Презентация на тему ""Толстый и тонкий" А. Чехов"

Технологическая карта урока

Предмет литература Класс 6 Автор УМК: В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин.

Тема урока - «Разоблачение лицемерия в рассказе А. П. Чехова «Толстый и тонкий». (Слово лицемерие закрыть)

Тип урока - урок «открытия» нового знания.

Проанализировать систему образов рассказа, раскрыть природу смешного в рассказах А. П. Чехова; уделить внимание развитию творческих способностей.

Задачи

Образовательные: 1) показать чеховскую художественную деталь как источник юмора.

2) отработать навыки выразительного чтения литературного чтения по ролям (инсценировка).

Развивающие: 1)Осуществление системно–деятельностного подхода. 2)Развитие критического мышления. 3)Развитие внимания. 4)Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных.) 5)Развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения.6)Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать. 7)Развивать умение применять новые знания. 8)Развитие творческих, речевых способностей учащихся. 9)Формирование логических умений. 10) Развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт. 11) Развитие умения формулировать проблему.

Воспитательные: 1) Заставить учащихся глубоко и серьёзно задуматься над тем, что их окружает.

2) Ставить перед собой главные, существенные вопросы жизни.

3) Развитие коммуникативных УУД.

УУД

Личностные: Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.

Регулятивные: Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли. Отвечать на вопросы, слушать и слышать. Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Работать в парах.

Познавательные: Формировать умение работать с юмористическим текстом. Понимать и интегрировать в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учетом решаемых задач. Извлекать нужную информацию.

Основные понятия:

Комическое.

Межпредметные связи

История.

Ресурсы

Форма урока

Урок ознакомления с новым материалом.

Технология

Развитие критического мышления через чтение, исследовательской деятельности, технология сотрудничества, технология игровой деятельности.

1.Мотивация к деятельности

Технология игровой деятельности .

Эпиграф к уроку: «Подлинное искусство учит смеяться не над кривым носом, а над кривой душой». Н. В. Гоголь.

Словарная работа. На доске записаны слова:

Херес - сорт крепкого виноградного вина.

Флёрдоранж - белые цветы.

Облобызаться (шутл.) - поцеловаться.

Щёголь - любящий наряжаться человек.

Лютеранка - женщина, исповедующая лютеранство (вероисповедание, направленное против католичества и римского папы).

Колежский асессор - в царской России: гражданский чин 8 класса, мелкий чиновник.

Статский (устар.) - в царской России гражданский чин.

Тайный советник - в царской России высший гражданский чин, штатский генерал.

Департамент - в России: отдел министерства, высшего государственного учреждения.

Портсигар - карманная коробка для папирос.

Добрый день! Ребята, наш урок я хотела бы начать с повторения изученного, а для этого предлагаю игру «Найди пару».

«Свинья под Дубом» А. С. Пушкин

«Дубровский» Н. А. Некрасов

«Бежин луг» А. П. Чехов

«Дедушка» И. А. Крылов

«Левша» И. С. Тургенев

«Толстый и тонкий» Н. С. Лесков

Молодцы, пары собрали.

Ребята, мы с вами рассматривали все эти произведения?

А какое не проходили?

Ответ уч-ся: «Нет».

«Толстый и тонкий» А. П. Чехова.

Л - смыслообразование,

П - общеучебные универсальные действия.

Р-планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

2. Выход на тему урока

Значит какая сегодня тема урока?

Попробуем вместе сформулировать цели урока.

Запишите лексическое значение слова лицемерие.

А. П. Чехов «Толстый и тонкий».

Цели: 1.Познакомиться с рассказом А.П. Чехова.2.Проанализировать это произведение.3.Уметь выразительно читать.

Лицемерие - это поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью.

Р - самостоятельное формулирование познавательных целей, умение принимать и сохранять учебную задачу.

3.Актуализация и пробное учебное действие.

Технология критического мышления через чтение.

Рассказ учителя.

Ребята, обратимся к рассказу «Толстый и тонкий». Он был написан в 1883 году, когда Чехов был ещё студентом-медиком. Особенность рассказа - небольшой объём (чуть больше листа). Но чеховская краткость необычайно содержательна. Короткий рассказик приобрёл у писателя свойство широкого эпического повествования.

Ребята, основной вопрос, я бы даже сказала проблемный, который мы должны разрешить к концу урока: « Могут ли быть человеческие отношения между людьми разных должностей

Чтение рассказа с остановками, нахождение деталей.

Работа с термином «художественная деталь».

(Деталь-значимая подробность, частность, позволяющая передать эмоциональное и смысловое содержание сцены, эпизода или всего произведения).

1.Почему А. П. Чехов назвал свой рассказ «Толстый и тонкий», а не по именам, хотя в рассказе даны их имена?

Итак, читаем 1-ый абзац. На какие детали обращает наше внимание А. П. Чехов?

Умницы, правильно. Действительно, писатель не описывает подробно внешности того и другого, а даёт всего несколько деталей, и в нашем представлении возникает облик «толстого» и «тонкого».

Начинается первый момент встречи. Перед нами диалог. Ищем детали.

1..Рассказ начинается так:

На вокзале …встретились 2 приятеля? Почему на вокзале ? Да потому что вокзал - место встречи людей разных сословий.

2. У толстого…губы…

лоснились - вкусно, много и плотно поел.

3.Тонкий… навьючен – нагружен. Здесь уничижительное сравнение с животным. Появляются неприятные ощущения. Герой выглядит жалким.

4.Пахло… кофейной гущей – не кофе, значит, человек среднего достатка.

5….женщина с длинным

подбородком - вероятно, завистливая, раздражительная, «сухая», экономная.

6. Тонкий, худенькая, высокий - всё семейство «тонкое».

7. …воскликнул толстый: « Сколько зим, сколько лет !»- встреча неожиданная, люди давно не виделись.

8.В этом отрывке 4 восклицательных знака - эти двое рады друг другу от души.

9.Приятели… облобызались …- здесь скрытый юмор.

10.Оба … ошеломлены - крайне удивлены, обрадованы .

К – развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли. Отвечать на вопросы, слушать и слышать. Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения

4.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Технология исследовательской деятетельности .

Диалог развёртывается.

Исследовательская работа с текстом (в парах). По ходу чтения выпишите из текста реплики, в которых проявляются особенности внутреннего облика героев. Какова речь героев?

1 вариант. Толстый.

2 вариант. Тонкий.

В гимназии толстого дразнили Геростратом, а тонкого Эфиальтом. Загляните в Большой словарь крылатых слов русского языка и прочтите, кто это такие.

Случайно ли Чехов рассказал нам об этом?

Как характеризуют героев рассказа их прозвища?

Определите художественный приём в предложении: « Его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились…

Какие 2 выразительные детали дополняют картину?

Дочитываем диалог до конца.

Какое слово находит толстый, чтобы устыдить тонкого?

Почему тонкий так ведёт себя?

Над кем и над чем смеётся автор?

Почему толстый отвернулся от тонкого и ушёл?

Понял ли это тонкий?

Проблемный вопрос: « Можно ли назвать дружбой отношения тонкого и толстого?

Как заканчивается рассказ?

Итак, какой человеческий порок разоблачает Чехов?

Откроем в теме слово, которое у нас было закрыто.

В каком герое оно явственно?

Ребята, каково ваше мнение по основному вопросу, поставленному в начале урока?

Приложение №1

Герострат - имя жителя г. Эфеса, который из честолюбия, чтобы сделать своё имя знаменитым и бессмертным, сжёг храм Артемиды Эфесской, считавшийся в древнем мире одним из «чудес света». Суд приговорил Герострата к смерти, а имя его запретили произносить.

Эфиальт- грек, предал спартанцев. По одной из версий родился калекой.

11.Тонкий… окаменел… - чувство страха сковало его.

12. …лицо.. искривилось …широчайшей улыбкой…- не хотел улыбаться, выдавил улыбку(кривую).

Олицетворение.

Подбородок жены и сын Нафанаил.

Чинопочитание.

Всякий генерал для него божество, а перед божеством можно только преклоняться.

Над тонким, который, утратив чувство уважения к себе, приобщает к чинопочитанию жену Луизу, урождённую Ванценбах, и сына Нафанаила, ученика 3- его класса гимназии.

Не может понять причин превращения бывшего друга в подхалима.

Нет.

В откровенно сатирическом тоне, так как тонкий пресмыкается перед приятелем.

Лицемерие.

В тонком. Это чувство гадливости не оставляет нас до сих пор.

Л - выделение морального содержания ситуации.

П - поиск и выделение необходимой информации.

П - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

П - умение объяснять, доказывать результаты.

П - умение проводить исследование.

К - умение доказывать свою точку зрения

5. Самостоятельная работа.

Технология сотрудничества .

Инсценируйте диалог 2- х друзей. Постарайтесь при чтении передать ваше отношение к персонажам.

Итог творчества: « Я хотел только честно и откровенно сказать людям: посмотрите на себя, как вы плохо и скучно живёте.

Самое главное, чтобы люди это поняли, а когда это поймут, они непременно создадут себе другую, лучшую жизнь.»

А. П. Чехов.

Инсценировка.

К- совместная деятельность, умение устанавливать рабочие отношения.

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Домашнее задание на выбор.

Оценивание.

Продолжите фразу:

Я научился…

Я хотел бы…

Оказывается, что…

1.Чтение юмористических рассказов Чехова и разные виды пересказов.

2.Составление викторины на знание текста рассказов.

Ресурсы, о борудование и материалы

На доске - портрет А. П. Чехова.

Список учебной и дополнительной литературы

1.Н. В. Егорова, Б. А. Макарова. Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс. М. «Вако» 2009.

2.Н. В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. М. «Вако» 2004.

3. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. В. Я. Коровиной 5-9 кл. М. «Просвещение» 2016.

4. Тесты. Н. Н. Коршунова, Е. Ю. Липина. Литература. Классы 5-8. М. Издательский дом «Дрофа» 1998.

5.С. И. Ожегов. Словарь русского языка.

6. В.П.Берков, В. М. Мокиенко, С. Г. Шулежкова. Большой словарь крылатых слов русского языка. М. АСТ. 2005.

Дидактическое обеспечение урока ССЫЛКИ

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Технологии: игровая технология, исследовательской деятельности, развитие критического мышления через чтение, технология сотрудничества.

Метод. приёмы: анализ рассказа, беседа, чтение с остановками, приём одной детали.

Методы: метод проблемного обучения, самостоятельная работа

Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений

Интернет плавающий, поэтому использовать проблематично

Дополнительная необходимая информация

Приложение №1.

Батюшки! Миша! Друг детства! - сердечность, простота, непринужденность.

А это моя жена, урожденная Ванценбах…лютеранка (2 раза) – гордость своими достижениями.

Ах ты, господи! Ну что же ты? Богат? Женат? – говорливость, общительность.

Я, ваше превосходительство… Очень приятно-с – угодливость, подобострастие, лесть, приспособленчество. Тонкий смешон.

Хи-хи-с – отсутствие чувства собственного достоинства.

Милостивое внимание вашего превосходительства… вроде как бы живительной влаги – лицемерие.

    Ты ли это? Голубчик мой! – естественность, сердечность.

    Ну, как живешь, друг? – восторженность.

    Служишь где? – степенность, немногословие.

    Ну, полно! Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства… - искренность.

Слайд 2

Цель работы:

В исследуемой работе мы ответим на проблемный вопрос «Как А.П. Чехов разоблачает лицемерие в рассказе «Толстый и Тонкий» при помощи рассмотрения некоторых деталей описания внешности, речи и поведения героев.

Слайд 3

Особенности рассказов Чехова:

Короткое вступление; Нет подробного описания пейзажа, портрета; Яркие художественные детали; Основа рассказа – диалог.

Слайд 4

Подобострастие – льстивость, угодливость. Угодничество - льстивое поведение. Самоуничижение - признание себя ничтожным. Чинопочитание– лицемерное отношение к старшим по должности, званию. Подхалимство – стремление расположить к себе кого-то лестью.

Слайд 5

Ничтожество своё сознавай знаешь где? Перед Богом, пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не перед людьми. Среди людей нужно сознавать своё достоинство. Ведь ты не мошенник, честный человек. Ну и уважай в себе честного малого и знай, что честный малый не ничтожность”. Из письма брату Михаилу.

Слайд 6

Слайд 7

«Краткость - сестра таланта». А.П. Чехов А.П. Чехов – мастер слова. Одной деталью, репликой он может сказать многое.

Слайд 8

Деталь– одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер героя. Деталь может воспроизводить черты внешности, одежды, обстановки.

Слайд 9

Обратимся к рассказу…

Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флёрдоранжем. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Толстый Тонкий

Слайд 10

Херес и флердоранж могли себе позволить только богатые люди. Значит Толстый – самостоятельный, богатый, довольный жизнью. Флёрдоранж Херес

Слайд 11

«навьючен чемоданами» – не может позволить себе нанять носильщика. Значит Тонкий – бедный, человек, неуверенный в себе. Навьючен чемоданами

Слайд 12

Тонкий: «Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю.» Почему он делает портсигары? Он таким образом получает дополнительный заработок. Это говорит о крайней нужде

Слайд 13

Как же ведет себя Тонкий после недолгого разговора? «съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились» (гипербола - стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности) В конце слов приставляет «с»: «Хи-хи-с… Что вы-с…» (раньше так было принято обращаться к высокопоставленным личностям) Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой…

Слайд 14

Чехов, изумительный мастер лаконичной речи, выразительного емкого штриха, словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Проанализировав рассказ Чехова «Толстый и тонкий», мы можем определить емкость чеховской детали, ее удивительную выразительность, научиться вчитываться в текст. Вывод

Слайд 15

Информационные ресурсы

Текст произведения Художественные детали произведений Чехова Русская литература XVIII–XX веков (для презентаций, уроков и ЕГЭ) Сочинения по произведению Табель о рангах

Посмотреть все слайды

Разоблачение лицемерия, роль детали в рассказе А. П. Чехова " Толстый и тонкий " Материалы к уроку литературы в 6 классе Учитель Бережко А.Д.








Страничка внимательного читателя Заглавие рассказа Композиция (построение) Форма изложения Портрет героев Речевая характеристика Смешное и грустное в рассказе Краткое, простое Завязка-кульминация-развязка Диалог Краток (художественная деталь) «Словоерсы»- С (сокращённое «сударь») – прибавляется к слову в знак почтительности и даже приниженности по отношению к собеседнику. ??????


Обратимся к рассказу … Толстый Тонкий Толстый «только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флёрдоранжем». «Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей».




Литературоведческий словарь Антитеза Гротеск Гипербола - противопоставление образов, картин, слов. - одна из разновидностей комического приёма, которая сочетает в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, а также сближает далёкое, - намеренное преувеличение с целью усиления выразительности






Тонкий: «Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю.» - художественная деталь Почему он делает портсигары? Он таким образом получает дополнительный заработок. Это говорит о крайней нужде


Как же ведет себя Тонкий после недолгого разговора? « съежился, сгорбился, сузился … Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились» (гипербола - стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности) В конце слов приставляет «с»: «Хи-хи-с… Что вы-с…» (раньше так было принято обращаться к высокопоставленным личностям) Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой …


Класс Гражданские чины I Канцлер Действительный тайный советник 1-го класса IIДействительный тайный советник IIIТайный советник IVДействительный статский советник VСтатский советник VIКоллежский советник VIIНадворный советник VIIIКоллежский асессор IXТитулярный советник XКоллежский секретарь XIКорабельный секретарь XIIГубернский секретарь XIIIПровинциальный секретарь XIVКоллежский регистратор Табель о рангах Российской империи





17





Чехов , в этом рассказе, высмеивает один из пороков человечества – лицемерие или, другими словами, двуличие. ­

На железнодорожном вокзале случайно встречаются два старых школьных друга, которые не виделись много лет. Автор называет их толстый и тонкий . Тонкий, который только что вышел из вагона с женой, сыном и многочисленными котомками, и толстый, который оказался на вокзале случайно.

Они искренне радуются встрече - обнимаются, целуются, хлопают друг друга по плечу. Тонкий ведёт себя так, как ведёт себя обычный человек в такой ситуации – начинает рассказывать о своей жизни, представляет жену и сына, вспоминает разные истории из детства, связанные с толстым другом.

А дальше, происходит неожиданное – его толстый друг оказывается большим человеком – тайным советником, что в те времена был очень большой чин. А тонкий, всего лишь небольшой чиновник, которому не хватает денег на жизнь, что даже приходится подрабатывать не только ему самому, но и жене.

Вот тут и проявляется лицемерие – тонкий весь сжимается, начинает говорить заискивающе, по раболепски. Чин толстого начинает на него давить, и он становится лицемером. Даже его жена и сын преображаются после узнавания чина толстого – жена также сгорбливается в услужливую позу, а сын выпрямляется и застёгивает все пуговицы мундира.

Толстый пытается их образумить, но они уже ничего не слышат. Всё это выглядит так противно, что он даже отворачивается от них и уходит.

Разоблачение лицемерия в рассказе «Толстый и тонкий».

«Чехов…умеет писать так, чтобы словам было тесно, мыслям – просторно».

М. Горький

  1. О.Н.У.
  2. Проверка д/з
  3. Актуализация знаний

1)- Однажды Чехов задумал рассказ о том, как после долгих лет встретились случайно два бывших одноклассника. Один из них – мелкий, бедный чиновник. Другой – состоятельный человек, дослужившийся до большого чина. - Чем могла закончиться такая встреча, как вы думаете?

Сначала Чехов хотел изобразить, как встречу омрачает то, что старший по чину, ставший начальником младшего, грубо обращается с ним, указывает ему его место на чиновничьей лестнице. Но потом он изменил сюжет...

Почему Чехов отказался от первоначального замысла? Как изменился от этого смысл рассказа?

Что же такое школьная дружба и возможно ли её сохранить на долгие годы?

2) Разгадывание кроссворда (презентация )

Вопросы для кроссворда:

  1. Сколько героев присутствует в рассказе?(Четыре )
  2. Назвать имя жены Тонкого. (Луиза )
  3. Должность, которую занимает сейчас Тонкий. (Столоначальник )
  4. Герой, от которого пахло ветчиной и кофейной гущей. (Тонкий )
  5. Что Тонкий делает из дерева? (Портсигары )
  6. Кличка Толстого в гимназии. (Герострат )
  7. Псевдоним А. П. Чехова. (Чехонте)
  8. Имя Тонкого. (Порфирий )
  9. Герой, от которого пахло хересом и флердоранжем. (Толстый )
  10. Место, где встретились друзья. (Вокзал )
  11. Как зовут сына Тонкого? (Нафанаил )
  12. Кличка Тонкого. (Эфиальт )
  13. Продолжи фразу:

«Тонкий вдруг побледнел, …» (окаменел )

Чинопочитание – ключевое слово. (Автор осуждает в своем герое это качество характера)

4. Работа с текстом

1)- В начале рассказа у героев нет имен (их мы узнаем из диалога), да и в дальнейшем автор называет героев только так: один – просто толстый, а другой – тонкий. Как вы думаете, почему? С чем в нашем сознании связаны такие определения?

Какими рисует Чехов своих героев перед встречей на вокзале? Какие детали подтверждают наши предположения о них?

Что они вспоминают из своей школьной жизни? О чем говорят их школьные клички?

(Толстый в школе был откровенным хулиганом, за что его прозвали Геростратом (поджигатель храма Артемиды Эфесской, одног из семи чудес света). Можно предположить, что казенная книжка, которую он прожег, – это классный журнал. Но среди одноклассников он, по-видимому, был свой парень, славился добрым нравом, да и хорошими манерами тоже (был «такой же душонок и щеголь»). Тонкий в детстве был ябедой и предателем, за что его назвали Эфиальтом (грек, который провел персов в тыл спартанцам в битве при Фермопилах). Тонкого, однако, совсем не смущает его детское прошлое)

Обычно мы сочувствуем бедным людям. Такова традиция и нашей литературы. Вы могли бы понять этого человека, посочувствовать ему? Совпадает ли ваше отношение к ситуации с реакцией толстого? Почему толстый ничего не возразил и ушел?

(Поведение толстого совсем не требует от него такого подобострастия: по отношению к другу детства толстый остается человеком, а тонкий – только подчиненным. Этому человеку невозможно сочувствовать. В том, что произошло, виноват он сам. Можно испытывать к нему разве что чувство досады и брезгливость.)

Что сделало тонкого таким? (Воспитание (таким он был уже в детстве, так же воспитывает и своего сына) и отношения в обществе, которые подавляют человека, делают его зависимым и готовым унижаться)

2) Вернёмся к тексту и составим краткую характеристику героев, заполнив таблицу.

1. Имя

Миша

Порфирий

2. Род деятельности

Тайный советник (3 класс)

Коллежский асессор (8 класс)

3.Семья

одинок

Семья (жена, сын)

4.Заработок

Достаточно денег

подрабатывает

5.Отношение к товарищу

Первым узнает, очень рад

Тоже рад, позже стошнило, отвернулся от товарища

Геннадий Хазанов когда-то так определил разницу между юмором и сатирой: «Юмор – это когда страшно хочется смеяться, а сатира - это когда смеяться хочется, но страшно». Как вы считаете, рассказ А.П.Чехова – это юмористическое или сатирическое произведение? Чехов смеется над героями или обличает их?

5. Проектирование спектакля. Групповая работа.

Почему рассказ Чехова относится к жанру «сценки»? Почему его легко можно поставить на сцене?

6. Д/з инсценировка рассказа

Читайте также: