Что собой представляет крестьянское (фермерское) хозяйство в России. Крестьянское (фермерское) хозяйство: легче не будет никогда Крестьянское хозяйство не может иметь название

Крестьянское (фермерское) хозяйство не является юридическим лицом. Его глава зарегистрирован как индивидуальный предприниматель.
Обязан ли он уплачивать страховые взносы в фиксированных размерах дважды: за себя как за индивидуального предпринимателя и за себя как за главу крестьянского (фермерского) хозяйства (иной деятельности, кроме как деятельности в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства, он не осуществляет)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, не обязан уплачивать страховые взносы за себя в фиксированных размерах по двум основаниям. За главу крестьянского (фермерского) хозяйства, являющегося индивидуальным предпринимателем, следует уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах: 26 545 рублей за расчетный период 2018 года на обязательное пенсионное страхование и 5840 рублей за расчетный период 2018 года на обязательное медицинское страхование.

Обоснование позиции:
Индивидуальные предприниматели (в том числе главы крестьянских (фермерских) хозяйств - НК РФ) признаются плательщиками страховых взносов ( НК РФ).
Следует отметить, что крестьянское (фермерское) хозяйство может существовать в двух формах, отличных друг от друга по своему правовому статусу: в качестве образований, не обладающих статусом юридического лица ( ГК РФ), или в качестве юридических лиц ( ГК РФ).
Крестьянское (фермерское) хозяйство без образования юридического лица подлежит обязательной государственной регистрации путем регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданина, определенного в соглашении в качестве главы фермерского хозяйства, либо гражданина, создающего такое хозяйство единолично ( ГК РФ, Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", смотрите также следующий материал: . Государственная регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства).
При этом независимо от того, в какой форме зарегистрировано крестьянское (фермерское) хозяйство - как юридическое лицо либо без образования юридического лица, его глава признается плательщиком страховых взносов (смотрите также КС РФ от 24.06.2014 N 1551-О).
Индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за себя в размерах, которые определяются в порядке, предусмотренном НК РФ.
Главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства в размерах, которые определяются в порядке, предусмотренном НК РФ.
Соответственно, главы крестьянских (фермерских) хозяйств хоть и приравниваются для целей НК РФ к индивидуальными предпринимателем ( НК РФ), но положениями НК РФ для них установлен отдельный порядок определения размера страховых взносов.
Крестьянское (фермерское) хозяйство без образования юридического лица подлежит обязательной государственной регистрации путем регистрации в качестве индивидуального предпринимателя его главы. В этой связи мы полагаем, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, не обязан уплачивать страховые взносы за себя в фиксированных размерах по двум основаниям.
Встречаются примеры судебных споров, в которых контролирующие органы исходили из того, что физическое лицо, зарегистрированное одновременно в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства и в качестве индивидуального предпринимателя, обязано уплачивать страховые взносы в виде фиксированных платежей по каждому из указанных оснований.
Например, в определении ВС РФ от 01.07.2016 N 309-КГ16-6659, АС Уральского округа от 18.02.2016 N Ф09-12022/15 по делу N А76-32547/2014, от 08.07.2015 N по делу N А76-25022/2014 такой подход поддержки не нашел.
Вместе с тем в ФАС Северо-Кавказского округа от 20.06.2014 N Ф08-3698/14 по делу N А53-15654/2013 судьи исходили из того, что уплата главой крестьянского (фермерского) хозяйства страховых взносов за себя как за индивидуального предпринимателя не является основанием для освобождения его от уплаты страховых взносов за него как за члена крестьянского (фермерского) хозяйства.
При этом судьи сослались, в частности, на Президиума ВАС РФ от 02.07.2013 N 58/13, согласно которому уплата страховых взносов главой крестьянского (фермерского) хозяйства за члена такого хозяйства и этим же членом крестьянского (фермерского) хозяйства как индивидуальным предпринимателем осуществляется из различных источников (не возникает двойного обложения страховыми взносами).
Подобную логику применили и судьи в АС Московского округа от 01.10.2015 N Ф05-13001/15 по делу N А41-56940/2014: уплата страховых взносов главой крестьянского (фермерского) хозяйства и этим же главой крестьянского (фермерского) хозяйства как индивидуальным предпринимателем осуществляется из различных источников.
Между тем необходимо отметить, что в упомянутом постановлении Президиума ВАС РФ спор касался уплаты страховых взносов главой крестьянского (фермерского) хозяйства не за себя, а за другого члена крестьянского (фермерского) хозяйства, который и был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
Кроме того, выводы, представленные в упомянутых постановлениях судов Северо-Кавказского и Московского округов, касаются крестьянских (фермерских) хозяйств, зарегистрированных в качестве юридических лиц.
В рассматриваемой же ситуации крестьянское (фермерское) хозяйство не является юридическим лицом. В таком случае, на наш взгляд, уплата главой крестьянского (фермерского) хозяйства страховых взносов в фиксированном размере за себя как за члена крестьянского (фермерского) хозяйства и за себя как за индивидуального предпринимателя будет осуществляться из одного источника, соответственно, должна быть осуществлена только один раз.
Таким образом, считаем, что в рассматриваемой ситуации за главу крестьянского (фермерского) хозяйства, являющегося индивидуальным предпринимателем, следует уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах: 26 545 рублей за расчетный период 2018 года на обязательное пенсионное страхование и 5840 рублей за расчетный период 2018 года на обязательное медицинское страхование.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арыков Степан

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

04 Февраля 2019, 23:21 , вопрос №2248764 Екатерина , г. Москва

600 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Ответы юристов (2 )

Если вопросы остались - буду рада ответить!

С уважением, Алина Пучко.

получен
гонорар 50%

Здравствуйте Екатерина.

Как провести такую реорганизацию? Какой это будет вид реорганизации? Возможно ли разделение? или лучше это сделать каким либо другим способом? Екатерина

КФХ путем реорганизации, можно перевести путем разделение на два юридических лица (ООО) или путем преобразования в одно ООО, но никак не на ИП.

При разделении на два ООО, потом можно одно из ООО перевести на ИП, это трудоемкий процесс но что сделаешь, так проще.

И так, для реорганизации Нужно принимать решение о реорганизации КФХ путем разделения или же путем преобразование как выше указал и уведомить ИФНС (форму можете скачать по ссылке:http://www.consultant.ru/docum...)согласно

Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Статья

13.1. Уведомление о реорганизации юридического лица

1. Юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации . В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.

ОБОСНОВАНИЕ:

В соответствии с п.3 статьи 23 Закона № 74-ФЗ3.

Крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 года N 348-I «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2021 года .

Согласно статье 57

1. Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом (статья 59 Гражданского кодекса).

Нормы Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» не содержат запрета на создание общества в результате реорганизации крестьянского фермерского хозяйства.

Таким образом Вы вправе в соответствии с Законом КФХ перевести на ООО обратившись в налоговой орган с перечьнем документов согласно Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ

Статья 14. Документы, представляемые при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации

1. При государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме , утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти…

б) учредительный документ юридического лица, за исключением случая, если юридическое лицо будет действовать на основании типового устава, предусмотренного подпунктом «е» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона;

г) договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;

д) передаточный акт или разделительный баланс;
е) документ об уплате государственной пошлины ;
ж) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования») и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»

Крестьянские (фермерские) хозяйства

Крестьянские (фермерские) хозяйства занимают особое место в системе организационно-правовых форм ведения предпринимательской деятельности.

Конституционной основой организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств служат ст. 8, 9, 34, 36 Конституции РФ. Кроме этого, их деятельность регламентируется ЗК РФ, ГК РФ, Федеральным законом от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.

Закон определяет, что фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К его деятельности применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

В то же время ст. 86.1 ГК РФ устанавливает, что граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, вправе создать юридическое лицо - крестьянское (фермерское) хозяйство.

Крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном уча- стии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов.

Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему на праве собственности. Гражданин может быть членом только одного крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица.

При обращении взыскания кредиторов крестьянского (фермерского) хозяйства на земельный участок, находящийся в собственности хозяйства, земельный участок подлежит продаже с публичных торгов в пользу лица, которое в соответствии с законом вправе продолжать использование земельного участка по целевому назначению.

Члены крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, несут по обязательствам крестьянского (фермерского) хозяйства субсидиарную ответственность.

Особенности правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, определяются законом.

В связи с этим положения ст. 86.1 ГК РФ необходимо учесть в Федеральном законе «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Однако до сегодняшнего дня этого не сделано.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления содействуют созданию фермерских хозяйств и осуществлению ими своей деятельности, оказывают поддержку фермерским хозяйствам, в том числе посредством формирования экономической и социальной инфраструктур для обеспечения доступа им к финансовым и иным ресурсам. Вмешательство данных органов в хозяйственную и иную деятельность фермерского хозяйства не допускается, за исключением установленных случаев.

Право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства.

Членами фермерского хозяйства могут быть:

  • 1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста 16 лет;
  • 2) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пяти человек.

Граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение. В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется. К соглашению прилагаются копии документов, подтверждающих родство граждан, изъявивших желание создать фермерское хозяйство. Оно подписывается всеми членами фермерского хозяйства. Изменения, касающиеся состава фермерского хозяйства, должны быть внесены в соглашение.

Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации.

Важно знать!

В состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество.

Плоды, продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством в результате использования его имущества, являются общим имуществом членов фермерского хозяйства.

Определено, что имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное. Доли членов фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между ними.

Члены фермерского хозяйства сообща владеют, пользуются и распоряжаются имуществом фермерского хозяйства в соответствии с порядком, определенным соглашением. По сделкам, совершенным главой фермерского хозяйства в интересах фермерского хозяйства, оно отвечает своим имуществом.

В Законе определены правовые последствия выхода членов из фермерского хозяйства. Установлено, что при выходе из фермерского хозяйства одного из его членов земельный участок и средства производства фермерского хозяйства разделу не подлежат.

В то же время гражданин в случае выхода его из фермерского хозяйства имеет право на денежную компенсацию, соразмерную его доле в праве общей собственности на имущество фермерского хозяйства. Срок выплаты денежной компенсации определяется но взаимному согласию между членами фермерского хозяйства или в случае, если взаимное согласие нс достигнуто, в судебном порядке и не может превышать год с момента подачи членом фермерского хозяйства заявления о выходе из фермерского хозяйства.

Гражданин, вышедший из фермерского хозяйства, в течение двух лет после выхода из него несет субсидиарную ответственность в пределах стоимости своей доли в имуществе фермерского хозяйства по обязательствам, возникшим в результате деятельности фермерского хозяйства до момента выхода его из фермерского хозяйства.

При прекращении фермерского хозяйства в связи с выходом из него всех его членов имущество фермерского хозяйства подлежит разделу между членами фермерского хозяйства.

Наследование имущества фермерского хозяйства осуществляется в соответствии с ГК РФ.

Для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления его деятельности, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий. Порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается ЗК РФ. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для осуществления фермерским хозяйством его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, устанавливаются законами субъектов РФ.

Гражданин, являющийся участником общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, имеет право требовать выдела земельного участка в счет земельной доли, возникшей при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, расширения такой деятельности.

В фермерское хозяйство могут приниматься новые члены. Их прием осуществляется по взаимному согласию членов фермерского хозяйства на основании заявления гражданина в письменной форме. Членство в фермерском хозяйстве прекращается при выходе из членов фермерского хозяйства или в случае смерти члена фермерского хозяйства. Выход осуществляется но его заявлению в письменной форме.

Члены фермерского хозяйства устанавливают по взаимному согласию внутренний распорядок фермерского хозяйства, права и обязанности с учетом квалификации и хозяйственной необходимости, а также ответственность за неисполнение установленных обязанностей.

Каждый член фермерского хозяйства имеет право на часть доходов, полученных от деятельности фермерского хозяйства в денежной и (или) натуральной форме, плодов, продукции (личный доход каждого члена фермерского хозяйства). Размер и форма выплаты каждому члену фермерского хозяйства личного дохода определяются по соглашению между членами фермерского хозяйства.

Главой фермерского хозяйства по взаимному согласию признается один из его членов. В случае, если фермерское хозяйство создано одним гражданином, он является его главой. Он должен действовать в интересах представляемого им фермерского хозяйства добросовестно и разумно и не вправе совершать действия, ущемляющие права и законные интересы фермерского хозяйства и его членов. Глава фермерского хозяйства: организует деятельность фермерского хозяйства; без доверенности действует от имени фермерского хозяйства, в том числе представляет его интересы и совершает сделки; выдает доверенности; осуществляет прием на работу в фермерское хозяйство работников и их увольнение; организует ведение учета и отчетности фермерского хозяйства; осуществляет иные определяемые соглашением между членами фермерского хозяйства полномочия.

В случае невозможности исполнения главой фермерского хозяйства своих обязанностей более чем шесть месяцев или его смерти либо добровольного отказа главы фермерского хозяйства от своих полномочий члены фермерского хозяйства признают но взаимному согласию главой фермерского хозяйства другого члена.

Основными видами деятельности фермерского хозяйства являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства. Члены фермерского хозяйства самостоятельно определяют виды деятельности, объем производства сельскохозяйственной продукции исходя из собственных интересов.

Важно знать!

Перевозками, осуществляемыми автомобильным транспортом фермерского хозяйства для собственных нужд, считаются перевозки: сырья, кормов; произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции; сельскохозяйственной техники и запасных частей к ней; семян; удобрений; горюче-смазочных материалов; иных используемых для обеспечения нужд фермерского хозяйства грузов.

Фермерские хозяйства в целях координации своей предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов могут но договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов фермерских хозяйств, а также могут быть учредителями, участниками, членами коммерческих и некоммерческих организаций.

Установлены случаи прекращения существования фермерского хозяйства:

  • а) в случае единогласного решения членов фермерского хозяйства о прекращении фермерского хозяйства;
  • б) в случае, если не осталось ни одного из членов фермерского хозяйства или их наследников, желающих продолжить деятельность фермерского хозяйства;
  • в) в случае несостоятельности (банкротства) фермерского хозяйства;
  • г) в случае создания на базе имущества фермерского хозяйства производственного кооператива или хозяйственного товарищества;
  • д) на основании решения суда.

Споры, возникшие в связи с прекращением фермерского хозяйства, разрешаются в судебном порядке. Прекращение фермерского хозяйства осуществляется по правилам ГК РФ.

К Варианту 1.

Приложение 2

Поправка № 2 в ГК РФ

(Новый раздел: § 3.1. Крестьянское (фермерское) хозяйство – юридическое лицо)

§ 3.1. Крестьянское (фермерское) хозяйство – юридическое лицо

Статья 112.1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства – юридическое лицо

1. Крестьянским (фермерским) хозяйством ЮЛ признается малое семейное сельскохозяйственное предприятие, создаваемое гражданами на основе членства и состоящее из членов одной семьи или близких родственников (супруги, их родители, дети, внуки, братья, сестры, бабушки и дедушки каждого из супругов, - но не более чем из трех семей), осуществляющих совместную хозяйственную деятельность по производству сельскохозяйственной продукции, ее переработке, хранению, транспортировке и реализации, на основе личного участия и объединения имущественных вкладов - имущества крестьянского (фермерского) хозяйства.

Крестьянское (фермерское) хозяйство ЮЛ (сокр. КФХ ЮЛ) является коммерческой организацией .

6. Прием новых членов осуществляется только по взаимному согласию (единогласному решению) всех членов данного хозяйства.

Статья 112.4. Управление в крестьянском (фермерском) хозяйстве ЮЛ

1. Высшим органом крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ является общее собрание его членов.

Единоличным исполнительным органом крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ является его глава. Он осуществляет текущее руководство деятельностью данного хозяйства и подотчетен общему собранию членов.

2. Порядок управления крестьянским (фермерским) хозяйством ЮЛ и порядок принятия решений определяется законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве и уставом данного хозяйства.

3. К исключительной компетенции общего собрания членов крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ относится:

1) изменение устава,

2) прием и исключение, прекращение полномочий членов,

3) принятие единогласного решения о прекращении полномочий главы крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ и о признании новым главой другого члена данного хозяйства в порядке, установленном законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве;


4) утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов хозяйства и распределение его прибыли и убытков;

5) решение о реорганизации и ликвидации крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ.

Статья 112.5. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ

1. Главой крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ признается по взаимному согласию один из его членов. Главой крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ не может быть лицо, не являющееся членом данного хозяйства.

2. Руководящие и представительские функции главы крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ не могут делегироваться третьему лицу, не являющемуся членом данного хозяйства.

3. В случае если крестьянское (фермерское) хозяйство ЮЛ создано одним гражданином, он является главой этого хозяйства.

4. Права и обязанности главы крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ определяются законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве и уставом данного хозяйства.

Статья 112.6. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ, вклады в имущество и уставный капитал крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ

1. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ, созданное за счет вкладов его членов, а также произведенное и приобретенное этим хозяйством в процессе его деятельности, принадлежит крестьянскому (фермерскому) хозяйству ЮЛ на праве собственности.

2. Вкладом в имущество крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ могут быть: земельный участок, хозяйственные, жилые и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь, денежные средства и иное имущество, необходимое для осуществления деятельности хозяйства, а также плоды, продукция и доходы, полученные этим хозяйством в результате хозяйственной деятельности.

3. Уставный капитал крестьянского (фермерского) хозяйства составляется из стоимости вкладов его участников.

Уставный капитал определяет минимальный размер имущества крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ, гарантирующего интересы его кредиторов.

Минимальный размер уставного капитала крестьянского (фермерского) хозяйства устанавливается законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

4. Уставный капитал крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ должен быть на момент регистрации хозяйства оплачен его членами не менее чем наполовину. Оставшаяся неоплаченной часть уставного капитала крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ подлежит оплате его членами в течение первого года деятельности хозяйства.

5. Уменьшение уставного капитала крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ допускается после уведомления всех его кредиторов.

6. Увеличение уставного капитала крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ допускается после внесения всеми его участниками вкладов в полном объеме.

Порядок формирования уставного капитала крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ, перечень включаемых объектов устанавливается членами этого хозяйства по взаимному согласию.

Статья 112.7. Реорганизация и ликвидация крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ

1. Крестьянское (фермерское) хозяйство ЮЛ может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по единогласному решению его членов.

Иные основания реорганизации и ликвидации крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ, а также порядок его реорганизации и ликвидации определяются настоящим Кодексом и другими законами.

2. Крестьянское (фермерское) хозяйство ЮЛ вправе преобразоваться в хозяйственное общество, товарищество или в производственный кооператив.

Статья 112.8. Переход доли в уставном капитале крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ к другому лицу

1. Член крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ вправе продать, подарить или иным образом уступить свою долю в уставном капитале или ее часть одному или нескольким членам данного хозяйства.

2. Отчуждение членом крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ своей доли (ее части) третьим лицам не допускается.

3. Крестьянское (фермерское) хозяйство ЮЛ обязано выплачивать наследникам (правопреемникам) своего члена действительную стоимость доли или выдать им в натуре имущество на такую же стоимость, в порядке и на условиях, предусмотренных законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве и уставом данного хозяйства.

Статья 112.9. Выход членов крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ из хозяйства

1. Члены крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ вправе добровольно выйти из хозяйства.

2. Раздел имущества крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ и выдача его части в натуре допускается только при условии, что это не разрушает целостность функционирующего производственно-хозяйственного комплекса хозяйства.

3. Раздел земельного участка крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ при выходе из него члена (членов) допускается при соблюдении требований пункта 2 настоящей статьи и при условии соблюдения требований, установленных Земельным кодексом Российской Федерации.

4. Члены крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ в случае выхода имеют право на получение денежной компенсации, соразмерной их доле в имуществе (уставном капитале) хозяйства.

Сроки и условия выплаты денежной компенсации при выходе члены крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ устанавливают по взаимному согласию.

5. Условия выхода и выплаты выходящим членам стоимости их доли в уставном капитале, а также в составе приобретенного и произведенного имущества крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ, предусматриваются уставом данного хозяйства.

Статья 112.10. Ответственность крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ

1. Крестьянское (фермерское) хозяйство ЮЛ несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Крестьянское (фермерское) хозяйство ЮЛ не отвечает по обязательствам своих членов.

2. Члены крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью своего хозяйства, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Участники крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по обязательствам хозяйства в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из членов.

Крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ) – организационно-правовая форма ведения предпринимательской деятельности в сфере сельского хозяйства. Правовой основой функционирования первых таких предприятий в современной России стал Закон РСФСР «О КФХ» №348-1 от 22.11.90 (утратил силу). На основании п. 3 заключительных положений 74-ФЗ, созданные согласно закону РСФСР хозяйства не обязаны приводить учредительные документы в соответствие с новым законодательством вплоть до 2021 года.

Профильным нормативным актом в рассматриваемой сфере выступает 74-ФЗ «О КФХ» от 11.06.03. Согласно ст. 1 упомянутого закона, КФХ представляет собой объединение граждан, связанных семейными узами . Установлено, что его члены совместно владеют активами и занимаются производством, хранением, переработкой и реализацией с/х продукции. Приведенное определение нужно воспринимать критично:

  • понятие «гражданин» подлежит расширенному трактованию, хозяйства могут создавать и иностранцы;
  • условие о наличии семейных уз весьма условно, члены КФХ могут состоять в достаточно далеком родстве и принадлежать к трем разным семьям, при этом пятеро из них могут не доказывать свое родство вовсе (ст. 3 74-ФЗ);
  • признается возможность реализации не только перечисленных, но и других видов деятельности при условии, что они непосредственно связаны с сельским хозяйством.

Особенности правовой регламентации согласно 74-ФЗ

  • Работа без создания юр. лица (п. 3 ст. 1).
  • Применение к КФХ предписаний ГК РФ, регламентирующих деятельность коммерческих структур.
  • Хозяйство может быть создано одним человеком, признающимся его главой.
  • Хотя его деятельность связана с с/х, оно по умолчанию не признается сельскохозяйственным товаропроизводителем, но может обрести такой статус.
  • Для целей взаимодействия с кредитными учреждениями и госструктурами к КФХ применимо законодательство о малом предпринимательстве (п. 1 ст. 2).
  • Взаимные права и обязанности участников регламентируются соглашением о создании КФХ.

Требования к организационной форме

Ныне действующим законодательством оговорено, что возможно два варианта:

  • КФХ осуществляет деятельность как юридическое лицо (ст. 86.1 ГК);
  • оно может не быть юр. лицом (п. 5 ст. 23 ГК).

Многочисленные законодательные изменения вынесли некоторую путаницу в вопрос допустимой организационной формы фермерских хозяйств. Рассмотрим вопрос в хронологическом аспекте:

  • с 90-х до 2003 года все КФХ – юр. лица;
  • с 2003 по 2013 все вновь созданные предприятия не имеют статуса юр. лица;
  • с 2013 года вновь созданные организации могут быть или не быть юр. лицами – выбор организационной формы находится в компетенции основателей;
  • до 2021 года просуществуют КФХ с учредительной документацией, соответствующей законодательству 90-х годов.

Человек, хозяйствующий на земле единолично, стоит перед выбором. Он вправе:

  • встать на учет в ИФНС по месту регистрации как ИП;
  • создать и возглавить хозяйство – юридическое лицо, в котором будет одновременно руководителем и единственным работником.

Если КФХ лишено статуса юр. лица, а его руководитель является ИП, возникают дополнительные сложности. В единой структуре предприятия параллельно существуют два субъекта хозяйствования, созданных без образования юридического лица:

  • фермерское хозяйство;
  • его глава.

Между ними устанавливаются гражданские правоотношения. Хозяйство имеет фирменное наименование, расчетные счета, печать, несет ответственность, самостоятельно выступает истцом и ответчиком в судопроизводстве. Оно осуществляет производственную деятельность. Его глава, будучи ИП, вступает в хозяйственные правоотношения от имени и в интересах предприятия.

Все нюансы регистрации данного объединения рассмотрены на следующем видео:

Регламентация по Гражданскому кодексу

Долгое время статус таких объединений регламентировался только 74-ФЗ. ГК РФ лишь признавал за гражданами право вести производственную деятельность в области с/х на основании соглашения о создании КФХ без создания юридического лица,.

30.12.12 был принят 302-Ф3, дополнивший §2 «Коммерческие корпоративные организации» главы 4 «Юрлица» новым разделом 3.1. «КФХ». Он содержит всего одну одноименную статью – 86.1. Однако ею внесены принципиальные изменения в регламентацию положения хозяйств. Начиная с 2013 года, отечественные фермеры сами решают: нужно им создавать юридическое лицо или нет .

Согласно дефиниции ст. 86.1 ГК, КФХ — это добровольное объединение граждан для хозяйственной деятельности в с/х сфере. Оно зиждется на принципах:

  • добровольного членства;
  • обязательного трудового участия в деятельности;
  • объединения имущественных вкладов.

Примечательно следующее:

  • Хозяйство названо «добровольным объединением». В других случаях эта характеристика применяется законодателем исключительно в отношении некоммерческих организаций. Однако структурное отнесение ст. 86.1. к §2 ГК исключает сомнения касательно его коммерческой природы.
  • Его члены являются одновременно его учредителями и работниками. Это создает для них дополнительные права в отношении участия в управлении (общие сборы – основной руководящий орган) и накладывает специфические обязательства в виде субсидиарной ответственности по долгам.
  • ГК не упоминает о родственных связях. Существует парадокс: члены хозяйства без статуса юр. лица должны быть родственниками, а члены КФХ-организации – нет.

Правовой режим активов

Режим имущества объединения без статуса юр. лица регламентирован 74-ФЗ. Имущество такого субъекта хозяйствования принадлежит его членам (п. 3 ст. 6). Нужно учесть, что данное предприятие не владеет общегражданской правосубъектностью. Оно является не самостоятельным субъектом права, а лишь объединением нескольких субъектов. Поэтому право собственности на активы (земельный участок, мелиоративные системы, хозяйственные сооружения, скот, оборудование, транспорт, инвентарь и т. п.) не может принадлежать хозяйству даже теоретически.

По общему правилу имущество КФХ принадлежит его участникам на праве общей совместной собственности.

В случае раздела имущества такие доли признаются номинально равными (ст. 244, 253 ГК). Примечательно, что названный режим по умолчанию применяется только к общенажитому имуществу супругов и считается неприменимым для коммерческой деятельности.

В соглашении о создании хозяйства его участники могут предусмотреть применение к активам предприятия режима общей долевой собственности. Никаких других вариантов не предусмотрено. Поскольку это объединение самостоятельных субъектов, к его имуществу применим исключительно режим общей (совместной или долевой – на выбор учредителей) собственности.

Сложность разрешения имущественных споров между участниками определяется тем, что в деятельности сосуществуют активы с разным правовым режимом, например:

  • общее имущество членов;
  • общенажитое имущество супругов, один или оба из которых – участники КФХ;
  • личное имущество членов.

В деле о разводе членов хозяйства исковое требование о разделении общенажитого имущества подлежит выделению в отдельное судопроизводство. К его слушанию в качестве третьих лиц без самостоятельных требований привлекаются все другие участники, поскольку вердикт суда затронет их интересы.

В случае юридического лица, оно наделено обычной общегражданской правосубъектностью. Согласно п. 2 ст. 86.1 ГК, имущество КФХ принадлежит ему на праве собственности. Примечательно, что ГК не определил минимальный уставный капитал, как это сделано в отношении АО или . Вместе с тем, будучи производственным предприятием, оно может успешно работать только при условии создания значимой материально-технической базы.

Плюсы и минусы

Выбор такой организационно-правовой формы обусловлен возможностью участия в федеральных и муниципальных госпрограммах под­держ­ки, суб­си­ди­ро­ва­ния и развития фермерства. Ими среди прочего может быть оговорен льготный порядок предоставления земли. По умолчанию (ст. 39.18 Земельного кодекса РФ) он таковым не является.

КФХ принципиально не подходит инвесторам, которые не видят себя сотрудниками с/х предприятия. Эта организационная форма предполагает обязательное личное участие в работе своего детища. Согласно п. 3 ст. 86.2 ГК, человек может быть членом только одного хозяйства со статусом юридического лица. Таким образом, лицам, заинтересованным в управлении субъектов хозяйствования через наемного управляющего, следует создавать ООО или АО.

Объедение со статусом юр. лица схоже с любыми другими коммерческими структурами. Преимуществом его создания является отсутствие минимального учредительного капитала. Однако эта медаль имеет и обратную сторону. Его учредители несут по долгам субсидиарную ответственность (п. 4 ст. 86.2 ГК). Если имущества предприятия не хватает для удовлетворения требований кредиторов, возможно взыскание личного имущества в недостающей части.

КФХ без статуса юр. лица — весьма проблемная форма ведения бизнеса. Таким структурам недоступны некоторые масштабные виды деятельности, например – племенное животноводство.

Сложны отношения хозяйства и его руководителя – ИП. В случае нетрудоспособности, старости или смерти главы возникает проблема правопреемства. Если ИП умер, то предприятие придется закрыть, а потом заново регистрировать на другого человека.

Объедение без статуса юр. лица может управляться только авторитарно при условии, что все другие члены всецело доверяют и полагаются на главу. 74-ФЗ предписывает последнему действовать добросовестно и разумно, не ущемляя интересы предприятия и его членов (ст. 16). Очевидно, что эта расплывчатая формулировка не поможет в разрешении споров.

Как ИП глава хозяйства отвечает по предпринимательским долгам всем личным имуществом.

Права и обязанности

КФХ вправе:

  • самостоятельно хозяйствовать на земле;
  • реализовывать право собственности на посевы, посадки с/х культур, произведенную продукцию (касается предприятий, имеющих статус юр. лица);
  • с разрешения властей возводить хозяйственные постройки;
  • использовать для собственных нужд общераспространенные полезные ископаемые (торф) и водные ресурсы;
  • проводить мелиоративные работы, создавать искусственные водоемы;
  • в случае изъятия земельного участка получить компенсацию расходов на повышение плодородия;
  • требовать установления/прекращения земельного сервитута;
  • передавать участок или его часть в аренду.

Оно обязано:

  • обеспечить целевое использование земель;
  • осуществлять мероприятия по их охране;
  • вносить плату за землю;
  • не посягать на права других землевладельцев, арендаторов;
  • своевременно рассчитываться с бюджетами всех уровней и коммерческими контрагентами.

Налоги и отчетность

Выбор системы бухучета, отчетности и налогообложения зависит от базовых факторов:

  • наличие/отсутствие статуса юридического лица;
  • наличие/отсутствие наемного персонала, не являющегося членами КФХ.

С зарплаты наемных сотрудников налоги и взносы во внебюджетные фонды уплачиваются так же, как и в отношении других нанимателей. Главы хозяйств платят фиксированную сумму взносов в ПФР за себя и участников.

Выбор системы налогообложения достаточно широк. Позволительно применение:

  • обычной традиционной схемы (ОСНО);
  • одного из вариантов ;

Последний вариант наиболее выгодный, а потому часто используемый. Предполагает применение ставки 6% от доходов, сокращенных на величину расходов.

Вновь зарегистрированное предприятие обязано уведомить территориальную инспекцию ФНС о выборе ЕСХН или УСН на протяжении 30 суток с даты постановки на учет (п. 2 ст. 346.3 Налогового кодекса). Это важно, поскольку по умолчанию применяется . Если 30-дневный срок пропущен, изменить схему уплаты налогов можно только перед началом нового налогового периода.

Учет доходов/расходов на ЕСХН ведется кассовым методом. Налоговый учет ведется на основании сведений бухучета.

Отчетность КФХ на ЕСХН при отсутствии наемного персонала включает:

  • подачу декларации по ЕСХН в ИФНС до 31.03 года, следующего за отчетным;
  • ведение в бумажном или электронном виде (до 2013 года она прошивалась в ИФНС, сегодня проверяется только при налоговых проверках);
  • подачу отчета формы РСВ-2 в территориальное отделение ПФР до 01.03 года, следующего за отчетным.

Оплата налогов и взносов:

  • не позднее 25 суток по окончании каждого полугодия отчисляется платеж по ЕСХН;
  • уплата с дохода до 300 тыс. руб. в 2016 году производится до 31.12.16 г.

Взносы по желанию могут уплачиваться ежемесячно или ежеквартально. Уплата взносов при годовом доходе более 300 тыс. руб. производится не позднее 01.04.17.

Читайте также: