Сколько стоит ту 22м3. Система кондиционирования воздуха

Ту-22М (классификация НАТО: Backfire) — советский/российский сверхзвуковой бомбардировщик, разработанный в ОКБ Туполева в конце 1960-х.

История Ту-22М3

К середине 1960-х годов потребность в большей универсальности боевых самолетов разных типов стала очевидной. Однорежимные бомбардировщики, летающие либо только на сверхзвуке, либо на дозвуковой скорости не отвечали этим требованиям — был нужен новый, многорежимный самолет, способный работать в большом диапазоне дистанций, высот и скоростей. В то же время, в моду стала входить технология изменяемой стреловидности, вполне удачно вписывающаяся в новые концепции.

Работа над проектом такого дальнего ударного самолёта началась в ОКБ Туполева в 1965 году. Поначалу работа велась без финансирования из государственного бюджета на инициативных началах и позиционировалась исключительно как глубокая модернизация самолёта Ту-22К. На этом этапе проектирования шли разработки конструкции, уже опробованной на самолётах Ту-22 с размещением двигателей над фюзеляжем по обеим сторонам киля. Переделки касались практически только крыла будущего самолёта. Однако к 1967 году по ряду технических причин конструкция Ту-22М была полностью пересмотрена и прототип нового бомбардировщика потерял сходство с самолётом-предшественником.

28 ноября 1967 года вышло Постановление Правительства СССР о создании модификации Ту-22К - Ту-22КМ с двигателями НК-144-22 и крылом изменяемой стреловидности. Не смотря на то, что Ту-22М был, фактически, новым самолетом, на политическом уровне он позиционировался, как глубокая модификация. В основном, это делалось для представления проекта, как самого экономически эффективного.

Ту-22М0

В 1967 году Совет Министров СССР выпустил постановление о проектировании самолета Ту-22КМ с крылом изменяемой стреловидности и двумя двигателями НК-144. Тем самым было положено начало официальной стадии разработок серии Ту-22М. Самолеты должны были выпускаться в Казани (КАЗ им. Горбунова).

Первый самолёт Ту-22М0 был построен к середине 1969 года, и 30 августа он совершил свой первый полёт. Параллельно с испытаниями в Казани шло производство серийных самолётов Ту-22М0. До конца 1972 года было построено 9 единиц Ту-22М0, пять из которых применялись для переподготовки экипажей бомбардировщиков.

В ходе лётных испытаний выяснилось, что основные лётные данные нового самолёта оказались даже хуже, чем у Ту-22К, и нужно провести большой объём работ по его модернизации. Командование ВВС требовало усовершенствовать лётно-технические характеристики самолёта и его бортовое оборудование. В декабре 1969 года на втором этапе доводки Ту-22М принимается решение по модернизации Ту-22М0 в Ту-22М1.

Ту-22М1

С 1970 года в ОКБ Туполева велось проектирование самолёта Ту-22М1 с учётом опыта разработок и испытаний Ту-22М0.

В ходе модернизации удалось снизить массу планера и улучшить аэродинамические характеристики. Существенные изменения претерпели конструкция воздухозаборников, механизация и геометрия крыла, система оборонительного вооружения и схема окраски.

Летом 1971 года на Казанском авиационном заводе была завершена постройка первого Ту-22М1 с двигателями НК-144-22. До конца 1972 года на КАЗ построили девять самолётов типа Ту-22М1.

В строевые части ВВС СССР Ту-22М1 не поступал. В крупной серии решено было строить Ту-22М2 - дальнейшее развитие Ту-22М1 с двигателями НК-22.

Ту-22М2

Ту-22М2 планировалось строить с улучшенными двигателями НК-23, однако все серийные машины получили НК-144-22. Массу самолёта предполагалось снизить приблизительно на 1400-1500 кг. Бортовое оборудование ТУ-22М2 было структурировано в несколько взаимосвязанных бортовых систем.

Велась активная работа по улучшению аэродинамических качеств самолёта (особенно в полётах на малых высотах с целью преодоления ПВО противника). В целом, лётно-технические характеристики самолёта остались на уровне Ту-22М1.

Первый построенный на Казанском авиационном заводе Ту-22М2 совершил полёт 7 мая 1973 года (испытания и доводки продолжались вплоть до 1975 года).

В августе 1976 года Ту-22М2 был принят на вооружение Авиации ВМФ и Дальней авиации. Серийное производство Ту-22М2 продолжалось вплоть до 1983 года. За это время было построено 211 Ту-22М2.

Ту-22М3

В январе 1974 года ВПК при Совете Министров СССР принял решение по дальнейшей модификации Ту-22М2 под двигатели НК-25. В новой модификации самолёта, получившей название Ту-22М3, были установлены более мощные и экономичные двигатели НК-25 с электронной системой управления. Была изменена конструкция воздухозаборников, вертикальный канал которого стал располагаться под углом к фюзеляжу (по аналогии с ). Полностью изменена система электроснабжения самолёта.

Последний самолёт Ту-22М3 построен в 1993 году. Всего на Казанском авиационном производственном объединении было построено 268 Ту-22М3.

Видео Ту-22М3: Видео рулений, взлетов и посадок бомбардировщиков Ту-22М3

Существуют другие неосновные модификации самолета:

  • Ту-22М3М — самолет с частично модернизированным навигационным бортовым радиоэлектронным оборудованием и возможностью использования высокоточного оружия класса воздух-поверхность.
  • Ту-22М4 — модернизация с установкой новых двигателей НК-32 и с изменением воздухозаборников двигателей.
  • Ту-22М5 — Проект. Начало разработки в 1997 году. Была выполнена модификация обводов крыла, улучшение местной аэродинамики и качества внешних поверхностей с целью снижения ЭПР.
  • Ту-22М3Р — модификация в варианте самолета-разведчика и постановщика помех.

Конструкция Ту-22М3

Самолёты серии Ту-22М выполнены по нормальной аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана с крылом изменяемой стреловидности. Конструкция выполнена в основном из алюминиевых сплавов, а также стали и магния. Крыло состоит из неподвижной части и поворотных консолей. Крыло переставлялось от 20° до 65°. Механизация крыла включает предкрылки, трёхсекционные двухщелевые закрылки, трёхсекционные интерцепторы, элероны отсутствуют.

Самолёт имеет фюзеляж типа полумонокок и трёхопорное убирающееся шасси с носовой стойкой. Силовая установка состоит из 2 ТРДДФ НК-25 для Ту-22М3.

Самолет Ту-22МЗ предназначен для ведения боевых действий в оперативных зонах сухопутных и морских театров военных действий с целью уничтожения подвижных и неподвижных, радиолокационно-контрастных и площадных, видимых и невидимых целей (объектов) ракетами и бомбами днем и ночью в простых и сложных метеорологических условиях. Самолет обеспечивает выполнение следующих задач:

  • нанесение ударов тремя ракетами типа Х-22 в диапазоне высот полета носителя от 1000 м до практического потолка по радиолокационно видимым и невидимым целям;
  • поражение 10 ракетами типа Х-15 наземных целей с заранее известными (запрограммированными) координатами;
  • выполнение прицельного бомбометания свободнопадающими неуправляемыми боеприпасами в диапазоне Н от 200 м до практического потолка (максимальная бомбовая нагрузка 24 000 кг);
  • выполнение оптической, тепловой, радиолокационной, радиационной и других видов разведки (самолет Ту-22МР).

Самолёт может нести три противокорабельные крылатые ракеты Х-22, свободнопадающие бомбы или морские мины разного калибра, общей массой до 24 тонн. Возможно расположение бомб и на внешней подвеске под каналами воздухозаборников.

На вооружении

Россия - 150 Ту-22М3, по состоянию на 2012 год. Боеспособен 41. В феврале 2012 года подписан контракт на модернизацию 30 Ту-22М3 до уровня Ту-22М3М.

Боевое применение Ту-22М3

Ограниченно применялся в конце Афганской войны (в 1988-1989 годах), а также на раннем этапе Первой войны в Чечне.

В ходе Войны в Южной Осетии в августе 2008 года группа Ту-22М3 наносила прицельные авиационные удары по складам боеприпасов грузинской армии, бомбардировала аэродромы и скопления войск в Кодорском ущелье. По официальной версии, один самолёт Ту-22М3 был сбит в результате применения средств ПВО Грузии на высоте примерно 6000 м.

В составе российской дальней авиации служит несколько десятков бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-22М3. Эти самолеты способны нести различное ракетное и бомбовое вооружение, пригодное для поражения широкого круга целей. Несмотря на солидный возраст, бомбардировщики сохраняют весьма высокий боевой потенциал, а реализуемая в настоящее время программа модернизации расширяет их возможности. Кроме прочего, текущий проект обновления техники позволяет расширить номенклатуру вооружений.

Несколько лет назад российская авиационная промышленность начала реализацию проекта Ту-22М3М. Он предусматривает проведение капитального ремонта техники с одновременной установкой ряда новых систем и приборов. Согласно данным прошлых лет, по результатам этой программы воздушно-космические силы до 2020 года получат три десятка обновленных самолетов. Вместе с рядом прочих бортовых систем замене подлежат приборы для управления вооружением, что понятным образом сказывается на боевых возможностях техники. Рассмотрим современную номенклатуру боеприпасов для Ту-22М3 / М3М.

Ту-22М3 на взлете. Фото ПАО "Туполев" / tupolev.ru

Свободнопадающие бомбы

Ту-22М3 с самого начала имел возможность несения и применения свободнопадающих авиационных бомб разного калибра. Внутри грузоотсека и на паре внешних держателей типа МБД3-У-9М самолет может нести до 24 т авиабомб. Максимальное количество бомб зависит от их типа и, соответственно, габаритов. Так, в случае с ФАБ-250 на внутренней и внешней подвеске самолета помещается 69 бомб; ФАБ-1500 перевозятся только в количестве 8 единиц. Максимальный калибр бомбы внутри грузоотсека – 9000 кг. При эксплуатации в авиации ВМФ те же держатели могут использоваться вместе с морскими минами разных типов.

Текущий проект модернизации Ту-22М3 предусматривает замену приборов прицельно-навигационного комплекса. Согласно новому проекту, самолеты получают аппаратуру типа СВП-24-22 «Гефест». В составе этого комплекта имеются различные приборы для сбора и обработки данных, применение которых позволяет повысить эффективность удара свободнопадающими бомбами втрое. Новая аппаратура увеличивает дальность обнаружения цели и облегчает ее обнаружение. Также она обеспечивает правильный выход на цель со своевременным сбросом бомб. Согласно открытым данным, применение «Гефеста» позволяет свободнопадающим бомбам показывать характеристики на уровне корректируемых.


Грузоотсек самолета со свободнопадающими бомбами. Фото Oruzhie.info

Впервые Ту-22М3 применили свободнопадающие бомбы в середине восьмидесятых годов в Афганистане. В дальнейшем такая боевая нагрузка использовалась во время войн в Чечне и Южной Осетии. Осенью 2015 года Ту-22М3 были привлечены к уничтожению объектов террористов в Сирии. Там же впервые в условиях реальной операции были использованы комплексы СВП-24-22, что позволило улучшить результаты бомбометания.

Противокорабельные ракеты

Самолеты линейки Ту-22М, в том числе «М3» изначально разрабатывались с учетом использования противокорабельной крылатой ракеты Х-22. Ту-22М3 может нести до трех таких ракет. При этом одна в полуутопленном положении помещается в грузоотсеке, а две другие подвешиваются под крылом. Бомбардировщик может нести и применять ракеты Х-22 всех существующих модификаций, имеющих разный состав собственного оборудования и отличающиеся возможности.


Ту-22М3 сбрасывает бомбы на цель в Сирии. Фото Минобороны РФ

Ракеты Х-22 всех модификаций имеют веретенообразный корпус, треугольное среднерасположенное крыло и хвостовое оперение со стабилизатором и складным килем. Изделие оснащается жидкостным ракетным двигателем, обеспечивающим разгон до скоростей порядка М=3,5-4,5. Максимальная дальность полета задана на уровне 300 км. Для ракет Х-22 были разработаны фугасно-кумулятивная боевая часть массой 1 т и специальный боезаряд мощностью до 1 Мт. Длина ракеты – около 11,6 м, размах крыла – 3 м. Стартовая масса – менее 5,8 т.

В рамках общего семейства были созданы несколько вариантов ракеты с отличающимися системами самонаведения. Прежде всего, использовались радиолокационные ГСН активного и пассивного типа. Также имелись модификации с наведением на источник радиосигнала или с управлением инерциальной навигационной системой. По мере развития исходного проекта наращивались скорость и дальность полета, а также менялись варианты боевой части.

Официально ракеты Х-22 разных модификаций до сих пор состоят на вооружении, но их потенциал к настоящему времени резко сократился. Главной проблемой такого считается его низкая стойкость к средствам радиоэлектронной борьбы. Так, головки самонаведения старых ракет работают только на одной частоте, что облегчает их подавление. Впрочем, несколько месяцев назад стало известно, что некоторое количество Х-22 пройдет модернизацию и вернется в строй. Запланированное обновление предусматривает установку новой аппаратуры, отвечающей современным требованиям.


Ракета Х-22 под грузоотсеком бомбардировщика, 1984 г. Фото Wikimedia Commons

Понимая проблемы имеющейся Х-22, советские военные еще в конце восьмидесятых годов заказали разработку ее улучшенной версии. Испытания глубоко модернизированной ракеты начались в 1998 году, а на вооружение она поступила только в 2016-м. Этот вариант оружия для Ту-22М3 известен под названием Х-32.

Новая ракета Х-32 сохранила только планер и некоторые другие устройства базового изделия, тогда как другие были разработаны заново. В этом проекте используется более мощный двигатель, соединенный с топливными баками большей емкости. Были уменьшены габариты и масса боевой части. При этом кардинальной переработке подверглась бортовая электроника. Теперь используется головка самонаведения, включающая инерциальные навигационные приборы и собственный помехозащищенный радиолокатор. Старый автопилот заменили системой автоматического управления.

По известным данным, противокорабельная ракета Х-32 имеет примерно такие же тактико-технические характеристики, что и предыдущая Х-22. Однако применение новой силовой установки и переработанных систем наведения дает значительные преимущества разного рода. В частности, есть основания полагать, что Х-32 не только оказывается защищена от средств РЭБ противника, но и способна атаковать цель, используя профили полета, затрудняющие ее перехват.

Насколько известно, бомбардировщики Ту-22М3 ни разу не применяли противокорабельные ракеты Х-22 и Х-32 против реальных целей. Такое оружие использовалось только на испытаниях и в ходе учений. По всей видимости, устаревшей Х-22 уже никогда не придется атаковать реальные корабли противника, тогда как современная Х-32 все еще может найти свое место в боевых действиях.

Аэробаллистическая ракета «воздух-поверхность»

В течение некоторого времени бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22М3 имели управляемые ракеты для атаки наземных целей с заранее известными координатами. Для решения таких задач предлагалось использовать баллистические ракеты воздушного базирования семейства Х-15. Однако несколько лет назад такие ракеты были сняты с вооружения, в результате чего Ту-22М3 потеряли часть своего боевого потенциала.


Вариант комбинированной боевой нагрузки, включающий ракеты Х-22 и бомбы. Фото Aviation.ru

Аэробаллистические ракеты Х-15 отличались от противокорабельных Х-22 меньшими габаритами, что положительным образом сказалось на боевых возможностях их носителей. Один Ту-22М3 мог нести шесть таких ракет на барабанной пусковой установке МКУ-6-1 внутри фюзеляжа, а также четыре изделия на установке ПУ-1 под крылом. Для управления таким ракетным вооружением использовались соответствующие приборы из состава прицельно-навигационного комплекса.

Ракеты Х-15 имели цилиндрический корпус с оживальным головным обтекателем и хвостовым оперением, включающим три плоскости. Хвостовая часть корпуса отдавалась под двухкамерный твердотопливный двигатель. Передние отсеки вмещали боевую часть и приборы управления, зависевшие от модификации ракеты. Все версии изделия имели длину 4,78 м при диаметре 455 мм и размахе оперения 920 мм. Стартовая масса – чуть менее 1200 кг, из которых 150 кг приходилось на боевую часть. Дальность стрельбы ограничивалась 30 км. Высота баллистической траектории могла достигать 40 км.

Семейство ракет Х-15 состояло из трех изделий с разными возможностями. Базовая Х-15 имела только инерциальную систему управления и несла специальную боевую часть мощностью 300 кт. Ракета Х-15П получила осколочно-фугасную боевую часть и пассивную радиолокационную систему наведения. Последняя должна была обеспечивать коррекцию траектории на нисходящем участке. Ракета «П» предназначалась для уничтожения радиолокационных систем противника. Корабли предлагалось атаковать с применением ракеты Х-15С, оснащенной кумулятивно-фугасной боевой частью. Такое оружие оснащалось активной радиолокационной ГСН, а также отличалось уменьшенной дальностью полета – не более 150 км.


Ту-22М3М с ракетами Х-32. Фото Airwar.ru

Ракеты Х-15 были приняты на вооружение в 1980 году и в течение нескольких десятилетий оставались в строю. Сравнительно недавно от них отказались в связи с моральным и физическим устареванием. Номенклатура совместимых боеприпасов для Ту-22М3 сократилась. Вместе с этим бомбардировщики потеряли часть своих боевых возможностей.

Гиперзвуковой «Кинжал»

В начале марта стало известно о существовании нового отечественного авиационного средства поражения – гиперзвуковой аэробаллистической ракеты «Кинжал». Тогда же были показаны кадры с летных испытаний перспективного оружия. Согласно опубликованным данным, первым носителем новой ракеты должен был стать специально доработанный перехватчик МиГ-31. Через несколько месяцев стало известно, что носителем «Кинжала» в ближайшем будущем станет и Ту-22М3.


Ракета Х-15 в музее. Фото Rbase.new-factoria.ru

В самом начале июля отечественные средства массовой информации, ссылаясь на неназванные источники в оборонной промышленности, рассказали о скором начале новых испытаний ракеты Х-47М2 «Кинжал». Целью этих проверок станет отработка применения нового оружия дальним бомбардировщиком Ту-22М3. Сообщалось, что такой самолет способен нести сразу несколько ракет нового типа. Впрочем, какие-либо иные подробности многообещающего проекта на тот момент не приводились.

Вскоре появились новые данные, раскрывающие тактико-технические характеристики оружия. Неназванный представитель промышленности рассказал российской прессе о боевом радиусе новых комплексов. По его словам, дальность применения ракеты «Кинжал» с истребителем МиГ-31 достигает 2 тыс. км, а с бомбардировщиком Ту-22М3 – 3 тыс. км. При этом было указано, что в указанные числа входят как дальность полета самой ракеты, так и боевой радиус носителя.

Согласно доступным данным, изделие Х-47М2 представляет собой аэробаллистическую ракету, предназначенную для поражения сухопутных и надводных объектов. В некоторых источниках упоминается, что это изделие могло быть создано на базе одной из ракет оперативно-тактического комплекса «Искандер». Важнейшими особенностями «Кинжала» являются профиль полета и развиваемая скорость. За счет разгона после старта ракета должна выходить на баллистическую траекторию. Максимальная скорость полета может составлять 10-12 тыс. км/ч. Такие характеристики делают крайне сложным или даже невозможным своевременное обнаружение и поражение ракеты средствами ПВО.


Барабанная установка с ракетами Х-15. Фото Rbase.new-factoria.ru

По официальным данным, еще в прошлом году ракета «Кинжал» с носителем в виде МиГ-31 поступила на опытное дежурство в частях Южного военного округа. Вариант ракетного комплекса на основе бомбардировщика Ту-22М3 пока не выходил на испытания, но его проверки должны состояться в самое ближайшее время. По их результатам, в распоряжении воздушно-космических сил может появиться уникальный инструмент для нанесения ударов.

Вчера, сегодня и завтра

Строительство бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-22М3 стартовало в конце семидесятых годов, и за несколько лет эти машины заняли важнейшее место в структуре советской дальней авиации. С самого начала они имели возможность атаки разнообразных наземных и надводных целей, для чего могли применять ракетное и бомбовое вооружение разных типов. В целом, такое положение вещей сохраняется до сих пор, однако за прошедшие десятилетия произошли заметные и существенные изменения.


Ракета Х-47М2 "Кинжал" на самолете МиГ-31. Фото Kremlin.ru

В первые годы службы бомбардировщики могли уничтожать наземные объекты при помощи ракет Х-15 и бомб различных типов. Для атаки кораблей у них были ракеты Х-22. В дальнейшем Х-22 морально устарели на фоне развития средств РЭБ, а Х-15 вовсе были сняты с вооружения. Применение свободнопадающих бомб, в свою очередь, имело ограниченную результативность. Подобная ситуация сохранялась в течение нескольких лет, но затем начала меняться.

Ту-22М3 в новейшей версии «М3М» сохраняет способность применения свободнопадающих бомб, но новая аппаратура в разы повышает точность таких ударов. Устаревшая ракета Х-22 заменяется современной Х-32 с улучшенной бортовой аппаратурой. Самолет восстановил свой потенциал, причем часть его новых возможностей уже была проверена не только на полигоне, но и в условиях реального конфликта. В обозримом будущем номенклатура вооружений пополнится новейшей аэробаллистической ракетой Х-47М2, которая может считаться современной заменой для снятой с вооружения Х-15. Это оружие снова позволит Ту-22М3 атаковать наземные объекты при помощи управляемых ракет.

Таким образом, в течение нескольких следующих лет модернизированный самолет Ту-22М3М вновь станет универсальным средством для ударов по разным целям на удалении в тысячи километров. К сожалению, новую модернизацию пройдет далеко не весь парк имеющихся Ту-22М3, но и три десятка обновленных машин смогут внести существенный вклад в обороноспособность страны. Малое количество носителей в таком случае будет компенсироваться высокой эффективностью оружия, способного решать широкий круг боевых задач.

По материалам сайтов:
http://airwar.ru/
http://rbase.new-factoria.ru/
http://testpilot.ru/
http://tupolev.ru/
http://mil.ru/
http://kremlin.ru/
http://tass.ru/
http://vz.ru/

Модернизация 2014-2020 гг. самолётов дальней авиации Ту-22М3 для ВМФ и ВКС России – оборонная необходимость сегодня. Он предназначен для широкого круга боевых задач, основной из которых по-прежнему является защита от авианосных ударных группировок (АУГ). Добавляется и защита сухопутных границ всех направлений. Модель Ту-22М3Р – дальний разведчик с мощной РЭБ. Новый Ту-22М3 обладает высокой скоростью 2300 км/ч, может быть вооружён всеми типами прежних ракет Х-15, Х-22, Х-32, Х-55, Х-555, Х-57. А появление в небе Сирии Ту-22М3 с ракетами Х-101 – это глобальное политическое событие, изменившее расстановку сил на планете.

С 2015-го больше всего на Западе боятся «Калибров» с обычным 400-килограммовым боезарядом Х-101 и ядерным 350 кт Х-102, которые демонстративно для НАТО применены в Сирии. Калибры Х-101 вдвое превосходят американские «Томагавки» по мощи и дальности и несравнимы в преодолении противоракетной обороны (ПРО). Ту-22М3 ВКС РФ с высоты 10 км удивили точными попаданиями по целям обычными бомбами. Это стало возможным благодаря системе прицеливания СВП-24-22. Пугают и совершенно новые разработки, которые появятся в ближайшие несколько лет – это гиперзвуковые ракеты «Циркон» со скоростью 8 Маха. С новым вооружением Ту-22М3 становится стратегическим и почти неуязвимым. А «Цирконами» будут вооружены и перспективные авиационные комплексы дальней авиации (ПАК ДА).

Место Ту-22М3 в истории дальней авиации

Всё началось с того, что при создании дальней авиации учитывался опыт Корейской войны 1950-1953 гг. На практике конфликта были выявлены проблемы турбовинтовых дозвуковых машин, уступивших реактивным. Так, 11 апреля 1951-го в «Чёрный четверг» американцы потеряли за один воздушный бой 25 самолётов В-29, грозных и значимых, которые бросали в 1945-м бомбы на японские города и готовились повторить то же самое над тремя сотнями советских городов. Медленные В-29 были сбиты в Корее скоростными МиГ-15. Это событие ускорило в СССР появление реактивного дальнего бомбардировщика Ту-16, разработки Дмитрия Маркова, главного конструктора КБ Туполева, этот самолёт наши военные увидели 27 апреля 1952-го. Через 5 месяцев Ту-16-е уже серийно строились на Казанском Авиазаводе.

С появлением в 1953-м тяжёлых бомбардировщиков Ту-16 началась новая эра дальней авиации (ДА). В то время они могли нести одну 9-тонную бомбу или две противокорабельные ракеты. Дозвуковая скорость 900 км/ч не могла устроить ВВС СССР и работы над созданием стратегических ракетоносцев-бомбардировщиков не прекращались. Доставка ядерной бомбы уже не была основной задачей, кругозор военных ширился. После событий 1959-го на Кубе, куда США направило для «Морской блокады» 24 АУГ, руководству страны ещё сильнее захотелось получить сверхзвуковые ракетоносцы, чтобы как можно быстрее настичь врага на дальности 3 000 км и нанести ему сокрушительный удар.

Незадолго до этого, в феврале 1958-го, опытный образец Ту-22 был создан. Была спешка, машина с ракетой Х-22 была принята на вооружение, но не доработана. Из-за слабых двигателей требовался целый полк, чтобы донести достаточное количество противокорабельных ракет. В угоду скорости сократилась дистанция полёта, в отличие от Ту-16, у Ту-22, разработки того же Дмитрия Маркова, она получилась на 1000 км меньше. Высокая посадочная скорость 300 км/ч вынуждала садиться только на бетонную полосу первого класса длиной 2700 м. Катапультные кресла экипажа выстреливали вниз, это было опасно для жизни, т.к. с высоты 250 м не раскрывались парашюты. Плохим получился обзор из кабины и управление полётом. В 1962 г. государственная комиссия заказала модернизацию Ту-22 из-за недоработок и высокой аварийности, переходившей порой в трагедии.

В это время в КБ пришёл талантливый выпускник Московского Авиационного Института Александр Пухов, попавший под начало к выдающимся конструкторам Дмитрию Маркову, Сергею Егеру и к Туполевым, сыну Алексею Андреевичу и отцу Андрею Николаевичу. Ту-22М появился в замыслах старшего Туполева как подмена неудачному Ту-22, прежнее имя самолёта осталось, чтобы получить новый заказ, т.к. на модернизацию проще согласиться, нежели на создание неизвестного нового. Утром одного из рабочих дней Алексей Андреевич Туполев зашёл в кабинет и попросил юного сотрудника Пухова, – «Саша, погляди, вот Андрей Николаевич так видит компоновку 45-го». Сорок пятым называли Ту-22М. И на оборванной бумажке в 7х15 см был изображён общий вид с изменяемой стреловидностью, он протянул эскиз и попросил прорисовать. К вечеру того же дня в чертежах был прорисован внешний вид Ту-22М. С этого чертежа и началась талантливая деятельность будущего главного конструктора Ту-22М3.

15 декабря 1965-го главнокомандующий СССР Малиновский передал Л.И. Брежневу разведывательную информацию дальней авиации, где указывалось об обнаружении в Японском и Норвежском морях подлодок США типа «Джордж Вашингтон» с 16 баллистическими ракетами «Поларис» средней дальности 2000 км. Военно-воздушные силы заказали модернизацию разведывательного Ту-22, военно-морская авиация просила вооружить их крылатыми Х-22 для уничтожения субмарин и заодно увеличить дальность полёта. Системное проектирование привело к созданию ударного авиационного комплекса Ту-22М с 2-мя двигателями, перенесенными с киля в фюзеляж. В прежнем Ту-22 было 3 лётчика, располагавшиеся друг за другом, в Ту-22М впереди было 2 лётчика рядом, за ними ещё 2 человека, штурман и оператор.

Катапультирующие кресла установили с выстреливанием вверх, а главное, в конструкции появились крылья изменяемой стреловидности, что позволило на крейсерской скорости достигать сверхзвука и снизить посадочную скорость. В США уже появился F-111 с вдвое меньшей бомбовой нагрузкой, а появление американского В-1 туполевцы опередили на 5 лет. В 1969-м в США узнали о существовании Ту-22М, в 1970-м их спутник-разведчик сфотографировал внешний вид авиакомплекса. В НАТО его обозначили под прозвищем «Backfire» (Обратный огонь), то ли за пушку ГШ-23 сзади, то ли за 15-метровыю струю газов, напоминающую кометы в космосе, и занесли Ту-22М в книгу «Рекордов Гинеса» в качестве самого быстрого бомбардировщика. В 1970-м выпущена 1-я партия Ту-22М0, не удовлетворившая военных.

Ещё 9 самолётов построили в модификации Ту-22М1 с более мощными двигателями, тягой 20 т, они тоже не годились, т.к. не достигалась ни скорость в 2 Маха, ни минимальная стратегическая дальность полёта 5 600 км. И наконец, лётчиком-испытателем Веремеем в воздух был поднят Ту-22М2, комплекс обрадовал всех, дальность полёта достигла 5000 км, в носовой части стоял и дозаправщик. В июне 1974-го лётчик Подчинёнов сбросил с Ту-22М на Полтавском полигоне 21 т фугасных 500-килограмовых бомб по танкам-мишеням, превратив их при Брежневе в крошево. В августе 1976-го Ту-22М2 принят на вооружение в ДА и ВМФ. Новый бомбардировщик-ракетоносец устойчиво совершал полёт, легко управлялся, быстро набирал высоту. Высоко оценены обзор из кабины, у полностью автоматизированного «дальника» насчитывалось 20 бортовых вычислительных систем, стоял прицельный комплекс и имелось большое вооружение на 22 т.

Ту-22М

class="eliadunit">

Ту-22М2

Новый комплекс дальней авиации вызвал тревогу на Западе. Так, 14 мая 1976 года, после учебного полёта из Москвы на Дальний Восток и обратно на Ту-22М2 с одной дозаправкой в воздухе – 7000 км, на переговорах по СНВ-2 представители США подали ноту протеста и включили в свой список этот самолёт как стратегический. Правда, за неимением военных баз по всему миру как в НАТО, он недотягивал до этих показателей, полноправным стратегическим представителем являлся только Ту-160, появившийся позже, в 1981 году. Не сумевшие успокоить американцев, советские дипломаты, возглавляемые Громыко, согласились после бесплодных дискуссий и включили Ту-22М и в свой перечень, с условием, что таковыми считаться будут лишь те, что оборудуются дозаправочными штангами. Штанги сняли, и полёты больше не беспокоили военных США. А вот чтобы улучшить имевшиеся тактико-технические характеристики (ТТХ) на Ту-22М2, Дмитрий Марков решил установить не 22-тонные двигатели, а 25-тонные и довести стреловидность до 65 градусов – таким стал Ту-22М3 в июне 1977-го, обладавший уже долгожданной скоростью 2000 км/ч.

Ту-22М2

Изменения в Ту-22М3

В модели Ту-22М3 изменилась геометрия воздухозаборников и носовой части. Стало возможным нести 3 единицы 4,5-тонных сверхскоростных (1000 м/сек) Х-22 и в бомболюке вместить 6 сверхзвуковых Х-15 с дальностью 300 км, ещё 4 таких же ракеты можно было подвесить под крылья. В бомбардировочном положении можно было нести 24 т смертоносного груза. Четвёрка самолётов накрывала 70 га земной поверхности. В 1984-м в Афганистане Ту-22М3 бомбили вражеские базы в горах и минировали караванные пути из Пакистана. С целью лишить боевиков финансирования, на изумрудные шахты моджахедов сбрасывали 1,5 и 3 тонные бомбы. Спасаясь от переносного зенитно-ракетного комплекса (ПЗРК), Ту-22М3 проходили горы на сверхзвуке, в остальных случаях в них не позволяла попасть высота 10 – 13 км.

В 1992 году умер Дмитрий Марков, созданием Ту-22М2 сделавший прорыв в авиастроении. В декабре 2000-го главным конструктором стал А. Пухов, ведущий компоновщик этих машин, начиная с 1970-х, который сегодня довёл могучий комплекс 4-го поколения Ту-22М3 до совершенства.

Тактико-технические характеристики Ту-22М3

  • Экипаж – 4 чел.
  • Масса - 68 т.
  • Максимальный взлётный вес 126 т.
  • Масса топлива - 53,5 т.
  • Стреловидность 20 – 65 градусов.
  • Вооружение ракетоносца: пушка ГШ-23Л, бомбы ФАБ и КАБ от 100 до 3000 кг, 3 крылатые противокорабельные ракеты Х-22, 10 УР «воздух-поверхность» Х-15.
  • Двигатель - НК-25
  • Максимальная тяга в бесфорсажном режиме - 2х14500 кгс
  • Максимальная тяга на форсаже - 2х25000 кгс

Летные характеристики

  • Максимальная скорость - у земли 1050 км/ч, 2300 км/час.
  • Крейсерская скорость - 930 км/ч
  • Максимальная высота полёта 13,3 км.
  • Радиус боевого применения до 2400 км.
  • Перегоночная дальность 7000 км.
  • Взлетная скорость - 370 км/ч
  • Длина разбега - 2100м

Тактика противокорабельного боя с АУГ

Семь Ту-22М3 на большой скорости и в сопровождении истребителей прикрытия, самолётов-разведчиков и постановщиков помех А-50 или А-100, начинают атаковать АУГ. Одна Х-32 создаёт пробоину более 20 кв.м., две-три ракеты уничтожают авианосец, а одной хватает потопить подлодку, эсминец или фрегат.

Перевооружение 2017-2020

Вместо Х-22 в 2016-м принята Х-32 с защитой от радиопомех. Вместо Х-55 и Х-555 появились Х-101 и Х-102, в перспективе гиперзвуковые ракеты «Циркон». Безупречную точность бомбометания обеспечивает прицельно-вычислительная система СВП-24-22 2012 года, которая позволяет применять с одинаковым результатом даже бомбы времён ВОВ. Ту-22М3 меняет свою бортовую РЛС и мониторы, вооружена РЭБ последнего поколения.

P.S. Из 268-ми построенных Ту-22М3 осталось не более 170-ти самолётов, из них сегодня в РФ 30 в строю, которые планово модернизируются к 2020-му, остальные, забытые, смогут летать лишь после полного восстановления, и далеко не все.

class="eliadunit">

Дальняя авиация Военно-воздушных сил России ждет разрабатываемую с начала 90-х годов Конструкторским бюро имени Туполева модернизированную модель , которая способна применять новейшие ракеты Х-32. Но вряд ли получит ее в нынешнем году. В арбитражных судах различных инстанций продолжаются разбирательства с исками в сотни миллионов рублей между заказчиком (Минобороны), разработчиком (КБ Туполева) и изготовителем (машиностроительное конструкторское бюро «Радуга»). Пока суд да дело, имеющиеся бомбардировщики Ту-22М3 (по классификации НАТО – Backfire) устаревают на глазах.

Дальние сверхзвуковые бомбардировщики с изменяемой геометрией крыла Ту-22М были созданы в конце 70-х годов и вооружались крылатыми ракетами Х-22. Самолеты стояли на вооружении не только ВВС, но и морской ракетоносной авиации (МРА) ВМФ. Главной задачей МРА ставилась борьба с авианосными ударными группами (АУГ), десантными соединениями, группами надводных кораблей. Модификация М3 – это дальнейшее развитие Ту-22М.

«Убийца авианосцев» в Афганистане

Как рассказал газете «Военно-промышленный курьер» военный историк, автор книг по истории ВМФ Максим Токарев, морская ракетоносная авиация и самолеты Ту-22М3 были важным компонентом противоавианосной доктрины СССР.

«Согласно доктрине по одной обнаруженной АУГ предусматривался боевой вылет одной дивизии (МРАД), то есть до 80 ударных самолетов типа Ту-16 и Ту-22М. На Тихоокеанском и Северном флотах имелось по две дивизии, а в случае войны их усиливали по одной дивизии из дальней авиации », – рассказал Токарев.

По его словам, Ту-22М3 часто называют «убийцей авианосцев», но это некорректный эпитет. Правильнее так называть всю дивизию, а одиночный «Бэкфайр» против авианосной группы бесполезен.

«У Х-22 были два преимущества. Первое – ракеты во время полета обменивались друг с другом информацией, их достаточно было запустить, указав минимальный набор параметров цели. Второе – высокая живучесть перед средствами ПВО. По расчетам, одна Х-22 с конструктивной защитой выдерживала очередь 20-мм зенитно-артиллерийского комплекса «Вулкан-Фаланкс», попадание одной ракеты типа AIM-7 «Спэрроу» или двух-трех типа AIM-9 «Сайдвиндер », – пояснил собеседник издания.

Так и не поучаствовав в уничтожении авианосцев, «Бэкфайры» приняли активное участие в войне в Афганистане. Высокотехнологичный прицельный комплекс Ту-22М3 на основе радара, заточенный на обнаружение больших целей типа корабль, не мог обнаруживать малоразмерные цели типа машины и даже целые кишлаки. Поэтому ракетоносец бил по площадям, заваливал тоннами свободнопадающих бомб.

По итогам войны в Афганистане в Минобороны СССР осознали, что Ту-22М3 – узкоспециализированный самолет, способный относительно эффективно уничтожать авианосцы противника, но неприменим для решения других задач. К тому же в конце 80-х годов многократно возросли возможности ПВО американских ВМС, получивших крейсеры УРО типа «Тикондерога» с интегрированной системой ПВО «Иджис». Поэтому требовался современный ракетный комплекс для прорыва противовоздушной обороны ордера и гарантированного поражения крупного надводного корабля.

Согласно новым требованиям военных в 1989 году модернизированный Ту-22М3 должен поражать даже небольшие наземные цели с помощью свободнопадающих бомб с высоты не менее восьми тысяч метров. Ему необходимо нести модернизированные крылатые ракеты воздушного базирования, которые в отличие от предшественниц Х-22 способны прорывать ПВО на дальности до тысячи километров. Замене подлежали бортовой прицельный и навигационный комплекс, система вооружения, также планировалась установка нового, более мощного двигателя НК-32.

Начавшимся в 1990 году работам по модернизации, названным «Адаптация», помешал распад СССР. До производства довели только модификацию Ту-22М4 с новым навигационным оборудованием и двигателями НК-32. Вооружить бомбардировщик планировалось сверхзвуковой крылатой ракетой Х-32. Она создана на базе Х-22 и опробована в конце 80-х годов в 929-м Государственном летно-испытательном центре (ГЛИЦ). До сих пор нет достоверных сведений о серийном выпуске новой модели и количестве переданных ВВС машин. Сам проект «Адаптация» затянулся на 20 с лишним лет и до сих пор не завершен.

Иск в сто миллионов рублей

К вопросу модернизации и перевооружения Ту-22М3 ВВС и морской авиации ВМФ вернулись в начале 2000-х годов, когда у большинства ракет Х-22 истекал срок хранения и эксплуатации. Для перевооружения парка «Бэкфайров» на новую Х-32 нужно было провести модернизацию прицельного комплекса и системы вооружения. Но работы затянулись.

В 2008-м на войне в Закавказье Ту-22М3 наносили удары по грузинским аэродромам обычными свободнопадающими бомбами, а не крылатыми ракетами. В результате ВВС потеряли один бомбардировщик из состава 52-го гвардейского тяжелого бомбардировочного полка. «Бэкфайру» пришлось снизиться с 12 до четырех тысяч метров и он попал в зону поражения ПВО противника. Командир самолета подполковник Александр Ковенцов пропал без вести, второй пилот майор Вячеслав Малков катапультировался и попал в плен.

Антон Лавров, один из авторов книги «Танки августа», посвященной российско-грузинскому конфликту, рассказал газете «ВПК», что тогда Ту-22М3 использовались для нанесения массированных бомбовых ударов по стационарным объектам: «Бэкфайр» несет бомб в несколько раз больше, чем фронтовой бомбардировщик Су-24 или штурмовик Су-25. Бомбардировщики вынуждены снижаться с безопасной высоты 10–12 тысяч метров до четырех тысяч, иначе из-за рассеивания свободнопадающих бомб они не могут попасть в район цели.

Но и снижаясь на опасные высоты, самолеты не смогли выполнить возложенные на них задачи. Например, на аэродроме Копитнари ВПП повредили в трех местах, что не помешало бы грузинским Су-25 в случае необходимости взлетать и садиться».

По итогам августовской войны 2008 года работы по модернизации парка Ту-22М3 возобновились. Получившее хорошее финансирование КБ Туполева спланировало поэтапную модернизацию. На первом этапе (к концу 2011-го) доработать «Бэкфайр» для применения модернизированной ракеты Х-32, вывести его на государственные испытания. Используя полученные результаты, на втором этапе создать глубоко модернизированный бомбардировщик под индексом Ту-22М3М и поставить в Военно-воздушные силы до 2020 года 30 новых машин этого типа.

В ходе первого этапа МКБ «Радуга», разработавшее ракеты Х-32, должно было провести летные, летно-конструкторские и государственные испытания своего изделия. Но только в июне 2010-го «Туполев» смог подготовить документацию по модернизированному бомбардировщику для согласования с Минобороны, хотя уже осенью того года модернизированный самолет должен был летать и пускать ракеты.

Задержка с согласованием сорвала и сроки готовности ракеты Х-32, их сдвинули на конец 2012-го. Не имея необходимой документации от КБ Туполева, «Радуга» с 1 января 2011 года приостановила работы над своим изделием.

Проект возобновился только в 2012-м, и Х-32 успешно прошла летные и государственные испытания, была рекомендована для принятия в качестве вооружения модернизированного бомбардировщика Ту-22М3. Вот только сам носитель еще не поднимался в воздух. Сложилась парадоксальная ситуация: ракета на вооружение принята, а самолета под нее нет. Хотя согласно контракту 2008 года испытания должен был проходить весь боевой комплекс в составе модернизированного Ту-22М3 и Х-32.

Возмущенное такой ситуацией, Минобороны направило претензии в КБ Туполева. Руководство бюро в свою очередь потребовало штрафные санкции в отношении МКБ «Радуга». Теперь все три стороны стараются взыскать друг с друга многомиллионные штрафы за срыв сроков контракта. 13 июня 2013 года 9-й арбитражный суд города Москвы отказал военному ведомству в иске против «Радуги» на 103 миллиона рублей.

Тем самым судьба нового «Бэкфайра» теряется в тумане . Как сообщил газете «ВПК» информированный источник в ВВС, до конца нынешнего года КБ Туполева должно защитить предэскизный проект, разработанный в ходе второго этапа программы Ту-22М3М. «Нас пока не устраивает стоимость предложенных работ и сроки, особенно в связи с проблемами на первом этапе. Так что Ту-22М3М пока остается на бумаге », – сказал он.

Нет ответа и на вопрос, какое бортовое радиоэлектронное оборудование получит модернизированный бомбардировщик и чем помимо Х-32 будет вооружен. В самом начале «Адаптации» в 90-х годах Минобороны требовало ракетоносец под Х-32, который может применять свободнопадающие бомбы с высокой точностью. В 2008-м эти требования были скорректированы, но что изменилось, остается пока закрытой информацией.

Не все так плохо

После передачи в свой состав флотских морских ракетоносных полков Военно-воздушные силы остались единственными хозяевами парка Ту-22М. Столкнувшись с трудностями по модернизации, главкомат ВВС обратился к фирме «Гефест и Т», известной по успешному рестайлингу парка Су-24М.

Компания расположена в подмосковном Жуковском. Еще в 2008 году в инициативном порядке за свои деньги она разработала специализированную вычислительную подсистему СВП-24-22, обеспечивающую одиночное автономное наведение самолета на цель с перенацеливанием в полете, а также групповую атаку цели самолетами с разных произвольных направлений. СВП-24-22 совместима с автоматизированной , успешно испытанной на учениях «Кавказ-2012».

В 2012 году Минобороны заключило договор с компанией «Гефест и Т» на дооборудование строевых Ту-22М3 системой СВП-24-22. У летного персонала такие машины получили прозвище «Огефещенные». В настоящее время модернизацию прошло около десятка машин.

«СВП-24-22 позволяет поражать наземные цели обычными свободнопадающими бомбами на расстоянии 30–40 километров с высокой точностью. Получив точные координаты цели, комплекс с учетом параметров и координат самолета рассчитывает оптимальную траекторию для сброса, выводит борт на курс и сбрасывает бомбу », – рассказал «ВПК» офицер главкомата ВВС, знакомый с ситуацией. По его словам, в средствах массовой информации очень часто путают Ту-22М3, оснащенный СВП-24-22, и Ту-22М3М.

«Последняя модель пока есть только на бумаге, а М3 с комплексом компании «Гефест» не имеет отношения к работам КБ Туполева », – уточнил собеседник издания.

Уже оснащенные СВП-24-22 «Бэкфайры» также будут доработаны под использование Х-32, но из-за продолжающихся судебных разбирательств передача документации задерживается.

Нужен ли модернизированный Ту-22М

По словам независимого военного эксперта, главного редактора информационного проекта MilitaryRussia Дмитрия Корнева, сейчас решаются две задачи – модернизации борта и систем вооружения. «При правильном подходе это позволит весьма бюджетно в разы усилить потенциал группировки из нескольких десятков Ту-22М3. Если же будет решена и третья задача – постановка на обновленный самолет новых ракетных комплексов и возвращение системы дозаправки топливом в полете, то мы получаем многократное увеличение парка стратегической авиации », – считает Корнев.

Максим Токарев со своей стороны утверждает, что модернизированный Ту-22М3 не решит задачи по уничтожению авианосных групп: «Одиночный самолет или эскадрилья не прорвут ПВО ордера АУГ. Вопрос в количестве. Чтобы выполнить задачу, стоит нанести одновременный удар 60–70 сверхзвуковыми крылатыми ракетами, то есть возродить полки и дивизии МРА ».

Антон Лавров отметил, что Ту-22М3 с корректируемыми авиационными средствами поражения типа американских бомб JDAM в одиночку смог бы уничтожить цель типа грузинского аэродрома Копитнари. «Американский сверхзвуковой бомбардировщик В-1В, оснащенный прицельным контейнером «Снайпер», стал «оружием выбора» ВВС США для поддержки наземных войск. Способный поражать даже малоразмерные цели бомбами с телевизионной и лазерной системами наведения с высоты 10 тысяч метров, В-1В активно использовался в Афганистане, Ираке и Ливии », – добавил Лавров.

Комплексы «Снайпер» и возможность дооснастить стратегическими средствами делают В-1В высокоэффективным и многофункциональным ударным оружием в высокой степени боеготовности, хотя по формальным признакам он тоже устаревает, как наш «Бэкфайр». Не случайно финансирование парка В-1В остается на прежнем высоком уровне, несмотря на многочисленные предложения конгресса США секвестрировать расходы.

Так что провал КБ Туполева оставляет альтернативу – оснащение Ту-22М комплексами СВП-24-22. Если удастся еще дооснастить бомбардировщики ракетами Х-32 и системой выдачи целеуказаний для прицельного комплекса, капитально модернизировать двигатели и ресурс планера, то «Бэкфайр» по боевым возможностям вплотную приблизится к американскому В-1В.

Информация

О САМОЛЕТЕ

Разработка:

ОКБ А.Н. Туполева

Производство:

КАЗ им. С.П. Горбунова

Первый полет:

Стадия проекта:

модернизация

Дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик (кодификация НАТО: Backfire) предназначен для поражения морских и наземных целей базирования управляемыми ракетами и авиационными бомбами.

Особенности конструкции

Самолеты серии Ту-22М выполнены по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным крылом изменяемой стреловидности. Конструкция выполнена в основном из алюминиевых сплавов, а также высокопрочных и жаропрочных сталей, титановых и магниевых сплавов. Крыло состоит из неподвижной части и поворотных консолей. Угол стреловидности поворотных консолей составляет от 20° до 65°. Механизация крыла включает предкрылки, трёхсекционные двухщелевые закрылки. Интерцепторы отклоняются дифференциально для управления по крену и синхронно - для использования как аэродинамический тормоз. Стабилизатор цельноповоротный. Самолет имеет фюзеляж типа полумонокок и трехопорное убирающееся шасси с носовой стойкой. Силовая установка состоит из двух ТРДДФ НК-25. В форкиле установлена ВСУ ТА-6А.

История создания


Первый опытный Ту-22М3 совершил первый полет 20 июня 1977. С 1978 года самолет запущен в серийное производство. В окончательном виде Ту-22М3 был принят на вооружение в марте 1989 года.
Всего на Казанском авиационном производственном объединении было построено около 500 самолетов Ту-22М различных модификаций.

В 2018 году в рамках масштабной программы модернизации авиационных комплексов стратегической и дальней авиации был создан первый глубоко модернизированный ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3М. В результате глубокой модернизации на самолете был установлен новый комплекс современного цифрового бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) на отечественной элементной базе. Результатом проведенных работ стало значительное расширение боевого потенциала авиационного комплекса, включая повышение боевой эффективности и увеличение боевого радиуса. Первый полет глубоко модернизированный ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3М совершил 28 декабря 2018 года.

Читайте также: