Бизнес под колпаком. Опять каникулы: почему решили продлить мораторий на проверки бизнеса На кого распространяется действие моратория

Здравствуйте! 1 января 2016 года для на территории РФ начал действовать мораторий на проверки. 2017 и 2018 стали продолжением созданных им «каникул». 2019 год также не является исключением. В конце 2018 были приняты законодательные поправки (480-ФЗ от 25.12.2018г.), продлевающие действие моратория на срок до 31 декабря 2020 года.

Безусловно, мораторий стал подарком для многих малых предприятий, ведь где проверки - там и риски получить штраф и иные наказания.

Но прежде чем радоваться за бизнесменов (или опасаться за потребителей, которые теоретически могут теперь получать «непроверенные» услуги низкого качества), давайте вспомним, какие группы предпринимателей Закон N294-ФЗ освобождает от проверок, а кому не стоит расслабляться раньше времени.

Какие организации попадают под действие моратория

До конца 2020 года не будут проводиться плановые проверки предприятий, отвечающих критериям малого бизнеса, а именно:

  1. С годовой выручкой менее 800 миллионов рублей;
  2. Со штатом сотрудников менее 100 человек;
  3. С суммарной долей участия государства в менее 25%, иностранных компаний - менее 49%.

Данные показатели анализируются за три года. Никаких иных сертификатов или лицензий, подтверждающих принадлежность компании к сектору малого бизнеса не существует.

Мораторий на проверки бизнеса предусматривает также список исключений, которых освобождение от инспекций не затронет. К ним относятся:

  1. Предприятия в сфере здравоохранения и образования;
  2. Организации в сфере энергоснабжения и электроэнергетики;
  3. Управляющие компании многоквартирных жилых домов;
  4. Организации, имеющие дело с государственной тайной;
  5. Аудиторские фирмы;
  6. Малый бизнес в сфере социального обслуживания;
  7. Фирмы, совершившие грубые нарушения менее чем за три года до плановой проверки.

Подробный перечень исключений закреплен в частях 1 и 2 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ.

Какие проверки отменяет мораторий

Мораторий распространяется далеко не на все проверки. Речь идет исключительно об отмене плановых проверок для малого бизнеса - выездных или документальных.

В прежнем режиме продолжат осуществляться:

  1. Любые внеплановые проверки по заявлению жалоб на работу организации или после аварий и чрезвычайных происшествий.
  2. Налоговые проверки взносов во внебюджетные государственные фонды. Прокурорские, страховые, таможенные, валютные проверки и ряд других, не подчиняющихся Закону N 294-ФЗ.
  3. Контроль объектов I и II классов опасности по нормам промышленной, пожарной, экологической, радиационной техники безопасности.

Действия в спорных ситуациях

Что делать, если ваша организация значится в плане проверок, но вы считаете, что попадаете под действие моратория об их запрете? К сожалению, такие ошибки составителей плана случаются, и нужно быть к ним готовым.

Шаг 1: Подать в орган, утвердивший план, заявление об исключении организации из ежегодного плана и пакет документов:

  • копия отчета о финансовых итогах за календарный год;
  • сведения о количестве работников;
  • для АО - выписка из реестра акционеров.

Шаг 2: Если проверка уже началась - вы вправе указать инспекторам на отсутствие оснований для проверки, подтвердив это документами об отнесении вас к малому бизнесу (перечень документов аналогичный предыдущему пункту).

Игнорирование требований моратория выступает законным основанием считать результаты проверки недействительными.

Заключение

Эксперты дают мораторию исключительно положительную оценку, особенно в неблагоприятных условиях нынешней экономики, и отмечают, что было бы нелишним в будущем расширить круг освобожденных от плановых проверок предприятий (включив туда еще и некоторых представителей среднего сектора бизнеса). Но пока эти высказывания остаются лишь на уровне предложений.

Мораторий на плановые проверки малого бизнеса продлят до 2022 года и расширят его действие на средние предприятия. Внести соответствующие поправки в закон поручено Минэкономразвития и Генеральной прокуратуре

Фото: Александр Коряков / «Коммерсантъ»

Министерству экономического развития (МЭР) совместно с Генпрокуратурой поручено подготовить поправки, которые продлят мораторий на проведение плановых проверок в отношении малого бизнеса и распространят мораторий на средний бизнес, следует из поручения вице-премьера, главы аппарата правительства Сергея Приходько (копия есть у РБК). Подлинность документа подтвердили в аппарате министра по вопросам «открытого правительства» Михаила Абызова, курирующего реформу контрольно-надзорной деятельности. РБК направил запрос в Минэкономразвития.

Для продления «надзорных каникул» необходимо подготовить поправки ко второму чтению законопроекта (.pdf) об изменениях в 294-ФЗ о защите прав предпринимателей при осуществлении госконтроля и в статью 19 закона о лицензировании, который находится сейчас в Госдуме. В соответствии с поручением Сергея Приходько сделать это предстоит в двухнедельный срок со дня принятия этого законопроекта в первом чтении.

Риск-ориентированная реформа

Минэкономразвития и Генпрокуратура в течение двух недель после принятия законопроекта в первом чтении должны представить в правительство проект поправок, предусматривающих введение моратория на период 2019-2022 годов на проведение плановых проверок в отношении предприятий малого и среднего бизнеса, проводимых без применения риск-ориентированного подхода, говорится в поручении Приходько. Риск-ориентированный подход пока применяется не по всем видам контроля и надзора, и продление моратория нужно, чтобы не ухудшалось положение предпринимателей.

«Эта мера позволит не только сохранить общий положительный эффект от моратория, но и еще больше снизить административную нагрузку на бизнес начиная с 2019 года. Таким образом, будет сделан еще один важный шаг к улучшению положения предпринимателей, который дополнит проводимую с 2016 года по поручению главы государства комплексную реформу контрольно-надзорной деятельности», — рассказал РБК Михаил Абызов. Важно, что планируется распространить действие «надзорных каникул» и на средний бизнес, считает вице-президент «Опоры России» Марина Блудян, после введения моратория в 2016 году именно на них фактически пришелся основной «удар» со стороны надзорных органов. Некоторые надзорные органы, по словам Блудян, уже отказались от плановых проверок и теперь реагируют только на факты нарушений.

Итоги первого моратория

Мораторий на проведение плановых проверок бизнеса был введен с 1 января 2016 года и продлится до конца 2018 года. «Надзорные каникулы» не коснулись предприятий, работающих в сфере надзора промышленной, пожарной, радиационной и экологической безопасности, а также аудиторских организаций и компаний, управляющих многоквартирными домами.

Режим «надзорных каникул» для малого бизнеса доказал свою эффективность, отмечалось , подготовленном в аппарате бизнес-омбудсмена. В некоторых регионах мораторий помог снизить число плановых проверок почти вдвое, отмечалось в докладе. Впрочем, надзирателям за бизнесом легко обойти мораторий за счет роста числа внеплановых проверок и административных расследований, указывали авторы доклада. По данным «Опоры России», за 2017 год число плановых проверок бизнеса сократилось в среднем на 40%.

Правительству неоднократно предлагали продлить мораторий: в частности, в марте 2017 года МЭР предлагало сделать его бессрочным, а бизнес-омбудсмен Борис Титов ввести мораторий на проверки всех малых и средних предприятий без исключения, если речь не идет об угрозе жизни или здоровью.

Проверки вне плана

Внеплановые проверки представляют собой серьезную нагрузку для бизнеса, констатирует Михаил Абызов. Зачастую они являются инструментом недобросовестной конкуренции и надуманного давления на бизнес — важно принять закон (соответствующее поручение президента сейчас находится на исполнении в правительстве), закрепляющий соотношение внеплановых проверок в объеме не более 30% от плановых, ранее подчеркивал министр.

В октябре прошлого года Минэкономразвития представило разработанный на площадке «открытого правительства» о государственном и муниципальном контроле и надзоре, который предусматривает значительную реформу надзорной деятельности. Согласно прошедшему первое чтение в Госдуме законопроекту, власти не смогут проводить проверки в отсутствие руководителей компаний и в случаях, если установить нарушение можно и без личного присутствия проверяющего на предприятии. Кроме того, документ закрепляет переход от «палочной» системы, согласно которой работа надзорных органов оценивалась только по количеству проверок и объему штрафов, к риск-ориентированному подходу. Предприятия будут делиться на шесть классов опасности, от низкого до чрезвычайно высокого, и именно этот критерий станет основанием для определения периодичности надзора (так, для шестого, то есть самого низкорискового класса, плановых форм контроля вообще не предусмотрено).

При участии: Петр Канаев

(No Ratings Yet)

Государство контролирует все процессы происходящие внутри него. Не является исключением и бизнес сфера. Любая предпринимательская деятельность подчинена строгим правилам ведения бухгалтерского учета и сдачи отчетности. Периодически, налоговыми органами проводятся различные типы проверок налогоплательщиков. В данном тексте вы узнаете основные правила проведения различных видов проверок, а также самые важные нюансы моратория на налоговые проверки 2017-2018 годов.

Предприниматели, в процессе своей деятельности, неизбежно взаимодействуют с государственными контролирующими органами. Зачастую, это взаимодействие происходит в результате осуществления каких-либо проверок на соответствие деятельности предпринимателя действующим законодательным нормам. Федеральная налоговая служба уполномочена осуществлять различные проверки предпринимательской деятельности, с целью контроля и надзора за ее законностью и правильностью осуществления. В данной статье вы найдете всю необходимую информацию по налоговым проверкам, а также узнаете нюансы моратория на налоговые проверки в 2017-2019 годах.

Налоговая проверка – что это?

Налоговый орган наделен правом проведения налоговой проверки. Это закреплено п. 2 ст. 31 (далее – НК РФ), а регуляция данного процесса осуществляется 14 главой НК РФ «Налоговый контроль».

Исходя из норм п. 1 ст. 82 НК РФ можно сформировать определение понятия «налоговая проверка» – форма налогового контроля, которая осуществляется должностными лицами уполномоченных органов строго в рамках определенной компетенции, в отношении налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, осуществляющих деятельность с применением норм законодательства о налогах и сборах.

Любая налоговая проверка осуществляется с целью контроля за правильностью исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов.

Процесс проверки представляет собой сравнение фактических данных предпринимательской деятельности, которые получаются во время осуществления налогового контроля, с данными которые были поданы в виде налоговых деклараций во время сдачи отчетности.

В зависимости от вида налоговой проверки, изменяется объем полномочий должностных лиц налоговых органов во время ее проведения, а также объем ограничений на некоторые процессуальные действия, например: доступ на объекты предприятия, выемка документов, инвентаризация, истребование документов и так далее.

Виды налоговых проверок

В соответствии со ст. 87 НК РФ, существует 2 вида налоговых проверок:

  • Камеральные налоговые проверки;
  • Выездные налоговые проверки.

Статья 88 НК РФ регламентирует проведение камеральной налоговой проверки . Исходя из ее норм, можно дать определение понятию «камеральная налоговая проверка» – проверка, осуществляемая по месту нахождения соответствующего органа ФНС, используя данные налоговых деклараций и документов, которые были предоставлены налогоплательщиком, а также иных данных о налогоплательщике, имеющихся у налогового органа.

Для проведения проверки такого вида, специальное решение руководителя налогового органа не требуется. Камеральная проверка проводится в течение 3 месяцев с момента предоставления налоговой декларации налогоплательщиком.

Если декларация предоставлена не была, то налоговые органы вправе провести камеральную проверку используя имеющиеся у них данные о налогоплательщике, а также данные о других налогоплательщиках имеющих аналогичные показатели. В этом случае, проверка проводится в течение 3 месяцев с момента истечения срока предоставления декларации. Если камеральная проверка уже началась, но в ее процессе была предоставлена налоговая декларация, то данная проверка прекращается и начинается новая, которая основана на данных предоставленной декларации. Все данные, которые были получены в ходе первичной камеральной проверки, могут быть использованы в новой камеральной проверке.

Обо всех ошибках и противоречиях в данных, которые были выявлены в ходе проверки, сообщается налогоплательщику. В течении 5 дней с момента получения налогоплательщиком сообщения от налоговых органов, он должен предоставить пояснения или сделать соответствующие исправления.

Ст. 89 НК РФ регламентирует проведение выездной налоговой проверки . Для проведения такой проверки необходимо специальное решение руководителя (его заместителя) налогового органа. Выездная проверка происходит на территории налогоплательщика.

Если налогоплательщик не может предоставить место для проведения проверки, то она осуществляется по месту нахождения налогового органа.

В решении о проведении выездной проверки содержатся следующие сведения:

  • Наименование налогоплательщика (полное и сокращенное, либо ФИО);
  • Налоги, в отношении которых осуществляется проверка правильности исчисления и уплаты (по одному налогоплательщику могут проверяться сразу несколько налогов) – предмет проверки;
  • Периоды деятельности налогоплательщика, за которые будет осуществлена проверка;
  • ФИО и должности сотрудников налогового органа, ответственных за проведение проверки.

Выездная налоговая проверка, может затронуть период не более трех календарных лет, предшествующих году, в котором было издано решение о ее проведении.

По одному и тому же предмету проверки, за один и тот же период, налоговые органы не могут провести более 1 проверки (кроме случаев вынесения решения о проведении повторной выездной проверке). Один налогоплательщик, за один календарный год не может быть проверен более 2 раз посредством выездной проверки. Исключением является вынесение специально уполномоченным органом, решения о проведении дополнительных проверок. Для этого нужны веские основания.

Такой вид проверки не может длиться более 2-х месяцев, но может быть продлен в определенных случаях от 4 до 6 месяцев. Срок проверки исчисляется с момента вынесения соответствующего решения и заканчивается днем составления справки о проверке.

13 июля 2016 года был принят закон, который направлен на значительное упрощение деятельности некоторых предпринимателей и юридических лиц, путем освобождения их от проведения плановых проверок на период с 2016 до 2019 года.

Мораторий на проверки 2017-2019

Судя по заявлениям официальных лиц государства, решение о введении данного моратория было принято для снижения давления на определенные предпринимательские сферы и их стимуляцию в условиях геополитического и экономического кризиса.

От 13.07.2015 года были внесены изменения в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 года №294-ФЗ (далее – закон 294 ФЗ).

В частности, в закон 294 ФЗ была добавлена статья 26.1, которая определяет, что на протяжении 3-х лет (2017, 2019 и 2019 годы) от плановых проверок освобождаются ИП и юридические лица, относящиеся к субъектам малого предпринимательства. Кроме ИП и юридических лиц, занимающихся видами деятельности, которые указаны в ч. 9 ст. 9 закона 294 ФЗ (деятельность в сферах: образования, здравоохранения, теплоснабжения, социальной, энергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности), а также лиц указанных в ч. 6 ст. 26.1 закона 294 ФЗ.

ИП и юридические лица, попадающие под действие моратория, могут быть включены в план проверок в следующих случаях:

  • Если, ранее, для них было вынесено постановление, предусматривающее административное наказание за грубое нарушение законодательства РФ, и оно вступило в силу, либо административное наказание предусматривающее дисквалификацию или приостановление деятельности;
  • Если в их отношении было принято решение об аннулировании или приостановлении лицензии на основании результатов проверки, с окончания которой прошло менее 3-х лет.

К «арсеналу» методов оценки налоговыми органами налогоплательщиков был добавлен риск-ориентированный подход, который начнет применяться с 1 января 2019 года. Однако Правительство РФ может устанавливать отдельные виды контроля, в которых уже заложен нововведенный подход и до 1 января 2019 года.

Риск-ориентированный подход предполагает определение зависимости между частотой проведения мероприятий контроля (проверок и т.д.) и законодательных нарушений в деятельности ИП и юридических лиц, а также потенциальной возможности совершения нарушений и несоблюдение обязательных требований.

Чем выше будет установленный уровень риска для того или иного налогоплательщика – тем чаще он будет подвергаться проверкам. Соответственно, чем ниже уровень риска – тем реже будут проверки и контрольные мероприятия. Отсюда следует вывод – любой налогоплательщик должен стремиться к минимизации уровней риска.

Несмотря на явный положительный акцент внесенных изменений, некоторые эксперты опасаются, что органы осуществляющие определение уровня риска, могут использовать это право в собственных интересах, таким образом, ущемляя права «избранных» налогоплательщиков. Что будет на самом деле, покажет время, и результаты интеграции системы риск-ориентированного подхода.

Налоговые проверки необходимы для контроля внесения обязательных налоговых сумм предпринимателями, выявления и устранения нарушений. Налоговая служба контролирует корректность расчётов и своевременность оплаты.

Реализация налоговых проверок упрощается. Вводятся нестандартные методы контроля.

Изменения в налоговой политике в 2020 году

В планах налоговой политики на 2020 год увеличить поступление в бюджет налогов, не допуская повышения налоговой нагрузки. Инструментов для получения аргументации необходимости проверок стало больше.

Существенно изменилось администрирование, отчётность по взносам. Правила начисления некоторых налогов так же претерпели изменения.

Администрирование страховых выплат

Налоговые органы контролируют внесение страховых взносов в ФСС, ПФР, ФФОМС.

Расчёт предоставляется ежемесячно, не позднее 30 числа текущего месяца (за предыдущий месяц). Оплата же осуществляется в следующем месяце до 15 числа.

С 1.01.17 получат право пользования данной системой плательщики, чей совокупный доход за 9 месяцев не превысил 90 млн. рублей. Если же за год он не превысит 120, работа в УСН продолжится. Предельная остаточная стоимость средств в условиях перехода на УСН не должна превышать 150 млн. рублей.

По нулевой ставке налогообложения

Применяется для магистральных газопроводов и добычи газа. Сюда же относятся разработка полезных ископаемых, недр, производство гелия, объекты капитального строительства. Полный перечень объектов утверждён правительством РФ.

В поощрительных выплатах

Не облагаются налогами единовременные поощрительные выплаты по спортивным проектам, а именно, за призовые места в играх Олимпийских, Сурдлимпийских, Паралимпийских участникам и их тренерам (специалистам, участвующим в подготовке).

Что эти изменения значат для налогоплательщиков

Плюсы для налогоплательщиков:


  1. Уменьшение срока подачи возражений по итогам экспертиз, других мероприятий. Его длина уменьшилась до 10 рабочих дней со времени завершения спорного мероприятия.
  2. Правомочность требования инспекцией дополнительной информации по налоговым льготам. Кроме подтверждающих документов может инициироваться предоставление пояснений по проблемам имущества, операций в сфере льгот. Эта информация должна быть предоставлена в течение 5 дней. Все пояснения по НДС принимаются только в электронном виде. Бумажный вариант деклараций неприемлем. За непредоставление электронного варианта документа назначаются штрафные санкции.
  3. Более частая проверка достоверности информации ЕГРЮЛ. Причём рассматриваются все жалобы и претензии (к примеру, от конкурента). По поступившим сигналам инициируются дополнительные проверки, осуществляемые в течение месяца. Любое подозрение на фиктивность фирмы или её юридического адреса вызывает подозрение. Например, на одном адресе зарегистрированы несколько ЮЛ. На время проверки сомнительной информации налоговый контроль имеет право приостановления регистрации компании. Но по времени это должно длиться не более месяца. При подтверждении наличия недостоверных сведений деловой репутации руководителя и всей компании наносится ущерб.

Что чаще будут проверять в 2020 году

  1. Регистрация, постановка на учёт. Функционирование компании без регистрации квалифицируется как «незаконное предпринимательство» (грозит до 5 лет лишения свободы).
  2. Легальность доходов и полная выплата по ним налогов. Учитывается заработная плата, иной доход сотрудников. Выясняется наличие «серых» зарплат, хотя нарушения эти трудно доказуемы. При доначислении взносов учитываются только конкретно изысканные суммы.
  3. Создание «левых» фирм. При незаконном создании ЮЛ и использования документов с этой целью есть риск лишиться свободы до 5 лет, а за обналичивание финансовых средств через подставные компании – до 7.
  4. Искусственное завышение себестоимости, закупочных цен. В 2020 году действует повышение налоговых санкций за применение нерыночных цен.

Виды проверок

Проверки представлены камеральными и выездными, плановыми и внеплановыми.

Камеральная

Проводится в налоговом органе с использованием данных налоговых деклараций. Правомерна проверка документации, если (ст. 88 НК РФ):

  • в декларации заявлен налог к бюджетному возмещению;
  • подана заявка организацией на уменьшение налога, увеличение суммы убытков через 2 года после первой декларации;
  • обнаружен ряд несоответствий или противоречий;
  • заявлено использование налоговой льготы.

При выявлении правонарушений по итогам камеральной проверки может быть инициирована выездная.

Выездная

Для избежания стрессовых ситуаций необходимо к таким встречам всегда быть готовым. Сведения могут поступить от контрагента, налогового инспектора. База данных закрыта для общего доступа.

Проверки выездного типа предусматривают тщательное изучение финансовой отчётности с возможностью последующего назначения санкций (от штрафа до ареста). О предстоящем визите нельзя узнать заранее. Но на 2020 год выездную проверку налоговики обязаны осуществлять по итогам камеральной проверки при наличии недочётов.

Этапы проведения:

  1. Анализ документации. Проводится на территории организации (предприятия) с предварительным сообщением и предъявлением служебного удостоверения. Процедуры: запрос документации, получение необходимых пояснений, осмотр территорий, выемка необходимых финансовых документов. Проверка по длительности не должна быть более 2 месяцев. До 4 месяцев продление правомочно в следующих случаях: принадлежность объекта к числу крупнейших налогоплательщиков, форс-мажорные обстоятельства.
  2. Подведение результатов с отчётом. В отчёте составляется налогооблагаемая база, анализируются выявленные нарушения, формируются рекомендации по их исправлению. При необходимости производится доначисление суммы налогов, назначаются санкции.

Что в первую очередь хотят найти налоговики? Если ранее в приоритете поиска были необоснованные расходы для дополнительного начисления прибыли и НДС, то теперь добавился поиск незадекларированной выручки. Рассматриваются даже жалобы уволенных из организации сотрудников. Суды чаще принимают сторону налоговиков.

Приостановка и продление

Проверка налогоплательщиков (выездная или камеральная) может быть приостановлена в следующих случаях:

  • реализация встречной проверки;
  • выемка необходимых документов;
  • осуществление экспертизы.

Продление может быть реализовано по многим причинам:

  • если налогоплательщик – один из крупнейших;
  • по имеющейся информации из разных источников о налоговых правонарушениях;
  • при произошедших ЧС непреодолимой силы (пожар, наводнение, другие);
  • при наличии обособленных подразделений у компании;
  • при непредоставлении вовремя запрошенных документов;
  • по другим обстоятельствам.

Длительность стандартной выездной проверки – два месяца (можно увеличить до 4-6).

Налоговые проверки планового и внепланового типа

Плановые проверки проводятся в основном один раз в трёхгодичный срок. О них компания ставится в известность не позже, чем за три дня. Но существуют и внеплановые. Их может проводить Роспотребнадзор в местах общественного питания и продажи лекарств.

В таблице представлены ситуации , которые могут стать причиной инициирования внепланового налогового контроля в 2020 году.

Что является сигналом к проверке (причины контроля) Какие нарушения предполагаются
Снижение налоговой нагрузки по отношению к среднеотраслевому уровню (на 10% и ниже) Появляется подозрение в экономии на налогах
Отсутствие активного общения в период заключения договора, нарушение правил его оформления, отсутствие достоверных сведений о местонахождении площадей Взаимодействие с контрагентами, вызывающими подозрительность (недоверие)

Превышение темпов увеличения расходов над доходами
Предположение о занижении доходов, завышении расходов
Продолжительные убытки Несоответствие убытков повышению выручки от реализации
Низкая зарплата сотрудников (ниже среднего по отрасли на 10%) Подозрение на выплаты «в конвертах»
Сомнительность договоров с существующими посредниками Подозрение, например, на манипуляции с товаром, который в данном объёме, в данное время просто не мог быть произведён. Несоответствие обозначенных материальных ресурсов фактическим данным, другое.
Изменение местонахождения Специальная отсрочка для исправления выявленных нарушений
Несоответствие среднеотраслевому уровню рентабельности Занижение показателей

Распространёнными мерами налоговиков для поиска информации и доказательств являются следующие :

  1. Опрос контрагентов (сотрудников по договору), всех возможных свидетелей.
  2. Штрафование свидетелей за неявку.
  3. Посещение свидетелей, при их неявке по вызову, на дому с составлением протокола и фиксацией на видео.
  4. Использование возможностей участкового инспектора в поиске свидетелей, допрос его с целью приобретения информации.
  5. Поиск неформального подхода, альтернативных источников, использование фото, аудио, видео фиксации фактов, которые с мая 2016 года правомочны как доказательства в суде.
  6. Поиск информации, улик в интернете, в базе 2-НДФЛ, по запросам в банках, ГИБДД, ПРФ.
  7. Изъятие вещественных доказательств (жёстких дисков, компьютеров) в присутствии полицейских.
  8. Использование распечаток звонков сотовой связи и социальных телефонных опросов.

Советы по оптимальным вариантам поведения директора в случае проверки могут быть следующие :

В 2020 году предприятия будут включены в план налоговых проверок в следующих случаях:

  1. Если сумма нарушений выше 10 млн. рублей.
  2. При наличии грубых нарушений или полном игнорировании требований налоговой отчётности.
  3. Если организация внесена в план на 2020 год по итогам камеральной проверки.
  4. При нулевом балансе, инициировании процесса ликвидации.
  5. При вхождении в число крупнейших налогоплательщиков.
  6. По поручению правоохранительных органов.

Ответственность по итогам

Инспекция вправе применить к предпринимателям, юридическим лицам санкции налоговой ответственности. Некоторые документы могут быть переданы в ОВД для возбуждения уголовного дела. Степень наказания зависит от выявленных нарушений и условий, отягчающих их либо смягчающих.

Снятие налоговой ответственности предполагается в следующих случаях : при истечении срока давности, невиновности в правонарушении, связанном с налогами. Исключают вину стихийные бедствия, форс-мажорные обстоятельства, исполнение указаний в письменном виде контролирующих ведомств.

Список смягчающих и отягчающих условий отражён в статье 112 НК РФ . Налоговая ответственность не гарантирует освобождение от уголовной или административной.

Мораторий на проверки малого бизнеса действует в случае, если компания не допускает нарушений. Но для некоторых видов деятельности мораторий на проведение проверок малого бизнеса не действует.

Компании, которые закон относит к субъектам малого предпринимательства , фактически освободили от плановых проверок со стороны различных ведомств. Мораторий на проверки малого бизнеса ввели с 1 января 2016 года. С этой даты малые предприятия в плановом порядке не проверяют. Действие моратория на проведение проверок малого бизнеса продлится до конца 2018 года. Но ограничение распространяется только на плановые проверки. Также если в компании обнаружат нарушения, ее включат в план. Кроме того, в ряде случаев мораторий на проверки малого бизнеса по закону не действует.

Мораторий на проверки малого бизнеса ввели для поддержки компаний

К компаниям малого бизнеса относят юридические лица и индивидуальных предпринимателей, у которых:

  • в штате до 100 человек включительно;
  • объем прибыли за прошедший отчетный год не превысил 800 млн руб ();
  • иные лица обладают долей участия в ООО не более 25%, если это госструктура или религиозная организация, и 49%, если это частные компании, которые не являются субъектами малого бизнеса.

В отношении таких субъектов бизнеса с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводят плановые проверки тех или иных ведомств ( Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»). С одной стороны, мораторий на проверки малого бизнеса ввели, чтобы поддержать его развитие. Постоянное вмешательство со стороны различных структур может создавать препятствия нормальной деятельности компании. С другой стороны, так реализуют риск-ориентированный подход . Контролеры будут посещать те организации, о которых есть сведения, побуждающие к проверке.

Мораторий на проверки малого бизнеса действует в отношении большинства таких компаний

Согласно статье 26.1 закона 294-ФЗ мораторий на проверки малого бизнеса в 2017 году действует в отношении юридических лиц и ИП, которые подпадают под критерии малого бизнеса (см. Действие моратория на проверки малого бизнеса в 2018 году также продлится.

Если на малое предприятие пришли с плановой проверкой, контролеры обязан разъяснить представителям компании содержание ст. 26.1 закона 294-ФЗ. При условии, что для плановой проверки нет оснований, а предприятие относится к субъектам малого бизнеса, проведение мероприятия прекратят и составят акт (ч. 5. ст. 26.1 закона 294-ФЗ). Представители ведомства не могут нарушать требования закона и проводить проверку, если соблюдаются данные условия. Итоги такой проверки признают недействительными (ч. 7 ст. 26.1 закона 294-ФЗ).

Однако не все малые предприятия освободили от плановых проверок.

Мораторий на проверки малого бизнеса по закону не касается некоторых видов деятельности

Существуют исключения, когда мораторий на плановые проверки малого бизнеса не действует. в первую очередь, если вид деятельности индивидуального предпринимателя или юрлица входит в список, который утверждает Правительство РФ (ч. 9 ст. 9 закона № 294-ФЗ). В частности, это деятельность в сферах здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики и т. п.

Мораторий на проведение проверок малого бизнеса не распространяется на нарушителей

Если станет известно, что в компании есть нарушения, соответствующее ведомство проведет внеплановую проверку. Если нарушение подтвердят, в отношении организации вынесут постановление об административной наказании. В течение следующих трех лет компанию могут включить в план. В таком случае мораторий на проведение проверок малого бизнеса действовать не будет (ч. 2. ст. 26.1 закона 294-ФЗ).

На мораторий на проверки малого бизнеса можно сослаться при оспаривании, если компанию включили в план

Субъект малого бизнеса могут внести в план проверок по ошибке или на основании устаревших данных. Если это произошло, компания вправе оспорить решение контролеров. Для этого нужно направить заявление в соответствующий госорган. В заявлении следует сослаться на действие моратория на плановые проверки малого бизнеса. Заявитель должен подчеркнуть, что компанию собираются проверять в нарушение положений закона. О том, как оформлять заявление, в каком порядке подавать и какие документы потребуются, определяет Правительство РФ (ч. 3 ст. 26.1 закона № 294-ФЗ).

Действие моратория на проверки малого бизнеса в 2018 году будут учитывать при составлении плана

Ведомства ежегодно составляют план проверок. Поскольку действует мораторий на проверки малого бизнеса в 2018 году, компанию освободят от вмешательства контролеров, если в отношении нее не будет данных согласно ч. 2 ст. 26.1 закона 294-ФЗ. При разработке плана каждое ведомство получает информацию от других в рамках межведомственного информационного взаимодействия. Контролеры обязаны проверить поступившие сведения (ч. 4 ст. 26.1 закона № 294-ФЗ).

Независимо от введения моратория на проверки малого бизнеса ряд ведомств продолжит регулярно проверять все малые предприятия в плановом порядке (ч. 6 ст. 26.1 закона 294-ФЗ).

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

Читайте также: