Фотоаппарат фэд - символ советской фотоиндустрии. История развития фотоаппаратов фэд Послевоенное производство фотоаппаратов «ФЭД»

Сегодня фотоаппарат есть практически у каждого человека - это зеркальные фотокамеры, любительские мыльницы, или же просто встроенные в мобильные телефоны камеры на несколько мегапикселей...
Сегодня не нужно проявлять пленки, бежать в магазин за фотохимикатами и фотобумагой.... Мы снимаем тысячи снимков, делясь отснятыми кадрами в своих блогах, выкладывая их в Контакте или просто отправляя их по электронной почте.
А ведь еще совсем недавно это было далеко не так.
В советское время тоже многие увлекались фотографией, но тогда все было немного иначе. Помните как мы запечатлевали наши самые памятные моменты на фотоаппарат, закрывались в ванной, включая красную лампочку, чтобы проявить пленку, а затем делали фотографии, развешивая их тут же сушиться...
Для кого то это было сложно, но для гурманов этого дела - это было наслаждением. Для тех, кто не хотел со всем этим возиться, существовали фотостудии, куда можно было отдать на проявку пленку и там же напечатать фотографии.
Каждая фотография была очень ценной для советского человека - ведь на этих снимках была запечатлена наша с вами память.
во многих домах в домашних альбомах до сих пор хранятся эти дорогие сердцу и памяти снимки.
В ассортименте каждого увлекающегося фотографией в СССР должен был быть обязательный набор помимо самого фотоаппарата - различные пленки, фотобачок, фотоувеличитель и фотоглянцеватель, фотофонарь, а также фотобумага и фотохимикаты.
А дальше сам процесс!
Сначала пленку нужно было проявить, осуществить промежуточную промывку, зафиксировать, промыть окончательно и высушить.
После этого печатались сами фотографии - с помощью фотоувеличителя проецировалось изображение на экспонируемую фотобумагу. Черно-белые снимки делались при специальном красном свете, цветные - при специальном зеленом. Стадии обработки фотобумаги для снимков аналогичны стадиям обработки фотопленки. В самом конце проявленные фотоснимки аккуратно вешались на просушку в той же комнате.



Некоторые модели популярных фотоаппаратов в СССР
Зенит-4 — советский однообъективный зеркальный фотоаппарат с центральным затвором, разработанный на Красногорском механическом заводе (КМЗ) и выпускавшийся серийно с 1964 по 1968 год. Базовая модель семейства, включавшего также аппараты «Зенит-5», «Зенит-6» и «Зенит-11» (первый под этим индексом, несерийный). Первый серийный фотоаппарат КМЗ со встроенным экспонометром.

Зенит-6 - от «Зенита-4» отличался только комплектацией: продавался с объективом «Рубин-1Ц» с переменным фокусным расстоянием (впервые в СССР). В 1964—1968 годах выпущено 8 930 шт.
В кинокомедии Э. Рязанова «Зигзаг удачи» «Зенит-6» — мечта главного героя, фотографа Орешникова. Он разглядывает в витрине магазина фотоаппарат с ценником — 400 руб.

Зени́т-Е — самый массовый советский однообъективный зеркальный фотоаппарат, разработанный на Красногорском механическом заводе (КМЗ) и выпускавшийся серийно в 1965—1982 гг. на КМЗ и с 1973 (по другим данным, с 1975) по 1986 г. на Оптико-механическом заводе в г. Вилейка (Белоруссия) Белорусского оптико-механического объединения (БелОМО). Выпущен в количестве более 8 млн шт. (из них на КМЗ — 3334540 шт.) — мировой рекорд для однообъективных зеркальных фотоаппаратов. Индекс «Е» присвоен фотоаппарату в честь директора КМЗ с 1953 по 1965 г. Н. М. Егорова.
Фотоаппарат продавался в комплекте с одним из двух объективов: «Гелиос-44-2» (фокусное расстояние 58 мм, относительное отверстие 1:2) или «Индустар-50-2» 3.5/50.
Розничная цена «Зенита-Е» в 1980г. с объективом «Гелиос-44-2» была 100 руб.,с олимпийской символикой 110руб., с объективом «Индустар-50-2» — 77 руб.
Если была возможность выбора, покупатели предпочитали фотоаппараты производства КМЗ, а не БелОМО, не без оснований считая их более качественными (это относилось и к другим моделям, производившимся на двух предприятиях).
За пределами СССР «Зенит-Е» продавался как под оригинальным наименованием (в латинском написании — «Zenit-E»), так и под марками «Revueflex-E» (Германия), «Phokina», «Photokina-XE» (Франция), «Kalimar-SR200», «Kalimar-SR300», «Prinzflex-500E», «Spiraflex», «Cambron-SE» (США), «Meprozenit-E» (Япония), «Diramic-RF100» (Канада).

Зенит-ЕТ — модернизация фотоаппарата «Зенит-Е», имел невращающуюся головку выдержек, фокусировочный экран с микрорастром и другие усовершенствования. Вилейский завод БелОМО выпускал эту модель во многих вариантах, в том числе с приводом нажимной диафрагмы, без экспонометра и т. п. Выпускался - КМЗ — 1981—1988 годы, 61099 шт., и Вилейский завод — с 1982 до середины 90-х годов, около 3 млн штук.

Зенит-11 — однообъективный зеркальный фотоаппарат, предназначенный для широкого круга фотолюбителей.
Фотоаппарат продавался в комплекте с одним из объективов: Гелиос-44М, МС Гелиос-44М, Гелиос-44М-4, МС Гелиос-44М-4. Всего выпущено 1 481 022 экземпляров. Представляет собой усовершенствованный аппарат «Зенит-Е» (добавлен механизм нажимной диафрагмы, невращающаяся головка выдержек, горячий башмак для вспышки, фокусировочный экран с микрорастром, внесены другие мелкие изменения).

Ломо-135 — шкальный фотоаппарат производства ЛОМО. С 1975 года было выпущено 85 902 экземпляров. Модель с маркировкой «М» отличалась лишь символикой. Последних было произведено 89 500 экземпляров. Объектив «Индустар-73» (2,8/40). Фокусировка по шкале расстояний.

Ломо-Компакт Автомат (ЛКА, LCA) — первая советская карманная фотокамера, оснащённая широкодиапазонным автоматическим электронным затвором, управляемым электронным экспонометрическим устройством. Камера отличается прочным корпусом, лёгкостью и компактностью, а также простотой использования.

Смена-8, 8М - шкальный советский фотоаппарат выпускавшийся объединением ЛОМО с 1970 г. «Смены-8» и «Смены-8М» суммарно было выпущено в количестве 21 041 191 (по 1995 год включительно). «Сменой-8М» стала называться «Смена-9», но в изменённом корпусе и отличалась тем, что наводка на резкость могла осуществляться не только по шкале расстояний, но и по шкале символов. Объектив — «Триплет» Т-43 4/40 (3 линзы в 3 компонентах), несменный, просветлённый. Угловое поле зрения объектива — 55°. диафрагма ирисовая

Смена-35 — шкальный советский фотоаппарат выпускавшийся объединением ЛОМО с 1990 года. Камера представляла собой рестайлинговую версию «Смена-8М» в новом корпусе с центральным синхроконтактом. Объектив — «Триплет» Т-43 4/40 (3 линзы в 3 компонентах), несменный, просветлённый. Угловое поле зрения объектива — 55°. диафрагма ирисовая

Сокол-2 - редкий дальномерный пленочный фотоаппарат, выпускавшийся в начале 80-х. Объектив "Индустар-702 F=50 мм 1:2,8. Фотоаппарат работал в двух режимах: ручной и автомат. Автоматика учитывает все установленные фильтры и насадки.

Вилия, Вилия-авто — советские шкальные фотоаппараты. Выпускались в 1973—1985 гг., производство БелОМО. Усовершенствованные варианты выпускались под названиями «Силуэт-Электро» (1976 - 1981 гг.) и «Орион-ЕЕ» (1978-1983 гг.) (первоначальные названия «Вилия-электро» и «Вилия-ЕЕ» соответственно). Объектив «Триплет-69-3» 4/40 (3 линзы в 3 компонентах), несменный, резьба под светофильтр М46×0,75. Фокусировка по шкале расстояний (символов). Пределы фокусировки от 0,8 м до бесконечности. Четырехлепестковая диафрагма расположена вне оптического блока объектива, позади затвора.
«Вилия-авто» — базовая модель, «Вилия» — упрощённая модель без экспоавтоматики и экспонометра.

Зоркий-4 . Советский фотоаппарат из семейства дальномерных фотографических аппаратов «Зоркий». Выпускался Красногорским механическим заводом (КМЗ) в городе Красногорске Московской области в 1956—1973 гг. Представляет собой усовершенствованный фотоаппарат «Зоркий-3С». Самая массовая и технически совершенная модель среди фотоаппаратов «Зоркий». Всего выпущено 1715677 шт.
«Зоркий-4» продавался в комплекте с одним из двух объективов — «Юпитер-8» 2/50 (более дорогой вариант) или «Индустар-50» 3.5/50. Есть сведения, что небольшое количество аппаратов было укомплектовано объективом «Юпитер-17» 2/50. Допускает использование сменных объективов.
На основе «Зоркого-4» также были выпущены фотоаппараты:
«Мир» — более дешёвый аппарат, отличавшийся от базовой модели упрощённой конструкцией: автоматические выдержки только от 1/500 до 1/30 с, механизм длительных выдержек отсутствует. Вероятно, для «Миров» использовались затворы, изготовленные для «Зорких-4», но забракованные из-за нечёткой отработки выдержки 1/1000 с. Объективы — «Индустар-50», реже «Юпитер-8» или «Индустар-26М» 2,8/50. В 1959—1961 гг. выпущено 156229 шт.;
«Зоркий-4К» с курковым механизмом взвода и несъёмной приёмной катушкой. Объективы — «Индустар-50» или «Юпитер-8». В 1972—1978 и 1980 гг. выпущено 524646 шт.
азличные фоторегистраторы для использования в научной и военной аппаратуре. Снабжались специальным узлом крепления к оптическому каналу соответствующего прибора. Не имели ненужных в этом случае видоискателя, дальномера, башмака для вспышки. Иностранные коллекционеры называют подобные камеры «Labo»

Киев-4, 4а . Дальномерные камеры «Киев» основаны на конструкции немецких аппаратов Contax II и III. Документация, технологическая оснастка и задел деталей для фотоаппаратов Contax были вывезены в СССР из Германии в счет репараций после Великой Отечественной войны с заводов компании Zeiss Ikon. Первые партии фотоаппаратов «Киев-2» и «Киев-3» фактически представляли собой перемаркированные аппараты Contax. От своего прототипа камеры «Киев» унаследовали очень сложную конструкцию механизмов выдержек, фокусировки и дальномера. Камеры Киев-4 и Киев 4-а отличались наличием и отсутствием встроенного экспонометра и выпускались с 1958 по 1985 гг.

Киев-60 ТТЛ - зеркальный фотоаппарат с форматом кадра 6х6 см системы ТТЛ был предназначен для любительских съемок и выпускался с 1984 г.. Фотоаппарат рассчитан на применение катушечной не перфорированной фотопленки шириной 60 мм (тип 120). При использовании этой пленки получается 12 кадров

Любитель 166 — советский среднеформатный двухобъективный зеркальный фотоаппарат, ориентированный на фотолюбителей. Корпус аппарата пластмассовый. Оправы объективов, шахта видоискателя и механизмы — металлические. Построен на базе камеры «Любитель-2». Выпускался в разных модификациях с 1976 по 1990 годы.

Москва-2 — советский дальномерный фотоаппарат из семейства «Москва». Производился с 1947 года по 1956 год Красногорским заводом в городе Красногорск Московской области. Всего выпущено 197640 штук. Прототипом послужил немецкий фотоаппарат Zeiss Super Ikonta C. Фотоаппарат складной, объектив соединен с камерой кожаным мехом, выдвигается на системе рычагов автоматически при открытии передней крышки. Корпус металлический с откидной задней крышкой. Объектив «Индустар-23».

Москва-5 — дальнейшее усовершенствование второго варианта «Москвы-2». Имеет более прочный и жёсткий корпус, установлен объектив большей светосилы с более коротким фокусным расстоянием. Это была последняя серийная модель в семействе шкальных и дальномерных аппаратов «Москва». Производился с 1956 года по 1960 год Красногорским заводом в городе Красногорск Московской области. Всего было выпущено 216457 штук.

Фотокор №1 (также «Фотокор-1», часто — просто «Фотокор») — советский пластиночный складной фотоаппарат 1930—1940-х годов. Представлял собой универсальную прямоугольную камеру формата 9×12 см с откладной передней стенкой и двойным растяжением меха. Первый советский массовый фотоаппарат — за 11 лет производства (с 1930 по 1941 годы включительно) выпущено более 1 млн экземпляров.

ФЭД-1 или просто ФЭД — советский дальномерный фотоаппарат. Производился Харьковским производственным машиностроительным объединением «ФЭД» с 1934 по 1955 г.
Больше всего вопросов вызывает система нумерации (или, скорее, отсутстувие понятной нам системы) камер «ФЭД» первых годов выпуска. На данный момент общепринятой версией в кругу коллекционеров является та, что «хромовые», «цинковые», «никелированные» и т. д. "ФЭД"ы имели разные линии нумерации.
Выпускался с 1934 года до середины 50-х, когда ему на смену пришёл «ФЭД-2». Под названием «ФЭД» (именно первая модель) выпускалось бесчисленное множество вариантов и модернизаций данной камеры. Общеизвестно, что «ФЭД» являлся копией Leica II, выпускавшейся харьковской трудкоммунной. Имел шторно-шелевой затвор из матерчатых прорезиненных шторок с выдержками: B (или Z), 20, 30, 40, 60, 100, 250, 500. Дальномер и видоискатель (типа «Альбада») имели разные окна визирования; видоискатель имел увеличение 0.44х, дальномер имел базу 38 мм и увеличение 1.0. Для зарядки камеры открывалась нижняя крышка. Синхроконтакта и автоспуска не было. Комплектовался объективом «ФЭД» (позднее «Индустар-10», «Индустар-22») 3,5/50 в убирающемся тубусе со следующими ступенями диафрагмы: 3,5, 4,5, 6,3, 9, 12,5, 18 (первая опытная партия объективов была произведена на ВООМПе, а рассчитана в ГОИ). Крепление объективов резьбовое — М39.

ФЭД-2. Производился Харьковским производственным машиностроительным объединением «ФЭД» с 1955 по 1970 г. Комплектовался просветлённым объективом «Индустар-26М» 2,8/50; затвор имел выдержки B, 25, 50, 100, 250, 500. Выдержку можно было установить только после взвода затвора (в 1956 году переработана головка выдержек, в результате чего стало возможным устанавливать выдержки до взвода затвор), головка выдержек вращающаяся. Видоискатель совмещён в одном поле зрения с дальномером базой 67 мм и увеличением 0.75х. В камере была предусмотрена возможность диоптрийной поправки. Для зарядки камеры открывалась задняя стенка. Применялись как стандартные одноцилиндровые кассеты, так и двухцилиндровые, которые при закрывании замка задней крышки корпуса открывались и образовывали широкую щель, что существенно уменьшало возможность повреждения поверхности плёнки при её продвижении. В последующих моделях появился синхроконтакт (1956).
В 1958 году на камере появился автоспуск с временем работы 9-15 сек., в этом же году введен новый ГОСТ на ряд выдержек — 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, с 1957 года комплетовался объективом «Индустар-26м», с 1963 года — «Индустар-61л/д» 2,8/52 с лантановой оптикой («ФЭД-2л»). С 1969 года введен рычажный взвод с механизмом блокировки недовзвода, и новый корпус с уменьшенной базой дальномера. Всего моделей под названием «ФЭД-2» было выпущено 1632600 штук.

ФЭД-3 . Производился Харьковским производственным машиностроительным объединением «ФЭД» с 1961 по 1979 г. По сравнению с предыдущей моделью был расширен диапазон выдержек, добавлены 15, 8, 4. 2, и 1 секунда, в связи с чем вертикальный размер камеры увеличился. Мог комплектоваться также объективом «Индустар 61 2,8/52». База дальномера уменьшена до 41 мм, увеличение 0.75х Видоискатель с диоптрийной поправкой +/- 2 дпт. Варианты выпуска отличались формой окна видоискателя, наличием головки взвода или рычажным взводом, и надписью «ФЭД-3». С 1966 года выпускался с рычажным взводом, с 1970 года введен механизм блокировки недовзвода курка.
Всего выпущено 2086825 шт. В поставках за рубеж камера носила название Revue-3 (специально для Foto-Quelle).

ФЭД-4 производился с 1964 по 1980 г. Основное отличие данной модели от ФЭД-3 — наличие селенового экспонометра. Выпускалось несколько типов фотоаппаратов, отличавшихся особенностями оформления. Экспортный вариант фотокамеры носил название Revue-4.

ФЭД-5В производился Харьковским производственным машиностроительным объединением «ФЭД» с 1975 по 1990 г. Камера отличается от предыдущих моделей отсутствием экспонометра и светящейся рамки с параллактическими отметками. Наличие шторного-щелевого затвора обеспечивает отработку выдержек от 1 с до 1/500 с. Фотоаппарат является полностью механическим. Замер экспозиции производится только с помощью внешнего экспонометра. Окуляр видоискателя позволяет производить в небольших пределах фокусировку, в зависимости от зрения.

ФЭД-Микрон-2 производился Харьковским производственным машиностроительным объединением «ФЭД» с 1978 по 1986 г. Всего было выпущено около 35 тыс. штук.
Фотоаппарат был предназначен для любительской и профессиональной съёмки на стандартную чёрно-белую и цветную фотоплёнку типа 135 с форматом кадра 24×36 мм. Несъёмный объектив «Индустар-81» обеспечивал пределы фокусировки от 1 м до бесконечности.

Чайка («Чайка», «Чайка-2», «Чайка-2М», «Чайка-3») — серия советских шкальных полуформатных фотоаппаратов.
Названы в честь Валентины Терешковой (её позывной во время космического полёта — «Чайка»).
Выпускались в 1965—1974 годах на Белорусском оптико-механическом объединении (БелОМО) Минским механическим заводом имени С. И. Вавилова.
Объектив — «Индустар-69» 2,8/28. Начиная с модели «Чайка-2» объектив — съёмный, присоединительная резьба — М39×1, как у дальномерных ФЭД и «Зоркий», но рабочий отрезок другой (27,5 мм), поэтому объективы от дальномерных камер к «Чайкам» (и наоборот) не подходят.

Этюд — простейший среднеформатный фотоаппарат, выпускавшийся в СССР объединением БелОМО.
Объектив — однолинзовый пластмассовый 9/75 мм (11/60 мм), установленный на гиперфокальное расстояние.

Вещи, крайне необходимые советскому фотографу
Бачок для обработки 35-мм фотопленки карболитовый

Кадрирующая рамка

Кассета для фотопленки

Фотопленки

Позитивная фотопленка

Лампа для фотовспышки

Набор химикатов для обработки цветных фотобумаг

объектив Юпитер-21

Обьектив Индустар-50

Ослабитель, 1983 год

Проявитель, 1988 год

Фиксаж, 1985 год

Резак для обрезки фотографий

Реле времени для фотопечати Силуэт, 1985г.

Фотореле ТРВ-1

Тросик к фотоаппапаратам для плавного спуска кнопки

Фотовалик. Применялся для разглаживания мокрых фото на глянцеватель

Фотобумага

Фотовспышка NORMA1

Фотовспышка СЭФ- 3М

Фотовспышка Электроника

Фотоувеличитель Ленинград 4

Фотоувеличитель Ленинград 6У

Фотоувеличитель Таврия

Фотоувеличитель УПА-3

Фотоэкспонометры

Инструкция из набора химикатов для обработки цветных фотобумаг

Инструкция для фотопленки.

Фотоуголки для фотоальбома

Это был 9 выпуск из цикла

Продолжая тему дальномерных камер, я решила рассказать о своем лучшем друге. Это камера ФЭД 5В. Любимый тяжелый кирпичик, висящий на тонкой женской шее.

Credits: fish300

«Феликс Эдмундович Дзержинский» – советский дальномерный фотоаппарат. Выпускался с 1975 по 1990 год. Модификация фотоаппарата «ФЭД-3». Штатный объектив - «Индустар-61 Л/Д» 2,8/53, просветлённый. Фотоэкспонометр отсутствует. Обратная перемотка фотоплёнки рулеткой. Имеется механизм диоптрийной коррекции видоискателя (в пределах + / – 2 диоптрий). Чистая механика.

Металлический корпус внушает уверенность в надежности аппарата, приятный и простой. Попал ко мне в руки полтора года назад от одногруппника. Это моя первая камера, первые опыты на пленку, первые эксперименты, первая любовь.

Credits: gotoarizona

Камера, и правда, простая! На ней нет экспонометра, и до нее я никогда не сталкивалась с ручной настройкой. Посмотрела пару раз таблицу экспонометра, этого оказалось вполне достаточно. Все первые кадры получились на удивление хорошо. Может это магия, и камера сама поправляла параметры, я не знаю. Но два года без экспонометра прожила так и дальше собираюсь прожить. Это на уровне ощущений.

Фотографировать им можно абсолютно всё, использовать любые пленки и любые фишки с пленками. Классический вариант использования камеры – это, конечно, пейзажи:

Credits: gotoarizona

Честно признаюсь, что первые полгода я совершенно не знала как пользоваться дальномерным способом фокусировки. Статьи про это, то ли не понимала, то ли не хотела понимать: ставила наугад, и 2 месяца радовалась снимкам, которые почти всегда были в фокусе. Затем пошла полоса неудач… Одна пленка, вторая, третья. Все кадры были нечеткие, кроме тех, что снимались на «бесконечность». Я не могла понять, в чем дело. Перечитала статьи, разобралась в фокусировке. Отнесла камеру знакомому, он поспешил расстроить меня тем, что дальномер сломался и больше не работает. В печали я ходила не больше трех дней, так как двухчасовое «шатание штырька» туда-сюда решило проблему, и в дальнейшем ФЭД меня больше не подводил.

Вернемся к обзору. Помимо пейзажей на ФЭД можно снимать и отличные портреты, если широко открыть диафрагму, например, и точно сфокусироваться, задний план будет подразмыт не хуже какой-нибудь зеркальной камеры. Еще мне нравится немного пересвечивать лица. Тогда портреты смотрятся мягче и, возможно, немного добрее, светлее:

Credits: gotoarizona

Черно-белая пленка. Такую я пробовала на этой камере всего пару раз. Я не фанат чб, но не говорю, что она плохая, просто сейчас мне нужен цвет. Про первую чб пленку у меня есть целая история, но я просто покажу фотографии:

Credits: gotoarizona

Рэдскейл. Я много раз пробовала его на этой камере. Готовая пленка мне не попадалась, всегда делала из обычных негативов. ФЭД, как и остальные схожие фотоаппараты, справляется с такими пленками «на отлично». А почему? Потому, что открывая/закрывая диафрагму, вы можете полностью контролировать свет и, следовательно, оттенок рэдскейла. Остается только выбрать пленку и нужную вам «дырку» и будет вам персиковый, ярко-желтый или малиновый колор:

Credits: gotoarizona

Кросс-процесс. Любимый прием большинства ломографов, не самый легкий для исполнения на таких камерах как ФЭД. В общем-то, всё просто, если у вас есть экспонометр или глаз годами натренирован определять освещенность правильно. Слайд не терпит ошибок, это правда, но если проэкспонировать пленку правильно, да еще и снимать на солнце, можно получить очень насыщенные цвета и замечательный контраст:

Credits: gotoarizona

Мультиэкспозиция. Такой встроенной функции, к сожалению, нет, но не страшно. Всегда можно отснятую пленку перезарядить заново и получить неожиданные результаты. Хотя мне больше нравится, когда последовательно накладываешь кадр на кадр. У модели ФЭД 5В удобная рулетка, достаточно сделать один оборот назад до еле слышного щелчка и взвести затвор снова. Так у тебя всегда есть выбор – делать мультиэкспозицию или нет.

Под данной одноименной маркой выпущен первый прибор. Нередко потребители называли его «ФЭД-1», но официально данное обозначение не использовалось. Производилось приспособление с 1934 по 1955 год.

Немного о фотоаппарате

Выпускалось первое поколение фотоаппаратов «ФЭД» с 1934 года по середину 50-х. После этого ему на смену пришла камера «ФЭД-2». Под названием первого поколения (без нумерации) поставлялось большое количество разных камер, которые отличались друг от друга незначительными деталями. Данное приспособление считается копией Leica II немецкого происхождения. Затвор создан из шторок, которые предварительно были прорезинены. Автоспуск и синхроконтакт не предусмотрены.

Модификации

Фотоаппарат «ФЭД» был выпущен в нескольких модификациях. В чем их отличия? Были использованы различные технологии покрытий, по-другому сделаны надписи и изменены конфигурации деталей. Благодаря такому разнообразию у коллекционеров уже давно родился неподдельный интерес к данной модели.

Несерийный выпуск

В 1933 году вручную было создано 30 фотоаппаратов, которые имели приставной дальномер. Но в серию эти приспособления так и не попали. В то же время на Ленинградском заводе был создан «Пионер» - камера аналогичной конструкции.

К середине весны 1934 года была выпущена партия на 500 фотоаппаратов. Они были копией Leica II, как и сам «ФЭД». Чуть позже еще одна аналогичная конструкция под названием «ФАГ» была выпущена на продажу. Партия состояла из 100 штук, а производство было налажено в городе Москве.

Война и выпуск

Изначально фотоаппарат «ФЭД» производился на заводе Харькова, но из-за начала войны документация была переведена на Красногорский конвейер. Продолжение выпуска продукции было налажено к 1948 году.

Началась продажа камеры «Зорький». Она была полной копией «ФЭДа», который выпускался в довоенное время. Первые экземпляры назывались так же, как и предшественники. Единственным отличием было то, что дополнительно наносился логотип завода. До 1949 г. использовалось соединенное название «ФЭД 1948 Зорький». Со следующего же года имя сократили до «Зорький».

Вместо заключения

Многих интересует то, сколько стоит фотоаппарат «ФЭД». Нужно отметить, что первая модель не очень дорогая. Ее часто продают по договорной цене, оставляя возможность покупателю торговаться. Средняя цена - около 1 тыс. рублей, если приобретать модель на различных торговых сайтах-аукционах. Следующие модели камеры продаются намного дороже.

    ФЭД-2 - Производитель Объединение «ФЭД». Год выпуска 1955 1970. Тип Дальномерный фотоаппарат. Фотоматериа … Википедия

    ФЭД (значения)

    Фэд - Феликс Эдмундович Дзержинский организатор и первый глава ВЧК ФЭД (фотоаппарат) советский фотоаппарат. ФЭД (завод) оптико механическое объединение в Харькове, выпускавшее одноименные фотоаппараты. ФЭД (корпорация) украинская корпорация,… … Википедия

    ФЭД - Феликс Эдмундович Дзержинский организатор и первый глава ВЧК ФЭД (фотоаппаратура) серия советских фотоаппаратов. ФЭД (фотоаппарат) марка советских фотоаппаратов. ФЭД (завод) оптико механическое объединение в Харькове,… … Википедия

    ФЭД-Микрон-2 - Производитель Объединение «ФЭД» Год выпуска 1978 1986 Тип … Википедия

    ФЭД-10 - Производитель Харьковский машиностроительный завод «ФЭД» Год выпуска 1964 1967 Тип Дальномерный фотоаппарат Фотоматериал Плёнка типа 135 Размер кадра 24×36 мм Тип затвора Центральный, с выдержками от 1 секунды до 1/250 с, и «B» Объектив «Индустар … Википедия

    ФЭД-Стерео - ФЭД Стерео … Википедия

1. Назначение

Фотоаппарат предназначен для фотолюбителей и фотокорреспондентов.
Фотоаппарат «ФЭД» является современным и совершенным фотоаппаратом, работающим на нормальной кинопленке.
Фотоаппаратом можно производить съемки видовых пейзажей, портретов, групповых снимков, отдельных спортивных моментов и т.п.

2. Основные технические характеристики фотоаппарата

1. Формат снимка 24×36 мм .
2. Количество снимков 36 при длине фильма 1,6 м .
3. Затвор шторный.
а) экспозиции затвора: 1/20: 1/30; 1/40: 1/60; 1/100; 1/200; 1/500 и 1/1000.
4. Объектив «Индустар-22 » с просветленной «Голубой» оптикой:
мм .
б) светосила 1:3,5.
в) диафрагма 3,5; 4; 5,6; 8; 11 и 16.
г) шкала дистанции в метрах 1; 1,25; 1,5; 1,75; 2; 2,5; 3; 4; 5; 7; 10; 20 и бесконечность ∞.
5. Оптический видоискатель для объективов с фокусным расстоянием 50 мм .
6. Оптический дальномер с базой 38 мм , сблокированный с механизмом наводки объектива на резкость.
7. Фотоаппарат имеет сблокированными подачу пленки с заводным механизмом и счетчиком кадров.
8. Фотоаппарат снабжен механизмом обратной перемотки пленки, что даст возможность перезарядки аппарата при обычном, но не слишком ярком свете.
9. Габарит фотоаппарата: ширина 135 мм , высота 70 мм мм .
10. Вес фотоаппарата 580 гр .

3. Устройство фотоаппарата и правила обращения с его частями при работе


Рис. 1

1. Головка заводного механизма
Головку вращать только по стрелке, до отказа. При заводе аппарата автоматически подается пленка на один снимок, при этом заводится шторный затвор и работает счетчик.
2. Лимб счетчика сделанных снимков.
3. Выступы для установки шкалы лимба на «0» после зарядки аппарата. Лимб связан с соседними частями трением. Вращать только против стрелки, указанной на головке «1»,
4. Стрелка, указывающая число сделанных снимков.
5. Спусковая кнопка имеет предохранительную гайку, которая может быть заменена переходной втулкой (прилагаемой к каждому аппарату) для работы тросиком.
6. Выключатель механизма. Для обратной перемотки пленки в кассету повернуть выключатель по стрелке к букве «B».
7. Диск скорости экспозиции.
Установку величины экспозиции производить только при заведенном механизме. Следует слегка поднять диск, после чего можно повернуть его и установить требуемую величину экспозиции. Поворот диска возможен только в пределах шкалы 20, 30, 40, 50, 100, 200, 500, 1000 и обратно.
В интервале между 2—1000 диск поворачивать нельзя.
Цифры шкалы диска указывают доли секунды, буква дает возможность получения экспозиции соответственно времени нажатия спусковой кнопки.
8. Стрелка-указатель установки требуемой величины экспозиции.
9. Клемма для установки специальных приспособлений к фотоаппарату «ФЭД» (оптический видоискатель для объективов с другими фокусными расстояниями, рамочный видоискатель, автоспуск и др.).
10. Объектив оптического видоискателя.
11. Окна оптического дальномера.
12. Головка обратной перемотки пленки.
При перемотке головку приподнять и вращать по стрелке.
13. Нижняя съемная крышка имеет замок и гнездо с резьбой для укрепления аппарата на штативе.
14. Штифт, фиксирующей нижнюю крышку.
15. Кольцо для установки объективов на аппарат.
16. Шкала расстояний.
17. Поводок установки объектива на резкость. В крайнем положении, при указателе на ∞, поводок защелкнут. Для выворачивания и установки объектива на резкость следует вывести поводок из крайнего положения, освободив замок нажатием кнопки.
18. Ограничительный штифт.
19. Лимб со шкалою глубины резкости («пределы резкости»).
20. Тубус объектива.
Для приведения объектива в рабочее положение необходимо вытянуть его за переднее кольцо 22 до отказа вперед, затем повернуть по часовой стрелке до тех пор, пока он не войдет плотно в пазы байонета.
Чтобы убрать объектив в камеру, необходимо проделать обратное.
21. Движок с указателем шкалы диафрагм.


Рис. 2

22. Переднее кольцо объектива со шкалой диафрагм. На шкале указаны относительные отверстия объектива.
23. Замок на нижней крышке (не виден, см. рис. ).

4. Как открыть фотоаппарат

Возьмите камеру так, как показано на рис. . Поднимите дужку замка 23 и поверните ее против часовой стрелки на пол-оборота, чтобы стрелка замка указывала на знак «Открыто».
Внутреннее расположение кассеты и приемной катушки для заснятой пленки видно из рисунка .


Рис. 3

Кассета лежит в аппарате свободно и ее легко вытянуть за головку «А».
Катушка для заснятой пленки должна сидеть в аппарате с натягом на пружинящей оси и может быть вытянута за головку «Б».

5. Кассета и зарядка ее

Кассета (рис. ) состоит из трех деталей: обоймы, катушки и крышки. Кассету необходимо разобрать перед зарядкой, для чего возьмите, как показано на рис. , и слегка ударьте головкой катушки о что-либо жесткое.


Рис. 5

Последующие операции зарядки следует производить или при красном свете или в полной темноте, в зависимости от сорта пленки.
Обрежьте конец пленки и укрепите его в катушке под пружину «К», как показано на рис. . Обратите внимание на тщательный изгиб пленки, перегнутый конец придавите ногтем. Слой пленки должен быть обращен при этом внутрь, к оси катушки. Пленку наматывайте на катушку туго. Совершенно недопустимо уплотнять намотку, придерживая катушку и, затягивая пленку за свободный конец, при этом витки сильно трутся друг о друга и неизбежно образуются царапины на слое. Не следует прикасаться пальцами к поверхности слоя и даже обратной стороне как при зарядке кассеты, так и при работе с пленкой; необходимо пленки придерживать только за перфорированные края.


Рис. 6


Рис. 7

Вложите пакет пленки с катушкой в обойму (рис. ) и оденьте крышку. Дальнейшие операции с кассетой могут производиться вне темной комнаты.


Рис. 8

6. Зарядка фотоаппарата

1. Выньте из аппарата катушку «Б» с заснятой пленки (рис. ).
2. Вытяните из кассеты конец пленки длиною не более 10 см , обрежьте его аккуратно по форме (рис. ) или с помощью специального шаблона.


Рис. 9

3. Возьмите катушку «Б» в левую руку, а заряженную кассету в правую и, как по казано на рис. , укрепите конец пленки под пружину «К» катушки. Обратите внимание, чтобы несрезанная сторона пленки плотно была прижата к фланцу катушки.


Рис. 10

4. Открытую камеру поставьте объективом от себя (рис. ). Держа кассету «А» правой рукой, а катушку «Б» левой, введите пленку в прорезь «С», равномерно опуская их в гнезда. Если кассета не доходит до места, то поверните ручку обратной перемотки 11 (на рис. ).


Рис. 11

5. Оденьте нижнюю крышку 13 (рис. ), плотно прижмите ее и поверните дужку замка 23 по часовой стрелке на пол оборота. Стрелка замка будет указывать на «Закрыто». Проверьте, замкнута ли крышка.
6. Два раза заведите механизм, нажимая спусковую кнопку 5 после каждого завода, наблюдая при этом, правильно ли тянет механизм пленку и вращается ли головка обратной перемотки пленки 2.
Если головка не вращается, следует проверить правильность зарядки аппарат пленкой.
7. Установите «0» шкалы счетчика 2 против указателя 4.

7. Съемка фотоаппаратом

При работе фотоаппаратом придерживайтесь следующего порядка:
1. Установите объектив.
2. Установите необходимую диафрагму.
3, Заведите механизм.
4. Установите требуемую экспозицию.
5. Установите объектив на резкость, наблюдая в окуляр «Д» дальномера (рис. ).


Рис. 12

6. Наведите на снимаемый объект, наблюдая в окуляр «В», видоискатель (рис. ).


Рис. 13. Правильное горизонтальное положение аппарата

Сделайте съемку, нажав плавно спусковую кнопку. При съемке не забудьте главное, от чего зависит успех:
а) безусловно устойчивое положение аппарата. А поэтому при съемке с рук не злоупотребляйте диафрагмированием, ведите съемку на малых экспозициях и внимательно изучите рисунки с правильным и неправильным положением аппарата во время съемки.


Рис. 14. Правильное вертикальное положение аппарата


Рис. 15. Неправильное горизонтальное положение аппарата


Рис. 16. Неправильное вертикальное положение аппарата

Б) Правильный выбор величины диафрагмы и экспозиции
Для этой цели наилучший способ пользоваться объективным экспонометром или экспонометрами в виде счетных линеек.

8. Разрядка фотоаппарата

1. Нажмите на спусковую кнопку 5. (Объектив должен быть закрыт крышкой).
2. Выключатель механизма 6 передвиньте на «B».
3. Вытяните головку обратной перемотки пленки 12 {рис. и ) и вращайте ее по направлению стрелки. Конец перемотки обнаружьте по усилию, которое потребуется приложить для вырывания пленки из катушки, а также потому, что защитная гайка 5 перестанет вращаться.
4. Откройте аппарат, как было указано ранее.
5. Выньте кассету и сохраните ее до проявления.


Рис. 17

6. Выключатель механизма 6 поверните против стрелки в исходное положение и поверните головку заводного механизма 1, после чего аппарат можно вновь зарядить.

9. Пользование оптическим дальномером н шкалами расстояний и глубины резкости

1. Держа аппарат, как показано на рис. и , через левый смотровой глазок «Д» (рис. 12) наведите на предмет, который собираетесь снимать.

2. При объективе, находящемся в положении ∞, предметы, лежащие не на бесконечности, практически ближе 100 метров, будут иметь раздвоенное изображение.
В этом случае нажмите кнопку поводка.
Выведя поводок из зацепления, поворачивайте им объектив, наблюдая глазом за изображениями предмета в центральном (красноватом) поле дальномера (рис. ).
Изображения будут сближаться. Продолжайте проворачивать поводок 17 до полного совмещения изображений.
В этом положении объектив будет наведен на резкость, а на шкале расстояний 16 против лунки лимба 19 окажется цифра, соответствующая расстоянию от пленки до снимаемого предмета.


3. В случае, если точно известно расстояние до снимаемого предмета, можно установить объектив, не пользуясь дальномером, а непосредственно установить лунку лимба 19 против цифры шкалы, соответствующей расстоянию от пленки до снимаемого предмета.
4. В тех случаях, когда требуется снимать объекты, имеющие значительную глубину, или ряд предметов, находящихся на разных расстояниях, необходимо при выборе значения для диафрагмы принимать во внимание шкалу глубины резкости 19.
При этом надо ясно знать, что под глубиной резкости понимается не абсолютная и одинаковая резкость изображения в указанных границах, а есть предел, за которым нерезкость переходит условно принятые допуски (для шкалы глубины 19 этот предел принят в виде кружка рассеяния с диаметром в 0,04 мм).
Из шкалы 19 наглядно видно основное положение — чем меньше отверстие диафрагмы, тем больше глубина резкости, тем меньше значения имеет наводка на резкость.

Пример: аппарат наведен на 4 метра при диафрагме 16 предел резкости от 2,5 м до 10 м ;
,25 м до 5,25 м ;
при диафрагме 3,5 предел резкости от 3,65 м до 4,5 м .

10. Проявление снятой пленки

Проявление пленки ведется в бачке из пластмассы, имеющемся в продаже. Бачок состоит из 4-х частей (рис. ).


Рис. 19
1. Бачок. 2. Крышка и разъемная катушка из двух частей. 3. Нижний диск со спиралью и 4. Верхний гладкий диск

Для зарядки бачка отделите верхний диск катушки, конец пленки вставьте в вырез верхнего диска эмульсией наружу, после чего обе половинки катушки соедините вместе. Выступ на втулке нижнего диска должен войти в вырез втулки верхнего диска и зажать конец пленки.
После закрепления пленки намотайте ее на катушку, вращая последнюю против часовой стрелки, при этом пленку необходимо слегка наклонить так, чтобы она входила в пазы спирали. Катушку с пленкой опустите в бачок и закройте крышкой. После этого процесс проявления и фиксирования может проходить при обычном, но не слишком ярком свете.

При проявлении необходимо строго соблюдать:
1. Чтобы бачок был тщательно вымыт.
2. Температура проявителя контролировалась и учитывалась.
3. Рецепт проявителя и сорт пленки были проверены.
4. После проявления пленки в течение времени, рекомендуемого рецептом проявления, не открывая бачка, вылить проявитель, промыть бачок с пленкой в 2—3-х водах и затем залить фиксажем.
5. При проявлении и фиксировании вращать катушку в бачке по стрелке, указанной на крышке.
6. После фиксирования пленку промыть водой в течение не менее 10 минут, при этом меняя воду пять-шесть раз.

11. Увеличение с пленки

Отпечатки с негатива производятся преимущественно проекционно, т.е. при помощи увеличителя У-2 (имеющегося в продаже), получая в результате фотографические позитивы большого формата.

12. Правила обращения с просветленным объективом

1. Просветленные поверхности линз имеют тонкие пленки фтористого магния или криолита. Тонкая пленка в отраженном свете придает просветленным поверхностям сиреневый оттенок.
2. Пленка фтористого магния или криолита мягче стекла, и это надо иметь в виду при обращении с просветленными поверхностями.
3. Смахивание пыли кисточкой допустимо.
4. Загрязнения нежирового происхождения можно удалить легким протиранием чистой фланелевой салфеткой или замшей.
5. Загрязнения жирового происхождения (отпечатки пальцев и т.п.) можно удалить протиранием без нажима фланелевой салфеткой, смоченной безводным спиртом или эфиром.
6. Влага неблагоприятно отражается на просветленных поверхностях и может с течением времени совершенно испортить просветляющую пленку.
7. С целью сохранения просветляющей пленки необходимо предохранять просветленные поверхности от загрязнения, чтобы надобность в чистке появлялась реже.

12. Комплект фотоаппарата

Комплект фотоаппарата состоит:
1. Камера с объективом «Индустар-22».
2. Приемная катушка камеры.
3. Переходная втулка для спускового тросика.
4. Предохранительная гайка на втулке спусковой кнопки.
5. Крышка на объектив.
6. Кассета.
7. Кожаный футляр с наплечным ремнем.
8. Описание фотоаппарата ФЭД.
9. Паспорт.

13. Принадлежности к фотоаппарату

Для фотоаппарата ФЭД изготовляются следующие принадлежности:
1. Спусковой тросик.
2. Светофильтр светложелтый.
3. Светофильтр желтый.
4. Светофильтр оранжевый.
5. Футляр для светофильтров.
6. Запасная кассета.
7. Штатив универсальный фотографический.
8. Шаблон для обрезки пленки.
9. Лупа для просмотра пленок 6 x .
10. Увеличитель У-2.

Эти принадлежности в комплект фотоаппарата не входят и могут быть приобретены отдельно от аппарата.
Фотокамера ФЭД, кроме вышеописанного объектива «Индустар-22», может снабжаться также объективами, имеющими большую светосилу ЗК-50 1:2; ЗК-50 1:1,5 (смотри приложения и ).
Каждая выпускаемая камера с одним из трех указанных объективов отъюстирована только под объектив, которым она снабжена. В случае необходимости установки в камеру другого объектива нужно помнить, что камеру следует переюстировать под вновь устанавливаемый в нее объектив.

Приложение № 1

Фотокамера снабжена объективом ЗК-50/2


а) Фокусное расстояние объектива 50 мм .
б) Светосила 1:2
в) Диафрагма: 2; 2,8; 4; 5,6; 8; 11; 16 и 22.
г) Шкала дистанций в метрах: 1; 1,2; 1,5; 1,7; 2; 2,5; 3; 4; 5; 7; 10; 20 и бесконечность «∞».

2. Габариты и вес фотоаппарата с объективом ЗК-50/2.
а) Ширина 135 мм , высота 70 мм и длина при рабочем положении 70 мм .
б) Вес 590 грамм.

3. Устройство объектива и правила обращения при работе.


Рис. 20

1. Шкала расстояний.
2. Порядок установки объектива на резкость.
В крайнем положении, при указателе ∞, поводок защелкнут. Для установки объектива на резкость следует вывести поводок из крайнего положения, освободив замок нажатием кнопки.
3. Шкала глубины резкости.
4. Тубус объектива. Для приведения объектива в рабочее положение необходимо вытянуть его за кольцо с накаткой 7 до отказа вперед, затем повернуть по часовой стрелке до тех пор, пока он не войдет плотно в пазы байонета. Чтобы убрать объектив в камеру, необходимо проделать обратное.
5. Кольцо шкалы диафрагм. На кольце указаны относительные отверстия объектива.
6. Переднее кольцо объектива.
На кольце указаны характеристики объектива н номер объектива.
7. Кольцо с накаткой.
На кольце имеется индекс для установки диафрагмы на различные относительные отверстия объектива.


1. Держа аппарат, как показано на рис. и , через левый смотровый глазок Д рис. наведите на предмет, который собираетесь снимать. В средней части поля зрения дальномера виден красноватый прозрачный кружок на зеленоватом фоне.

В этом случае нажмите кнопку поводка (2) рис. , выведя поводок из зацепления, поворачивайте его, наблюдая глазом за изображением предмета в центральном (красноватом) поле дальномера рис. . Изображения будут сближаться. Продолжайте поворачивать поводок до полного совмещения изображений.
В этом положении объектив будет наведен на резкость, и штрих шкалы расстоянии (1), соответствующий расстоянию от пленки до снимаемого объекта, встанет против штриха индекса шкалы глубины резкости (3).
3. В случае, если известно расстояние до снимаемого предмета, установку объектива на резкость можно произвести, не пользуясь дальномером. Для этого нужно установить штрих шкалы расстояний (1), соответствующий расстоянию от пленки до снимаемого предмета, против штриха индекса шкалы глубины резкости (3) и произвести съемку.
4. В тех случаях, когда требуется снимать объекты, имеющие значительную глубину, или ряд предметов, находящихся на разных расстояниях, необходимо при выборе значения для диафрагмы принимать во внимание шкалу глубины резкости (3). При этом надо знать, что под глубиной резкости понимается не абсолютная и одинаковая резкость изображения в указанных границах, а есть предел, за которым нерезкость переходит условно принятые допуски.
Из шкалы (3) наглядно видно основное положение — чем меньше отверстие диафрагмы, тем больше глубина резкости и тем меньше имеет значение наводка на резкость.

ПРИМЕР: Аппарат наведен на 4 метра; при диафрагме 16 предел резкости от 2,2 м до ∞;
при диафрагме 5,6 предел резкости от 3 м до 6 м ;
м до 4,8 м .

Приложение №2

Фотокамера снабжена объективом ЗК-50/1,5.

1. Основные технические характеристики объектива.
а) Фокусное расстояние объектива 50 мм .
б) Светосила 1:1,5
в) Диафрагма: 1,5; 2; 2,8; 4; 5,6; 8; 11; 16 и 22.
г) Шкала дистанций в метрах: 1; 1,2; 1,5; 1,7; 2; 2,5; 3; 4; 5; 7; 10; 20 и бесконечность.

2. Габариты и вес фотоаппарата с объективом ЗК-50/1,5.
а) Ширина 135 мм , высота 70 мм и длина 75 мм .
б) Вес 605 грамм.

3. Устройство объектива и правила обращении при работе.


Рис. 21.

1. Шкала расстояний с нанесенными на ней дистанциями в метрах имеет буртик с накаткой. Шкала, повернутая в крайнее положение по часовой стрелке, устанавливает объектив в положение на ∞.
2. Шкала глубины резкости.
3. Кольцо шкалы диафрагм. На кольце указаны относительные отверстия объектива.
4. Переднее кольцо объектива. На кольце указаны характеристики объектива и номер объектива.
5. Кольцо с индексом. Кольцо имеет штрих для установки диафрагмы на различные относительные отверстия объектива.

4. Пользование оптическим дальномером и шкалами расстояний и глубины резкости.
1. Держа аппарат, как показано на рис. и , через левый смотровой глазок Д рис. наведите на предмет, который собираетесь снимать.
В средней части поля зрения дальномера виден красноватый прозрачный кружок на зеленоватом фоне.
2. При объективе, находящемся в положении «∞», предметы, лежащие не на бесконечности, практически ближе 100 метров, будут иметь раздвоенное изображение.
В этом случае, поворачивая за накатку шкалу (1) рис. против часовой стрелки, наблюдайте глазом за изображением предмета в центральном (красноватом) поле дальномера рис. .
Изображения будут сближаться. Продолжайте поворачивать шкалу (1) до полного совмещения изображения. В этом положении объектив будет наведен на резкость и штрих шкалы расстояний (1), соответствующий расстоянию от пленки до снимаемого объекта, встанет против штриха индекса шкалы глубины резкости (2).
3. В случае, если известно расстояние до снимаемого предмета, установку объектива на резкость можно производить, не пользуясь дальномером.
Для этого нужно установить штрих шкалы расстояний (1), соответствующий расстоянию от пленки до снимаемого предмета, против штриха индекса шкалы глубины резкости (2) и произвести съемку.
4. В тех случаях, когда требуется снимать объекты, имеющие значительную глубину, или ряд предметов, находящихся на разных расстояниях, необходимо при выборе значении, для диафрагмы принимать во внимание шкалу глубины резкости (2). При этом надо знать, что под глубиной резкости понимается не абсолютная и одинаковая резкость. изображений в указанных границах, а есть предел, за которым нерезкость переходит условно принятые допуски.
Из шкалы (2) наглядно видно основное положение — чем меньше отверстие диафрагмы, тем больше глубина резкости и тем меньше имеет значение наводка на резкость.

ПРИМЕР: Аппарат наведен на 4 метра; при диафрагме 16 предел резкости от 2,1 м до 80 м ;
при диафрагме 5,6 предел резкости от 3 м до 6 м ;
при диафрагме 2,8 предел резкости от 3,5 м до 4,8 м .

Разъяснение о наличии пузырей на линзах объектива

Варка специальных сортов оптического стекла представляет значительные технические трудности. В особенности трудно, а для некоторых сортов стекла невозможно избавиться от воздушных пузырьков, образующихся в толщине стекла в процессе варки. Способами устранения этих пузырьков в некоторых сортах оптического стекла пока еще не овладела ни наша, ни заграничная техника стекловарения. По этим причинам в линзах сложных заграничных и советских объективов всегда можно заметить некоторое количество пузырьков. Сами по себе пузырьки практически не влияют на качество объективов и резкость снимков, и, следовательно, объективы с пузырьками на линзах вовсе не являются браком .
Единственно, о чем можно говорить, — это о некоторой потере яркости изображения, так как свет преломляется в пузырьках под значительно большими углами, чем в остальном поле линзы, и поглощается стенками камеры с вычерненными стенками оправы объектива, не доходя до светочувствительной пленки.
Подсчитаем величину подобной потери света, которая зависит от площади пузырьков. Так, например, при наличия пяти пузырьков диаметром 0,3 мм каждый общая площадь их будет равна:

Площадь действующего отверстия объектива при диаметре около 30 мм равна:

Итак, площадь пузырьков составляет в процессе от общей площади:

Конечно, такая потеря света практически не имеет абсолютно никакого значения .
Теперь попробуем подсчитать, какова должна быть площадь пузырьков, чтобы потеря света в объективе составляла 1%.
Для простоты предположим, что у нас имеются те же 5 пузырьков, но уже большего размера. Допустим, что диаметр каждого пузырька будет около 1,431 мм , тогда площадь их будет:

Площадь действующего отверстия объектива мы определили уже ранее:

Площадь пузьрьков в проценте от общей площади действующего отверстия составит в этом случае:

Как видно из этого простого подсчета, даже при таких значительных размерах пузырей, которых в таком количестве в линзах почти никогда не бывает, потеря света все-таки настолько ничтожна, что на практике с ней не приходится считаться .
Распространенное мнение о том, что изображение пузырьков получается на пленке, совершенно не соответствует действительности и является лишь следствием полной неграмотности в элементарных вопросах оптики.

На основании изложенного выше, завод не принимает во внимание претензий потребителей относительно пузырчатости линз и не обменивает таких объективов.

Данное разъяснение уже давалось заводом имени ОГПУ в 1935 году в описании фотоаппарата ФОТОКОР 1.

Примечания:

Сканирование оригинала -- Юрий Фатьянов.
Паспорт опущен.
Качество иллюстраций соответствует оригиналу.

В оригинале было: 60 мм , исправлено согласно приложенному листку с "Необходимыми исправлениями".
В оригинале было: по часовой стрелке , исправлено согласно приложенному листку с "Необходимыми исправлениями".
Завод имени ОГПУ — ГОМЗ, Ленинград. Аналогичные разъяснения в то время давались и иностранными фирмами-производителями фотографической оптики.

Читайте также: