Положение о проведении соут в организации. Образец положения об осуществлении соут в организации

Предыдущая12345678Следующая

Специальной оценки условий труда в организации

Члены комиссии:

1. Председатель комиссии – главный инженер (Ф. И.О.);

2. Заместитель председателя комиссии – заместитель главного инженера (Ф. И.О.);

3. Секретарь комиссии – руководитель отдела охраны труда (Ф. И.О.);

4. Главный механик (Ф. И.О.);

5. Главный энергетик (Ф. И.О.);

6. Руководитель службы управления персоналом (Ф. И.О.);

7. Начальник транспортного цеха (Ф. И.О.);

8. Начальник цеха (Ф. И.О.);

9. Член профкома, заместитель председателя ППО (Ф. И.О.);

10. Член профкома, член постоянного комитета (комиссии) по охране труда организации (Ф. И.О.);

11. Член профкома, старший уполномоченный по охране труда (Ф. И.О.);

12. Член профкома, уполномоченный по охране труда транспортного цеха (Ф. И.О.);

13. Член профкома, председатель цехкома (Ф. И.О.);

14. Член профкома, председатель цехкома (Ф. И.О.);

15. Член профкома, профорганизатор (Ф. И.О.).

Приложение № 2 к приказу № от ______

Примерное положение о комиссии по проведению специальной оценки условий труда в организации

1. Примерное положение о комиссии по проведению специальной оценки условий труда (в дальнейшем – Комиссия по проведению СОУТ) разработано в целях организации совместных действий работодателя, работников, выборного органа первичной профсоюзной организации (в дальнейшем – ППО) или иного уполномоченного работниками представительного органа по проведению специальной оценки условий труда.

2. На основе примерного положения приказом (распоряжением) работодателя с учетом мнения выборного органа ППО или иного уполномоченного работниками представительного органа утверждается положение о комиссии по проведению СОУТ в организации с учетом специфики деятельности работодателя.

3. Комиссия по проведению СОУТ в своей работе руководствуется законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о специальной оценке условий труда, генеральным, региональным, отраслевыми (межотраслевыми) территориальными соглашениями, коллективными договорами и локальными нормативными актами работодателя.

4. Задачами комиссии по проведению СОУТ являются:

— обеспечение проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах организации в установленные сроки;

— обеспечение соблюдения действующего законодательства об охране труда, в том числе соблюдение методики проведения СОУТ в организации;

— обеспечение законных прав и интересов работников организации на охрану труда, гарантии и компенсации за условия труда.

5. Функциями комиссии по проведению СОУТ являются:

5.1. Формирование нормативной документации и иных необходимых для проведения специальной оценки условий труда локальных нормативных актов, организационно-распорядительных и методических документов.

5.2. Составление перечня рабочих мест (с выделением аналогичных), на которых проводится СОУТ.

5.3. Подготовка необходимых сведений, документов и информации, характеризующих условия труда на рабочих местах:

— о действующих на рабочих местах факторах производственной среды и трудового процесса;

— о фактически предоставляемых гарантиях и компенсациях работникам, занятым работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

— о фактической обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты на рабочих местах, на которых предусмотрено проведение измерений и исследований потенциально вредных и/или опасных производственных факторов;

— подготовка перечня потенциально вредных и/ или опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям и т.д.

5.4. Приведение наименований профессий и должностей работников в соответствие с квалификационными справочниками.

5.5. Разработка по результатам проведения СОУТ плана мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

5.6. Рассмотрение предложений полномочных представителей работников (ППО или иного уполномоченного работниками представительного органа), жалоб, заявлений и предложений работников.

Порядок проведения СОУТ

Письменное информирование полномочных представителей работников и работников о принятых комиссией решениях.

5.8. Обеспечение хранения и защиты материалов по проведению СОУТ, в том числе в электронном виде, во избежание их изменения, исправления, порчи либо хищения.

Полномочия комиссии по проведению СОУТ

Для осуществления возложенных функций комиссия вправе:

6.1. Получать необходимую для проведения СОУТ информацию от всех служб, подразделений и должностных лиц организации в запрашиваемые сроки.

6.2. Контролировать соблюдение типичных условий технологических процессов и работ при проведении СОУТ.

6.3. Контролировать проведение ОПСОУТ исследований (испытаний) и измерений вредных производственных факторов на рабочих местах, соблюдение методик проведения исследований (испытаний) и измерений.

6.4. Участвовать при проведении ОПСОУТ измерений и исследований вредных и/или опасных производственных факторов.

6.5. Принимать решения:

— о возможности использования результатов производственного контроля при проведении СОУТ;

— о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений в случаях, если они могут создать угрозу жизни работников, экспертов и иных лиц, проводящих СОУТ;

— об утверждении перечня рабочих мест, подлежащих СОУТ, с выделением аналогичных рабочих мест;

— об утверждении (по предложению эксперта) результатов идентификации потенциально вредных и/ или опасных производственных факторов;

— об утверждении перечня потенциально вредных и/ или опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям;

— о признании допустимыми условий труда, если на рабочем месте не идентифицированы вредные и/ или опасные производственные факторы;

— о снижении подкласса условий труда на рабочих местах в связи с применением эффективных средств индивидуальной защиты (по предложению эксперта на один подкласс, по согласованию с Роспотребнадзором — более чем на один подкласс);

— об утверждении отчета о проведении СОУТ;

— по предложениям полномочных представителей работников, жалобам, заявлениям и предложениям работников.

Решения комиссии по проведению СОУТ, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения всеми должностными лицами организации.

Примерный регламент работы комиссии по проведению СОУТ

7.1. Полномочия комиссии начинаются с момента подписания работодателем приказа (распоряжения) о создании комиссии.

7.2.Заседание комиссии считается правомочным, если в нем принимают участие не менее двух третей членов комиссии.

7.3.Заседание комиссии ведет Председатель комиссии, в его отсутствие заместитель председателя. Они обеспечивают соблюдение регламента и порядка работы комиссии.

7.5. Решения комиссии принимаются большинством голосов ее членов, участвующих в голосовании при наличии кворума.

7.6. По приглашению Председателя комиссии или его заместителя в работе комиссии без права решающего голоса могут присутствовать руководители и специалисты структурных подразделений организации, приглашенные специалисты других организаций (органов государственного надзора и контроля, органов исполнительной власти РК по труду, профсоюзных и иных организаций).

7.7. Решения комиссии оформляются Протоколами, подписываются Председателем комиссии (либо его заместителем) и секретарем комиссии не позднее, чем на следующий день после заседания комиссии.

7.8. Оповещение членов комиссии о месте, времени и повестке дня заседания комиссии обеспечивается секретарем комиссии не позднее, чем за два дня до даты заседания комиссии.

(образец протокола)

Протокол № ___

Предыдущая12345678Следующая

Проведение специальной оценки условий труда в школе

Для многих людей школа ассоциируется лишь с местом, где дети получают знания. Однако здесь трудятся учителя, повара, завхозы, библиотекари, охранники, водители и другие специалисты.

Методика проведения СОУТ рабочих мест

Для них школа является, прежде всего, местом работы. И как каждый работодатель, ее руководство должно проводить специальную оценку условий труда.

СОУТ - это комплекс последовательных мероприятий, которые направлены на идентификацию вредных и опасных факторов трудового процесса и производственной среды, а также оценку уровня их воздействия на специалиста. Данная процедура должна проводиться как минимум один раз в 5 лет.

Этапы СОУТ в школе:

  • Формирование комиссии. В нее должны войти работники школы, в том числе специалист по охране труда. Количество членов должно быть нечетным.
  • Оформление графика проведения СОУТ. Он составляется в произвольной форме и утверждается приказом директора школы. Все члены комиссии обязаны ознакомиться с графиком под роспись.
  • Утверждение перечня рабочих мест, в отношении которых будет осуществляться СОУТ. Его можно составлять в произвольной форме. В перечне нужно указать аналогичные рабочие места. Например, в школе может трудиться 6 учителей русского языка, которые выполняют одинаковые функции и находятся в равных условиях. Такие рабочие места признаются аналогичными.
  • Заключение договора с организацией, которая проводит СОУТ. Требования к таким фирмам изложены в статье 19 закона № 426-ФЗ.
  • Идентификация потенциально вредных либо опасных факторов. Специалисты измеряют уровень шума, освещенности, температуру, относительную влажность воздуха, параметры гигиенических условий и так далее. К рабочим местам в школе, которые наиболее подвержены вредным воздействиям, относятся кабинеты химии, информатики, физики, биологии, физической культуры, труда и столовая. Если специалисты идентифицировали такие факторы, проводятся их исследования и измерения.
  • Оформление отчета. Он составляется организацией по результатам проведенной работы. Отчет подписывается членами комиссии и утверждается директором школы. После этого организация передает результаты в соответствующую систему учета.

Ищите организацию для проведения СОУТ в школе? Тогда обратитесь в МЦОТ «Экспертиза». Мы работаем в строгом соответствии с действующим законодательством и имеем технические возможности выполнения всех мероприятий.

О специальной оценке условий труда

Общие положения по специальной оценке условий труда (аттестация рабочих мест, СОУТ организаций, офисных работников)

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон №426-ФЗ от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда». В соответствии с новым законом предусматривается полная замена процедуры аттестации рабочих мест (АРМ) специальной оценкой условий труда (СОУТ).

Специальная оценка условий труда (СОУТ) - единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом эффективности мер защиты.

Специальная оценка условий труда подлежат все рабочие места работодателя, кроме надомников, дистанционных работников, работников, вступивших в трудовые отношения с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Основные цели проведения специальной оценки условий труда:

— оценка соответствия условий труда на рабочих местах государственным требованиям охраны труда;

— мониторинг условий труда (производственный контроль) на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда (гигиеническая оценка);

— установление работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством;

— освобождение работодателей от уплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам, если условия труда соответствуют государственным требованиям и стандартам охраны труда.

По результатам проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) устанавливаются классы условий труда на рабочих местах:

— оптимальные;

— допустимые;

— вредные;

— опасные.

От класса зависит компенсация работнику, а также размер страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации со стороны работодателя. Чем хуже условия труда, тем выше дополнительный тариф страхового взноса, тем больше гарантий и компенсаций назначается работнику. При установлении по результатам СОУТ оптимального или допустимого класса, тариф равен нулю, а льготы и компенсации не предоставляются.

По результатам проведения специальной оценки условий труда составляется отчет, в который включаются следующие результаты проведения СОУТ:

Кто имеет право проводить СОУТ

В соответствии с законом право проводить специальную оценку имеют только специализированные организации, внесенные в реестр Минтруда России. В их штате должно быть не менее 5 экспертов — специалистов с высшим образованием, минимум трехлетним опытом практической работы в области оценки условий труда, в том числе в области аттестации рабочих мест по условиям труда, прошедших аттестацию на право выполнения работ по СОУТ и имеющих соответствующий сертификат. Хотя бы у одного из экспертов должно быть профильное гигиеническое образование.

Кроме того, организации, проводящие специальную оценку условий труда, в своем составе должны иметь испытательную лабораторию, область аккредитации которой включает проведение измерений факторов, оцениваемых при проведении СОУТ.

Штрафы за нарушения требований федерального закона от 28.12.2013 г.

Положение о соут в организации образец

№ 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

Необходимо помнить, что на работодателя, на предприятии которого специальная оценка условий труда не проводилась, могут возложить административной штраф в размере от 1 000 до 5 000 рублей (для физических лиц) или от 30 000 до 40 000 рублей (для юридических лиц), либо же приостановить производство на период до 90 суток (ст. 5.27 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 11 закона № 421-ФЗ, с 01 января 2015 года, вступает в силу новая редакция КоАП РФ согласно которой за не проведение Специальной оценки условий труда (СОУТ), а так же за нарушение правил ее проведения, на организацию могут наложить штраф на сумму от 60 000 руб. до 80 000 руб., на ИП - от 5 000 руб. до 10 000 руб. в соответствии со статьей 5.27.1 КоАП.

Мы предлагаем полный комплекс услуг по Специальной оценке условий труда (СОУТ), в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда».



Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядок применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда (приложение к постановлению Госкомтруда ЛЬ 387/22-78 от 3.10.1986 г.)

В целях обоснованного определения размеров доплат за работу с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда рекомендуется следующий порядок оценки фактического состояния условий труда на рабочих местах и применения отраслевых перечней работ, на которых могут производиться указанные доплаты.

1. Оценка состояния условий труда на рабочих местах.

1.1. Фактическое состояние условий труда оценивается на рабочих местах, где выполняются работы, предусмотренные отраслевым перечнем работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утвержденные министерством, ведомством по согласованию с ЦК профсоюза.

1.2. Оценка фактического состояния условий труда производится на основе данных аттестации рабочих мест или специальных инструментальных замеров условий факторов производственной среды, которые отражаются в «Карте условий труда на рабочем месте» 1 (см. приложение I).

Если показатели фактического состояния факторов производственной среды равны или ниже показателей предельно допустимых концентраций (ПДК) и предельно допустимых уровней (ПДУ), то в «Карте условий труда» (графа 4) против соответствующих факторов ставится прочерк.

1.3. Степени вредности факторов производственной среды и тяжести работ устанавливаются в баллах по критериям, приведенным в «Гигиенической классификации труда», которая утверждена Министерством здравоохранения СССР 12 августа 1986 г. под № 4137-86 (см. приложение II).

Превышение ПДК и ПДУ на рабочих местах считается нарушением норм и правил по охране труда, что не исключает возможности использования техническими инспекторами труда профсоюзов предоставленных им прав.

Число баллов по каждому значимому фактору проставляется в «Карте условий труда» (графа 5). При этом для оценки влияния данного фактора на состояние условий труда учитывается продолжительность его действия в течение смены. Баллы, установленные по степеням вредности факторов и тяжести работ, корректируются по формуле Хфактич = ХСтТ, где Хст - степень вредности фактора или тяжести работ, установленная по показателям «Гигиенической классификации труда» (приложение 2 к настоящему типовому положению), которая указывается в графе 5 «Карты условий труда»; Т - отношение времени действия данного фактора к продолжительности рабочей смены.

Если время действия этого фактора составляет более 90 % рабочей смены, то Т = 1.

Пример оценки фактического состояния условий труда приводится в приложении III.

1.4. Министерства и ведомства могут по согласованию с соответствующими центральными комитетами профсоюзов вводить в отраслевые положения об оценке условий труда, разрабатываемые на основе настоящего типового положения, дополнительно к факторам, предусмотренным в «Карте условий труда» (см. приложение I), другие факторы, наиболее полно учитывающие специфику работ, выполняемых на предприятиях данной отрасли.

1.5. Для предприятий, имеющих ограниченные возможности проводить инструментальные замеры уровней факторов производственной среды, допускается, в порядке исключения, применение метода экспресс-оценки состояния условий труда по критериям, приведенным в приложении IV.

1.6. Размеры доплат в зависимости от фактического состояния условий труда устанавливаются руководителями объединений, предприятий и организаций по согла-сованию с профсоюзным комитетом по шкале, приведенной в табл. 2.2.

1.7. Доплаты устанавливаются по конкретным рабочим местам и начисляются рабочим только за время фактической занятости на этих местах.

1.8. Руководители объединений, предприятий и организаций при переводе рабочих на новые условия оплаты труда могут, в порядке исключения, устанавливать по согласованию с профсоюзным комитетом на отдельных рабочих местах, где производилась оплата труда по повышенным тарифным ставкам (окладам) и выполнялись работы, предусмотренные в отраслевом перечне работ, который указан в п. 1.1 настоящего «Типового положения», временно сроком до одного года размеры доплат за условия труда выше, чем они были определены по шкале, приведенной в п. 1.6 настоящего «Типового положения». При этом размеры доплат не должны превышать 12 % от тарифной ставки (оклада) на работах с тяжелыми и вредными условиями труда и 24 % - на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда.

2. Порядок применения отраслевых перечней работ, на которых могут -устанавливаться доплаты рабочим за условия труда.

2.1. Министерства и ведомства на основе типовых перечней работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утвержденные Госкомтруда СССР и ВЦСПС по отраслям народного хозяйства, разрабатывают и по согласованию

с центральными комитетами профсоюзов утверждают соответствующие отраслевые перечни работ.

2.2. Объединения, предприятия, организации с учетом отраслевого перечня работ, указанного в п. 2.1 настоящего типового положения, и результатов аттестации рабочих мест разрабатывают перечень рабочих мест и конкретных работ, на которых устанавливаются доплаты рабочим за условия труда с указанием размеров этих доплат в соответствии с п. 1.6 настоящего Положения. Указанный перечень утверждается по согласованию с профсоюзным комитетом, включается в коллективный договор с мероприятиями по улучшению условий труда и ежегодно пересматривается с учетом проведенной работы по рационализации рабочих мест, механизации ручного труда, совершенствованию его организации и условий. При последующий рационализации рабочих мест составляются новые «Карты условий труда», на основании которых доплаты уменьшаются или отменяются полностью.

2.3. Трудовые коллективы объединений, предприятий, организаций в случаях устранения на рабочих местах вредных производственных факторов или улучшения условий труда могут принимать решения о переводе соответствующих видов работ из раздела с особо тяжелыми и особо вредными в раздел с тяжелыми и вредными условиями труда, или относить их к работам с нормальными условиями труда, независимо от того, что они предусмотрены в отраслевом перечне работ, указанном в п. 2.1 настоящего «Типового положения».

2.4. Министерства и ведомства на основании предложений объединений, предприятий, организаций в случаях внедрения новых технологических процессов могут вносить совместно с соответствующими центральными комитетами профсоюзов и по согласованию с Госкомтрудом СССР и ВЦСПС в отраслевой перечень работ, указанный в п. 2.1 настоящего «Типового положения», дополнительно работы, на которых современными техническими и другими средствами и методами не представляется возможным устранить вредные производственные факторы.

Таблица 2.2. Доплаты в зависимости от состояния условий труда

Работа

Число фактиче­ских баллов

Размеры доплат к тарифной ставке (окладу), %

С тяжелыми и вредными

До двух

4

условиями труда

2,1-4,0

8

4,1-6,0

12

С особо тяжелыми и осо­

6,1-8,0

Работники имеют право на рабочие места, которые соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда (ч. 1 ст. 21 ТК РФ). Соответственно, работодатели обязаны обеспечивать безопасность работников в процессе их трудовой деятельности (ч. 2 ст. 22 ТК РФ). Одним из элементов системы обеспечения безопасности на рабочих местах является проведение специальной оценки условий труда. В процессе спецоценки производится идентификации вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также оценка уровня их воздействия на работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ ).

Проводить спецоценку должны все работодатели (ч. 2 ст. 212 ТК РФ , ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ ). Напомним, что плановая специальная оценка условий труда проводится не реже 1 раза в 5 лет. Этот срок считается со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ ). В случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ (например, ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест или получение работодателем соответствующего предписания государственного инспектора труда), проводится внеплановая спецоценка.

Обращаем внимание, что даже те работодатели, у которых нет «вредных» рабочих мест и которые не проводили аттестацию рабочих мест до 01.01.2014, должны завершить специальную оценку не позднее 31.12.2018 (ч. 6 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ ).

А как составить Положение о специальной оценке условий труда?

Разрабатываем Положение о спецоценке

Законодательство не обязывает работодателя разрабатывать и утверждать какие-либо положения о специальной оценке условий труда. Потому и разработка такого документа - внутреннее дело организации. Соответственно, и содержание этого локального нормативного акта работодатель определяет для себя самостоятельно.

В таком документе обычно раскрываются в отношении специальной оценки условий труда основные положения такой процедуры: цель и порядок проведения, оформление результатов, контроль за своевременностью проведения специальной оценки условий труда, ответственность.

Положение о спецоценке утверждается приказом (распоряжением) руководителя работодателя и доводится до сведения ответственных работников.

Приведем для Положения о специальной оценке условий труда образец его заполнения.

Специальная оценка условий труда - это мероприятие, которое направлено на выявление состояния рабочих мест персонала с оценкой наличия и степени серьезности опасных или вредоносных для здоровья факторов.

Непосредственно процедура СОУТ состоит в изучении рабочего места, сборе анализов из его зоны и их исследовании. Все эти действия производит группа специалистов , присланных компанией, специализирующейся на данной деятельности.

При этом мероприятие проводится силами двух структур, так как подготовку к нему осуществляет комиссия, формируемая в самой компании из ее сотрудников, она же наблюдает за работой внешней группы и делает практические выводы на основе полученных от результатов.

Для проведения процедуры в компании может быть принят специальный акт - положение о специальной оценке условий труда, хотя он и не является обязательным, поскольку можно ориентироваться на нормы соответствующего Федерального закона №426 .

Что такое система оценки условий труда в организации

Система оценки условий труда (СОУТ, специальная оценка условий труда) - это процедура, устраиваемая в организации, чтобы выяснить, каковы качественные параметры рабочих мест, то есть тех зон, в которых персонал данного предприятия проводит большую часть времени . В ходе такого исследования производится определение, насколько существенны в зоне, где располагается данное место, факторы, оказывающие вредоносное воздействие на здоровье сотрудников.

Проведение такой процедуры предполагает исследование не всех рабочих мест, поскольку многие из них однородны, т.е. на них действуют сходные факторы. Из таких однородных рабочих мест достаточно изучить одну четверть (25%), но не менее двух.

Организация СОУТ необходима, если в компании появились новые рабочие места , для которых наличие опасных факторов неизвестно . Также данная процедура требуется при обновлении технологического процесса, введении в эксплуатацию нового оборудования, в случае начала применения новых видов сырья.

После несчастного случая на производстве у компании также существует обязанность устроить СОУТ. Срок, в течение которого процедуру нужно провести, составляет шесть месяцев . Равным образом данное действие может быть инициировано и профсоюзным комитетом предприятия либо аналогичным ему органом, представляющим трудовой коллектив.

Проведением СОУТ занимается соответствующая комиссия, образуемая в компании, а исследование рабочих мест выполняется силами сотрудников специализированной организации (см. раздел «Кто проводит оценку»).

Положение о специальной оценке условий труда - это локальный правовой акт, которым регламентируется порядок проведения данной процедуры на предприятии, где он принимается. Этот документ базируется на Федеральном законе №426 .

При этом в то время как данная процедура является обязательной для всех предприятий (кроме тех, на которых персонал трудится удаленно), принимать положение о СОУТ не обязательно . Без его утверждения можно обойтись, если в компании полагают, что норм, содержащихся в законе №426-ФЗ, достаточно для регулирования данного процесса.

Однако в некоторых компаниях он носит настолько сложный характер, что становится целесообразным все же принять положение о СОУТ.

Типовой формы для документа не существует, поэтому компании имеют право составлять его самостоятельно. В то же время имеет смысл ориентироваться на образцы, представленные в интернете. Непосредственно разработкой положения занимается юридический отдел предприятия .

Его структура обычно включает ряд разделов .

Первый раздел содержит общие положения. В нем определяется понятие СОУТ в целом, также там приводятся взаимные права и обязанности работодателя и сотрудников в процессе проведения данной процедуры. Также в этом разделе указывается, что проведением СОУТ занимаются совместно само предприятие, в котором образуется соответствующая комиссия и сторонняя специализированная организация.

Второй раздел содержит описание процесса подготовки к СОУТ на предприятии. В этой части положения регламентируется процесс образования комиссии по проведению СОУТ в данной организации. Устанавливается количество участников данной структуры, кто ее возглавляет, в каком порядке она собирается, регламент принятия данным органом решений.

Также перечисляются возложенные на комиссию задачи и выполняемые этим органом функции. Устанавливаются полномочия, предоставляемые комиссии от имени организации.

Третий раздел описывается непосредственное проведение специальной оценки. Ее проводит сторонняя организация, и в данном разделе перечисляются основные этапы ее работы.

Наконец, последний раздел посвящен интерпретации результатов СОУТ, которую уже берет на себя комиссия самого предприятия. В той части документа приводятся те действия, который этот орган имеет право предпринять по результатам проведенной процедуры.

Особенности СОУТ в школах

Специальная оценка условий труда в школе проводится на таких же основаниях, что и в любом другом учреждении. В то же время здесь эта процедура имеет целый ряд особенностей, которые вытекают из характера работы сотрудников данного учреждения.

В частности, во многих случаях учителя ведут занятия в разных кабинетах, переходя из одного в другой, это предполагает, что все учительские рабочие места можно рассматривать как аналогичные, таким образом существует необходимость проверить всего одну четверть от общего количества .

Аналогичным образом рабочие места, занимаемые школьными поварами, которые работают в столовой, в стандартном случае не различаются, поэтому и в их отношении можно ограничиться проверкой только определенной части.

Кроме того, при осуществлении СОУТ в школе не требуется проверять место медсестры, поскольку медицинский пункт в этом образовательном учреждении отнесен к районной поликлинике. Вне зависимости от результатов данной процедуры за учителями и иными школьными сотрудниками остаются все полагающиеся им льготы, они не могут быть их лишены по условиям СОУТ.

Специальная оценка условий труда на предприятии производится в ходе совместной работы двух организаций, а именно, комиссии по СОУТ, которая создается на предприятии, и экспертной группы внешнего характера.

Первая из них - это комиссия компании по СОУТ, которая подготавливает данную процедуру, наблюдает за ее выполнением, подводит ее итоги и предпринимает надлежащие действия на основе ее результатов.

Комиссия по СОУТ включает в свой состав сотрудников предприятия. Она создается приказом руководителя компании. В этом документе он определяет состав этого органа.

Возглавляет структуру часто сам руководитель компании (генеральный директор). Альтернативная возможность - это замещение поста председателя другим высокопоставленным сотрудником компании, которого руководитель назначает на данную должность.

В качестве заместителя главы комиссии выступает штатный специалист по охране труда , который прошел подготовку по соответствующей дисциплине в обучающем центре. Присутствие такого сотрудника в комиссии считается обязательным, без него ее решения могут не иметь силы. Если в самой компании такой сотрудник отсутствует, то допускается его привлечение извне.

Особое правило действует для предприятия, в котором работает менее 50 сотрудников. В такой компании в большинстве случаев отсутствует штатная единица специалиста по охране труда.

Поэтому для данных организаций небольших размеров допускается, чтобы в состав формируемого органа вошел специалист, который курирует в ней охрану труда, не занимая соответствующей штатной единицы.

Кроме того, в комиссию включается целый ряд других участников . В частности, при наличии в организации профсоюзного органа его представитель входит в данную структуру. Если же вместо профсоюза имеется иной орган, представляющий интересы персонала, то в комиссию включается лицо от него.

Также в эту группу назначают руководителей структурных подразделений юридического лица. Наконец, в нее входят специалисты отдела персонала и медицинские работники. Определено, что комиссия по СОУТ должна включать нечетное число сотрудников, что позволяет легко прийти к решению в ходе голосования.

Второй субъект, принимающий участие в СОУТ на предприятии - внешний . Это экспертная группа, которая состоит из представителей специализированной компании. Последняя обязана иметь в своем распоряжении лабораторию, которая аккредитована государством.

Предприятие, желающее оценить состояние рабочих мест сотрудников, обращается к такой компании и заключает с ней контракт о проведении СОУТ . После этого в назначенное время компания направляет группу своих специалистов по указанному адресу. Они проводят практические работы по изучению условий и передают результаты анализа комиссии самого предприятия, которая и принимает решения на их основе.

Сами представители специализированной компании решать ничего не могут, их компетенция ограничивается исключительно проведением специализированных исследований .

Дополнительно о специальной оценки условий труда — смотрите в видео:

Госкомтруда СССР

и Секретариата ВЦСПС

Типовое положение
об оценке условий труда на рабочих местах и порядок применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочих за условия труда

2. Порядок применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда Приложение 1. Карта условий труда на рабочем месте Приложение 2. Гигиеническая классификация труда (по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса) Приложение 3. Пример оценки фактического состояния условий труда на рабочих местах Приложение 4. Критерии для экспресс-оценки состояния условий труда

В целях обоснованного определения размеров доплат за работу с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда рекомендуется следующий порядок оценки фактического состояния условий труда на рабочих местах и применения отраслевых перечней работ, на которых могут производиться указанные доплаты.

1. Оценка состояния условий труда на рабочих местах

1.1. Фактическое состояние условий труда оценивается на рабочих местах, где выполняются работы, предусмотренные отраслевым перечнем работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утвержденным министерством, ведомством по согласованию с ЦК профсоюза.

1.2. Оценка фактического состояния условий труда производится на основе данных аттестации рабочих мест или специальных инструментальных замеров уровней факторов производственной среды, которые отражаются в Карте условий труда на рабочем месте (Приложение N 1).

Если показатели фактического состояния факторов производственной среды равны или ниже показателей ПДК и ПДУ, то в Карте условий труда (гр. 4) против соответствующих факторов ставится прочерк "-".

1.3. Степени вредности факторов производственной среды и тяжести работ устанавливаются в баллах по критериям, приведенным в Гигиенической классификации труда, утвержденной Министерством здравоохранения СССР 12 августа 1986 г. N 4137-86 (Приложение N 2).

Превышение ПДК и ПДУ на рабочих местах считается нарушением норм и правил по охране труда, что не исключает возможности использования техническими инспекторами труда профсоюзов представленных им прав.

Количество баллов по каждому значимому фактору проставляется в Карте условий труда (гр.5). При этом для оценки влияния данного фактора на состояние условий труда учитывается продолжительность его до действия в течение смены. Баллы, установленные по степеням вредности факторов и тяжести работ, корректируются по формуле:

Х фактич. = Х ст. x Т, где:

Х ст. - степень вредности фактора или тяжести работ, установленная по показателям Гигиенической классификации труда (Приложение N 2 к настоящему Типовому положению), которая указывается в графе 5 Карты условий труда;

Т - отношение времени действия данного фактора к продолжительности рабочей смены. Если время действия этого фактора составляет более 90 процентов рабочей смены, то Т = 1.

Пример оценки фактического состояния условий труда приводится в Приложении N 3 .

1.4. Министерства и ведомства могут по согласованию с соответствующими центральными комитетами профсоюзов вводить в отраслевые положения об оценке условий труда, разрабатываемые на основе настоящего Типового положения, дополнительно к факторам, предусмотренным в Карте условий труда (Приложение N 1), другие факторы, наиболее полно учитывающие специфику работ, выполняемых на предприятиях данной отрасли.

1.5. Для предприятий, имеющих ограниченные возможности проводить инструментальные замеры уровней факторов производственной среды допускается, в порядке исключения, применение метода экспресс-оценки состояния условий труда по критериям, приведенным в приложении N 4 .

1.6. Размеры доплат в зависимости от фактического состояния условий труда устанавливаются руководителями объединений, предприятий и организаций по согласованию с профсоюзным комитетом по следующей шкале:

1.7. Доплаты устанавливаются по конкретным рабочим местам и начисляются рабочим только за время фактической занятости на этих местах.

1.8. Руководители объединений, предприятий и организаций при переводе рабочих на новые условия оплаты труда могут, в порядке исключения, устанавливать по согласованию с профсоюзным комитетом на отдельных рабочих местах, где производилась оплата труда по повышенным тарифным ставкам (окладам) и на которых выполняются работы, предусмотренные в отраслевом перечне работ, указанном в п.1.1 настоящего Типового положения, временно сроком до одного года размеры доплат за условия труда выше, чем они определены по шкале, приведенной в п.1.6 настоящего Типового положения. При этом размеры доплат не должны превышать 12 процентов тарифной ставки (оклада) на работах с тяжелыми и вредными условиями труда и 24 процентов - на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда.

2. Порядок применения отраслевых перечней работ,
на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда

2.1. Министерства и ведомства на основе Типовых перечней работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утвержденных Госкомтрудом СССР и ВЦСПС по отраслям народного хозяйства, разрабатывают и по согласованию с центральными комитетами профсоюзов утверждают соответствующие отраслевые перечни работ.

2.2. Объединения, предприятия, организации с учетом отраслевого перечня работ, указанного в п.2.1 настоящего Типового положения, и результатов аттестации рабочих мест разрабатывают перечень рабочих мест и конкретных работ, на которых устанавливаются доплаты рабочим за условия труда с указанием размеров этих доплат в соответствии с п.1.6 настоящего Положения. Указанный перечень утверждается по согласованию с профсоюзным комитетом, включается в коллективный договор с мероприятиями по улучшению условий труда и ежегодно пересматривается с учетом проведенной работы по рационализации рабочих мест, механизации ручного труда, совершенствованию его организации и условий. При последующей рационализации рабочих мест составляются новые Карты условий труда, на основании которых доплаты уменьшаются или отменяются полностью.

2.3. Трудовые коллективы объединений, предприятий, организаций в случаях устранения на рабочих местах вредных производственных факторов или улучшения условий труда могут принимать решения о переводе соответствующих видов работ из раздела с особо тяжелыми и особо вредными в раздел с тяжелыми и вредными условиями труда, или относить их к работам с нормальными условиями труда, независимо от того, что они предусмотрены в отраслевом перечне работ, указанном в п.2.1 настоящего Типового положения.

2.4. Министерства и ведомства на основании предложений объединений, предприятий, организаций в случаях внедрения новых технологических процессов могут вносить совместно с соответствующими центральными комитетами профсоюзов и по согласованию с Госкомтрудом СССР и ВЦСПС в отраслевой перечень работ, указанный в п.2.1

Читайте также: