Конспект и презентация к уроку биологии "Тканевая совместимость и переливание крови" - Мазанько Е.И. Презентация на тему "тканевая совместимость и переливание крови" Ребята, как вы думаете, что сделал не так Дени

Урок по биологии

8 класс

Цель урока: Формировать понятие о группах крови человека и причинах групповых различий; резус-факторе; выявить значение переливания крови как важного достижения современной медицины; развивать умение делать выводы и обобщения; продолжить формирование навыков воспитания о заботе по сохранению своего здоровья; воспитывать гуманное отношения к людям, помогать нуждающимся в донорской крови.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Урок по биологии
тема «Тканевая совместимость и переливание крови»

8 класс

Цель урока : Формировать понятие о группах крови человека и причинах групповых различий; резус-факторе; выявить значение переливания крови как важного достижения современной медицины; развивать умение делать выводы и обобщения; продолжить формирование навыков воспитания о заботе по сохранению своего здоровья; воспитывать гуманное отношения к людям, помогать нуждающимся в донорской крови.

Оборудование : Презентация по теме «Группы крови», мультимедийный проектор; экран; таблица «Кровь», пробирка с кровью

I.Организационный момент

(Слайд 1)

Называется тема урока;

Ставится цель урока;

Ученики записывают в тетрадях тему урока.

II. Актуализация знаний

Ученики вспоминают общую характеристику крови, как разновидности соединительной ткани. (Слайд 2)

(Кровь - вид соединительной ткани, или, образно говоря, „жидкая ткань“. Она составляет около 7 процентов от массы тела. У взрослого мужчины объём крови равен приблизительно 5,9 литра, у женщины - 3,9 литра.

Анализ крови - один из наиболее распространённых методов медицинской диагностики. Всего лишь несколько капель крови позволяют получить важную информацию о состоянии организма.)

Из каких компонентов состоит кровь? (слайд 3)

Определите, какие клетки крови изображены на фотографиях, дайте им характеристику? (Слайд 4)

Какие функции выполняет кровь? (Слайд 5)

питательная -за счет транспорта растворенных питательных веществ от пищеварительного тракта к тканям, местам резервных запасов и от них;

дыхательная - путем транспорта газов (кислорода и углекислого газа) от дыхательных органов к тканям и в обратном направлении;

транспорт конечных продуктов метаболизма из тканей к органам выделения;

терморегуляторная - перераспределение тепла между органами, регуляцию теплоотдачи через кожу;

гомеостатическая - поддержание постоянства внутренней среды организма, пригодной для клеток в отношении ионного состава, концентрации водородных ионов и др.

защитная - обеспечение клеточного и гуморального иммунитета, свертывания крови;

Почему кровь называют “рекой жизни”? (слайд 6)

III. Изучение новой темы: “Группы крови”

История переливания крови

1492 г. – Римский папа Иннокентий VIII пытался вернуть себе молодость с помощью вливания крови, взятой от десятилетних мальчиков. Мальчики погибли от кровопотери, а вслед за ними скончался и сам папа. (слайд 7)

1667 - Жан Дени Профессор из Монпелье, переливает кровь ягненка душевнобольному. Вскоре переливание крови во Франции было запрещено на 150 лет (слайд 8)

1819 - Бландем Остались воспоминания одной из первых пациенток, потерявшей много крови при родах и получившей затем четверть литра донорской крови. По её словам, она ощутила, „будто сама жизнь проникает в её организм“. (слайд 9)

Проблемная задача

Таким образом, из приведенных примеров из истории переливания крови – переливание крови пытались применить издавна, но иногда оно сопровождалось успехом, а иногда приводило к гибели тех, кому переливали кровь.

Постановка проблемного вопроса: Как это объяснить?

1901 – Пауль Эрлих и Карл Ландштейнер Почему в одних случаях чужая кровь отлично «приживается» в организме нового «хозяина» и спасает ему жизнь, а в других разрушается и вызывает тяжелую, подчас смертельную реакцию? На эти вопросы в начале XX в. дали ответ немецкий ученый П.Эрлих и его ученик- австриец К. Ландштейнер, открыв три группы крови, а затем чешский ученый Я. Янский открыл еще и IV группу крови.

Таким образом, все население земного шара имеет 4 разные группы крови.

(слайд 10)

На чем основаны групповые различия ? (слайд 11)

Ответить на этот вопрос помогла наука генетика. Наследственными могут быть не только морфологические признаки – цвет волос, глаз, особенности строения, но по наследству могут передаваться и некоторые биохимические признаки – белки, встречающиеся в эритроцитах и плазме крови. Набор этих белков каждого человека строго постоянен, он определяет тканевую совместимость! У разных людей эти наборы неодинаковы. Определяют группы крови по особым стандартным сывороткам, получаемым заранее из крови людей, у которых уже установлена группа крови. Определяют группы крови по особым стандартным сывороткам, получаемым заранее из крови людей, у которых уже установлена группа крови. Распределение групп крови системы АВО в России:

Группа О(I) – 35 %;

Группа А(II) – 35-40 %;

Группа В(III) – 15-20 %;

Группа АВ(IV) – 5-10 %.

Объяснения какая кровь относится к каждой группе.

I группа крови К I (0) группе относится кровь, эритроциты которой не склеиваются в плазме или сыворотке других групп. Поэтому кровь I группы можно переливать всем людям. (слайд 12)

II группа крови Ко II (А) группе относится кровь, эритроциты которой склеиваются и разрушаются в плазме или сыворотке крови I и III групп. Кровь этой группы совместима с кровью II и IV групп, ее можно переливать только людям с этими группами крови. (слайд 13)

III группа крови К III (В) группе относится кровь, эритроциты которой склеиваются и разрушаются в плазме или сыворотке крови I и II групп, но совместимы с эритроцитами III и IV групп. Кровь этой группы можно переливать людям с кровью III и IV групп (слайд 14)

IV группа крови К IV (АВ) группе относится кровь, эритроциты которой склеиваются в плазме или сыворотке всех других групп. Кровь этой группы можно переливать только людям, имеющим ту же, IV, группу крови.

(слайд 15)

Агглютинация – процесс свертывания (склеивания) эритроцитов.

Люди одной и той же группы крови имеют сходный белковый состав, поэтому их кровь совместима.

Соответственно таблице укажите, какую кровь, какой группы, куда можно вливать. (слайд 16)

Задание ученикам, работав тетрадях на печатной основе №77 самостоятельно.

Даются понятия:

1 . Универсальный донор

2. Универсальный реципиент

Рассказ учителя в качестве дополнительного материала о встречаемости групп крови у разных народов, населяющих нашу планету. (слайд 17)

Националь-

ность

Частота встречаемости в %

0(I)

A(II)

B(III)

AB(IV)

Русские

Литовцы

Грузины

Калмыки

Немцы

33–44

40–48

8–17

3–7

Англичане

45–53

30–43

8–12

2–4

Американские
индейцы

99–100

0,1–0,5

Австралийские

аборигены

47–63

32–48

0–10

0–3

Африканские
бушмены

Задание ученикам:

1 вариант : найти ответ на вопрос – На что указывает высокая распространенность первой группы крови у американских индейцев?

2 вариант : найти ответ на вопрос - Чем объяснить тот факт, что подавляющее большинство людей имеют первую (40-45 %) и вторую (35-40 %) группы крови по сравнению с третьей (4-11 %) и четвертой (0-2 %)?

Rh – понятие о резус-факторе: (слайд 18)

За последнее время открыто много других факторов крови, из которых наибольшее практическое значение имеет так называемый Rh (резус-фактор). Он впервые был обнаружен в крови обезьяны – макаки - резус. Примерно у 85% людей в эритроцитах содержат белок – резус-фактор, а 15% населения его не имеют. На качестве крови его отсутствие не отражается, но его надо учитывать при переливании крови и при беременности. Rh “-” – людям следует переливать только в RH “-” кровь, т.к. при попадании в кровь Rh “+” белка (антигена) на него начинают вырабатываться антитела. У новорожденных, если мать Rh “-” , а плод развивается Rh “+” – мать вырабатывает антитела и ребенок рождается с гемолитической болезнью (апельсиновый цвет кожи).

(слайд 19) Rh – резус-фактор, открытый тем же Карлом Ландштейнером совместно с исследователем Винером в 1937–1940 гг. За оба открытия Ландштейнеру дважды присуждалась Нобелевская премия.

Какое значение имеют группы крови? (слайд 20)

Если бы ум человека не проник в генетическую тайну свойств крови и тканей, тысячи людей умирали бы от реакций в результате переливания крови и миллионы жизней погибали бы в больницах и на войне, от невозможности осуществления переливания крови.

Знание групп крови имеет общеизвестное судебно-медицинское значение:

а) определение группы крови преступника, пятен крови на месте преступления и вещах

б) определение отцовства

в) Rh-значение при беременности (резус конфликт!)

а) определение группы крови преступника, пятен крови на месте преступления и вещах

Определение группы крови преступника, пятен крови на месте преступления и вещах (слайд 21)

Во время вооруженного нападения на инкассаторскую машину, одному из преступников было причинено огнестрельное повреждение, его кровь была обнаружена на месте преступления, изъята и сохранена в надлежащих условиях. Спустя несколько месяцев за попытку вооруженного ограбления были задержаны ранее судимые граждане В. и К. На основе оперативных данных было выдвинуто предположение, что В. и К. причастны к нападению на инкассаторскую машину. Проведенными генотипоскопическими исследованиями было установлено, что кровь на месте нападения на инкассаторскую машину происходит от гражданина К., вероятность ошибки - один на восемьдесят миллиардов.

б) определение отцовства (слайд 22)

Один из наиболее распространенных поводов для сомнений в биологическом отцовстве - несовпадение групп крови. (Я ли отец этого ребенка? У него группа крови отличается и от моей и от группы крови матери. Тут что-то не так.). Насколько оправданы эти сомнения? Иногда оправданы, но чаще всего - нет. Вообще, использование системы группы крови для установления родства является неэффективным, так как вероятность случайного совпадения очень высока. В Таблице показаны возможные группы крови ребенка при различных сочетаниях групп крови родителей. Однако в ряде случаев и понимание наследования групп крови помогает разрешить проблемы - часто просто снять необоснованные подозрения.

в)Rh-значение при беременности (резус конфликт) (слайд 23)

Причины возникновения резус – конфликта между беременной и её плодом.

Осложнения возникают том случае, если женщина с кровью Rh _ вынашивает плод, который унаследовал от отца кровь группы Rh+. В этом случае в крови реципиента вырабатываются иммунные антирезус-агглютинины (антитела), вызывающие агглютинацию эритроцитов. Чудесным достижением медицины теперь уже прошлого столетия стал способ профилактики этого конфликта. Он состоит в том, что сразу после родов женщине вводят специальный препарат, содержащий антирезус-антитела и быстро разрушающий попавшие в её организм резус-положительные эритроциты плода. Тем самым предотвращается выработка антирезус-антител у матери, что спасает жизнь и здоровье её будущих детей.

Задание на определение групп крови детей

(слайд 24) С помощью этой таблицы можно определить группу крови будущего ребенка, зная группу крови родителей. Красным цветом выделены группы крови родителей. На пересечении, соответственно синим цветом - возможная группа крови ребенка.

I, II

I, III

II, III

I, II

I, II

I, II, III, IV

II, III, IV

I, III

I, II, III, IV

I, III

II, III, IV

II, III

II, III, IV

II, III, IV

II, III, IV

По таблице определить, могут ли быть такие родительские пары, когда они не смогут быть донорами для своих детей?

Доноры и донорская кровь (слайд 25)

Кровь есть у всех. Это такая же ткань как и кожа, мышцы и т.д.. Переливания крови от одного организма -другому (гемотрансфузия), это тоже именно что и трансплантация - пересадка тканей, только процесс пересадки происходит намного проще.
Слово «донор» происходит от латинского donare - дарить. То есть донор - это человек, который дарит. В большинстве случаев он дарит жизнь.

Проблемное задание. Выведите принципы, на которых основано донорство.

(слайд 26) Принципы, на которых основан институт "донорства крови":

1.Во-первых - дело это сугубо добровольное

2.Донор может сдать кровь за деньги или бесплатно - то есть даром

3.Кровь для лечебной цели может быть взята не обязательно у человека

4.Донором может стать любой дееспособный гражданин от 18 до 60 лет, прошедший мед. обследование

5.И естественно если взятие крови не нанесет донору вреда

Задание. Кто может стать донором?

(слайд 27) Для того, чтобы стать донором, обязательны

1.возраст от 18 до 60 лет;

2. вес не менее 50 кг;

3. хорошее самочувствие.

IV. Рефлексия:

V.Выводы:

1) т.к. кровь является жидкой соединительной тканью, то групповая совместимость зависит от тканевой совместимости

2)тканевая совместимость зависит от наследственного сочетания определенных белков крови

3) В настоящее

VI Закрепление знаний дифференцированно (у сильных учеников на столах лежат задания, а слабые выполняют тест) (слайд 28)

  1. Человек, отдающий свою кровь для переливания другим людям или для хранения в банк крови, называется -
  2. Человек, получающий что-либо (кровь, органы) от донора, называется -
  3. слипание эритроцитов с антигенами под действием плазменных (сывороточных) антител (агглютининов) с образованием хорошо заметных скоплений, называется -
  4. Всегда ли родители могут быть донорами для своих детей?
  5. С какого возраста можно сдавать донорскую кровь?
  6. В каком случае между матерью и вынашиваемым ею ребёнком может возникнуть резус - конфликт?

Задание для сильных учеников для закрепления (работа с текстом)

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ПЕРЕЛИВАНИЯ КРОВИ

В медицинской практике используют следующие методики переливания крови: непрямое, прямое, обменное, аутогемотрансфузию.

Наиболее распространенный метод - непрямое переливание цельной крови и ее компонентов. Кровь и ее компоненты обычно вводят внутривенно. Прямое переливание осуществляется с помощью специальной аппаратуры непосредственно от донора больному внутривенно. К прямым переливаниям крови прибегают при внезапной массовой кровопотере, в случае отсутствия свежезамороженной плазмы, эритроцитной массы. В этом случае переливают только цельную кровь без консерванта.

Аутогемотрансфузия - переливание собственной крови, заготовленной заблаговременно на консервирующем растворе. При этом методе обеспечивается лучшая функциональная активность и приживаемость эритроцитов в сосудистом русле реципиента, исключаются осложнения, связанные с несовместимостью крови, переносом инфекционных и вирусных заболеваний. Показаниями к аутогемотрансфузии являются наличие редкой группы крови и невозможность подбора доноров, оперативное вмешательство у больных с нарушениями функции печени и почек; противопоказания - воспалительные процессы, сепсис, поражение печени и почек.

Переливание цельной крови представляет определенную опасность, так как помимо необходимых ему компонентов крови - эритроцитов, реципиент получает ненужные для его организма разрушенные лейкоциты, тромбоциты, белки плазмы, антитела, которые могут явиться причиной осложнений.

Кроме того, к концу срока хранения в консервированной крови остаются жизнеспособными 70-80% эритроцитов, а тромбоциты и лейкоциты теряют свои свойства в первый день после заготовки крови. В настоящее время переливание цельной крови ограничено внедрением компонентной гемотерапии, то есть переливания, в зависимости от дефицита, отдельных клеточных или белковых фракций крови.

1вариант . Прочитайте текст. Заполните в таблице «Современные методики переливания крови» графы, обозначенные цифрами 1, 2, 3.

При выполнении задания перерисовывать таблицу не обязательно. Достаточно записать номер графы и содержание пропущенного элемента.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДВУХ МЕТОДИК ПЕРЕЛИВАНИЯ КРОВИ

Признаки для сравнения

Прямое переливание крови

Аутогемотрансфузия

Кто при переливании является реципиентом?

Посторонний человек с подходящей группой крови

В каком случае прибегают к такой форме переливания?

Наличие редкой группы крови, невозможность подбора доноров. Операции у больных с нарушениями функций печени и почек

Консерванты в состав не входят

Консерванты в состав входят

2вариант . Используя содержание текста «Современные методики переливания крови» и знания курса, ответьте на следующие вопросы. Дефицит каких элементов крови при анемии, вызванной большой потерей крови, будет восполняться в первую очередь? Какие особенности крови человека учитываются при ее переливании?

VII. Подведение итогов урока, оценка работы некоторых учеников и выставление отметок

Домашнее задание § 19 вопросы


Задачи урока:

  • формировать познавательную самостоятельность обучающихся путем создания проблемной ситуации и оказания необходимой помощи по добыванию, усвоению и применению знаний, показывающих, что в основе совместимости групп крови лежит иммунная реакция организма, а иммунитет – важнейшее средство приспособления к условиям окружающей среды;
  • сформировать знания о группах крови, о правилах переливания; (Слайд 1, приложение 1)
  • умения самостоятельно работать с учебником, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, решать задачи проблемного характера, развивать умения, логически мыслить, делать самостоятельные выводы и обобщения;
  • расширять кругозор, осуществлять нравственное и гигиеническое воспитание.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: проблемные, частично-поисковые.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, компьютер, презентация Microsoft Power Point(приложение 1), таблицы «Кровь», «Схема переливание крови».

Ход урока

1. Актуализация знаний.

1.1. Фронтальная беседа

Какую тему мы изучили на прошлом уроке?

Что такое иммунитет? (Слайд 2, приложение 1)

Какие органы образуют иммунную систему?

Какие клетки отвечают за иммунную реакцию организма?

2. Изучение нового материала.

(Применение частично-поискового метода).

2.1. Тканевая совместимость. Пересадка органов.

(Проблемное изложение материала, применение частично-поискового метода).

Учитель: каждый организм уникален: у любого человека ткани имеют свои особенности, свои белки, поэтому пересадка органов – кожи, почек, сердца (трансплантация) возможна лишь в том случае, если ткани будут совместимы. Несовместимая ткань организмом будет отторгнута. Почему?

Ученик: трансплантант действует как антиген, вызывающий иммунный ответ, поэтому орган отторгается.

Учитель: что необходимо сделать, чтобы избежать отторжения?

Ученик: либо подобрать для пересадки орган, иммунологически близкий организму больного – орган его близкого родственника, либо ослабить его иммунитет, чтобы избежать реакции отторжения.

Учитель: но в этом случае пациент становится уязвим для микроорганизмов и может погибнуть от инфекции. Какой же выход предлагает сегодняшняя медицина из этого тупика?

Ученик: для того, чтобы уменьшить побочный эффект, необходимо при помощи специальных веществ уничтожить только те клетки, которые непосредственно реагируют на антиген: вид лейкоцитов т-киллеры. В этом случае остальная часть иммунной системы будет продолжать нормально функционировать.

2.2. Из истории переливания крови.

История переливания крови и донорство.(Слайды 3, 4, приложение 1)

Ещё в древности люди пытались лечить кровью животных. В сочинениях древнегреческого поэта Гомера говорится о том, что Одиссей давал пить кровь теням подземного царства, чтобы вернуть им речь и сознание. Гиппократ рекомендовал больным, страдавшим заболеваниями с нарушением психики, пить кровь здоровых людей. Указания о подобном лечении кровью имеются в сочинениях Плиния и Целься, сообщавших о том, что больные эпилепсией и старики пили кровь умирающих гладиаторов.

Крови приписывали омолаживающее действие. Так, например, в Риме дряхлый папа Иннокентий VIII лечился кровью, взятой от трёх мальчиков 10 лет. Однако приготовленный из крови детей напиток не помог, и вскоре папа скончался.

2.3. Тканевая совместимость, пересадка органов

2.4. Группы крови. Условия совместимости групп крови.

Учитель : значит, в некоторых случаях кровь одного человека может оказаться чужеродной для другого. Почему? Научный ответ на этот вопрос дали почти одновременно два ученых – австриец Карл Ландштейнер и чех Ян Янский. Они открыли 4 группы крови. (Слайды 5, 6, приложение 1)

(Рассказ учителя с использованием материалов презентации. Самостоятельная работа с учебником).

Ландштейнер обратил внимание на то, что иногда сыворотка одного человека склеивает эритроциты крови другого. Это явление получило название агглютинации. Почему же происходит агглютинация? В эритроцитах были обнаружены вещества белковой природы, которые назвали агглютиногенами (склеиваемыми веществами). Их существует 2 вида: А и В. В плазме крови обнаружены агглютинины (склеивающие вещества) двух видов – альфа и бета. Агглютинация происходит тогда, когда встречаются одноименные агглютиногены и агглютинины. В крови одного человека никогда не встречается одновременных агглютиногенов и агглютининов.

Рассмотрите таблицу 1 на странице 77 учебника и ответьте на вопрос: какую кровь можно вливать людям с 1, 2, 3, 4 группами крови?

Донор – человек, дающий свою кровь для переливания. Реципиент – человек, получающий кровь донора при переливании.

Принадлежность к той или другой группе крови не зависит от расы или национальности. Группа крови не меняется в течение жизни. В обычных условиях в крови одного и того же человека не могут встретиться одноименные агглютиногены и агглютинины. Это может произойти только при неправильном переливании крови. Тогда наступает реакция агглютинации, при которой эритроциты склеиваются. Комочки склеивающихся эритроцитов могут закупорить капилляры, что очень опасно для человека. Вслед за склеиванием эритроцитов, наступает их разрушение. Ядовитые продукты распада отравляют организм. Этим и объясняются тяжелые осложнения и даже смерть реципиентов.

2.5. Резус-фактор. Причины и последствия резус-конфликта. (Рассказ учителя). (Слайд 8, приложение 1)

При переливании крови, даже при тщательном учете групповой принадлежности донора и реципиента, иногда встречались тяжелые осложнения, вызванные резус-конфликтом. В эритроцитах 85% людей имеется белок, так называемый резус-фактор. Так он назван потому, что впервые был обнаружен в крови мартышки макаки-резус. Людей, эритроциты крови которых содержат этот белок, называют резус-положительными. В эритроцитах крови 15% людей резус-фактора нет. Это резус-отрицательные по крови люди. В отличии от агглютиногенов, для резус-фактора в плазме крови людей готовых антител не имеется, но они могут образоваться, если в кровь резус-положительным людям перелить кровь резус-отрицательную. Поэтому при переливании крови необходимо учитывать и совместимость по резус-фактору.

Знания о резус-факторе имеют большое значение в акушерстве, в тех случаях, когда у резус-отрицательной матери развивается резус-положительный плод. Резус-фактор плода проходит через плаценту в кровь матери и приводит к образованию в ее крови резус-антител. Резус-антитела проникают обратно в кровь плода и вызывают агглютинацию, что приводит к тяжелым нарушениям, а иногда даже к гибели плода. В браке резус-положительного мужчины с резус-положительной женщиной дети рождаются здоровыми. К рождению больного ребенка может привести лишь комбинация «резус-отрицательная мать и резус-положительный отец». Знание этого явления дает возможность заранее планировать профилактические и лечебные мероприятия, с помощью которых можно спасти новорожденных.

Резус-фактор.

Гемолитическая болезнь новорожденных вызывается несовместимостью матери и плода по резус-фактору. Это происходит в том случае, если мать имеет резус-отрицательную кровь, а плод унаследовал от отца резус-положительную кровь. Эритроциты плода, имеющие резус-фактор, попадая в кровь матери, эритроциты которой не содержат его, являются там чужеродными, антигенами, и против них вырабатываются антитела. Но вещества крови матери через плаценту снова попадают в организм ребенка, теперь уже имея антитела против эритроцитов плода.

2.6. Доноры и реципиенты. (Слайд 10, приложение 1)

3. Закрепление материала.

3.1. Фронтальная беседа.

Что такое трансплантация?

Какие ученые открыли группы крови?

Когда возникает резус-конфликт?

Что необходимо учитывать при переливании крови?

Что такое агглютинация? Когда она происходит?

3.2. Решение задач проблемного характера по теме «Переливание крови». (Слайд 12, приложение 1)

4. Задание на дом.

Параграф 16. Подготовить сообщение об истории пересадки органов, повторить материал.

Цели урока:

Обучающая: раскрыть понятие о тканевой совместимости, выявить основные отличия разных групп крови людей, раскрыть понятие агглютинации эритроцитов, механизм переливания крои понятие антиген, антитело, резус-фактор, донорство.

Развивающая: развивать способность анализировать и прогнозировать ситуацию, умение сравнивать разные группы крови, сопоставлять разные факты и события развивать логическое мышление.

Воспитательные: стремиться воспитывать чувство гуманности, коллективизма, взаимопомощи, отзывчивости к чужой беде, чувство долга, ответственности за порученное дело, гордости за нашу страну.

Оборудование: раздаточный дидактический материал в 2-х вариантах, компьютер, карточки разного цвета - красного,желтого, синего.

Организационный момент.
Самостоятельная работа по теме кровь. (10-12 мин)

Найти ошибки в тексте.Подчеркните неправильные предложенияна листочке.

Вариант

1.Кровь - жидкая соединительная ткань

2. Кровь движется по системе незамкнутых сосудов.

3.Она не доставляетклетке питательные вещества.

4.Всостав крови входит плазма и форменные элементы.

5. Плазма - жидкая часть крови - межклеточное вещество.

6. В ней растворён белок крови-гемоглобин, способствующий свёртыванию крови.

7. Форменные элементы крови- эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.

8. Эритроциты- красные кровяные клетки.

9.Это мелкие ядерные клетки дисковидной формы.

10. Эритроциты заполнены фибриногеном.

Вариант

1.Лейкоциты белые безъядерныеклетки крови.

2. Они способны изменять свою форму и двигаться самостоятельно.

3. Лейкоциты обеспечивают иммунитет, способны захватывать и убивать микробы.

4.Это явление открыл Луи Пастер.

5.Оно называется - фагоцитоз.

6.Тромбоциты не участвуют в свёртывании крови.

7. Это самые крупные образования.

8.Внутри тромбоцитов находиться фибрин.

9. При соприкосновении с воздухом тромбоциты разрушаются, что способствуетобразованию нитей фибриногена из фибрина.

10. В них запутываются клеткикровии образуется тромб.

А теперьпоменяйтесь своими вариантами с соседоми проверьте, исправив при необходимости своей ручкой (можно предложить поставить оценки для повышения заинтересованности и ответственности).

Давайте обсудим результаты.

Правильные ответы:К1 вариантанеправильные предложения это: 2, 3, 6, 9, 10.

К 2 варианту неправильные предложения это:1, 4, 6, 7, 9.

3.Ход урока:

Задача нашего сегодняшнегоурока раскрыть понятие тканевой совместимости, выяснить основные отличия разных групп крови, раскрыть механизм переливания крови от одного человекадругому.

Ещё в древности люди заметили важную ролькровиипытались кровью лечитьлюдей. Гиппократ рекомендовалбольным, страдающим заболеваниями пить кровьздоровых людей. В сочинениях Цельсасообщалось о том, что старики и больные эпилепсией пили кровь умирающих гладиаторов.

Крови приписывали омолаживающее действие, например, папа Иннокентий удрученный старостьюлечился кровью, взятой от трёх мальчиков 10 лет. Исцеления не нашёл и вскоре умер.

Из крови делали ванны древнегреческому царю Константину для лечения проказы.

Считалось, что кровь -это чудодейственная жидкость, стоит только её применить.как жизнь может продлена на многие годы. "Первые успешные эксперименты по переливанию крови од одной собаки к другой были произведены в 1666 году английским анатомом Р. Лоуэром.А в 1667 году французский ученый Д.Б. Дени произвел первое переливание крови от животных к человеку.

Это была технически очень сложная операция. Ведь полая инъекционная игла ещё не была изобретена, и качестве иглы использовали птичье перо. А в качестве шприца - рыбий пузырь. Дени перелил один стакан крови от ягнёнка больному юноше, страдающему лихорадкой. Больной пережил тяжёлую аллергическую реакцию, но поправился.

Тогда ученый объявил, что тот, кто даст себе перелить кровь, получит значительное вознаграждение. Рабочий бедного квартала Парижа согласился и был первым кто предоставил себя для опытов по переливанию крови. Операция прошла удачно. После переливания реципиент чувствовал себя отлично. Обрадованный этим результатом Дени стал проводить переливание одно за одним. Но не все переливания Дени были удачными. Начались осложнения, появились смертельные случаи.

Ребята, как вы думаете, что сделал не так Дени?

Причина заключалась в том, что кровь животных и человека несовместима.

В 1832 петербургский врач Г.Вольф сделал первое переливание крови от человека к человеку. Роженице, потерявшей много крови при родах, перелили кровь её мужа. Женщина была спасена.

Да, первые попытки переливания крови от человека к человеку были удачными, хотя это была сложнейшая операция, не дававшая уверенности в результате. В ряде случаев возникали серьезные осложнения, вплоть до смертельных случаев. В 1873 году подсчитали,что из 247 переливаний крови - 176 закончились смертью больных. Причину тогда объяснить никто не мог.

А как вы ребята. думаете? Почему возникали осложнения?

И всё же использование крови как лечебного средства, было заманчивым и привлекало внимание ученых. Разгадка пришла тогда, когда величайшее открытие в этой области сделал австрийский ученый К. Ландштейнер.

Экспериментальные исследования 1900 г.-1907г. позволили выявить группы крови человека. После чего появилась возможность избежать смертельных осложнений.

Тогда уже было широко распространено учение об иммунитете, согласно которому при попадании в организм чужеродных белков (антигенов) происходит образование защитных веществ (антител) с последующей фиксацией, склеиванием и уничтожением антигенов. Оказалось, что склеивание (агглютинация) эритроцитов перелитой крови и есть одно из проявлений иммунитета — защиты организма от проникновения чужеродных белков.

К. Ландштейнер предположил, а затем доказал наличие двух реагирующих веществ в эритроцитах и двух, способных вступать с ними в контакт, — в плазме.

При встрече «одноименных» антигенов и антител (например, А и α или В и β) происходит склеивание эритроцитов. Значит, в крови каждого человека должны содержаться такие агглютиногены, которые не склеивались бы агглютининами собственной плазмы. (таблица из учебника или схема)

В результате многочисленных опытов с кровью in vitro (в пробирках) и оценки возможных комбинаций К. Ландштейнер установил, что всех людей в зависимости от свойств крови можно разделить на три группы. Чуть позднее (1906) чешский ученый Ян Янский выделил четвертую группу крови и дал всем группам обозначения, существующие и в настоящее время. Следует заметить, что Ян Янский был психиатром и свое открытие сделал при изучении крови психических больных, считая, что причина психических заболеваний кроется в свойствах крови.

Первая группа имеет обозначение I 0 αβ, т. е. у людей этой группы нет агглютиногенов (0), а в плазме содержатся агглютинины α и β. Кровь первой группы может быть перелита людям с любой группой крови, поэтому лица с первой группой названы универсальными донорами (слово «донор» происходит от donare — дарить).

Вторая группа имеет формулу II Aβ, т. е. эритроциты этой группы содержат агглютиноген А, а плазма — агглютинин β.

В третьей группе III Bα эритроциты содержат агглютиноген В, плазма — агглютинин α.

В эритроцитах четвертой группы IV АБ 0 присутствуют оба агглютиногена А и В, но в плазме нет агглютининов, способных склеивать чужие эритроциты. Людям, имеющим четвертую группу крови, можно переливать кровь любой группы, поэтому их называют универсальными реципиентами.

А теперь, ребята я вам скажу, что у вас в крови присутствует обезьяний признак!

В эритроцитах человека содержится ещё один из важнейших факторов. Его впервые обнаружили в крови мартышек - резусов. Отсюда его такое интересное название.

Кто, ребята, догадался, о чем я сейчас говорю?

Это изоантиген резус. Обозначается он так: Rh + и Rh-.

А что это за плюсы и минусы плавают в нашей крови?

Оказывается, те люди у которых есть в крови этот антиген называются резус-положительными, а у которых нет резус-отрицательными.Резус - фактор содержится в крови приблизительно 85 % а у 15% он отсутствует.

А теперь давайте поговорим о том, что иногда случается в нашей жизни. При травмах и кровотечениях срочно нужна бывает кровь. Лучше всего переливать кровь идентичной группы, но в исключительных случаях кровь первой группы может быть перелита лицам с любой группой крови, реакции несовместимости не будет.

Кровь второй группы совместима со второй и четвертой группами, третья — с третьей и четвертой. Кровь четвертой группы может быть перелита только лицам, имеющим четвертую группу крови.

Правда при переливании разных групп крови эритроциты донора могут агглютинироваться сывороткой реципиента. Поэтому вливать можно строго ограниченное количество, не более 500 мл. при этом условии агглютинины альфа и бета разводятся в крови реципиента и их титр становится слишком низким. Эту закономерность впервые вывел Отенберг. С тех пор она называется правилом Отенберга

Люди, дающие свою кровь для переливания называются донорами. От лат.dono - дарю.

Человек, которому влили донорскую кровь называется реципиентом. От лат. recipiens - получающий.

Донорство крови— добровольное жертвование собственной крови или её компонентов для последующего переливания нуждающимся больным или получения компонентов медицинских препаратов.

Но донорской крови не хватает, да и компоненты крови недолговечны, поэтому остро встал вопрос о создании искусственной крови. и такая кровь была создана. В конце 70-х годов сотрудник Института биофизики АН СССР профессор Феликс Федорович Белоярцев изобрел препарат - заменитель человеческой крови. у неё поэтическое название - «голубая кровь», да и по цвету эта жидкость была голубоватая.

А научное название его - перфторан, В основу нового препарата были положены перфторированные углероды, способные растворять в себе кислород и углекислый газ, то есть выполнять функции газообмена, как и природная кровь. «Голубая кровь» обладала поистине уникальным свойствами: могла доставлять кислород через мельчайшие капилляры, которые при этом не закупоривались. Это был прорыв в медицине.Много жизней было спасено. Но много было и проблем.

И вот в в 1999 гду была присуждена Правительственная премия в области медицины «Признание» коллективу исследователей создавшим перфторан во главе с профессором Белоярцевым Ф.Ф правда посмертно.

В настоящее время перфторан активно используется в медицине для спасения жизни людей. Создано целое направление в косметологии на его основе - кислородная косметика.

Читайте также: