Тавриду и Одессу. Нижний Новгород произвел на Онегина впечатление города, где: Всяк суетится, лжет за двух, И всюду меркантильный дух. Критический ум Евгения прекрасно осознает

Март - это особый месяц, когда весна только вступает в свои права. На обочинах еще лежит подтаявший снег. Он нежится в лучах мартовского солнца, весело смеется - и незаметно тает. Деревья радуются приходу весны, но они пока еще не готовы обзавестись роскошной листвой. Просто все понимают, что мартовское солнце - это обманчивая теплота, которая не готова радовать собою долго.На картине Юона "Мартовское солнце" изображены всадники, кото

Всякий вид труда складывается из особых комбинаций присущих ему реакций. Если одна профессия чем и отличается от другой, то не общим характером своего психологического состава, но качеством и последовательностью отдельных входящих в нее реакций. Поэтому чрезвычайно легко разложить всякий профессиональный труд на некоторые первоначальные составляющие элементы, т.е. свести всю трудовую деятельность к ряду реакций известных типов и к их соединению.

Чрезвычайно важно установить пригодность того или другого лица к соответствующей профессии. Это требуется в интересах не только дела, но и правильного развития личности; с обеих точек зрения и стали подходить к разрешению этого вопроса. Первоначально психотехника возникла из интересов правильной организации предприятия и выдвинула перед собой практические задачи так называемого отрицательного отбора.

Ее задача заключалась в том, чтобы путем психологического испытания отобрать из всех кандидатов на работу безусловно непригодных, таких, которые не смогут справиться с ней и будут только тормозить предприятие. В зависимости от этого все внимание психотехники было направлено первое время на выработку таких минимальных требований, несоблюдение которых было бы равносильно непригодности данного субъекта к данной работе. Потом круг интересов этой научной области расширился: стали заниматься не только отрицательным, но и положительным подбором, т.е. такими психологическими испытаниями, которые позволяли судить не только о негодности, но и о положительной степени одаренности и призвания к профессии. В зависимости от этого вместо выработки минимума необходимых и достаточных требований психология должна была заняться составлением подробной психограммы каждого вида работы, т.е. всесторонним психологическим анализом составных частей данного вида труда. В основу такого психологического анализа самых различных видов профессионального /284/ труда может быть положена общая типическая гамма трудовых процессов, т.е. установление некоторых основных типов, под которые можно подвести все разнообразие различных профессий.

В гамме трудовых реакций, согласно схеме Корнилова, различаются несколько типов трудовых процессов.

На первом плане стоит натуральный тип трудовых процессов, который отвечает таким профессиям, которые не требуют ни усиленной физической работы, ни интенсивного умственного труда. Таковы профессии домашней прислуги, технических служителей, швейцаров, сторожей, уборщиков и т.п. Во всех этих профессиях трудовые реакции складываются из ряда движений, более или менее привычных каждому из нас в повседневной нашей жизни. Условия работы таковы, что вся она протекает более или менее трафаретно и автоматически, не требуя усиленного внимания. Наконец, самое важное - профессиональная работа протекает почти всегда в более или менее непринужденном и естественном состоянии, не требуя от рабочего никакого особого напряжения сил и никакой особенной скорости. К таким натуральным типам трудовых процессов, естественно, легче всего произвести психотехнический подбор, так как хотя каждый из рабочих обнаруживает определенную природную склонность к тому или иному типу реакций, однако легко может справиться с задачами работы.

Сложнее труд второго типа, так называемых мускульно-трудовых процессов, который требует сосредоточенного внимания не на объекте работы, но по преимуществу на собственных движениях. Эта работа требует от исполнителей огромного мускульного напряжения и значительной "периферической затраты энергии. Такова, например, профессия каменоломов, кузнецов, шахтеров, молотобойщиков, дровосеков и т.п.

Уже здесь психотехнические требования совершенно точно и ясно указывают на такие темпераменты, которые способствовали бы проявлению мускульного и энергичного типа реакции. Иначе говоря, флегматики и сангвиники - люди, привыкшие к слабой реакции, т.е. к незначительному высвобождению энергии при своих поступках, окажутся не на месте в роли подобных рабочих, а что еще важнее - в серьезнейшем конфликте с основными склонностями своего же организма, если по условиям жизни им придется все же такую работу выполнять.

Наиболее подходящим из двух остающихся типов придется признать меланхолический склад поведения и темперамента, так как медленность его восприятий гарантирует известную точность, неутомляемость, спокойствие и упор в работе. А громадная сила каждого движения гарантирует нужный эффект. Напротив того, холерики, которые погасают так же быстро, как и воспламеняются, работают в этом отношении менее упорно и сдержанно.

Третий тип трудовых процессов может быть условно обозначен как сенсорный и охарактеризован противоположными чертами, чем предыдущий. Здесь внимание концентрируется по преимуществу на /285/ объекте работы, причем от реакции требуется как непременное условие минимальное наружное высвобождение энергии, но чрезвычайно медленное и сложное восприятие внешних раздражений. Такие профессии охватывают работу часовых дел мастеров, механиков, токарей, портных и т.п.

Опять очевидно, что наиболее подходящим для такого вида работы явится тот тип темперамента, который характеризуется как раз этими чертами, т.е. реакцией медленной и слабой. Флегматики могут быть хорошими часовыми мастерами и недурными портными с гораздо большим правом на успех, чем все прочие.

Для данного вида профессии, как установлено задолго до психотехники простым наблюдением, оказываются особенно гибельными люди неподходящего склада реакции. Так, есть люди, до того привыкшие к энергичному, сильному движению, что при общем совершенно достаточном интеллектуальном развитии они не способны в течение ряда лет овладеть, например, искусством починки часов: они непременно перегнут или недогнут пружину, никак не сумеют умерить свое движение и придать ему ту изящную и тонкую слабость, при которой оно делается единственно полезным и эффективным в работе. В этом смысле обычное наблюдение совпадает с психотехническими данными. Есть люди, которым нельзя поручить вымыть стакан, потому что они, вообще, не умеют держать в своих руках ничего хрупкого и ломкого.

Четвертым типом трудовых процессов следует назвать такие, которые требуют уже реакции сложного типа, так называемой реакции различения. Таков труд наборщика в типографии: прежде, чем совершить рабочее движение, он должен произвести точное различение ряда раздражителей на листе набора и в кассе шрифта и реагировать не раньше, чем это различение будет произведено точно и достоверно. Очевидно, что пригодность к такому типу трудовых процессов не может быть однозначно определена одним только признаком темпераментного склада, как мы это делали выше для всех профессий более простого рода.

Реакция усложняется здесь за счет центрального процесса настолько, что для учета эффекта работы гораздо большую роль, чем элементарные свойства реакции, обнаруживаемые в темпераменте, играет протекание таких сложных центральных процессов, как мышление, внимание и т.п. В зависимости от разнообразия людей и различной их пригодности по отношению к этим профессиям они должны быть охарактеризованы гораздо более сложной схемой, чем та темпераментная четырех-хвостка, с помощью которой производится самый грубый психотехнический отбор. Здесь мы вступаем в область действия таких сложных механизмов, работа которых относится скорее к сфере характера, нежели темперамента, т.е. воспитанных и приобретенных реакций, нежели наследственных.

Поэтому как общее правило, равно относящееся ко всем последующим типам, может быть принято положение: лица всех темпераментов /286/ способны оказаться в одинаковой мере годными к такого рода профессиям в зависимости от работы более сложных механизмов, входящих в состав характера.

Однако и здесь можно указать наибольшую вероятность профессиональной пригодности при прочих равных условиях для тех лиц, реакция которых протекает медленно и ослабленно, так как сенсорный момент, несомненно, подвергается значительному усилению при таких профессиях, а моторный относительно безразличен для конечного эффекта работы. Все же обычно реакция при слабом протекании теснее связывается с усиленной мыслью и направленным вниманием, чем в обратном случае.

Кстати, это правило, вообще, выражает тенденцию человеческого труда, который все более и более от форм громадного и расточительного высвобождения психической энергии переходит к.слабым, но сложным и умным реакциям. Поэтому общее педагогическое правило гласит: если вы хотите научить ребенка должным реакциям для высших форм труда, учите его слабым движениям, потому что слабые движения самые «умные», это остается справедливым и для данного случая.

На пятом месте стоят трудовые процессы типа выбора, которые требуют различения раздражений в процессе не только восприятия, но и ответного движения. В работе такого типа прежде, чем совершить какое-нибудь действие, надо произвести точный учет и различение двух моментов: раздражения и ответа.

К таким профессиям относится труд шофера, машиниста, вагоновожатого, переписчицы на пишущей машинке, пилота и т.п. Вагоновожатому необходимо точно воспринять находящиеся перед ним объекты на пути движения вагона, но еще важнее сделать правильный безошибочный выбор между поворотом ручки мотора направо и налево между тормозящим и усиливающим движением. Здесь получается как бы двойное различение, или реакция выбора в ее самой чистой форме.

При этом существенное значение приобретает момент быстроты реагирования, так как далеко не безразлично, с какой скоростью произойдет торможение или растормаживание при виде опасности, с какой скоростью будет поспевать машинистка за диктуемым ей текстом, во сколько мгновений будет реагировать пилот поворотом руля на легчайшее накренение аппарата.

При анализе элементарных темпераментных свойств мы не получим достаточно ясного ответа на вопрос о пригодности того или иного лица, но опять должны отложить это решение до более точного анализа сложных реакций поведения. Однако здесь намечается тот общий путь, идя по которому мы должны прийти к правильному решению вопроса. Этот путь заключается в экспериментальном исследовании того типа реакций, какой требуется для данной профессии. Иначе говоря, если мы имеем дело с реакцией вагоновожатого или пилота, суть работы которых заключается в реакции выбора, мы должны всякий раз испытать, как протекает, с какой быстротой /287/ и интенсивностью, реакция выбора у данного субъекта. И совершенно ясно, что, если перед нами два лица, равных во всех прочих отношениях, но одно из них реакцию выбора производит быстро, т.е. отвечает нужным и верным движением на правильно понятое раздражение в 0,12-0,13 с, а другое - в 0,16-0,18 с, первое более пригодно для данной работы.

На шестом месте стоят трудовые процессы типа узнавания, которые требуют в качестве предварительного условия реакции узнавания того или иного раздражения, заранее неизвестного рабочему. Отличие этого типа от простого различения состоит только в том, что различение предполагает всю группу возможных раздражителей заранее известной, между тем как узнавание имеет дело с неопределенным и громадным количеством заранее не могущих быть учтенными раздражителей. Таков, например, труд корректора, которому приходится делать движение не раньше, чем он заметит и узнает ту или иную погрешность в печатном тексте. При этом ясно, что данный труд от труда наборщика будет отличаться тем только, что наборщик имеет дело с заранее определенным количеством буквенных элементов, корректор никогда не может предвидеть, какую именно ошибку он встретит.

Наконец, на последнем месте следует поставить самые сложные трудовые процессы типа ассоциаций, к которым ближе всего подходят профессии интеллектуальные, где требуются от рабочего самые разнообразные операции над заданным материалом при помощи протекания свободных или ограниченных ассоциаций или когда приходится производить работу умственного отбора в направлении однажды принятого задания. Эти типы процессов принадлежат к самым сложным и, естественно, нуждаются для определения пригодности к ним в самой сложной методике психотехнического исследования.

Общий результат таких психотехнических исследований может быть сведен к одному правилу, которое формулируется Корниловым приблизительно так: всякий переход от периферической затраты энергии к центральной происходит с большим трудом, нежели обратный процесс. Или иначе, переход от умственного труда к физической работе происходит всегда значительно легче, нежели обратный процесс - переход от физической работы к умственному труду.

Педагогическое значение психотехники не исчерпывается, конечно, элементарным анализом, приведенным выше; однако его совершенно достаточно, чтобы получить общее представление о психотехнической проблеме в педагогике и об основных способах ее решения.

Надо иметь в виду, что содержание этой проблемы не исчерпывается только определением профессиональной пригодности, но играет гораздо более существенную роль в процессе обучения и воспитания. Этот подход позволяет следить за тем, насколько успешно развиваются и воспитываются реакции наших учащихся в том /288/ направлении, какое мы избрали целью воздействий. Таким образом, в психотехнике мы имеем предварительного советчика и авторитетного судью в начале и конце воспитательного процесса, которые позволяют ответить не только на вопрос, стоит ли учить данного ученика данной профессии, но и на вопрос, выучился ли данный ученик данной профессии.

Помимо этого, психотехника - постоянный спутник и руководитель в нашем воспитательном процессе, которые всякий день могут показать с объективной точностью, в каком положении находятся воспитуемые нами реакции, что уже достигнуто и что должно быть достигнуто, какие стороны этих реакций, в какой последовательности должны служить предметом нашей заботы и нашего воспитательного попечения.

Необходимо отметить, что в обычном понимании психотехническая проблема приобретает довольно узкий и ограниченный смысл, потому что, говорят, жизнь далеко не исчерпывается выбором профессии. Воспитание имеет более широкие задачи, чем выработка профессионала. В конце концов часто оказывается безразличным, какую профессию изберет данное лицо, лишь бы оно представляло из себя развитую и законченную личность.

Такой взгляд, поскольку он исходит из невысокой оценки выбора труда, - вреднейшее наследие старой школы, которая направляла основные цели воспитания «куда-то вдаль», к неосуществимым нигде на земле идеалам гармонически развитой и совершенной личности, била мимо труда и в зависимости от этого самым безобразным и бездарным образом организовывала жизнь здесь, вблизи.

Этим заранее предопределялась и санкционировалась коренная жизненная неудача каждого воспитанника, которого готовили не к той жизни, какой он жил на самом деле, и для него действительная жизнь объявлялась безразличной, а никакая другая оказывалась невозможной и недоступной. Эта коренная жизненная неудача принимала обычно форму жизненной драмы, неудовлетворения своей собственной работой, потери смысла жизни и всех тех особенностей, которые характеризовали психический склад русского интеллигента недалекого прошлого, типичного выученика такой школы.

Пустота и бессодержательность далеких и отвлеченных идеалов вязались при этом с позором и ограниченностью мещанского существования, и труд, определяющий собой важнейшие стороны личного существования, обрекался на самые унизительные, нечеловеческие и рабские формы. Поэтому с точки зрения трудового воспитания приходится совершенно иначе расценивать вопрос о профессиональной пригодности. Из побочного и второстепенного вопроса чисто практического характера приходится сделать первостепенной важности общий теоретический вопрос о тех индивидуальных конкретных целях, которые могут быть поставлены при воспитании каждого отдельного ученика.

Когда от общих педагогических рассуждений и взглядов мы переходим к мысли именно о данном ученике, к заботе о единичной /289/ личности, мы непременно от чисто педагогических переходим к психотехническим проблемам. Таким образом, проблема психотехники покрывает собой почти полностью проблему индивидуальной педагогики, но о ней придется говорить особо в главе об исследовании одаренности и учете индивидуальных особенностей каждого из учеников.

Комментарий - это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста.

Ваш комментарий должен связать проблему, которую вы сформулировали ранее, с авторской позицией, о которой вы будете говорить позже: покажите ход мысли автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателей к определённому выводу. Автор текста передаёт вам свои мысли, зашифровывает их словесно, а ваша задача - понять их, расшифровать. Комментарий показывает, насколько глубоко и полно вы поняли проблему, сумели увидеть её аспекты, намеченные автором.

Различают два типа комментария.

Внимание

В любом случае комментарий должен опираться на прочитанный текст!

Типы информации в тексте

Комментирование предполагает умение работать с различными типами информации текста. Информация, содержащаяся в тексте, неодинакова по значимости и способу выражения. Обычно выделяют три типа текстовой информации: фактуальную, концептуальную и подтекстовую.

Фактуальная информация - это сообщение о фактах, событиях, процессах, которые происходили, происходят или будут происходить в действительности.

Концептуальная информация - это субъективное авторское понимание отношений между фактами, событиями, их авторская оценка, понимание причинно-следственных связей между событиями. Этот вид информации раскрывает замысел писателя, рисует картину мира такой, какой он её себе представляет. Концептуальная информация не всегда ясно и чётко выражена словами. Она часто выводится из взаимодействия разных видов фактуальной информации. Более того, концептуальная информация, в особенности в художественных произведениях, предполагает различное толкование, поскольку она словесно не уточняется.

Подтекстовая (скрытая) информация не обозначена словами, а только подразумевается. Эта информация возникает благодаря способности слов, словосочетаний, предложений в отдельных небольших отрезках текста содержать в себе скрытый смысл.

В комментарии нас прежде всего интересует концептуальная информация, поскольку если мы и упоминаем какие-то факты из текста, то только для того, чтобы связать их с авторским видением проблемы. Если же мы воспроизводим только факты из текста, комментарий превращается в пересказ.
Выявление подтекстовой информации - авторского глубинного смысла высказывания - требует широты знаний, умения находить ассоциативные связи, проводить аналогии с другими текстами.

Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы

Введение цитат в текст сочинения

В комментарии, как ни в какой другой части сочинения, уместны цитаты, различные ссылки на текст. Помните, что цитаты должны органично вплетаться в текст сочинения, а не просто увеличивать его объём. Цитирование ради увеличения объёма работы сразу бросается в глаза, поскольку нарушает логику развёртывания мысли.

Однако важно не только найти хорошую цитату, но и правильно её оформить. К сожалению, неумение вводить информацию исходного текста в сочинение приводит ко многим ошибкам. Рассмотрим типичные способы включения информации текста в сочинение.

Прямая речь - это точная, дословная передача чужой речи от лица того, кто её произнёс или написал. Используя прямую речь, обращайте внимание на знаки препинания. При цитировании стихотворного отрывка «в столбик» кавычки обычно не ставятся, текст цитаты начинается с новой строки.

Например:
Особенно мне запомнились строки из стихотворения С. А. Есенина: Гой ты, Русь, моя родная, Хаты - в ризах образа... Не видать конца и края - Только синь сосёт глаза.

При цитировании «в строчку» ставятся кавычки, а текст цитаты по-мещается на той же строке: В конце стихотворения Марины Цветаевой образ рябины становится символом родины, напоминанием о том, что родина является неотъемлемой частью каждого из нас, а за многоточием скрывается целая буря невысказанных чувств: «Но если по дороге - куст встаёт, особенно - рябина...».

Косвенная речь представляет собой сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Она удобна тем, что не требует точной, дословной передачи исходного текста - достаточно сохранить общее со-держание. При замене прямой речи косвенной необходимо местоимения и глаголы в форме 1-го или 2-го лица заменить формами третьего лица.

При использовании вводных конструкций (по мнению автора, по словам Солоухина и т. п.) цитата начинается с маленькой буквы, а кавычки используются в том случае, если в высказывании нет форм 1-го лица. Например: По мысли С. Соловейчика, «успех в одной работе не проходит бесследно для другой». В любом случае не увлекайтесь цитированием! Помните, что каждая цитата должна быть уместной, т. е. служить иллюстрацией какой-либо вашей мысли.

Типичные ошибки при формулировании проблемы

Рассмотрим фрагменты из ученических сочинений, написанных по тексту Ю. Лотмана, с ошибками при комментировании проблемы.

Я - старый человек. Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди моих близких друзей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие. И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли. Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью. Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови.

Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась. Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзывается на другом. Спрятаться не удастся никому. Колокол звонит по каждому из нас. (По Ю. Лотману)

Что проверяет эксперт?

1) насколько полно прокомментирована проблема (выделено ли всё, что важно для понимания данной проблемы);
2) насколько верно прокомментирована проблематика исходного текста (нет ли искажений информации текста, неточностей, противоречий);
3) нет ли фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста.

Высшая оценка (2 балла) ставится, если проблема исходного текста прокомментирована верно, без искажений. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, нет.

Подскажите аргументы из литературы для сочинения ЕГЭ. Проблема выбора профессии.

  1. Ионыч

    Антон Павлович Чехов

    Владимир Афанасьевич Обручев

    Хочу быть дворником

    Михаил Веллер

    В прекрасном и яростном мире

    Андрей Платонов

  2. В пример можно привести Ивана Бездомного из романа Булгакова "Мастер и Маргарита". Он работает писателем в МАССОЛИТе, но вскоре понимает, что его стихи чудовищны и он выбрал неправильную профессию.. .После общения с Сатаной Бездомный решает сменить род деятельности и становится историком.
  3. В пример можно привести Ивана Бездомного из романа Булгакова "Мастер и Маргарита". Он работает писателем в МАССОЛИТе, но вскоре понимает, что его стихи чудовищны и он выбрал неправильную профессию.. .После общения с Сатаной Бездомный решает сменить род деятельности и становится историком.
  4. В пример можно привести Ивана Бездомного из романа Булгакова "Мастер и Маргарита". Он работает писателем в МАССОЛИТе, но вскоре понимает, что его стихи чудовищны и он выбрал неправильную профессию.. .После общения с Сатаной Бездомный решает сменить род деятельности и становится историком. XD
  5. В пример можно привести Ивана Бездомного из романа Булгакова "Мастер и Маргарита". Он работает писателем в МАССОЛИТе, но вскоре понимает, что его стихи чудовищны и он выбрал неправильную профессию.. .После общения с Сатаной Бездомный решает сменить род деятельности и становится историком.
  6. Тут должно быть сообщение, написанное выше.

    Ну а вообще вот:
    Проблема выбора профессии

    Правильный выбор жизненного пути приносит огромное моральное удовлетворение, так как человек получает возможность большей самореализации, ведь только в любимом деле можно достичь по-настоящему значительных успехов. А кроме этого, занимаясь делом, для которого рождн, ты можешь приносить огромную пользу людям. Существует легенда об угольках призвания. У каждого из нас есть свой уголк призвания. И, если этот уголк попал не тому человеку, для которого предназначен, он будет всю жизнь только тлеть, а то и вовсе погаснет.
    Так, в повести Евгении Велтистова Приключения Электроника Сержка Сыроежкин мучительно раздумывает, что привлекает его в жизни больше всего: раскопка скифских курганов, разгадка древних пергаментов, математика, автомобили или что-то еще. Человека, раздумывающего над выбором будущей профессии, герой сравнивает с Ильй Муромцем, который стоит на перепутье трх дорог. И хотя Сергей ещ не определился с выбором жизненного пути, одно он знает тврдо, что в этом выборе самое важное не ошибиться.

    Герой рассказа Евгения Гришковца Дарвин пока ещ так же не определился с выбором профессии, но и он, как и Сержка Сыроежкин, убеждн, что профессия непременно должна приносить радость. Именно отсутствие надежды на радость привело его к мысли не поступать в институт культуры, потому что в спектакле, сыгранном студентами, он увидел ненужность происходящего. А для героя особенно важны нужность дела и увлеченность им. Именно в том, чтобы заниматься нужным, интересным, приносящим моральное удовлетворение делом, и состоит для героя настоящая жизнь.

  7. В пример можно привести Ивана Бездомного из романа Булгакова "Мастер и Маргарита". Он работает писателем в МАССОЛИТе, но вскоре понимает, что его стихи чудовищны и он выбрал неправильную профессию.. .После общения с Сатаной Бездомный решает сменить род деятельности и становится историком.
  8. В пример можно привести Ивана Бездомного из романа Булгакова "Мастер и Маргарита". Он работает писателем в МАССОЛИТе, но вскоре понимает, что его стихи чудовищны и он выбрал неправильную профессию.. .После общения с Сатаной Бездомный решает сменить род деятельности и становится историком.
  9. В пример можно привести Ивана Бездомного из романа Булгакова "Мастер и Маргарита". Он работает писателем в МАССОЛИТе, но вскоре понимает, что его стихи чудовищны и он выбрал неправильную профессию.. .После общения с Сатаной Бездомный решает сменить род деятельности и становится историком.
  10. что вы все прицепились к "Мастер и Маргарита"
  11. В пример можно привести Ивана Бездомного из романа Булгакова "Мастер и Маргарита". Он работает писателем в МАССОЛИТе, но вскоре понимает, что его стихи чудовищны и он выбрал неправильную профессию.. .После общения с Сатаной Бездомный решает сменить род деятельности и становится историком.
  12. В пример можно привести Ивана Бездомного из романа Булгакова "Мастер и Маргарита". Он работает писателем в МАССОЛИТе, но вскоре понимает, что его стихи чудовищны и он выбрал неправильную профессию.. .После общения с Сатаной Бездомный решает сменить род деятельности и становится историком.

    В прекрасном и яростном мире

    Андрей Платонов

    Машинист Мальцев ослеп во время грозы. Однако его любовь к своему делу и преданность друга совершают чудо: когда Мальцев попадает на паровоз, он прозревает.

    Хочу быть дворником

    Михаил Веллер

    В произведении Хочу быть дворником Михаил Веллер развивает мысль, что детским мечтам редко суждено сбываться. Люди меняют свободу на музыкальную школу, выпускные экзамены или защиту кандидатской. Многие идут по этому пути, однако главный герой рассказа не собирается смиряться. Он устраивается дворником, чтобы прийти к главному в своей жизни.

    Владимир Афанасьевич Обручев

    По мнению литературного критика В. А. Обручева, человек должен выбрать ту профессию, которая в наибольшей мере соответствует его наклонностям. В этом случае он будет работать на совесть.

    Антон Павлович Чехов

    Старцев Дмитрий Ионыч выбрал благородную профессию врача. Он был хорошим доктором, но, перестав настойчиво пополнять свои знания, сделался обычным обывателем, который целью жизни видит лишь свое благополучие. Автор показывает, что правильный выбор профессии это еще не самое главное. Свое мастерство нужно растить.

  13. В пример можно привести Ивана Бездомного из романа Булгакова "Мастер и Маргарита". Он работает писателем в МАССОЛИТе, но вскоре понимает, что его стихи чудовищны и он выбрал неправильную профессию.. .После общения с Сатаной Бездомный решает сменить род деятельности и становится историком.
  14. В пример можно привести Ивана Бездомного из романа Булгакова "Мастер и Маргарита". Он работает писателем в МАССОЛИТе, но вскоре понимает, что его стихи чудовищны и он выбрал неправильную профессию.. .После общения с Сатаной Бездомный решает сменить род деятельности и становится историком.
  15. В пример можно привести Ивана Бездомного из романа Булгакова "Мастер и Маргарита". Он работает писателем в МАССОЛИТе, но вскоре понимает, что его стихи чудовищны и он выбрал неправильную профессию.. . После общения с Сатаной Бездомный решает сменить род деятельности и становится историком.
  16. В пример можно привести Ивана Бездомного из романа Булгакова "Мастер и Маргарита". Он работает писателем в МАССОЛИТе, но вскоре понимает, что его стихи чудовищны и он выбрал неправильную профессию.. .После общения с Сатаной Бездомный решает сменить род деятельности и становится историком.

Узнайте, почему многие люди в поисках своего призвания делают одну и ту же ошибку. Если вы об этом знаете, то избежите массу ненужных хлопот и не потратите впустую уйму времени и сил.

Как найти свое призвание? Мега-популярная нынче тема. Многие пытаются его найти, да не у всех получается. В чем же проблема? Давайте разберемся.

Первое, что нужно усвоить: большинство книг и семинаров по поиску призвания - чисто мотивационные продукты . Они созданы специально для вдохновения и используют соответствующие приемы и фишки. Иначе эти книги и семинары были бы никому не интересны.

У тех, кто читает подобные книги, создается впечатление, что призвание должно быть ого-го каким крутым и мега вдохновляющим. Как минимум - делом всей жизни, а в некоторых, особых случаях - задачей чуть ли не мирового масштаба. Не даром синонимами призвания служат такие пафосные слова как: предназначение или даже миссия .

Но призвание может быть и совсем маленьким, тихим и неприметным. А может и вовсе его не быть.

Например, если в данной инкарнации человек пришел на землю просто отдохнуть (привет, хиппи и растаманы!). Хотя… подобный стиль жизни тоже можно назвать своеобразным призванием. Призванием «нифига-не-делать-и-просто-жить». Ну, а почему бы и нет?

У человека может и не быть призвания! Вернее, его призвание - просто жить. И это нормально.

Причины затруднений в поиске призвания

Первая и главная причина - изначально неверная постановка вопроса . Неправильно пытаться найти свою конкретную роль в социуме (профессия, специальность, должность и т.п.), а правильно ответить на вопрос: «Что я хочу от этой жизни?».

То есть, в приоритете поиск своих истинных желаний . А найти их трудно потому, что нас этому никогда не учили.

Прежде, чем искать свое призвание, следует ответить на вопрос: «Что я хочу от этой жизни?»

Вторая причина - неверная расстановка приоритетов . Многие думают, что станут счастливы, когда найдут свое призвание. Все в действительности в точности наоборот: человек сначала становится счастливым, а уже на этой волне он находит свое призвание. Без вариантов!

«Призвание – это следствие успеха!»

То есть, вы сначала добиваетесь в чем-то успеха, этот успех вас вдохновляет и радует. И вот это вдохновение и радость и есть ваше призвание в данный момент времени (о важности текущего момента читайте ниже). Вы получаете удовольствие, вы счастливы и вы чувствуете, что это Ваше.

Третья причина - шаблоны . Типичный шаблон современного человека, ищущего свое призвание: желание свободы и независимости (в том числе финансовой, желательно безразмерной), желание жить интересной и полной жизнью (смутно представляя себе, что это такое на самом деле), желание путешествовать и познавать мир (всеобщее заблуждение, ибо абстракция 100%).

При этом подразумевается наличие беспроблемной и несложной работки часа на 2 – 4 в день, лучше в интернете, чтобы не быть привязанным к месту, а также куча свободного времени на всякие развлечения (опять же полная абстракция, ибо нет подобного опыта в наличии).

Звучит, конечно, красиво и заманчиво. Но все это из той же самой оперы, что и абсолютно абстрактные желания иметь виллу, роллс-ройс, яхту, самолет, жену-красавицу и кругленькую сумму в швейцарском банке.

Отсутствие финансовых затруднений вовсе не делает человека свободным и независимым автоматически. Это миф!

Проблема в том, что многие люди просто не понимают, что в действительности означает быть «свободным и независимым».

Отсутствие финансовых затруднений вовсе не делает человека свободным и независимым автоматически. Это миф! И умные люди это понимают или хотя бы чувствуют. Если бы это было так, то все миллионеры, по-умолчанию, были бы свободными и независимыми. Все, как один! Но это далеко не так.

Четвертая причина - большинство людей вырастает с отсутствием интереса к чему-либо вообще! Этот интерес, априори заложенный в каждого карапуза, последовательно уничтожается детским садом, школой, университетом и т.п.

Образование во всем мире не стремится из каждого ребенка вырастить уникума, но выдает «на гора» усредненного человека, способного выполнять какую-либо работу.

Пятая причина - нехватка энергии . Это не позволяет правильно обозначить свои истинные желания, а если вы их даже определите, то не имеете вдохновения, сил и желания им следовать, так как у вас низкий уровень собственной энергии.

Как восполнить свою энергию, читайте .

Заблуждения о единственности призвания

Главная предпосылка успешности поиска своего призвания - определение своих истинных желаний (см. первую причину выше).

Из главной предпосылки следует простой вывод:

Призвание не может быть одно единственное и на всю оставшуюся жизнь!

Во-первых , у человека, как правило, имеется не одно единственное желание. Их сотни и тысячи, и они постоянно меняются, появляются новые, исчезают старые, став неактуальными со временем. Мы все время меняемся сами, становимся мудрее, меняются наши приоритеты, наши взгляды на жизнь и пр.

Во-вторых , истинные желания вовсе не обязательно должны быть глобальными. Если у меня вдруг зачесалась пятка, то мое текущее истинное желание - почесать ее хорошенько. В данную минуту это и есть мое призвание, как бы глупо это не звучало

А почему, собственно, глупо? Может быть, я при этом получаю определенный кайф? Более того, я вдруг обнаруживаю, что почесал какую-то активную точку на своей пятке, и это неожиданно дало мне прилив энергии. Круто! Я могу повторить этот опыт и еще раз получить кайф. А потом научить этому других людей и заработать на этом денег! Ну, чем не призвание? :)

И таких призваний у каждого человека может быть сотни и тысячи в каждый момент времени. Недаром среди практически всех гуру, пишущих книги и проводящих семинары на тему поиска призвания фигурирует одна и та же концепция: быть «здесь и сейчас» .

Потому что именно осознание себя в текущем моменте позволяет понять, что любое твое желание в этом состоянии является истинным, и следование ему и есть твое призвание в данный момент времени.

Еще раз: осознание себя в текущем моменте позволяет понять, что любое твое желание в этом состоянии является истинным , и следование ему и есть твое призвание в данный момент времени.

В-третьих , призвание не может быть одним делом «на всю оставшуюся жизнь».

Мы живем в другие времена. Это еще пару веков назад человек рождался практически сразу с «призванием», которое ему определяла его семья, статус и социальное происхождение. Родился в семье пекарей - быть тебе пекарем, родился в семье военных - быть тебе военным, родился царем - иди давай, царствуй на здоровье.

Сейчас таких ограничений у многих попросту нет. Будь, кем захочешь, если сможешь.

К тому же мир меняется очень быстро. Возникают новые профессии и интересы, уходят в небытие старые. Человек попросту не сможет заниматься одним делом последующие 30 – 40 лет, если только не поселится в деревне и не станет лепить горшки из глины. Ну, вы поняли.

Как видите, проблем с поиском своего призвания хватает. А иначе мы все давно уже были бы в шоколаде.

Как решить все эти проблемы читайте в последующих статьях. Уверен, вы найдете для себя много полезного, а не просто зажигательные фразы, которых хватает не более чем на пару-тройку дней.

Читайте также: