Что такое некоммерческий фонд? – Фонд социального страхования Российской Федерации Что такое некоммерческая организация фонд.

Одной из форм некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в нашей стране и во всем мире, являются фонды.

Фондом называется некоммерческая организация, которая создается учредителями с целью материального обеспечения определенных видов деятельности – благотворительной, социально-культурной, образовательной, научной, управленческой.

Одним из главных принципов функционирования фондов является достижение общественной пользы в самых разнообразных ее проявлениях – здравоохранения, защиты их прав и законных интересов наших соотечественников, оказания юридической помощи, разрешения конфликтных ситуаций.

Определение «фонд» приводится в Федеральном законе «О некоммерческих организациях». Следовательно, как и у прочих НКО, основой деятельности фонда не может являться извлечение прибыли, а при ее возникновении доход должен распределяться между участниками фонда.

В качестве учредителей фонда могут выступать как граждане, так и юридические лица. Имущественный комплекс фонда формируется на основе их благотворительных взносов. Материальные средства и активы, переданные фонду его учредителями, становится имуществом некоммерческой организации. Фонды не предполагают членства.

Деятельность фонда имеет строго целевой характер и должна строго соответствовать положениям, заявленным в его основном учредительном документе – уставе. При этом фонд имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать при себе хозяйственные общества, но только в случае если они соответствуют общественно-полезным целям, ради которых фонд был создан. На осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности, подлежащей обязательному лицензированию, фонды – так же как и прочие юридические лица – должны получить соответствующее разрешение.

Основные законы, которыми руководствуются фонды при осуществлении деятельности:

  • Федеральный закон «О некоммерческих организациях».
  • Федеральный закон «Об общественных объединениях».
  • Федеральные законы о фондах отдельных видов (например, Федеральные законы "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и пр.).

С точки зрения организационно-правовой формы фонды являются юридическими лицами и становятся таковыми с момента государственной регистрации. Первым документом, с которого начинается существование фонда, является решение учредителей о его создании. Как правило, фонды создаются без ограничений срока их деятельности. Некоторые фонды со временем развивают более или менее обширную сеть региональных представительств.

Как и у всякого субъекта правового поля, у фонда есть права и обязанности. К числу обязательных требований относится наличие самостоятельного баланса, печати с официальным наименованием, ведение бухгалтерского учета и отчетности и регулярное представление информации о деятельности государственным органам. Кроме того, фонд обязательно должен печатать в средствах массовой информации отчетность об использовании своего имущества.

Учредители фонда

Иногда бывает, что учредители фонда непосредственно участвуют в жизни фонда только на этапе его создания. Напомним, они принимают решение о создании фонда и формируют его учредительный . Случается, что они еще и дают фонду свое имя. В дальнейшем фонд и его учредители не имеют по отношению друг к другу никаких юридических обязательств: учредители не отвечают по обязательствам своего детища, а фонд – не несет ответственности по обязательствам своих учредителей. Никакого касательства не имеет учредитель фонда и к прибыли организации, если таковая возникает.

Тем не менее, учредители часто входят в попечительский совет – специальную структуру, которая осуществляет контроль деятельности фонда, целевым использованием имущества, работой исполнительных органов. Члены совета работают исключительно на добровольных началах.

Число учредителей фонда не ограничено: это может быть и один человек, а может быть и достаточно обширная группа лиц. Однако на протяжении всей деятельности фонда их количество остается неизменным, за исключением случаев, независящих от фонда – например, смерти одного из создателей фонда либо реорганизации юридического лица, выступившего в качестве учредителя.

Хотя Гражданский Кодекс не дает четкой классификации фондов, часто их типы определяются по составу их учредителей. Отсюда различают:

  • Частные фонды. В качестве их учредителей выступает одно юридическое лицо или члены одной семьи. Фонд создается на средства частного лица. Несмотря на богатейшие традиции благотворительности в России, как таковые частные фонды в нашей стране стали появляться только в конце 90-х годов. Среди наиболее известных стоит назвать фонд «Вольное дело» Олега Дерепаски, Владимира Потанина, Фонд Тимченко. Часто фонды такого типа не реализуют социальные проекты самостоятельно, являются учредителями специальных грантов для общественных организаций, университетов и пр.
  • Корпоративные фонды. В качестве их учредителей выступают юридические лица – отдельные компании или объединения. Чаще всего создателем фонда является одна . Такие фонды создаются на средства компаний. Перечисление денежных средств производится от ежегодной прибыли компании либо материнская компания формирует капитал фонда. Часто деятельность корпоративного фонда является продолжением социальной миссии компании и содействует укреплению имиджа социально-отвественного бизнеса.
  • Общественные фонды, учрежденные группой лиц или общественных объединений. Эта форма общественного объединения так же не предполагает членства. Обычно общественные фонды занимаются сбором и накоплением денежных средств – взносов и пожертвований – с целью их дальнейшего распределения на решение общественно-значимых задач. Наиболее распространены общественные благотворительные фонды.
  • Государственные фонды. Как и следует из названия, фонды финансируются из государственного бюджета. Примером может служить Российский фонд фундаментальных исследований, который занимается поддержкой научно-исследовательской деятельности. Фонды такого типа имеют узкую направленность и занимаются распределением грантов на реализацию деятельности в соответствии со своим направлением деятельности.
  • Муниципальные фонды. Они создаются по решению органа местного самоуправления с целью эффективного использования финансовых ресурсов муниципалитетов. Например, сейчас достаточно распространены муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства.Представленная классификация не означает, что фонды могут быть представлены исключительно «в чистом виде». Часто состав учредителей бывает смешанным, и тогда можно говорить, например, о государственно-общественных фондах и т.п.

Органы управления фондом

Как уже упоминалось, обязательной структурой фонда является попечительский совет. Помимо него у фонда есть высший орган управления фондом – Совет фонда. Он определяет приоритетные направления деятельности некоммерческой организации и обеспечивает контроль над соблюдением целей создания фонда. Постоянно действующий коллегиальный орган фонда утверждает годовой баланс и финансовую отчетность, принимает решение о создании отделений и представительств некоммерческой организации в других городах и регионах. Исполнительный орган может быть единоличным или коллегиальным. К его компетенции относятся текущие рабочие моменты и работой фонда.

Фонд представляет собой одну из форм унитарной НКО, деятельность которой направлена не на получение прибыли, а на достижение определенных общественно или социально значимых целей . Учреждение фонда может производиться как физическими, так и юридическими лицами, на основании добровольных имущественных взносов.

В качестве юридических лиц могут выступать как коммерческие, так и некоммерческие российские или иностранные предприятия.

Фонд имеет право:

  • открывать представительства на всей территории России;
  • иметь фирменную символику (бланки, эмблему и пр.);
  • иметь счета в банках;
  • участвовать в деятельности других НКО со схожими целями;
  • осуществлять предпринимательскую деятельность, если это необходимо для достижения указанных в уставе фонда целей.

Фонд в обязательном порядке должен:

  • вести собственную смету и баланс;
  • иметь уставную печать с полным наименованием;
  • вести полный учет доходов и расходов, а также имущества, полученного или приобретенного в период существования фонда;
  • предоставлять актуальную информацию о деятельности организации учредителям и налоговым органам.

Разница между фондом и другими некоммерческими организациями

Для фонда характерно:

  • отсутствие членства;
  • отсутствие ;
  • добровольные имущественные взносы;
  • ежегодное предоставление отчетов об использовании своего имущества;
  • осуществление предпринимательской деятельности, соответствующей прописанным в уставе целям;
  • отсутствие возможности реорганизации (исключение составляют случаи, предусмотренные п. 4 ст. 123.17 ГК РФ).

Еще одна важная особенность устройства фонда заключается в отсутствии возможности увеличения количества учредителей по завершению регистрации. Кроме того, все учредители, кроме аппарата правления, теряют возможность непосредственного влияния на работу организации.

В зависимости от целей создания фонды могут быть следующих направленностей :

  • культурной;
  • социальной;
  • благотворительной;
  • образовательной.

В целях достижения поставленных задач фонды вправе осуществлять коммерческую деятельность, но только в случае учреждения собственных или участия в уже созданных хозяйственных обществах.

Виды и особенности

Самыми распространенными видами фондов являются общественные, благотворительные и автономные некоммерческие организации.

Под благотворительным фондом подразумевается НКО, созданная посредством соединения добровольных имущественных взносов и направляющая эти средства на осуществление той или иной благотворительной деятельности.

Денежные средства на благотворительность фонды изыскивают одним из следующих методов:

  1. Ищут спонсора или назначают учредителем благотворителя, в роли которого может быть как физическое лицо, так и организация или государство.
  2. Самостоятельно зарабатывают средства на осуществление уставной деятельности.
  3. Получают гранты или финансирование от других некоммерческих организаций.
  4. Инвестируют средства фонда в и др.

Устав фонда должен отражать, что он создан непосредственно для реализации социально значимых целей посредством осуществления благотворительной деятельности. К таким действиям нельзя отнести помощь и поддержку политическим партиям и коммерческим организациями.

Кроме того, устав определяет процедуру распределения имущества, если в отношении фонда будет запущена процедура ликвидации. Если данная процедура не отражена в уставе, решение о порядке использования имущества остается за ликвидационной комиссией.

Основное отличие благотворительного фонда от остальных заключается в том, что его невозможно преобразовать в хозяйственное общество или товарищество. Важно также отметить следующие пункты, касающиеся финансов благотворительной организации:

  • запрещено тратить более 20% всех расходуемых за год средств на зарплату административно-управленческому персоналу фонда (ограничение не касается зарплаты сотрудников, непосредственно реализующих благотворительные программы);
  • от 80% пожертвований фонда подлежат распределению на благотворительные цели в течение периода, не превышающего срок в один год, с момента поступления денежных средств на счет фонда.

Возможность учреждения фонда есть как у граждан, так и у юридических лиц, поскольку Гражданским кодексом не регламентированы какие-либо специальные требования. Единственное ограничение заключается в том, что участниками благотворительных организаций и фондов не могут являться органы власти и муниципальные предприятия .

Процесс регистрации благотворительного фонда целиком осуществляется территориальными органами Министерства Юстиции России, на основании следующих поданных документов:

  1. Заявления по форме №РН0001.
  2. Учредительных документов, в частности, устава (в трех экземплярах), протокола об учреждении и учредительного договора.
  3. Квитанции об оплате государственной пошлины в размере 4000 тыс. руб.

Общественный фонд , в отличие от благотворительного, является добровольной, самоуправляемой, некоммерческой организацией, созданной для реализации закрепленных в уставе целей и задач.

Другие характерные особенности:

  • не менее трех учредителей в составе, причем это могут быть и физические, и юридические лица (преимущественно общественные объединения);
  • участниками и учредителями общественных организаций и фондов не могут являться органы власти и муниципальные предприятия.
  • возможность приступить к осуществлению своей уставной деятельности с момента принятия учредителями решения об основании фонда, утверждения устава и определения руководящих органов (при этом он не будет являться юридическим лицом);
  • юридическая правоспособность возникает по завершении процесса государственной регистрации (который несколько отличается от процесса ).

Типы фондов по территориальному признаку:

  • международного уровня (в иностранных государствах должно быть создано и должно функционировать как минимум один филиал или подразделение);
  • общероссийского уровня (при создании филиалов или подразделений на большей территории регионов Российской Федерации);
  • межрегионального уровня (при создании филиалов или подразделений на территории некоторых регионов Российской Федерации);
  • регионального уровня (при создании филиалов или подразделений на территории одного региона Российской Федерации);
  • местного уровня (при создании филиалов или подразделений на территории органа местного самоуправления).

Порядок регистрации общественного фонда происходит практически таким же образом, как и регистрация благотворительного фонда.

Процесс осуществляется территориальными органами Министерства Юстиции России на основании нотариально заверенного заявления РН0001, а также пакета обязательных документов, включающих решение об основании организации, учредительные документы, сведения о видах осуществляемой деятельности, сведения о юридическом адресе и квитанцию об оплате госпошлины.

Автономный некоммерческий фонд учреждается группой лиц, действующих на основании объединения добровольных имущественных взносов, целью которых является предоставление культурных, образовательных, медицинских, спортивных или иных услуг.

Имущество, передаваемое участниками организации, становится ее собственностью. Учредители фонда освобождены от взаимных обязательств и вправе пользоваться услугами организации на равных с другими лицами.

Учредительные документы фонда:

  • устав;
  • учредительный договор.

Допустимо осуществление предпринимательской деятельности автономным некоммерческим фондом в случае, если данная деятельность соответствует целям его создания. При его ликвидации оставшееся имущество распределяется между участниками организации; при этом действуют те же правила, что и в отношении выхода из фонда.

Порядок регистрации и необходимые документы

Пошаговая инструкция регистрации фонда состоит из следующих шагов:

Длительность процедуры в среднем составляет один месяц. Сумма пошлины, взимаемой за регистрацию, составляет 4000 руб.

Пакет документов, требуемых для регистрации фонда:

  1. Заявление РН0001 с подписью, ФИО, адресом постоянного места жительства и номером телефона заявителя (два экземпляра). Один экземпляр должен быть заверен нотариально, второй необходимо прошить и заверить у учредителя. Поскольку основной вид деятельности фонда заключается в получении и направлении денежных средств на уставные цели, в заявлении указывается 65.23.
  2. Учредительная документация фонда (устав) в трех экземплярах. Устав регистрируемого фонда, помимо основных сведений, должен включать название (непосредственно с использованием слова «фонд»), цели создания организации, информацию об управляющих органах фонда, отражающую порядок назначения на управляющие должности и порядок освобождения от них, о местонахождении регистрируемого фонда. о распределении имущества в случае, если будет запущена процедура ликвидации, Протокол об основании организации (два экземпляра): при наличии двух и более учредителей необходимо оформить как протокол собрания учредителей, при одном учредителе необходимо оформить как решение единственного учредителя.
  3. Адрес организации (два экземпляра) – в форме договора аренды с приложением копий свидетельства о праве собственности или гарантийного письма.
  4. Данные об учредителях организации (два экземпляра), включая следующую информацию для физического лица — ФИО, адрес регистрации и телефон, для юридического лица — , ИНН, полное наименование, адрес местонахождения и телефон.
  5. Оригинал и копия квитанции об оплате пошлины .

Всю документацию, подаваемую в Министерство на регистрацию, нужно прошить, пронумеровать и подписать на прошивке заявителем. Подача документов может осуществляться как лично заявителем, так и через доверенное лицо (по оформленной в соответствии с действующим законодательством доверенности).

Процесс регистрации фонда занимает около 30 дней. По истечении этого периода, соответствующие изменения вносятся в ЕГРЮЛ, выдается свидетельство и фонд официально считается зарегистрированным.

Дальнейшие шаги заключаются в постановке на учет во внебюджетных фондах, решении вопросов с открытием счетов, получением печати и статистических кодов и осуществлением других организационных мероприятий.

Сложности

Зарегистрировать фонд — процесс сложный и долгий, и не каждый сможет успешно выполнить эту задачу. Основная сложность заключается в том, что регистрацию НКО осуществляет Министерство Юстиции , которое регулярно меняет регламент. По статистике, большинство отказов происходят из-за несоответствия подаваемых документом установленным нормативам или ошибок, допущенных при оформлении документов.

Кроме того, повышенные требования предъявляются и к юридическому адресу регистрируемого фонда, а этому не всегда уделяется должное внимание. Несмотря на все сложности, ежегодно в нашей стране регистрируется большое количество фондов и некоммерческих организаций, и единственная возможность избежать отказа — тщательно проверять документы на соответствие установленным Министерством Юстиции нормативам .

Дополнительную информацию по регистрации фонда можно узнать в данном видео.

Поскольку фонды являются некоммерческими организациями, на них распространяется Закон о некоммерческих организациях, а на благотворительные фонды - Закон о благотворительной деятельности.

Фонд, как одна из форм существования некоммерческих организаций, отличается от прочих тем, что фонд является не объединением граждан и (или) юридических лиц, а объединением имущества граждан и (или) юридических лиц для достижения общественно полезных целей. В этом, наверное, самое существенное отличие фонда от любой другой некоммерческой организации. Для создания фонда объединяется или аккумулируется имущество, поэтому законодательство строго не ограничивает возможный состав учредителей. Учредить фонд может и одно лицо, как физическое, так и юридическое, как коммерческая, так и некоммерческая организация. Таково общее правило, определенное ГК РФ (ст. 118) и Законом.

Исходя из определения, можно выделить следующие характерные признаки фондов:

  • фонды относятся к некоммерческим организациям;
  • фонды не являются членскими организациями;
  • фонды могут учреждаться как физическими, так и (или) юридическими лицами;
  • фонды создаются на основе добровольных имущественных взносов;
  • фонды должны осуществлять социальные, благотворительные, культурные или иные общественно полезные цели.
Основным признаком фонда (хотя он не указан в ст. 118 ГК РФ) следует считать обязательное формирование имущества для реализации уставных целей. ГК РФ не дает классификацию фондов. Между тем, фонды можно различать, например, в зависимости от того, кто является их учредителями. Исходя из этого критерия, могут существовать:
  • частные фонды, учрежденные одним физическим лицом или членами одной семьи;
  • корпоративные фонды, учрежденные одним или несколькими юридическими лицами - коммерческими и (или) некоммерческими организациями;
  • общественные фонды, учрежденные физическими лицами, не являющимися членами одной семьи, и юридическими лицами - общественными объединениями;
  • государственные фонды, созданные решением представительных органов РФ или представительных органов субъектов РФ;
  • муниципальные фонды, созданные представительным органом местного самоуправления.
Кроме того, могут создаваться фонды, условно обозначенные как смешанные. К таким фондам следовало бы отнести, например, общественно-государственные и государственно-общественные фонды, создание которых предусмотрено в ст. 51 Закона об общественных объединениях.

Правовое положение фонда

Фонд является юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 3 Федерального закона “О некоммерческих организациях”). Фонд считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном законом порядке (п. 1 ст. 3 Федерального закона “О некоммерческих организациях”). Фонд создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено его учредительными документами. (п. 2 ст. 3 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Права фонда

Фонд имеет следующие права:
  • осуществлять деятельность, направленную на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целей, предусмотренных уставом фонда (п. 1 ст. 118 ГК РФ) (п.1 ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях”);
  • осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям фонда и необходимую для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан (п. 2 ст. 118 ГК РФ, п.2 ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях”);
  • в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории (п. 3 ст. 3 Федерального закона “О некоммерческих организациях”);
  • иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему (абз. 2 п. 4 ст. 3 Федерального закона “О некоммерческих организациях”);
  • создавать филиалы и открывать представительства территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 5 Федерального закона “О некоммерческих организациях”);
  • создавать хозяйственные общества для осуществления предпринимательской деятельности, или участвовать в них (п. 2 ст. 118 ГК РФ) (п.2 ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях”);
  • создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы для достижения указанных в его уставе целей (п. 4 ст. 24 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).
Фонд имеет иные права, предусмотренные законодательством, а также предусмотренные уставом фонда и не противоречащие законодательству.

Обязанности фонда

Фонд имеет следующие обязанности:
  • иметь самостоятельный баланс или смету (абз. 2 п. 1 ст. 3 Федерального закона “О некоммерческих организациях”);
  • иметь печать с полным наименованием фонда на русском языке (п. 4 ст. 3 Федерального закона “О некоммерческих организациях”);
  • использовать свое имущество для целей, определенных уставом фонда (п. 2 ст. 118 ГК РФ) (п.2 ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях”);
  • ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества (абз. 2 п. 2 ст. 118 ГК РФ) (абз. 2 п.2 ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях”);
  • вести учет доходов и расходов по осуществляемой им предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 24 Федерального закона “О некоммерческих организациях”);
  • вести бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством (п. 1 ст. 32 Федерального закона “О некоммерческих организациях”);
  • предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством и учредительными документами фонда (абз. 2 п. 1 ст. 32 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).
При этом предметом коммерческой тайны фонда не могут быть: (п. 12 ст. 32 Федерального закона “О некоммерческих организациях”)
  • размеры и структура доходов фонда;
  • сведения о размерах и составе имущества фонда;
  • сведения о расходах фонда;
  • сведения численности и составе работников фонда;
  • сведения об оплате труда работников фонда;
  • сведения об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности фонда.
Фонд имеет иные обязанности, предусмотренные законодательством и уставом фонда.

Виды деятельности фонда. Уставная деятельность фонда

Фонд может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям фонда, которые предусмотрены его уставом (п. 1 ст. 24 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

В интересах достижения целей, предусмотренных уставом, фонд может создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы (п. 4 ст. 24 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Отдельные виды деятельности могут осуществляться фондом только на основании специальных разрешений (лицензий) (абз. 3 п. 1 ст. 24 Федерального закона “О некоммерческих организациях”) - см. Лицензируемые виды деятельности.

Предпринимательская деятельность фонда

Фонд может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых он создан (п. 2 ст. 24 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Предпринимательской деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика (п. 2 ст. 24 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Фонд ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 24 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Ответственность фонда. Ответственность фонда по своим обязательствам

Фонд отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (п. 1 ст. 3 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Ответственность фонда по обязательствам его учредителей

Фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей (абз. 2 п. 1 ст. 118 ГК РФ, абз. 2 п.1 ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Ответственность учредителей по обязательствам фонда

Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда (абз. 2 п. 1 ст. 118 ГК РФ, абз. 2 п.1 ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Исключение: если несостоятельность (банкротство) фонда вызвана действиями (бездействием) учредителей или других лиц, которые имеют право давать обязательные для этого фонда указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества фонда может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам (абз. 2 п. 3 ст. 56 ГК РФ).

Учредительные документы фонда

Учредительным документом фонда является устав, который утверждается его учредителями (п. 1 ст. 14 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Требования устава фонда обязательны для исполнения самим фондом, его учредителями (п. 2 ст. 14 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Требования к содержанию устава

Устав фонда должен определять: (п.3, 4 ст. 118 ГК РФ, п. 3 ст. 14 Федерального закона “О некоммерческих организациях”)
  • наименование фонда, включающее слово "фонд" и содержащее указание на характер его деятельности;
  • место нахождения фонда;
  • предмет и цели деятельности фонда;
  • порядок управления деятельностью фонда;
  • сведения об органах фонда, в том числе о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда;
  • сведения о порядке формирования органов фонда, назначения должностных лиц фонда и их освобождения;
  • сведения о филиалах и представительствах фонда;
  • источники формирования имущества фонда;
  • порядок внесения изменений в учредительные документы фонда;
  • сведения о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации;
  • иные положения, предусмотренные федеральными законами, а также не противоречащие им.

Учредители фонда

Учредителями фонда могут быть: (п. 1 ст. 15 Федерального закона “О некоммерческих организациях”):
  • граждане;
  • юридические лица.
Число учредителей фонда не ограничено (п. 2 ст. 15 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Фонд может быть учрежден одним лицом (абз. 2 п. 2 ст. 15 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Изменить состав учредителей путем привлечения новых или замены уже существующих нельзя после регистрации фонда в качестве некоммерческой организации, когда процесс его создания уже завершен. Состав учредителей фонда может измениться только в сторону уменьшения при выходе учредителя из числа учредителей по не зависящим от фонда причинам, повлекшим либо ликвидацию учредителя - юридического лица, либо смерть учредителя - физического лица.

Органы управления фонда

Порядок управления фондом и порядок формирования его органов определяются его уставом, утверждаемым учредителями (п. 3 ст. 118 ГК РФ, п. 1 ст. 29 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Уставом фонда может быть предусмотрено наличие следующих органов:

  • высшего органа управления;
  • постоянно действующего коллегиального органа управления;
  • коллегиального и/или единоличного исполнительного органа, и др.
Обязательным органом фонда является попечительский совет (п.3 ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Уставом фонда определяются следующие сведения о его органах управления: (ст. 28 Федерального закона “О некоммерческих организациях”):

  • структура;
  • компетенция;
  • порядок формирования;
  • срок полномочий;
  • порядок принятия органами решений;
  • порядок выступления органов от имени фонда.

Высший орган управления фондом

Основная функция высшего органа управления фонда - обеспечение соблюдения фондом целей, в интересах которых он был создан (п. 2 ст. 29 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

К компетенции высшего органа управления относится решение следующих вопросов: (п.3 ст. 29 Федерального закона “О некоммерческих организациях”):

  • изменение устава фонда, если возможность такого изменения предусмотрена самим уставом;
  • определение приоритетных направлений деятельности фонда, принципов формирования и использования его имущества;
  • образование исполнительных органов фонда и досрочное прекращение их полномочий;
  • утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса фонда;
  • участие фонда в других организациях;
  • реорганизация фонда.
Вопросы об изменении устава фонда, определении приоритетных направлений деятельности фонда, принципов формирования и использования его имущества, образовании исполнительных органов фонда и досрочном прекращении их полномочий, а также вопросы о реорганизации фонда относятся к исключительной компетенции высшего органа управления фондом (абз. 3 п. 3 ст. 29 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Заседание коллегиального высшего органа управления фондом правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов (п. 4 ст. 29 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании (абз. 2 п. 4 ст. 29 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления фондом принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с федеральными законами и уставом фонда (абз. 2 п. 4 ст. 29 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Фонд не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам его высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления (абз. 2 п. 5 ст. 29 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Постоянно действующий коллегиальный орган управления фондом

Уставом фонда может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления. К ведению постоянно действующего коллегиального органа управления может быть отнесено решение следующих вопросов: (абз. 2 п. 3 ст. 29 Федерального закона “О некоммерческих организациях”):
  • утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
  • утверждение финансового плана фонда и внесение в него изменений;
  • создание филиалов и открытие представительств фонда;
  • участие в других организациях.

Исполнительный орган фонда

Исполнительный орган фонда может быть коллегиальным и (или) единоличным.

Исполнительный орган осуществляет текущее руководство деятельностью фонда и подотчетен высшему органу управления фондом (п. 1 ст. 30 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

К компетенции исполнительного органа фонда относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления фондом, определенную федеральными законами и учредительными документами фонда (п. 2 ст. 30 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Попечительский совет фонда является его обязательным органом.

Функции попечительского совета фонда: (п.3 ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях”):

  • надзор за деятельностью фонда;
  • надзор за принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения;
  • надзор за использованием средств фонда;
  • надзор за соблюдением фондом законодательства.
Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах (абз. 2 п.3 ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Порядок формирования и деятельности попечительского совета фонда определяется уставом фонда, утвержденным его учредителями (абз. 3 п.3 ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Имущество фонда

Фонд имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом (п. 1 ст. 3 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда (абз. 2 п.1 ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Фонд может иметь в собственности здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество.

Фонд может иметь в собственности или в бессрочном пользовании земельные участки (п. 1 ст. 25 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Имущественная ответственность фонда

В качестве юридического лица фонд отвечает по своим обязательствам созданным и обособленным у него имуществом. Учредители (участники) фонда не отвечают по обязательствам созданного ими фонда.

В свою очередь, фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей (участников).

Формирование имущества фонда

Источники формирования имущества фонда: (п. 1 ст. 26 Федерального закона “О некоммерческих организациях”):
  • регулярные и единовременные поступления от учредителей;
  • добровольные имущественные взносы и пожертвования;
  • выручка от реализации товаров, работ, услуг;
  • дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
  • доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
  • другие не запрещенные законом поступления.
Порядок регулярных поступлений от учредителей определяется уставом фонда (п. 2 ст. 26 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Полученная фондом прибыль не подлежит распределению между учредителями фонда (п.3 ст. 26 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Использование имущества фонда

Фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда (п. 2 ст. 118 ГК РФ, п.2 ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан (п. 2 ст. 118 ГК РФ, п.2 ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Для осуществления предпринимательской деятельности фонд вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них (п.2 ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях”). Для фондов законами не предусмотрено право участвовать в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества (абз. 2 п. 2 ст. 118 ГК РФ, абз. 2 п.2 ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Создание фонда. Учреждение фонда

Создание некоммерческой организации в результате ее учреждения осуществляется по решению учредителей (учредителя).

Вариант 1: фонд создается несколькими учредителями. чредители фонда проводят собрание, на котором принимают решение об учреждении фонда, а также утверждают устав фонда (абз. 2 п. 1 ст. 52 ГК РФ).

Вариант 2: фонд создается одним учредителем Учредитель фонда единолично принимает решение об учреждении фонда и утверждении его устава (абз. 3 п. 1 ст. 52 ГК РФ).

Документы при учреждении фонда

Документами, необходимыми при учреждении фонда являются:

1. Решение учредителей (учредителя) об учреждении фонда.Решение учредителей (учредителя) об учреждении юридического лица оформляется:

  • если учредителей несколько: в форме протокола собрания учредителей (учредительного собрания);
  • если учредитель один: в форме решения единственного учредителя.
Вопросы, которые должны быть отражены в решении:
  • вопрос об учреждении юридического лица;
  • утверждение устава юридического лица (в случае, если в соответствии с законодательством устав является учредительным документом данного юридического лица);
  • избрание органов управления юридического лица;
  • иные вопросы, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.
2. Устав фонда.

Ликвидация фонда

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ).

Ликвидация юридического лица может быть добровольной и принудительной (по решению суда).

В качестве обязательного правила п. 2 ст. 119 ГК РФ предусматривает судебный порядок ликвидации фондов. Это правило исключает возможность ликвидации общественных фондов в добровольном порядке (по решению съезда, конференции или общего собрания), предусмотренную Законом об общественных объединениях.

В п. 2 данной статьи перечисляются три случая, когда фонд может быть ликвидирован. Однако ст. 119 ГК РФ не ограничивает возможность ликвидации фондов в судебном порядке только перечисленными случаями, поскольку признает и наличие других случаев такой ликвидации, если они будут предусмотрены отдельными законами.

Помимо перечисленных в ст. 119 ГК РФ оснований для ликвидации фондов ГК РФ установил ликвидацию фондов в случае признания в судебном порядке фонда несостоятельным, то есть банкротом. Таким образом, ГК РФ расширил применение банкротства. Если ранее банкротство применялось только к коммерческим организациям, прежде всего к предприятиям, то ГК РФ предоставил право признания банкротами и некоторых некоммерческих организаций, в частности фондов.

В соответствии с п. 1 ст. 65 ГК РФ наряду с юридическими лицами, являющимися коммерческими организациями, по решению суда могут быть признаны несостоятельными (банкротами) и юридические лица, действующие в форме благотворительного и иного фонда, если они не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Данное положение подтверждает и п. 2 ст. 1 Федерального закона от 8 января 1998 г. "О несостоятельности (банкротстве)".

П. 2 ст. 65 ГК РФ допускает ликвидацию фонда и в добровольном порядке на основании совместного с кредиторами решения об объявлении банкротства. Возможность добровольного объявления о банкротстве фонда и его ликвидации без решения суда предусматривается и в ст. 181 Закона о банкротстве.

Судебное решение о ликвидации фонда должно направляться в орган, зарегистрировавший фонд, для исключения его из государственного реестра юридических лиц.

Вопрос об использовании имущества фонда, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, в случае его ликвидации должен решаться в уставе фонда с учетом реализации целей фонда. Если в уставе отсутствуют соответствующие статьи, то этот вопрос решает высший орган управления фонда, а в спорных случаях - суд. Ликвидация фонда осуществляется в порядке, установленном ст.ст. 61-64 ГК РФ.

Инструкция

Российское законодательство не содержит перечня видов . Самая простая их классификация - классификация по признаку . Частные фонды создаются физическими лицами, например, членами семьи. Корпоративные фонды могут создаваться или некоммерческими организациями. Общественные фонды создаются общественными объединениями или инициативными группами граждан. Существуют и смешанные фонды.

Фонд является юридическим лицом, Это означает, что он вправе от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права и нести , быть истцом и ответчиком в суде. Фонд считается созданным с момента его государственной регистрации и не имеет ограничений срока , если иное не установлено в его учредительных документах.

Создание фонда происходит по решению его учредителей (или учредителя). В первом случае учредители фонда проводят собрание, на котором принимают решение об учреждении фонда. На нем же утверждается устав фонда - его основной документ, в котором прописаны его цели. Если учредитель фонда один, то он лично принимает решение об учреждении фонда и утверждает устав.

Источниками формирования имущества фонда могут быть поступления от учредителей, добровольные взносы любых заинтересованных лиц, доходы от ведения предпринимательской деятельности и любые иные средства. Согласно законодательству, полученная фондом прибыль не распределяется между учредителями. Имущество и все описанные поступления являются собственностью фонда. Они используются в целях, определенных уставом.

Фонды, как и иные некоммерческие организации, регистрируются в территориальном органе Министерства Юстиции Российской Федерации. Для регистрации фонда необходимы следующие документы:
1. заявление;
2. устав в трех экземплярах;
3. решение об учреждении фонда в двух экземплярах;
4. сведения об учредителях в двух экземплярах;
5. квитанция об уплате государственной пошлины (размер пошлины - 4000 рублей);
6. сведения о месте нахождения постоянно действующего органа фонда для осуществления связи с ним.

Источники:

  • создание фонда

Если вашим решением стало открытие (учреждение) фонда , то обязательно ознакомьтесь с некоторыми аспектами, что могут пригодиться в достижения поставленной цели. Ваш фонд должен стать действительно полезным для общества.

Вам понадобится

  • - Лицевой счет в банке;
  • - нотариально заверенные документы;
  • - извещение о приобретении статуса юридического лица.

Инструкция

Определите цель вашего фонда. Он может использоваться в благотворительных или инвестиционных целях, быть как частным, так и общественным. Открыть фонд могут как дееспособные граждане Российской Федерации, так лица без гражданства, которые находятся на территории Российской Федерации.

Зарегистрируйте придуманный вами фонд в Министерстве юстиции, предоставив необходимый пакет документов с входящими в него заявлением по утвержденной форме (заверенным нотариусом); уставом, решением (протоколом) о создании фонда; документами, подтверждающими право использования юридического адреса; квитанцией об уплате госпошлины (ее сума составляет 4000 рублей). Регистрация фонда занимает около полутора месяцев, во время которых Министерство рассмотрит представленные документы.

Произведите обязательную постановку на учет в соответствующие государственные структуры. Для этого за пять рабочих дней фонд должен встать на налоговый учет, заручиться свидетельством ИНН и свидетельством РОССТАТА.

Выберите подходящую систему налогообложения. В права вновь созданного фонда входит подача заявления о переходе к налогообложению по упрощенной системе в срок до пяти дней после постановки в налоговом органе на учет.

Откройте расчетный счет в качестве самостоятельного юридического лица. Здесь вы имеете полную свободу выбора, поскольку фонд может открывать неограниченно количество счетов в любых банках по всей территории страны, как в иностранной валюте, так и в рублях. Но помните, что после открытия счета в обязательном порядке нужно в ходе пяти дней заявить об этом в налоговый орган.

Получите необходимое извещение о приобретении статуса юридического лица из внебюджетных фондов: пенсионного Фонда, Фонда обязательного медицинского страхования, Фонда Социального страхования.

Источники:

  • Как учредить фонд?

Фонды помощи оказывают услуги людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Это могут быть фонды помощи людям, пострадавшим от стихийного бедствия; нуждающимся в дорогостоящем лечении; детям-сиротам и инвалидам и пр. Через благотворительные организации легче привлечь внимание общественности к проблеме, получить необходимые материальные и человеческие ресурсы.

Читайте также: