Интервью с гидом в маленьких городах. Гайд-интервью с интуицией

Мы подготовили интервью с гидом-переводчиком, который уже четыре года знакомит иностранных туристов с достопримечательностями нашей столицы. О секретах профессии, фальшивых гидах и особенностях национального менталитета путешественников — в нашем материале.

Про фальшивых гидов

Часто гиды работают без лицензии. Особенно характерно это для китайских, иранских и индийских групп. Китайцы почти в 80% случаев ходят со своими гидами, у которых, естественно, нет лицензии. И часто они несут такую околесицу, что страшно. Реальный случай: один китайский гид рассказывал своей группе, что Петр I был женат на Екатерине II и что он начал войну со Швецией из-за янтаря. Для китайцев янтарь — это редкость, они ценят его больше других материалов.

Чаще всего так подрабатывают студенты-иностранцы, которые учатся здесь. Им терять нечего: ну подойдет охранник, пожурит их, может, выгонит, a они возьмут и придут еще раз.

Про лицензию

Чтобы работать легально, гиду нужна лицензия. Общая лицензия дает право водить группы туристов по городу. Полиция может проверить у гида общегородскую лицензию, иногда даже останавливает автобусы. Если нет лицензии, то выпишут небольшой штраф.

Китайцы почти в 80% случаев ходят со своими гидами, у которых, естественно, нет лицензии. И часто они несут такую околесицу, что страшно. Реальный случай: один китайский гид рассказывал своей группе, что Петр I был женат на Екатерине II и что он начал войну со Швецией из-за янтаря

Лицензию надо получать на каждый город отдельно. Я работаю в Москве и не имею права водить туристов, например, по Питеру. У меня есть лицензия, которая дает право проводить экскурсию на любом иностранном языке, но если я буду рассказывать на русском, то у меня будут проблемы с местной администрацией.

Про программу


В интересах гида продать как можно больше допов, потому что часть выручки идет ему в карман. Но это возможно не всегда. Программа разрабатывается заранее иностранным агентством и согласовывается с российской стороной. Есть группы, у которых все по списку — ни добавить, ни убавить.

У многих компаний есть контракты с магазинами сувениров, и гид должен туристов водить именно туда. И для экскурсовода, кстати, это очень выгодно, потому что чем больше магазин продаст, тем больше монеток упадет ему в карман. Можно самому договариваться с магазинами: ты им лицензию показываешь, а они тебе звонкую монету за клиентов. Главное, чтобы туристы не видели.

У некоторых групп есть так называемый турлидер — гид, который путешествует вместе с туристами. Он говорит на их языке и переводит экскурсию, если это необходимо. Но по нашим правилам у каждой иностранной группы должен быть местный гид в городе и в музеях.

Если туристам не нравится гид, то компания идет навстречу и меняет его. Но это не всегда правильно, потому что бывают группы, особенно азиатские, которые сами не знают, чего хотят. А индусы вообще нередко относятся к гиду как к обслуге.

Про питание

Помимо экскурсий у гида есть много обязанностей. Например, он должен звонить в рестораны, договариваться, когда группа задерживается, а она часто задерживается… И с питанием туристов есть нюансы.

Европейцы и латиноамериканцы едят все русское — конечно, борщ для них в диковинку, но у них нет никаких проблем с едой. Трудности возникают у азиатов.

Индусов почти всегда водят в индийские рестораны — им наша еда не нравится, она для них недостаточно острая и пряная. К тому же мы едим много мяса, а индусы преимущественно вегетарианцы.

Евреи любят посещать могилу Исаака Левитана на Новодевичьем кладбище. «Здесь лежит хороший человек, художник Ицхак Левитан», — написано на идише на его надгробии. Евреям это приятно

С израильскими туристами по-разному: если это нерелигиозная группа, то они едят в любых ресторанах, а у религиозных все строго по кашруту — они питаются только в синагогах. Завтрак в отеле тоже кошерный. Утром к группе должен спуститься их религиозный представитель и зажечь газ, чтобы разогреть еду по их иудейским законам.

Религиозные евреи не приезжают сюда, чтобы посетить святые места: в отличие от христианства и ислама, у них в религии нет реликвий и мощей. Их туризм такой же, как и у всех остальных, с тем отличием, что они должны молиться и питаться кошерной едой.

Евреи любят посещать могилу Исаака Левитана на Новодевичьем кладбище. «Здесь лежит хороший человек, художник Ицхак Левитан», — написано на идише на его надгробии. Евреям это приятно.

Про религиозные особенности

Я как гид стараюсь уважать религию своих туристов и прошу их делать то же самое. Когда я захожу в синагогу с группой евреев, я надеваю кипу, а когда они посещают действующие православные храмы, я слежу, чтобы мужчины снимали головные уборы, а женщины надевали платки.

Желательно заходить в храмы в туристических местах, там батюшки уже привыкшие и реагируют адекватно. Но если это происходит там, где иностранцев не принято видеть, случаются трудности. И я не хочу оправдывать туристов, потому что они часто сами ведут себя по-свински.

И эти православные арабы захотели спеть молебен. У нас служба ведется на церковнославянском языке, а у них на арабском. И они как запоют про Аллаха, и я думаю: «Сейчас начнется». Но Аллах же по-арабски — это «Господь», это не какой-то особый исламский бог, только не все в курсе. Охранник сразу напрягся...

Был интересный случай с группой православных арабов из Израиля — да, не все израильтяне исповедуют иудаизм. Мы посещали храм Христа Спасителя, и они попросили меня показать подземную церковь под основным помещением храма.

И эти православные арабы захотели спеть там молебен. У нас служба ведется на церковнославянском языке, а у них на арабском. И они как запоют про Аллаха, и я думаю: «Сейчас начнется». Но Аллах же по-арабски — это «Господь», это не какой-то особый исламский бог, только не все в курсе. Охранник сразу напрягся, но тут же подошел батюшка к их лидеру и спросил: «Orthodox?» — «Orthodox». Все, больше проблем не было.

Наиболее прагматичны в духовном плане индусы: они могут без зазрения совести покреститься, хоть и индуисты.

Многие говорят, что чувствуют особую энергетику у могилы Сергия Радонежского. В одной моей группе из Вьетнама была бабушка 95 лет. Она у себя в стране пережила две войны: когда девочкой была — с французами, а потом — с американцами. Так она у гроба Сергия на колени упала и молиться начала, хотя христианкой не была.

Вообще, мне приятно, когда туристы просят свозить их в Сергиев Посад, поклониться. Католики, кстати, тоже могут молиться нашим святым.

Про вопросы

Я обожаю, когда мне задают вопросы, это значит, что человек слушал и я не зря рассказывал. Для меня нет глупого или неправильного вопроса — я стараюсь удовлетворить любопытство каждого.

Но всего знать нельзя, более того, можно забыть. Если ты не знаешь ответа на вопрос, то надо проявить находчивость, придумать что-то правдоподобное и рассказать это историкообразно. Допустим, спросили меня про один из шлемов в Оружейной палате, я вижу, к какой эпохе приблизительно он относится, и говорю, что он принадлежал князю такому-то. Это, конечно, не совсем правда, но и не совсем ложь. Все-таки экскурсия — это не лекция по истории.

Я стараюсь развенчивать темные мифы о России. Есть, например, известная история о том, что Иван Грозный приказал ослепить мастеров, создавших собор Василия Блаженного. Это с вероятностью 99% миф, который появился благодаря поэту Дмитрию Кедрину и его стихотворению «Зодчие» (1938). Сюжет там следующий: царь спрашивает, смогут ли зодчие сделать что-то лучше этого собора, а когда Барма и Постник отвечают, что смогут, он приказывает выколоть им глаза. Это бред хотя бы по той причине, что после собора Василия Блаженного Барму и Постника отправили строить Казанский кремль.

Я вообще стараюсь опровергнуть черные мифы об Иване Грозном, потому что он не был таким жестоким, как его рисуют. Это типичный правитель своей эпохи, даже в каких-то смыслах менее кровавый по сравнению с европейскими правителями XVI века.

Про музеи

Помимо Кремля и Оружейки туристам нравится Музей Великой Отечественной войны, особенно впечатляют их наши панорамы. Ведь панорам только 11 в мире, и самые интересные находятся в России.

А у Исторического музея мало связей с туристическими компаниями: за четыре года я только однажды проводил там экскурсию, причем это был индивидуальный турист. Поэтому, ребята, вам надо подумать, как к себе больше людей зазывать.

Про Пушкинский музей иностранные туристы почти не знают, потому что изначально это был музей копий, а уже потом туда привезли древние иконы, картины XVI-XVII веков. В мировом плане там не так много шедевров, как в той же Франции или Германии. В здании импрессионистов много интересного, но не все любят импрессионизм.

Обычно к экскурсии в Третьяковке туристы относятся скептически, особенно когда узнают, что там не будет XX века. Но быстро меняют свое мнение и признают, что и у нас тоже были свои гении

В Третьяковской галерее многих интересуют иконы, Кандинский и Малевич, то есть очень древнее искусство и авангард XX века. Про XIX век, про наших великих художников типа Перова, Верещагина, Крамского знают немногие.

Обычно к экскурсии в Третьяковке туристы относятся скептически, особенно когда узнают, что там не будет XX века. Но быстро меняют свое мнение и признают, что и у нас тоже были свои гении. Особенно их впечатляет Васнецов. Всегда, даже если времени мало, я стараюсь довести туристов до Васнецова и Верещагина — по-моему, без них поход в Третьякову будет неполным. Во второе здание галереи группы водят очень редко, в основном это индивидуалы.

В Мавзолей реально попасть только с индивидуальными туристами: он открыт всего три часа, очереди аж до Александровского сада тянутся, и только в ней полтора часа можно прождать. Но если в программе это прописано, то никуда не денешься. Обычно Мавзолей включают в программу вьетнамцы, индусы и другие азиаты.

Мы редко заходим в парк Горького — что там смотреть? Но у меня были туристы из Каталонии, которые очень хотели там побывать: они в юности зачитывались шпионскими романами, и парк Горького в них был неизменным местом встречи героев.

А однажды у меня были чилийцы. В Чили есть большая проблема — они не умеют строить разводные мосты. И эти туристы очень хотели в Питер съездить и посмотреть, как они работают.

А в целом компании сейчас делают акцент на древнерусском и имперском наследии и очень мало внимания уделяют советской эпохе. А туристы интересуются нашим советским прошлым.

Про Кремль

Из всех московских музеев больше всего проблем с Кремлем и Оружейной палатой. Во-первых, по правилам Кремля гид не имеет права купить входной билет в кассе — нужно обращаться в туристическую компанию, даже с индивидуальными туристами.

Кремль выделяет крайне мало билетов для туристических компаний. Поэтому агентства, которые работают с китайцами — а сейчас китайский туризм у нас очень развит, — сразу выкупают почти все билеты, из-за чего группы немцев, французов, испанцев и других иностранцев не могут туда попасть. И им приходится ждать, пока не доехавшие до России китайцы откажутся от брони.

С такой политикой я смог попасть в Кремль с испаноязычными группами только три раза за последний год. А хотят туда все.

В итоге у гида есть два выхода: либо работать нелегально, притворяясь туристом, либо пытаться найти билеты через компанию, что практически нереально.

Поговаривают, что администрация Кремля считает, что туристы своим дыханием вредят экспонатам...

Еще одно дурацкое правила Кремля: если обычный человек, не гид, прочитал много книжек и пришел в Кремль с друзьями, то он не имеет права им ничего рассказывать. Потому что это тоже считается экскурсией, а для этого существуют кремлевские гиды. Многие кремлевские экскурсоводы терпеть не могут гидов-переводчиков, потому что считают, что мы у них отнимаем хлеб.

Про рутину

Основная работа у нас в период с апреля по октябрь. Зимой в Россию едут только китайцы, наверное, они привыкшие. Из других стран приезжают только индивидуальные туристы.

С некоторыми группами по контракту гид обязан жить в одном отеле, чтобы 24 часа решать их проблемы. Иногда приходится разбираться с полицией. Был случай, когда мои уругвайцы взяли такси от Большого театра до Измайлова и таксист насчитал им 15 000 руб. Они позвонили мне, а я вызвал полицию. Но они сплоховали и сторговались с водителем до 5000, это все равно много. Бедные уругвайцы, что они теперь о России думают.

Когда я только начинал, мне приходилось сопровождать туристов в поезде от Москвы до Питера. И конечно, тоже были проблемы. Однажды две девушки из группы закатили скандал, потому что с ними в купе ехала семья с маленьким ребенком. Они посчитали, что это слишком много для одного купе. Так-то они сами виноваты: могли бы выкупить все места и ехать с комфортом, но слушать они не хотели ни меня, ни проводника, ни начальника поезда. В итоге с большим трудом их переселили к китайцам (они выкупили для себя весь вагон) и на халяву они получили отдельное купе. Так они после этого на меня еще и жалобу написали, что я ничего не сделал.

Работать с каждой культурой по-своему интересно. Сингапурцы, например, очень приятные люди, по менталитету они похожи на японцев — интересуются всеми деталями и подробностями. Вьетнамцы не такие, им важнее сделать фотографию, чем послушать историю. С индусами бывает по-разному. Они обычно удивляются, что здесь к ним относятся как к настоящим туристам, а не как к людям второго сорта. Но с индусами бывает сложно, потому что они часто ведут себя как капризные дети.

Про чаевые

Многие гиды привыкли получать на чай постоянно, но чаевые на то и чаевые, оставлять их — это право туриста.

Наше вознаграждение зависит от группы и от времени работы с ней. Бывает, что гиду передают туристов на один-два дня, тогда ни на что рассчитывать не приходится. С больших групп мы, как правило, получаем чаевые, а у некоторых туристов они прописаны заранее, чаще всего у вьетнамцев и израильтян. И случается, что они даже добавляют что-то сверх прописанной суммы.

У групп из США чаевые всегда прописаны, и это очень щедрая сумма, с испанцами по-разному, а латиноамериканцы всегда оставляют хорошее вознаграждение, потому что в Россию приезжают очень состоятельные люди.

У многих компаний есть анонимные анкеты, в которых туристы оценивают работу гида. Это, по сути, резюме гида: если у него много позитивных ответов, то ему с большей вероятностью предложат работу еще раз.

Другие анонимные интервью. , случаются ли в отелях служебные романы, что раскрывает о постояльце его номер и кто платит за испорченную вещь.

Засекреченная информация о полетах первых лиц, неадекватные пилоты, слова, которые нельзя использовать. Об этом и многом другом — в «Моей Планете».

Бесконтрольно копирующиеся самыми различными сайтами, журналами, газетами, психологические тесты утрачивают свою способность дать психологу достоверную и объективную информацию о людях. Эта проблема приводит к применению новых, более совершенных методов оценки. Именно к этой группе относится метод гайд-интервью.

Гайд-интервью (от англ. guide - гид или guided - управляемый и interview - проводить беседу) - руководство для специалиста, содержащее ряд открытых вопросов, предполагающих развернутый ответ, а не односложный «да» или «нет», и направленных на раскрытие определенной темы. Оно не предполагает жесткой последовательности вопросов, а лишь задает направление. Причем подробное и четкое описание поведенческих примеров, желательных или нежелательных, позволяет избежать субъективных и ошибочных оценок, а также дает возможность всем вовлеченным в эту процедуру иметь одинаковое понимание процессов и принятых стандартов.

Часто для получения дополнительной информации ход интервью записывается на аудио- или видеопленку. Несмотря на то, что интервьюер придерживается заранее разработанного сценария (гайда), он активно реагирует на ответы респондента и задает уточняющие вопросы. Такой метод незаменим при поиске компетентных специалистов, в случаях, когда респонденты представляют людей, которых затруднительно собрать в назначенное время в одном месте, или при обсуждении деликатных тем, так как основным условием интервью выступает создание доверительной атмосферы.

Разработка гайд-интервью по выявлению или отбору компетентных работников основывается на модели компетенций и входит в гайд-руководство. В нем описывается общая схема, по которой можно квалифицированно проводить интервью и получать наиболее полную и адекватную информацию. Для каждой категории кандидатов вопросы приблизительно одинаковые, но ход беседы будет отличаться в зависимости от конкретной ситуации и опыта опрашиваемого.

В этом же руководстве дается как можно большее число вопросов для каждой компетенции, что дает интервьюеру возможность быть гибким в беседе. Кроме того, в гайд-интервью приводятся позитивные и негативные поведенческие индикаторы, которые помогают в экспресс-оценке изучаемого качества. Несмотря на кажущуюся легкость, использование данной технологии требует ее полного понимания и отработанного навыка. Обычно типы вопросов делятся на: теоретические, поведенческие, наводящие.

Пример гайд-интервью с кандидатами на работу:

  • Первый гайд - это история карьеры, предложение рассказать о деятельности, обязанностях в предыдущей организации. Вспомогательными вопросами могут быть следующие: в чем состояла выполняемая работа, что привлекало в этой работе? Теперь поговорим о вашем опыте в качестве сотрудника этой организации. Сталкивались ли вы с конфликтными ситуациями в вашей работе и в жизни и как их преодолевали? По возможности, опишите каждую из них.
  • Второй гайд - как представление о предстоящей деятельности. Вопросы: расскажите, какие направления деятельности вы можете выделить, работая в новой организации? Если на вас поступит жалоба, что вы предпримете? Расскажите о возможностях сотрудничества с другими специалистами. Какие трудности вы ожидаете в новой работе? От кого ждете получение задания, и кто будет контролировать их выполнение? Какие методы поощрения или наказания используют обычно руководители и как контролируют качество выполнения заданий?
  • Третий гайд - осознание результативности. Какой смысл вы вкладываете в понятие эффективности деятельности? Опишите пример хорошо выполненной работы. Вспомните рабочий день, который Вы считаете удачным. Каким должно быть, по вашему мнению, хорошее руководство? В чем видите смысл, цель своей работы и как представляете свою будущую карьеру и свое будущее в данной организации?

Дополнительно в интервью используются различные ситуационные задачи, которые предполагают выбор поведения. Например, для охранников: ваш пост на внешнем периметре охраны. К вам подбегает женщина и просит о помощи, так как ее сын упал в канализационный люк. Что вы предпримете? Желательным индикатором в оценке служит осознание кандидатом, что он не имеет права покидать пост и должен связаться со старшим, чтобы решить ситуацию, в том числе и с оказанием помощи. А нежелательным - готовность прийти на помощь даже в ущерб исполнению основных должностных обязанностей. Таких задач-ситуаций всегда несколько - это дает возможность избежать повторений, когда в день оценивается несколько кандидатов.

Задачей интервьюера является получение достаточного количества информации, дающей возможность определить компетенции кандидата. Необходимо избежать того, чтобы он давал обобщенную информацию, которая свидетельствует не о реальном поведении человека, а о его представлении об оптимальном способе действия в подобных ситуациях. Нужно добиваться четкого понимания всех аспектов развития событий, а не ограничиваться собственными предположениями и перепроверять свои догадки. Обычно описание ситуации содержит в себе информацию о нескольких качествах кандидата, а вопросы на одну тему, задающиеся подряд, позволяют соискателю догадаться о цели интервьюера и давать социально-желаемые ответы. Поэтому, располагая подготовленным гайдом, проводящий собеседование сотрудник не должен задавать сразу все вопросы по одной компетенции. Кроме того, интервьюеру необходимо добиваться того, чтобы человек вместо «мы» употреблял слово «я», т. е. важно выяснить, каков был его личный вклад в разрешение ситуации. В любом случае, проводя собеседование, нужно четко понимать, какие характеристики кандидата необходимо выявить для получения полного представления о нем:

  • Профессиональные - имеет ли он определенные знания, опыт в нужной области и т. п. Как правило, подобного рода информация изложена в резюме и легко проверяется путем проведения практического задания или ситуационной задачи.
  • Поведенческие - как ведет себя в базовых управленческих ситуациях. Это выясняется в ходе собеседования или во время центра оценки, деловой игры.
  • Мотивационные - что движет человеком? Также выясняется в ходе интервью на примере реальных ответов.

Оценку работника следует проводить только после интервью по предлагаемым в руководстве желательным или нежелательным индикаторам либо по оценочным показателям к каждому профилю.

Для объективной оценки необходимо перечитать записи, сделанные во время собеседования. Обобщить и классифицировать их, принимая во внимание, что многие сведения, о которых рассказал кандидат, могут относиться к разным компетенциям. Для интегральной оценки можно использовать различные источники информации - описание фактов из жизни, интерпретацию их самим кандидатом, описания других людей, динамику поведения в ходе интервью и т. п. Поставить претенденту оценки по компетенциям и записать их и краткие комментарии по каждой компетенции в «Отчет о кандидате». Если сведений недостаточно, нужно использовать оценку «нет информации».

Например, выявляется степень владения навыком проведения переговоров. Кандидат рассказал, что участвовал в них с целью заключения важного договора. «Переговоры были сложными, ни одна из сторон не хотела уступать. Но, в конце концов, нам удалось сделать так, чтобы оппоненты приняли большую часть условий». Это так называемая неполная STAR-модель, в которой отсутствует элемент «действия»: непонятно, что именно было предпринято и кем. К тому же кандидат употребил местоимение «нам». Что за этим скрывается, и кто выполнил задачу, остается неясным. Далее полученную оценку следует соотнести с профилем, представляющим собой эталонный набор навыков (компетенций), необходимых работнику для выполнения стоящих перед ним задач и принять решение о соответствии ей кандидата. Обычно он состоит из пяти уровней, где первый - низкий показатель, а пятый - самый высокий.

Профиль - это управленческий инструмент, который может быть использован для того, чтобы оценить сотрудников в конкретной должности и кандидатов на нее. Возможно, - конкретизировать стратегические цели применительно к данной позиции, сфокусировать персонал на развитие приоритетных для успешной деятельности компетенций. Если изображать успешный профиль в виде графика, то в последнем примере для менеджеров среднего звена допустимый уровень развития компетенции проведения переговоров должен соответствовать показателям не ниже 3-го уровня, а для топ-менеджеров - только 5-го.

И все же… к любой модели оценки главным приложением является незаменимая внутренняя интуиция психолога или кадровика. Чтобы убедиться в этом утверждении, предлагаю проверить себя, оценив две гайд-ситуации:

  • Первая ситуация (кошмарная). Что вы посоветуете женщине, матери 8 детей, у которой выявили беременность, но срок достаточно маленький, если двое из ее детей - слепые, трое - глухие, один - умственно недоразвитый, а сама она на текущий момент больна сифилисом.
  • Вторая ситуация. Нужно выбрать руководителя высшего звена. Решение необходимо принять, исходя из нижеследующих сведений:
    • Кандидат «А» - замечен в связях с людьми, уличенными в мошенничестве. Постоянно консультируется с астрологом. Имеет двух любовниц, курит трубку и выпивает каждый день от восьми до десяти рюмок мартини.
    • Кандидата «Б» - был дважды уволен со службы по инициативе администрации. Имеет привычку спать до полудня. В институте был уличен в употреблении опиума. Каждый вечер выпивает бутылку виски.

14. Глубинное интервью в социологических исследованиях . Цели исследования. Виды интервью: полуструктурированное, свободное, нарративное, диалоговое. Отбор участников исследования. Составление гайда. Обработка и анализ полученных данных. Экперт-опрос в исследованиях молодежной сферы.

1. Составление программы исследования ограничивается постановкой целей и задач, выделением объекта исследования, описанием принципов отбора участников, интерпретацией понятий. Гипотезы не формулируются, так как метод направлен не на подтверждение/опровержение уже имеющейся информации, а на поиск принципиально нового знания.

2. Отбор участников не носит вероятностного характера – речь, скорее, идет о так называемой «теоретической выборке» - объект исследования должен быть «типичным» в ряду других или, напротив, олицетворять крайние тенденции.

3. Объем выборки, как правило, не превышает 30 человек, а зачастую ограничивается 10 – 15. Для определения объема выборки действует следующее правило: мы прекращаем проведение исследование, когда перестаем получать новую информацию. Либо когда мы исследуем сообщество – нам перестают называть новые имена.

4. Цели и задачи исследования могут корректироваться (уточняться) непосредственно при проведении полевого этапа.

5. Роль человека, непосредственно осуществляющего полевой этап, чрезвычайно важна, он должен обладать необходимыми навыками и квалификацией, а также определенным набором социально-психологических характеристик, способствующим налаживанию и поддержанию контакта с респондентом.

6. Время интервью, как правило, 1,5 - 2 часа. Это средние цифры, очень зависящие от конкретного респондента. Если необходимо провести интервью более долгое – то предпочтитеьнее несколько бесед с одним человеком в разное время.

7. Как правило, интервью записывается на диктофон, иногда ведется видеосъемка. В случае, когда интервьюируемый возражает против ведения записи, исследователю приходится или отказываться от интервью, или полагаться на свою память – как правило, выбирается последнее, особенно в том случае, когда нам важно узнать от рассказчика конкретные факты, то есть ЧТО было сказано, а не КАК это было сказано.

Также в социологии разработаны принципы и правила ведения «полевых заметок» - здесь основная трудность, которая встает перед исследователем – он вынужден на месте решать проблему отбора данных, так как зафиксировать все не представляется возможным. Для облегчения работы по фиксации информации разработаны специальные знаки и символы, соответствующие различным речевым формам, особенностям разговоров , .

Иногда ведение каких- либо записей крайне отрицательно влияет на контакт с респондентом. В этом случае исследователь старается запомнить информацию. Важной проблемой в случае фиксации данных интервью «по памяти» является воспроизведение текста, который называют «естественным словарем» объекта исследования.

Виды интервью.

Полуструктурированное интервью.

Это интервью с путеводителем (гайдом) – списком вопросов, которые будут заданы. Формулировка и последовательность вопросов может изменяться уже в процессе проведения интервью.

Техники составления гайда:

1. Одной из техник является «принцип воронки»: фокусирование вопросов – от общих к частным, от менее личностных тем к более интимным. Существует «обратная воронка» - в начале задаются вопросы частного характера, затем – общего.

2. Другой техникой является разграничение вопросов по тематическим блокам.

Нарративное интервью: свободное повествование рассказчика при минимальном вмешательстве интервьюера – он может только «подбадривать» респондента одобряющими возгласами или междометиями.

Свободное интервью.

В отличие от полуструктурированного интервью заранее составленного списка вопросов нет, но тема разговора заранее определена, как и ряд вопросов, которых нужно коснуться в беседе. Исследователь и рассказчик беседуют между собой на выбранную тему, но при этом рассказчик только играет роль полноправного участника разговора, т.к. остается эмоционально невовлеченным, объективным, не высказывающим собственного мнения и т.д.

Диалоговое интервью.

Отличие от предыдущей техники – интервьюер занимает активную позицию в разговоре, высказывает свои собственные взгляды, приводит аргументацию, подтверждающую его точку зрения.

Экспертный опрос .

Особой разновидностью интервью является опрос экспертов. Здесь, как правило, используется заранее составленный гайд, хотя исследователь может отходить от намеченного ранее плана в соответствии с той информацией, которую получает. Особенностью этого вида интервью является специфичность объекта исследования. В качестве интервьюируемых отбираются эксперты по проблеме исследования. Основными критериями отбора могут являться стаж работы, должность, профессиональные знания эксперта.

Всегда удивлять, поражать и бросать вызов окружающим- такой жизненный девиз у интересной девушки Влады, нашего гида из Вены.

Как Вы решили стать гидом?

Я журналист по профессии и в душе. Люблю выискивать интересные истории, судьбы, факты. Передать настроение, эмоцию, подстегнуть интерес, добиться ответной реакции — для меня первостепенная задача. Я люблю бросать вызов — когда у людей округляются глаза. Удивлять и поражать — это по мне. Просто говорить — для меня удовольствие, а говорить о том, что любишь — двойная радость.

Выбор страны, в которой Вы работаете, был осознанным или это судьбоносный случай?

Это была любовь с первого взгляда. А потом она переросла в глубокое чувство, в привязанность, в потребность. Моим легким необходим венский воздух, моим глазам- венские дворцы и парки, моим ушам — музыка, которая звучит из каждого окна и, конечно, запах венского кофе….

Гид — это хобби или работа?

Счастлив человек, который с радостью идет на работу и с радостью возвращается домой. Я из таких, счастливых. Для меня хобби стало работой.

Кто чаще заказывает у Вас экскурсии мужчины или женщины?

В Вену обычно приезжают парочки в поисках романтики или семьи с детьми в образовательных целях. Для тех и других у меня разработана индивидуальная культурная программа.

Есть ли достопримечательности в ваших маршрутах, о которых Вы рассказываете с большим удовольствием, чем о других?

Каждую достопримечательность можно подать вкусно и не вкусно. Все зависит от настроя гида. Я рассказываю то, что сама нахожу примечательным.

Есть ли места куда Вам совсем не хочется идти с туристами? Если да, то с чем это связано?

Не люблю посещать массовые скопления людей. Предпочитаю индивидуальность.

Что Вам больше всего нравится в вашей деятельности?

В работе гида мне нравиться общение с большим кругом разных людей, возможность самообучения, посещения актуальных мероприятий. Видеть красивое, говорить о красивом, показывать людям красоту — не это ли счастье?

В какой профессиональной области Вы можете себя представить, кроме туризма?

В журналистике, на телевидении я чувствую себя как рыба в воде.Уже запустили проект русского телевидения в Австрии.Смотрите меня на www.russische.tv или живьем на экскурсиях.

Читайте также: