Поговорка сколько добра не делай. Не делай добра - не получишь зла? Притча не делай добра не получишь зла

Две вишни. Притча святителя Николая Сербского

У одного человека было две вишни перед домом. Одна была злая, а другая добрая. Когда бы он ни выходил из дома, они звали его и о чем-то просили. Злая вишня всякий раз просила разное: то “окопай меня”, то “побели меня”, то “напои меня”, то “отведи излишнюю влагу от меня”, то “заслони меня от жаркого солнца”, то “дай мне больше света”. А добрая вишня всегда повторяла одну и ту же просьбу: “Господин мой, помоги мне принести добрый урожай!”
Хозяин был одинаково милостив к обеим, ухаживал за ними, внимательно выслушивал их просьбы и выполнял все их желания. Он делал то, что просила и одна, и другая, иначе говоря, злой вишне давал все, что она требовала, а доброй – только то, что считал нужным, имея конечной целью прекрасный преобильный урожай.
И что же потом случилось? Злая вишня сильно разрослась, ствол и ветви блестели, будто маслом намазанные, а обильная листва была темно-зеленой, раскидистой, как густой шатер. В отличие от нее добрая вишня своим внешним видом ничьего внимания не привлекала.
Когда же пришло время урожая, злая вишня уродила мелкие редкие плоды, которые из-за густой листвы никак не могли дозреть, а добрая принесла много-премного очень вкусных ягод. Стыдно стало злой вишне, что она не смогла дать такого урожая, как ее соседка, и стала она роптать на хозяина, укоряя его за это. Хозяин рассердился и ответил: – Разве я в этом виноват? Не я ли целый год выполнял все твои желания? Если бы и ты думала только об урожае, я бы и тебе помог принести такие же обильные плоды, как у нее. Но ты притворялась, что умнее меня, который тебя посадил, вот поэтому-то ты и осталась бесплодна.
Горько раскаивалась злая вишня и обещала хозяину, что в следующем году она будет думать только об урожае, и его будет просить только об этом, а обо всем остальном предоставит заботиться ему самому. Как обещала, так и сделала – стала вести себя, как добрая вишня. И на следующий год обе вишни принесли одинаково хороший урожай, а радость их, как и хозяина, была велика.
***
Мораль этой простой притчи ясна для всех, кто Богу молится.
Хозяин сада есть Бог этого света, а люди есть Его саженцы. Как и всякий хозяин, Бог требует от Своих насаждений урожая. “Всякое дерево, которое не родит добро, рубят и в огонь бросают!” – говорится в Евангелии. Поэтому прежде всего и больше всего требуется заботиться об урожае. И должно молиться Хозяину – Богу, “Господину жатвы”, о добром урожае. Не нужно просить Господа о мелочах. Посмотри, ведь никто не идет к земному царю, чтобы попросить его о какой-нибудь мелочи, которую можно легко получить и в другом месте.
“Господь наш есть Господь Даритель”, – говорит святой Иоанн Златоуст. Он любит, когда дети Его просят у Него нечто великое, достойное царевича. А наибольший дар, который Бог может дать людям, есть Царство Небесное, где Он Сам царствует. Поэтому Господь Иисус Христос велит: “Ищите прежде всего Царствие Божие, а остальное вам добавится”. И еще Он велит: “Не беспокойтесь о том, что будете есть, или что будете пить, или во что одеваться. Ваш Отец Небесный знает, что вам все это требуется”. И еще Он говорит: “Знает Отец ваш еще прежде молитвы вашей, что вам нужно!”
Итак, что нужно просить у Бога? Прежде всего то, что есть самое лучшее, самое великое и самое бесконечное. А это и будут те духовные богатства, что называются одним именем – Царство Небесное. Когда прежде всего об этом мы просим Бога, Он дает, вместе с этим богатством, и все остальное, что нам требуется на этом свете. Конечно, не возбраняется просить Бога и об остальном, что нам нужно, но об этом можно просить только заодно с главным.
Сам Господь учит нас молиться и о хлебе каждодневно: “Хлеб наш насущный даждь нам днесь!..” Но эта молитва в “Отче наш” стоит не на первом месте, но только после молитвы о святом имени Божием, о приходе Царствия Небесного и о владычестве воли Божией на земле, как и на Небе.
Итак, сначала духовные блага, и только потом материальные. Все материальные блага – из праха, и Господь их легко творит и легко дает. Дает их по милости Своей даже тем, кто об этом и не просит. Дает их и животным, как и людям. Однако духовные блага Он никогда не дает ни без воли человеческой, ни без искания. Самые драгоценные богатства, то есть духовные, такие, как миролюбие, радость, доброта, милость, терпение, вера, надежда, любовь, мудрость и другие, Бог может дать так же легко, как дает материальные блага, но лишь тем, кто возлюбит эти духовные сокровища и кто будет о них просить Бога.

есть поговорка: "не делай людям добра - не получишь зла". как вы её понимаете? и получил лучший ответ

Ответ от Алёна Калинина[новичек]
дурацкая поговорка

Ответ от Особое мнение [гуру]
я так понимаю,
что ею оправдываются ленивые.


Ответ от Kosh [гуру]
Делая добро, не нужно расчитывать, на адекватное возмещение. В противном случае, это уже меркантильный расчет:)


Ответ от Ёнегурочка [гуру]
Люди вечно чем-то недовольны. Стараешься, делаешь, а они носом крутят: все не так, этого не хотим, хотели того.... Может и так как-то можно трактовать. . .А еще - "благими намерениями дорога вымощена в ад"....не совсем понятна..)))


Ответ от Лилия Миронова [гуру]
Так и понимаю. Пожалеешь человека - на шею сядет, материально поможешь (без отдачи) - будет регулярно выпрашивать помощи еще и еще.... А делом помочь - это совсем глупо, т. к. тупо обосрут, не так, понимаешь, надо было....


Ответ от Просто Славик [гуру]
"Сделал добро, бросай его в воду"


Ответ от Гарри Тов [гуру]
За каждое доброе дело можешь получить доской по голове. Знаю из собственного опыта.


Ответ от Anna [гуру]
Совершенно дурацкая поговорка, которую я не понимаю и понимать не хочу, ею не руководствуюсь и другим не советую))


Ответ от юнь хань [гуру]
Делающий добро воспринимается как слабак. А если слабый, то можно его и подмять. Общество не сильно окультурилось со времён охоты на мамонтов.



Ответ от *&*Natali *&* [гуру]
стараюсь ее не придерживаться, т. к. с моей шеи потом очень долго спиногрызов снимать.. .
халявщики, как пиявки...


Ответ от Ѐимский [гуру]
вилами по воде писано


Ответ от ИксИгрекЗет [гуру]
Руководствоваться по жизни этой поговоркой могут только в чём-то несчастные или же совсем злые люди.
Многие сами ещё не поняли, что ожидать в ответ на хорошие дела какой-то награды - не надо. И нельзя считать, что все должны теперь тебя век благодарить.
Услышав впервые эти слова, многие поражаются "насколько же это верно", чаще всего это бывают молодые. Особенно, если они наткнутся на неблагодарность, а то и на что-то нехорошее со стороны облагодетельствованного ими человека.
Но если эти молодые люди достаточно умные (как, конечно, большинство людей) , то с возрастом начинают понимать, что жить по этой, не очень хорошей пословице - только себе хуже делать.


Ответ от Геннадий Чичеров [гуру]
Ни одно доброе дело не остаётся безнаказанным!,


Ответ от Мария Ольшевская [активный]
"человек, сделавший кому-то добро, бессознательно настроен на отдачу со стороны второго"
Вот потому-то не надо делать "добро". Надо просто выполнить просьбу человека. Когда поступаешь по совести потом не о чем сожалеть - отказала так отказала, помогла так помогла.
"Когда левая рука подает милостыню, правая не должна об этом знать".


Ответ от Людмила Грачева [новичек]
Истинное добро не нуждается в благодарности. Сделал доброе дело и забудь, оно тебе всё равно вернётся, если не тем кому сделал, то обязательно кем-то другим. Добро как и зло - это бумеранг.


Звонит знакомый-надо ПК посмотреть, что то барахлит. Приехал, проверил, подкрутил, все ОК заработало. Уехал. Звонок. "Алле?" "Ну, ты и м*дак, спасибо тебе..."далее отборный мат, мнение о том какая я нехорошая личность и вопрос-зачем ТЫ сломал мой ПК!? Все мигает, я нажимаю кнопки а монитор не загорается! ТЫ сломал! О_о уточняю, что и где мигает. Оказывается, после моего ухода он оставил ПК и тот "уснул". Стал нажимать на клавиатуре кнопки-не включается. А нажать Power на системнике-не судьба. Подсказал куда нажать и зарекся больше помогать ему.
Вторая. На работе мы можем взять максимум 1.5 ставки. Если Саша хочет 2 ставки, то сам пишет на 0,5, вот у него уже 1,5 ставки и просит Ваню написать на 0,5. Ваня получает деньги и отдает их Саше. За "беспокойство" Саша с каждой получки делает Ване символический откатик:) И дернуло меня связаться с одним типом-говорит, напиши на 0,5 ставки еще заявление, а я работать буду. Мне не сложно. ЗП получаю, отдаю его долю ему. Получил 3200, отдал 3000, 200 должен. В следующий раз 3300 получил я, отдал 3500, тк 200 должен был. Так и работали,пока не истек срок контракта. А в конце, когда этот тип уходил, заявил всем, что я с каждой ЕГО зарплаты забирал себе по 300-400 рублей. О_о это был хороший мне урок, как подписываться на финансовые дела. Больше ни ни.
Третья история. Тогда в универе учился. Идет бабуля, тащит сумки. Вам помочь? Ой, если не трудно. Метров 300 прошли, дошли, я на крыльцо сумки поставил у входа в подъезд, бабуля полезла за чипом от домофона, а я навострился домой. Тут бабуля:
- Как вам не стыдно! Верните мой кошелек!
Я сначала не понял, кому она это говорит. А она снова смотрит и говорит:
- Отдайте кошелек! Он был в сумке, а теперь пропал! ВЫ сумку несли и вытащили! О_о Я милицию вызову!
Вызывать не пришлось, тк отделение находилось в соседнем подъезде. Ну, пошли туда, где бабуля сразу заявила дежурному, что я ее обокрал. А дежурный подколол,- так если он обокрал, что же он с вами пришел. Сказал ждать участкового. Участковый выслушал наши версии, я показал, что в кармане телефон и 500р. Бабуля сразу заверещала:
- мои, мои деньги! Обокрал!
Участковый вздохнул и предположил, что кошелек возможно выпал, когда тащили сумки. Бабуля стояла на своем:
- Обокрал! Это мои деньги!
Следователь:
- Так у вас кошелек, или деньги пропали?
Бабуля как мантру повторяла:
- Это мои деньги, отдайте
Участковый вздохнул, уточнил где последний раз бабуля видела кошелек и велел нам следовать за ним. Выйдя на улицу, я увидел, что около подъезда бабули крутится такая же бабка, завидев потерпевшую, заголосила:
- Алесандравна! На! Ты ж забыла у меня в магазине! И отдает ей кошелек...
Участковый:
- Все? Пропажа найдена?
Бабуля:
- Кошелек да, а те 500р, которые у него в кармане, это ж мои!
Участковый развернулся и пошел в отделение, проходя мимо меня, тихо буркнул
- заипали...
Потом мне рассказали, что бабули с этого дома просто жили в этом отделении, наведываясь туда по 3-4 раза в день, - то газеты воруют, то кот чужой залез, то Пятровну похитили-на звонки не отвечает и прочее, прочее... Спустя много лет, начитавшись всяких историй, считаю, что в третьей истории мне еще крупно повезло...

Не делай добра — не получишь зла. Конечно, не нужно говорить столь категорично. Но прижилась в народе эта поговорка не случайно. Как-то уж больно часто, помогая кому-то, доверяя, человек оказывается «в дураках» или становится жертвой обмана. Здесь речь идет даже не о благодарности, а о том, что человек страдает от своего добра. Например, зная доброту народного артиста Юрия Никулина, к нему часто приходили люди, просили денег. Он помогал всем. И, как рассказывали его родные, люди, которым он помогал, мягко говоря, не всегда нуждались. Это безобидный пример. А сколько было случаев, когда, например, пуская на ночлег незнакомого человека с улицы, хозяин квартиры оказывался ограбленным, а в худшем случае убитым. На эту тему мы говорим сосвященником Владиславом Чернецом.

— Отец Владислав, выражение «Не делай добра — не получишь зла», конечно, слишком категорично, но и совсем отрицать его нельзя. Почему человек расплачивается за добро?

— Когда человек делает добро, он не должен требовать ни от Бога, ни от людей его возвращения. В христианском понимании делание добра — это исполнение главной заповеди Христа: любите друг друга (Ин. 15, 12). Господь в Евангелии ясно говорит, что мало любить любящих нас, ибо так же поступают и язычники. Христианская любовь заключается в полной бескорыстной самоотдаче: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5, 44). Бог попускает козни лукавого для нашего спасения, чтобы мы научились терпению и смирению. Если мы не делаем добра, то не можем узнать, насколько несовершенны в своем доброделании. Ведь делая добро, человек в большинстве случаев требует «бартерный обмен». Промысел Божий действует совсем иначе. Для нашего же спасения, чтобы человек узнал о себе больше, увидел свою греховность, зло в самом себе, нам порой действительно воздают злом за добро.

— Как, по-Вашему, так было всегда на Руси, или случаи черной неблагодарности участились в последние десятилетия?

— И не только на Руси, но и во всем мире с момента грехопадения наших прародителей. В Библии мы видим множество примеров на данную тему. Неблагодарность за добро, которое мы делаем людям, дана нам Богом во смирение и познание собственной души. Отношения между Богом и человеком, делание добра и стремление к Всевышнему — это вечные вопросы, а остальное меняется в мире, как внешнее проявление жизни. Поэтому как во времена древней Руси, так и в наше время эти вопросы всегда для человека актуальны.

— Возможно, есть рецепт от этого? Может быть, просто не нужно предлагать помощь людям или, грубо говоря, «лезть со своим добром»?

— На это очень хорошо ответил святитель Тихон Задонский: «Уклоняйся от зла и делай добро ради Бога, а не ради иной какой причины: потому уклоняйся от зла, что Он то запретил, и потому делай добро, что сие повелел Бог. Ибо все то неугодно Богу, что делается не ради Бога. Да будет же целью во всех делах твоих воля Божия, которая не хочет зла и хочет добра».

А по поводу «лезть со своим добром» этот же святой тонко подметил: «Не делай того, что совесть возбраняет тебе делать, ибо, что совесть непогрешительная возбраняет, то возбраняет и закон Божий. Совесть добрая согласна закону Божию. Закон Божий говорит: “Не убивай, не кради”, и прочее, - то же слышишь и в совести твоей, и она то же тебе говорит. Берегись же делать то, что совесть запрещает, дабы не уязвить душу твою, уязвив совесть». Таким образом нам святой советует: если мы будем жить по совести, то мир будет намного добрее, то же самое и в личностных отношениях между людьми.

— Можно ли сказать, что у добра есть обратная сторона? Когда, делая добро, человек, не желая того, совершает зло. Например, бабушка снабжает деньгами внука, а тот их тратит на алкоголь?

— Святые отцы говорят, что главная добродетель — это рассудительность. Если наша помощь потворствует пьянству, страстям и просто человеческой лени, то эта помощь является «медвежьей услугой». Одна русская поговорка гласит: «Хочешь помочь другому — дай ему не рыбу, а удочку». То есть если хочешь помочь человеку — помоги, но так, чтобы он смог возобладать над плотью и страстями. Поддержать человека, помочь ему в трудный момент, конечно же, нужно, но и сам человек всегда должен прилагать усилия для своего исправления и покаяния. Ведь покаяние означает не только «акт сокрушения», но изменение, преображение собственного ума, изменение собственной жизни, труд над собой, жизнь по заповедям. То есть покаяние в полном смысле — это процесс преображения души, процесс восхождения к Богу, и этот труд не может быть лёгким.

— Как правильно делать добро? Возможно, для этого не нужно быть чрезмерно жалостливым? А может быть, следует быть жестче и хладнокровнее?

— Ни в коем случае так поступать нельзя, потому что это противоречит как христианскому образу жизни, так и не присуще вообще человеку и его совести. Как выразился христианский апологет Тертуллиан: «Душа человека по природе своей христианка». Поэтому творить дела нужно, не порождая зла. Преподобный Пимен Великий говорил: «Злоба не уничтожает злобы. Но если кто делает тебе зло, тому ты делай добро, чтобы добрым делом уничтожить злобу». Именно так, а не иначе работает христианская доброта.

— Были ли в Вашей практике случаи, когда прихожане «презлым платили за предобрейшее»?

— Да, конечно же, в моем священническом служении были такие случаи. И мне вспоминаются слова: будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф. 10, 16). Ведь в этом совете одно не исключает другое, а дополняет, и в разных жизненных обстоятельствах нужна и мудрость, и простота. Замечательны слова преподобного Марка Подвижника: «Радуйся не сразу после того, как сделаешь кому-либо добро, но когда без злопамятства перенесешь последующее за тем испытание». То есть, нам нужно не тщеславиться и «почивать на лаврах», а смиренно быть готовыми снова и снова делать добро во имя Бога, несмотря на свою неуклюжесть, неблагоприятные обстоятельства и противодействия лукавого.

Наталья Колоярова, г азета «Курьер Поволжья»

Читайте также: