Мусульманская этика. Понятие "мусульманская этика" Мусульманская этика

Кондрашов В.А. Мусульманская этика Мусульманская этика - концепция морали, основанная на вероучении ислама (мусульманства). Она исходит из божественного происхождения нравственности, её абсолютной истинности, вечности и неизменности. По представлениям мусульман, до появления пророка Мухаммада люди жили в состоянии дикости и невежества, из которого они вышли благодаря его учению. Мусульманская учение о морали утверждает, что только воля Бога может быть её источником. Попытка же человека жить по своему усмотрению ведет его к пороку, ибо низменная природа человека тянет его к греху, и только страх божьего наказания и надежда на будущее блаженство может вернуть его на стезю добродетели. Только верующий мусульманин может творить добрые дела, неверующим это не дано. Содержание того, что Аллах требует от людей, изложено в законе, данном в его откровении - Коране и Сунне. Безграничному всевластию бога отвечает закон, охватывающий все стороны жизни, в том числе мирской -- вся без исключения жизнь человека должна регламентироваться волей Аллаха. Ислам является в этом смысле "религией книги и закона", вся жизнь верующих полностью подчинена закону. Как сказано в Коране, "благочестие перед Богом есть покорность" (Коран, 3: 17). Это единственно возможная позиция человека перед богом -- его непостижимой волей. Подчиняться божественной воле следует не потому, что она благая, а потому, что она божественная, всемогущая воля. При этом Аллах милостив к тому, к кому он благоволит. Это придает мусульманству фаталистический характер и задает такую религиозную позицию, согласно которой человек и его судьба находятся в полной зависимости от непостижимой воли бога. Это же предопределяет догматический некритический характер мусульманской морали, не приемлющей ни сомнений, ни попыток разумного осмысления норм и принципов этой морали, а также её воинственную нетерпимость к инакомыслию. Высший нравственный долг и главная жизненная задача человека - служение Аллаху, его восхваление, неустанное стремление заслужить его благосклонность. Ведь сама жизнь дана человеку Богом для того, чтобы поклонением и служением, смирением и терпением он стремился заслужить милость Аллаха, а с нею надежду на вечное блаженство в раю. Поэтому все свои поступки человек должен совершать во имя Аллаха, любое дело начиная с произнесения формулы: "Во имя Аллаха милостивого, милосердного..." Абсолютная преданность Аллаху оказывалась в исламе несовместимой с признанием ценности других типов мировоззрения, следование которым превращало человека в "неверного", которые рассматривались как явные и скрытые враги мусульман. Отношение к ним оказывается бескомпромиссным - Коран прямо призывает "избивайте многобожников" (Коран, 9: 5), если они отказываются следовать путём, предначертанным Аллахом. Еще более суров Коран по отношению к неверующим, которым полагается "удар мечом по шее" и "великое избиение" (Коран, 47: 4). Даже религиозная вера в чужого единого Бога не избавит таковых от кары, покуда их вера не исправится: "сражайтесь с ними, пока не будет искушения, и религия вся будет принадлежать Аллаху" (Коран, 8: 40). Поэтому великим проявлением мусульманского благочестия является "священная война" в целях распространения ислама - джихад. Мусульманская этика утверждает, что достижение вечного блаженства предполагает совершение мусульманином добрых поступков и отстранение от злых, а также постоянное очищение от грехов предписанным исламом способом - молитвами, обрядами, постом. Прежде всего, это соблюдение "пяти столпов веры" и следование предписаниям Корана, Сунны, наставлениям служителей культа. Нравственные наставления ислама в значительной мере выражают простейшие общечеловеческие ценности - "не лги", "не убивай", "почитай старших", "уважай родителей", "помогай ближнему". Но еще больший вес там имеют религиозные заповеди - "будь богобоязенным", "бойся греха", "не забывай о дне суда", "смири гордыню, будь кроток и терпелив". Мусульманская религиозная мораль стремится воспитать своих последователей в духе смирения, кротости, покорности перед Богом. Существенной чертой мусульманской морально-этической культуры является её тесная связь с обычаями и правом. Нравственные установления и правовые нормы объединены у мусульман в шариате - своде мусульманского обычного права. За нарушение норм мусульманской морали, носящей крайне аскетичный характер, нарушителю угрожали не только грядущие кары на том свете, но наказания в земной жизни. Вследствие этого моральное поведение контролируется здесь не только страхом перед гневом Аллаха, но страхом перед наказаниями здесь, на земле. До сих пор в мусульманских странах соблюдение норм мусульманской морали контролируется не только служителями религии, но и общественным мнением и даже полицией, а их несоблюдение может влечь наказания, причиняющие физические страдания и унижающие человеческое достоинство. Таким образом, мусульманская мораль разделяет все характерные черты религиозного морального учения, отличаясь только большим догматизмом, большей нетерпимостью и ориентацией на санкции - вознаграждения и наказания.

Введение ………………………………………………………………………………………………2

Этика Ислама ………………………………………………………………………………………...3

Заключение …………………………………………………………………………………………13

Список использованной литературы …………………………………………………………15

Введение.

Ислам – древнейшая и наиболее многочисленная из мировых религий, поэтому обращение к ней актуально всегда, особенно сейчас, когда мусульманские страны обращают на себя столь пристальное внимание.

Сегодня, благодаря террористическим актам, исламские страны считаются бандой разбойников и убийц, хотя на самом деле это и не так.

Прежде чем судить о народе, а тем более воевать с ним, нужно изучить его историю, а главное религию и этику, чтобы понять мотивы поступков, понять то, чем руководствуются люди в тех или иных действиях.

Возможно, именно тогда можно будет найти общий язык с мусульманами и обойтись без жестоких, кровопролитных войн.

Исламская этика.

«Слово «ислам» означает «покорность». Отношение правоверного мусульманина к богу есть отношение преданного, нерассуждающего слуги, слепо выполняющего его предначертания» (2; 212).

Коран является основным источником исламских канонов и учения. Его основные принципы касаются нравственных проблем. Также стороны жизни мусульман получили оценку в Сунне (собрании преданий о высказываниях и поступках Мухаммеда) и шариате (систематизированном своде мусульманских законов). Коран провозглашает о том, что Божественная Милость вездесуща и охватывает абсолютно все. «Наш Господь тот, кто сотворил все сущее, а потом указал ему прямой путь» (Св. Коран, 20:50).

Исламская мораль берет свое начало в единобожии и завершается в нем. Вера в Единого Создателя, не имеющего себе ни равных, ни подобных, заключена в формуле «Ля иляха иллалах» - «Нет Бога, кроме Аллаха». Аллах не похож ни на одного из своих созданий, ни в ком и ни в чем не нуждается, никого не рождал и не был кем-либо рожден. Аллах неповторим в своей сущности, качествах и действиях. Это Всемогущий Творец и Правитель судеб всего Мироздания. Строгий монотеизм предрасполагает к тому, чтобы у людей активизировалась потребность к изучению и осмыслению безграничного мира не только в масштабах Вселенной, но и своего внутреннего, духовного мира. Учение ислама проникнуто высшей справедливостью и заботой о человеке. В Коране сказано: «Поклоняйтесь Аллаху и не придавайте Ему ничего в сотоварищи, а родителям – делание добра, и близким, и сиротам, и беднякам, и соседу близкому по родству, и соседу чужому, и другу по соседству, и путнику, и тому, чем овладели десницы ваши. Поистине, Аллах не любит тех, кто горделиво хвастлив, которые скупятся и приказывают людям скупость, и скрывают то, что даровал им Аллах от своей щедрости… и тех, которые тратят свое имущество из лицемерия пред людьми…» (Св. Коран, 4:40 - 42).

Моральные нормы Корана предостерегают от дурных поступков для собственного блага человека, от его деградации и саморазрушения. В этом заключена высшая мудрость. «Он дарует мудрость кому захочет, а тот, кому дана мудрость, награжден великим благом» (Св. Коран, 2:269). Сподвижник пророка Мухаммеда,

Ибн-Зейд говорит: «Всякое слово, которое тебя увещевает, или призывает к совершению достойного, или удерживает от гадкого – это мудрость» (Св. Коран, 6;5). Более точным является высказывание Абу Джафара Мухаммеда бин Йакуба: «Всякое верное слово, порождающее правильное действие, есть мудрость» (Св. Коран, 6;6).

Предписанием Корана, высшей нравственной целью является стремление заслужить любовь и благорасположение Бога. Поступки во имя Аллаха возвращаются благом для всех. «И то, что бывает для их сотоварищей, это не доходит до Аллаха, а то, что для Аллаха, то доходит до их сотоварищей…» (Св. Коран, 6:137(136). В исламе человек всеми узами связан с единым Вечным Творцом, дающим жизнь и смерть. Речь идет об ответственности человека перед Богом, ответственности каждого из людей за свои поступки. Истинный мусульманин постоянно помнит это не только перед Аллахом, но и перед своей совестью и обществом в целом.

Упование на совесть особенно характерно для мусульманской морали. Верующий человек, утверждает этика ислама, не может совершить дурной поступок. Если человеческая совесть остается под защитой веры в своего Создателя, то каждый человек ощущает себя защищенным Могучим стражем, который помогает отгонять любую злую мысль или совершать недоброе действие. Связующим моментом между Творцом и человеком для сохранения самоконтроля человеческой личности является молитва, строго предписанная Кораном. Этим сохраняется удивительное чувство единения общины и всеобщего равенства перед Высшей Силой. Коленопреклонение перед Всемогущим вменено в обязанность еще и для того, дабы не был человек поклоняющимся никому, кроме Аллаха. Молитва удерживает от отчаяния и уныния из-за неприятностей в жизни или неисполнения желаний. Ежедневная пятикратная молитва дисциплинирует верующего, поддерживает его сознание в состоянии бодрствования. Она задает жизни мусульманина ритм и, что еще важнее, внутреннюю духовную размеренность.

Осуществление молитвы – дело совести каждого человека, определяемая степенью его веры и искренности перед Господом. Аллах запретил многие вещи, подрывающие братство между людьми.

Запрещены насмешки и издевательства над людьми. Верующему, признающему Аллаху, запрещено насмехаться над кем бы то ни было или превращать людей в объект своих издевательств, высокомерия и замаскированного тщеславия, презрительности по отношению к другим. Сказал Всевышний: «Пусть одни люди не издеваются над другими: может быть, они – лучше их!» (Сура «Комнаты», аят 11). Запрещено мусульманину хулить, злословить, высмеивать другого и выискивать недостатки у другого. Сказано: «Стягиваются раны от копья,но не заживут те, что язык нанес». Ислам запрещает обзывать друг друга, давать клички и прозвища. Допускающий этот харам подвергает опасности братство, отрицая мораль, такт, приличие. Ислам порицает подозрительность и недоверие друг к другу, ибо он хочет, чтобы общество его было основано на душевной чистоте, взаимном доверии, а не на подозрительности, злых мыслях, недоверии друг к другу. Ислам требует от мусульман чистоты внутренней и внешней. Поэтому так же, как недоверие, отвергается выслеживание и подозрительность. Исламом отвергается поклеп и хула. «И пусть одни из вас не поносят за глаза других» (Сура «Комнаты», аят 12). Клевета и сплетня – более страшный харам, нежели поклеп и напраслина. Коран осудил этот порок, говоря: «Не повинуйся же всякому любителю клятв, презренному хулителю, бродящему со сплетнями» (Сура, «Письменная трость», аяты 10 – 11). Запрещено обвинение целомудренных мусульманок в разврате, ибо в этом – великий вред для их репутации, для репутации их семей и опасность для будущего их.

Идеология ислама, его нравственные и правовые нормы, зафиксированные в Коране (а позднее и в сборниках хасидов), направлены на объединение разных народов на основе осмысления единой религии, Единого Создателя, ее обрядов и жизненных предписаний. Коран ниспослан для человечества как руководство всем народом планеты. Для мусульманина, признающего Одного Творца, все представители человечества равны между собой, будучи Его творениями. Ибо в Коране сказано: «Из Его знамений – творение небес и земли, различие ваших языков и цветов. Поистине, в этом знамение для знающих» (Св. Коран, 30:22). «О люди! Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга. Ведь самый благородный из вас пред Аллахом – самый благочестивый. Поистине, Аллах – Знающий, Сведущий!» (Св. Коран, 49:13). «Для мусульманина цвет кожи и языка – явные внешние различия внутри человеческого рода. Такого рода внешние различия – это отнюдь не причина для заискивания или презрения, поскольку ислам признает лишь один критерий различия между людьми – это моральные и духовные качества…, характер человека, уровень его знаний и следования исламу» (7;213). Ислам сочетает в себе основные человеческие добродетели, почитаемые и уважаемые каждым народом. Он создал эффективную систему законов этики, дозволенного и запретного. Нормативы благополучной жизни личности и общества считаются морально положительными – добром, а приносящие обществу вред поступки причисляются к аморальным – ко злу. В своем стремлении уклониться от формализма, ислам связывает этические ценности с любовью к Аллаху и к людям. В Коране говорится: «… Благодетелен тот, кто верит в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Коран, в пророков, благодаря своей любви к Аллаху раздает часть своего имущества своим близким, сиротам, оказавшимся в беде, путешественникам, бедным, пленным. Тот, кто соблюдает намаз, тот, кто соблюдает договоренности, терпеливо сносит невзгоды во время беды или на поле брани» (Св. Коран, 2:177).

Основные понятия: намерение-и-поступок, обязательные, рекомендуемые, безразличные, нерекомендуемые, непозволительные действия, запрет, воздаяние, Законодатель, правильное действие.

Этика (ахлак) в арабском языке - множественное число от «хулук». «Хулук» означает мотивацию, поведение. Нравственно-этические воззрения, сложившиеся в основном в средневековой арабо-мусульманской культуре, трудно отделить от остальных составных частей арабской философии и исламского мировоззрения, опирающегося на авторитет Корана. Мусульманская этика тесно переплетается с фикхом - религиозным правоведением в исламе. Ряд понятий фикха, получивших широкое распространение в классической исламской литературе, носят, в том числе, и этический характер. Прежде всего это система оценок намерения-и-поступка («пять категорий»).

Действия делятся на «обязательные», «рекомендуемые», «безразличные», «нерекомендуемые» и «непозволительные». Эта классификация соотносится, с одной стороны, с «запретом», с другой стороны - с вопросом о загробном «воздаянии» (будь то награда или наказание). «Запрет» - это воля самого Законодателя (Бога), или же приказы и запреты, содержащиеся в словах и делах Мухаммеда (хадисы).

«Обязательными» являются поступки, предписанные Законодателем; их выполнение награждается, а невыполнение - наказывается. «Непозволительные» поступки запрещены Законодателем, их несовершение награждается, а совершение - наказывается. «Рекомендуемыми» являются предписанные действия, неисполнение которых не наказывается, а совершение - вознаграждается. «Нерекомендуемые» - действия, совершение которых не наказывается, но воздержание от совершения вознаграждается. Что касается «безразличных» поступков, то к ним относятся такие, совершение или несовершение которых не нарушает волю Законодателя.

Эта сложная система складывалась исторически в процессе анализа религиозно-правовых текстов, что было вызвано потребностью истолковать характер запретов и рекомендаций, содержащихся в Коране. Возникал вопрос, как следует понимать некоторые императивы: как абсолютные, обязательные для всех членов исламской общины, или как «достаточно обязательные», выполнение которых одним из членов общины было достаточным, чтобы они считались исполненными. Так, общеобязательными стали т.н. «пять столпов ислама»: исповедание веры, молитва, ежегодный налог в пользу неимущих, пост в месяц рамадан и паломничество в Мекку. Необщеобязательным для мусульман является, например, приказание «искать знание» - достаточно, чтобы хотя бы некоторые члены общины отправились «на край земли» в поисках знания (имеется в виду религиозное знание, стремление к которому является обязанностью мусульманина, и в этом смысле в исламе невозможно утверждение «верую, потому что абсурдно»).


В свете указанного деления поступков ряд из них, а именно: «нерекомендуемые», «рекомендуемые» и особенно «безразличные», оказывались вне сферы религиозно-правового регулирования (можно не совершать некоторые «хорошие» поступки и поступать «плохо», т.е. нерекомендуемо, но позволительно). Таким образом, чрезвычайно возрастает роль неформального (морального) регулирования, где особое значение приобретают общественное мнение и самоотчет.

Здесь следует отметить характерное для ислама внимание к основополагающим принципам взаимоотношений между людьми. Это касается построения отношений в семье (забота о родственниках, достойное отношение к жене), в общине (почтение к соседу, так как соседи - продолжение семьи); отношение ко всем мусульманам («Человеку должно желать для

своего брата-мусульманина того же, чего он желает для себя») и к немусульманам (уважение к чужим ритуалам).

Поступок как действие, совершаемое человеком свободно и ответственно, рассматривается "в мусульманской этике неразрывно с намерением и действием. Любой поступок предполагает некоторую цель (отсутствие достойной цели делает его «напрасным»). Предполагаемая цель действия осмысливается как «намерение». Само намерение является таковым, только если оно непосредственно вызывает действие. С точки зрения этики ислама, иметь намерение - значит действовать.

Вместе с тем положение о связи намерения и действия вступает в силу только в тех случаях, когда их связь осуществима. Когда намерение не может быть совершено по объективным причинам, его отсутствие считается извинительным. Исламская этика не ориентирует человека на достижение цели любой ценой, для нее «достижение недостижимого» является бессмысленным, «преодоление непреодолимого» - абсурдом.

«Правильное» действие - это действие, опирающееся на должное (для этого действия) намерение. Так, ритуальная молитва, совершенная без соответствующего намерения, даже если были выполнены все необходимые внешние действия, считается «неправильной». С другой стороны, малейшее нарушение формальной процедуры также ведет к тому, что молитва считается «несостоявшейся».

Соотношение «намерение-действие» является важнейшим в исламской культуре и распространяется на все понятия, имеющие отношение к этической сфере. Так, в связи с имеющейся точкой зрения о «фатализме» ислама (понимаемом как следствие тезиса о необходимости принимать определенный Богом удел), Аль-Газали замечает, что лишь невежды могут полагать, что «упование» - это прекращение собственных усилий, что уповающий должен уподобиться «безвольной тряпке» или «куску мяса на колоде мясника». Упование непременно проявляется как действие, которое преследует определенные цели и является результатом их осознания.

Таким образом, объектом моральной оценки в исламе выступает неразрывная связь внешнего (как действия) и внутреннего (целеполагания); только их единство помогает достичь полноты осмысления поступка, и в целом, выбора человека. То же самое относится и к вере в Бога, которая понимается как сопряженность внешнего действия (высказывания), обнаруживающего веру, и внутреннего ее переживания.

Понятия «вина», «грех» в мусульманской этике связаны прежде всего с «нарушением должного» и «невыполнением обязательного», а не с причастностью ко злу как таковому. Такому пониманию способствует и отсутствие в исламском вероучении какого-либо упоминания о первородном грехе и соответствующее непризнание врожденной греховности человеческой природы.

Алъ-Газали А.Х. Воскрешение наук о вере / Пер. с араб. - М., 1980.

Алъ-Газали А.Х. Правильные весы / Пер. с араб. - М., 1980.

Вопросы для самоконтроля

1. Для кого из указанных философов характерно понимание материи как абсолютного зла (которому противостоит абсолютное добро - Единое):

1) Платон;

2) Плотин;

Введение.

Ислам - древнейшая и наиболее многочисленная из мировых религий, поэтому обращение к ней актуально всегда, особенно сейчас, когда мусульманские страны обращают на себя столь пристальное внимание.

Сегодня, благодаря террористическим актам, исламские страны считаются бандой разбойников и убийц, хотя на самом деле это и не так.

Прежде чем судить о народе, а тем более воевать с ним, нужно изучить его историю, а главное религию и этику, чтобы понять мотивы поступков, понять то, чем руководствуются люди в тех или иных действиях.

Возможно, именно тогда можно будет найти общий язык с мусульманами и обойтись без жестоких, кровопролитных войн.

Исламская этика.

«Слово «ислам» означает «покорность». Отношение правоверного мусульманина к богу есть отношение преданного, нерассуждающего слуги, слепо выполняющего его предначертания» (2; 212).

Коран является основным источником исламских канонов и учения. Его основные принципы касаются нравственных проблем. Также стороны жизни мусульман получили оценку в Сунне (собрании преданий о высказываниях и поступках Мухаммеда) и шариате (систематизированном своде мусульманских законов). Коран провозглашает о том, что Божественная Милость вездесуща и охватывает абсолютно все. «Наш Господь тот, кто сотворил все сущее, а потом указал ему прямой путь» (Св. Коран, 20:50).

Исламская мораль берет свое начало в единобожии и завершается в нем. Вера в Единого Создателя, не имеющего себе ни равных, ни подобных, заключена в формуле «Ля иляха иллалах» - «Нет Бога, кроме Аллаха». Аллах не похож ни на одного из своих созданий, ни в ком и ни в чем не нуждается, никого не рождал и не был кем-либо рожден. Аллах неповторим в своей сущности, качествах и действиях. Это Всемогущий Творец и Правитель судеб всего Мироздания. Строгий монотеизм предрасполагает к тому, чтобы у людей активизировалась потребность к изучению и осмыслению безграничного мира не только в масштабах Вселенной, но и своего внутреннего, духовного мира. Учение ислама проникнуто высшей справедливостью и заботой о человеке. В Коране сказано: «Поклоняйтесь Аллаху и не придавайте Ему ничего в сотоварищи, а родителям - делание добра, и близким, и сиротам, и беднякам, и соседу близкому по родству, и соседу чужому, и другу по соседству, и путнику, и тому, чем овладели десницы ваши. Поистине, Аллах не любит тех, кто горделиво хвастлив, которые скупятся и приказывают людям скупость, и скрывают то, что даровал им Аллах от своей щедрости… и тех, которые тратят свое имущество из лицемерия пред людьми…» (Св. Коран, 4:40 - 42).

Моральные нормы Корана предостерегают от дурных поступков для собственного блага человека, от его деградации и саморазрушения. В этом заключена высшая мудрость. «Он дарует мудрость кому захочет, а тот, кому дана мудрость, награжден великим благом» (Св. Коран, 2:269). Сподвижник пророка Мухаммеда,

Ибн-Зейд говорит: «Всякое слово, которое тебя увещевает, или призывает к совершению достойного, или удерживает от гадкого - это мудрость» (Св. Коран, 6;5). Более точным является высказывание Абу Джафара Мухаммеда бин Йакуба: «Всякое верное слово, порождающее правильное действие, есть мудрость» (Св. Коран, 6;6).

Предписанием Корана, высшей нравственной целью является стремление заслужить любовь и благорасположение Бога. Поступки во имя Аллаха возвращаются благом для всех. «И то, что бывает для их сотоварищей, это не доходит до Аллаха, а то, что для Аллаха, то доходит до их сотоварищей…» (Св. Коран, 6:137(136). В исламе человек всеми узами связан с единым Вечным Творцом, дающим жизнь и смерть. Речь идет об ответственности человека перед Богом, ответственности каждого из людей за свои поступки. Истинный мусульманин постоянно помнит это не только перед Аллахом, но и перед своей совестью и обществом в целом.

Упование на совесть особенно характерно для мусульманской морали. Верующий человек, утверждает этика ислама, не может совершить дурной поступок. Если человеческая совесть остается под защитой веры в своего Создателя, то каждый человек ощущает себя защищенным Могучим стражем, который помогает отгонять любую злую мысль или совершать недоброе действие. Связующим моментом между Творцом и человеком для сохранения самоконтроля человеческой личности является молитва, строго предписанная Кораном. Этим сохраняется удивительное чувство единения общины и всеобщего равенства перед Высшей Силой. Коленопреклонение перед Всемогущим вменено в обязанность еще и для того, дабы не был человек поклоняющимся никому, кроме Аллаха. Молитва удерживает от отчаяния и уныния из-за неприятностей в жизни или неисполнения желаний. Ежедневная пятикратная молитва дисциплинирует верующего, поддерживает его сознание в состоянии бодрствования. Она задает жизни мусульманина ритм и, что еще важнее, внутреннюю духовную размеренность.

Осуществление молитвы - дело совести каждого человека, определяемая степенью его веры и искренности перед Господом. Аллах запретил многие вещи, подрывающие братство между людьми.

Запрещены насмешки и издевательства над людьми. Верующему, при15

знающему Аллаху, запрещено насмехаться над кем бы то ни было или превращать людей в объект своих издевательств, высокомерия и замаскированного тщеславия, презрительности по отношению к другим. Сказал Всевышний: «Пусть одни люди не издеваются над другими: может быть, они - лучше их!» (Сура «Комнаты», аят 11).

Запрещено мусульманину хулить, злословить, высмеивать другого и выискивать недостатки у другого. Сказано: «Стягиваются раны от ко15

пья,но не заживут те, что язык нанес».

Ислам запрещает обзывать друг друга, давать клички и прозвища. Д15

опускающий этот харам подвергает опасности братство, отрицая мораль, такт, приличие.

Ислам порицает подозрительность и недоверие друг к другу, ибо он х15

очет, чтобы общество его было основано на душевной чистоте, взаимном доверии, а не на подозрительности, злых мыслях, недоверии друг к другу.

Ислам требует от мусульман чистоты внутренней и внешней. Поэтому так же, как недоверие, отвергается выслеживание и подозрительность.

Исламом отвергается поклеп и хула. «И пусть одни из вас не поносят за глаза других» (Сура «Комнаты», аят 12).

Клевета и сплетня - более страшный харам, нежели поклеп и напрасл15

ина. Коран осудил этот порок, говоря: «Не повинуйся же всякому любителю клятв, презренному хулителю, бродящему со сплетнями» (Сура, «Письменная трость», аяты 10 - 11).

Запрещено обвинение целомудренных мусульманок в разврате, ибо в этом - великий вред для их репутации, для репутации их семей и опас15

ность для будущего их.

Идеология ислама, его нравственные и правовые нормы, зафиксированные в Коране (а позднее и в сборниках хасидов), направлены на объединение разных народов на основе осмысления единой религии, Единого Создателя, ее обрядов и жизненных предписаний. Коран ниспослан для человечества как руководство всем народом планеты. Для мусульманина, признающего Одного Творца, все представители человечества равны между собой, будучи Его творениями. Ибо в Коране сказано: «Из Его знамений - творение небес и земли, различие ваших языков и цветов. Поистине, в этом знамение для знающих» (Св. Коран, 30:22). «О люди! Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга. Ведь самый благородный из вас пред Аллахом - самый благочестивый. Поистине, Аллах - Знающий, Сведущий!» (Св. Коран, 49:13). «Для мусульманина цвет кожи и языка - явные внешние различия внутри человеческого рода. Такого рода внешние различия - это отнюдь не причина для заискивания или презрения, поскольку ислам признает лишь один критерий различия между людьми - это моральные и духовные качества…, характер человека, уровень его знаний и следования исламу» (7;213). Ислам сочетает в себе основные человеческие добродетели, почитаемые и уважаемые каждым народом. Он создал эффективную систему законов этики, дозволенного и запретного. Нормативы благополучной жизни личности и общества считаются морально положительными - добром, а приносящие обществу вред поступки причисляются к аморальным - ко злу. В своем стремлении уклониться от формализма, ислам связывает этические ценности с любовью к Аллаху и к людям. В Коране говорится: «… Благодетелен тот, кто верит в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Коран, в пророков, благодаря своей любви к Аллаху раздает часть своего имущества своим близким, сиротам, оказавшимся в беде, путешественникам, бедным, пленным. Тот, кто соблюдает намаз, тот, кто соблюдает договоренности, терпеливо сносит невзгоды во время беды или на поле брани» (Св. Коран, 2:177).

В этом аяте содержится полная характеристика последователей ислама, к которым предъявляются требования не только быть искренними в вере, но и своими добрыми поступками быть готовым доказать свою веру в глазах друзей, близких и посторонних. А также они должны быть добрыми, спокойными и духовно устойчивыми. Таковы нормы поступков для разграничения добра и зла или для рассуждения об этих категориях. Подобный способ мышления является стержнем, вокруг которого зиждутся все способы человеческих отношений. «Поистине, Бог любит тех, которые хорошо обходятся» (Св. Коран, 7:13).

Ислам считается с принципом того, что прежде чем предписать ту или иную этическую заповедь, она должна восприниматься желанием и прочно усваиваться. Появление первоисточника знаний - Корана - положило конец заблуждениям, дикарству, пошлым навыкам, была создана подходящая атмосфера для реформ и новаторства, были решительно укреплены позиции моральных стандартов. Ислам источает энергию, которая заставляет от всего сердца, со всей душевностью, искренностью и серьезностью усваивать нравственные нормы. Это не продиктовано стремлением к манерности и оригинальности, нет и фальшивого страха. Религиозная этика отводит известным правилам специфические функции в общей схеме жизни, характеризуя их сферы и величину воздействия. Это вносит разнообразия в условия личной и общественной жизни людей, их гражданского поведения, активности во всех областях жизни.

Этика ислама охватывает все проблемы. Жизненные проблемы процеживаются через нравственную нормативную сетку, что спасает человека от господства над ним эгоистических страстей и желаний. Таким образом, исламская этика способствует созданию личностей, обладающих высокими морально-волевыми качествами. Ислам ставит человека в условие добра, создавая общественный порядок без участия негативных сил. Он не утверждает лишь благовоспитанность и человеческие добродетели, но и рекомендует способы уничтожения плохих навыков. Восторжествование совести и человеческих добродетелей не является лишь его основным требованием, он гарантирует их осуществление. Все те, кто имеет положительное отношение к этим требованиям, объединяются и называются мусульманами.

В соответствии с Кораном, самым достойным является тот, кто «занимает первое место по благочестию» (Св. Коран, 49:13).

Смирение, скромность, умение контролировать собственные страсти и желания, прямота, справедливость, терпение, исполнительность, единство между словом и делом - таковы морально-волевые качества, многократно отмечаемые в Коране. «Аллах любит терпеливых» (Св. Коран, 3:146).

«…которые преодолевают собственную ярость, которые умеют прощать. Аллах любит милосердных» (Св. Коран, 3:133-134). «Не поворачивайся спиной к людям и не зазнавайся, и не ходи по земле надменно, ибо Аллах не любит надменных» (Св. Коран, 31:18). Посланник Аллаха Мухаммед обобщает этические нормы мусульман следующим образом: «Когда я один и когда я среди людей, Аллах повелевает мне жить его мыслью и быть в его охвате восприятия со следующими заповедями:

Не судить никого, будучи в ярости или в радостном состоянии;

Выбирать средний путь между богатством и бедностью;

Восстановить дружбу с тем, кто ее прервал;

Заниматься мыслительной деятельностью в момент молчания;

Раздавать блага тому, кто не подает руки;

Быть справедливым» (1;7-9).

Все вышеперечисленное в исламе автоматически возлагает на его последователей.

Социальные проблемы в исламе решаются на милосердии, благородстве и отзывчивости. Существуют особые наставления даже по отношению к благодарности.

В обществе ислам уделяет особое внимание и благородству. Проблемы взаимоотношений в более широком круге включает вопросы и обязанности к соседям, близким и родственникам. Существует хадис о том, как следует относиться к соседям: «Тот не мусульманин, который сам сыт, в то время как сосед его голоден». Что касается близких и родственников, то приоритеты располагаются в следующем порядке: родители, супруг или супруга, дети, близкие и дальние родственники, соседи, друзья, знакомые, сироты, вдовы и вдовцы, нуждающиеся в помощи, друзья-мусульмане, люди остальные и животные. И каждому из этих категорий в Коране нашлось место и внимание, чтобы мусульманин поступал в границах дозволенного и запрещенного. Почет и уважение к родителям представляют собой один из важнейших разделов исламского учения, которому уделяется особое внимание. В Коране говорится: «Твой Господь повелевает… быть милосердным к родителям. Если один из них или оба живут с тобой на старости лет, никогда не оскорбляй их, радуй их добрыми словами» (Св. Коран, 17:23). «Когда они ослабли, будь снисходителен и милостив. Скажи: Господь, они вырастили и воспитали меня. Прости их» (Св. Коран, 17:24). «Дай своим близким, бедному и путешественнику-неудачнику то, что им полагается! Не растрачивай даром свои блага!» (Св. Коран, 17:26).

В соответствии с Кораном и Сунной, моральная ответственность любого мусульманина не ограничивается лишь его родителям. Он несет ответственность и перед соседями, и перед близкими. Ответственность эта в дальнейшем охватывает даже все человечество, животный мир, деревья и растения. Не разрешается, например, охота на птиц и зверей для развлечения. Плодовые и подобные им деревья можно рубить лишь имея специальное разрешение, в исключительных случаях.

Ислам учит, что плохо обращаться с животными означает не подчиняться воле Бога. Животные тоже имеют душу. «Если ты любишь Аллаха, то не можешь не любить его творения», - учит Коран. Согласно исламу этические причины защиты природы можно сформулировать так:

Окружающая среда - творение и защищать ее - значит сохранять15

ее ценности как проявление божьего духа;

Все части природы существуют для восхваления своего создателя;

коны природы сотворены Богом и основываются на концепции абсолютной продолжительности жизни;

Природа создана не только для нынешнего поколения.

Ислам очищает душу человека от себялюбия, от жестокости и террора, от тщеслав15

ия распущенности. Он - сторонник богобоязненных, самоотверженных, дисциплинированных, справедливых. Он стимулирует чувство ответственности и самоконтроля. Исламская религия внушает к живой и мертвой природе бескорыстное милосердие, щедрость, дружелюбие, справедливость, честность. Рекомендует доброту и великодушие. Основные нравственные добродетели ислама создают необходимые предпосылки для достижения общественного благополучия в наиболее высшей степени (1;10).

Затрагивая коллективные аспекты человеческих взаимоотношений, будет логичным описать этику семьи, отношений между мужчиной и женщиной. В исламе всячески поощряется брак. Тот факт, что мусульманские браки основываются на подчинении законам Корана, на общих убеждениях, ценностях, образе жизни, обеспечивает им прочный фундамент для построения совместной жизни. От мужчин и женщин требуется полное целомудрие до брака и абсолютная преданность супругу. Ислам почитает честь женщин неприкосновенной и настаивает на том, чтобы с ними обходились с должным достоинством и уважением. От них же требуется всячески хранить свою скромность и нравственную чистоту. Пророк Мухаммед сказал, что из всех вещей, разрешенных Богом, развод наиболее ненавистен Ему. Развод допустим разве что в качестве крайнего средства, когда все попытки примирения между мужем и женой потерпели неудачу. Поскольку семья является ячейкой общества и образует совокупность, именуемую государством, ислам предусматривает все стороны отрицательного и положительного факторов, влияющих на семью. Исламская семейная система принимает как единое целое супруга и супругу, мать и отца, детей и родственников, защищает их интересы. Поэтому в 58-ми государствах исламского мира не было и нет фактов отказных детей, отказных родителей или родственников.

«В семейно-брачных отношениях подчеркивается главенство мужчины,но учитываются и интересы женщин… Ислам санкционировал многообразные формы подчинения и унижения женщин (выдача замуж малолетних, похищение и продажа невест, затворничество, ношение чадры)» (2;217).

Мусульмане убеждены, что для создания у человека стойкого морального духа, укрепления доброго нрава не существует более возвышенного и действенного способа кроме религии. Все другие формы воспитания, претендующие на усовершенствование моральной стороны личности человека, абстрактно повторяют распространившиеся в сегодняшнем мире фразы «красота спасет мир», «добро порождает добро» и т.д. без учета изначального мотива и результата. Принято считать в сегодняшнем обществе, что зло или ложь необходимы и полезны по разным мотивам, т.е. конъюнктурно. Поэтому сложилось губительное мнение, что для безудержного проповедования таких нравов нет никаких препятствий. В таком обществе человек совершает добро ради корысти или самолюбия. «Во всех религиях лучшие люди нравственны из любви к добру и из отвращения ко злу, а люди низшего разряда держатся нравственных правил по внешним соображениям» (3;58).

Сподвижники Мухаммеда отмечали, что Его благопристойность была от Корана. Аббас Махмуд аль-Аннад вспоминал, например, что в воспитании добрых нравов у людей божественная добродетель неизбежна. Человек не приобретает добрую нравственность без веры в небесный источник и возвышения от своей земной природы. Это есть критерий высокого достоинства морали в исламе. Нет того преступления, от которого нельзя было бы избавиться чистосердечным раскаянием, кроме лишь дурной нравственности. Человек с ущербной нравственностью не успеет покаяться в одном преступлении, как уже готов совершить другое, гораздо худшее. Пророк Мухаммед говорил своим собеседникам: «Ахсинум ахлякикум», т.е. «улучшайте свои нравы». И учил мусульман мольбе: «О Аллах, приведи меня к наилучшим нравственным качествам, ибо никто, кроме Тебя, не приводит к лучшим из них, и убереги меня от дурных дел и дурных нравственных качеств… » (5;68).

Исламская этика на деле достойна подражания. Там описано даже как следует приветствовать друг друга. В Коране сказано: «А когда к вам обратятся с приветствием, приветствуйте тем, что лучше или отвечайте тем же» (Св. Коран, 4:86). Такое взаимоотношение рождает чувство доверия и братства между верующими. Информацией к размышлению является тот факт, что страны с развитой экономикой, имеющие новейшие технологии, пославшие человека на Луну, так и не смогли преградить путь отчужденности, равнодушию, а то и ненависти между своими гражданами.

В исламе действуют и наказательные меры в целях соблюдения нравственных ценностей. Коран признает справедливость норм равного воздаяния, не запрещая возмездия не потому, что в нем речь идет о насилии, а потому, что он сужает насилие, вводит в контролируемые рамки. Здесь возмездие оправдано как ограничение насилия между людьми. Но тем не менее в Коране Мудрость Божественного назидания выражается рекомендацией о том, что лучше простить.

Предлагается перспектива братства, которая рождается в вере, которая преодолевает вражду, непонимание и чувство мести. Хотя в Коране провозглашается и джихад - священная война с неверными. «Доброта и снисходительность к правоверным и непримиримость в преследовании неверных - одна из существенных особенностей Корана» (2;219).

В мусульманской медицинской этике кодекс Хаммурапи, является самой ранней записанной попыткой ясно сформулировать кодекс, определяющий поведение, включая поведение медиков. Несмотря на то, что народы Месопотамии использовали для лечения преимущественно магию и религиозные обряды, медицина обязана им многим, так как они весьма подробно описали на своих клинописных табличках множество заболеваний.

Они не только открыли некоторые медицинские методы, но и впервые стали изучать историю жизни пациента.

Мусульманская медицинская этика как в прошлом, так и сегодня полагается на традицию закона ислама.

Ключевыми элементами биомедицинской этики являются Понятия человеческой личности и смерти. Представление о человеческой личности определяет отношение верующего к такому акту, как добровольное прерывание беременности или к деторождению при. участии медицины. С определением смерти связана трансплантация органов, особенно в тех случаях, когда речь идет о жизненно важных органах скончавшегося донора.

С этим же определением связан и выбор по отношению к интенсивной терапии и к эвтаназии.

Понятие человеческой личности в исламе. С какой стадии своего развития зародыш человека может и должен считаться человеческой личностью? Коран косвенным образом определяет период, в течение которого

зародыш приобретает форму человека. Исходя из этих положений Корана, мусульмане делают вывод, что «о зародыше как о человеческой личности можно реально говорить начиная с первой недели четвертого месяца, т.е. на сотый день беременности».

Понятие церебральной смерти (смерть мозга). В мусульманских странах к определению церебральной смерти подходят строго. Церебральная смерть означает окончательную и необратимую остановку деятельности мозга (полушарий и мозгового ствола) с полным разрушением его клеток. При церебральной смерти с помощью искусственной вентиляции можно поддерживать жизнедеятельность других органов.

Деторождение при участии медицины. Существуют различные способы искусственного деторождения.

– Искусственное осеменение. Этот способ состоит во введении спермы

непосредственно в полость матки. К нему прибегают при стерильности одного из супругов. По мусульманским законам использование этого метода разрешается только в том случае, если донором спермы является законный супруг.

– Оплодотворение in vitro и пересадка зародыша (для женщин, страдающих непроходимостью маточных труб). Оплодотворение производят вне организма, а через 48 часов после оплодотворения образуется яйцо и этот зачаток эмбриона имплантируют в матку матери. Далее беременность протекает обычным порядком. Согласно исламу, оплодотворение in vitro считается законным только в том случае, если для него использован сперматозоид мужа женщины.

– Вынашивание чужого ребенка. Здесь может быть два случая:

1) Если яичники у женщины функционируют нормально, но она не может вынашивать ребёнка, у неё можно взять одну или несколько яйцеклеток для оплодотворения их in vitro спермой её мужа. Полученный таким образом зародыш через 48 часов помещают в матку другой женщины, которая рождает

ребёнка через 9 месяцев. Поскольку ислам признает полигамию, то вынашивающей матерью может быть вторая жена мужа, который даст свою сперму для оплодотворения яйцеклетки первой жены.

2) Ислам запрещает такой способ деторождения в случае, если яйцеклетка не принадлежит жене своего мужа или если ребёнок вынашивается посторонней женщиной.

Итак, мусульманская религия разрешает прибегать к искусственному деторождению при вмешательстве медицины только законным супругам и при

соблюдении следующих условий:

– необходимо знать донора половых клеток с тем, чтобы исключить кровосмешение и обеспечить законную родственную связь в соответствии с мусульманским правом;

– требуется взаимное добровольное и сознательное согласие законных супругов.

Трансплантация органов человека.

1) Живые доноры. У живого донора можно пересаживать органы, способные к регенерации (почка, костный мозг, печень). В этих случаях ислам не вводит никаких ограничений.

2) Мёртвые доноры. У мертвых зародышей признается законным единственный случай, когда органы используются в терапевтических целях. У мёртвых взрослых особей основным условием прекращения искусственного поддержания дыхания и кровообращения и последующего забора органа для пересадки является констатация церебральной смерти.

Читайте также: